Кто бы что ни говорил, а паренёк в маске с резиновыми ушами, он же Бэтмен, он же Человек-Летучая мышь на текущий момент является одним из, если не самым популярным супергероем. Это подтверждают недавние кассовые успехи фильма «Тёмный Pыцарь», а также проводимые американскими и британскими учёными журналистами исследования. Согласно их результатам, популярнее Бэтмена супергероя нет, а Джокер уверенно лидирует в конкурирующей номинации.
Учитывая рекордную популярность героя, удивительно, что толковых игрушек о приключениях мстителя в плаще не выходило, пожалуй, с начала девяностых, когда на восьмибитных приставках появились сайд-скроллеры по мотивам фильмов Тима Бёртона. Не считая, конечно, недавнего кросс-платформера Mortal Kombat vs. DC Universe, где Бэтмен и другие персонажи из комиксов DC бились против разноцветных ниндзей из MK.
Однако буквально на днях вышла игра Batman: Arkham Asylum.
Тем, кто следит за новостями игровой индустрии, либо за жизнью города Готэм, понятно, что действие игры происходит на территории психиатрической лечебницы Аркхэм. Учреждение создано для нужд пойманных на территории Готэма суперзлодеев – сюда их бесплатно привозят на ПМЖ, здесь же за счёт городского бюджета проводятся сеансы карательной психиатрии. Соответственно, концентрация ярких, харизматичных личностей здесь крайне высока. Чтобы бежать не хотелось даже психу, лечебница находится на скалистом острове, окружённом со всех сторон водой. К каждому суперзлодею применяют индивидуальный подход, дабы он не смог воспользоваться своими сверхспособностями. Само собой, не обходится без процедур – бодрящий электрошок, оздоровительная лоботомия, целебное кислородное голодание в газовых камерах, и т.п..
Игра начинается с того, что Бэтмен привозит в Аркхэм свежепойманного Джокера и сдаёт на руки тамошнему персоналу. Едва вырвавшись из цепких лап парня в маске, Джокер умело вырубает санитаров – не смотри, что худой, как вешалка – а затем поднимает в лечебнице (а заодно и в находящейся на том же острове тюрьме строгого режима) бунт. Как это водится у Джокера – бессмысленный и беспощадный. Понятное дело, Тёмный Рыцарь не может возложить подавление бунта на хрупкие плечи полицейского спецназа, и вступает в дело сам.
Игра представляет из себя экшен от третьего лица, при этом без элементов шутера – Бэтмен принципиально не убивает своих врагов, дело ограничивается мордобоем и применением гаджетов для вырубания противника. Сильна в игре и стелс-составляющая – так как после начала бунта многие заключенные тут же вооружились огнестрелом, лобовая атака на них может заинтересовать только самоубийцу. Остановимся на этих двух аспектах подробнее.
Рукопашный бой реализован прекрасно. Управление осуществляется всего тремя кнопками – непосредственно обычный удар, оглушающий удар и перехват, плюс направления атаки. В целом ничего сложного – Бэтмен заведомо сильнее любого рядового зэка и раскидывает их с легкостью. Однако впоследствии, когда заключённые начинают вооружаться ножами и электрошокерами, приходится применять фантазию. Визуальное оформление боёв явно делалось под впечатлением от фильма «300» – замедления и ускорения выглядят очень эффектно, а финальные добивающие удары крупным планом заставляют нервно потереть челюсть даже человека, находящегося по эту сторону экрана. Также в бою можно «навскидку» использовать некоторые гаджеты – бумеранги, дабы дезориентировать бегущего на вас противника, и крюк. При помощи последнего можно осуществлять захват и подтягивание «Скорпион стайл».
Стелс-элементы заключаются в напрыгивании из-за угла, а также в нейтрализации противников бумерангами и быстрыми атаками hit and run. По мере прохождения стелс-составляющая также усложняется – например, у заключённых появляются сигнальные ошейники, а горгульи под потолком, на первых порах самое лучшее убежище, часто оказываются заминированы. Враги становятся всё более нервными и стреляют на любой шорох.
Одной из характерных особенностей игры являются загадки Riddler’а, ака Эдварда Нигмы. Те, кто незнаком с комиксами, могут помнить его по фильму «Бэтмен Навсегда» — там его роль исполнял Джим Кэрри. Нигма расположил на территории Аркхэма двести сорок головоломок, которые предстоит найти игроку. Головоломки разные – от простого поиска спрятанных предметов до разгадывания загадок путем «фотографирования» ответов. В отличие от многих других игр, где подобное «коллекционирование» – удел сугубо хардкорных игроков, здесь это очень увлекательное занятие, способное продлить игровой процесс на несколько дополнительных часов и сулящее много «вкусностей». К их числу относятся биографии различных злодеев, не попавших в игру – они наверняка порадуют поклонников – а также модельки персонажей, которые можно в подробностях рассмотреть из главного меню, и всяческие Сhallenges, то бишь, задания на время.
К слову, власти Готэма, похоже, отличаются недюжинной толерантностью по отношению к различным отбросам общества. Например, один из злодеев в игре, худосочный паренек Виктор Ззас, с ног до головы покрытый шрамами, судя по аудиозаписям, только за последнюю пару месяцев убил около двухсот женщин, а вот на электрическом стуле не посидел ни разу.
Сам процесс поиска тайников очень напоминает серию Castlevania – по мере прохождения герой получает различные способности, позволяющие пробираться в ранее недоступные места. Отличный стимул, чтобы возвращаться в посещённые ранее области для их детального исследования.
В исследовании темных уголков помогает «детективный режим» – при включении мир окрашивается в синюю палитру, а доступные для действия предметы подсвечиваются и снабжаются краткими описаниями. Все живые существа на локации становятся видны сквозь стены, что облегчает охоту на них. Также режим предупреждает нас о надвигающейся опасности. Детективный режим – отличная задумка, однако при прохождении так и тянет постоянно находиться в нём, дабы ничего не пропустить, а это смазывает впечатление от графики самой игры.
А графика отличная. Unreal Engine 3 выдает стильную, мрачную картинку с красивыми высокополигональными модельками и традиционно прекрасным освещением. Спецэффектов как таковых немного, однако те что есть, выглядят отлично.
Но главное в данной игре – даже не графика, а стиль. Всё, начиная от главного меню, и не заканчивая звуковым оформлением, работает на атмосферу. Важно понимать, что игра идейно далека от фильмов Кристофера Нолана. Она сделана по комиксам и в комиксовой манере – соответственно, чрезмерного реализма не ждите. Речь не о том, что игра – балаган с пафосными, цветастыми героями и такими же злодеями. Напротив, это мрачное, серьезное повествование. Кстати сказать, такого Бэтмена, как здесь, раньше точно нигде не было. Это такой шкафообразный дядька, косая сажень в плечах, по габаритам близкий к плотно сидящему на стероидам Виталию Кличко. Больше его в игре, похоже, только откормленный мутагеном Бэйн, Киллер Крок и мутанты Джокера. В общем, внушительный герой, широкая спина которого во время обычной ходьбы закрывает собой половину экрана. Как он умудряется за всю игру никого даже случайно не убить – загадка.
Поражает внимание разработчиков к мелким деталям – например, сразу по прибытии в лечебницу Бэтмен представляет из себя ухоженного, лоснящегося супергероя. По мере прохождения на его костюме начнут проступать разрывы материи, царапины, на лице даже немного отрастет щетина. При повторном возвращении в локации можно обнаружить массу «Пасхальных яиц», которые обязаны вызвать неподдельный восторг у ценителей.
Звуковое оформление также на высоте. Джокер, озвученный Марком Хэмиллом, бессменным мультяшным Джокером – настоящий псих. У остальных героев голоса подобраны также очень тщательно и с любовью. Эмбиент и включающаяся в напряженные моменты музыка отлично поддерживают общий настрой.
В целом – моё почтение. На данный момент, безусловно, лучшее, что вышло в этом году. Проект уже успел попасть в книгу рекордов Гиннеса как самая высокооценённая прессой игра про супергероя ever. Рекомендуется не только любителям комиксов и парней с резиновыми ушами, но и всем остальным любителям хорошо проводить время у телевизора или монитора.