Хоть сколько-нибудь знакомый с вселенной Fallout знает и ностальгически вспоминает эту легендарную фразу.
Все поклонники игры, закончив в -дцатый раз проходить Fallout 2, надеялись и ждали выхода третьей части, которая изначально была анонсирована как проект Van Buren.
Но невидимая рука рынка не позволила идеям разработчиков воплотиться в жизнь.
Студия Interplay Entertainment, ответственная за разработку первой части и выпуск второй,
объявила о своем банкротстве, оперативно уволила сотрудников Black Isle Studio, в недрах которой
родилась легендарная серия, и тихонько самоликвидировалась.
Толковые парни из Black Isle, недолго думая, перебежали в Obsidian, Troika Games, и в некую малоизвестную контору под названием BioWare.
Проект Van Buren застыл на стадии "альфа-версия" без особых надежд на завершение...
Окончательно разработка Fallout 3 была закрыта в 2003 году,
а еще через год в дверь к правообладателям постучали более успешные парни из конторы под названием Bethesda Softworks и предложили солидную сумму за права на
разработку данного продукта. Убитые горем и банкротством деятели из Interplay на щедрое предложение немедля согласились. А чуть позже, через три года, Interplay сдала Fallout
с потрохами, продав авторские права на разработку всей серии Fallout той же конторе за шесть миллионов долларов.
Несмотря на то, что Bethesda потратила на разработку третьей части аж четыре года, когда осенью-2008 долгожданный Фолл увидел свет, в среде поклонников вселенной он был встречен прохладно, хотя среди менее искушённой публики прижился довольно неплохо.
От первых двух частей у продолжателя осталось разве что только название. Геймплей, атмосфера, термоядерный юмор и атомные диалоги первых Фоллаутов были отпилены Бесездой,
а походить новый Фолл стал больше всего на предыдущее детище студии — The Elder Scrolls IV: Oblivion. Несмотря на это, релиз был удачен и, заработав на детях денег, студия приступила
к созданию четвертой части, о которой, собственно, и пойдет речь в данной статье.
Fallout: New Vegas был анонсирован студией в начале 2010 года, а в феврале этого же года был
выложен затравочный тизер, в котором некто похожий на хелгаста из известной игры пробирается сквозь зыбучие
пески пустыни к выжившему Лас-Вегасу. Дату выхода назначили на осень 2010 года. И, что характерно, обещание было выполнено — игра вышла точно в срок 10 октября в США, чуть позже, 22 октября — в Европе, а заодно и у нас, в тоталитарной резервации.
Смекнув, что F3 остро не хватает атмосферности первых двух частей, Бесезда пригласила к созданию студию Obsidian Entertaiment,
в которой осело большинство сотрудников Black Isle после её роспуска. В частности, Джоша Соуйера, незадолго до этого успешно трудившегося вместе с Ромэрой
над Gauntlet: Seven Sorrows для Midway Home Entertainment, а позже перешедшего в Obsidian, и Криса Авеллона — непосредственного разработчика и идейного вдохновителя Fallout 2.
Именно благодаря этому парню вторая часть получилась в своё время такой, какая она есть.
Кстати, его перу принадлежит легендарный Нью-Рино во второй части. Что же до Джоша Соуйера,
то он был ответственен за разработку 3-й части Van Buren, когда права на нее еще принадлежали Interplay. В 2005 году Джош приезжал к нам на КРИ,
где доступно разъяснял секреты создания толковых игр!
Минувшей осенью Fallout: New Vegas, изготовленный под чутким руководством Obsidian, заступил на прилавки игролотков. Лично я воспринял и анонс, и выход довольно прохладно,
т.к. после третьей части понятия "атмосферная постапокалиптическая RPG" и "Fallout" как-то перестали быть в моём сознании тождественными. Но революционное чутье подсказывало,
что прикупить и ознакомиться всё-таки стоит. Доверившись ему, выяснил — четвёртая часть оказалась настолько атомной, что челюсть на протяжении вот
уже шестидесяти часов игрового времени приходится придерживать коленками — настолько круто всё сделано. Впрочем, обо всём по порядку.
Первое, что бросается в глаза — наш герой не выходец из убежища, а некий Курьер, которого к местному доктору полуживого приволакивает
с местного кладбища придурковатый робот по кличке Витя. Робот Витя, по всей видимости, запрограммирован на выполнение программы "Ковбой", поэтому через фразу сыплет
соответствующим жаргоном. Выглядит смешно. Местный доктор помогает нашему парню встать на ноги, выделяет из резервов подъемные средства: пип-бой и
комбез из Убежища 21. После чего проводит разъяснительную беседу и пару психометрических тестов, в числе которых известный тест Роршаха. Нет, это не тот,
что скакал с дебильным мешком на башке в отличном фильме The Watchmen, это швейцарский психиатр Герман Роршарх, который этот тест, собственно, и придумал.
На прощанье доктор говорит — бывай, хлопец, не поминай лихом — и отправляет нас на все четыре стороны пустыни Мохаве, в рамках которой и будет происходить действие игры.
Сюжет незамысловат — нужно разыскать нехороших граждан, чуть было не угрохавших героя, а также выяснить, что за посылку нужно было доставить.
Борьба за сюжет занимает лишь 20% игрового времени, остальное — побочные миссии, количество коих в новом Фолле попросту несметно.
Сразу после выбора расы, пола и особенностей внешности персонажа нам ненавязчиво предлагают играть в режиме Hardcore mode. Это новый режим, в предыдущих частях его замечено не было.
Активация хардкора серьезно усложняет игру. Еда и вода в рамках этого режима может иметь определенную дозу облучения, а патроны — вес. Оторванные руки-ноги-пальцы и другие немаловажные части тела вылечить ловким уколом стимпака невозможно — понадобится специальный докторский чумодан. Причем, шкала здоровья восстанавливается не сразу,
а постепенно. Время от времени персонаж будет настойчиво выпрашивать суточный паек и хотя бы четырехчасовой сон. Персонажи неумных граждан,
сложивших на все это дело известный орган, довольно быстро преставятся.
Это довольное важное и интересное нововведение обязывает нас внимательно относиться к трате имеющихся у нас ресурсов: вкалывать стимпаки строго тогда, когда нужно,
всегда иметь в инвентаре с десяток упаковок Рад-Х и Антирадина, а также десяток-другой банок тушняка и, конечно же, несколько бутылок с водой.
В новом Фоллауте присутствует множество как преступных, так и мирных группировок — большинство из них ветераны, конечно же, помнят, но есть и уникальные, доступные только в New Vegas.
Большое количество сторон, а также участие в разработке правильных парней из бывшей Black Isle Studio вылилось в то, что система репутации, которая, увы, отсутствовала в Fallout 3, появилась вновь.
Вследствие этого все ваши действия непосредственно влияют на поведение NPC в каждой из группировок, отношение группировки к вам и в целом на игровой процесс.
Будьте внимательны и хорошенько думайте перед тем, как простреливать бошки направо и налево — соратники некоторых бошек могут в будущем вам сильно помочь.
Наиболее важные фракции в игре — это:
* NCR (New California Republic/Новая Калифорнийская Республика). По своему устройству она больше всего напоминает довоенное
правительство США. У НКР имеется довольно серьезная армия, которая включает в себя несколько моторизованных дивизий и бронетанковых подразделений. Кроме того,
Республика имеет собственные силы специального назначения — New California Rangers, которые весьма богато представлены в New Vegas. Думаю, здесь многие отцы
припомнят некую Танди, которую мы спасли из плена в первой части, и под руководством которой впоследствии выросла НКР.
* Brotherhood of Steel(Братство Стали). Cвято веруют в технологии. Подозреваю, что временами даже постятся и молятся на тазик с шестерёнками. В арсенале группировки находятся весьма мощные
дивайсы вроде силовой брони, но и квесты этими товарищами выдаются тоже зело серьёзные.
*Caesar's Legion (Легион Цезаря) — основной противник НКР на юге Калифорнии. Рабовладельческая организация, исповедующая довольно жесткие принципы.
Организована по образу Древнего Рима. Армия Легиона представляет собой мощную и хорошо организованную силу. Руководит суровый диктатор по фамилии Цезарь.
Еще одно приятное нововведение коснулось модификации оружия. Теперь к стандартному стволу кустарным путем можно прикрутить, например, оптический прицел,
более вместительные магазины, глушители и пр. Лично я на свою трофейную мега-снайперку немедля прикрутил глушитель, купленный у Gun Runners.
Глушитель способствует шумоподавлению, и мобы, которые раньше реагировали на источник шума, теперь на меня внимания не обращают, если нахожусь на достаточном удалении от них.
Это позволяет валить их с расстояния в 200 метров без риска для своей прекрасной, неповторимой жизни! Кроме модификации стволов присутствуют различные виды боеприпасов: бронебойные, экспансивные, зажигательные, и т. п. Таскать в рюкзаке следует не менее двух видов — мало ли что.
Как и в предыдущих частях, возможность прихватывать с собой напарников никуда не делась. Скажу больше — она приобрела довольно неплохой управляющий интерфейс (Companion Wheel).
Управлять напарниками сквозь эту приспособу гораздо удобнее, чем через систему диалогов 3-й части. Огорчает лишь одно — можно брать не более одного подельника, плюс небиологическое существо, либо собаку. Впрочем, обилие побочных миссий и захватывающий игровой мир не дают шансов как следует погоревать об этой досадной особенности New Vegas.
