"Сегодня ужинали с чудесным молодым японцем с Окинавы. Парня зовут Ю, он путешествует по Европе и фотографирует все, что ест. (Mystery train, типа того.) Слово за слово — конечно, все свелось к Миядзаки, у нас по-другому не бывает.
- Знаете, я думаю, что мультики Миядзаки — очень страшные. Ну вот "Кики" или "Лапута" — это очень простые истории. А "Тоторо" — это по-настоящему страшно. /и ёжится весь такой/
Ну, во-первых, обеих сестер зовут Мей. Ну то есть маленькую зовут May — пятый месяц по-английски, а старшую — Сацуки, пятый месяц по-японски. А самое страшное знаете что? Последние 10 минут фильма девочки не отбрасывают тень. Понимаете, в студии Миядзаки очень аккуратные люди, они рисуют тень даже от одного листочка.. они не могли забыть нарисовать тени двух главных персонажей.
В той местности, про которую мультик, задолго до съёмок фильма произошла ужасная история — маньяк убивал в лесу детей. Там помните, когда бабушка с Сацуки нашли в пруду сандалик? Мей умерла, понимаете? А Сацуки пошла её искать, и умерла сама. Туннель в дереве, через который бежит Сацуки — ну это то самое, свет в конце туннеля, у вас же тоже так говорят?
Я наивно полагала, что это добрый светлый мультик. Оказалось всё не так. Ну или несовсем так. Думала, всё просто, но у японцев просто ничего и никогда не бывает.
после прочтения нижеописаной статьи решила пересмотреть аниме, обратив внимание на описанные в ней факты
"Сегодня ужинали с чудесным молодым японцем с Окинавы. Парня зовут Ю, он путешествует по Европе и фотографирует все, что ест. (Mystery train, типа того.) Слово за слово - конечно, все свелось к Миядзаки, у нас по-другому не бывает.
- Знаете, я думаю, что мультики Миядзаки - очень страшные. Ну вот "Кики" или "Лапута" - это очень простые истории. А "Тоторо" - это по-настоящему страшно. /и ёжится весь такой/
Ну, во-первых, обеих сестер зовут Мей. Ну то есть маленькую зовут May - пятый месяц по-английски, а старшую - Сацуки, пятый месяц по-японски. А самое страшное знаете что? Последние 10 минут фильма девочки не отбрасывают тень. Понимаете, в студии Миядзаки очень аккуратные люди, они рисуют тень даже от одного листочка.. они не могли забыть нарисовать тени двух главных персонажей.
В той местности, про которую мультик, задолго до съёмок фильма произошла ужасная история - маньяк убивал в лесу детей. Там помните, когда бабушка с Сацуки нашли в пруду сандалик? Мей умерла, понимаете? А Сацуки пошла её искать, и умерла сама. Туннель в дереве, через который бежит Сацуки - ну это то самое, свет в конце туннеля, у вас же тоже так говорят?
Потом котобус этот.. когда Сацуки садится в котобус, у него на лбу меняется надпись. Там все очень быстро происходит, и в конце получается destination: May, а до этого пункт назначения был кладбище. Если вы остановите кадр в этот момент, вы увидите.
И ещё когда когда Мей находят, она сидит в таком святом месте, где Будды каменные стоят. Религиозные японцы верят, что человек, когда умирает, становится Буддой. И Будд в святом месте должно быть семь. А там шесть, и Мей сидит. She's already Buddah, you see.
Ну и потом.. мультик же называется "Мой сосед Тоторо". Не просто Тоторо - тролль, или что-то типа того. Я думаю, это значит "Мой сосед - смерть".
- Представляю, Ю, что ты скажешь о Spirited away. )
- О, это тоже страшный мультик. Ты знаешь, о ком он?
- Я читала, что Миядзаки срисовал Чихиро с молодого старательного сотрудника студии, который добросовестно бегал с поручениями старших коллег.
- Эээ.. нууу.. понимаешь, там действие просходит в бане. Клиентов в бане _всегда_ обслуживают.. ээ.. available women. Посмотри на её клиентов. Они все очень-очень грязные. У них грязные мысли, они грязные сами. А NoFace, чёрный персонаж в маске - он же совершенно фаллический. Он олицетворяет все грязные желания посетителей.
- Только не говори, что Порко Россо..
- Ну, это как раз очень простая история. ) Она страшная по-другому, как Достоевский, когда однажды утром просыпаешься, а из зеркала на тебя смотрит свинья.."
