Склочник и алкоголик Минаев не скрывал своей ненависти к русским классикам — сам он не мог меряться с ними талантом, собственные стихи его были безнадёжно слабы, а амбиции непомерны. Весьма похоже на уже забытого сейчас поэта-пародиста Александра Иванова, такого же космополита, русофоба, того самого, который визжал, что он в войну поддержал бы фашистов, потому что при "фашизме была частная собственность." Кстати, так же умершего от алкоголизма. Нет, наверное, ни одного классика и крупного произведения, которое он бы не оплевал и переврал. Его имя обычно упоминалось в связи с литературными фальсификациями, на которые он был мастак, и какими-то пошлыми скандалами. Для усиления эффекта от фальсификаций, скандалов и розыгрышей они иногда действовали вместе с журналистом и странноватым издателем Бартеневым. Говорят, Минаев мог бы быть хорошим литератором, но разменял свои способности на пошлоё ёрничанье, хихикание и желчное глумление. Гении как были, так и остались, а клоуна уже никто и не помнит. И не вспомнил бы, если бы не его старая фальсификация, использованная затем недобрыми людьми.
Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в школе часто начинается и заканчивается стихотворением "Прощай немытая Россия", изучение его наизусть обязательно для школьников уже нескольких поколений. Это привело к тому, что если и не все восемь строк, то слова "немытая Россия, страна рабов, страна господ", ставшие мощным идеологическим штампом, знают практически все.
У Лермонтова много гениальных стихов, просто близко не сравнимых по уровню с упомянутым "стишем", но в школьную программу включены вовсе не они, а вот это. Кривоватый слог, убогие сравнения и полное отсутствие глубины, столь характерной для Лермонтова. Хуже произведения для представления его творчества подобрать сложно. Бесспорно, у каждого поэта или писателя, как бы велик он ни был, есть вещи удачные и неудачные и для изучения в школе было бы естественным отобрать лучшие образцы. Если, конечно, целью является развитие молодого поколения, а не что-то иное. Есть очень серьёзные основания полагать, что основной целью появления сего творения в учебниках и его всемерного массового тиражирования были не литературные достоинства, а его кричащая русофобия. То есть это акт грамотной идеологической войны.
Но может быть у лиц, вводивших его в школьные учебники, несмотря на протесты специалистов-литературоведов, просто такие своеобразные литературные вкусы и "где уж нам, убогим" судить об уровне стихотворения, это дело небожителей?
Нет, дело тут не в спорах эстетов. Дело в том, что советские (и по большей частью российские на раннем постсоветском этапе по инерци) учебники строились на принципах строгой научности. Сомнительные гипотезы и двусмысленные вещи туда не допускались и близко. Ошибки, естественно встречались, но они всего лишь отражали сложности развития науки и смены теорий.
Это, с позволения сказать, произведение разительно отличается от прочих стихотворений Лермонтова (помимо зашкаливающей русофобии, антипатриотизма и, мягко сказать, негениальности) тем, что не существует никаких прямых доказательств, что оно принадлежит именно ему, а не другому человеку. То есть вообще никаких.
Есть только тысячи раз повторённое утверждение, которое от многократных повторений приобретает в массовом сознании статус истины. И повторения эти тиражируются в школьных учебниках и изданиях сочинений поэта. Согласно требованиям научности именно сторонники того, что это стихотворение принадлежит данному поэту и обязаны это доказать. Но они этого делать не собираются, ссылаясь на... научную и литературную традицию, которую сами же создают. За аргумент обычно выдаются истерики и доводы вроде ссылки на мнение Короленко где-то от 1890 г (полвека после смерти Лермонтова). Им зачем-то очень нужно, чтобы дети с малых лет считали Родину "немытой" и убогой. А что мытое-то, то есть чистое? Может быть Персия, Индия или Китай? Ни в коем случае. Чистое и прогрессивное - Запад, ясное дело, с него пример надо брать, а то и молиться на него.
То есть цель сего произведения вовсе не познакомить детей с лучшим образцами великой русской литературы, а совершенно другая - вбить в головы детей русофобский штамп. Можно утверждать, что единственная причина, по которой стихотворение вошло в школьные учебники - это его мощный русофобский "посыл", поданный в обёртке от стихов гениального русского поэта, штамп, который будет заложен в подсознание практически всего населения страны. Для чего? Понятное дело, для последующего манипулирования с недобрыми целями уже выросшими людьми. Ну если уж гениальные люди так отзывались о России, она ж, наверное, и в самом деле убогая, омерзительная и вонючая?! А ведь скажи напиши они честно: "стихотворение неизвестного поэта конца 19 в." и весь ореол с него слетит моментально. Кому оно нужно, не будь оно приписано Лермонтову? Так что не зря включали его в учебники и сборники, нарушая все принципы - очень надо было.
К слову сказать, словосочетание "немытая Россиию" если чем и примечательно, так это своей подлостью и переворачиванием ситуацию с ног на голову. Уж по уровню гигиены с русским мужиком из самой захудалой деревне, сотни лет мывшегося в парной бане как минимум, раз в неделю, не сравниться не то что что европейский крестьянам, мывшихся два раза в жизни, но и самым изысканным французским дворянам, мывшимся, в лучшем случае раз в год и придумавшим духи и одеколон для отбивания невыносимого смрада немытого тела по нескольку раз в жизни и дворянкам, носящим блохоловки.
Если вернуться к упомянутому произведению, то литературоведами давно с весьма высокой вероятностью установленно что стихотворение "Прощай немытая Россия" не принадлежит Лермонтову и его автором является совершено другой человек.
Вот основные признаки этого: -нет автографа автора (оригинала). -произведение впервые появилось через 32 года после гибели поэта, а в печати появилось только 1887 году. -анализ стиля показывает полное несоответсвие стилю Лермонтова. Так кривые образы "голубые мундиры", "паши" не встречаются нигде более.
-Довольно чётко определён наиболее вероятный истинный автор - поэт-пародист Дмитрий Минаев, ярый антипатриот и антигосударственник, даже русофоб, активно писавший свои пародии и эпиграммы как раз в тот период, когда "стихотворение нашлось". Именно для него характерны стилистические обороты этого стихотоворения.
- Исходно существовало несколько версий стихотворения. Так были версии со словами "сокроюсь от твоих царей" и "сокроюсь от твоих вождей", что было бы странно более чем через 30 лет.
Склочник и алкоголик Минаев не скрывал своей ненависти к русским классикам - сам он не мог меряться с ними талантом, собственные стихи его были безнадёжно слабы, а амбиции непомерны. Весьма похоже на уже забытого сейчас поэта-пародиста Александра Иванова, такого же космополита, русофоба, того самого, который визжал, что он в войну поддержал бы фашистов, потому что при "фашизме была частная собственность." Кстати, так же умершего от алкоголизма. Нет, наверное, ни одного классика и крупного произведения, которое он бы не оплевал и переврал. Его имя обычно упоминалось в связи с литературными фальсификациями, на которые он был мастак, и какими-то пошлыми скандалами. Для усиления эффекта от фальсификаций, скандалов и розыгрышей они иногда действовали вместе с журналистом и странноватым издателем Бартеневым. Говорят, Минаев мог бы быть хорошим литератором, но разменял свои способности на пошлоё ёрничанье, хихикание и желчное глумление. Гении как были, так и остались, а клоуна уже никто и не помнит. И не вспомнил бы, если бы не его старая фальсификация, использованная затем недобрыми людьми.
Кому выгодно было не смотря на протесты специалистов включать это стихотворение в сборники Лермонтова? Это интересный вопрос. Вроде как была попытка ввести стихотворение в школьную программу в 20-е годы, но в начале 30-х, когда Сталин стал набирать силу, оно исчезло оттуда вместе с многими другими русофобскими творениями. Тогда немало активных русофобов были "безвинно репрессированы" как потенциальная (или уже сформировавшаяся) "пятая колонна" в преддверии надвигающейся великой Войны.
Впервые массовый вброс начался в 1961 году, при Хрущёве. В среде литературоведов ходят слухи, что продавили с уровня ЦК КПСС через Академию Наук. Но кто именно стоял за идеей этого вброса и кто заставил ввести стихотворение в полный сборник сочинений, сделав таким образом его литературным каноном, до сих пор неясно.