Толковые парни из Obsidian серьезно порадовали старых поклонников игры и вернули старую систему диалогов. Теперь варианты ответов в них напрямую зависят от вашей кармы,
и отношения к вам той фракции, к которой принадлежит говорящий с вами гражданин. Для успешного внушения чего-либо теперь необходим прокачанный до определенного уровня навык,
а не процент удачи, как было в F3. Нынешние диалоги, конечно, не дотягивают до уровня диалогов первых частей, но это уже серьезный прорыв,
если сравнивать их с постными беседами из третьей части.
Виды квестов в игре самые разные и на любой вкус. Роли доведётся примерить самые разные — от курьера до местного оперуполномоченного, и даже т.н. "охотника за головами" — то бишь, потребуется найти неугодного моба и привлечь его к ответственности путем знакомства со своими маленькими (или большими) свинцовыми друзьями. В общем, всё как в первых частях. В игру добавлено множество видов оружия. Вкупе с возможностью модификации каждого это создает огромный плацдарм для творчества! Причем, список новых стволов весьма и весьма велик. Более подробно вот тут.
В перерывах между снижением популяции мутантов, компактно проживающих в Мохавской пустыне, герой имеет возможность как следует развлечься.
К нашим услугам будет несколько увеселительных заведений, в числе которых казино и настоящий бордель! В казино доступны несколько видов азартных игр: стрип, блэкджек и игровые автоматы.
Джэк-Пот на игровых автоматах — 32 тысячи крышек. Это, надо заметить, неплохой способ добычи лёгких денег. Но будьте осторожны — после того, как вы выиграете Джек-Пот, вас, такого умного, быстренько
из казино выволокут и доходчиво разъяснят, что играть у них в автоматы вам больше нельзя. Такая вот страшная несправедливость. К огромной радости свободолюбивых граждан, ни полиции, ни милиции в игре нет — жаловаться есть смысл лишь себе. Слабым на голову остаётся разве что застрелиться, или в пьяном угаре залезть в гнездо к Когтям Смерти.
Крафтинг из игры никуда не делся. Многие жизненно необходимые штуковины всё так же готовятся "на коленке". При помощи штуки под названием Reloading bench можно ловко производить патроны, и даже наладить серийное
производство — при условии наличия ресурсов. Новым инструментом для крафта является Campfire — он позволяет забацать из свежеубитого геккона жаркое, а если в инвентаре
имеются еще и яйца, то полноценный завтрак, считай, готов. Кроме блюд французской кухни разрешают крафтить всякие полезные снадобья — от сглаза, приворотные, и т.д. Начинающим колдунам, ведьмам, заклинателям змей,
гадалкам следует ознакомиться с данным аспектом наиболее внимательно! Если неохота тратить свои честно отнятые крышки на боеприпасы и еду, будет шанс полностью перейти
на домашнее производство, а излишки продавать местным торговцам, постепенно наживая состояние.
Из минусов могу отметить только технические баги. А именно: система поиска пути убога настолько, что хочется плакать. Тупорылые мобы вместо того, чтобы отважно покорять
скалы вместе с тобой, пытаются их оббежать, естественно, по пути на кого-нибудь агрятся и геройски погибают. Поначалу сильно выводит из себя, но потом привыкаешь.
Игра периодически вылетает с неизвестной ошибкой — ПК-гейминг, здравствуй! В некоторых квестах у нужных мобов отсутствовали необходимые для завершения квеста вещи — приходилось
с матами перезагружаться. Несколько раз ресетилась статистика, так что пришлось пару раз прибегнуть к преступному способоу ее поднятия.
Специально для игроков-аксакалов в New Vegas присутствует множество отсылов к первым частям серии. Например, все седые отцы помнят винтокрыл из второй части, возле которого лежал труп, по всей видимости, пилота. Оказывается, пилот выжил и теперь мирно проживает в городе Новак, Дейзи Уитманн её имя. Побеседовав, можно узнать подробности крушения. Присутствует супермутант по имени Маркус — тот самый, из второй части. В одном из диалогов он упоминает, что когда-то давно бродил по пустошам со своим товарищем, в итоге подорвав нефтяную вышку. А квест Аркейда Геннона, на мой взгляд, одна большая пасхалка — ветераны поймут, почему!
В общем и целом получилось отлично — прекрасные диалоги, соответствующая музыка, интересные квесты, атмосфера частей раз и два. Короче говоря, игра на все деньги.
Привлечение к разработке людей, принимавших непосредственное участие к созданию первых Фоллаутов, дало свои результаты.
Поклонники получили именно ту игру, которую ждали после Fallout 2. Короче,
Fallout: New Vegas — это именно то, чем должен был быть Fallout 3. Лично я, как старый поклонник серии, остался очень доволен, и настоятельно рекомендую
всем сознательным гражданам немедленно набежать в игролотки и прикупить не менее двух копий. Хотя сначала есть резон выстроить себе небольшой бункер, куда будет знать дорогу только разносчик пиццы и нюка-колы!