Про седьмую попытку

30.10.12 15:50 | Onepamop | 76 комментариев »

Победа!


Продолжая прошлогоднюю историю… Поисковый отряд «Демянск» при поддержке суровых подольских парней (под командованием гвардии капитана Юрия Старостина, руководителя Центра духовного, нравственного и патриотического воспитания молодежи Подольского благочиния) и примкнувших волонтёров (тупичковских, между прочим, камрадов) продолжает работы по подъёму из болота советского штурмовика Ил-2, не вернувшегося с боевого задания в 1943 году.

Очередная, седьмая попытка извлечь бронированную машину с экипажем из пучин новгородских болот окончательным успехом не увенчалась. Промежуточный итог: с глубины в 8 метров всё же удалось вытащить двигатель самолёта, на нём отчётливо видна пулевая пробоина (видимо — крупнокалиберный пулемёт или малокалиберная пушка).

Работы по подъему снова были сопряжены с естественными трудностями: большая глубина залегания, невозможность оперативного привлечения тяжёлой техники и «жидкость» грунта, конечно, заставляли тратить массу усилий. Откачанная помпами вода и извлечённая уже вёдрами, вручную, жижа позволили добраться до двигателя, после чего, несмотря на необходимое укрепление стенок раскопа, грунт огромными пластами съехал вниз, поставив жирную запятую в работах.

Сведения о экипаже пока что остаются без изменений, не без веских оснований предполагается, что в бронекорпусе ждут своего часа останки пилота, младшего лейтенанта Владимира Рита и бортстрелка, старшего сержанта Александра Шопенкова.

Командование отряда выражает благодарность всем, кто смог помочь в подъёме Ил-2, в том числе и материально. На собранные через ФППО «Фонд Обороны» средства удалось обеспечить работы ГСМ: колёсная, гусеничная техника и трудившиеся без продыху мотопомпы «сожрали» немало бензина, солярки и масел.

Лагерь поискового отряда установили на берегу небольшой, но труднофорсируемой речки. Каждый день от лагеря к месту работ курсировал гусеничный тягач с разнообразными грузами и пассажирами, которым повезло. Без особой нужды народ двигался пешим порядком, не в последнюю очередь из соображений экономии.


Через несколько километров извилистой и местами вдрызг разбитой дороги (болотоход на шинах низкого давления, гусеницы или крепкие ноги в резиновых сапогах — выбор мастеров), прибыли к месту проведения работ.


Вот в этой воронке размером с добрый московский бассейн, на глубине более 7 метров (а может и больше, сказать точнее можно только по факту извлечения искомого), лежит упавший штурмовик с экипажем. Немного постояв в режиме «глаза боятся, а руки делают», приступили к работе. Из тягача выгрузили доски и брёвна, мотопомпы, ГСМ, пожарные рукава, запчасти — получилась немало.


Пока часть коллектива оборудовала «полевой болотный стан», другая часть соединила пожарные рукава, подключила их к помпам и занесла концы рукавов на сотню метров вглубь леса. Чтобы откачанная вода не сливалась обратно в воронку раньше срока. Помпы заправили, проверили, запустили и занялись подготовкой крепей для стенок ямы и сборкой настила для тачек, в которых предполагалось вывозить подальше от раскопа болотную жижу. Против жижи помпы совершенно бессильны, приходится орудовать руками да вёдрами. Не забыли и про лестницы, по которым личному составу предстояло сновать вверх-вниз с теми самыми вёдрами, полными мокрого торфа.


Ведро — главное оружие поисковика в сложившихся обстоятельствах. Ведром и руками откачивать здоровенную воронку страшно, но можно. Потому что иначе — никак. Помпы своё дело сделали, воды ушла, обнажив изрядных размеров углубление в болоте. Разделившись на части, отряд и примкнувшие выстроились в живую цепь и вступили в единоборство с природой. Как и планировалось, жижу поднимали вручную наверх, сливали в тачки, отвозили по дощатому настилу подальше и так далее, пока не стемнеет.

Два выходных дня прошли очень быстро, пришло время мчать в столицу. Оставшиеся на месте участники работ вытащили на свет двигатель с пулевой пробоиной. А потом стенки ямы съехали вниз, сведя на нет массу усилий и обеспечив отряду новый фронт работ. Ничего не поделаешь, следующего «подхода к снаряду не избежать». Как говорил один мобильный и эффективный товарищ — «Нет в мире таких крепостей, которых не могли бы взять трудящиеся...»


Впечатления добровольцев (камрадов Th и FoxHound):
Дорога туда и обратно по трассе Москва-Питер с ее постоянно меняющимся количеством рядов и сопутствующими маневрами автомобилей похожа на сон алкоголика (который, как известно, прерывист и тревожен).

Демянская природа великолепна.

Поездка окончательно оправдала себя уже в первую минуту езды на вездеходе ГТ-СМ.

А на следующий день прокатили до места работ на болотоходе — чего еще можно пожелать?

Сама работа была не особенно творческой — выгребать ведрами землю и грязь из ямы, на дне которой лежит штурмовик.

Тут важно другое.

Поиск погибших бойцов, подъем техники тех лет — это уникальная возможность на деле проявить уважение и благодарность к нашим дедам, сражавшимся насмерть за наше с вами право родиться и жить, и победивших.

Возможность отдать последний долг тем из них, кто не дожил до Победы и по сей день даже не похоронен по-человечески.

Спасибо поисковикам Демянского отряда за то, что они такую возможность предоставляют.



Прибыв в Демянск после долгой дороги, я как будто попал в другую реальность, совсем другая жизнь вдали от привычных городских проблем и суеты.

Оставив вещи в лагере, мы отправились к самолёту, где на месте падения Ила можно было увидеть уже найденные ранее детали и куски обшивки.

В целом довольно неприметное место в болотистом лесу, и только простой деревянный крест указывает на то, что здесь, у тебя под ногами, на большой глубине в своей боевой машине находятся погибшие пилот и стрелок.

Пользуясь случаем, хочу сказать большое спасибо поисковому отряду «Демянск» за их труд и радушный приём.

Быт в лагере поисковиков, вдали от обычных благ цивилизации не показался особо сложным, несмотря на то, что по неопытности я не взял с собой самые главные предметы — миску, чашку и ложку.

Помогли бойцы отряда, оказавшие помощь новичку в этой непростой ситуации.

Несмотря на то, что я пробыл в Демянске всего неполных два дня я рад, что смог сделать что-то полезное и хотя бы немного помочь отряду в его работе.

Вообще эти места как-то притягивают к себе, и я надеюсь, что будущем я смогу снова приехать в Демянск к поисковикам.



Следующая, восьмая попытка добраться до бронекорпуса и извлечь останки экипажа состоится в ноябре. Судя по всему, на место необходимо будет гнать гусеничный трактор, который за несколько дней работ сможет, закапываясь самостоятельно до нужного уровня, обеспечиться доступ к бронекорпусу и несколько убавить долю ручного труда.

Желающим оказать материальное содействие и подсобить в обеспечении этой поисковой операции предлагается обращаться сюда. Помощь, как водится, очень нужна.

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 16:05 # 2


Кому: easykey, #1

> Финансируется из фонда. А стране как-то это мало нужно... Грустно.

К этому, думаю, стоит относиться иначе: финансируется теми, кто считает себя сопричастными, кому не всё равно. Т.е. самим народом.


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 16:32 # 4


Кому: LeoAXE, #3

> С датами не понятно ещё?

Нет пока что. Сообщу как выяснится.


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 16:38 # 6


Кому: Mishanya, #5

> Благодаря случайной встрече с человеком участвовавшим в поисковом проекте "Долина" смог узнать судьбу одного из моих дедов пропавшего без вести еще в 1942

Было бы неплохо описать эту историю, да заслать мне. Если, конечно, она публикабельная.


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 17:14 # 9


Кому: SANTEHNIK, #8

Самое правильное начать с открытых источников - прошерстить интернет хотя бы по номеру ПП, может и удастся привязаться к дате или географии какой-то. Потом в Подольск, в ЦАМО. Если разыскиваемые - военнослужащие.


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 17:27 # 11


Кому: DA118, #10

> А стране как-то это мало нужно...
>
> А лично тебе?

Вот до сути явления и добрались. Точнее описать его, наверное, нельзя.


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 18:05 # 14


Кому: Long Mike, #12

> Михаил, а почему операции проводятся осенью, в дождь и холод, а не летом? Мошкара?

Проводятся по мере готовности техники. Ну и комарьё там, конечно, лютое летом.


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 18:18 # 16


Кому: Редкопишущий, #13

> никода не понимал вот этого откапывания и перекладывания на другое место останков давно погибших людей.

Всё просто: сбили самолёт, он упал в болото с экипажем вместе. И хрен с ним. Или пехоту посекли пулемётами, а потом поле, на котором она атаковала, мелиорировали. И кости из грядок торчат натурально в наши дни. Ну и пусть торчат.

Это у тебя такие мысли по простой причине - они для тебя не "свои", никаким твоим уважением не пользуются и тебя не интересуют. Это расхожая сегодня позиция, импотентная такая.

Ты бы разъяснил как именно ты память дедов чтишь и уважаешь? А то непонятно.


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 20:54 # 21


Кому: Summoner13, #20

> Надо искать.

Выше говорят - не надо!


Onepamop
матёрый
отправлено 30.10.12 22:20 # 27


Кому: Chingiz, #24

> Если известно, кто лежит, известно, где, известно, что лежат там, куда случайному человеку не добраться, зачем прилагать такие адовы усилия для их извлечения?

Это кому известно? Есть только предположение, что там именно те самые люди, которые там должны бы быть по документам.



> Здесь фактически то же самое - экипаж погребен в своей боевой машине, в давней могиле в лесу.

Никакой могилы там нет и быть не может. Вонючее болото. Никто никого не погребал, самолёт упал и утонул в трясине.

> На мой личный взгляд, нужно поставить памятник с именами и описанием подвига, и не тревожить их раскопками.

С каким именем? Какой подвиг описать? Кто будет ставить памятник, и, что главное, кто его там будет, хм... посещать?

Ты к себе, что ли, примерял бы эту ситуацию, прежде чем писать.


Onepamop
матёрый
отправлено 31.10.12 00:02 # 31


Кому: cyan__, #28

> Сумма там в какой валюте? В валюте карточки? В комментарии что писать - какой проект/отряд?

Сумма в рублях. В комментарии - на какой проект желаешь заслать. Если уверен - отряд "Демянск" и подъём Ил-2. Если не уверен - "на уставные цели".


Onepamop
матёрый
отправлено 31.10.12 12:05 # 41


Кому: Chingiz, #40

Позиция понятна, спасибо.

Про флектарн - отлично!


Onepamop
матёрый
отправлено 31.10.12 19:43 # 56


Кому: Mezon, #52

> Но говорить об этом не принято

Как это - не принято? Раз уж начали - давайте поговорим. А то некоторые неясности возникают.


Onepamop
матёрый
отправлено 31.10.12 21:25 # 58


Кому: cyan__, #57

> Непонятно, камрад, зачем тут к Ил2 моряки.

Моряков, кстати, там же, под Демянском, у деревни Цемена долго искали и доставали потом из штольни, куда их немцы свалили после неудачного для наших боя. И десантников ещё доставали из бывшей силосной ямы.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк