25 лет назад москвичи и приезжие задыхались в спёртом воздухе андроповского СССР. Отсутствие информации, неофициальной культуры, свежих людей и впечатлений удручало. В пыльной летней Москве царила зелёная тоска.
Тут ещё давно набивший оскомину кинофестиваль. В кинотеатре "Октябрь" (помните такой?) идёт "Апокалипсис нашего времени" Копполы; до омерзения красивая Джессика Ланж получает приз за гениально сыгранную роль в фильме "Френсис" (кто видел?); Ален Делон бегает в спортивном костюме по утренним московским улицам — он привёз всего лишь на внеконкурсный показ свой "веховый" фильм "Неукротимый"; на Малой спортивной арене Лужников установлен экран, полный зал собирают все фильмы, а не только "Профессионал" с Бельмондо. (Смешно то, что все эти звёзды приехали в Москву бесплатно, олухи.) А "ретроспективы" и "тематические кинопоказы" — сверх "конкурсных" и "внеконкурсных"? По десятку фильмов Трюффо, Феллини, Антониони, Висконти, Фасбиндер, "новая волна", "итальянский неореализм", "костюмированное кино", мексиканское, немецкое, кино Азии, Африки, "лучшие комедии", "детективное кино", дурацкое "кино против насилия и неравенства"... Ужас, в общем. Все кинотеатры забили этой чепухой. Непонятно только, почему ни на что нет билетов...
Да ещё внеконкурсные фильмы развозят по всему СССР, по городкам и сёлам! Как на подобное дал согласие бдительный западный копирайт? Господи, что смогут понять жители села "Коровино" в новом триллере с Джейн Фондой?! В Антониони? Сплошная пропаганда, канцелярское выполнение нелепой ленинской установки про "главнейшее из искусств"...
25 лет назад москвичи и приезжие задыхались в спёртом воздухе андроповского СССР. Отсутствие информации, неофициальной культуры, свежих людей и впечатлений удручало. В пыльной летней Москве царила зелёная тоска.
Тут ещё давно набивший оскомину кинофестиваль. В кинотеатре "Октябрь" (помните такой?) идёт "Апокалипсис нашего времени" Копполы; до омерзения красивая Джессика Ланж получает приз за гениально сыгранную роль в фильме "Френсис" (кто видел?); Ален Делон бегает в спортивном костюме по утренним московским улицам - он привёз всего лишь на внеконкурсный показ свой "веховый" фильм "Неукротимый"; на Малой спортивной арене Лужников установлен экран, полный зал собирают все фильмы, а не только "Профессионал" с Бельмондо. (Смешно то, что все эти звёзды приехали в Москву бесплатно, олухи.) А "ретроспективы" и "тематические кинопоказы" - сверх "конкурсных" и "внеконкурсных"? По десятку фильмов Трюффо, Феллини, Антониони, Висконти, Фасбиндер, "новая волна", "итальянский неореализм", "костюмированное кино", мексиканское, немецкое, кино Азии, Африки, "лучшие комедии", "детективное кино", дурацкое "кино против насилия и неравенства"... Ужас, в общем. Все кинотеатры забили этой чепухой. Непонятно только, почему ни на что нет билетов...
Да ещё внеконкурсные фильмы развозят по всему СССР, по городкам и сёлам! Как на подобное дал согласие бдительный западный копирайт? Господи, что смогут понять жители села "Коровино" в новом триллере с Джейн Фондой?! В Антониони? Сплошная пропаганда, канцелярское выполнение нелепой ленинской установки про "главнейшее из искусств"...
А тут ещё гастроли Кировского театра Оперы и балета (слыхали о таком?).
На сцене Большого театра и Кремлёвского дворца (бессмыленных) Съездов. "Аида", "Евгений Онегин", "Иван Сусанин", "Псковитянка", "Пётр Первый". Поют И.Богачёва, Б.Штоколов, В.Морозов, С.Лейферкус, Л.Шевченко. "Баядерка", "Лебединое озеро", "Сильфида", "Жизель", "Собор парижской богоматери", дивертисменты какие-то. Кого в пролетарском СССР могут заинтересовать хореографии Бурнонвиля или Пети? Пляшут И.Колпакова, Г.Мезенцева, Г.Комлева, О.Ченчикова, К. Заклинский, Т.Терехова. И, что показательно, опять нет билетов, даже в КДС, где зал 4000 мест. Всё из-за идиотской советской дешивизны...
А тут ещё другой ленинградский коллектив, Большого драматического театра притащился, с Г.Товстоноговым во главе.
Играют "Амадеуса" и "Историю лошади". Лебедев, Стржельчик, Басилашвили, Демич. Главная пакость - устроились в помещении Малого театра, что рядом с Большим, потому из станций метро "Площадь Свердлова" и "Проспект Маркса" (где это?) выйти невозможно - лишний билет стреляют уже на выходе с эскалатора. И непонятно что спрашивают - Кировский или БДТ? Каша какая-то...
А тут ещё московские решили отличиться. В.Васильев поставил
одноактные балеты, в коих наприглашал - без замены - всех звёзд Большого: Семеняку, Фадеечева, Семизорову, Тимофееву, себя с Максимовой... К чему, спрашивается, когда и так кругом... В Концертный зал гостиницы "Россия" билеты на 4 спектакля распроданы.
Ещё современный аргентинский балет на сцене МХАТа на Тверском. И Венская оперетта. Издевательство...
Воистину, эпоха застоя - мёртвое время.
P.S. Собирая материал к данному посту, автор испытал затруднения - мало публикаций о том времени. Но опрос очевидцев вёлся со всей тщательностью, потому автор ручается за достоверность фактов.
Мораль. В интернете и прессе ведётся много дискуссий о разнице СССР и РФ "с точки зрения" колбасы. Порой подразумевается, что "свободы такой не было, зато все были сыты". Это принципиальная ошибка. Социализм ставит целью искоренение нищеты, голода, бездомности, неравенства. Перечисленные задачи СССР решил целиком и полностью. Гнаться за "уровнем потребления" социализм не должен. Ресурсы следует расходовать на науку, образование, космос и перечисленные в посте "излишества". Достижения СССР в культуре исключительны и не могут быть превзойдены в обозримое время. Если социализм не победит - подобное не повторится никогда.
Зато мы сейчас имеем выборы из двух и более кандидатов. И безлимитный интернет.Правда не везде. Но и электричества, правда, много где нет. Но это же не важно.
И у Нанопрезидента айфончик пиздатый. Все охуенно.
Какой кошмар творился! Поди и актёров и зрителей насильно сгоняли на культурные мероприятия! В 1987 в Нижнем Новгороде точно так же с театрами было. Нас туда насильно от школы отправляли. А цена была жуть - толи 10, толи 20 копеек для нас, малышей. В общем, не ценил я то время...
А еще пичкали классической инструментальной музыкой! На Рихтера сроду было не попасть! А скрипичная школа? Грачи там всякие, Стадлеры, Пикайзены, Кремеры, Марковы (Ойстраха с Коганом уже на свете не было).
А то вот еще тоталитарный зазнавшийся Райкин, затиравший свободомыслящего талантливого Жванецкого!
Особенно круто теперь наблюдать за шизофренией всей этой творческой тусовки ныне, когда они стали на хрен никому не нужны со своим т.н. искусством. Они, тогда по долгу службы хорошо прикормленные импортом, теперь никак не могут понять - как же так, пришествие безлимитных сникерсов не привело к мировой славе? И, мало того - и со сникерсами-то беда, на зарплату труженика сцены в дивном новом свободном мире. Но при этом - злое КГБ, книги Солженицына на полках, "совок" и "быдло" в лексиконе, ветеранство кухонных революций. И дети, и внуки их - такие же, беспредельно свободные, демократические, приживалы, упыри и пиявки, донкихоты корпоративов, магдалены шоубиза. Истеричная, визгливая шарманка в руках умалишённого.
Слов нет, словом, передать масштабы и глубину этой красоты.
> > P.S. Собирая материал к данному посту, автор испытал затруднения - мало публикаций о том времени. Но опрос очевидцев вёлся со всей тщательностью, потому автор ручается за достоверность фактов.
[брызжа слюной и бешено вращая глазами] это все гэбня народ палкой в кино и балеты загоняла, заставляя покупать билеты
злобно потирая руки и радуясь выручке которую они пустят на блядей и виски в загран командаровках!!!111
> это все гэбня народ палкой в кино и балеты загоняла, заставляя покупать билеты
> злобно потирая руки и радуясь выручке которую они пустят на блядей и виски в загран командаровках!!!111
>
Культуру в массы несут.
Сегодня зашел в магазин М-Видео, хотел купить док.фильм "Великая война".
Была только "Великая война гоблинов".
Увидел "Брестскую крепость". Решил сразу брать, ценник был 300 рублей, но фильм продавался по акции только совместно с худ.фильмом "Адмиралъ". Ничего не купил, только Дзен испортил.
> Увидел "Брестскую крепость". Решил сразу брать, ценник был 300 рублей, но фильм продавался по акции только совместно с худ.фильмом "Адмиралъ". Ничего не купил, только Дзен испортил.
Ну даешь, Адмирала мог бы и в мусорку выбросить! Не рассудительно поступил.
> Увидел "Брестскую крепость". Решил сразу брать, ценник был 300 рублей, но фильм продавался по акции только совместно с худ.фильмом "Адмиралъ". Ничего не купил, только Дзен испортил.
Там не было написано "Почувствуйте разницу"? Вообще напоминает тот же 83-й: "столы заказов" в гастрономах - 2 пакета перловки "в нагрузку" к батону венгерского сервилата.
Вот, кстати, еще одна отрыжка застоя культуры: будучи воспитан на советском кино и на советской кинокритике западных фильмов, вообще очень долго не воспринимал Голливуд.
В Америке для меня было несколько режиссеров: О. Уэллс, С. Кубрик, Р. Олтман, Дж.Р. Хилл (Буч Кэссиди, Афера), В. Аллен и... кто еще? - да все, [censored]!!! Ну, еще нарождались к началу 90-х независимые: Коганы да Д. Линч.
А остальное - омерзительная тошнотворная коммерция (Унесенные ветром) или неприкрытая оголтелая пропаганда (Охотник на оленей)!!!
В обчем крайне придирчиво отбирал фильмы для просмотра!
А уж всякие Сталлоне, Шварцы, Бэтманы, Звездные войны, Индианы Джонс и прочие Чаки Норрисы - все это воспринималось только как сугубо враждебное, абсолютно тупое, предназначенное только для того, чтобы развращать граждан СССР.
А вот сейчас - ниче так, смотрю. Но свои детские впечатления храню бережно!!!
МКФ 83-го запомнил хорошо - умудрился подхватить грипп в разгар лета. Но у меня была маза - знакомая доставала в кинотеатр в Люберцах билеты на внеконкурсный показ. Казали по 2 фильма подряд более 4-х часов. И вот я еще в общем-то МД, приезжал туда с температурой в свитере и куртке. Исправно отходил весь абонимент. 5 поездок - 10 фильмов.
Кстати, "Френсис" шел потом в прокате. "Апокалипсис" наделал шуму, весь год разговоров о нем было - кто видел. Газеты неоднократно о нем писали.
Через пару лет зацениил в Большом "Одноактные балеты". Танцевала Ильзе Лиепа.Было круто - действие одного балета не успеет надоесть - а он уже кончился. Другой начинается.
А в целом, оно конечно так, сплошной застой и бездуховность... Не то, что нынче!!!
> К слову, Жванецкого тоже особо не затирали. Кто хотел, слушал. Я, учась в школе, многое из тогдашнего знал наизусть.
Когда был мелкий, тоже пластинка дома была. Год 85-й примерно.
А сказанное мной выше имеет отношение к тому, что Жванецкий рассказывает о своей работе с Райкиным, всегда ненавязчиво позиционируя себя как "несогласного с властью", при этом незаслуженно отодвигаемого в тень самим Райкиным - явным сторонником Советов.
К слову - лично я многое из Жванецкого нахожу очень смешным. Но то, что он демократ, - это факт! Причем ярый!
> А сказанное мной выше имеет отношение к тому, что Жванецкий рассказывает о своей работе с Райкиным, всегда ненавязчиво позиционируя себя как "несогласного с властью", при этом незаслуженно отодвигаемого в тень самим Райкиным - явным сторонником Советов.
Возможно, имеет значение контекст, в котором он это говорил. Или кому он об этом говорил. Я слышал что-то (и от него, и от Карцева), но у меня не сложилось ощущение затирания. Скорее, работали в одной упряжке под одной большой вывеской (ну так это не значит плохо). Хотя допускаю, что я не все слышал или читал.
> К слову - лично я многое из Жванецкого нахожу очень смешным.
Я тоже. Харламов на днях, слышал, сказал, что, мол, не понимает юмора Жванецкого. Подумалось, куда тебе.
> Но то, что он демократ, - это факт! Причем ярый!
Нет оснований не верить. Я и не слушаю обычно про "ту" их жизнь. Научен уже. Вот и Ширвиндт с командой недавно. Про очереди. Опять же на НТВ.
> Не знаю. На мой взгляд и "Унесенные ветром" - хороший фильм, и "Охотник на оленей". Посмотрел и пошел дальше. Ни истерик по этому поводу, ни слюней.
Теперь я тоже считаю примерно так же! :)
Но есть нюанс!!!
По памяти пишу. Когда на Берлинском фестивале показывали "Охотника на оленей", советская делегация демонстративно покинула зал. Как пионер, я не мог не обратить на это внимания! Я уже давно не пионер, но осадок остался!!!
Второе. Охотник снят неким Чимино, который не прославился больше ни чем - ни до, ни после. И вдруг, пока Коппола снимает свою опупею, которая первой после демократического запрета касаться темы Вьетнама, подчеркиваю, первой должна была рассказать "правду о войне", этот Чимино его опередил.
Ну, вроде опередил, и ладно. Однако первый фильм о запретной войне должен был по идее произвести шоковое впечатление на зрителя. Что у Копполы? Американцы мочат вьетнамских мирных жителей пачками! Что у Чимино? Издевательства коммуняк-вьетконговцев над бедными американскими солдатиками, которые ничего плохого не делают.
По факту получается, что Охотник слегка подготовил почву для дальнейшего просмотра более нелицеприятного Апокалипсиса.
> А сказанное мной выше имеет отношение к тому, что Жванецкий рассказывает о своей работе с Райкиным, всегда ненавязчиво позиционируя себя как "несогласного с властью", при этом незаслуженно отодвигаемого в тень самим Райкиным - явным сторонником Советов.
Насколько помню, Жванецкий рассказывал про "тиранию" Райкина в том плане, что он не позволял работать налево, а только для театра. Никакой крамолы от М.Ж. в сторону Райкина не слышал.
> Творчество Жванецкого по большей части не смешное.
По мне, так уже не смешное. Можно шутить о чем хочешь, а не шутится. Иногда смотришь на него в телике, стоит весь напряженный, несет какую-то пургу. Периодически пошлить начинает.
Да, счастливейшее время моей жизни. "Историю лошади", правда, смотрел непосредственно в БДТ. Что характерно, ходили всем классом (кто захотел, разумеется).
А вот еще был в Ленинграде такой кинотеатр - "Кинематограф". При ДК им. Кирова. Показывали там старые фильмы, преимущественно западные. Там я посмотрел "В джазе только девушки", всего "Питкина", обильно диснеевские мультики, Чаплина, Макса Линдера, да много чего еще, всего и не упомню уже. Правда билет стоил дорого - целых 50 копеек.
> Извините, но что касается кинематографа, то сейчас у нас есть доступ ко всей киноклассике, я уж не говорю о новинках. И дивиди-проигрыватели вполне доступны по цене. Купите такой дивайс, присоедините к компу или телевизору - и можете не ходить в кино. Я, кстати, там уже сто лет не была. Зачем?
И это слова женщины-журналиста. У них там вообще как с головой?
> Из комментариев к посту в жж:
>
> > Извините, но что касается кинематографа, то сейчас у нас есть доступ ко всей киноклассике, я уж не говорю о новинках. И дивиди-проигрыватели вполне доступны по цене. Купите такой дивайс, присоедините к компу или телевизору - и можете не ходить в кино. Я, кстати, там уже сто лет не была. Зачем?
Все понятно. Партия скрывала интернет от народа. На торренты талоны выдавались только партийным, и то, из высших эшелонов. А дивиди-проигрывателем обладал на весь Союз один Андропов, получив его от Брежнева! Быдло же не оставалось ничего иного как плестись стадом на киносеанс в пыльный кинотеатр, где буквально за копейки (обратите внимание, копейки, - то бишь грош цена вам всем!) в удушающей темноте смотреть т.н. шедевры мирового кинематографа!
> Возможно, имеет значение контекст, в котором он это говорил.
Прежде всего, да - контекст. Это не так явно, как Фетисов критиковал Тихонова. Но маленькие шпильки есть. Например, в таком духе (категорически недословно): мол, читая мои тексты, Райкин постоянно придумывает гримасы, кривляется, ну, он же артист, ему же надо что-то играть.
Дескать, прочитай это Жванецкий сам, без Райкина, и было бы также смешно. Выходит, Райкин-то и не нужен вовсе.
Есть мнение, что его надо сдерживать и редактировать. Когда он в КВН-не был, там своя редактура работала и он блистал. Сейчас его никто не ограничивает, вот и расплескивает свой талант.
Дмитрий Юрьевич, а мне - подчас... ну, ниже плинтуса. Животный юмор какой-то. И односложный. Хотя я и отдаю себе ответ в том, что творчество Жванецкого не может нравиться всем. Но Харламов...
> Это не так явно, как Фетисов критиковал Тихонова.
Про статью в "Огоньке" (?) - да, помню. Однако позже (не так давно) ситуацию разбирали. Что там было от Фетисова лично, а что от сочинителя. Если не ошибаюсь, сочинитель победил за явным преимуществом.
Сие не значит, что третья серия сделает большие сборы. Вторая серия собрала денег меньше первой. Первая вышла при эйфории камедиклабовцев, что они могут все. Собсно обвал во второй уикэнд на 60 процентов сборов все показал.
> Речь я вел про юмор, а не про спец-эффекты и работу оператора. Так что эти вещи, на мой взгляд, сравнивать можно.
Ну как сказать. Вот есть Джим Керри, а есть Гаррик Харламов. Оба начинали с самодеятельности - КВН, стенд-ап выступления и т.д. Однако мы видим, что Керри по большей степени в кадре органичен и даже пытается играть серьезные роли. Возможно потому что сценарием и режиссурой заняты профессиональные товарищи, понимающие, что кино, даже комедийное, есть не просто набор гэгов, объединенных неким общим сюжетом, что в кино должно происходить раскрытие характеров персонажей, иными словами наличествовать драматургия, как бы это пафосно не звучало.
У наших же перцев мы видим прямое копирование внешних атрибутов заграничных комидиантов и упертость в том, что раз все радостно смеются в Камедиклубе, то и в кинотеатре все будет также.
В 83-м ходил в 3-й класс, в новосибирском Академгородке. Каждую неделю вывозился родителями в Новосибирский оперный. Балетная труппа считалась одной из лучших в стране (это при наличии Большого и Кировского!!!). Как сейчас - не в курсе. Оперный состав, как я сейчас понимаю, был средненький, но антрепризы тех же Большого, Кировского, киевлян... - почитай каждый месяц. Переслушал все, мама до сих пор с содроганием вспоминает, как заставил ее просидеть с собой всю "Хованщину" (более 5 часов, 3 антракта) :)
В городке был кинотеатр для детей, билет стоил ровно 10 коп. Репертуар менялся раз в неделю, но шло параллельно по 2 фильма. Всего на городок с 30 тыс. населения - 4 кинотеатра. Все фестивальные показы - в обязательном порядке. Иностранное кино, как помню - дорогое, иногда 1 руб., иногда даже 1 руб. 50 коп. - грабеж!
В Доме Ученых - каждый день симфонические концерты. Все время та или иная выставка, отнюдь не только из Третьяковки или Эрмитажа: Прадо, Лувр, Метрополитен - это только то, что хорошо запомнил. Помню, как трудно было прорваться на очередных импрессионистов, их привезли из Лувра всего на 3 дня.
Визбора, Высотского - не застал, родители говорят - приезжали регулярно. В целом - гастроли наших тогдашних звезд - постоянно.
Это не говоря о специфических для Академгородка вещах: встречи с учеными, космонавтами для школьников. Лекции для них же, которые приезжали читать такие люди как Сагдеев, Марчук, Окладников (его не застал, но свидетели есть), Рыбаков.., а также Жискр д'Эстен, Помпиду...
Отвратительно жили советские ученые и их дети в глухой сибирской тайге.
> Творчество Жванецкого по большей части не смешное.
А как же «В ответ на ваш номер такой-то от такого-то сообщаем вашей телеграммы поняли колеса вы не получили самолет колесами потерпел аварию горами азербайджана Сидоров катапультирован понижен должности лишен наград колеса раскатаны местными жителями по аулам ждите сообщений»?
Жванецкийвсё таки классик.
Была в своё время какая-то передача с мудаком Парфёновым, тот спросил у Жванецкого: "Вы понимаете, что в советское время ваши выступления были самым острым публичным разговором, который был возможен тогда в стране?" [намекая]
Не думаю, что Жванецкий не понял вопроса, однако он ответил: "Нет, не понимал".
А ещё вспоминается его "сейчас единственная реальная оппозиция которую стоит поддерживать - КПРФ".
Что интересно, сейчас появилась тенденция обратного течения, тот же Золотухин открещивается от своей "России которую он потерял", и он не один такой. Что конечно, не оправдывает всех этих проституток. Однако интересные наблюдения.
Возможно, общественное мнение со скрипом начинает вращаться в другую сторону...
Да уж, год моего рождения был по-тоталитарному страшен...
Правозащитники со стажем вздрагивают при словах "1983" и непроизвольно прячутся за томик Мандельштама, втягивая головы в плечи.
А еще в 83-м умер Луи де Фюнес.
И польский электрикЛех Валенса получил нобелевскую премию мира :)
Страшный год.
> Скрывать не буду, фильмы Цукеров и Абрахамса смотрю. Недавно отсмотрел "Police Squad! In Color". Разница все-таки очевидна. На мой взгляд.
Ну так. "Голый пистолет" и "Заряженное оружие" пересмотрены неоднократно.
Вот упомянутые господа тоже утверждают, что перед работой над очередным фильмом пересматривают кучу комедий: Гайдай, Цукеры с Арамсом, Мел Брукс тот же. А на выходе - Самый лучший фильм. Прямое обезьянничанье не помогает.