Хочу рассказать о программе Source Filmmaker (далее SFM), которую этим летом обнародовала всем хорошо известная и горячо любимая/ненавидимая контора Valve.
Слово «обнародовала» употреблено не просто так – программа бесплатная, находится в свободном доступе, скачать и установить её может любой желающий. Итак, собственно, что это такое и зачем оно нужно?
Соорудили эту программу сотрудники Valve для внутреннего использования – с её помощью была создана замечательная серия роликов «Meet the …» про персонажей игры Team Fortress 2, а также ролики для других игр от Valve (Dota 2, Portal 2, Left 4 Dead, CS:GO, Alien Swarm и т.д.).
А потом, наблюдая многолетнюю активность игрового сообщества, которое пачками клепает собственные карты, игровые модели и прочее, выдали Filmmaker всем желающим, решив, что есть смысл пособить умельцам, способным радовать общественность своими творениями.
Более подробно про SFM объясняют и показывают в официальном ролике от Valve, который прикреплён ниже. Ролик на английском, поэтому если смотреть неохота, можно сразу проследовать ниже – там я поясню примерно то же самое, но более развёрнуто и на родной мове.
Итак, Source Filmmaker — программа, содержащая набор инструментов, с помощью которых можно изготовить собственный фильм на движке Source, не отрывая зад от табуретки.
Весьма примечательно, что это не просто двухмерный редактор для монтажа видео и звука, а скажем так, 3D-съёмочная площадка, на которой можно расставить свет и декорации, сыграть за всех актёров, и заснять всё это, используя только одну рабочую лошадь – себя.
Получается эдакий Мосфильм, перенесённый в игровой мир, где в любой момент можно остановить «отснятый» материал, всё переделать и переставить, затем «облететь» сцену и рассмотреть её со всех сторон — как если бы вы могли останавливать время на настоящей съемочной площадке и передвигать актеров вместе с реквизитом.
В результате получается помесь обыкновенного съемочного процесса, мультипликации и кукольного театра. К примеру, анимировать можно с использованием технологии захвата движения, импортируя и подгоняя имеющиеся заготовки, или создавая анимацию по кадрам, с нуля.
Если рисовать постеры нравится больше, чем снимать фильмы, то имеется и такая возможность – расставляем персонажей, добавляем эффекты, выставляем свет и сохраняем созданную сцену в качестве статичного изображения, получая на выходе красивый плакат.
В надежде на то, что самые тщедушные граждане уже убежали с воплями «Хоспаде, зачем мне это нужно, зачем я это читаю?!», перейдем к установке, настройке и базовому освоению самой программы.
Собственно, установка проста как ситцевые трусы – надо пройти на сайт SFM, там жамкнуть на кнопку Install SFM, после чего вам предложат запустить Steam (да, желательно предварительно убедиться, что он у вас вообще установлен). Обреченно согласившись со всеми условиями, начинаете скачивать заветную программу – понадобится вам около 15 ГБ свободного места на жёстком диске (насколько понял, размер скачиваемого в какой-то степени зависит от наличия установленного Team Fortress 2, который, кстати, тоже бесплатен уже целый год).
Пока всё это дело качается, в обязательном порядке нужно проследовать на YouTube и ознакомиться там с серией обучающих роликов, находящихся в отдельном плейлисте на официальном канале SFM.
Если планируете создать в SFM что-то более-менее серьёзное, то ролики эти, повторюсь, к просмотру обязательны – самому во всём разобраться будет непросто, и отнимет это уйму времени. Но, как говорится, есть нюанс! Загвоздка касается тех, у кого проблемы с языком потенциального противника – ролики, вы не поверите, на английском.
Преодолеть это препятствие можно тремя способами: подключить английские субтитры, найти на ютубе копии роликов с переводом, либо просто с умным видом смотреть за происходящим на экране, а потом повторять. Метод научного тыка популярности по-прежнему не теряет.
Установив SFM и отсмотрев обучающие ролики, не стоит незамедлительно отливать в граните свой шедевр. Перед тем, как приступить к созданию видео, рекомендуется ознакомиться с работами других пользователей, дабы решить для себя – к какому уровню качества есть резон стремиться. Возможно, это убережёт кого-то от создания очередной пятисекундной поделки, после публикации коей будет обидно за потраченное время и стыдно из-за отрицательных отзывов.
Самые популярные работы, по мнению пользователей Steam, можно поглядеть здесь. Там же, кстати, можно найти первый-блин-комом-ролик от автора этой заметки. Голосовать за понравившиеся работы могут только зарегистрированные стим-юзеры, а количество просмотров на ютубе хоть и указывается, но при составлении рейтинга, по всей видимости, не учитывается.
Первого ноября стартовал второй ежегодный конкурс под затейливым названием «Saxxy awards», на который в этот раз можно присылать не только запись геймплея из TF2, созданную при помощи функции Replay, но и ролики, сварганенные в SFM. Полный список категорий, правил и призов находится здесь.
Вот, вкратце, и всё. Теперь можно начать тщательно обдумывать сюжет и, с оглядкой на видео-уроки, приступать к созданию ролика.
Если кому-то обзорная заметка показалась интересной и вызвала желание разобраться в Source Filmmaker поглубже, то вероятно, можно будет подготовить материал, где подробнее раскроются специфические аспекты работы в SFM, а также “роликоделание” в целом.
> Слово «обнародовала» употреблено не просто так – программа бесплатная, находится в свободном доступе, скачать и установить её может любой желающий.
>
> угу любой - со стим аккаунтом
Любой желающий. Это важно.
Если человека останавливает двухминутная регистрация и установка Стима – значит, не особо он и желает.
Вот в это пока что не вдавался, но, насколько я понимаю, можно спокойно импортировать анимацию/модельки и проч. из сторонних программ, надо лишь настроить специальные плагины..
> Камрад, а ты сам сделал свой мульт?
>
> Сколько времени занимают этапы мультипликация, может, если без специально обученных китайцев, то и многие лета?
Сам, один.
В общей сложности потратил часов 150. Но тут надо понимать, что это я не 6 суток подряд безвылазно сидел за компом, а неторопливо, с перерывами, работал пару месяцев.
Причем большая часть из этого времени ушла на параллельное освоение программы, а так же на кучу всяких проб и ошибок. В общем к моменту окончания работы над роликом я бы то же самое уже мог сделать раза в два быстрее и лучше.
> Там же, кстати, можно найти первый-блин-комом-ролик от автора этой заметки.
>
> Протупил, но жаль только найти не дает.
> Программа работает только с Team Fortress 2? Если у меня установлена Dota 2 к примеру, можно ли делать что-то с ней?
На данный момент запускает она только ТФ2, да. Но работать в ней с другими играми на source можно без особых трудностей. Надо лишь самому добавить в СФМ нужные модели/карты/звуки/эффекты.