На всякий случай апдейт из комментов
"Я правда не знаю, насколько обоснованны все эти штуки. Возможно, Ю просто решил нагнать страху на благодарных слушателей. )
На всякий случай я пересмотрела последние 10 минут мультика. Там нет ни одного момента, где бы другие персонажи не отбрасывали тень, а Мей с Сацуки - нет."
Ну и до кучи статья из АнимеГида #32, анализ "Тоторо" академиком педагогических наук. Долго смеялась.
"Приступая к анализу мультфильма "Мой сосед Тоторо" (далее "Тоторо") по запросу печатного издания "АнимеГид", мы не можем не отметить, что весь фильм, как и ожидалось, носит ярко выраженный сексуализированный характер, что и выявлено нами методом активного стыка психодраматическогои логикосемиосемантического контент-анализа.
Первые же кадры - шествие девочки допубертатного возраста, которой угрожают гусеницы, жуки и ящерицы, - недвусмысленно символизирует невроз, рассматриваемый Фрейдом как фиксация на анальной стадии. Сцена, в которой отец привозит дочерей в старый дом, презентует зрителю первый, но далеко не последний фаллический символ - гнилую колонну, которую малолетние сестры сладострастно раскачивают их стороны в сторону. Так называемые "чернушки", в свою очередь, изображают подсознательный страх перед взрослением и вторичными половыми признаками.
Сцена, в которой обнаженный отец моется вместе с дочками в одной лохани, свидетельствует об отклонении в психике этого персонажа и его приверженности к сексуальным извращениям. По существу, эта сцена содержит аллюзии педофильного, садистского и фетишистского характера. На догенитальной стадии подобные действия отца недопустимы: вторгаясь в интимную сферу дочерей, он способствует развитию в них фригидности, сервильности, маскулинности, мазохизма, комплекса Электры и тоски по идеальному самцу(см. ниже).
В умелых руках фильм "Тоторо" мог бы способствовать оздоровлению психики подрастающего поколения, которое постоянно находится под влиянием стресса и потому нездорово по определению, однако создатели ленты равнодушны к проблемам молодежи. Они сознательно вводят зрителя в заблуждение, утверждая, что от страхов можно избавиться, если перейти в эйфорическое, возбужденное состояние, истерически смеяться и кричать. Неудивительно, что в итоге детей мучает паранойя и навязчивые галлюцинации с эротическим подтекстом.
Так, младшая сестра, Мэй, попадает в земляную нору, переживает вторичную родовую травму и находит огромное спящее чудовище - "Тоторо". Со всей очевидностью Тоторо являет собой воплощение ее фантазий об идеальном самце. Чудовище обладает всеми признаками самца: низкий голос, обильный волосяной покров, хорошо развитые челюсти, усы, толстый свисающий "хвост". Заметим, что знакомство Мэй с Тоторо начинается с того, что девочка трогает и гладит этот хвост, а также виснет на нем. Отзываясь на прикосновени, хвост шевелится, вздрагивает и приподнимается. Конечно же, такое поведение естественно не для хвоста, а для другого органа мужского тела.
Демонстрируя неосознанную инфантильную сексуальность, что подчеркивается концентрацией внимания на белых трусах Мэй, девочка пытается привлечь внимание самца, прыгает на нем, после чего засыпает в его шерсти. Вспомнив о метонимии (визуально-стилистический прием, которым один знак заменяется другим на основании их сходства), мы можем утверждать, что данная сцена метонимичесеи обозначает акт изнасилования самца Тоторо маленькой девочкой с особой жестокостью.
Сказанного достаточно, чтобы заключить: "Тоторо" может нанести психическому здоровью ребенка огромный вред. Полный анализ фильма занял бы слишком много места; отметим, что в фильме мы видим также галлюцинации сестер, вызванные наркотическими семенами, "котобус" с физиогномическими признаками маньяка-убийцы (см. "Типы преступников" Чезаре Ломброзо) и огромное дерево, древний фаллический символ, на котором и вертится мир создателя фильма Хаяо Миядзаки.
По нашему мнению, мультипликационная картина "Тоторо" пропагандирует насилие, инфантилизм, эскапизм, нездоровый эротизм и наркотическме вещества и должна быть запрещена навсегда."
