Обобщая суть излагаемой идеи, можно сказать, что проект представляет собой не слишком противоречивую план-схему ненасильственного перезапуска социальных лифтов, частью — вдребезги разломанных в перепетиях новейшей российской истории, частью — давно застрявших между этажами по причине невостребованности населением. По идее, новая схема движения инициативных граждан по уровням общественного здания должна в обозримом будущем (в пределах одного электорального цикла) привести к качественной ротации политической элиты, и значительной реструктуризации административной системы страны. (А потом мы все вместе построим космический корабль, — шепчут мне голоса из Космоса, — и полетим колонизировать Альфу Центавра).
Для начала договоримся о целеполагании. Проблема, которую необходимо решить, далека от привычных завываний о "российском менталитете", проклятости и обреченности народов России как таковых, вопросов торгового баланса и структуры экономики, подлости чиновников, недостатков правоохранительной системы, и так далее. Все это — частью вражеская пропаганда, частью — симптомы нездоровья общественного организма, но никак не причины заболевания. Корень же беды, на мой взгляд, состоит, по пунктам, в следующем.
Обобщая суть излагаемой идеи, можно сказать, что проект представляет собой не слишком противоречивую план-схему ненасильственного перезапуска социальных лифтов, частью - вдребезги разломанных в перепетиях новейшей российской истории, частью - давно застрявших между этажами по причине невостребованности населением. По идее, новая схема движения инициативных граждан по уровням общественного здания должна в обозримом будущем (в пределах одного электорального цикла) привести к качественной ротации политической элиты, и значительной реструктуризации административной системы страны. (А потом мы все вместе построим космический корабль, - шепчут мне голоса из Космоса, - и полетим колонизировать Альфу Центавра).
Для начала договоримся о целеполагании. Проблема, которую необходимо решить, далека от привычных завываний о "российском менталитете", проклятости и обреченности народов России как таковых, вопросов торгового баланса и структуры экономики, подлости чиновников, недостатков правоохранительной системы, и так далее. Все это - частью вражеская пропаганда, частью - симптомы нездоровья общественного организма, но никак не причины заболевания. Корень же беды, на мой взгляд, состоит, по пунктам, в следующем:
1. В настоящее время механизмы общенародного контроля над курсом России не функционируют. "Партия не дает порулить". Рядовые граждане не принимают участия оценке качества управления ни на одном из эшелонов власти, и никак не влияют на властный процесс. Принятие выгодных народу, да и просто правильных, рациональных государственных решений становится предметом личной воли чиновника, находящегося в конкретном кабинете. Это - пресловутый режим "ручного управления". Необходимо вернуть власть под контроль граждан страны, и сделать ее рациональной, подчинив внятным, достижимым целям.
2. Политическая система России кромсалась в разных интересах так долго, что использование ее для представительства интересов граждан через попадание в вышеописанные кабинеты компромиссных для общества фигур более нецелесообразно. В первую очередь потому, что незамаранных персоналий остался самый минимум, и на коренное изменение ситуации их все равно не хватит. Большинство же акторов нашего политпространства либо декоративны, либо действуют в интересах олигархических групп. Уместно, впрочем, отметить, что эта проблема обусловлена текущим цивилизационным этапом, и существует не только в нашей стране. Необходимо привнести в систему управления "свежую кровь", причем кровь чистую, здоровую.
3. Моральное состояние гражданского общества РФ оценивается как вялый нигилизм: правовой, идеологический, ценностный. Никто никому не верит, имея для недоверия вполне веские основания. Советский коллективизм рухнул раньше самого СССР. За годы позднесоветского разочарования и два десятилетия капиталистического строительства люди окончательно разучились с толком действовать сообща. Как следствие высокого порядка - у общества исчезли внятные общепризнанные идеалы, отмерли механизмы поиска совокупных интересов, принятия и проведения в жизнь консолидированных решений. Проворовались и дискредитировали себя многие контрольные органы, заврались и утратили авторитет все без исключения СМИ. Необходимо вернуть гражданам навык совместной работы и презумпцию доверия друг другу, начав этот процесс с самой основы.
4. В таких условиях соответствие предпринимаемых управленческих шагов интересам народа не является первоочередной задачей обобщенных "элит": политиков, бюрократии и иных представителей власти. Решения принимаются, исходя из собственных или корпоративных интересов чиновника, депутата, сенатора. Но и принятые с благими намерениями программы пробуксовывают, не находя оформленной во что-то конкретное поддержки снизу. Без общественного контроля ("нас не спрашивают") средства разворовываются - истеблишмент ("с нас не спросят") развращается все сильнее - недовольство и недоверие в народе растут ("нас опять не спросили"). Необходимо разорвать порочный круг "верхи не слышат масс и чхали на них- низы тихо ненавидят всех подряд".
5. При этом традиционный российский патернализм, политическая наивность, тяга не глядя доверять авторитетам, зачастую дутым, оставляют широчайший простор для манипуляций общественным сознанием. Это несет в себе угрозу нового передела общественного блага в пользу тех, кто располагает ресурсами для манипуляций (в первую очередь, медийными - ведь мы живем в век массовой информации). Аналогичным образом подрастающая позднесоветская партийная бюрократия 80х, не считаясь потерями, разрушила страну, чтобы отпилить себе по кусочку, выставив своим фронтменом харизматика Ельцина. История любит повторяться: теперь терзать страну примется обманом взятый жуликами на поводок "креативный класс". Необходимо добиться того, чтобы общество прошло точку бифуркации мирно, с минимальными потерями и максимальной выгодой для базовых социальных слоев.
6. Естественным путем сложившийся комплекс проблем может разрешиться либо через масштабный кризис (серия переворотов, революция, гражданская война), либо - через всенародное "переоформление общественного договора". Для реализации последнего сценария, однако, необходимо существование в обществе в каких-либо внятных структур, способных участвовать в процессе от лица народа. При этом важно обеспечить независимость таких структур, их неангажированность (в противном случае их скупят олигархи, замотают чиновники или запугают силовики; все три варианта мы и без того наблюдаем в политической жизни последние 20 лет, а жители стран западной демократии - любуются аналогичным процессом около двух веков). Небходимо создать принципиально новую силу, укорененную "в народе", гибкую и лишенную уязвимостей для манипуляций. Силу, с которой элитам легче будет договориться добром, чем перекупить ее или запугать.
