Мало кто знает, но
«Трансформеры: Месть падшего» — это непрекращающаяся реклама американских вооружённых сил. Майкл Бэй, в отличие от многих Творцов, активно сотрудничает с представителями Пентагона. При этом каждая из сторон получает свою выгоду.
Военные уверенно лезут туда, куда доступ им другими средствами заказан — прямиком в неокрепший детский и подростковый мозг. Первый фильм сделал для набора на службу и улучшения образа военного ведомства США в глазах общественности столько, сколько ни одна пропагандистская кампания не смогла. Демонстрация силы и мощи. Трансляция в понятной форме тезиса о борьбе со злом, где добром выступают крепкие парни под звёздно-полосатым флагом. Постоянное завлекалово красивыми игрушками, которыми можно управлять, из которых можно стрелять. Дети любого возраста с интересом смотрят на американскую военщину — на солдат, на технику, на образ действий.
После такого у Майкла образовалась «прямая линия» с Пентагоном. Он же, в свою очередь, получил возможность сэкономить, уменьшив бюджет сиквела на 10 миллионов долларов. Снять (в том числе новейшие) образцы техники, стоящие на вооружении — например, нарезающий круги в образе «Старскрима» F-22. Показать лупящие боевыми снарядами «Абрамсы». И многое другое.
Подполковник Грегори Бишоп, курировавший проект, сказал так:
Наверное, перед нами самый масштабный фильм, повествующий сразу обо всех видах вооружённых сил. Если вы пробежитесь по списку военных фильмов, то обнаружите следующее. «Чёрный ястреб сбит» рассказывает про армию. «Топ Ган» — про флот. «Железный человек» в основном о ВВС. Но в жизни различные виды вооружённых сил редко действуют по-одиночке.
Поэтому во вторых «Трансформерах» снялись десантные суда на воздушной подушке от Корпуса морской пехоты, подводная лодка, авианосец и другие корабли флота, вертолёты армии и самолёты ВВС. Бэй впихнул огромное множество образцов вооружения — от разведывательных E-3 Sentry до SR-71 Blackbird, от «Хаммеров» до «Абрамсов». Показали и модные нынче беспилотники. И всё с согласия и под присмотром министерства обороны США.
Капитан МакГарри, заместитель начальника управления по связям с общественностью ВВС США:
Помощь с набором на службу и агрессивная демонстрация мощи — наши второстепенные задачи. Но они безусловно присутствуют.
Для агрессивной демонстрации мощи режиссёра допустили на военные базы — различные эпизоды фильма снимались на закрытых объектах Калифорнии, Аризоны и Нью-Мексико. Именно на ракетном полигоне White Sands штата Нью-Мексико были отсняты «египетские» сцены. Среди задействованного: два штурмовика A-10, шесть многоцелевых истребителей F-16, команда парашютистов армии Golden Knights, пара танков «Абрамс», а также могучая кучка бронетранспортёров. Всё, в том числе заход на низковысотное бомбометание группы F-16-ых, не стоило Майклу Бэю ни цента: это были учения.
Мало кто знает, но все виды вооружённых сил США имеют своих представителей в Голливуде. Консультанты помогают Творцам подправить сценарий — от сленга до представления войск в правильном свете. Конечно, не все соглашаются. Многим такое сотрудничество ни к чему. Но тогда и дорогих игрушек не жди, и помощь тебе тоже никто не окажет.
А вот Майкл Бэй сотрудничает с большой охотой. И поскольку объём сотрудничества между военным министерством и киногруппой громадный, планирование совместной «операции» начинается ещё на этапе написания сценария. Помимо государственных, Майкл задействует сторонние ресурсы и полагается на отставного спецназовца (из флотских, SEAL) Гарри Хамфриза. У Гарри своя как это сейчас сказали бы частная охранная фирма под названием GSGI. Сотрудники плотно работают с актёрами и режиссёрами. Сам Гарри показывал как надо обращаться с оружием, перемещаться по полю боя и применять различные приёмы Брюсу Уиллису («Слёзы солнца»), Эрику Бане и Биллу Фикнеру («Чёрный ястреб сбит»), Эду Харрису («Скала»), Харви Кайтелу («Сокровище нации 2»). С Бэем у ветерана налажены крепкие рабочие контакты ещё со «Скалы».
Подполковник Бишоп уверен:
Я полагаю, большинство наших граждан не имеет должного представления о том, что значит быть солдатом современной армии. Они получают представление об армии посредством масс-медиа. И наша задача — показать американцам, кто мы такие.
Майкл Бэй приходит на помощь. И показывает не только американцам.