От себя добавлю:
Специально пересмотрела вчера "тоторо" на предмет скрытых смыслов. Да, теней у персонажей нет, да есть 6 Будд... надпись на котобусе еще не разбирала, ибо в иерголифах я слаба. Вобщем пришла к выводу, что, если миядзаки и заложил в фильм какой-то тайный смысл, отождествляя тоторо со смертью, то найти его можно только если детально анализировать буквально каждую секунду мультика. У меня так пропесочивать этот мульт нет никакого желания, ибо для меня просмотр оных - удовольствие, и для меня он так останется светлой сказкой. Ну не могу я этот огромный мохнатый кавай назвать смертью)
На счет дядьки психолога... Неоднократно замечала, что подобные люди во всём видят сексуальный подтекст. ИМХО это их лечить надо)
Азия. Местами очень удивительно исполняют. Смотреть аниме и играть в японские игры - выворот мозга и стойкое ощущение ненормальности. Не удивлюсь, если действительно - задумка автора, а не косяк или совпадение.
> Последние 10 минут фильма девочки не отбрасывают тень. Понимаете, в студии Миядзаки очень аккуратные люди, они рисуют тень даже от одного листочка.. они не могли забыть нарисовать тени двух главных персонажей.
мягко говоря, это неправда
в том стиле, что они работают, тень рисуется только тогда, когда надо
кстати, есть адский клип из фрагментов Тоторо, когда котЭ сжирает этих самых детей - умельцы уже постарались
а вообще все иппонские мультики, даже красивые и с педагогической моралью - сначала вроде ничего, но потом после них накатывает депрессняк разной степени тяжести, хз почему
тот же Мадагаскар или Ледниковый период - ни пингвины, ни саблезубый белк потом такого не вызывают
Дык - чего далеко ходить, в немалоизвестной игрушке японского производства Silent Hill этого психологического добра - пруд пруди. Один товарищ по всей серии игр такую разбираловку накатал, с дуба рухнуть.
> с физиогномическими признаками маньяка-убийцы (см. "Типы преступников" Чезаре Ломброзо) и огромное дерево, древний фаллический символ, на котором и вертится мир создателя фильма Хаяо Миядзаки.
хм. камрады, мне кажется или в данной фразе доктор весьма красноречиво оговорился?
Да уж. Без специальной подготовки в художественных произведениях будешь видеть ровно тот смысл, который сам себе придумаешь. В противном случае толковые ребята должны объяснять, о чём речь. А в итоге, что самое интересное, потратишь время-силы-нервы-деньги, чтобы разобраться в тараканах внутри чужой головы. При этом ни умнее, ни образованней, ни богаче не станешь. Надо быть на редкость незанятым человеком, чтобы на это всё время тратить.
> Сказанного достаточно, чтобы заключить: "Тоторо" может нанести психическому здоровью ребенка огромный вред.
То ли дело лунтики всякие, и прочий говнокомпьютерный дешевый ширпотреб. Этот академик я думаю при желании и в "Ну, Погоди! нашел бы сексуальный подтекст, призыв к насилию и прочее.
> а вообще все иппонские мультики, даже красивые и с педагогической моралью - сначала вроде ничего, но потом после них накатывает депрессняк разной степени тяжести, хз почему
>
> тот же Мадагаскар или Ледниковый период - ни пингвины, ни саблезубый белк потом такого не вызывают
Не знаю, камрад. У меня после просмотров гиблевских мультфильмов (про другое аниме - не в курсе), очень даже хорошо на душе было, безо всяких откатов. А вот другие, западные мультфильмы, наоборот, уже кажутся пустыми.
> Это такой прикол, появился после разборов настоящими психологами Южного Парка. Аналогичные делали и на Винни нашего Пуха, и на Ну, погоди
да я просто фразу понял что в воображении доктора - весь "мир создателя фильма Хаяо Миядзаки" вертится на, скажем так, древнем фаллическом символе, пусть даже в виде дерева. подсознание у респондента шалит, не иначе.
У Миядзаки все работы разной степени необычные. Подтекстов много, как мне кажется, но такие анализы различных произведений искусства всегда казались мне немного дурацкими. Смотрел все, в чем принимал участие Хаяо Миядзаки и фильмы у него всегда разные - и жестокие, и добрые, и фантастичные и красивые. Эта смесь и внимание к мелким деталям в нем и привлекают. Фирменные усатые мужики от Миядзаки вообще узнаются с первого кадра, хотя, наверное, тоже являются каким-нибудь фаллическим символом.
К слову, тема посмертной жизни затронута во множестве подобных фильмов. К примеру вот - Альянс Серокрылых, вроде очень неплохо дублированной известной российской студией. Смотреть такое всегда интересно, серьезно анализировать - совершенно бессмысленно.
> То ли дело лунтики всякие, и прочий говнокомпьютерный дешевый ширпотреб. Этот академик я думаю при желании и в "Ну, Погоди! нашел бы сексуальный подтекст, призыв к насилию и прочее.
"Тонари но Тотторо" - замечательный детский мульт.
Молодой японец Ю - типичный ебанат, который в сказке "Маша и медведь" найдёт план третьей мировой войны.
Кому интересно, у Хаяо Миядзаки есть смешной мульт для более взрослой аудитории - "Наши соседи Ямада". При просмотре видишь много жизненных ситуаций схожих с нашими реалиями. имхо, японский юмор более более тонок и понятен, чем американский. ну это я так, к слову.
Последовательность станций:
Лес на холме, Длинное болото, Три холма, Дорога через кладбище,
Большой храм, Бычье болото, Мей (имя девочки).
Мне так кажется, что обычные названия из детских сказок.
С тенями тоже гон: в обещанные 10 последних минут девочки
то отбрасывают тень, то не отбрасывают. Как и все остальные
персонажи. Короче, ездил окинавец по ушам.
Ну и на японском кладбище почему-то не страшно. Может, японцы
боятся, я не знаю. Я там ночью под дождём сидел среди могил.
Ничё, не съели меня. Это как во Властелине колец: эльфы не боятся
духов мёртвых олигархов.
> А что будет если гражданину показать "Ежика в тумане"?
В Токио, в музее Тоторо (музей студии Миядзаки) про Ёжика
в тумане прямо говорится, что Миядзаки его лучшим мультом
всех времён и народов считает. И зарисовки из Ёжика там
имеются в качестве экспонатов. А вообще настоятельно рекомендую
посещение музея, если кто там будет с оказией. Билеты покупать
надо за месяц, а то и за два, особенно в туристический сезон.
Можно через интернет покупать.
на мой взгляд, не стоит так глубоко копать - в стиле, что имел ввиду автор. надо расслабиться и насладиться мультиком - тем более что он хорош! ну и главное вспоминать почаще анекдот про Фрейда и его внучку, когда банан это просто банан
Согласен. В школе страшно утомляли сочинения на тему: "Что хотел сказать автор в своем произведении?" Приходилось притягивать за уши какие-то невероятные теории. Очень хотелось вырасти, написать что-нибудь от балды, и пусть там ищут 33 подсмысла)
Вспоминая Зигмунда Фрейда: иногда сигара это просто сигара ))
Что касается аниме, то это очень разнообразная анимация, как по жанрам, так и по отрисовке. Есть детские, есть образовательные, есть хоррор, есть и вполне бодрые боевички:
Насчёт теней в "Тоторо" всё может быть намного проще - со сроками у них было швах, время пожимало, а так как раскрашивали картинки совсем не те, кто их рисовал, могли в конечном итоге и пропустить такую мелочь. Судя по рассказам художников, авралы у японцев дело обычное, сам Миядзаки вспоминал, как ему запала в память сцена, когда молодой ещё художник, который потом сделал "Шёпот сердца", рисовал в полубессознательном от усталости состоянии радостные лица персонажей не то "Кики", не то "Тоторо". Он не отрывался от стола уже часов двенадцать, как и все вокруг, но персонажи под его рукой буквально излучали тепло и счастье. И что характерно, умер этот художник от переутомления в конце концов, так и не сделав продолжения "Если прислушаться к шёпоту сердца", потому что "Возвращение кота" - это уже совсем другие люди, и совсем другое аниме.
А что касается папани с дочками в одной кадке, так это вполне в духе времени - фильм, насколько я помню, рассказывает о событиях начала шестидесятых, тогда и слова-то "педофилия" люди не знали. По мне, надо действительно иметь совсем дырявую крышу, чтоб возбудиться на эти абсолютно асексуальные детские тела, или подтекст какой в них увидеть. Разве что эксперт, давший столь замечательное заключение, ещё и эстет по совместительству, сам балдеющий от "какашечкой по шву".
Помню, как тройку лет назад этот текст был страшно популярен на ЖЖ и в дайри. Многие читатели откладывали кирпичи, но вообще - шутка получилась забавной.
Ерунда и поиски скрытых смыслов. Теней в последних минутах «Тоторо» нет оттого, что по сюжету наступают сумерки. А когда девчонки вместе с котом сидят на дереве, тени есть у всех троих.
Про тень: на последних десяти минутах Сацуки и Мэй путешествуют на котобусе, существе инфернальном. Конечно, они не должны отбрасывать тени. Сам Тоторо, как я где-то читала, это искажённое японцами "тролль" - хозяин леса. Собственно, весь фильм он себя как хозяин леса и проявляет.
Не знаю, чего боится этот японец :) Занятно сравнить его - носителя культуры - и своё восприятие. Даже сусуватариса не такие уж страшные, хотя они-то, по-моему, больше других могут претендовать на такой титул.
Куда страшнее папа и мама, превратившиеся в свиней в "Унесённых призраками". На удивление. Не прыгучие головы, не 8 миллионов богов, которые бани посещают, не кража имени и ведьма Юбаба, и не её жирный ребёнок. А папа и мама, утратившие человеческий облик.
> Потом котобус этот.. когда Сацуки садится в котобус, у него на лбу меняется надпись. Там все очень быстро происходит, и в конце получается destination: May, а до этого пункт назначения был кладбище.
Мэй нашли сидящей на статуях. Это могло быть кладбище. Или котобус приехал с кладбища - как и положено потустороннему существу. Меня больше поразила мелькнувшая в какой-то беседке статуэтка Анубиса (или нечто похожее - чёрный шакал).
В конце мультика на титрах Мэй и Сацуки встречают маму (да, она тяжело больна, но её привозит папа на такси - нельзя сказать, что мама умерла и девочки встретились с ней по ту сторону, тогда и папа должен умереть, и таксист), дальше показаны сцены дальнейшей жизни девочек - с новым школьным друзьями Сацуки (они все тоже умерли?). По-моему, насчёт их смерти - излишняя драматизация.
> со сроками у них было швах, время пожимало, а так как раскрашивали картинки совсем не те, кто их рисовал, могли в конечном итоге и пропустить такую мелочь
Тени у девочек не прорисованы ещё и в сцене встречи с отцом. У него тень есть. А у них потом опять появляются. Или это маркер их общения с потусторонним миром (за минуту до приезда папы они виделись с Тоторо), или это действительно чисто технический момент.
> Блин, не могу смотреть анимэ- тараканы на чердаке начинают вести себя странно. А многие это изучают, прутся и возводят в культ!
Я вот аниме терпеть не могу - за каноны изображения, клишированные сюжеты и потоковость, но Миядзаки - дело особое. И ешё сериал про Аанга очень понравился, хоть и американский, на удивление неглупый. Ребёнок смотрел - самой стало интересно. (Хотя с Мияздаки не сравнить.)
> - Я читала, что Миядзаки срисовал Чихиро с молодого старательного сотрудника студии, который добросовестно бегал с поручениями старших коллег.
>
> - Эээ.. нууу.. понимаешь, там действие просходит в бане. Клиентов в бане _всегда_ обслуживают.. ээ.. available women. Посмотри на её клиентов. Они все очень-очень грязные. У них грязные мысли, они грязные сами. А NoFace, чёрный персонаж в маске - он же совершенно фаллический. Он олицетворяет все грязные желания посетителей.
Что-то меня на несколько комментов разнесло, извините :) Но уж больно странные вещи излагал иностранец. Как нетрудно заметить, Чихиру до обслуживания посетителей обычно не допускали, она уборщица, бегает с мелкими поручениями, никак не девушка для утех. Это разные статусы, и местные девушки для утех - улитки - от неё носы воротили. Когда припёрся донельзя загаженный людьми бог рек, от которого всех заколодбило, её именно как чернорабочую послали его мыть. Там не интим был, там была работа землекопа. Потом ей морально помогать бросились все, и клиенты, и персонал. Тянем-потянем. Это что, сцена группового секса, что ли? Дальше: безликого привлекла жадность персонала, об этом говорит Юбаба. И он, натурально, жрёт. Он принял облик самой очевидной доля этой бани черты. ТО, что именно Чихиру его вылечила, это никак не намёк на интим с маленькой девочкой, а отражение её характера в нём: в ней отрицательных черт нет, поэтому он рядом с ней не перерождается в какой-либо порок. Потом он спокойно зажил у Зенибы - в качестве фаллоимитатора старушке, что ли, перепал?
В общем, некоторые японцы совсем родной культуры не понимают :)
> Я вот аниме терпеть не могу - за каноны изображения, клишированные сюжеты и потоковость, но Миядзаки - дело особое. И ешё сериал про Аанга очень понравился, хоть и американский, на удивление неглупый. Ребёнок смотрел - самой стало интересно. (Хотя с Мияздаки не сравнить.)
Кланнад и Канон отличные вещи, и поплачишь и посмеешся... Хотя во втором сезоне Кланнада скорее будешь плакать, мощная вещь. Заодно показали как "хорошо2 будет жить тот кто хулиганил в школе и забивал на учебу.