Во вселенной интерактивных развлечений наступили смутные времена. Гейминг на ПК напоминает скромный домик в тени консольных небоскрёбов. Каждый год новые консольные хиты ААА-класса поражают воображение игроков фотореалистичной HD-графикой, крышесрывающим многоканальным звуком, ну а теперь ещё инновационными контроллерами и поддержкой 3D. Заметно меньше звонких детских голосов оглашают ПКшные поля битв радостными возгласами победы или горестным воем поражения и негодования. И единственное, что я хочу сказать по этому поводу – ОТЛИЧНО!
Отлично, потому что на ПК пока ещё остались игры, которые в первую очередь из-за своей сложности и глубины на приставках пока недоступны: это и симуляторы, и толковые стратегии, и неодноклеточные MMO-проекты. Есть ещё один фактор, который по понятным причинам на приставках толком не представлен никак – пользовательские модификации любимых игр, известные как моды. Если вы подумали об очередной карте для Counter-Strike, изображающей родную школу 13-летнего Васи Пупкина с моделями любимых учителей в качестве заложников, то вы глубоко ошибаетесь. Современные глобальные моды могут изменить игру полностью, оставив от неё лишь движок и некий набор навязанных разработчиками правил. Данная статья посвящена легендарной модификации Battlefield 2, неоднократном лауреате наград Mod Of The Year, раздаваемых US Air Force. Речь о Project Reality.
Да-да, мы говорим о моде для игры 2005 года выпуска, когда ещё не любовались текстурами ткани на мундирах и звук X-Fi лишь набирал силу. В то время у нескольких ветеранов американских и британских вооруженных сил появилась идея создать минимод, внеся поправки в геймплей оригинального BF2, и добавив британскую фракцию. Всё это вылилось в награды MotY 2006, 2007 и 2008, когда Project Reality завоевал и приз игроков, и приз редакции сайта. В чём же секрет успеха?
- Жёсткая ориентация на командную игру, малолетним рэмбам тут не место.
- Большие игровые карты, созданные по спутниковым снимкам и фотографиям ветеранов боёв в Афганистане и Ираке.
- Скрупулёзное внимание к деталям при создании оружия, экипировки и техники, максимальное приближение к реальным характеристикам, благодаря привлечению военнослужащих к работе над проектом.
- Разнообразные игровые режимы, где есть место как боям с привлечением обеими сторонами бронетехники и авиации, так и контртеррористическим операциям.
- Игровая механика, удачно балансирующая между реализмом и динамичными боями.
- Множество игровых фракций, представляющих как армии стран НАТО, так и ВС Российской Федерации, Армию Обороны Израиля, перешедшую из BF2 Коалицию Ближневосточных Государств, и ряд фракций иррегулярных вооруженных формирований.
- Сочный звук на существенно переработанном движке BF2. Скрежет танковых гусениц или пулемётная очередь заставят вас натурально вжаться в кресло.
Мрачный шведский гений разработчиков из DICE подарил нам отличную аркадную игру Battlefield 2, где на просторных картах сходятся одновременно до 64 человек, раскатывая друг друга танками, утюжа бомбардировками и просто бодро перестреливаясь. Project Reality поднял планку от уровня аркадного развлечения до военного симулятора, не потеряв при этом играбельности. Простой стрелок сможет выучить азы в течение одного раунда, а для освоения сложных классов и техники милости просим в режим Coop, где можно потренироваться на ботах. Благо, летать на ударном вертолёте морской пехоты США AH-1Z или рассекать пустыню взводом Т-72М в компании с товарищами – одно удовольствие.
Попытка реализовать возможность почувствовать реальный бой накладывает определённые ограничения:
o Одинокий пехотинец без своих товарищей – ничто.
o Принцип «Знай своё оружие, дай ему имя, научись им пользоваться в совершенстве, потому что оно твоё единственное спасение» — одно из главных правил игры.
o Приказам своего комода приходиться подчиняться и делать именно ту работу, которую он велит делать, будь это даже работа сапёрной лопаткой вместо радостного отстрела врагов из пулемёта
o «Немой» пехотинец очень нежелателен, «немой» танкист – невозможен, для нормальной игры настоятельно рекомендуется микрофон.
o Правило «камень-ножницы-бумага» в современной войне не работает, пехота зачастую бессильна при рубке механических чудовищ в чистом поле, зато в городе ей раздолье.
o Силы разных сторон конфликта могут серьезно отличаться, никакой «справедливости» нет в помине. Например, ближневосточные повстанцы должны противопоставлять современным армиям азиатское коварство, тактику ударов из засад и молниеносную быстроту отхода.
С помощью системы сдержек и противовесов разработчики добились того, чтобы незнакомые прежде люди стали друг от друга зависимы и в кратчайшее время превращались в сплочённую команду. Например, штурмовики становятся летающими колесницами бога войны лишь при подсветке целей с земли, танки в городах без поддержки пехоты – не более чем полуслепые слоны, а различные классы пехотинцев дополняют друг друга, и полного преимущества не имеет никто. Слаженное подразделение придёт к победе и будет показано после раунда как пример другим, ну а банды махновцев будут преданы заслуженному забвению.
Да, если вы – дяденька, у которого на игру есть только пятнадцать минут в день, и больная спина позволяет предаваться этому занятию, лишь развалясь на диване с банкой пива, боюсь, Project Reality не для вас. Но когда десантный вертолёт с вашим подразделением, лавируя между дымными шлейфами от зенитных ракет и РПГ, лихо высаживает вас на узкой улочке арабского города под плотным огнём неприятеля, и за доли секунды приходится метким огнём, напряжением разума и нервов решать судьбу раненых товарищей; когда на вас сквозь дым и пламя горящей бронеколонны накатываются волнами боевики, из-за ожесточения боя некогда даже вздохнуть и лёгкие горят от избытка углекислого газа; когда разум борется с тайфуном адреналина в крови, велящим презреть хитрый маневр ради того чтобы встать во весь рост и щедро угостить недругов свинцом – поверьте, насилие над собой при перемещении с дивана на кресло начинает казаться оправданным.
Для игры в мод требуется немного:
- Купить Battlefield 2, который нынче стоит весьма недорого.
- Поставить патч 1.41 (идёт в комплекте с BF2: Complete Collection).
- Наживить патч 1.50.
- Бесплатно скачать последнюю версию мода, состоящую из двух файлов (Project Reality x.y part 1 of 2 и Project Reality x.y part 2 of 2).
- Скачать и изучить русскоязычный мануал по ссылке на странице koldybay.livejournal.com.
P.S.: Поклонники Operation Flashpoint и серии ArmA также не останутся в стороне – в разработке находится вариант мода на движке ArmA 2. Подробности тут.
> 2) А разговорный английский обязателен? Или можно присоединиться к команде русскоговорящих? А то я по английски выучил только десяток матов, да еще с моим жутким русско-немецким акцентом.
Ну было бы неплохо английский знать, в стае иностранцев бегать интересно. Когда видишь их в напряжённой обстановке, видишь реакциюю на всякое - начинаешь понимать какие мы разные. Но русские сервера тоже есть, например Russian Reality PROS.
Просьба адептов ArmA 2, гневно раскрывших рты при прочтении фразы "PR Exclusive" рядом с описанием новых возможностей, обратно их прикрыть - речь идёт о нашем собственном воплощении этих систем, то что кое-что из упомянутого по-своему сделали в других модах это хорошо, а у нас вот свой путь.
Вот бодрый тизер, смотреть конечно же только в HD:
Несмотря на то что энтузиастов немного, мод умудряются качать с торрентов в дни релиза новой версии десятки тысяч человек. Серверов, забитых под завязку в любое время дня - тоже не 1 и не 2 :)
> Одному мне кажется, что это и есть "камень-ножницы-бумага"?!
Это не совсем так, боец с ПЗРК далеко не всегда оказывается рядом для отгона назойливых геликоптеров. Рулит грамотное целеуказание и коммуникация с подразделениями, оседлавшими мобильные ЗРК.
Увы, для обычного милитариста-любителя Арма хороша лишь как выставка хорошо смоделированной военной техники и полигон для отстрела недалёких ботов.
Главное предлагаемое сетевое развлечение - режим Warfare где игроки бродят между городами в компании ботов по огромной карте как цыганский табор. Таборы могут временно объединяться чтобы выгнать конкурентов из города, но чаще действуют как левая нога велит.
Самая продвинутая форма сетевой игры - организованные PlayerVSPlayer игры типа Charlie Foxtrot, т.н. "Серьёзные игр в Тушино" и тому подобное, для участия надо регистрироваться на специальных ресурсах, качать специальные аддоны, собираться в специально оговорённое время.
В Project Reality же достаточно найти сервер по вкусу в любое время, вступить в отделение (полезный хинт: толковые командиры отделений называют свои отряды тематически - INFANTRY VOIP, TANK, CAS и так далее) и слушаться дядю командира.
VOIP - значит чтобы голосом обязательно говорили через встроенный в игру клиент, иначе кик. Иногда дописывают MUMBLE или TEAMSPEAK если общаются с помощью других клиентов