С удовольствием смотрю в последнее время ролики нашего замечательного математика и популяризатора Алексея Владимировича Савватеева (он, кстати, бывал и на Тупичке). Чувствуется, что человек не только талантлив, умеет объяснять сложные темы, но и действительно радеет за страну и её науку.
Однажды в очередном ролике с А.В. увидел юношу по имени Антон Садовничий (в ролике они с Савватеевым устроили математический бой и были капитанами команд). Антон на тот момент был призёром Международной математической олимпиады и собирался поступать в МФТИ. Т. е. парня реально боженька в маковку поцеловал, если он взял медаль на межнаре... Да ещё и из хорошей семьи юноша - дедушка всё-таки ректор МГУ. Казалось бы, в родной стране для такой молодёжи должны быть все пути открыты... Ан нет!
И вот в другом ролике тот же Антон, уже студент, даёт интервью какому-то блогеру, рассказывает, что поступил на ФПМЭ МФТИ, потому что там он имеет возможность получить одно из лучших (может, даже лучшее) в мире образование в области математики и IT. А после молодой человек намерен перебраться в США, получить там степень и построить карьеру в науке или каком-то наукоёмком производстве. И едва ли можно его осудить... Ему же, наверное, из всех источников объясняли, что главное - это успех, престижная работа, высокие зарплаты, общение в высоких кругах, возможность раскрыть свой талант. И тут приходит добрый американский дядя и прямо предлагает и кучу денег (которые он сам печатает), и отличный коллектив (из таких же умников, набранных по всему миру), и широчайшие возможности (потому что там есть деньги на массу самых фундаментальных исследований)... Даже приходить не надо - талантливые юноши сами его найдут...
К чему это я? К тому, что при таком раскладе, даже если мы сейчас сумеем сохранить и умножить то, что досталось от советского образования (за что сражается Алексей Владимирович), без соответствующего развития производства внутри страны при существующей экономической системе это просто приведёт к росту числа уезжающих на Запад высококвалифицированных кадров... А это, между прочим, ресурс подороже нефти и алмазов... Такая вот диалектика...
Я живу в Англии последние 18 лет. Две дочки тут родились и как раз в школах сейчас. В принципе все правильно рассказано, но различие от старой книги уже есть. Гос школы - да, так и есть. Если родители не вкладываются, то в среднем выпускают в 11 лет с настроем работать в магазине продуктовым. Никто не пушает на серьезное обучение а больше fun... В секундами школе можно уже пойти в другую государственную или в Gramma. Но в gramma очень серьезный конкурс и туда очень трудно попасть. Gramma почти все технические и туда идут в основном китайцы и индусы. Ну и русские. Я недавно был на open day в одной из лучших Gramma в стране (они, кстати бесплатные но селективные и туда надо сдавать экзамен) - зал на 300 человек забитый. Я увидел белых только учителей и еще пару родителей - остальные индусы в основном. Надо еще добавить что с описанных событий произошло - в предыдущее правление (вроде в конце 90-x) labors (социалисты) они хотели закрыть все grammas чтобы "уровнять" образование. Закрыли почти все и остались несколько в основном в Kent. Сейчас labors опять у власти и они думают продолжить душить grammas. По-крайней мере такие разговоры ходят. Еще не очень рассказано про частные школы. Сейчас labors хвводят VAT 20% частных школ и в итоге образвание будет еще более элитным ибо многие семьи со средним достатком не смогут больше себе этого позволить. Но выводы очень близко к тому что Вы рассказали. Спасибо!
Ещё, по крайней мере в Лондоне, большая часть (но не все) до сих пор либо только для мальчиков либо для девочек.
Ещё был неприятно удивлен склонностью некоторых школ к lgbt чухне.
Да, если хочется дать ребенку хорошее образование, родителям надо напрягаться заранее.
Впрочем, как и в России. В хорошие московские бесплатные школы тоже будет конкурс и экзамены.
Надо таким любителям заграничной жизни закрывать выезд из страны, пока не отработают всё, что на них родина потратила. Их учат-учат, а они на запад смотрят. Ещё неизвестно, кто ему эту идею подсказал...
Да тут подсказывать-то, как я понимаю, особо не нужно. Во-первых, идея о том, что свалить в Америку и работать там - наилучший вариант, настолько часто звучит из самых разных источников, что кажется, будто она в воздухе растворена. Это, так сказать, идейная сторона вопроса. А есть ещё и вполне материальная сторона: в нашей стране действительно меньше денег, меньше различных проектов по части большой науки, есть и институциональные проблемы, которых на Западе нет или они гораздо проще решаются. И, по-видимому, в рамках капиталистической системы тут едва ли что-то получится сделать... Так что парня сложно обвинить. Потому что это не лично он какой-то негодяй и сволочь, выделяющаяся в плохом смысле из общего ряда, а наоборот, обычный человек, вполне подчиняющийся действию экономических законов, характерных для господствующей общественно-экономической формации.
В английском бывшем доминионе экзамен типа 11+ проводился аж до 2013 года.
К примеру, что бы в 12-ом классе учить Calculus 12, сначала надо выучить Pre-Calculus 12.
Т.е. надо как-то сначала обогнать программу на год, что бы была возможность учить сложную математику. Для этого есть спецпрограмма, но что бы туда попасть надо было сдавать экзамен в 12 лет. Если экзамен не сдать, то ученик идёт другим более лёгким учебным путём и поступить в приличный университет ему будет сложно.
У нас в России тоже начинают разделять коридоры. Вот в августе была масса статей в прессе о том, как поступающим в X-XI классы школы начинали отказывать, если их средний балл не дотягивал до определённой планки: "Ваше место в колледже!" Причём эта практика, как сообщают СМИ, существует уже несколько лет, но впервые стала массовой.