7. Вывод: чтобы сформировать такую структуру, независимую от "сильных мира сего", необходимо обеспечить базу, основу, "строительный материал" народовластия. Нужно добиться формирования широкой, проникающей в каждый регион и в каждую социальную микрогруппу, не вовлеченной в махинации "старых сил" прослойки гражданских активистов. Объединившись, они могли бы говорить от лица народа, оставаясь его неотъемлемой частью.
Задача по созданию такой прослойки сложна, но разрешима. Достаточно лишь создать минимально необходимую инфраструктуру, и провести масштабную информационно-пропагандистскую кампанию, направленную на активизацию масс, их структурирование и налаживание связей между представителями созданных структур. Масштабность кампании, с учетом возникновения новых способов общения людей между собой, обеспечить все еще трудно, но уже вполне реально. Что до инфраструктуры, то значительная часть необходимых для этого законов, форм объединения, механизмов взаимодействия граждан с органами власти, готовых общественных площадок - существует и в настоящее время. Увы, почти никто этой работой не занимается, пока петух в темя не клюнет.
(Достаточно напомнить, что в период катастрофических пожаров граждане объединялись в добровольческие структуры быстро, эффективно и при пусть безалаберной, но все же поддержке властей. Выражаясь образно, нарастающие в обществе "оранжевые настроения" - это такой же пожар, всенародная беда. И, напротив, нарастающая политическая реакция чинуш - тоже пожар, не ведущий ни к чему хорошему. Ловушка подстерегает нас в том, что вместо комиссий по устранению причин возгорания и мобильных пожарных команд, граждане, кто - по наущению беспринципных "лидеров", кто - вполне искренне и с наилучшими намерениями, принялись формироваться в отряды по борьбе с представителями "противной стороны". Это не только ведет к крови, но и попросту неконструктивно, так как не решает проблемы контроля над управленческими решениями. Оранжад ведет к смене людей в кабинетах, реакция - к закреплению людей в кабинетах. Но все не может вечно упираться в людей в кабинетах. Проблемы нужно решать институционально, создавая механизмы, обеспечивающие защиту интересов общества вне зависимости от того, с какой фамилией винтики История вкрутит в критически важные места системы).
Прелесть предлагаемого плана состоит в том, что он последовательно решает вышеперечисленные задачи, обходя сложные места за счет некоторых имманентных особенностей создаваемой структуры.
- Например, ввиду того, что отдельные элементы конструкции объединяются не вокруг абстрактных (навязанных лидерами или философами) идей, а вокруг предметной проблематики - это снимает пролему идеологических противоречий. В организациях, входящих в сетевую структуру, могут вместе работать И люди с Болотной, И люди с Поклонной. Более того, они довольно скоро поймут, что они - одни и те же люди. Народ России.
- Ввиду того, что сетевая организация складывается из отдельных, мелких вплоть до микроуровня блоков и объединений, "скупка лидеров" теми, кто хотел бы влиять на принимаемые решения, становится нерентабельной. Отсутствие же рентабельности - единственный аргумент, который железно способен не допустить бизнес вмешиваться в политический процесс.
- На каждом из этапов предлагаемого плана, его участники заняты чем-то достойным, вызывающим уважение: сначала они ищут и знакомятся с единомышленниками, потом - вскывают актуальные проблемы, потом - творчески решают их, параллельно обучаясь управленческим решениям, потом - вливаются в политическую и административную систему страны. Нет вечного нашего политического унылого карнавала - "сначала мы 5 лет без толку боремся за власть, и все показывают на нас пальцем, как на фриков, и только потом нам может быть будет хорошо". На каком шаге ни остановись, все равно ты был занят чем-то интересным и полезным ПРЯМО СЕЙЧАС.
- Процесс не скучен. Его можно рассматривать как игру: кто в детстве не мечтал собрать команду друзей, и построить что-нибудь эдакое? Процесс можно рассматривать как миссию: каждый шаг что-то да улучшает в окружающем пространстве. Процесс можно рассматривать как хакерский взлом системы: тут созданы выгодные кому-то условия игры? Те, кто их создал, думают, что они самые умные? Ха!
- План позволяет полноцено участвовать в "работе над страной" гражданам с любым спектром амбиций. Те, чьи планы не простираются дальше спокойной комфортной жизни, могут ограничиться учстием в ТСЖ, да время от времени поддерживать те из проектов, которые им особо понравятся. Те, у кого застоялось шило в ягодице, могут посвятить проекту много сил - и добиться личной реализаци.
- Наконец, в итоге итогов, рано или поздно, так или иначе, участники проекта смогут ответить на вечный вопрос о "национальной идее России", да и о смысле жизни, если на то пошло. Чего ради мы все здесь собрались? ЧТО МЫ ТУТ ДЕЛАЕМ, ПОМИМО ОКУЧИВАНИЯ СВОЕЙ ГРЯДКИ?
- И, как следствие, потенциал России (а что бы нам такое удручающее ни лили в уши последние два десятилетия, страны с подобными нашей гигантскими объективными преимуществами на планете больше нет, тупо - нет, ищите - не найдете), будет наконец реализован. Разрешив всю мешающую жить и творить мелочевку, счистив с корпуса нашего космокрейсера грязь и полипы, облепившие его за годы скитаний по темнейшим морям Истории, мы сможем заняться любым делом, какое только покажется нам достойным усилий. От превращения Сибири в мировой промышленный центр до решения проблемы биологического старения организма. От построения общества социальной справедливости, до колонизации планет Солнечной системы. Человеку русской культуры скучно работать на один только кошелек. Не таковские мы люди.
Теперь, обрисовав радужные горизонты, переходим собственно к плану действий. Вот предельно краткое изложение предлагаемой рациональной схемы действий в нашей конкретной ситуации:
0. Начинать можно прямо сейчас. Мобилизационная кампания в Интернете и СМИ, до которых можно дотянуться. Нужно прямо сообщить всем, кто еще может услышать: хватит ныть в камментах! Хватит подпевать кукловодам! Хватит ходить в массовке по чужим митингам! Хватит заниматься ерундой! И особенно - хватит бухать от бессилия! Наши деды и прадеды находили уйму времени для общей работы - не потому, что их воодушевляли лозунгами и пугали лагерями, а потому, что они видели пользу от коллективизма, и понимали, что кроме них самих, никто не сделает их жизнь лучше. Это и есть главный и единственный лозунг кампании: "Построим свое будущее сами!".
1. Лето 2012 и далее. Инициация широкого диалога всех со всеми. Проведение максимально широкого сбора мнений граждан. Инвентаризация существующих и известных на низовом уровне конкретных проблем.
2. Осень 2012 и далее. Создание гражданских микрообъединений по выявленной в пункте 1 проблематике. Определение тех проблем, которые волнуют людей сильнее всего (ради чего люди готовы тратить свое личное время, те проблемы и являются наиболее важными). Возникновение "строительного материала" народовластия - большого числа активистов и созданных ими объединений.
3. Зима 2012-2013 (и далее, по мере необходимости). Разработка механизма взаимодействия и взаимной поддержки гражданских микрогрупп. Это одновременно чертеж и цемент будущей стройки: как и чего ради инициативные группы работают вместе.
4. Лето 2013 - осень 2014. Пошаговое решение поставленных на первом этапе задач. В ходе конкретной работы выявляются эксперты, активисты, стихийные лидеры. Среди проявивших наиболее ценные личные качества ведется их последовательная подготовка к интеграции в административную систему (муниципальная, шире - исполнительная власть). В Москве на осень 2013 выпадают выборы в Мосгордуму, - московским активистам желательно к этому моменту иметь список проявивших себя кандидатов в депутаты, и пулы сторонников.
5. Зима 2014-2015 и далее. Постепенный вывод общей работы на сетевой уровень. Постановка и решение более масштабных задач, решение которых потребует объединения на межрегиональном уровне. В ходе этой работы среди активистов выявляются те, кто способен и расположен к законотворческой деятельности. Ведется лоббирование коллективно принятых решений (через игроков существующей политической системы).
6. Не позднее лета 2015. формирование бренда "неполитической политической партии". Создание местных независимых общественно-политических СМИ для коммуникации успешных примеров общей деятельности. Создание общенационального информационного ресурса (вплоть до того, чтобы добиться часа эфира в неделю на Общественном телевидении).
7. Начиная с лета 2015. Подготовка и участие в думской избирательной кампании (осень 2016) и фактический переход власти к гражданскому обществу.
Не спешите звать санитаров. За этими семью не вполне очевидными пунктами имеется имеется более подробный список - из просматриваемых на первых порах конкретных шагов, необходимых для последовательного продвижения от этапа к этапу. Причем, эффективны ли окажутся мои конкретные фантазии - не принципиально важно. Главное - начиная с первых шагов работы ее участниками запускаются механизмы гражданской самоорганизации. Они естественным путем вносят необходимые коррективы как в тактическую деятельность каждой группы, так и в глобальную стратегию. Причем в этой работе находится место каждому.
Давайте теперь развернем тезисные пункты программы во что-то более понятное, пошаговое:
0. Шаги подготовительного этапа очевидные: звонить во все доступные колокола, чтобы люди зашевелились. Хотя бы услышали, что есть такая затея - начать что-то делать. Формулировки не важны, идеология не принципиальна (пусть расцветают все цветы), конкретика может быть любой. Важно ПОДНЯТЬ всех, кто еще может подняться, и сказать: харе дурака валять, пришли интересные времена, готовьте списки друзей и единомышленников, нам нужна команда, потому что МЫ, НАКОНЕЦ, НАЧИНАЕМ.
- Обсуждения в блогах.
- Разъяснительная работа.
- Подготовка агитматериалов.
- Сортировка собственных контактов: с кем мы идем в разведку.
- Поиск существующих объединений, которые могли бы вам подойти.
- Если таких нет, - формулируйте то, что вас тревожит, и ищите, кого это тревожит тоже.
- Создание первых инициативных групп.
1. Шаги первого пункта состоят в том, чтобы в подробностях выяснить, что именно нужно сейчас обществу. Не по лозунгам - по сути. Что нужно каждой социальной группе, какой бы маленькой она ни была. Что тревожит вот именно важу компанию из непосредственно данного вам в ощущениях. Текущая крыша в вашем доме? Нехватка детских садов на районе? Неуважение прав мотоциклистов на дороге? Судьба выпускников ближайшего детского дома? Вор в законе, окопавшийся в мэрии? Необходимо выяснить, что требуется тем и этим, тут и там, таким и сяким, и насколько важна и разрешима на практике каждая конкретная задача. (Механизмы для этого частью уже существуют, частью - не слишком сложны в реализации).
- При участии граждан, заинтересовавшихся проектом в онлайне, разрабатывается первичная схема действий: "ударные" формулировки задач для агитации населения к участию в "Инвентаризации проблем", сами агитационные материалы, инструментарий сбора информации. Проводится планирование мероприятий по сбору мнений, формируются первые инициативные группы.
- Пунктом сбора мнений граждан может быть минимально оформленный стенд в месте массового скопления людей. Идеальная площадка - обычный субботник (для которого сначала нужно добиться массовости), но сгодится и городской праздник, и рыночная площадь, и вестибюль института, и заводская проходная, и раздевалка спортклуба. Работающие на точках активисты собирают информацию о том, что тревожит народ, - а в ответ предоставляют информацию о том, что собираются делать, и как им можно помочь.
- Подписи, деньги, заявлени о вступлении собирать не нужно, - нужно искать людей, имеющих что сказать, и желающих что-то изменить. Их будет не так много. Из них и складываются открытые коллективы, на которых по мере реальной работы будет нарастать "мясо" микроорганизаций.
- По мере сбора сведений, возникает задел для создания всероссийской базы данных, содержащей информацию о текущих проблемах (в перспективе - об объединениях, сложившихся вокруг проблем, предпринятых шагах по их решению, "успешных рецептах" решения проблем, и так далее).
- Для обощения и анализа собранной информации, ее популяризации, а также предложения решений по итогам работы, вчерне формируются группы: аналитическая, креативная, координационная. Последняя формируется на представительской основе (этот момент довольно тонкий, но вполне разрешимый). Документы, которые разрабатывают эти группы, носят рекомендательный характер - в интересах участников выпускать максимально качественный продукт, чтобы организации "на местах" были заинтересованы в его использовании.
- Создается база типовой документации для создания и регистрации объединений (следующий пункт программы), а также пул креативных решений для наглядной агитации.
