Шарапов у Вайнеров - сквозной персонаж во многих произведениях. И они там кое-где ему ещё биографии "навесили"..не помню как назывался роман - про похищение скрипки Страдивари - там генерал старого домушника допрашивает и сравнивает их биографии. Отца убили в Гражданскую, потом Беломорканал, потом фронт, потом ОББ.
А в "Эре милосердия" Вайнеры с биографией Шарапова намутили просто от души. А в кино ещё больше усилили накал, взяв на эту роль Конкина..городской интеллигент с 10ю классами, который 1й раз в жизни увидел, "как жизнь-то устроена". Хорошо они вырезали нафиг фронтовой эпизод - они там настолько нелепо выглядят.."толстый и тонкий", в пилотках со звёздами кого-то там тащат. Он в книге хотя бы невысокий, плотный, курносый и с близко посаженными маленькими глазами, но сильный и ловкий, как молодая рысь.
Прочел эру сильно после просмотра фильма
Фил м полюнятное дело ещё в детстве видел. Очень нравится, а книга оказалась настолько далеко от фильма и показалась настолько слабой, что был сильно удивлен... Егор Николаевич верно рассудил. После фильма книга настолько неуверенно выглядит, что ее появление и акценты повествования становится понятны только в разрезе отголосков съезда. Конъюнктурка, которая на десятку лет опоздала.
Посмотрел час, поставил на паузу, чтобы написать комментарий.
Очередной отличный разбор фильма, вот просто отличный.
Павел по памяти сыпет датами, номерами указов, положениями, состоянием дел - широкими мазками даёт обывателю представление о положении дел с преступностью и правоохранительными органами в те времена с экскурсами в историю.
Александр добавляет разнообразные мелкие штрихи по биографиям главных и второстепенных героев, делая их... более знакомыми и понятными, что ли.
Егор короткими комментариями и вопросами освещает всё с точки зрения исторического анализа и времени написания романа, и времени его действия.
Ну и Дмитрий Юрьевич, который всё вышеперечисленное объединяет.
Повторюсь - отличный разбор, просто отличный. Немедленно захотелось фильм пересмотреть!
Это же как много раз читаные "Двенадцать стульев" перечитать с комментариями и пояснениями - новая книга, практически.
> Шарапов у Вайнеров - сквозной персонаж во многих произведениях. И они там кое-где ему ещё биографии "навесили"..не помню как назывался роман - про похищение скрипки Страдивари - там генерал старого домушника допрашивает и сравнивает их биографии
грубо говоря, Шарапов стал начальником следователя Тихонова, которого играли Шакуров в "Визит к минотавру" и Мягков в "Гонке по вертикали". Причем "Эра милосердия" была написана уже позже этих книг. Как сейчас бы сказали - приквел ))))
А как по мне, Жеглова в романе сильно "реабилитировали" финалом: после смерти Вари меня как читателя резко качнуло в сторону того, что до милосердия тут как до луны раком. И подход Жеглова становится как-то эмоционально ближе.
Если у авторов и была сверхзадача вызвать неприятие к Жеглову, то вот в моём случае они что-то промахнулись. Думаю, что не только в моём.
А ещё меня очень обижает название фильма. Фраза взята из эпизода романа, который в фильм фактически не вошёл, где логика?
...И сходу не могу не заметить - не «кинофильм», а «телефильм».
Что суть большая разница и по бюджетам, и по организации техпроцесса.
Впрочем, это мелочная придирка. С интересом слушаю дальше.
Какая-то странная оптика использовалась при записи ролика - сжимает изображение по вертикали. Особенно это заметно на вставках кадров из фильма - там сжатия нет.
> Шарапов у Вайнеров - сквозной персонаж во многих произведениях.
У Вайнеров Шарапов и Тихонов в какой-то из первых книг появляются, в детстве читал, название не помню.
Там что-то про детали к наручным часам, которые контрабандили за границу.
> А ещё меня очень обижает название фильма. Фраза взята из эпизода романа, который в фильм фактически не вошёл, где логика?
Вошел в несколько ином виде. Когда Шарапова в финале бандиты уже утащили, показывают как его коллеги совещаются с начальником. И там идет вот такой диалог:
-Что вам было известно с Шараповым до операции?
- Состав банды?
- Нет.
- Характер?
- Нет. - Место операции?
- Место? Место и время операции изменить нельзя.
Книгу прочитал уже в зрелом возрасте. После фильма она действительно кажется неубедительной. Может Вайнеры и хотели выписать в ней Жеглова отрицательным персонажем, но прямо вот таким я его после фильма уже не мог воспринимать. Еще и многолетняя служба в следственных подразделениях приучила опираться на факты, а не на эмоции, и не наматывать сопли на кулак. По Груздеву у Жеглова была обоснованная позиция. В фильме система доказательств против него выведена набросками и без акцентов. Поэтому может создаться впечатление, что его арестовывают лишь на стереотипе, что в большинстве случае убийца - муж, ну и на факте обнаружения пистолета. На самом деле ситуация гораздо сложнее. Груздев имел не просто серьезный, а очень серьезный мотив. Он ютился в сьемной комнате с новой женой, пока бывшая супруга проживает одна в отдельной квартире, которая до свадьбы принадлежала Груздеву, и не спешит ее разменивать. При этом, одной из причин расставания между Груздевыми являлось увлечение Ларисы театром, то есть не самими представлениями, а театральным бомондом и всем этому сопутствующим - поздними ужинами, цветами, наличием поклонников. Таким образом нельзя было исключать наличие у Груздева сильной обиды на бывшую жену, которая внешне им публично не появлялась. При осмотре места происшествия была обнаружена записка Груздева жене, содержание которой свидетельствовало о том, что Груздев недоволен и зол ее поведением и предупреждает о том, что предпримет решительные действия в случае продолжения этой ситуации. В ходе того же осмотра в пепельнице были обнаружены свежие окурки папирос с причудливо смятыми концами гильз - наподобие хвостовика-стабилизатора бомбы. Когда Груздев пришел в квартиру он закурил папиросы той же марки, что были в пепельнице, и оставил окурок с аналогично смятой гильзой. Это позволяло предположить, что окурки на месте преступления были оставлены им. Тот факт, что Лариса сама не курила и не терпела табачного дыма до такой степени, что Груздеву приходилось выходить курить на кухню, а окурки были обнаружены в комнате, свидетельствовало о том, что папиросы он мог выкурить в комнате уже после убийства. Кроме этого обращает на себя внимание поведение Груздева на месте происшествия. С момента своего прихода он ведёт себя вызывающе, пренебрежительно и даже презрительно общается с находящимися в квартире сотрудниками, не только с Жегловым, но и со всеми остальными, в том числе с Шараповым и со следователем прокуратуры Панковым. При постановке перед ним самых очевидных вопросов, которые должны быть поставлены при расследовании, начинает возмущаться и отпускать едкие замечания, мол вам какое дело. Потом он вообще начинает указывать Панкову на то, что общению с ним уделено слишком много времени и не мешало бы поискать убийцу. Подписывать протокол осмотра места происшествия он в грубой форме отказался, заявив что сотрудники разворотили всю квартиру. Абсолютно немотивированное агрессивное поведение Груздева по отношению к расследованию дополнительно мотивировало критически относится к его заявлениям по поводу непричастности к убийству. Сосед Липатников видел Груздева в день убийства в подьезде. Безусловно необходимо было установить точно время, когда они встретились на лестнице, которого Липатников не помнил, но в целом данный факт безусловно укладывался в систему доказательств против Груздева. Ну и основное доказательство - орудие убийства, обнаруженное на сьемной квартире у Груздева, завершало картину. По версии Груздева свой пистолет и патроны он хранил дома у Ларисы в шкатулке, а убийца этим воспользовался. Сам по себе факт того, что после развода с бывшей женой, которую он сам характеризовал Жеглову как чужую ему женщину, Груздев продолжал хранить в ее квартире свой наградной пистолет с боевыми патронами выглядит полнейщим идиотизмом и заставляет либо усомниться в правдивости его показаний по этому поводу либо задуматься о его вменяемости.