От лекций Викентьева у меня регулярно подгорает, я извиняюсь за сленг, но послушать всё равно интересно и полезно. Да и давно не было уже его на тупичке, возвращение не может не радовать. Надеюсь, будут ещё рассказы про наших выдающихся деятелей!
Гегель: https://vikent.ru/author/5/ нужен был один раз - показать Зрителям, что не только «количество переходит в качество», но отрицательно количество ( = накопленные ошибки) переходит а АНТИкачество.
Есть психологически неприятная, но полезная электронная книга, где об этом рассказано подробнее:
Игорь Леонардович, спасибо огромное за труд. Ролик просто в тему моего состояния, из которого пытаюсь выбраться несколько месяцев уже как, теперь же перед глазами чёткая картина, как и что надо делать. Обратно благодарю!
Игорь Леонардович, в видео вы упоминали про понимание русского языка, как я понял, вы говорили про навык прочитать текст и выделить из прочитанного главное, сделать смысловую "выжимку". Как я понимаю этот навык, как и любой другой развивается постоянным тренингом. Если все правильно понял, то два вопроса по развитию:
1. Есть ли какие объективные показатели, по которым я сам смогу понять, что прогрессирую, не обращаясь к постороннему специалисту?
2. Имеет значение на каких материалах этот навык отрабатывается? Историческая, техническая, может художественная литература? Под художественной литературой я имею ввиду не книги про эльфов/космодесантников, а классиков вроде Льва Толстого, Шолохова или Теодора Драйзера.
Одним из примеров обучению многоходовок могут служить шахматные этюды. Сужу по блюдам Генриха Каспарчна, хотя есть масса других. Из личного опыта: смотришь на позицию и считаешь возможные варианты на 3-4 хода; выигрыша не видно; после часа мучений смотрю в ответ и оказывается, что один из вариантов, который я обдумывал, нужно было просчитать вглубь на 7 ходов и тогда видно выигрыш.
В шахматах есть любопытная методика, которая помогает улучшить тактические зрение. Книги называются Chess Mazes. Всю книгу смотреть нет смысла - достаточно первой главы для понимания принципа метода и его обоснования. Возможно, что-то подобное можно придумать в других областях, где требуется многоходовый насчёт.
А можно вас попросить ответить на несколько вопросов около нашей основной темы?
1. Интересно узнать про вашего студента (вы кратко упомянули)? И о проекте в целом...
2. Как коррелирует ваши исследования творчества и разработки в области нейрофизиологии? Они же по сути тоже пытаются понять, как устроен мозг и как он думает.
3. Вы говорили о людях от 30 лет, которые пришли к тупику. А есть ли наработки по темам, как встать на нужные рельсы сразу, минуя кризисы?
Игорь Леонардович, у Вас на сайте есть примечание о больных диалектикой.
Ссылка: https://vikent.ru/enc/4421/
> в любом крупном городе можно найти людей, откровенно больных философией и диалектикой в частности…
Можете ли вы подробнее рассказать, что это за болезнь, как проявляется и как не заразиться?
Дело в том, что я сейчас читаю "Науку Логики" Гегеля, и связанные с ней книги. С целью понять, что это за диалектический метод такой, о котором говорят марксисты и прочие левые.
В одном из видео Вы говорили, что название есть, а метода нет. Это меня и зацепило.
> Гегель: https://vikent.ru/author/5/ нужен был один раз - показать Зрителям, что не только «количество переходит в качество», но отрицательно количество ( = накопленные ошибки) переходит а АНТИкачество.
Что такое «отрицательное количество»?
«Количество», на мой взгляд, по определению может быть только «положительным», даже если это «накопленные ошибки» (или накопляемые ошибки). И они («накопленные ошибки») могут переходить в НЕ в «АНТИкачество», а в НОВОЕ, ДРУГОЕ (отличное от изначального) качество, если мы говорим о Науке логики (развитии и т.д.).
P.S. Это «отрицательное количество» похоже на утверждение - «отрицательный рост» (с, Правительство РФ) :))), хотя это называется «падением» (деградацией и т.д.), вместо того чтобы искать НОВЫЕ «качества» для роста (развития, успеха и т.д.), исходя (учитывая, анализируя и т.д.) «накопленные ошибки» - диалектика, а НЕ выполнять «домашние задания».
Я думаю как-то так, хотя могу ошибаться (не правильно Вас понял).
Поясню: ошибки суммируются, переходит в новое качество и... личность, увы, деградирует.
Замечу - процесс ещё плохо изучен.
