Ретушь портретов. Основы и базовый процесс. Часть 1, вступление.

24.07.09 | Мракор | 179 комментариев »

Ева (c) Мракор


Как известно, практически никакая толково законченная фотография не обходится без той или иной обработки. Она позволяет подчеркнуть и выделить основные элементы снимка, убрать или приглушить лишние и неважные детали, усилить эмоциональный эффект от изображения и грамотно расставить акценты.

Связано это в частности с тем, что человеческий глаз с мозгом реагируют на полученные данные вполне определённым образом. А потому, понимая, как и на что обращает внимание мозг, при ретуши можно чётко определять, куда и на что будет в итоге смотреть зритель.

Первоочередную важность имеют контрасты. Цветовой, световой и резкостный.

Создавая и контролируя их, можно делать такие снимки, на которые человеческому глазу будет приятно смотреть.


Как у поклонника минимализма, в моих фотографиях обычно 2—3 центральных элемента, между которыми я с переменным успехом стараюсь заставить скользить взгляд зрителей.


Понятно, можно добиться и прямо противоположенного эффекта, если подходить к ретушированию безграмотно. Так что следует проявлять революционное чутьё в вопросе того, что стоит ретушировать, а что неплохо бы оставить таким, как есть.

В какой-то мере это зависит от поставленных целей и жанра, в котором планируется получить финальный снимок.

Например, т.н. «гламурный» портрет требует минимума лишних деталей и максимальной «прилизанности». В итоге модель может себя и не узнать на снимке, так как серьёзной доработке могут подвергнуться непосредственно черты лица и фигуры — для приведения их к более «идеальному», иногда даже «кукольному» виду. Более «личностные» портреты, наоборот, требуют сохранения и таких характерных черт лица, как свойственная настоящему живому человеку асимметричность, важные родинки, морщинки, ямки, шрамы и т.д. Идеальных людей не бывает, а нашей целью обычно является достижение аутентичной картинки с конкретными характером и персонажем.

Тренированный вкус и личные предпочтения тут тоже играют немалую роль. Особенно это сказывается на этапе цветокоррекции. Некоторые лентяи, правда, стараются избежать этого интересного этапа посредством перевода снимка в ч/б, но мы то знаем: ч/б — для лентяев и слабаков!!!


Кстати, существует мнение, что «фотошоп расслабляет», «фотошоп — зло» и «раньше такого не было и было круче».

По этому поводу рекомендуется почитать тут, я лучше не скажу.

В общем, со вступлением пока всё, потихоньку приступим.

Инструментарий


В первую очередь — манипулятор.

Если серьёзно задумал ретушить фотки в более-менее приличных количествах — обзаведись планшетом. Купи, возьми у друзей (спасибо тебе, о Jezek!!!), уговори начальника купить на работу. Ибо обрабатывать снимки мышкой — просто ад.

Это, понятно, если хочется не убить кожу и лицо блюром/фильтром, а работать грамотно, ручками и в разумные сроки. Также на порядок ускоряется и становится удобней работа с масками. Да и вообще, «рисовать» во время ретуши приходится обильно и делать это удобней планшетом.

Ваком (http://wacom.ru), даже младший, будет отличным выбором. Но размер желательно взять побольше. Больший размер планшета = большая точность.



Во вторую очередь — софт.

Софт, в принципе, может быть любой.

Главное, чтобы он поддерживал слои, маски, разные режимы наложения и обладал прочим схожим инструментарием с описываемым тут фотошопом. ;)


Слои и маски — мощные инструменты и главнейшие помощники ретушёра.

Практически любая манипуляция в идеале совершается на новом, пустом, скопированном или корректирующем слое.

Это позволяет и легко откатить, и варьировать силу, и локализовать изменения при помощи, например, той же грамотно нарисованной маски.

В общем, настоятельно рекомендуется ознакомиться с методами работы со слоями и масками в своём программном продукте.


Не менее важно для полного понимания дальнейшего быть знакомым с:

— использованием основных инструментов (кисти, лечилки, штампы, обрезалки и т.д.);

— использованием базовых фильтров (в частности хай-пасс и маска нерезкости);

— принципами работы и использование различных режимов наложения слоёв;

— шорткаты для удобства и скорости.

Так как данная серия заметок больше не о том, «какую кнопку нажать, чтобы стало красиво», а как можно шире описывает принципы ретуши в целом.


Для примера сегодня мы будем использовать один из моих снимков.

Просто портрет красивой девушки Евы в смешной шапке, снятый со вспышкой в потолок и подсвеченный отражателем снизу. Фактически, снапшот.

Мне снимок нравится, и для демонстрации основного плана вполне подходит. Спасибо тебе, Ева!


Каждый снимок для заметки я начинаю обрабатывать с нуля.

Для описания конкретных пунктов я постараюсь подобрать наиболее интересные для каждого конкретного момента снимки.

Найти такой, который приходилось бы старательно и яростно править одновременно по всем пунктам у меня не удалось, обычно критических моментов в снимке 1—2.

Да так и интересней.


Итак:

Основной план рабочего процесса


В сегодняшней заметке мы наметим общий план действий, так что приготовьтесь смотреть на много идентичных, на первый взгляд, картинок. :)


Как и в любом грамотном подходе, рабочий процесс можно разбить на определённые шаги.

Мой основной план работ примерно таков:

0. Отбор снимка в рав-конверторе.



Почему именно в нём?

Удобно, наглядно и сразу можно начинать крутить бегунки для следующего этапа или для определения, годен ли снимок для обработки.


1. Фото в рав-конверторе.

Тут мы уже приготавливаем снимок к обработке в фотошопе, ровняем света и цвета, готовя максимальный диапазон для работы и т.д.


2. Первичная ретушь (пятна, прыщи, ненужные морщины и другой визуальный мусор).

Определяемся, что стоит чистить, и чистим.



Тут я просто почистил кожу от покраснений.


3. Высветление/затемнение (мешки под глазами, сглаживание теней, придание дополнительного объёма и т.д.).

На этом этапе мы думаем, что и где нам нужно от теней, для придания дополнительного или сглаживания излишнего объёма.



Тут я убрал мешки под глазами, добавил объёма на губах, чуть дополнительно очертил лицо и по мелочи подчистил вариации светотени на лице, которые не стоило править во время предыдущего этапа.

Также приглушил блик на носу, решив, что наиболее уместно это будет сделать сейчас.

Плюс на этом этапе я в некоторых местах слегка сгладил текстуру кожи. В частности, на переносице, под глазами и на носу.


4. Коррекция форм (фигура, форма глаз/губ и т.д.).

На этом этапе мы при помощи подходящих инструментов раскрываем глаза, округляем и выравниваем губы, закрываем дырки в причёске, при желании занимаемся похудением/поправкой модели и прочими непосредственно затрагивающими формы исправлениями.

В данном снимке мне всё показалось не стоящим вмешательства.


5. Цветокоррекция.

Цветокоррекция для меня — самое интересное и, как результат, самое времязатратное с наибольшим количеством вариаций и повторных операций.

После определения того, что я хочу получить, начинается поэтапное приближение к желанному.



Тут я слегка убрал магенты, добавил голубого.

Решив, что на данном этапе кожа для меня кажется самой нейтральной (посмотрев cmy-значения), перехожу в Lab.



В Лабе корректирую гамму в тёплую сторону, которая мне кажется более подходящей для снимка, и усиливаю цветовые вариации, попутно слегка увеличив контраст в нужных местах.


6. Добивки и улучшения.

Вот тут обычно начинаются итерационные повторения некоторых предыдущих шагов и необязательные действия.

В первую очередь, обычно я усиливаю глаза:



В первую очередь потому, что считаю для портрета глаза крайне важными.

Во вторую потому, что глаза мне нравятся, а после Лаба из них иногда получается что-то совсем сказочное (обязательно будет в следующих сериях)!


Далее возвращаюсь в RGB и провожу дополнительную цветокоррекцию:



Такое желание у меня возникает постоянно, особенно если отвлекаться от снимка на 5—10 минут, чтобы глаз отвыкал от текущей цветовой гаммы.


Еще дополнительный контраст и яркость на глаза и губы:



Так я старался распределить внимание между губами и глазами.

В этот раз я не очерчивал лицо дополнительным контрастом на волосах, так как посчитал имеющийся достаточным.


