Штурмовики: От сержанта до маршала

06.01.11 15:32 | Redakteur | 173 комментария » »

Победа!

Продолжаю рассказ о долетевших до Победы лётчиках-штурмовиках, идея которого возникла из рассказанной (и отчасти сделанной) камрадом Оператором истории про лётчика-штурмовика лейтенанта Гаврилова, геройски погибшего при выполнении боевого задания 30 апреля 1942 года.


Сегодня — этакая, если угодно, простая рождественская история по-советски. История второго лётчика.

Цитата [цитата] из наградного листа:
5.2.45 на втором заходе при атаке танковой колонны, движущейся по дороге МЕЛЬЗАК-БРАУНСБЕРГ был подбит самолёт капитана ЕФИМОВА, который впоследствии загорелся. Грозящая смерть не остановила мести капитана ЕФИМОВА. Резким скольжением сбил пламя, капитан ЕФИМОВ еще раз повел "ИЛЬЮШИНЫХ" в бой, дерзски уничтожая живую силу и технику пр-ка. В результате этого налёта было уничтожено 6 танков, 2 орудия полевой артиллерии, 2 бронетранспортера, 4 автомашины и до 40 человек живой силы пр-ка.
Трудно управляемый самолет, пилотируемый ведущим группы капитаном ЕФИМОВЫМ, без потерь привёл группу на свой аэродром.




Дважды Герой Советского Союза Александр Николаевич Ефимов начал войну в июле 1942 года 19-летним младшим лётчиком-сержантом, выпускником лётной школы, а закончил — штурманом полка и прославленным на весь Союз мастером штурмовых атак: он совершил 222 боевых вылета (из них 47 на разведку). По официальным данным, на его счету самое большое количество самолётов, уничтоженных советским лётчиком какого-либо рода авиации вообще: 85 самолётов лично и в группе он уничтожил на аэродромах противника, и ещё семь сбиты экипажем Ефимова в воздушных боях (четыре из них на счету стрелка). Это не считая всевозможных остальных целей, по которым отработал «Ил» Ефимова.

Начиналось всё по-простому. Как жизнь стала налаживаться, 6 мая 1923 года в семье потомственного железнодорожника, начальника дистанции пути Николая Герасимовича Ефимова родился сын Саша. Отец мечтал о том, что сын станет продолжателем семейных традиций, но — но советские дети смотрели в небо. В школе в Миллерово, где Саша учился, был кружок авиамоделизма, в котором он увлечённо занимался. А при местном отделении Осоавиахима работала планёрная школа, куда могли записаться уже старшеклассники. Разумеется, практические занятия начинались лишь после освоения соответствующего курса теории.

18 августа 1938 года Ефимов впервые поднялся в воздух — на планёре УС-4. Закончив в 1940 году среднюю школу, Александр поступил в Ворошиловградский аэроклуб, после которого, уже в мае 1941 — в Ворошиловградскую военно-авиационную школу пилотов. Выпустился он из неё в тяжёлое время, в июле 1942, и сразу же был направлен на фронт, в 198-й ШАП 233-й ШАД. Ему повезло с боевыми наставниками: под их умелым руководством Александр Ефимов «обкатался» и стал полноценным штурмовиком.


Лётчик Ефимов принимает рапорт техника о готовности самолёта к вылету


Со временем он стал старшим лётчиком, затем замкомэска. 13 июля 1943 года в тяжёлом воздушном бою (четыре штурмовика, возвращаясь с задания, сцепились с 13 Ме-110 и 4 FW-190) погибает первый командир и боевой учитель Ефимова комэска капитан Малинкин. После этого боя на своём аэродроме сел только Ефимов, сбивший своего первого Мессера в воздухе. И в этот же день его назначают командиром эскадрильи. Так в 20 лет он начал свою карьеру командира. Ему доверяли водить полковые группы самолётов, ответственные задания по разведке и аэрофотосъёмке. Признанием опыта и боевого таланта лётчика стали не только многие правительственные награды, но и присвоение звания капитана, и назначение на должность штурмана полка. Кстати, хотя машины, на которых он воевал, неоднократно получали повреждения от огня зенитной артиллерии и вражеских истребителей, но за всю войну Ефимов так и не был ни разу сбит и не совершил ни одной вынужденной посадки. Первый боевой вылет он совершил на ж/д станцию Осуга Калининской области, а последний боевой, 5 мая 1945 года — на балтийский порт Свинемюнде.


Ил-2м3 командира 2-й АЭ 188-го ШАП ст. л-та Ефимова.


После войны Александр Ефимов остался в рядах советских ВВС. В 1951 году, после окончания ВВА в Монино, его назначили командиром полка, затем дивизии. А после Академии Генштаба он был замкомандующего, потом командующим воздушной армией. В 1969 году он становится 1-м замглавкома ВВС. На этом посту в 1975 году ему присваивается звание Маршал авиации СССР: на дорогу до «потолка» у сержанта Ефимова ушло 33 года. Только в 1983 году (!) врачи окончательно запретили ему летать. Зато в 1984 году он достигает должностной вершины: его назначают Главкомом ВВС. Вышел в отставку Александр Николаевич Ефимов только в 1993 году, отдав службе 52 года.


Маршал авиации СССР, Главнокомандующий ВВС СССР, заместитель министра обороны СССР А.Н.Ефимов.


Но он не ушёл в тень: Александр Николаевич Ефимов не просто военный пенсионер и один из всего двух ныне живущих Маршалов авиации СССР. Он — председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы; председатель Комиссии по взаимодействию с общественными организациями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте России; председатель Совета Международной ассоциации ветеранских организаций; член Центрального совета по делам ветеранов Министерства обороны РФ, а в 2006 и 2008 годах указом Президента включался в Общественную палату России.

А ещё — он стал родоначальником новой, авиационной династии: все три сына стали офицерами ВВС (двое сейчас преподают в ВВИА им. Жуковского, один в отставке, но работает в Аэрофлоте), дочь закончила МАИ. Журналисты выяснили, что связал свою жизнь с авиацией и внук Александр.


Биографическая справка: Александр Николаевич Ефимов (6 мая 1923), маршал авиации СССР. Родился в селе Кантемировка Воронежской губ. (ныне пгт, райцентр Кантемировского р-на Воронежской обл.) в семье железнодорожника, русский. В РККА с мая 1941. В июле 1942 закончил военную авиационную школу и сразу направлен в действующую армию. Совершил 222 боевых вылета, лично и в группе уничтожил 85 самолётов противника (высшее достижение среди советских лётчиков всех родов авиации) на земле, сбил 7 самолётов в воздухе.
Окончил ВВА (1951), Академию Генштаба (1957), командовал полком, дивизией, воздушной армией. С 1969 1-й замглавкома, с 1984 по 1990 — Главком ВВС СССР, зам. министра обороны СССР. С 1990 по 1993 год председатель Государственной комиссии по использованию воздушного пространства и управлению воздушным движением, с 1993 в отставке.
Заслуженный военный лётчик СССР (1970), доктор военных наук, профессор. Лауреат Государственной премии СССР 1984 года. Неоднократно избирался депутатом Верховного Совета СССР, народный депутат СССР в 1989—1991. Член ЦК КПСС в 1986—1990.
Ведёт большую общественную работу: председатель Российского комитета ветеранов войны и военной службы, председатель Совета Международной ассоциации ветеранских организаций, в 2006 и 2008 годах включался в Общественную Палату РФ.
Дважды Герой Советского Союза (Указы Президиума Верховного Совета СССР от 26.10.1944 и 18.08.1945, медали № 4845 и 73/2; бронзовый бюст в г. Миллерово Ростовской обл.). Награды: три ордена Ленина (1944, 1967, 1981), орден Октябрьской Революции (1988), пять орденов Красного Знамени (1943, 1944х2, 1969, 1973), орден Александра Невского (1944), два ордена Отечественной войны I степени (1943, 1985), орден Красной Звезды (1956), орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени (1976), а также ордена Российской Федерации: «За заслуги перед Отечеством» IV и III степени и орден Мужества.



POST SCRIPTUM

Напоследок — несколько слов на неприятную тему. Очень жаль, что в наше нановремя ветеранам Великой Отечественной войны, которых остаётся всё меньше и меньше, наше государство и общество не даёт возможности жить (дожить!) в завоёванном и заслуженном ими почёте, уважении и покое.

Но Маршал авиации СССР А. Н. Ефимов не сдаётся и не молчит:


Фотография цитируется по ЖЖ dm_matveev
Когда мы и наши товарищи на фронте защищали будущую сытую жизнь господина П., мы, конечно, не могли предположить, что в благодарность он нас назовет вертухаями. Но то, что спустя 65 лет это заявление поддерживает Совет по правам человека при Президенте страны — это оскорбление нас и кощунство по отношению к памяти наших друзей, не доживших до этого позора. Большое спасибо ребятам из движения «Наши», они моложе наших внуков, и если они вступились за нас — значит, всё было не зря.

Фамилию г-на П. до одной буквы сократил автор заметки, извините.


Первая заметка серии про Владимира Гуляева, лётчика-штурмовика, лейтенанта и Заслуженного артиста СССР.
Вконтакте
Одноклассники
Telegram

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Goblin
отправлено 07.01.11 22:30 # 100


Кому: Просто Изя, #69

> Целью союзных бомбардировок не было гражданское население. Упрёк в специальном уничтожении гражданского населения при бомбардировках придумал Геббелс.

И ещё целью атомный бомбардировок не было уничтожение мирного населения.

Это всё выдумки Геббельса.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк