Первый: когда-то все это законодательство о бюджетных закупках возникло с целью экономии бюджетных средств; чтобы бюджетные организации закупали разное не там, где приглянулось, а там, где подешевле. В результате многолетних юридических развлечений возникла необходимость при проведении этих закупок пользоваться услугами подобных организаций и, очевидно, оплачивать эти услуги из тех же бюджетных средств. Плюс, конечно, бюджетная контора должна содержать у себя человека, который этими закупками занимается (и платить ему зарплату). Вот такая интересная экономия получилась.
Это, конечно, если не затрагивать чисто технические моменты. То есть если раньше у сотрудника бюджетной конторы умер принтер, то он встречался с человеком, кто у них деньгами распоряжается -- получал добро на покупку, шел за угол в лавочку, которая принтерами торгует, выписывал счет, нес его в свою бухгалтерию, там счет оплачивали -- и через неделю новый принтер у него на столе. Теперь при наличии денег надо идти к тому лицу, которое оформит объявление торгов, возможно -- заключить договор с подобным "Концептом", ждать подачи заявок, проводить торги... и, возможно, он получит долгожданный принтер через месяц-другой. Если повезет. И не факт, что именно тот, который он хотел. Зато толпа прекрасных людей с красивыми лицами, юристов и экономистов, получили работу с хорошими зарплатами.
И второй момент. Допустим, бюджетная организация получила целевое финансирование на закупку оборудования; скажем, на тот же томограф. Если руководство организации захочет для проведения торгов воспользоваться услугами подобного "Концепта" -- они из каких средств будут эти услуги оплачивать? Чисто из любопытства -- из тех, которые на томограф получили? Не будет ли это нецелевым расходованием, и кто в этом случае по статье пойдет? Судя по тем суммам, о которых шла речь в интервью, там впереди маячит УК РФ статья 285.1, с реальными сроками.
> Если руководство организации захочет для проведения торгов воспользоваться услугами подобного "Концепта" -- они из каких средств будут эти услуги оплачивать? Чисто из любопытства -- из тех, которые на томограф получили?
Из средств, предназначенных на оплату услуг специализированной организации. Причем сама эта организация может может быть выбрана заказчиком конкурентным способом, то есть через объявление соответствующей закупки.
Спасибо Марии, очень интересно! Хотелось бы обменяться опытом и даже поучиться.
От себя добавлю несколько моментов:
1) К сожалению многие руководители госорганизаций к закупкам относятся как к чему-то лишнему. Линию закупок чаще всего вешают на главбуха или завхоза (зама по АХЧ, тыловика и пр.). Данные персонажи вникать в нюансы не хотят, а зачастую и не способны, в силу собственных ТТХ. На нужды персонала им тоже как правило по бую. В итоге, т.к. выигрывает поставщик с наименьшей ценой, а заказчик не может или не хочет сформировать нормальные требования, госорганизация получает самое дешевое дерьмо. И так везде.
2) Случай когда конкурсная документация готовится под конкретного поставщика далеко не редкость, а скорее норма.
3) Схема - Оформить «помойку» на бомжа, заявиться на торги и уронить цену, получить предоплату, обналить и утопить «помойку», все еще работает. И по барабану им всякие РНП.
P.S. Чуйка подсказывает, что в случае с мед. оборудованием тупо вымогали взятку за приёмку. Кстати расторжение госконтрактата «по соглашению сторон» тоже часто намекает на то, что заказчик не бесплатно подобрел.
Тут есть пара "подводных камней".
Первый. Если бюджетные деньги были выделены на закупку томографа, то раздела "оплата услуг" в смете нет. В лучшем случае есть оплата услуг по доставке-установке-запуску, но уж точно -- не по организации и проведению торгов.
Второй.
> организация может может быть выбрана заказчиком конкурентным способом
В переводе на "общечеловеческий" это означает, что на торгах победит та организация, которая меньше денег попросит. И предоставит услуги соответствующего качества.