Но на невменяемого человека он вроде не похож. Так что основания для обвинения Груздева в убийстве были довольно весомые. И в эпизоде, когда Шарапов радостно протягивает Жеглову справку из радиокомитета о том, что в день убийства был еще один футбольный матч, а значит Липатников встретил Груздева на лестнице уходящим из дома на несколько часов раньше времени убийства, Жеглов был абсолютно прав заявив, что это ничего по сути не меняет. Груздев мог спокойно вернуться к Ларисе позже. Наконец факт наличия второго матча вообще никак не доказывает, что Липатников встретил Груздева именно после него, а не после того матча, о котором подумали изначально. Ведь Липатников не знал кто с кем играл. Факт прихода мужчины, похожего на Фокса, на сьемную квартиру Груздева под видом слесаря тоже ничего не доказывает. Абсолютно непонятно был ли это Фокс или кто-то другой. Высокий, худощавый, под плащем - военная одежда. Сколько человек подходило под это описание в 1945 году? Может это был домушник. Зашел под видом слесаря, покрутился в квартире, ничего ценного не приметил или приметил да возможности не представилось взять, и благополучно отвалил.
Ну, не знаю.
Для меня всегда Жеглов при общении с уголовниками не юридическую безграмотность проявляет, а намеренно берёт их "на понт", " колет", чтобы быстро получить необходимую информацию. Раскачивает их, нервирует, давит - и получает информацию.
У него есть цель - Фокс и банда, а "мелочевкой" пусть занимаются другие, не дойдёт дело до суда, да и хрен с ним.
ЗЫ
С колечком тоже... Придираются граждане эксперты! :)
Фокс мог сказать что-то вроде: "...И передай Ане, пусть не светит кольцо, которое я ей недавно подарил". Не надо там никаких " описать камни, металл" и т.п.
Но самое главное - что они с Шараповым это продумывали независимо и одинаково. А этого в фильме нет. Так что кульминационный эпизод слит.
Имхо, естественно.
Но если уж решили его резать и огрублять (ну ладно, в кино свои правила, может, не смогли снять работу мысли, бывает), то зачем по этому эпизоду фильм называть?
1. В фильме у Жеглова револьвер "Наган", в книге - парабеллум. И это, наверное, правильно, потому что в одном труде попадалась ссылка на документ времён войны, согласно которому отечественное оружие милиционеров подлежало сдаче с заменой оружием зарубежного производства.
2. Однажды кто-то где-то в Интернете высказал мысль - а вот если бы Высоцкий играл Шарапова, а Конкин Жеглова, получилось бы, наверное, убедительнее. Хитрый и циничный Конкин поучал бы простодушного вояку Высоцкого. И в банде Высоцкий запросто представил бы себя как надо.
3. Вроде бы в книге нет эпизода с пианино у бандитов, писали где-то, что его придумали уже во время съёмок. Совершенно дурацкая отмазка получается: руки-то у тебя совсем не шофёрские (т.е. без следов постоянного общения с маслом и металлом, ссадин и так далее). А он такой - мол, на пианинах упражнялся лет пять назад, с тех пор такие вот они у меня, да-с, не как у работяги. (В голову приходит мысль - неизбежные в то время чернильные следы после обильной писанины хоть догадались отмыть?).
> 2. Однажды кто-то где-то в Интернете высказал мысль - а вот если бы Высоцкий играл Шарапова, а Конкин Жеглова, получилось бы, наверное, убедительнее. Хитрый и циничный Конкин поучал бы простодушного вояку Высоцкого. И в банде Высоцкий запросто представил бы себя как надо.
Ну какой из Конкина Жеглов, он не настолько хорош как актер (см. сцену "Шарапов в банде"). К слову, сначала на роль Шарапова пробовался Бортник, который кстати очень на книжного Шарапова был похож и по типажу и по характеру. На роль идеально подходил. Жаль мы уже не узнаем как оно могло бы быть. Но есть мнение, что гораздо лучше чем с Конкиным.