В итоге мы имеем контрастные губы и глаза на относительно ровном лице, очерченном волосами.

В глазах остались холодные тона, что является дополнительным контрастом на фоне тёплого снимка.

Также, понятно, глаза — самая резкая область снимка.


В принципе, такое состояние снимка меня на данном этапе обработки на сегодня устраивало.

Что, конечно, не отменяет того факта, что, увидева снимок послезавтра, я захочу его переделать. :)


7. Сохранение и экспорт.

Пристально смотрим на снимок и чистим последние мелочи:



Тут я чуть подравнял тени в глазах и ещё всякие неровности.


Теперь перевожусь в 8-битный режим, сохраняю в джпег, уменьшаю и сохраняю в джпег для сети, уменьшаю и сохраняю в джпег для вконтакта.

Поднимаю из недр слоёв первоначальный вариант и делаю картинку-сравнение before|after:



На этом обычно процесс считается законченным.


Уходит на это от 15 минут до «пока не заставишь себя закончить уже наконец» .

Связано это с тем, что некоторые корректирующие действия могут повторяться то тут, то там в процессе обработки, если покажется, что возникла такая необходимость.

Например, иногда появляется желание пройтись бёрном/доджом по лицу уже после финальных добивок и улучшений, дабы сгладить возможно ставшие местами излишне контрастные тени на лице. Или убрать прятавшееся до этого пятнышко на коже.

Тут уже главное — вовремя задавить свой перфекционизм и всё-таки закончить работу со снимком. :)


На этом на сегодня всё.

В следующем выпуске мы приступим к подробному разбору пунктов по порядку, с размышлениями о том, что и почему я делаю.


Так что в комментах принимаются жалобы, пожелания и предложения по тому, что было бы интересно услышать и что стоило бы подробней развернуть.

До новых встреч!

Комментарии
Goblin рекомендует заказывать одностраничный сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Мракор
отправлено 24.07.09 04:01 | ответить | цитировать # 2


Кому: Q3D, #1

> 1) В чём смысл уменьшение делать не в 16 битах?

Я уменьшаю после сохранения в джпег.
В джпег с 16 бит не сохраняется.
Толку, в принципе, не вижу особо. :)

> 2) Я бы ещё добавил пару слов про шарп после даунсайза

Я пользуюсь спецтулзой камрада Gene :)


Мракор
отправлено 24.07.09 04:13 | ответить | цитировать # 5


Кому: Шайтаныч, #3

> Камрад, обрати внимание: лицо было снято несколько плоским, и стало еще более плоским после ретуши.
> С этим нужно бороться.

Хотелось залитую светом :)
На самом деле я что в рав-конверторе кларити задрал до примерно +30, что на втором этапе оконтуривал тенями, что в Лабе контрасту добавлял.
Но все в пределах легких, недеструктивных изменений.

> правильный ресайз и наведение контурной резкости

Понятное дело, планируется и будет!

> ретушированную фотографию от оригинала.

Это, кстати, лично мне тоже очень интересно и нравится.
Т.е., я долгое время стараюсь доводить снимки до состояния, в котором они выглядели бы наиболее естественными и не явно ретушированными.
Это уже сейчас началось с глазами, с тех пор как я Лаб яростно использовать начал :)

Ну и, опять же, разрывы шаблонов случаются.
"Как же так? Я снимаю техникой такой-же, а то и круче, а фоток таких же не выходит!!!"


Мракор
отправлено 24.07.09 04:17 | ответить | цитировать # 7


Кому: Q3D, #6

> Не все про неё знают - тогда бы добавить про неё пару слов :)

Не спешите вы так, зря чтоле заметка на части разбита?!! ;)

> Не все про неё знают - тогда бы добавить про неё пару слов :)

Я не знаю, выдавал ли камрад Gene её в массовый доступ.
Тут лучше обратиться к нему.


Мракор
отправлено 24.07.09 04:22 | ответить | цитировать # 10


Кому: argonswm, #8

> Если кому интересно - могу забадяжить небольшой туториал.

Да шо ж такое.
Вы дождитесь уже до конца выпусков-то!!!

Максимум методов будет расписано.
По каждому пункту обычно 2-3 общепринятых метода, которые я непременно освещу.


Мракор
отправлено 24.07.09 04:24 | ответить | цитировать # 11


Кому: Govard, #9

> Сохранились лишь негативы, да и те поцарапаны очень не слабо.

Это реставрация.
И почти гарантировано, что источник будет не особо качественный.
А утерянной информации взяться неоткуда.

Т.е., по качеству картинки современный уровень никак не получится.

Массивно помучавшись можно получить правильную цветопередачу, тем не менее.


Мракор
отправлено 24.07.09 04:33 | ответить | цитировать # 13


Кому: Q3D, #12

> Да нет, я не спешу. Просто в качестве идеи говорю - вдруг что пригодится в следующих статьях.

Да, я записываю!

> Да, а на скриншоте выше ACR

Он, он.

> Почему не LR если так? Движок то один, а крутилок в разы и разы.

Потому что движок тот же :)
Не помню в ЛР таких явно полезных крутилок, которых бы мне несомненно хотелось покрутить.
Я вообще из рава обычно стараюсь получить наиболее "жирную" для обработки картинку.

Ну и не охота запускать лишнюю софтину + более простой и "непонтовый" интерфейс меня, минималиста, морально греет. :)


Мракор
отправлено 24.07.09 04:35 | ответить | цитировать # 16


Кому: Govard, #15

> Страшнее всего, что негативы чёрно-белые. Просто у меня там последние фотки отца. Очень хочу увидеть его без всяких царапин и в цвете

http://oper.ru/news/read.php?t=1051604329 !!!

В общем, наверняка в фотолабах подобным занимаются, но подсказать ничего не могу.
Совсем не мой профиль, ни разу даже не пробовал.


Мракор
отправлено 24.07.09 04:45 | ответить | цитировать # 19


Кому: argonswm, #17

> есть такой интересный плагин - Portaiture "убей нахер текстуру кожи" от Imagenomic


Мракор
отправлено 24.07.09 11:19 | ответить | цитировать # 41


Кому: argonswm, #25

> Текстуру кожи можно оставить настолько, насколько тебе надо.

Там даже в примерах на сайте плагин делает с лицами страшное.
Его работа на снимках узнается безошибочно.

Кому: Shippper, #28

> Со всем согласен, разве что кроме планшета.

Чувствительность к нажатию очень полезная штука, особенно на этапе рисования всяких масок и слоев осветления/затемнения.
Последний у меня для этого снимка выглядел примерно так:
http://gallery.greedykidz.net/get/689462/burn-dodge.jpg
Я б повесился такое мышкой рисовать, а тут минуты за 3-4.


Кому: Xarconnen, #38

> На лице я бы сделал тон ровнее - убрал желтизну вокруг рта и сбавил синеву вокруг глаз.

Я фанат цветовых вариаций, а на живом лице их обычно хватает. ;)
Единственное, что я гарантированно глушу -- это магенту.
Я её почему-то не особо люблю.

> без масок, переводов в LAB

Некоторые вещи без Лаба просто не сделать.


Кому: YYE, #39

> Значения по CMYК, на глаз, или есть еще какие секретные техники?

И так и так и так!!!


Мракор
отправлено 24.07.09 11:43 | ответить | цитировать # 48


Кому: huh?, #47

> Спорю на пятнадцать рублей, что фотоаппарат был Сони!!!

Где я могу получить свои 15 рублей?!!


Мракор
отправлено 24.07.09 12:01 | ответить | цитировать # 52


Кому: KSergey, #51

> в верхних углах мозг ожидает увидеть или синее небо, или солнышко чреез листву или что-то подобное.

Странно!
Нормальный мозг не должен далеко уходить от глаз и губ!!!


Мракор
отправлено 24.07.09 12:25 | ответить | цитировать # 55


Кому: Kaktoos, #54

> Отличный плагин! Девушкам нравится, как они выглядят после такого!

ну я там дальше в процессе планирую рассказать про варианты с смягчением особо яростных текстур, но чтоб до портретуры опуститься,я даже не знаю!!!


Мракор
отправлено 24.07.09 14:05 | ответить | цитировать # 59


Кому: Blind, #57

> А вобще, плагины (кроме ресайза от камрада Gene) используешь? Или чистый фотошоп?

Иногда пару из одного набора.
Опишу.


Мракор
отправлено 24.07.09 15:40 | ответить | цитировать # 66


Кому: FoxHound, #65

> А каким именно планшетом пользовался?

Wacom graphire 4


Мракор
отправлено 24.07.09 16:13 | ответить | цитировать # 68


Кому: u78, #67

> Присоединюсь ко мнению большинства - хотелось бы больше конкретики в области инструментов.
> Мне кажется, неплохо было бы либо фотографии побольше размером выкладывать, либо кадрировать, потому что иной раз сложновато увидеть изменения.
> И ещё я бы попросил подробнее рассказать о переводе из RAW, какие параметры можно подкрутить, что на что влияет.
> Непонятно, что такого даёт LAB, чего невозможно выполнить без него? Если можно - поподробнее зачем переводить фотку из одного цветового режима в другой?

Аха, всё будет.


Мракор
отправлено 24.07.09 16:17 | ответить | цитировать # 69


Кому: Goblin, #60

> плюс с фотошопом намучаешься.

Даа, дааа.


Мракор
отправлено 24.07.09 18:15 | ответить | цитировать # 84


Кому: Mad Creator, #76

> на мой взгляд цветокоррекцию можно делать только в нём.

В последнем есть поканальные кривые?
И, желательно, еще и в Лабе?
Если есть, то я мигом перейду!
Но судя по АЦР, таки нт, ползунки там в основном одинаковые :)

А кривые сильно гибче и мощнее.

> (хотя тут надо бы послать меня к Маргулису :))

Я к Маргулису еще не раз посылать буду!



Кому: kirby, #77

> фотография сделана без профессионально поставленного света

Таких у меня валом, про них тоже будет!!!


Кому: den1s, #79

> "лица ж0лтые над городом кружа-аца!!" :))

Ну, в разумных пределах, понятно!!!


> эдак скоро до "один раз включил - запомоился" в отношении богомерской поцритуры дойдём!

Лично я -- ни разу не включал!!!



Кому: den1s, #83

> привести в чуйство две с половиной тыщщи свадебных фотографий - это другое :)

Потому я никогда не хотел заниматься свадебной фотографией и сказочно беден!!!

Хотя, афаик, там такой яростной коррекции не требуется, а для 15 "особенных" можно и напрячься.


Мракор
отправлено 24.07.09 18:25 | ответить | цитировать # 91


Кому: Yuri E., #86

> Не перебор ли?

[яростно кивает]
перебор!

Я еще такие глаза делать люблю:
http://static.oper.ru/data/forum/2254/img_7621.jpg
http://static.oper.ru/data/forum/2254/img_0250.jpg


Мракор
отправлено 25.07.09 14:26 | ответить | цитировать # 108


Кому: gekko, #104

> Очень, очень хочется увидеть хороший практикум по коррекции резких, сильных теней и прочих бякостей а-ля "мешки" под глазами!!!

Будет, будет.

Кому: draugmot, #105

> Кстати, а не поднимет ли кто-нибудь тему обтравки (в том числе волос)? Понятно, что тема уже жеваная-пережеваная, но методы-то у каждого свои :)

Я не занимаюсь обычно, снимаю на нужном фоне. :)
А коллажами пока не страдал.


Мракор
отправлено 25.07.09 16:51 | ответить | цитировать # 111


Кому: den1s, #110

> бёрны с новой суперфичей "protect tones" идут

Не, все-равно не помогает нифига!!!


Мракор
отправлено 25.07.09 17:36 | ответить | цитировать # 112


Следующая часть про рав (пункты 0 и 1) ожидается в среду-пятницу.

Следующая часть про ретушь + светотени (или если про ретушь выйдет слишком много, только про неё) ожидается этак после 7-8 числа.


Мракор
отправлено 26.07.09 23:01 | ответить | цитировать # 124


Кому: Эль, #123

> , с очевидным дефектом, а именно, резкой засветкой по углам вокруг головы.

Весь хай-кей тоже теперь в дефекты записывать по-твоему надо?

Яркое-светлое еще на значит "центровое, смотри сюда".
Тут выполняет обрамляющую роль.


Мракор
отправлено 27.07.09 12:16 | ответить | цитировать # 128


Кому: Mad Creator, #127

> Неа, пока нету.

Ну вот.


Мракор
отправлено 27.07.09 17:01 | ответить | цитировать # 133


Кому: Mad Creator, #131

> Фокус в том, что лайтрум просто нечеловечески удобен в работе :)

Ну я первым пользовался и не подсел.

Плюс то, что после лайтрума надо дополнительно запускать фотошоп, слегка раздражает.


Мракор
отправлено 27.07.09 17:01 | ответить | цитировать # 134


Кому: nk, #132

> И мы получим недофотошоп :))

так правильно!!!


Мракор
отправлено 27.07.09 23:31 | ответить | цитировать # 141


Кому: Cleaner, #138

> 1) Какой моник юзаете?(ну у ДЮ врод помню какой) Какая матьрица и всё такое.

Старенький syncmaster 770p

> 2) Юзаете ли дополнительное ПО типа OnOne Mask pro?

Нет, незачем.

> 3) А почему именно в обычном фотожопном рав конверторе, а не например в лайт руме или Capture one?

Потому-что во-первых особых преимуществ нет, а во-вторых удобно одним софтом.

> 4) Порекомендуйте литературу пожалуйста конкретно по профессиональной ретуши (гламурная, каталожная, потому как в сети как-то боьше воды всякой не пригдной для предпечатной подготовки)

Я пачку видеокурсов внимательно изучал от разных авторов.

> 5) Как относитесь к трудам Маргулиса Д.?


Маргулис монстр, настоятельно рекомендую к изучению всего написанного и наснятого.


Кому: FoxHound, #140

> Пошел купил себе Wacom Bamboo Fun A5.

Хороший.


Мракор
отправлено 28.07.09 01:38 | ответить | цитировать # 144


Кому: nk, #143

> сканированные

Я вот на обычном сканере кое-как сканировал:
http://gallery.greedykidz.net/get/694064/_img203.jpg

7к на 7к примерно.


Мракор
отправлено 28.07.09 01:40 | ответить | цитировать # 145


Кому: Мракор, #144

> > http://gallery.greedykidz.net/get/694064/_img203.jpg

А, это исо400.


Мракор
отправлено 28.07.09 15:51 | ответить | цитировать # 151


Кому: Mad Creator, #148

> По сути, лайтрум - это то, чего так не хватает в фотошопе. Лайтрум в разы удобнее, а это экономит время.

У меня воркфлоу настроен на то, чтобы в итоге брак и лишнее сразу поудалять, а из оставшихся выбрать по 1 лучше фотке на сюжет.
Ну и порядок в файлах сильно процесс упрощает.

> Что-то мне подсказывает, что в скором времени фотошоп перестанет быть в арсенале инструментов фотографа.

Это ты зря!
Лайтруму как инструменту для ретуши и цветокоррекции до фотошопа еще очень, очень далеко.


Мракор
отправлено 28.07.09 19:21 | ответить | цитировать # 154


Кому: Mad Creator, #148

> Он ощутимо поменялся к лучшему во второй инкарнации :)

Поставил только что.
Яростных отличий от последнего АЦР в плане обработки не заметил.

Поковыряю еще, но 99% точно пользовать не буду.
Он у меня гораздо сильнее АЦРа тормозит при открытой сотне-другой равов.

Кому: Beaths, #153

> Даёшь завтра Часть 2 хотя бы!

Постараюсь.


Мракор
отправлено 06.08.09 11:09 | ответить | цитировать # 178


Только только вернулся.
Приступаю.


Мракор
отправлено 18.08.09 01:21 | ответить | цитировать # 180


Кому: Shippper, #179

У меня, блин, завалы :(
Но материал готовлю.



cтраницы: 1 все комментарии

Правила | Регистрация | Поиск | Мне пишут | Поделиться ссылкой

Комментарий появится на сайте только после проверки модератором!
имя:

пароль:

забыл пароль?
я с форума!


комментарий:
Перед цитированием выделяй нужный фрагмент текста. Оверквотинг - зло.

выделение     транслит



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк