С понедельника у меня появилось немного больше свободного времени, которое тут же начали отбирать около сорока пилотов основного и около тридцати – курсантского состава виртуальной Авиагруппы =AxemAn= (AxA=), командиром которой в настоящее время являюсь. Недавно был аж супермодератором на форуме проекта War Thunder, который, обладая низким порогом вхождения в мир виртуальной авиации, активно поставляет "свежее мясо" в мир "тяжёлых" авиасимуляторов. Играю онлайн с 2009 года, где-то с год являлся полевым админом КОКОСа, многие помнят меня там как -=ooo=-. С РОФом познакомился давно, но летать серьезно в нём как-то не довелось, а с БоБом, как и у многих в своё время, получилась целая трагедия, после которой летать в Ил-2 стало тяжело по «эстетическим» причинам — так сказать, «грапхон после БоБа уже не тот». С другой стороны, силами пилотов сквада всё чаще удаётся оказывать техническую помощь порталу Авиачамп.ру для проведения турниров и чемпионатов, для поддержки авиакиберспорта в целом. Есть друзья и знакомые, которые спасают от постоянного присутствия на земле, несколько раз предоставив возможность подняться в небо на реальных самолетах. Благодаря им довелось покататься на Cessna 208 («Caravan»), почувствовать легкость SkyRanger’а, испытать небольшие перегрузки на Tecnam P2002 Sierra, увидев и почувствовав, так сказать, реальное небо на своей шкуре.
Увлечение небом – не просто какой-то там наркотик! Это сильнодействующий допинг, который даёт возможность ежедневно узнавать что-то новое из мировой истории, знакомиться с интересными талантливыми людьми, раскрывать новые просторы для самосовершенствования и самореализации. Люди, увлеченные авиасимуляторами, никогда не ограничиваются одной игрой или одной идеей, потому и на форуме проекта «Ил-2 Штурмовик: Битва за Сталинград» мое появление стало вполне закономерным. Подогревающие интерес скриншоты и пятничные апдейты делают своё дело, все больше и больше людей вовлекаются в процесс ожидания релиза, а некоторым из них иногда неимоверно везёт краем глаза увидеть процесс разработки.
На днях мне выпал отличный шанс посетить 1С GS, чтобы ознакомиться с "Битвой за Сталинград", чем я не преминул воспользоваться, так что буквально вчера Андрей “Zak” Шумаков и Альберт “LOFT” Жильцов… аэмм… не тот текст…
В общем, камрады, дело было так. Понедельник не предвещал ничего знаменательного, кроме погружения в обычный список текущих дел, разбора завалов на форуме сквада и продолжения рутинной работы, как вдруг... нет, внезапно Андрей “Zak” Шумаков спросил меня, хочу и могу ли я приехать и посмотреть на БзС. Нет-нет, не подумайте, что я вот так вот взял и сразу согласился! Конечно же, я согласился мгновенно.
Итак, спустя пару-тройку часов зашел на глиссаду в офис «Команды ЗбС». Там яростно кипит работа, программисты на одном из мониторов рассматривают подробности кокпита одной из моделей, на другом крутится кабина ЗИС’а, на третьем – обгладывается модель парашютиста (кстати, прототипом поз и движений парашютиста выступал реальный человек, а вот и он рядом стоит, улыбается). Глаза разбежались так, что Андрею пришлось намекнуть, чтобы я собрал их в кучу, ибо в соседнем кабинете ждал БзС и Oculus Rift. Хочу заметить, что хоть и смотрел во все глаза, но легендарный кассовый аппарат, в который надо класть правую либо левую вирпильскую почку по выбору гостя, чтобы пройти в офис 1C GS, так и не обнаружил. Вопреки ожиданиям, визит прошёл для меня вполне безболезненно.