Один из самых посещаемых разделов портала со дня его открытия в 2011 году
- 105 материалов: Деградация творческих личностей: http://vikent.ru/enc-list/category/284/
Важно: И.М. Лебедев просит всех Зрителей присылать вопросы, примеры неудач и успешных решений
по его теме - можно прямо на YouTube (см. ссылку выше).
При использовании материалов в книге - гарантирует ссылку на автора примера.
Если И.М. Лебедев хорошо доложиться у нас в наступающую субботу о продолжении своей работы:
https://vikent.ru/konf/, предложу Дмитрию Юрьевичу Пучкову встречу с юным дарованием.
> я сейчас читаю "Науку Логики" Гегеля, и связанные с ней книги. С целью понять, что это за диалектический метод такой, о котором говорят марксисты и прочие левые.
Прочитай самого Маркса, послесловие ко второму изданию Капитала. Он там сам пишет, что его диалектика прямо противоположна гегелевской и поясняет почему.
Диалектика не начинается и не заканчивается на Гегеле.
Про спортсменов - это мне очень близко, хоть я и старательный любитель, не профи, спасибо!
Намедни тут зацепил ухом фразу, которая, на мой взгляд, однозначно описывает нынешние реалии успешности: «Самый востребованный навык - это навык получать новые навыки!»
«На протяжении всей эволюции мозг человека приспосабливается к решению задач, соответствующих по сложности примерно первому уровню. Эволюция сделала своё дело: задачи этого уровня могут решаться с полной уверенностью. Даже с избыточной уверенностью. Выработанные механизмы мышления (включая эвристические приёмы) годятся и на втором уровне.
Но они оказываются совершенно непригодными для работы на высших творческих уровнях.
https://vikent.ru/enc/396/
Естественный отбор способствовал появлению и закреплению механизмов, свойственных первому уровню. Если и рождался человек с эвристическими способностями высших порядков, он не имел ни малейших преимуществ. Скорее наоборот.
Природа не выработала эвристических приемов высшего порядка https://vikent.ru/enc/396/ хотя бы из-за длительности каждого цикла.
Сделав в течение жизни одно-два изобретения четвёртого уровня, человек просто не успевает накопить «высший» эвристический опыт. Эволюция пошла испытанным путём: создана надёжная система из ненадёжных элементов. Нет одного изобретателя «мощностью» в 100 000 попыток. Но изобретения, требующие такого числа попыток, тем не менее, делаются. Поле в 100 000 попыток с избытком перекрывается тысячью участков по 300 попыток.
Поэтому эвристические приёмы, которые, казалось бы, должны играть решающую роль на высших уровнях, фактически проявляются лишь в виде едва ощутимых проблесков при решении немногих изобретательских задач на низших уровнях. Два анкетных опроса, четверть века личного наблюдения за изобретателями (в том числе на учебных семинарах), анализ анкетных решений изобретательских задач, наконец, собственный опыт дают мне основание со всей категоричностью констатировать: изобретения на высших уровнях делаются без высших эвристических приёмов – теми же методами, которыми делаются изобретения низших уровней.
Драма изобретательства состоит в том, что на высших уровнях https://vikent.ru/enc/396/ приходится работать методами, соответствующим низшим уровням. […]
В процессе эволюции наш мозг научился находить приближённые решения простых задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач. Если бы мы с величайшей точностью знали всё, что происходит в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвёртому уровню. https://vikent.ru/enc/396/
Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвёртого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне. Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы - их нет. Но они могут и должны быть созданы».
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 43-44 и 46.
+++++
Вот около 120 материалов по основным достижениям психологи творчества, преимущественно за 3 последние века:
3. Изучая уже 40 лет выдающиеся достижения, могу сказать, что выявлено 239 (не моих)
гипотез достижения Результата с большой буквы от более чем 1000 авторов.
С 2007 года в этот список НЕ добавилась ни одна гипотеза - похоже, что это достаточно полный список...
+++++
100% гарантий нет, но я могу утверждать, что шансы у Личности резко повышаются если:
a) Найден Наставник (с большой буквы), который «не про деньги» и который безжалостно отсекает типовые ошибки Ученика;
Не строго по теме, но полезно посмотреть и законспектировать видео:
d) Здоровый (!) коллектив (их мало, но они есть) в рамках которого постоянно идёт обмен лучшими практиками, «повышение планки» и регулярно сдаются нешуточные зачёты.
К прочтению принял.
Предположение к контрольному вопросу:
байки и метафоры позволяют зацепит нужный образ, а мозг додумает решение? Некая опора?
Вопрос вдогонку.
Попса, но все же.
Опыты с изучением мозга с помощью фмрт далеки от того, чтоб понимать сложные процессы формирования решений?
Опыты Либита, которые говорят о том, что мозг принимает решения за несколько секунд до его осознания, создают впечатление, что мозг и его работа не совсем зависят от человека...
Вспоминается герой Броневого: "голова предмет тёмный и исследованию не подлежит".
В Цепочке а) b) c) d) (наставник-> труд-> направление-> коллектив) основная роль наставника, важна ли последовательность?
Если человек интуитивно поймал направление и п. с) опередил п. а) , то его следующая цель в любом случае - поиск наставника (то о чем в докладе вашего студента говорится, попасть к нужному человеку на любых условиях)?
Насколько я знаю, у Докладчика: Ильи Михайловича Лебедева уже более 100 интервью, но если у Зрителей будут ошибки / достижения по его теме "Карьера студента в ВУЗе" - принимаются без ограничений.
Скажем, масса выдающихся личностей в студенчестве создавала
кружок / семинар для профессионального роста; изучения книг (того же Карла Маркса);
получения навыка публичных дискуссий и т.п.
+++++
Но именно Наставник может отсечь «годы, направленные не туда».
+++++
В 2019 году планово ждём электронной книги о поиске Наставника Светланы Юрьевны Гавриловой.
Есть видео её Доклада на нашей конференции «Стратегии творчества»:
А вы в лекции говорили про тренинг Эст. А можете развернуть хронологию тренингов вообще.?
У нас они понятно стали популярны после 90ых. Сейчас например мелькает в ютюбе некая Синергия. Обучение мba, сколково.
Уважаемый Игорь Леонардович, большое спасибо за ответы!
> Опыт показывает, что занятия «быстрым чтением ради чтения» скоро выдыхаются...
Ясно, поэтому решил течении конца декабря и начала января хорошо продумать, какую цель выбрать, а то сразу же в голову пришло много разных идей. Надо решить, что будет мне действительно интересно. После этого напишу заявку.
И, если возможно, еще одно уточнение - данный навык может пригодиться в изучении иностранных языков? Интересуюсь, потому как английский решил изучить точно (международные язык науки, от этого ни куда не деться), и есть еще пара, которые сильно интересно знать.
Опять же алгоритмы неудачников!!!
Я пересмотрел все ролики. Примерил на себя!
Не до конца ясно, как с этой информацией работать.
Фиксировать и пытаться исправить?
Это все через волевые усилия и борьбу с собой?
Есть личный пример из спорта, где результат был косвенным бонусом, т.е. не нужно было себя заставлять!
Я всегда так хотел на тренировку, что не нужно было себя заставлять. При этом на цель не смотрел, просто делал, тренировался и получал результат по умолчанию.
В этом примере не было проблемы себя заставить измениться.
Но глобальные стратегические ошибки, конечно, были.
А может можно всё таки на решении простых задач расгочегариться? Просто хотя бы для того, чтобы развить навык работы вопреки обстоятельствам. Ну не очень простых, но не максимальных.
Могу сказать, что да, для получения неких достижений, личность должна систематически (!) вкалывать.
Для жизнестойкости полезно без спешки (!) ознакомиться в подборкой 85-ти материалов про умение личностей «держать удар» (в данном смысле – термин Г.С. Альтшуллера): http://vikent.ru/enc-list/category/20/
А для получения высоких Достижений полезно ориентироваться не на САМОощущения, а на верхние уровни - см. Рис.1: https://vikent.ru/enc/6593/
> Моя интерпретация: на крупнейшем портале Европы ...
Мне не нужна Ваша «интерпретация» на портале Европы, Америки и т.д. - я задал конкретный вопрос. Вы по-русски можете ответить? Вы же сослались на Гегеля (Науку логики), а не на какие-то "порталы Европы" и т.д..
I) Общий ответ: нужен качественный учебник / курс / задачник + практика, практика и ещё раз практика.
Неоднократные попытки сделать подобные курсы по «Деловым коммуникациям» на русском языке предпринимались с 1990-х (возможно были и раньше, но я заметил это как явление именно в указанное время).
Цель этик курсов, увы, была негодная: заработать мелких денег на курсе, а НЕ научить сограждан.
+++++
II) Думаю, что приличный курс должен включать и такие элементы:
Как понять, что адресат НЕ в состоянии разделить своё непроработанное детское «Я» и предмет обсуждения: https://vikent.ru/faq/11/
1) Как грамотно написать незнакомому человеку в соц-сетях?
2) Как НЕ делать типовые ошибки в комментариях научных и научно-популярных тезисов - см. 2 материала:
а) 13 формул слабых комментариев к научным и научно-популярным публикациям в Интернет по А.Б. Соколову: https://vikent.ru/enc/6345/
b) Как самому написать слабые / сильные комментарии к научным статьям по И.Л. Викентьеву: https://vikent.ru/enc/6348/
3) Как НЕ делать 7 (Семь) типовых ошибок в комментариях при рассмотрении кейсов / задач: https://vikent.ru/w8d/
4) Как задать свой вопрос по сложной (!) теме – см. формуляр из 4-х пунктов:
Печальная статистика: из 50-ти обращающихся, заполнить формуляр из 4-х пунктов для получения
б е с п л а т н о г о (!) ответа может 1.
+++++
III) Что подтверждает тезис, изложенный выше в пункте I): нужен качественный курс / задачник + практика, практика и практика.
Желающие могут его взять в рамках нашего online-курса, которые начинают функционировать в январе-2019: https://vikent.ru/w0/ и поможем сделать и издадим (у нас два издательства).
2) ОТВЕТ-2: Он мог адресовать своё обращение самым разным людям.
Могу сказать, на российском материале, что ответы на вопросы о смысле жизни начинают интересовать:
А) Думающих (их мало) подростков ближе к окончанию школы и первых курсов ВУЗа, на фоне удручающего интеллекта не всех, но большинства преподавателей.
Один из проректоров по научной работе крупного (!) университета в СПб, любит говорить фразу: «Мне стыдно за моих девок», подразумевая под «девкам» - своих зав. кафедрами.
Б) Мужчин (реже женщин) после 30 годиков на фоне накапливающихся проблем, социальной лжи и разочарований.
- АНТИ-пример, который хорошо ставит мозги на место:
Электронная книга Александра Миськевича: «Злые Гении»: жизненная стратегия АНТИличности
(110 примеров о 104 личностях и 52 авторские иллюстрации), 2017, 350 стр.:
https://livrezon.ru/catalog/degradacia/70/
> Начато исследование (большое) - вот его часть:
>
> ОШИБКИ СЕМЬИ (будущей)
Игорь Леонардович, в продолжение темы семьи: подскажите, пожалуйста, где и как найти хорошую жену.
Проживаю и работаю в Москве и Московской области, 35 лет, есть хорошая работа.
Требуется инструкция, а лучше разветвлённый алгоритм.
Уважаемый Игорь Леонардович!
Вопрос не в тему, но стал волновать меня сразу, как я подписался на Ваш канал.
С детства меня учили, что "Красный - СТОП!", "Зелёный - ИДИ.", на роликах же с Вашего канала, - по другому.
Почему так?
Игорь Леонардович, спасибо за видео!
Работаю не преподавателем, а сервис-инженером в ИП. Недавно пригласили провести открытый урок (45 минут) (программа проф. ориентации у городского "Молодёжного центра") в не самой благополучной школе нашего города, в 9 классе.
1. На уроке было 3 взрослых (непосредственный преподаватель, я, представитель "МЦ".
2. Во время урока было шумно, дети постоянно громко разговаривали, на замечания взрослых не реагировали.
3. Так как я вёл занятие, мне приходилось постоянно повышать голос.
4. Примерно с 10 минуты урока захотелось на детей громко орать (это нельзя, я воспитанный и они же дети).
5. С 20 минуты орать и матерится (нельзя - я воспитанный, они дети и мы же люди), у меня начиналась истерика.
5. С 20 минуты некоторых хотелось уже бить (тоже нельзя - они же дети, я воспитанный и посадят, а главное - мы же люди!).
6. После 25 минуты смирился с обстоятельствами, соринтировался кто из детей хоть что-то делал, тем и стал объяснять материал. На остальных забил (не обращал внимания).
7. В конце урока (45 минут) было уверенное чувство опустошённости и дикой неудачи.
Вопрос:
1. Как профессиональные преподаватели привлекают внимание подобной детской аудитории?
2. Что профессиональные преподаватели делают, когда видят что и аудитория потеряла к ним интерес и начала заниматься своими делами?
3. Как профессиональные преподаватели добиваются того, что их занятие будет проведено всё-же успешно не смотря на...?
Мне, после этого урока, была предложена серия уроков в этой школе и этом классе. Для дальнейшего обуздания этого класса предложил его разделить и отдельно заниматься с этими частями (думаю, половину класса смогу перекричать), школа отвергла этот вариант.
* профессиональные преподаватели - те, которые учились в вузе по нескольку лет, или успешно преподают.