Ржанье верных коней, лязг железа, скупые выкрики десятников, протяжный вой рога, трубящего наступление, идеально ровный кавалерийский клин — гигантская боевая машина из зверей и людей, вызывающая, пожалуй, даже больше уважения, чем знаменитая римская "черепаха"...
Разве не ради таких эффектных зрелищ мы смотрим исторические фильмы? Когда-то "Царство Небесное" отбивало стоимость билета одной только сценой, где сходился маленький конный отряд и громадная армия Саладина.
На всё это великолепие заядлые игруны до поры, до времени могли только смотреть, жадно облизываясь. Ну не существовало тогда игры, которая была бы способна нормально симулировать передвижение человека на лошади. Из более-менее приличного вспоминается, пожалуй, только GUN — этакая GTA в мире "Дикого Запада". Лошади там были не только средством передвижения, но и оружием, а также прикрытием от вражеских пуль. Но игрушка в массы не пошла. Другой попыткой приделать к герою средневековое средство передвижения стал Sacred. Там лошадь использовалась только как плохонький транспорт, часто гибла, да и не по-пацански было брать с собой зверушек на верную смерть. Настоящие мужики рубились на своих двоих.
Затем лошадь появилась в серии The Elder Scrolls. В четвертой части, мрачно зовущейся Oblivion'ом. Несмотря на сильно урезанную территорию (особенно по сравнению с предыдущими частями), ретивых коней добавили и туда. В Обливионе лошадь была убогим существом, нормальной анимацией не обладавшим. На этом эксперименты с лошадями закончились. По крайней мере, в серьёзных проектах класса ААА про наших братьев ржущих не вспоминал никто.
Но в это же самое время хитрые турки из TaleWorlds под воздействием питательных шаверм и, возможно, русских курортниц, выпустили скромненькую, полную багов бета-версию игрушки, которую не менее скромно назвали Mount & Blade. Неказистая в графическом плане, M&B оказалась так выразительна в области массовых заруб, а особенно — заруб верхом на лошади, что мигом обросла кучей фанатов, которые начали стругать к ней моды, а также стала известна в народе как "Первая кавалерийская action-rpg".
Суть игрушки проста. Управлять ты можешь только одним воином — своим героем. Но во время битвы ты можешь отдавать приказы своей бравой гоп-команде. Шинкуя врага в мелкий винегрет, герой получает очки, которые можно тратить на улучшение навыков. Вроде ничего нового, но как-то так получилось, что поклонников у игры сразу стало хоть отбавляй.
Бегая пешком, игрок мог, предварительно расколов супостату щит, лихо разрубить его от плеча до жопы, либо зафигачить мощнейшим хедшотом из лука или арбалета. Свирепые подручные, само собой, пытались не отставать от предводителя. Но прикольнее всего было сеять смерть и разрушения, рассекая по полям на лихом коне, пачкая меч в крови врагов или же, что куда круче, нанизывая пехоту противника на вострую пику "knight style".
И всё это — не только в чистом поле. Разрешалось брать крепости — как осадой, так и дерзким штурмом. При этом классическая формула "три к одному" если и нарушалась, то ненамного.
Упомянутая группа поддержки игрока состояла вовсе не из тупых одинаковых юнитов. Бойцы любили пожрать, у них имелась мораль и даже копился опыт — прошедшие горнило войны новобранцы превращались в лихих рубак. Да и количество имело значение — собрав большую армию, следовало иметь моральную готовность к тому, что вся эта банда человек в пятьсот будет передвигаться по карте со скоростью запряжённого в плуг тяжеловоза. Да и провиант будет расходовать с чудовищной скоростью, вдобавок требуя разнообразного меню. Продукты можно было покупать или выменивать у крестьян, но была и возможность просто напасть на деревеньку, разграбить и сжечь её к чертям, оставив о себе среди земледельцев недобрую память.
Кстати, "грабить кОрОваны" тоже разрешалось, и поначалу это могло приносить неплохой доход. Но была и возможность торговать, впоследствии расходуя барыш на лучшую броню и самых серьёзных наёмников.
Можно было выходить на арену и зарабатывать деньги там. Выигрывая на турнирах в разных городах, ты умножал свою славу и прокачивал навыки.