Пять минут на обмен новостями, пару глотков чая — и стремительно ворвавшийся в наш закуток Альберт выдёргивает нас из ставшего за это время уютным уголка для дальнейшего знакомства. Еще один кабинет. Таинственный полумрак. Большой мольберт с секретными знаками и какими-то таинственными символами — видимо, недорисованные пентаграммы и схемы заклинаний. Стол, на котором лежат собственно, очки, а также стоят устройства управления. Тут меня резво берут в оборот, не давая ни малейшего шанса отвертеться от испытания.
Отточенным движением на меня надевается Oculus Rift, закрепляется наушниками, причем одно ухо оставляется открытым для поступления внешней информации. Меня предупреждают об обязательном «белом окне» и непривычно выглядящих в этом устройстве трёхмерных внутренностях мессера, но всё-таки я очень рад, что к тому, что последовало дальше, жизнь пусть немного, но подготовила.
«Сейчас я тебя немного покатаю, а потом дадим полетать самому» — произнес Альберт и запустил скрипт. Ух-йё… 3D. Трехмерный кокпит со всякими стрелками, кнопками, рычажками и лампочками! И все это двигается, шумит и вертится в какой-то странно завораживающей симфонии. С первых мгновений я просто провалился в игру. Я был внутри самолета. Рука непроизвольно потянулась потрогать маленькую рукоятку на фонаре. Справа-сзади тут же раздалось довольное хмыканье. Разрешение устройства в настоящее время оставляет желать лучшего, но даже на грубой визуализации я поймал то самое ощущение полета, которое испытал в Мячково, когда инструктор крутил меня на Сьерре. Да-да, те самые реалистичные ощущения легкой тошноты и сумасшествия вестибулярного аппарата прилагаются в полном объеме! Жёны хлюпиков могут быть счастливы – нетренированный пилот с таким устройством сам выпадет из кресла через десять-пятнадцать минут полностью готовым к употреблению налетавшимся и с радостью пойдет мыть посуду, лишь бы придти в себя.
Пытаясь зацепиться взглядом за землю, я крутил головой в разные стороны, но Альберт не давал мне расслабиться и сначала медленно, а потом всё интенсивнее крутил бочку за бочкой, вираж за виражом, петли, свечки, пике – выход у земли с перегрузкой – все движения самолета чувствовались так, будто я действительно нахожусь в кокпите. Что характерно, глядя на крыло, удалось зацепиться за «чувство плотности». То самое, когда ощущается, что не просто какая-то условная текстура крыла летит в какой-то условной поверхности воздуха, а когда именно массивное металлическое крыло опирается на воздух, с помощью всех этих ваших аэродинамических законов и сил уверенно поднимая самолет в плотной атмосфере.
В очередной свече меня попросили посмотреть и зафиксировать взгляд на одном из крыльев. Я послушно перевел взгляд вправо. Предкрылок крыла медленно отодвинулся с мягким шорохом механизации и изрядно загипнотизировал. Я секунд тридцать на него смотрел, пока самолет переворачивался на спину, набирал скорость, а предкрылок равномерно и с таким же мягким шорохом прижимался к крылу. Быстрый взгляд на звук слева подтвердил – там было то же самое! Невероятно! Больше рассмотреть ничего не успел, потому что самолет закрутило в плоский штопор! Вот тут-то меня проняло и в первый раз стало немного подташнивать. Земля! Небо! Воздух! Мелькнуло что-то! Воздух! Воу, полоска какая-то! Горизонт! Воздух! Солнце! Небо! Смотреть на крыло! Смотреть на крыло! Крыло! Земля! Земля! %$@! Земляааа!.. У самой земли самолет выравнивается опытной рукой, экран немного темнеет, слышится напряжённое дыхание… по ходу, моё... а не, не только моё, это еще и звуковая фишка. Фууух, вроде бы никто ничего не заметил, отлично. Сжатые на подлокотниках пальцы — это фигня. Мееедленно отжимаю промокшую спину от кресла, делаю вид, что все окей, и LOFT летит меня дальше. Буквально через полкилометра влетаем в облака. Дааа, вот это – облака. Туман, ни черта не видно, и только стрелки приборов подсказывают, что мы, кажется, летим. «Обзор, — говорю я. — тут здоровский». Справа улавливаю хитрый щелчок, и... куда-то взад с лязгом улетает фонарь! Ух ты... Свист ветра заполняет левое ухо. А в правое как бы издалека доносится довольное — мол, «так обзор гораздо лучше, правда, очень шумно становится». Некоторое время двигаемся ровно и вылетаем из облаков под солнце. Сейчас понимаю, что в этот момент я совершенно забыл про «не сильно высокое» разрешение очков, всеми своими колбочками и палочками впитывая это окружение, глядя во все глаза на блики от солнца на консоли крыла и периодически переводя взгляд с крыла на крыло, фокусируя его то на заметных потертостях металла, то на виднеющейся вдали земле, то на показаниях приборов, то на других мелочах. Ощущения просто захлёстывают.
«А теперь рассмотрим советские образцы» — ровно за двадцать секунд до этой фразы Альберт уверенно вмазывает 109-й в землю. А я слегка дрожащими руками снимаю сбрую, и под довольными взглядами разработчиков пытаюсь придти в себя. «ЗбС!» — с чувством вырывается эмоция. «Это еще не конечный вариант, тут еще работать и работать, надевай давай, сейчас на ЛаГГе полетаем» — доносится до мозга, ошеломленного непривычным восприятием такого вроде знакомого и в то же время абсолютно нового трехмерного игрового изображения. Снова примеряю виртуальную реальность и затаиваю дыхание. Старт. Я в кабине ЛаГГа. И почти сразу – то самое недавнее ощущение, когда ты находишься внутри самолета. Взгляд на крыло — организм опять пронизывает знакомое чувство тяжести и массивности летательного аппарата. Самолет идет неспешно, слегка «протягивая» траекторию на глубоком вираже. Откровенно изо всех глаз наслаждаюсь полетом, честно натурально офигевая и пропуская часть комментариев разработчиков мимо оттопыренного наушником уха – все равно мое охреневшее лицо выше подбородка никто из них не видит. Впереди вижу пару ЛаГГов – «Сейчас догоним, рассмотришь поближе» — замечает мой интерес и прибавляет оборотов ведущий. Самолет мощно вырывается вперед, догоняет впереди идущего, делает верхний йо-йо-ой-ОЙ!! – цепляет крылом хвост союзника – у союзника что-то ломается, крыло отваливается, самолет начинает бросать из стороны в сторону, перед глазами проносится земля, небо, куски железа какие-то, снова земля и взгляд застывает на куске обломанной консоли… «Уп-с, бывает». Пауза. Рестарт.
Появились. Приборы тёмного цвета на светлой панели видны не очень хорошо. Щёлкает кнопка, включается встроенное освещение – теперь видны. Щёлкает ещё кнопка – включаются внешние фонари направленной подсветки на приборную панель. Ещё виднее. Крылья покрашены побелкой (война, маскировка подручными средствами). Резко отъезжает фонарь, я вздрагиваю и, резко поворачивая голову, провожаю его взглядом. Слышу довольный смех и расслабляюсь. Включают внешние виды. Камера, слегка покачиваясь, поворачивается вокруг самолета, показывая его во всей красе. Видимо, глаза всё же адаптируются, и зерно дисплеев уже не мешает. Картинка слегка размазывается и выглядит чутка расплывчатой, но тем не менее, поцарапанный местами фюзеляж и реалистичные отражения закатного солнца на разных узлах и деталях самолета просто завораживают. Крутится винт. Мягко, осторожно выдвигаются шасси. Интуитивно пытаюсь рассмотреть тени, найти нестыковки и огрехи – не вижу. Шасси уходят внутрь, фиксируются, камера приподнимается и показывает пилота. Здоровый дядька, даже не верится, что это типа я. Снова в кабине. Фонарь закрыли, но ещё некоторое время я осматриваюсь вокруг, пытаясь прижаться к стеклу и посмотреть на вращающийся винт чуть сбоку, при этом инстинктивно пригибая голову, чтобы не удариться о стекло кабины.
