А как в России обстояло дело с огнестрелом? Любой мог купить "Лепажа стволы роковые"? Ведь Онегин и Ленский - люди гражданские. И при этом у каждого есть "ящик боевой".
Не знаю почему, но в процессе разбора дуэли вспомнился диалог из известного фильма
"- Я не специально! И потом, я в голову не целился. - А куда ты целился? - В сердце. - Да... Насчет сборной, это я погорячился."
Свободно обстояло, есть деньги - покупай. При Александре 1 запрещалось ношение скрытого холодняка, такого как трости, оборудованные спрятанным в них клинком.
Ну ладно дуэль из-за женщины, это ещё понятно. Но стреляться из-за того, что не ту музыку поставили, это просто клиника! Похоже дворянам того времени просто нехер было делать по жизни.
Как сказать! Насколько я помню, в Кишинёве, где было дело, полковник Старов был командиром полка, а оркестр, коему Пушкин велел играть мазурку вместо кадрили (о которой просили полковые офицеры), был полковым оркестром этого полка. Т. е. получалось, что мало того что кто-то приказывает военным людям, что им играть, вопреки указаниям своих армейских командиров, так этот кто-то еще и не военный, а штафирка! Это уже было оскорблением всего полка, т. е. оскорблением III степени. Потому и стрелялись на жестких условиях, и прекращать дуэли не хотели даже после двойного обмена выстрелами. Секундантам пришлось пойти на хитрость и сказать, что нет больше заряду, чтобы отложить поединок, а потом противников удалось помирить, и, более того, оба остались высокого мнения друг о друге.
> Т. е. получалось, что мало того что кто-то приказывает военным людям, что им играть, вопреки указаниям своих армейских командиров, так этот кто-то еще и не военный, а штафирка! Это уже было оскорблением всего полка, т. е. оскорблением III степени.
Если продолжить натягивать сову на глобус, то можно дойти до того, что, поскольку все военные служат императору, то "оскорбление всего полка" это вообще было прямое оскорбление самого императора. И император должен был лично стреляться с Пушкиным! А сам оркестр, за то что он брал указания не пойми от кого и лично сокорбил тем самым весь полк и императора, нужно было расстрелять в полном составе. Полк расформировать, а Кишинев переименовать!
Очевидно, что речь идет не об официальном мероприятии, где музыка играется строго какая заранее запланирована. Это было что-то вроде светского клуба, где люди общались, танцевали, выпивали. Такой формат предполагает что музуку могут заказывать разные люди, а не только один полковник. Никакого оскорбления в заказе музыки, которая кому-то не нравится (даже если этот кто-то - полковник), нет. Людям просто нехер было делать. Они таким идиотским образом пытались демонстрировать свою "доблесть".
> А как в России обстояло дело с огнестрелом? Любой мог купить "Лепажа стволы роковые"? Ведь Онегин и Ленский - люди гражданские. И при этом у каждого есть "ящик боевой".
Естественно, в 19 веке был свободный оборот оружия, и у нас, и в Европе. Вот интересно, когда это прекартилось. Как мы помним из детективов, какой-нибудь Шерлок Холмс или наш местный прости господи Фандорни вполне себе бегали с револьверами.
Оркестр - не дворяне, а простые солдаты, по понятиям того времени у них нет чести (она бывает только у дворян), потому их нельзя оскорбить в принципе. А вот то, что непонятный штатский требует от солдат полка не подчиняться офицерам своего полка - это и сейчас выглядит возмутительно. Музыканты играли в заведении потому, что их туда послало начальство (за неимением в заведении своего оркестра), дабы господа офицеры, часто посещающие заведение, могли танцевать под музыку с дамами. Следовательно, когда посетители заведения просят что-либо сыграть, они играют, ибо за этим и посланы. Но если просит офицер своего полка - это уже можно расценивать как приказ по службе. А если ему перечит какой-то штатский - это, как минимум, возмутительно. Потому Пушкина должен был немедленно вызвать тот офицер, что потребовал играть кадриль. Но он почему-то он отказался, и Старов посчитал, вполне основательно, оскорбление нанесённым всему полку, а значит, и себе лично как главе полка. Посмотрите дуэльный кодекс генерала Дурасова. Он, хоть и написан сильно позже, представления, бывшие тогда в голове благородных господ, отражает плюс-минус верно.