Само собой, не обошлось без поварешки дегтя. Игре вменялась некая однообразность и отсутствие умения как следует мотивировать игрока на новые и новые подвиги. В самом начале его закидывали в этакую "песочницу", где основная сюжетная линия отсутствовала, и единственное, что было интересно делать — это снова и снова идти на врага, проверяя крепость своего отряда. Несмотря на существование массы модов, игровой процесс всё равно со временем приедался.
Но когда M&B забрасывалась совсем далеко, разрабы умудрялись выпускать новую бетку, и люди снова начинали яростно рубиться, оценивая новые фичи и баги. Каждая новая "бета" предоставлялась в демо-версии, где был ограничен уровень прокачки, а желающие большего могли прикупить ключ.
В конечном итоге независимая игра, разработчики которой года этак три жили, фактически, на пожертвования, обзавелась издателем, а прошлой осенью вышел даже русский релиз от 1С. В финальной версии M&B снабдили неплохим модулем дипломатии. Герой из безродного выскочки с лошадью и арбалетом за спиной мог дослужиться до лояльного вассала короля, или же устроить революцию и посадить на престол бастарда, который только и ждал шанса поквитаться с правителем за некие обиды. Вместо двух рас-близнецов сделали пять стран, всерьёз отличающихся юнитами и боевой тактикой. Государства нешуточно напоминали всамделишных славян, татаро-монголов, викингов, немцев.
На самом деле, был у игры и второй недостаток. Вся эта красота с прекрасной физикой, лошадками и пиками слёзно просилась в онлайн! Именно поэтому на третий квартал сего года запланирован M&B Warband — всё то же самое, но с добавлением онлайн-резни друг по другу. В нижеприведённом ролике можно увидеть массу интересного — от элитной бороды разработчика до нюансов игрового процесса. Яростным сетевым зарубам — быть! Для начала игрокам будут предоставлены сценарии про захват или оборону замка, а уж модостроители, как повелось, разнообразят всё это до полной неузнаваемости.
Осталось только дождаться осени, а потом ждать полноценного M&B Online. Мне кажется, что кавалерийская MMORPG может сказать пару новых слов в уже прилично застоявшемся жанре. WOW, Lineage? Ну нет, здесь всё по-другому. Нет эльфов, нет магии — только боевой конь, острый меч и верная дружина за спиной.
Игра хорошая. особенно радует продуманность боев с точки зрения удобства и законов физики. но раздражают баталии в горной местности которая плохо прописана и ИИ не учитывая особенности местности лезет на лошадях на скалы. так же раздражает очень урезаные возможности тактики которые плохо взаимодействуют с ИИ воинов. так же интересный факт отсутствия каких бы то нибыло осадных машин и при осаде замка воины лезут на стену по пристроеным лестницам.
Игра категорически достойная, но действительно сильно приедается, когда все виды боев распробовал. Спасибо за новость про он-лайновку. С интересом гляну.
ну, есть еще и осадная башня, которая не сдвинется с места если к ней не подойдут несколько воинов.
на некоторых штурмах присутствует катапульта, только взаимодействовать с ней нельзя.
Наконец осуществилось желание миллионов и M&B засветилась на Тупичке. Кстати, судя по скриншотам, не такая уж она и страшная.. попробовать, что ли.. один хрен до сентября еще цельный месяц..
Статья отличная, игрушка - тоже. Косяки есть конечно, но куда ж без них.
Ждём-с осени.
Кстати слышал, что кроме появления сетевых боев будет возможность создавать собственное государство, хотя и в нынешней версии, если поднять бунт, бастард отдаст (если попросить, конечно) большую часть городов и замков.
Многие годы, с тех пор как первый раз из-за чужого взрослого плеча на первый Hexen поглядел, мечтал о настоящем средневековом РПГ. С алебардами и кистенями, с прикрытием щитом от стрел и длинными тяжелыми ударами по твердой голове противника не ближних дистанциях.
Чтоб от первого лица, с хорошим, плотненьким таким, ощущением присутствия.
> Многие годы, с тех пор как первый раз из-за чужого взрослого плеча на первый Hexen поглядел, мечтал о настоящем средневековом РПГ. С алебардами и кистенями, с прикрытием щитом от стрел и длинными тяжелыми ударами по твердой голове противника не ближних дистанциях.
Не пробовал Dark Messiah Of Might & Magic? Там боевки вроде как раз были самой интересной частью геймплея. И как раз от первого лица.
Вообще тема животных в играх не раскрыта. Ведь были же и боевые слоны, верблюжья кавалерия, и собак использовали повсеместно. Может кто-нибудь подскажет хоть одну игру кроме Fallout, где используются собаки?
Кстати, интерисующимся темой животных советую найти симулятор жизни волка, "Wolf", 1992-1994 года выпуска кстати. Получите интересные впечатления.
Игра просто гениальная.
а особо расцветает с постановкой всяких разных модов. их на данный момент наделано огромное количество. Диапазон от простого улучшения графики, до тотального переделывания игры. есть даже мод по вселенной Звездных Войн.
В хороших модах есть и формации, и возможно создания своего королевства, и грамотная сюжетная линия.
В общем, всем советую.
> Вообще тема животных в играх не раскрыта. Ведь были же и боевые слоны, верблюжья кавалерия, и собак использовали повсеместно. Может кто-нибудь подскажет хоть одну игру кроме Fallout, где используются собаки?
На аренах качайся. Можешь просто на арене выступать, заваливая пару десятков молодцов. А можешь искать турниры и участвовать в них. Это, в принципе, легче и денег дают очень неплохо за победу.
Кстати, обычное мясо на арене - хорошая тренировка для скилла пешего война. Научишься нормально всем оружием владеть, щитом защищаться, от стрел уворачиваться.
> на аренах не всегда получается 2 десятка завалить :( , чаще всего от 2 до 4 человечков. ну а если лук дадут , тогда да :) - десятка два - легко
В турнирах там проще. За тебя же сразу несколько человек выступает. Плюс также можно использовать тактические команды. А награда - 1000 или 1500 золотом. Я уровня до десятого только по турнирам и бегал. Бабки зарабатывал и левел качал.
Забыл только у кого там узнавать про город, в котором ближайший турнир проводят.
скачи к желтым на побережье, пускай под нож тамошних пиратов. Денег много не заработаешь зато, прокачаешь своих головорезов, да и одеться\вооружиться можно.
попутно можно узнавать цены на товары, зная цены и имея соответствующий навык (торговля) будешь иметь неплохой доход с продаж.
также можно грабить деревни или наоборот помочь селянам (квесты старейшин)
Фишку с копьем знаешь? Что если разогнаться на лошади, герой опускает копье и достаточно только направить наконечник на злодея.
Ежели купишь турнирную пику, либо дгугое копье с тупым наконечником - можно будет брать в плен и продавать потом. Тусуйся возле города Номендаль, там работорговец всегда в таверне, да и на пиратах качаться хорошо.
Ну и торговля конечно 60
Ты если сам биться толком пока не научился то ты делай так. проедься по деревням найми крестьян. они дешево стоят. нанимай сколько можно. потом ищи маленькие группы разбойников. на них качай армию и и зарабатывай денег. можешь еще себе нормальных воинов попытаться нанять но они дорого стоят.
Блин, начитался комментов и снова захотелось в седло и рубить!
Кстати, Сева, а ты не играл в такую штуку, как Мор.Утопия? Она давно валялась на винчестере, но никак руки до нее не доходили. Поставил и поразился. Графика - ужас страшный, но, не смотря на старость, играется просто потрясающе. Атмосфера страха, обреченности просто витает в воздухе. Даже неспешное передвижения героя на это играет, часы отщелкивают время до конца дня, а ты еще и голодный, и из сил выбился...
Тоже появилось желание заметку настрочить. Уж больно колоритная игрушка, да и сами создатели из Ice Pick Lodge тоже.
Знаете, что больше всего убивает меня в этой игрухе? Ее делали ровно два человека, но при этом
в игре нет двух одинаковых деревень, городов или замков (при том что всего населенных пунктов на карте около полусотни). Все по-своему уникальны, у всех 5 наций свой архитектурный стиль... Сразу вспоминается ряд проектов уровня ААА, которые делали целые толпы разработчиков, но где все сделано под одну копирку: с домами-близнецами, одинаковыми локациями, отличающимися только обстановкой и т.п. (Assassin's Creed, NWN2, Oblivion, Mass Effect в этом плане вообще вне конкуренции, и т.д.) Короче, туркам респект. Не считая средненькой по нынешним меркам графики (уровня чуть лучше Gothic 2 или Morrowind), игра просто шедевр. Единственный минус, как было верно отмечено - отсутствие глобальной цели, хотя второстепенных квестов хоть отбавляй. Но это опять же исправляется модами. Сейчас играю в мод Sword of Damocles, там такая цель есть (через год в страну вторгается армия а-ля Римский легион - 1 легат с 400 солдатами и около 50 центурионов каждый с 200 солдат, причем никаких крестьян - только отборные войска - и нужно отбить этих завоевателей.) Вот тут зарубы так зарубы! Напоследок мои личные рекорды:
Уровень: 32
Максимум солдат в армии: 405
Максимальное количество врагов, убитых лично мной в одной битве: 251
Самая массовая заруба, из которой вышел победителем: 360 моих против около 3000 врагов (битва шла больше 20 раундов!)
> а на начальных уровнях это работает или персонаж может промахнуться?
Работает. Промахнуться можешь ты, конечно. Кстати говоря, с копьем в седле есть две техники:
Первая - это просто разгоняешься и бьешь. При этом перс сам опускает копье. тебе лишь надо направить его в грудь вражине.
Вторая - зажимаешь кнопку удара и отпускаешь проскакивая рядом с противником. этот способ не так много дамага наносит, как кавалерийский. Но, всё равно, смертелен для большинства - за счет скорости лошади сила удара не хилая, и дамаг тоже. А из плюсов - направление удара сам выбираешь. Получается больше гибкости.
> а на начальных уровнях это работает или персонаж может промахнуться?
Купи копье с самым большим радиусом действия (турнирная пика - 210 по-моему), с коротким копьем супостаты успевают вдарить по коню. Промахнуться можешь только ты сам, потренируйся на ворах, зажимать кнопку удара не следует - надо просто проехать рядом.
Вчера начал новую игру, используя тактику "скачу туда-сюда с копьем наперевес" разнес 22 пирата в одну каску. Вот только пика турнирная не сразу в магазинах появляется, но может это только у меня?
Ну вот. Отечественные разработчики скоро порадуют новой стратегией ВОВ "Чёрные бушлаты".
http://www.3dnews.ru/games/chernie_bushlati/ Обещают реализм и достоверность (иначе 2 года разработки впустую).
Это что, джедаем можно стать? И на Темную сторону Силы перекинутся? И посылать в бой клонов белых, сжигая деревеньки Вуку ацкой молнией с руки? [хватается за сердце, прикидывает. как бы ловчее заскочить в магазин]
Я на этой игре сижу где-то года два. И да, совершенно верно, хотя и несколько вскользь, упомянуты добрым словом всевозможные модификации.
Хочется осадных машин? Не вопрос - артиллерийский мод даст возможность почувствовать, что такое летящий во врага рой булыганов в чистом поле или сыпящаяся тебе под ноги стена башни на которой ты рубишься с защитниками форта.
Хочется четкого строя, команд, маневров? Не вопрос - в куче модов прописаны формации. "Фалангу!" - "Рывок вперед!"-"Откат назад!"-"Держать позицию!" И ровный строй подчиняется твоему голосу, играя в шашки-шахматы, "айн коленне марширт, цвей колонне марширт" с противником. Причем выстроившемуся в фалангу противнику можно грамотно завести в тыл вегирских или хергитских конных стрелков и пройтись по беззащитным спинам стрелами, выкосив половину ряда.
Хочется менеджмента? Мод Custom Settlements. Вырасти город из зачуханной караванной стоянки у колодца. Здание за зданием, стену за стеной.
Хочется магии и эльфов? Вот моды про то и про другое. Хочется эпохи возрождения, пышных жабо, дутых штанцов, аркебуз и шпаг? Вот тебе мод ровно про это. Хочется поковбойствовать? Получите-распишитесь, мод про америку 1860+ годов "Синие и Серые". Хочется морских сражений и хриплых воплей "На абордаааааажжж!" - есть моды с морскими плаваниями и абрдажами, тесными досочками с борта на борт и канушими в бездну морскую противниками, сбитыми с них. Захотелось истории поближе - гражданская война в России, зарубы второй мировой в Китае.
Думаешь, что чего-то не хватает? Руки, голова - делай свой мод, бессовестно копируя открытые участки кода.
Страшная, страшная игрушка. Что будет с мультиплейером - представить боязно. Я ведь карьеру делаю, ироды!
> 360 моих против около 3000 врагов (битва шла больше 20 раундов!)
Кхм... А тактика до куда прокачана? Скока-много народу участвовало с кажной стороны? Кем играл (в смысле воинов которой фракции пользовал)?!?
Я вот, камрад, имея тактику 14 и пользуя рыцарей Родоковскихв количестве 55 шт. смело разносил Хергидов в количестве 970человек не коснувшись мышки вообще ни разу.
Скучновато как-то там :(
Поэтому забросил. Но сетевой режим - это гуд :)
> Кому: Ramirezzz.Irk, #14 >
> > Может кто-нибудь подскажет хоть одну игру кроме Fallout, где используются собаки?
>
> C&C Red alert. Не знаю есть ли псы в превой части(не играл), но во второй и третьей точно.
Будь внимательнее, камрад, это не мои слова, а камрада CShooterа
:) Кергиты рулят !
а вообще столько модов под игру я дааавно не видел:)
есть моды средиземья, фолаута, звездных воин и куча всего еще
хотя и без них игра великолепная
Ух как вспомню зарубы моих около 300 против гигантской армии амозонок в 1000 + штук (не помню какой мод - там ещё китайцы были, типа греки, персы, типа викинги и орден рыцарей) - прекраснейшая игра.
Душевная игра. Первый раз ее увидел, когда она была в статусе беты версии где-то 0.7, лет эдак пять назад. Вот что значит, когда разработчики не ставят себе целью срубить быстрых денег, а делают вдумчиво, с чувством, с толком, с расстановкой.
Сказано же - три сотни моих (все тяжелая конница) против трех с лишним тысяч врагов-легионеров (превосходная пехота на уровне хускарлов: все в тяжелых кольчугах, мечи, большие щиты, копья, дротики, плюс конница - сагиттарии, катафракты - не такие крутые, как мои, но тоже ничего. Лучников и арбалетчиков нет вообще (кроме конных)). Следует отметить, что у меня размер битвы выставлен на 399 (с помощью утилы BattleSizer). При таких раскладах (399 бойцов на поле единовременно) навык тактики вообще не рулит. 3-5 лишних чела здесь роли не сыграют.
Качаться на начальном этапе лучше всего на ворах (такие бомжи в шкурах и с ножиками) при наличии коня, лука и копья/меча. Сначала скачешь вокруг и растреливаешь из лука, когда кончаются стрелы - мечом или копьем добиваешь выживших. Экспа капает быстро + лут на приодеться и денежки на наем дружины. Как десяток-полтора конников наберется - можно переходить на лесных и горных бандитов.
M&B хорош, хорош. Плюс, колоссальное количество модов на любой вкус, больших и маленьких, меняющих все, что угодно - от моделек оружия и доспехов до игровой механики. Если в оригинале вы вдруг ощутили себя адской машиной смерти и заскучали, то моды помогут вам вернутся к реальности. От себя могу порекомендовать моды "Native Expansion" и "Expanded Gameplay 2". В первом можно, помимо всего прочего, покоролевствовать, а во втором есть вполне определенная труднодостижимая цель. И там и там вас быстро отучат от лишней самонадеянности. Выяснится, что лобовая атака пикинеров конницей кончается совсем не так, как в фильмах про мохноногих недомерков, что непробиваемых доспехов не бывает, что сила солому ломит и всегда может найтись кто-то покруче тебя...
> ты серьезно - чисто Блэйд ? С комбами и динамикой ?
Камрад, похоже, преувеличивает. В игре есть всего 4 типа ударов - 2 боковых, сверху и колющий. И никаких комбов. С другой стороны этого хватает. А вот динамика хороша.
Камрады - кто хочет полноценного присутствия - велкам на фестивали исторической реконструкции! ))
Прорубиться сквозь строй ПЛК, Берна или Ливони и потом никакого присутствия не захочется )))
Да, игра шедевральная! Отец до этого вообще ни во что кроме Аллодов 2 больше не играл) А тут недавно мне посоветовали, так я и ему показал. В итоге он провёл в игре около 1700 игровых дней, при этом осталась всего одна фракция (один её город и замок). Я больше 600 игровых дней не выдержал)
А друг, который посоветовал её, оказался под таким впечатлением, что стал лепить на Mount&Blade мод под Warhammer 40000) Но к сожалению движок игры стал не выдерживать его моделей, и друг в итоге подзабил.
> Камрад, похоже, преувеличивает. В игре есть всего 4 типа ударов - 2 боковых, сверху и колющий. И никаких комбов. С другой стороны этого хватает. А вот динамика хороша.
Преувеличил, конечно, комбов нету, но не в каждой схожей игре есть подобные 4 типа ударов.
Сам начал играть в М&В после рекомендации камрада, сказавшего, что бой схож с Блэйдом, не чисто конечно.
> Вообще тема животных в играх не раскрыта. Ведь были же и боевые слоны, верблюжья кавалерия, и собак использовали повсеместно. Может кто-нибудь подскажет хоть одну игру кроме Fallout, где используются собаки?
Да в шутерах полно собак всегда было, начиная с Quake.
> А у меня под семеркой почему-то не пошла:( горе-То какое, люди добрые!
Ага, вот у кого я сейчас спрошу))) В семёрке директ 10 уже стоит? Интересует, идут ли на ней игры с поддержкой десятых спецэффектов. А то прикупил карточку с поддержкой DX 10 а стоит у меня пока ХР. Вот и думаю, для получения полной радости Висту ставить или семёрку сразу.
Да, а под семёркой MB должен идти, я недели три назад какой то из билдов ставил она точно шла.
> > Ага, вот у кого я сейчас спрошу))) В семёрке директ 10 уже стоит? Интересует, идут ли на ней игры с поддержкой десятых спецэффектов.
Посмотрел, у меня стоит 10. Но насчет спецэффектов десятых - не знаю. У меня сейчас стоят только Мор. Утопия, CoD-4 и RA3. Я больше ни во что и не играю. Но по идее, в семерке всё должно быть, как в Висте. А после выхода семерки Виста вообще смысл потеряла. ВСё тоже самое, только быстрее, удобнее и юзабЕльнее))
> Да, а под семёркой MB должен идти, я недели три назад какой то из билдов ставил она точно шла.
Не идет, зараза. Полтора часа бился. Лицензию от 1с ставил, последнюю дему с сайта ставил, как только не извращался. Ругается на какую-то Themida. Оказалось, что это утилита для защиты от кряканья. Скорее всего она с с моим билдом конфликтует. У меня 7070. Это не последняя. А переставлять уже не буду. Замучался за последний год винды переставлять.
Кому: PinyaZubov, #47 > Думаешь, что чего-то не хватает? Руки, голова - делай свой мод, бессовестно копируя открытые участки кода.
>
> Страшная, страшная игрушка. Что будет с мультиплейером - представить боязно. Я ведь карьеру делаю, ироды!
Я вот пробовал прикрутить к М&В контроллер от вии чтобы рубить врагов сплеча, но получилось слабенько, игра слишком заточена под мышь. :-(
> Вообще тема животных в играх не раскрыта. Ведь были же и боевые слоны, верблюжья кавалерия, и собак использовали повсеместно. Может кто-нибудь подскажет хоть одну игру кроме Fallout, где используются собаки?
Total War. Слоны, собаки, обмазанные смолой свиньи (средство противослоновьей обороны), орлы и куропатки (зачеркнуто).
Red Alert 1 и 2. Овчарки, которые загрызали любого пехотинца, но и сами при этом дохли от одной очереди.