На сколько я знаю из разных интервью по поводу создания фильма - Конкина продавили из ЦК. Против были все, и режиссёр, и братья Вайнеры, и Высоцкий. Но деваться некуда, пришлось снимать. А Бортника перевели на роль Промокашки. Хотя действительно, он и есть идеальный Шарапов. В отличие от картонно-плакатного комсомольца Конкина.
Концовку фильма, кстати, так же продавили из ЦК. Про это вроде как Яковлев рассказывал. "Вы что творите?!!! Левченко убили, Варю убили!! И с каким настроением люди, посмотрев этот фильм, завтра пойдут на работу?!! Срочно всё заменить!!!"
И Варю оживили. А чтобы ещё добавить "соплейссасхаром" сунули ей на руки найдёныша из первых серий. Такая концовка ЦК вполне устроила.
И на счёт Левченко... Мне его никогда не было жалко. Для понимания - вспомните зарезанного мальчишку в телефонной будке и старика сторожа, зарубленного топором. И сколько ещё таких мальчишек и стариков на совести этой банды. Да и просто женщин и мужчин. И Левченко был одним из них. То есть бандитом, убийцей и подонком.
Кстати он сам это всё прекрасно понимает. "А про мои подвиги после войны тоже расскажешь?"...
И никакие подвиги во время войны и суровость и ошибки государственной системы это не оправдывают.
Ха - у нас в отделе как то(тогда в выходные мелких судья рассматривал прямо в дежурке) - за фамилию Похмелкин - 15 суток выписал председатель суда(там правда и еще было за что). А Жеглов по книгам - погиб при задержании еще в 50х. Хотя ИМХО - из Шарапова(киношного) опер - что из говна пуля, кстати такой же и генерал получился. Следак - пожалуй получится. Психология оперская она совсем другая. У Жеглова как раз есть эпизод с Сенькой Тузиком - вот где прописана оперская психология работы со спецаппаратом. Три слова и все. А Вайнер следак причем прокуратуры(а она у нас по тяжким всегда специализировалась при СССР, да и РФ, это сейчас СУСК), там люди по другому думают и ведут себя, хотя понимание темы имеет. А Маньку то как раз пугать было чем - браслетик то с тяжкого - петь пришлось на протокол откуда взяла, в камеру то не особо то охота. Ручечник - глыба жулик. Понимание имеет. Левченко - правильно ушел - крови на нем вполне себе.Хотя именно тогда ему срок светил - после победы ВМН отменили. Варю жалко. Много их погибло тогда. Себя они не жалели - а оружия было завались на руках.
Как оно там было по старым кодексам - не знаю, но в 80-ые реально применить что-то к шулеру можно было по трем статьям:
- мошенничество
- вымогательство
- содержание игрового притона.
Немало "паровозных" шулеров спрыгнуло, отказавшись от выигрыша перед лицом милиции, потому что если "клиент" не поймал шулера на мошенничестве, предъявить ему можно было только вымогательство.
Левченко 1000 раз искренне раскаялся, но сам себя не простил. Его смерть была предопределена им самом, он ее искал, чтоб все обрубить. Чтоб хоть так прекратить свои дела. Это очень сильно прописано в сценарии и в роли, в том, как ее играет Павлов. Это Актер. Ему в сериале достались несколько эпизодов, но эти эпизоды - просто мечта и по исполнению и про драматургии.
И понятно почему убрали начало с его участием в войне. Оно бы перевесило, его бы было жалко даже при долгом размышлении над его судьбой, если наравне не показать зверства банды, чего в СССР слава богу не могли показать. А в таком виде - все ясно до горечи.
Учитывая количество экранного времени Жеглова и Левченко, ещё можно поспорить кто бОльшая глыба в фильме. Высоцкий или Павлов.
Посмотрел - тушите свет! Граждане теоретики такие теоретики.
Для понимания:
Расследование преступлений правоохранительными органами (правильно называть "предварительное следствие", потому что есть еще и "судебное следствие") в РФ (и СССР тоже) осуществляется в форме следствия или в форме дознания. Следствие может осуществлять только следователь, по тяжким и особо тяжким преступлениям осуществляется только следствие. Дознание осуществляется как правило по преступлениям небольшой и средней тяжести специально назначенными дознавателями или ниыми сотрудниками органа дознания.
Оперативно-розыскная деятельность (ОРД) - это деятельность специальных оперативных подразделений правоохранительных органов и спецслужб, имеющая свои цели и задачи. В данном случае это деятельность оперативных подразделений милиции по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, установлению причастных и т.д.
ОРД не регулируется уголовно-процессуальным правом и не является частью следствия или дознания. Это самостоятельная деятельность оперативных подразделений. При этом, органы, осуществляющие ОРД, также являются органами дознания. Это даёт им право на проведение неотожных следственных действий.
Однако орган дознания и орган, осуществляющий ОРД, нетождественные понятиия. К примеру участковый является органом дознания, но не имеет право на осуществление ОРД.
Уголовный розыск - это оперативное подразделение, в первую голову осуществляющее ОРД.
Следователь, при расследовании преступления имеет право давать органу дознания, в т.ч. оперативным подразделениям, поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) и отдельных следственных действий. То есть оперативные сотрудники могут проводить следственные действия по уголовному делу по поручению следователя, при этом лицами, осуществляющими расследование они не становятся. Уголовное дело в их производство не передаятся.
Проведение ОРМ и следственных действий оперативниками в целях раскрытия преступления по уголовному делу (УД) называется оперативным сопровождением расследования УД. В некоторых регионах РФ до сих пор сохраняется практика расследования УД руками оперативников через поручения.
Жеглов и Шарапов это оперативные сотрудники, которые осуществляют оператиное сопровождение расследования УД по убийству Груздевой. УД при этом расследует следователь прокуратуры (который как раз покеазан в фильме). [Никакого дознания по убийству Жеглов и Шарапов не проводят и проводить не могут]. Проводят они ОРМ и отдельные следственные действия по поручению следователя.
По практике 90% преступлений в форме следствия раскрывается оперативниками, а следователь только оформляет результаты их работы, придает им процессуальную форму.
Не различать ОРД и дознание для юриста стыдно!
Ну и далее:
*) Жеглов это не следователь. Это оперативник ОББ. У него конкретная задача - банда "Черная кошка". Установление родителей подкидышей ему и его подразделению - нецелевое расходование сил и средств.
*) Паспорт носить конечно не обязвтельно, но вот доставить лицо в ОВД, а то и закрыть на 48 (в СССР на 72) часов для установления личности уже можно.
*)И ёжикуу понятно, что Облигация сама никого не валила. Задача была не предъявить ей обвинение, а получить от нё информацию. Жеглов с этой задачей справился прекрасно. Точно также надо было получить информацию от Кирпича. То что господа юристы принимают за непрофессионализм, это наоборот "срезание углов" и "игра по большим ставкам" со стороны Жеглова. Карманные кражи Кирпича ему нафиг не интересны (о чем он и говорит в фильме) - он как ледокол идет по следу Фокса и Ко, сметая на своем пути любые препятствия.
Гражданин комментатор такой комментатор...
"Теоретик" раскрыл определения и детали "Дознание", "ОРД" и другие с момента их зарождения аж в 19 веке, а комментатор расписал термины описанные в неизвестно каком году учебнике.
Оправдание ровно одно - оба без ссылок на источники, и то больше защищает "Теоретика", т.к. у него устная передача информации и огромный массив.
> Левченко 1000 раз искренне раскаялся, но сам себя не простил.
Так я и написал, что Левченко сам всё прекрасно понимал. Потому и не выдал Шарапова, что решил вот так всё и закончить.
И у меня к этому персонажу нечто личное - Когда я смотрел фильм в первый раз мне было примерно столько же сколько убитому в фильме мальчику. И ещё тогда совсем недавно умер мой любимый дед-фронтовик. А тут такое на экране. Крик мальчика "Деда!!!" запомнился навсегда.
И Павлову как-то не везло с положительными ролями. Всё какие-то недоделки. Во всяком случае в тех фильмах, которые я видел. На войне как на войне - трусливый мехвод-неумеха, у которого всё в ненужный момент ломается и сдают нервы. Адьютант его превосходительства - бандит-подлец. Царская охота - лакей об которого хозяин Орлов только ноги не вытирает. Гардемарины вперёд - вороватый и тупой чиновник, который не может даже ответить пацану-гардемарину за удар в морду... К самому Павлову как актёру и человеку претензий нет. Играет замечательно. Но почему ему всё время такую хрень дают играть?
Кому: Большой ещё раз, #31 >Хотя именно тогда ему срок светил - после победы ВМН отменили.
Высшая мера наказания - это не обязательно смертная казнь. Тогда ввели мораторий на смертную казнь а высшей мерой было 30 лет каторжных работ. ЕМНИП в отдельных случаях предусматривалось пожизненное заключение. Сейчас высшая мера - это пожизненное заключение. В Китае - и то и другое.
Кому: Игорь Ивкин, #42 Позвольте не согласится насчет "трусливого мехвода-неумехи". В моменте когда он встал во время боя, там разве трусость? Шок да - друг его перед ним в танке горит. И, конечно раздолбай, но не неумеха, так как вышедшую из строя тягу починил "сей секунд" и машина снова была на ходу. А уж то, что он раздолбай, так это и личная несобранность, и к командиру вопросы.
Опыт определенной деятельсноти как бэ позволяет...
>"Теоретик" раскрыл определения и детали "Дознание", "ОРД" и другие с момента их зарождения аж в 19 веке,
Не раскрыл. Более того, сам не понимает рпзницы. Это кстати классическая ошибка юристов-теоретиков, ибо б0льшая часть нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих ОРД, находится за грифом. И теоретики с ними протсто не знакомы.
>а комментатор расписал термины описанные в неизвестно каком году учебнике.
>Оправдание ровно одно - оба без ссылок на источники, и то больше защищает "Теоретика", т.к. у него устная передача информации и огромный массив.
Кроме зкона "Об ОРД" никаких других ссылок дать невозможно, ибо вся норматива либо С либо СС. Это вообще тема опасная на момент разглашения всякого лишнего. В СССР закона об ОРД вообще не было, только ведомственные НПА, естественно тоже за грифом.
Для того чтобы рассуждать о деятельности оперативных подразделений надо немножко быть в теме, а лучше немножко там послужить. В обратном случае нет элементарного понимания сути. Просто КЮН или ДЮН в данном случае не катит, от слова совсем.
В фильме противопоставление Жеглова и Шарапова тоже есть. Но это противопосталение напоминает мне этапы эволюции мента. Шарапов и Жеглов это ыозможно один человек, только в разные промежутки времени. Верующий в законность и справедлтвость Шарапов рано или поздно превратится в Жеглова. Шаоапов это форма, а Жеглов это содержание.
Ну, не знаю.
Для меня всегда Жеглов при общении с уголовниками не юридическую безграмотность проявляет, а намеренно берёт их "на понт", " колет", чтобы быстро получить необходимую информацию. Раскачивает их, нервирует, давит - и получает информацию.
У него есть цель - Фокс и банда, а "мелочевкой" пусть занимаются другие, не дойдёт дело до суда, да и хрен с ним.
ЗЫ
С колечком тоже... Придираются граждане эксперты! :)
Фокс мог сказать что-то вроде: "...И передай Ане, пусть не светит кольцо, которое я ей недавно подарил". Не надо там никаких " описать камни, металл" и т.п.
> Как я думаю, назначение Конкина на роль Шарапова- это желание перенести образ Павки Корчагина в милицию
>
Камрад, вот в детстве смотрел, про Павку, папа как раз купил наш первый ч/б телевизор. Рекорд, на ножках.
В памяти осталось, как в Павку, из обреза стреляют, через окно.
ps. У отца 8 ноября ДР и всегда, вся родня, собиралась 7 ноября))