Я уже пару лет этими вещами плотно не занимаюсь; возможно, за это время что-то поменялось. Как по старым временам, метод объехать эти камни -- заключить с проверенным аналогом "Концепта" долгосрочный договор "о любви", не привязанный к конкретной закупке, и оплату услуг проводить из внебюджетных средств "по мере поступления вопросов". Конечно, для этого организация должна располагать достаточно солидными внебюджетными ресурсами.
Экономия бюджетных средств - это важно, и она, безусловно, есть. Основная форма закупки сейчас - это электронный аукцион. Аукцион на понижение цены контракта. И зачастую цена снижается весьма существенно. Если НМЦК (начальная максимальная цена контракта) с 100 млн. руб. в процессе торгов снизилась на 10% (а это вполне реально), то экономия от процедуры 10 млн. руб. Вполне достаточная экономия для того, чтобы содержать контрактного управляющего. А если такой контракт не один, или сумма на порядок больше?
Но экономия - это не самое главное в системе закупок. Главное - борьба с коррупцией и обеспечение прозрачности закупок за средства госбюджета. И, что бы ни говорили, в какой-то мере эти цели достигнуты. Сейчас завести бюджетные деньги на свою "карманную" фирму сильно сложнее, чем в начале 2000-х. И все действия по закупке оставляют за собой документальные следы, что весьма чревато в будущем проблемами с правоохранителями.
Идеальна ли система - безусловно нет. Но наличие такой системы гораздо лучше, чем полное её отсутствие. Со своими главными задачами система, на мой взгляд, вполне справляется. А то, что обеспечение защиты от возможных нарушений требует усилий и затрат - это абсолютно нормально, по другому и быть не может.
Что касается проблем с принтерами и их ремонтом, то проблема имеет множество решений, начиная от закупки без проведения конкурентных процедур в рамках исключений 44-ФЗ, и заканчивая вариантами договоров на техническое обслуживание. При нормальной организации процесса никаких неразрешимых проблем в данной сфере нет.
Передача закупок на аутсорсинг - специфический вопрос. Обычно для маленьких организаций это слишком дорого и они обходятся своим контрактным управляющим, у очень больших (и специализированных) имеются ресурсы для содержания своего профессионального штата, а вот для средних компаний для которых закупки не главное аутсорсинг вполне может быть интересен и выгоден. Девушка в ролике говорит преимущественно о строительстве и закупке мед. оборудования - весьма специфические направления с большими суммами закупок и сложными контрактами. Наверное эта ниша для аутсорсинга закупок реально есть.
Любимая музыка для ушей главбуха в бюджетной организации - Закупки отыграли, экономии нет.
А вот если она (экономия) есть, то начинается гемор - куда её пристроить. ещё аукцион сыграть - времени уже нет. По прямому договору что-то нужное закупить не всегда возможно - по п. 4 ст 93 ограничения есть. И они, как правило, уже выбраны. по п 9 купить можно не всё, мало что подойдёт под КОВИД.
> Тут есть пара "подводных камней".
> Первый. Если бюджетные деньги были выделены на закупку томографа, то раздела "оплата услуг" в смете нет. В лучшем случае есть оплата услуг по доставке-установке-запуску, но уж точно -- не по организации и проведению торгов.
Вы меня не поняли, видимо. Если заказчиком нанята специализированная контора по организации и проведении закупок для него, то ее услуги оплачиваются по отдельной статье расходов, не связанной с какой-то конкретной закупкой. Как правило, специализированные организации нанимаются на какой-то период времени (например на год) и проводят абсолютно все закупки для заказчика (начиная от покупки канцтоваров и заканчивая, возможно, совсем сложными и нетривиальными закупками).
> переводе на "общечеловеческий" это означает, что на торгах победит та организация, которая меньше денег попросит. И предоставит услуги соответствующего качества.
На любых торгах, где нет балльной оценки, победит тот, кто дешевле.
Специализированные организации, если их услуги стоят дороже "прямого договора", как правило выбираются конкурентными процедурами с балльной оценкой. В которых побеждает не тот, кто дешевле.
> Как по старым временам, метод объехать эти камни -- заключить с проверенным аналогом "Концепта" долгосрочный договор "о любви", не привязанный к конкретной закупке, и оплату услуг проводить из внебюджетных средств "по мере поступления вопросов".
> ее услуги оплачиваются по отдельной статье расходов
Собственно, я об этом и писал. Это означает, что данная бюджетная организация должна иметь достаточно приличный и стабильный источник внебюджетных средств, откуда подобные расходы оплачивать. Скажем, обычная средняя школа или районная больница вряд ли сможет такое себе позволить.
Посмеялся - какая на хрен экономия? Вы о чём? Если при звонке в фирму вам назначают наценку 5% на дорогое оборудование, то после того как сообщают, что это торги оплата через 60 дней и другой подобный бред, то наценки 5%, естественно, нет, есть 30, 50 Или 100. Так что да, это просто опездинительная экономия.
> Скажем, обычная средняя школа или районная больница вряд ли сможет такое себе позволить.
"Обычная средняя школа" - закупает себе все и так через вышестоящие инстанции.
"Районная больница" - эти могут закупать (и закупают) все сами. Причем бюджеты их очень ограничены, и, в силу этого, никому они не интересны... (ни "жалобщикам" ни спец. организациям)
> То есть если раньше у сотрудника бюджетной конторы умер принтер, то он встречался с человеком, кто у них деньгами распоряжается -- получал добро на покупку, шел за угол в лавочку, которая принтерами торгует, выписывал счет, нес его в свою бухгалтерию, там счет оплачивали -- и через неделю новый принтер у него на столе. Теперь при наличии денег надо идти к тому лицу, которое оформит объявление торгов, возможно -- заключить договор с подобным "Концептом", ждать подачи заявок, проводить торги... и, возможно, он получит долгожданный принтер через месяц-другой.
Эээ, вроде как до 100 000 можно напрямую. Не?
Тут скорее всего бухгалтеру или завхозу глубоко до звезды и на работника, и на принтер. Вот и раскатывают сказки про аукцион на принтер за 5000 р.
Ну и как ни крути до системы закупок принтер за 5000 мог влёгкую обойтись организации в 200 000. Причем ввиду презумпции невиновности, при отсутствии документирования сговора с поставщиком, ты ничего не докажешь. Хотя казалось бы все очевидно.
> Что касается проблем с принтерами и их ремонтом, то проблема имеет множество решений, начиная от закупки без проведения конкурентных процедур в рамках исключений 44-ФЗ, и заканчивая вариантами договоров на техническое обслуживание. При нормальной организации процесса никаких неразрешимых проблем в данной сфере нет.
В этом и прикол. Имхо главная проблема госзакупок это даже не аццкая коррупция, а некомпетентность и нежелание ответственных лиц на местах, совмещающих данные обязанности со своими основными.
Пример прямо из сегодня: женщина в Интернете жалуется, что у нее вылетела пломба, которую она поставила неделю назад в местной поликлинике. В частной стоматологии ей объяснили, что врачи в поликлинике хорошие, но материал самый дешевый низкого качества. Народ конечно ропщет про коррупцию, но никакой коррупции нет - просто ответственному за закупки лицу пофиг какой именно материал закупать, а по системе закупок естессно победил самый дешевый. А всего лишь в конкурсной документации (в тех. задании) надо было прописать минимальные качественные характеристики (я не стоматолог, но наверное марку и ТТХ материала).
Ну принтер, который в магазине стоит 5000 р., государство через госзакупки покупает за 10 000 р., а без закупок бывало что и 3а 200 000 - 300 000 р. Такой вот "принцип меньшего зла".
>Если при звонке в фирму вам назначают наценку 5% на дорогое оборудование, то после того как сообщают, что это торги оплата через 60 дней и другой подобный бред, то наценки 5%, естественно, нет, есть 30, 50 Или 100. Так что да, это просто опездинительная экономия.
Ну то есть ты сам на весь Интернет рассказывашь, как ты до проведения закупки созваниваешься с потенциальным участником (победителем) и обстуждаешь (торгуешь) начальную цену контракта и понижение? А то и определяешь "победителя" и размер сам знаешь чего?!!
> Ну то есть ты сам на весь Интернет рассказывашь, как ты до проведения закупки созваниваешься с потенциальным участником (победителем) и обстуждаешь (торгуешь) начальную цену контракта и понижение? А то и определяешь "победителя" и размер сам знаешь чего?!!
>
> Жги исчо!
Ну вообще до проведения закупки обычно ТКП запрашивают для формирования стартовой цены, Так что жжёт тут только Forgotten
Можно. До 100 тыс. р. (не знаю, возможно, сейчас цифра изменилась) однотипного оборудования в течение текущего квартала. То есть если твоя организация в этом квартале уже закупила принтеров, сканеров и прочего подобного на 99.5 т. р., то либо жди конца квартала, либо -- идешь в тот же "цирк". Потому я и писал выше, что если до появления всего этого законодательства процедура приобретения принтера занимала неделю, если не торопясь и силами одного человека (владельца принтера) -- если прижмет, то можно и за день уложиться, теперь этим занимается команда специально нанятых и обученных людей в течение месяца, как минимум. Правда, эти же обученные люди прекрасно знают не один способ, как отмыть те же бюджетные 200 т. р., оставаясь в рамках действующего законодательства. Или приобрести тот же принтер за пару дней, балансируя на грани.
Это я все к тому, что создание этой системы гос. закупок навряд ли сильно сократило объемы хищений и коррупции, но, несомненно, сильно усложнило сам процесс этих закупок для всех участвующих сторон и обеспечило работой армию юристов, экономистов, бухгалтеров, аудиторов и прочих офисных тружеников.
> Ну вообще до проведения закупки обычно ТКП запрашивают для формирования стартовой цены,
Это называется обоснование начальной цены контракта. Емнип берется среднее-арифметическое минимум трех коммерческих предложений. И процесс торга с потенциальными подрядчиками (поставщиками) сюда точно не входит.
В противном случае это чистой воды сговор. Что может расцениваться как нарушение антимонопольного законодательства, а то и как ст. 285 УК РФ.
Ну а если сговор с поставщиком еще и за «бонусы» (как это частенько бывает), то к 285 добавляется еще и 291 УК РФ. И записи таких «звонков» операм как бальзам на душу6000
> Потому я и писал выше, что если до появления всего этого законодательства процедура приобретения принтера занимала неделю, если не торопясь и силами одного человека (владельца принтера) -- если прижмет, то можно и за день уложиться, теперь этим занимается команда специально нанятых и обученных людей в течение месяца, как минимум.
Раз уж вы с Forgotten продолжаете мусолить тему принтера, то поясню - закупается он на Березке так же "на раз", без всяких специализированных организаций. В течении одного дня.
https://agregatoreat.ru/s/orgtehnika-2406
> Это я все к тому, что создание этой системы гос. закупок навряд ли сильно сократило объемы хищений и коррупции, но, несомненно, сильно усложнило сам процесс этих закупок для всех участвующих сторон и обеспечило работой армию юристов, экономистов, бухгалтеров, аудиторов и прочих офисных тружеников.
Мной наблюдается обратное - и процесс закупок упростился (вспомните только бумажные "процедуры") и коррупция в некоторых сегментах(особенно там, где есть доступ мелкого бизнеса) вообще сошла на нет.
> процесс закупок упростился (вспомните только бумажные "процедуры"...
Ностальгирую: где-то до появления новых процедур. У меня сгорел принтер, мои действия. Я обзваниваю своих знакомых, которые торгуют оргтехникой, начиная с тех, которые в том же здании площади арендуют -- чтобы далеко не бегать; узнаю наличие на складе и цену. Звоню или захожу к лицу, ответственному за финансы -- узнаю наличие искомой суммы. Получив добро, забегаю к поставщику пешком или прошу выслать мейлом счет, накладную и счет-фактуру. Распечатываю у соседа, захожу к тому лицу, беру визу "оплатить" на счете, несу комплект бумаг из трех листочков в бухгалтерию, там же беру доверенность на получение. Иду или еду к продавцу, меняю доверенность на принтер; через пару дней поинтересуюсь, пришли ли ему деньги. В идеале все делается за полдня, включая подключение принтера и банкет по поводу. Возможное затруднение: поставщик, у которого есть нужный принтер, оказался формалистом и заставил подождать 2-3 дня, пока деньги ему на счет упадут. Или потребовался уникальный принтер, которого в наличии нет ни у кого, и надо подождать неделю, пока подвезут.
Современная ситуация. Мои действия. Иду в бухгалтерию к лицу, ответственному за закупки -- интересуюсь, выбрали ли лимит в 100 т. р. по оргтехнике в текущем квартале. Если нет -- сильно повезло, тогда все по вышеописанной процедуре; вероятность такого везения -- процентов 10, если это не первая неделя квартала. С вероятностью 90% лимит уже выбран и вы пойдете в торги следующего квартала. К середине квартала подготовьте тех.задание, найдите трех поставщиков, получите от них счета и ждите окончания торгов -- возможно, что-нибудь получите.
Существует и обходной более короткий путь -- в том случае, если я хорошо знаком с лицом, ответственным за торги, и потенциальным поставщиком. Я выясняю, по какой позиции классификатора лимит в 100 т. р. не выбран -- что-нибудь моей конторе совершенно ненужное и что сразу же будет списано (какие-нибудь трубы пластиковые), у поставщика оформляю счет и пр. бумаги по вышеописанной схеме на эти трубы, деньги ему переводят, он мне отдает принтер, трубы списывают.
А с коррупцией все хорошо -- она в более крупный сегмент перешла. Мараться за 100 т. р. сейчас никто не будет.
А про строительство можешь сказать? Ситуация в городе: администрация заключает контракт на новое здание вокзала, подрядчик роняет цену, выигрывает, но за все время его хватает только чтобы снести старое здание, потом работы останавливаются на всё лето. Город видит что сроки сорваны, разрывает контракт, штрафы, но уже сентябрь...
Ситуация два: другой подрядчик по тендеру берет много объектов по благоустройству (парки и тп), и бригадой из полтора землякопов что-то начинает ковырять, за лето смогли только всё перерыть, потом вовсе пропали. В итоге опять разрывают контракт, штрафы, но уже сентябть и тп. Подрядчик давно на рынке, до этого претензий не было. Работы без предоплат, те попил денег исключен. Вот в чем прикол брать тендеры, которые потом не сможешь выполнить? Зачем это делается?
Но по факту можно сколько угодно вылизывать техзадание, но если контакт большой, то придёт недобросовестный поставщик и поставит "дерьмо".
А ещё есть вещи, которые в техзадании тупо не описать. Например, как описать в техзадании устойчивые к стиранию символы на клавиатуре. Можешь подсказать?
А по картриджам к принтерам вообще ситуация феерическая. Производитель рассказывает, что нужно использовать только оригиналы. Но ФАС требует конкуренции и приходится в техзадании не указывать требование оригинальности. И в итоге поставляют дешёвое дерьмо, которое напрочь убивает принтер. У меня был случай, когда принтер был убит в первые 5 минут работы на "аналоге". И даже производитель не взялся за деньги восстановить работу принтера.
В общем вреда от этих конкурсов в нынешнем виде куда как больше пользы. Но денег экономится много. Вот только нужна ли нам такая экономия?
Это по разному обычно. Например в "системе", гдея работают - сумма без торгов зависит от объема вырчуки предприятия. Кому-то - до 100 тыс., кому-то до 500, кому-то - больше.
>В общем вреда от этих конкурсов в нынешнем виде куда как больше пользы.
Самый ужас в том, чтобы написать ТЗ так, чтобы пролезло именно то, что тебе надо. Ибо вендора указывать нельзя, конкретные х-ки тоже, а решающий критерий всему этому трэшу - цена.