- Создается карта динамики структурирования гражданского общества. С ее помощью на втором этапе плана активный гражданин может найти ближайшую точку сбора мнений, а также выбрать себе объединение, которое ему подходит, если такое уже кем-то создано.
2. Второй пункт плана - серьезнейшая работа по структурированию общества. В ее ходе на каждую выявленную проблему или тему, в обсуждении которой заинтересовано достаточное число граждан, формируется гражданское объединение.
- Важнейшая вещь, подлинная база для народовластия, возвращения народу ответственности за себя и свою жизнь - банальные ТСЖ. Добиваясь лучших цен на ЖКХ, благоустраивая свой дом, двор, район, даже самые ленивые и индифферентные граждане охотно примут участие в общественной работе. Впоследствии, взаимодействуя с ТСЖ, региональные организации смогут "оптом" рекрутировать актив для решения более масштабных проблем.
- Для решения мелких задач объединение может быть неформальным. Пример: группа молодых мам "Району ХХХ нужен детский сад!" Впоследствии такие группы примкнут к более крупным, или обрастут людьми и дозреют до формальной регистрации.
- Для решения крупных проблем целесообразнее регистрировать НКО. Процедура регистрации упрощена. Впрочем, в случае противодействия чиновников группа лишь сильнее сплотится, и вернее добьется своего.
- На основе профессиональной проблематики строятся независимые отраслевые профсоюзы: от "Таксистов России" до "Союз Рабочих Черной Металлургии" (которым, уж поверьте, можно свернуть любую гору). То же - на отдельно взятых крупных ("градообразующих") предприятиях. (По профсоюзам разговор предстоит отдельный, это очень и очень важная движущая сила. Нужно активно заимствовать опыт леваков, мотивируя левых активистов откалываться от омертвевших партий и "переходить на сторону народа").
- Интересы бизнес-сообществ и независимых специалистов выражают отраслевые гильдии. Когда им понадобится поддержка прочих частей сетевой структуры (например, для решения лоббистских задач, борьбы с рейдерством, и т.п.), именно гильдии станут мощным источником финансирования активностей сетевой организации.
- Силовикам совершенно необходимо реанимировать Советы Ветеранов и Советы Офицеров. На основе активистов этих объединений будет строиться перспективный кадровый резерв (понадобится в пункте 7).
- Важная задача - работа с молодежью в погонах. Мой скромный опыт общения с будущими полицейскими, например, говорит, что на первом-втором крусе их идеал - Шарапов, максимум - Жеглов. Нужно перехватывать формирование личностей будущих правоохранителей и военных до того, как старшие товарищи научат их плохому. Здесь важную роль должны сыграть а) - ветеранские организации (старики все еще хранят моральные эталоны), и б) - программы по дополнительному обучению добровольцев. Их выпускниками можно будет заменить проворовавшихся действующих силовиков - путем общественного давления на соответствующие госструктуры. Необходимо как можно активнее работать с курсантами военных, полицейских, юридических и иных силовых вузов.
- Представителям творческих профессий нужно вернуть себе Союзы, влив в них широкие творческие объединения и в соответствии с процедурой переизбрав руководство. В случае объективной невозможности это сделать (см. казус Союза Кинематографистов, превратившегося в богадельню для легенд советской поры, выкинуть которых на улицу никто не решится), необходимо основать при Союзах независимые молодежные отделения с собственной управленческой структурой.
- Представителям СМИ нужна хорошая и очень действенная Гильдия. Независимые и вменяемые журналисты - нерв, по которому общество узнает, где у него болит. На защиту честных журналистов должны выходить все участники объединений, которые могут сделать это физически. Но и журналисты должны действовать смело, в интересах общества, а не спонсора или рейтинга.
- И так далее, и тому подобное. Вариантам возможных общественных организаций несть числа. Чем больше их начнет функционировать - тем лучше: больше людей научится взаимодействию и почувствует свою силу. Пусть страна забурлит активностью.
Итого: каждое объединение формулирует свои узкоспециальные задачи, и при участии всех вступивших разрабатывает план их реализации. Все соответствующие институты в стране есть, хотя по большей части и простаивают. Важно, что в данном пункте происходит естественный отбор важных общественных задач: вкладываться активисты будут готовы только в то, что их действительно тревожит, "полной жменей хватает за душу". Так возникает фактор, объединяющий людей крепче любой идеологии: ОБЩЕЕ ДЕЛО, ВЫГОДНОЕ КАЖДОМУ.
Вот для примера, навскидку, список объединений, создание которых собираюсь инициировать, и в работе которых собираюсь участвовать лично я:
ТСЖ нашего дома. Товарищество собственников жилья в нашем доме формально создано ДЕЗом, и функционирует так себе. Цены на коммуналку высокие, мусор вывозят редко и шумно, в подвале УК под видом дворников развела пьющих бомжей. Старшие по подъездам (конечно, безо всяких тендеров) явочным порядком заставили жильцов скинуться на новые домофоны, после чего у их личных квартир неожиданно появились одинаковые, новенькие с иголочки железные двери. Что за магия? Кроме того, подъезды год за годом красят в жуткие цвета. Что, нельзя выбрать нормальные цвета? Короче, вопросы есть.
Движение "За чистое Щукино". В моем районе, довольно неплохом, существует, однако, ряд проблем: зарос парк, не хватает пешеходных переходов, у круглосуточных магазинов пьянствуют старики и подростки, всюду - стихийная парковка, кое-где гости столицы живут прямо на улице. Все это нужно решать, а точнее - заставить решить тех, кто за это отвечает: муниципалитет района, руководство ОВД, социальные службы. Уверен, соседи назовут и другие проблемы, прошедшие мимо моего внимания. Есть вопросы и к городу в целом: по маршрутам транспорта, по дорогам, и так далее.
Консультационная группа "Школа независимого бюрократа". Эта волонтерская организация будет помогать людям бороться за свои права и добиваться от системы нужного результата, обучая грамотному и эффективному написанию всяческих заявлений, обращений, меморандумов, и ведя базу успешных рецептов такой деятельности. В последствии на ее основе можно будет создать центр общественной экспертизы принимаемых законодательных и подзаконных актов, который будет разбирать хитросплетения этих бюрократических текстов, и вытаскивать из них истину на свет Б-жий.
ППЦ "Здесь"! Наша с друзьями позапрошлогодняя придумка, "патриотический продюсерский центр", помимо привычных уже стебных мероприятий станет объединением для творческих граждан, которые захотят своими талантами поддерживать полезные для проекта массовые активности. Когда в том или ином месте для каких-либо общих задач понадобится не только собрать народ, но и развлечь его выступлениями, ППЦ поможет свести организаторов с яркими людьми.
Онлайн-движение "Интернет для человека!" - давно назревшая организация национального масштаба, по функционалу схожая с Обществом защиты прав потребителей. Защищает граждан в интернете от бессовестных выдумок онлайн-бизнеса, гонящегося за своими 300% прибыли, не считаясь с интересами пользователей. Такое объединение нужно, например, для того, чтобы в ситуации, когда Яндекс втихомолку собирал данные о чужих смсках, или имена и адреса клиентов интим-магазинов, а потом они оказались в общем доступе (как это было прошлым летом), поисковик не смог отделаться мультиком "мы не виноваты, виноваты все кто угодно только не мы", а должен был бы выплачивать компенсацию, и не совать впредь свои грязные руки в чужое личное пространство. Если не обращаться в суды, не перестраивать законодательство, в условиях нарастающей информатизации без борьбы пользователей за свои права все мы скоро окажемся "под колпаком".
Это, повторюсь, мой список. Кроме ТСЖ, в вашем списке могут и должны быть совсем другие названия и затеи.
3. Третий пункт наполняется шагами по созданию гибкой сетевой структуры взаимодействия малых групп для решения больших задач. Действительно, поскольку отдельные группы будут построены на узкой, конкретной проблематике, это автоматически снимет идеологические противоречия (из-за которых, напомню, доселе проваливались все проекты широких гражданских объединений). Но маленькой группе часто не под силу решить и небольшую задачу, - особенно если она предполагает серьезные изменения статус кво.
Механизм взаимодействия между микрогруппами позволит создать условия для их кооперации: группы, в которые входят люди, располагающие ценными компетенциями, смогут оказывать помощь другим группам, в обмен на поддержку этих групп в решении их собственных задач. Взаимная поддержка и совместная работа научит группы держаться вместе, сплотит их, даст им найти новые общие задачи. Этот механизм "взаимозачетов" на практике неминуемо начнет складываться сам по себе. Но все же желательно не пускать его на самотек, а стандартизировать.
Тут зарыто самое сложное место всей механики, - которое, хотя в общих чертах и описано программой, скорее всего, неминуемо будет меняться под воздействием обстоятельств. Тем не менее, задача кооперации микрогрупп вполне решаема. Единственный шаг, о котором можно с уверенностью говорить на данном этапе - необходимость созыва комитета по взаимодействию, составленного из специалистов по управлению, социологии, психологии, теории игр и другим профильным наукам. Эти люди и должны будут разработать конкретные механизмы.
4. Выход на политическую арену. Решая проблемы, вокруг которых они объединились, граждане поневоле будут находить свое место как внутри самих групп, так и в кооперации с окружающими. Наиболее активные, обладающие ценными навыками и т.п., будут все сильнее обрастать опытом и уважением, менее активные - занимать собственные , менее ответственные ниши в сложившихся коллективах. Группы начнут налаживать устойчивые взаимные связи, на уровне пересекающихся по делам активистов возникнут микроблоки (мне нравится термин "узлы силы"). Кроме того, по мере решения микропроблем, ставших поводом первичного объединения, у людей будет расти вера в свои возможности. Им захочется большего. Здесь расположена точка первичной интеграции системы.
Настает пора расширения фронта работ. Стихийно сложившиеся блоки микрогрупп ищут себе новые задачи (или "добивают" старые, если не справились с ними в одиночку). Принципы блокирования могут быть самыми разными: для групп муниципальной проблематики это, скорее всего, будут географические объединения, где соседи поддерживают соседей, для институциональных или алармистских групп - объединения будут тематическими (терминология не так важна - процессы происходят автоматически). Формируется целостная "сетевая организация", в которой супер-объединения (блоки организаций и блоки блоков), действуя в совокупных интересах, ведут работу на все более серьезном уровне. Выделяются масштабные лидеры, пригодные для внедрения в политическую систему.
На этом этапе сетевая организация из неполитической начинает становится "двоякодышащей", отрабатывая каждые подвернувшиеся выборы как способ либо впихнуть своих людей во власть, лио, по крайней мере, добиться решения наиболее серьезных проблем "под предвыбоиным соусом". Объединившиеся избиратели, которые знают, чего хотят - желанная цель для любого политика.
6. На предпоследнем этапе происходит создание политического бренда. Фактически, это модель "неполитической политической партии". Если к моменту достижения данного пункта программы законодательство будет позволять создание избирательных блоков, Движений, Фронтов и т.п., организация будет оформлена именно таким образом (это позволит сохранить независимость каждой отдельной группы в структуре, и ее политическое представительство в общей схеме). Еще легче активистам будет избираться по одномандатной схеме. Если же законодательство окажется жестким, выявленных прошлым шагом лидеров можно будет "пропихнуть" в списки любых зарегистрированных партий, нуждающихся в поддержке масс. А поддержку обеспечат реальные и заметные населению дела, которые к этому моменту будут реализованы на уровне микрогрупп, блоков и объединений.
7. В 2016 году в РФ пройдут выборы в Парламент. Сетевой структуре необходимо будет получить конституционное большинство в этом созыве Государственной Думы. Получив же в руки законодательную власть, и располагая способными к проведению законов в жизнь группами и объединениями как в регионах страны, так и в отдельно взятых отраслях и родах занятий, сетевая организация сможет добиться чего угодно, - до тех пор, пока ее будут поддерживать низовые микрогруппы. Например, постепенно заменить забронзовевшую исполнительную власть людьми, избранными на собраниях региональных супер-групп. Или, например, добиться не только выборности судей, но и действительной их ротации. Или, например, введения при УВД должностей участковых-шерифов, избираемых несудимыми жителями района. Да мало ли что можно придумать.
Так возникнет новая политическая реальность, в которой гражданин будет занимать подобающее ему достойное место.
Как видите, эта задача простой ни по форме, ни по сути не будет.
Для этого нам с вами необходимо, не много ни мало, организовать живой, детальный, основанный на взаимном уважении общественный диалог. Для начала
В ходе которого можно будет не только сразу решить ряд вопросов, но и просто - познакомиться друг с другом. Научиться объединяться и находить общий язык. А затем - вместе, всем миром, последовательно и поступательно, подстраивая тактические ходы под открывающиеся возможности, добиться желаемого. Или даже построить его самим.
И это совместное строительство обещает нам нечто большее, чем "просто честные выборы" и новые рожи в телевизоре.
Что-то бесконечно большее.
Что-то вроде новой, НАШЕЙ страны.
И во френдах у гражданина все рукопожато, и от демократии и "сетевых структур" гражданин в восторге, да и вообще, я просмотрел его ЖЖ - либеральные "ценности" вполне разделяет. В целом же перед нами, КМК, примерная схема оранжада2.0 - с палатками не срослось, будут захватыватль власть в стране вот так.
> Те - глупые оранжевые либерасты, все карты сразу на стол (и как тодлько он в покер играть умудрялся?!) а этот - умный, и потому опасный.
Вот текст можно кому угодно приписать, если без ссылки, от Кургиняна до неизвестного оранжоида. По сути то есть претензии или участие широких масс в контроле и управлении - это плохо?
> Это смотря по какому принципу массы объединены, и под чьим руководством.
Так любое благое дело можно обратить во зло, но против самой идеи есть возражения? Кроме этого предлагается все начать с себя, со своего двора и т.д. Много Кац дворов привел к состоянию Копенгагена?
> участие широких масс в контроле и управлении - это плохо?
Вот я смотрю на школьников теперешних (они же вырастут когда-нибудь в эти самые широкие массы) - так контролировать они даже себя самих не в состоянии, а управлять я им и велосипедом не дозволяла бы, не то что страной.
> Так любое благое дело можно обратить во зло, но против самой идеи есть возражения?
Да, у меня есть возражения против демократии ради демократии, против отказа от идеологии, против идеи о том, что главное - это ввести демократию и продвинуть во власть "новых людей". Потому что это - оранжизм и есть.
Ее уже автор развернул так, что понятнее некуда. Перед тобой подробный план захвата власти оранжевыми. Майдан не прошел - потому за дело взялись серьёзно.
> Да, у меня есть возражения против демократии ради демократии, против отказа от идеологии, против идеи о том, что главное - это ввести демократию и продвинуть во власть "новых людей". Потому что это - оранжизм и есть.
Я вижу стремления оранжевых оставить всё как есть, поменяв только кукловодов. В статье предлагается несколько иное.
> Надо быстро-быстро научить их демократии, пока они не превратились в тоталитарных выродков! Так победим!
в ветеранских советах, которые предлагает учредить автор, кто интересно заседать будет - не эти ли подлые старшие товарищи, которые могут только плохому обучить? богата страна на идиотов
Когда я слышу слово "перезагрузка" мне видится гражданин Медведев. его "отлитые в граните" мудрые изречения, и его "полезная государственная деятельность", вроде переименования милиции и создания совета Федотов-Караганов.
Я, конечно, верю в людей и всегда надеюсь на лучшее. Однако твердо знаю, что граждане, проживающие в одном со мной городском доме способны скорее проломить друг другу бОшки обрезками водопроводных труб, нежели договориться о местах парковки. А если их еще и принудить не парковаться на деских площадках, тротуарах и газонах, то ежевечернее смертоубийство обеспечено.
Если бетону не придавать форму и не армировать - будет просто лужа каменного дерьма
Если ему "насильно" придать форму и принудительно армировать вертикалью власти - получится достойная ступень для последующего подъема цивилизации
"Народовластия" ведут либо к местным цапкам (отсутствие иммунитета к внутренним паразитам), либо к раздробленности и слабости (отсутствие иммунитета к внешним агрессорам)
Власть должна быть специализирована. Не получится заниматься качественно управлением государством после смены на заводе по четвергам и субботам.
Системе надо растить специализированный скелет и специализированный иммунитет (а также другие спец. органы)и спец. обмен веществ (ресурсы, соц. лифты)
Та кто за что взялся? Эта братия за член утром взяться, чтоб отлить, навряд ли сможет, всё не забрызгав. Такие вот воннаби-россиеобустраиватели не страшны. Всё испортить могут только безвольные дурачки у власти. Или склоки там же. Эти, да ещё и своим умом, - ничего не добьются.
Мне не понятно, вот вдруг люди разных идеологий соберутся, ну решат они на местах проблемы, а если дальше, "выше" копать начнут, то как меж собой договариваться будут когда начнётся серьёзный раздел власти и выбор пути развития страны? Опять же начнутся выбора с клоунадой и криками о нечестности кого-то там.
Лучше всего, по-моему, сказал когда-то давно сам ДЮ:
>Для начала предлагается лично прекратить срать в своём подъезде и выбрасывать мусор в окно.
>Вычисти газон под окнами.
>Покрась скамейку.
>Потом предлагается работать так, чтобы у самого себя к себе же претензий не было.
>Делай всё как для себя.
>После этого занять активную жизненную позицию.
>Если это твоя страна, то её судьба тебе небезразлична.
>Послужи в армии.
>Нарожай детей.
>Само собой, у большинства подобные советы вызовут смех. Однако ничего смешного в них нет. Потому что никакого другого пути нет. Революции — они сперва должны произойти в головах. И только потом проявятся снаружи.
> Мне не понятно, вот вдруг люди разных идеологий соберутся, ну решат они на местах проблемы, а если дальше, "выше" копать начнут, то как меж собой договариваться будут когда начнётся серьёзный раздел власти и выбор пути развития страны?
Неужели рукопожатые люди, отринувшие идеологические противоречия, не договорятся, и не смогут захватить власть, чтобы проложить дорогу к нашей и вашей свободе? Не может быть!
> > Ее уже автор развернул так, что понятнее некуда. Перед тобой подробный план захвата власти оранжевыми. Майдан не прошел - потому за дело взялись серьёзно.
Непонятно, где ты там оранжевых увидел. Вообще там чуть ли не схема советской власти 2.0. Правда, она не реализуема в том виде, в каком ее видит автор (без идеологичной партии ленинского типа)именно потому, что он считает, то этой структуре дадут спокойно развиваться. Но сама схема хорошая.
> Я, конечно, верю в людей и всегда надеюсь на лучшее. Однако твердо знаю, что граждане, проживающие в одном со мной городском доме способны скорее проломить друг другу бОшки обрезками водопроводных труб, нежели договориться о местах парковки.
У Лема в седьмом путешествии Йона Тихого этот вопрос хорошо описан.
> Наиболее активные, обладающие ценными навыками и т.п., будут все сильнее обрастать опытом и уважением, менее активные - занимать собственные , менее ответственные ниши в сложившихся коллективах.
Где подобное видывали?
> Так возникнет новая политическая реальность, в которой гражданин будет занимать подобающее ему достойное место.
> Как видите, эта задача простой ни по форме, ни по сути не будет.
Скучные либеральные сказки в своей основе полагающие:
> Получив же в руки законодательную власть, и располагая способными к проведению законов в жизнь группами и объединениями как в регионах страны, так и в отдельно взятых отраслях и родах занятий, сетевая организация сможет добиться чего угодно,
Именно это. Квинтэссенция либерализма- надо только правильные законы издать.
> И это совместное строительство обещает нам нечто большее, чем "просто честные выборы" и новые рожи в телевизоре.
Что под эти сказки можно продолжать обирать народ ещё не один десяток лет.
> в противном случае их скупят олигархи, замотают чиновники или запугают силовики; все три варианта мы и без того наблюдаем в политической жизни последние 20 лет, а жители стран западной демократии - любуются аналогичным процессом около двух веков
Сразу видно настоящего либераста. Или у месье все, кто против нашей богоподобной власти, кто, стращно сказать, видят перспективу в революционном пути, - оранжевые и либерасты?
> что главное - это ввести демократию и продвинуть во власть "новых людей". Потому что это - оранжизм и есть.
Оранжизм - это когда пытаются уничтожить государство "ненасильственными" методами в пользу внешних сил. А твоим определением можно что угодно заклеймить. Например, Советы народных депутатов.
Ну либераст потому что верит в невидимый орган который сам все сделает хороше.
А оранжевый по аналогии с гражданами которые тут у нас недавно пытались устроить борьбу за власть с неясными целями.
> видят перспективу в революционном пути, - оранжевые и либерасты?
То есть тебе все равно, кто и с какими целями собирается захватить власть в стране, лишь бы революционная перспектива была? Тебя не настораживает идея демократии ради демократии? Тебя не настораживает принципиальная деидеологизированность? Тебя не настораживают сетевые структуры?
> Вообще там чуть ли не схема советской власти 2.0.
камрад, про что в тексте - про социализм и диктатуру пролетариата, или про деидеологизированную демократию ради демократии? О чем ты вообще, какая советская власть?
> "Народовластия" ведут либо к местным цапкам (отсутствие иммунитета к внутренним паразитам), либо к раздробленности и слабости (отсутствие иммунитета к внешним агрессорам)
> "Народовластия" ведут либо к местным цапкам (отсутствие иммунитета к внутренним паразитам), либо к раздробленности и слабости (отсутствие иммунитета к внешним агрессорам)
Только царЪ и ИмператорЪ, только экзекуции, только хардкорЪ!
> Небходимо создать принципиально новую силу, укорененную "в народе", гибкую и лишенную уязвимостей для манипуляций.
Хе. Я один сразу подумал про ВКП(б)?
> Создание гражданских микрообъединений по выявленной в пункте 1 проблематике. Определение тех проблем, которые волнуют людей сильнее всего (ради чего люди готовы тратить свое личное время, те проблемы и являются наиболее важными). Возникновение "строительного материала" народовластия - большого числа активистов и созданных ими объединений.
Короче, "Вся власть советам рабочих, крестьянских и солдатских депутатовъ!" (С).
> Например, ввиду того, что отдельные элементы конструкции объединяются не вокруг абстрактных (навязанных лидерами или философами) идей, а вокруг предметной проблематики - это снимает пролему идеологических противоречий.
> Ага, щаз. Одну и ту же проблему можно решать разными способами и инструментами, в зависимости от идеологических воззрений и ценностей.
Одним словом, там где он говорит по делу, он повторяет классику. Там, где он от классики отхдит, начинается маниловщина.
> "Народовластия" ведут либо к местным цапкам (отсутствие иммунитета к внутренним паразитам), либо к раздробленности и слабости (отсутствие иммунитета к внешним агрессорам)
> Сильная власть в России, ведущая страну к процветанию, может быть только авторитарной. "Демократия" - смерть для страны.
Да прекрати. Ничего плохого в демократии нет. Чем больше людей вовлечено в политические процессы, тем лучше. Только это никогда не будет работать в условиях коррупции. Сначала надо коррумпированный класс уничтожить, сознательность народа чуток поднять, а тогда уже можно и народовластие запускать.
> Сильная власть в России, ведущая страну к процветанию, может быть только авторитарной.
Император Николай 1, Александр 2, 3 - авторитарная власть? Хрущев, Брежнев, Горбачев? Ну и в статье предлагают лишить президента полноты полномочий или выбраться в ГосДуму и осуществлять общественный контроль? Изложенное конечно отдает эльфизмом, ибо темные стороны человека неискоренимы, но здравое зерно есть
Точно, это оно:-) Между прочим, само по себе самоуправление - вещь высокоэффективная. Помнится, мы в старших классах под руководством учительницы истории организовали такой совет, разумеется по результатам всешкольного голосования, где право голоса было у всех школьников, начиная с пятиклассников. И своеобразные партии у нас были, и избирательная кампания, а на тайном голосовании с практически 100 % явкой были настоящие кабинки и урны для голосований. Это детям было особенно прикольно:-) Как итог в течение года (то есть срока нашего мандата):
1. Собственными силами покрасили один из этажей школы, а в начальной школе - не только покрасили, но и разрисовали клевыми картинками.
2. Организовали регулярную уборку территории школы силами учеников. Самым крутым уборщикам вручали призы:-)
3. Устраивали еженедельные дискотеки.
Все результаты труда мы фиксировали фотографически и вывешивали на спецстенд. Желающих на нем засветиться было хоть отбавляй, так что у нас был регулярный приток свежих сил.
Заметьте, это мы в конце 90-х так зажигали. До сих пор очень благодарна нашей учительнице, Тиховой А. А., за это замечательное дело.
Не менее эффективное, хотя и несколько иначе устроенное (с четким разделением труда на культоргов, главных по уборке и т. д.), самоуправление я наблюдала и позже, в физматшколе при НГУ, которую, собственно, заканчивала. Но там это была старая добрая традиция, поддерживаемая еще с 60-х годов, а не нововведение.
Самое главное, что я поняла тогда, общая черта любого эффективного самоуправления: активисты должны четко осознавать, что идут туда не столько руководить, сколько самостоятельно заниматься решением проблем, которые они видят.
> Там в тексте есть кое-что еще, он большой. Можешь почитать мои комменты тут, я на все подобные вопросы ответил.
Я прочитал.
Текст большой - с чем-то согласен полностью, с чем-то нет, с чем-то не согласен вообще.
Как руководство не покатит, идеализма и наивного много, как декларация о намерениях вполне себе.
С основной идеей - согласен, однако как раз в ее реализации на самом первом этапе возникнут самые большие проблемы.
Если первый этап заработает, то все остальное уже менее важно.
> Игры в криминальном обществе - они только по правилам криминального общества могут быть.
Это факт. К сожалению, многие люди считают, что если взять и устроить демократические выборы, то сразу криминальная вонь сменится воздухом свободы. Нет, ребята, сначала надо объявить террор Цапкам, поубивать их всех, а потом для нормальных можно выборы разрешать, самоуправление и т.д.
> Может, им кто-то, всё же, слегка помогал? Партия, например?
Советы начинались как беспартийные общественные организации. Большевики встали во главе Советов позже, выиграв борьбу за влияние у других партий. Централизованное руководство необходимо, но необязательно авторитарное.
> Нет, ребята, сначала надо объявить террор Цапкам, поубивать их всех, а потом для нормальных можно выборы разрешать, самоуправление и т.д.
Можно ли это сделать без движения снизу, только политической волей сверху - вот, на мой взгляд, основной вопрос.
Как мне кажется - нельзя, поэтому без хотя бы минимальной самоорганизации на местах "террор Цапкам" захлебнется не начавшись.
Цапков нужно сажать репрессивными органами или менять состав органов, а не устравивать суды Линча и кого-то убивать. Вот Москве майор милиции убивает из пистолета граждан - дело гремит на всю страну и Евсюков заезжает на пожизненное, а в провинции о таком случае мы узнаем случайно, как в случае Цапков. Это одна сторона медали про доступность к средствам информации. Другая сторона - все жалобы вплоть до неработающего садика идут к президенту, а соответствующие органы не решают в силу комплекса причин . У нас сейчас цепочка СМИ-президент-власть на месте, а не какая иначе.
Дайте наконец-то людям объединяющее начало в настоящей жизнедеятельности - идею строительства сильной, возрождения светлой страны. Прекратите осквернять наше прошлое, нашу память хоть в борьбе с лжедмитриями, наполеоном, хоть с гитлером. Мы победили тогда, и не только тогда, и точка. Верните достоинство профессиям: врач, учитель, инженер, простой рабочий-сантехник и т.п. Анчоусы не мы - а вы, сраные гнилые беззубые дельфины.
> Цапков нужно сажать репрессивными органами или менять состав органов, а не устравивать суды Линча и кого-то убивать.
Причём тут суды линча? Есть нормальные суды, их надо работать заставлять. По таким, как банда Цапка, вышка плачет. Её очень зря нет. Пока цапки держат власть на местах, ни о какой демократии не может быть и речи.
> Есть нормальные суды, их надо работать заставлять.
В суде сидит тесть цапка, следователь - дядя цапка, начальник полиции - брат цапка. На районном уровне есть свой, районный цапок, который с местным, станичным, нахожится во взаимовыгодных деловых отношениях. И так далее, на региональном и федеральном уровнях тоже всё схвачено.
> В суде сидит тесть цапка, следователь - дядя цапка, начальник полиции - брат цапка. На районном уровне есть свой, районный цапок, который с местным, станичным, нахожится во взаимовыгодных деловых отношениях. И так далее, на региональном и федеральном уровнях тоже всё схвачено.
>
> Заставляй, пробуй. Движением снизу, ага.
в 17 заве не так же было?
а в 41 так вообще немцы напали с танками и самолётами
В 17 устроили социалистическую революцию и чрезвычайные меры в отношении цапков. Не народовластие неидеологизированными движениями снизу устанавливали, нет. Цапков давило государство. Социалистическое государство под руководством большевиков. Не демократия, нет. Давило - сверху.
> а в 41 так вообще немцы напали с танками и самолётами
Немцев победила Красная Армия. Партизаны, конечно, тоже внесли свой вклад - но немцев победила Красная Армия.
> В 17 устроили социалистическую революцию и чрезвычайные меры в отношении цапков. Не народовластие неидеологизированными движениями снизу устанавливали, нет. Цапков давило государство. Социалистическое государство под руководством большевиков. Не демократия, нет. Давило - сверху.
вся власть советам - это про что? разве не про народовластие? или оно не снизу? или оно заиделогизировано?
> Немцев победила Красная Армия. Партизаны, конечно, тоже внесли свой вклад - но немцев победила Красная Армия.
она случайно не в едином порыве невзирая на очевидные трудности побеждала?
> Сначала, однако, гражданская война случилась, красный террор, военный коммунизм. Ну а потом уже народовластие.
А до этого большевики взяли власть. И только так это и может быть, только в таком порядке. мсоциалистическая революция, государственный террор, искоренение цапков. Народовластием снизу никаких цапков не искоренишь.
а вот уже после искоренения цапков оставшихся граждан надо заставить стучать друг на друга. После искоренения цапков государственным террором, не до. Именно государственным терором, а не судами, где сидит тесть цапков.
Цапок районного уровня, находящийся в тесных деловых связяк с местным. Над районным - региональный цапок, и т.д.
Ты как думаешь, камрад, если достаточно движений снизу, советов и прочего, то зачем была революция, зачем террор? Почему народ просто не заставил работать царские суды, а обязательно понадобился террор для борьбы с тогдашними цапками?
> Без активной поддержки очень широких народных масс большевикам бы ничего не светило.
Это да. Но само по себе движение снизу ни на что не способно, не надо иллюзий. Только государственная власть, при поддержке, да. а для того, чтобы государственная власть захотела - необходима социалистическая революция. Не организация внеидеологического народовластия на низовом уровне, а нечто прямо противоположное - идеологическая (социалистическая) партия, нацеленная на высшую государственную власть.
Круто. Хочу участвовать.
Мне 26. Я во Владивостоке. Образование среднее техническое. Особых знаний в общественных науках нет.
Половины написанного не понял.
Чё делать-то?