Через некоторое время управление отдают мне. Лечууууу!! Бабах-тарарах! Земля, небо, земля... Не лечу. А что это было?! Ха. Слишком резво дернул ручку, свалился в штопор. Поделом. Пауза. Рестарт. Полетели. Мягко, плавно, чувствуем самолет, ведем его над землей, прокатываемся над замерзшей речкой, видим трещины во льду, слышится посвист движка на низких оборотах, пролетаем мимо полосы аэродрома, видим пару ангаров, какой-то склад, видим лесополосу, включаем ковбоя и пролетаем сквозь дере… Бабах-тарарах! Оказывается, средней толщины заледеневшая ветка дерева может не слабо долбануть по консоли и очень здорово нарушить аэродинамику самолета, так что пусть и не слышно (возможно пока) шороха листьев от бреющих полетов над деревьями, но ведь это вам не северные широты с лесотундровыми полосами, это – исторично суровая зимняя Волга 1942-1943 годов. Рестарт. Лечу, просят поставить РУД на 50% и выровнять самолет по линии горизонта. Не сразу, но кое-как выравниваюсь, непривычно же. Мне подсказывают и, приближая к приборам взгляд игрока, показывают внизу слева эдакий специальный рычажок. С его помощью (на самом деле кнопкой, но рычажок мне тоже показали, да) выпускают закрылки, после чего самолет начинает уверенно и нагло карабкаться вверх. А ведь так его и посадить нетрудно! Смело перекладываю влево, вниз, что-то начинает трястись и стучать (оказалось, так можно на слух определить срыв потока), земля как-то слишком быстро, не-не-не-не, стопэ-стопэ, газу, газу, газу!.. Тарарах! Уп-с… Прилетели… Пауза. Рестарт. И так еще целых десять-пятнадцать минут.
С придыханием снимаю аппаратуру. И ловлю на себе испытующие взгляды. Очень понравилось. Ощущение погружения есть, несмотря на некое несовершенство аппаратной части, голова кружится вполне по-настоящему. Присутствует и знакомое после полетов на реальном самолете чувство слабости от перенесенных перегрузок, которое достаточно быстро и незаметно гасится любезно оказавшимся под рукой стаканчиком чая (спасибо, Андрей). Пострелять в этот раз, увы, не довелось, но, не дожидаясь моего вопроса, разработчики сразу же оговорились, что в другой раз по готовности будет возможность запустить миссию для боя со всеми новыми эффектами и красивостями. Так что для получения максимального эффекта от этого немаловажного действа можно и нужно будет подождать. С другой стороны, впечатлений на первый раз и так предостаточно.
Напоследок планировал побеседовать относительно развития проекта и будущих возможностей для создания серверов, проведения чемпионатов, взаимодействия игроков внутри сквадов и между сообществами, видения внутренних игровых интерфейсов, создания карт, проектов, и т.п. Однако не ожидал, что буквально за несколько минут получу весьма четкие и развернутые ответы по всем имеющимся и интересующим не только меня вопросам, даже не успевая некоторые задать. По горящим глазам и глубокому знанию предмета было видно, что даже в условиях жёстких сроков и вовсе не заоблачных бюджетов ребята вполне обоснованно ограничиваются минимальным, но очень качественно проработанным контентом. И наличие у команды хорошо продуманного диздока – это уже 120% успеха всего проекта. Разработчики шлифуют и связывают отдельные компоненты, формируют ядро для будущих дополнений, карт, многоуровневых миссий и театров военных действий. А такой серьезный подход к работе готовит нас к тому, что после релиза планируется постепенно осуществить очень и очень многое из отложенных в долгий ящик идей и задумок для своей старой и новой аудитории, доверие и преданность которой в нынешние времена изобилия аркадных проектов завоевать очень непросто.
В общем, закажу-ка я себе «Диск Здоровье» для тренировки вестибулярного аппарата.
продолжение следует…