Продолжая прошлогоднюю историю… Поисковый отряд «Демянск» при поддержке суровых подольских парней (под командованием гвардии капитана Юрия Старостина, руководителя Центра духовного, нравственного и патриотического воспитания молодежи Подольского благочиния) и примкнувших волонтёров (тупичковских, между прочим, камрадов) продолжает работы по подъёму из болота советского штурмовика Ил-2, не вернувшегося с боевого задания в 1943 году.
Очередная, седьмая попытка извлечь бронированную машину с экипажем из пучин новгородских болот окончательным успехом не увенчалась. Промежуточный итог: с глубины в 8 метров всё же удалось вытащить двигатель самолёта, на нём отчётливо видна пулевая пробоина (видимо — крупнокалиберный пулемёт или малокалиберная пушка).
Работы по подъему снова были сопряжены с естественными трудностями: большая глубина залегания, невозможность оперативного привлечения тяжёлой техники и «жидкость» грунта, конечно, заставляли тратить массу усилий. Откачанная помпами вода и извлечённая уже вёдрами, вручную, жижа позволили добраться до двигателя, после чего, несмотря на необходимое укрепление стенок раскопа, грунт огромными пластами съехал вниз, поставив жирную запятую в работах.
Сведения о экипаже пока что остаются без изменений, не без веских оснований предполагается, что в бронекорпусе ждут своего часа останки пилота, младшего лейтенанта Владимира Рита и бортстрелка, старшего сержанта Александра Шопенкова.
Командование отряда выражает благодарность всем, кто смог помочь в подъёме Ил-2, в том числе и материально. На собранные через
ФППО «Фонд Обороны» средства удалось обеспечить работы ГСМ: колёсная, гусеничная техника и трудившиеся без продыху мотопомпы «сожрали» немало бензина, солярки и масел.
Лагерь поискового отряда установили на берегу небольшой, но труднофорсируемой речки. Каждый день от лагеря к месту работ курсировал гусеничный тягач с разнообразными грузами и пассажирами, которым повезло. Без особой нужды народ двигался пешим порядком, не в последнюю очередь из соображений экономии.
Через несколько километров извилистой и местами вдрызг разбитой дороги (болотоход на шинах низкого давления, гусеницы или крепкие ноги в резиновых сапогах — выбор мастеров), прибыли к месту проведения работ.
Вот в этой воронке размером с добрый московский бассейн, на глубине более 7 метров (а может и больше, сказать точнее можно только по факту извлечения искомого), лежит упавший штурмовик с экипажем. Немного постояв в режиме «глаза боятся, а руки делают», приступили к работе. Из тягача выгрузили доски и брёвна, мотопомпы, ГСМ, пожарные рукава, запчасти — получилась немало.
Пока часть коллектива оборудовала «
полевой болотный стан», другая часть соединила пожарные рукава, подключила их к помпам и занесла концы рукавов на сотню метров вглубь леса. Чтобы откачанная вода не сливалась обратно в воронку раньше срока. Помпы заправили, проверили, запустили и занялись подготовкой крепей для стенок ямы и сборкой настила для тачек, в которых предполагалось вывозить подальше от раскопа болотную жижу. Против жижи помпы совершенно бессильны, приходится орудовать руками да вёдрами. Не забыли и про лестницы, по которым личному составу предстояло сновать вверх-вниз с теми самыми вёдрами, полными мокрого торфа.
Ведро — главное оружие поисковика в сложившихся обстоятельствах. Ведром и руками откачивать здоровенную воронку страшно, но можно. Потому что иначе — никак. Помпы своё дело сделали, воды ушла, обнажив изрядных размеров углубление в болоте. Разделившись на части, отряд и примкнувшие выстроились в живую цепь и вступили в единоборство с природой. Как и планировалось, жижу поднимали вручную наверх, сливали в тачки, отвозили по дощатому настилу подальше и так далее, пока не стемнеет.
Два выходных дня прошли очень быстро, пришло время мчать в столицу. Оставшиеся на месте участники работ вытащили на свет двигатель с пулевой пробоиной. А потом стенки ямы съехали вниз, сведя на нет массу усилий и обеспечив отряду новый фронт работ. Ничего не поделаешь, следующего «подхода к снаряду не избежать». Как говорил один мобильный и эффективный товарищ — «Нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся...»
Впечатления добровольцев (камрадов Th и FoxHound):
Дорога туда и обратно по трассе Москва-Питер с ее постоянно меняющимся количеством рядов и сопутствующими маневрами автомобилей похожа на сон алкоголика (который, как известно, прерывист и тревожен).Демянская природа великолепна.
Поездка окончательно оправдала себя уже в первую минуту езды на вездеходе ГТ-СМ.
А на следующий день прокатили до места работ на болотоходе — чего еще можно пожелать?
Сама работа была не особенно творческой — выгребать ведрами землю и грязь из ямы, на дне которой лежит штурмовик.
Тут важно другое.
Поиск погибших бойцов, подъем техники тех лет — это уникальная возможность на деле проявить уважение и благодарность к нашим дедам, сражавшимся насмерть за наше с вами право родиться и жить, и победивших.
Возможность отдать последний долг тем из них, кто не дожил до Победы и по сей день даже не похоронен по-человечески.
Спасибо поисковикам Демянского отряда за то, что они такую возможность предоставляют.
Прибыв в Демянск после долгой дороги, я как будто попал в другую реальность, совсем другая жизнь вдали от привычных городских проблем и суеты.Оставив вещи в лагере, мы отправились к самолёту, где на месте падения Ила можно было увидеть уже найденные ранее детали и куски обшивки.
В целом довольно неприметное место в болотистом лесу, и только простой деревянный крест указывает на то, что здесь, у тебя под ногами, на большой глубине в своей боевой машине находятся погибшие пилот и стрелок.
Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо поисковому отряду «Демянск» за их труд и радушный приём.
Быт в лагере поисковиков, вдали от обычных благ цивилизации не показался особо сложным, несмотря на то, что по неопытности я не взял с собой самые главные предметы — миску, чашку и ложку.
Помогли бойцы отряда, оказавшие помощь новичку в этой непростой ситуации.
Несмотря на то, что я пробыл в Демянске всего неполных два дня я рад, что смог сделать что-то полезное и хотя бы немного помочь отряду в его работе.
Вообще эти места как-то притягивают к себе, и я надеюсь, что будущем я смогу снова приехать в Демянск к поисковикам.
Следующая, восьмая попытка добраться до бронекорпуса и извлечь останки экипажа состоится в ноябре. Судя по всему, на место необходимо будет гнать гусеничный трактор, который за несколько дней работ сможет, закапываясь самостоятельно до нужного уровня, обеспечиться доступ к бронекорпусу и несколько убавить долю ручного труда.
Желающим оказать материальное содействие и подсобить в обеспечении этой поисковой операции предлагается
обращаться сюда. Помощь, как водится, очень нужна.