Искренне рад за высокий уровень жизни народа. Если системник без монитора и жёстких дисков (за исключением SSD под операционку) за 80 косарей считается доступным - моё почтение.
Странный выбор для консультантов при проектировке глубоководного аппарата - НАСА, авиаконструкторы и т.д. Напоминает 20-30-е, когда строили самолёты и бронетехнику всяких диковинных конструкций, привлекая совершенно левых специалистов. Можно было проконсультироваться у тех, кто строил глубоководные аппараты до них - в США их полно было - тот же "Алвин". Канадцы "Пайсисы" делали (и с приключениями продали 2 штуки в СССР).
Глядя на этот "Титан", не покидает мысль о кустарщине, сразу вспоминается недавний случай, когда из совершившего аварийную посадку самодельного самолёта наши МЧСники выковыряли живого, но помятого 87-летнего деда-энтузиаста. Мало того, что там буйка не было, так на нём не было дублирующих управление систем. Вообще. Ни гидравлики, ни пневматики. По сравнению с ним "Миры", "Пайсисы", Deepsea Challenger Кэмерона и даже "Подводное блюдце" ("Дениза") Кусто выглядят, как звездолёты.
Сразу вспоминаются громкие, но провальные и трагические экспедиции типа Франклина, Седова, Брусилова, дирижабля "Италия", шведского воздушного шара для Севереного полюса и т.д.
> МЧСники выковыряли живого, но помятого 87-летнего деда-энтузиаста. Мало того, что там буйка не было, так на нём не было дублирующих управление систем. Вообще. Ни гидравлики, ни пневматики.
Ну дедушку понять можно. Создание дублирующих систем это время. А время это тот ресурс, который для дедушки критичен. А небо зовёт. Дедушке остается только завидовать!
Кстати. Насчёт проектирования непрофильными гражданами. Вспоминается давняя история с торпедным катером Г-5. Спроектированный под впечатлением от британской атаки на Кронштадт и трофейного катера СМВ "Торникрофт" (т.н. 40-футового).
Поручили проектировку не морякам... а Туполеву с главным упором на скорость. Туполев не долго раздумывая, просто масштабировал глиссирующий поплавок от гидросамолёта и получил ТК "Первенец". Потом были Ш-4 и наконец более мощный Г-5. Как инженерное творение - вполне себе катер, особенно с моторами "Изотта-Фраскини".
Но. Скорость - единственный плюс (до 63 узлов на тихой воде). А дальше сплошные минусы - мореходность никакая, желобные "торникрофтовские" торпедные аппараты, из которых можно стрелять только на полном ходу и тут жн надо отвернуть, слабое вооружение (1-2 пулемёта), длительное хранение только на берегу ибо тогдашний алюминиевый корпус начинало очень быстро разъедать (не более 10-15 дней в воде подряд, потом чистка), захлёст брызг в рубку и т.д.
И это чудо исправно служило всю войну - возило десанты, диверсантов, ставило мины, таскало глубинные бомбы, дыми, плавало в разведку, конвоировало суда. Но именно как торпедный катер - очень плохой был, деревянный Д-3 (более похожий на "итальянцев") куда более успешен был.
И на "Титане" их тоже не было, что вообще ахтунг - всё-таки не самолётик из говна и палок. Это вообще в ступор вводит - вроде не дураки, но понадеялись на авось. Тот же француз знал и Кэмерона и Сагалеева (отечественный океанограф, спускавший мэтра к "Титанику") и такая беспечность.
Напомнило одно знакомого который без аварийно "нырял" без презерватива. Мол иммунитет у его Титана такой, что позволяет входить и выходить из бездн сухим и невредимым. Но как-то раз, третего дня, нашел Титаник на Айсберг, вышел Титан из пучины вялым и хилым. И как в той песне, мораль истории такова, что храни свой огурец смолоду.
> Сразу вспоминаются громкие, но провальные и трагические экспедиции типа Франклина, Седова, Брусилова, дирижабля "Италия", шведского воздушного шара для Севереного полюса и т.д.
Отличие есть - вы перечислили "государственные" экспедиции, которые запускали с большими стратегическими целями, с новаторскими технологиями, участники которых морально были готовы к печальному исходу, так как являлись первопроходцами, испытателями транспорта или путей. Мне вспомнилась другая аналогия, наблюдал однажды - экскурсия на резиновой лодке по краю двухсотметрового водопада при возможности такой же экскурсии подороже, на которую большая очередь, но на катере и со страховочной лебедкой, прикрепленной к берегу
Сравнивать экспедицию пароходов (и последующий дрейф) условно называемых "седовцами" с коммерсантом, ныряющем в самодельном горшке с другими отчаянными гражданами на глубину 4 км поглазеть на Титаник, даже близко не правильно.
Что не отменяет говнопалочного подхода к конструированию - максимальное упрощение, "а что такое сопромат?", грубейшие ошибки в конструкции. Причем к двум последним самые большие вопросы - не надо быть профильным инженером, можно быть хоть специалистом по холодильным установкам и все равно при взгляде на некоторые вещи у тебя возникнут вопросы.
Поскольку там пусть и непрофильных но целая куча инженеров это разрабатывала, у меня один вопрос - что они употребляли?
У меня несколько знакомых собирали в гаражах лёгкие вертолеты и автожиры, но им в голову не приходит на них летать в шторм. Они прекрасно понимают, что реально сильный ветер и трубки деформировать может, да вес машин такой, что швырять их будет как перья.
А тут штука, по прочности похожая на туристическую подводную лодку для небольших глубин, при этом сильно проще по конструкции, погружалась глубоко. И за это брали большие деньги.
P.S. Сравнивать с профессиональными и *очень дорогими* аппаратами вообще сложно. Те действительно по подходу к конструированию и сборке, сложности конструкции и количеству дублирующих систем и всему прочему мало отличаются от космических аппаратов.