> Вроде как была попытка ввести стихотворение в школьную программу в 20-е годы, но в начале 30-х, когда Сталин стал набирать силу, оно исчезло оттуда вместе с многими другими русофобскими творениями.
Где бы взять советские школьные учебники 30-50 годов? Сравнить с учебниками, например, 80-х.
> Весьма похоже на уже забытого сейчас поэта-пародиста Александра Иванова, такого же космополита, русофоба, того самого, который визжал, что он в войну поддержал бы фашистов, потому что при "фашизме была частная собственность."
Черт. Меня всегда, еще со школы, удивляло, как Лермонтов мог написать такое стихотворение? Ведь в остальном его творчестве нет ничего похожего. А тут рраз! И высрал. Хорошо, если это не он.
> Если дашь мыло, могу скинуть учебник логики 54 года.
А ты, тонко намекаешь!
Учебник логики у меня есть. Где бы взять учебники начальной и средней школы по русскому языку, литературе, математике, физике и пр.
Не в последнюю очередь потому, что дочке скоро в школу, а нынешние учебники, особенно для начальной школы, — ад и содомия мозга.
Даже и не думал.
Ещё есть полит экономия и психология. Остальные тоже бы с удовольствием прочитал.
Есть ещё в бумажном варианте справочник строителя, вот это мега книга. Написано так, что и дебил поймёт и прекрасные иллюстрации.
> Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в школе часто начинается и заканчивается стихотворением "Прощай немытая Россия", изучение его наизусть обязательно для школьников уже нескольких поколений.
Камрады, кто в курсе - его действительно в школе учат? Я этого стиха в своей школьной программе не припоминаю. Учился с 1990 по 2000. "Россию" Блока учили, а этого не было.
> Есть ещё в бумажном варианте справочник строителя, вот это мега книга. Написано так, что и дебил поймёт и прекрасные иллюстрации.
В армии довелось месяца три подряд копировать тексты и иллюстрации из уставов и наставлений 50-х годов. Ни до, ни после не видел ничего более толкового.
> Изучение творчества М.Ю. Лермонтова в школе часто начинается и заканчивается стихотворением "Прощай немытая Россия", изучение его наизусть обязательно для школьников уже нескольких поколений.
>
> Камрады, кто в курсе - его действительно в школе учат? Я этого стиха в своей школьной программе не припоминаю. Учился с 1990 по 2000.
Э... Так это ж было про царскую Россию. Потому и вставили в советские учебники. Мол, ка страшно было при царе, и как хорошо при советской власти. Если так подходить, то практически вся школьная программа, касающаяся 19-го века, руссофобская. "Горе от ума", "Кому на Руси жить хорошо", "Ревизор" и т.д. А уж "История одного города", так вообще диверсия.
Помню, 25 октября 1991 года шёл выпуск "Поля чудес", где участвовали известные артисты. Тогда мне 9 лет было, и выпуск казался интересным. Недавно нашёл его в инетах и пересмотрел. Это была просто жесть. Выпуск от начала и до конца пидорско-антисоветский. Во-первых, имена участников говорят о многом: в частности, в первом туре были Макаревич, Абдулов и этот самый Иванов. Абдулов с гордостью рассказывал, что его в детстве не взяли в пионеры, Листьев устроил ему это посвящение прямо на передаче, при этом Макар как побывавший в пионерах диктовал Абдулову торжественную клятву. Ну а Иванов выдал очередной эпиграммы на Алексея нашего Матвеича Пушкина: "Конец марксизма-ленинизма, Россия вспряла ото сна, и на обломках коммунизма напишут наши имена". И таким вот образом все участники вместе с ведущим всю передачу плясали на обломках страны.
Не припомню, чтобы какие-нибудь действительно гениальные творцы были замечены в русофобстве. Только всякая шпана умело срет на свою Родину, прикрывая высеры творчеством.
Да, было дело, учили этот стишок. Удивлялся в детстве корявости этого произведения. Как сейчас помню, там еще после слова "преданный" стояла сноска: "Здесь - отданный во власть". Еще в начале 90-х, если не ошибаюсь, в "Нашем современнике" прочел разбор стихотворения с выводом - это безусловно не Лермонтов. Там, в частности, среди доводов, был и такой. Мундиры корпуса жандармов имели цвет синий (ближе к темно-синему). Бывший неплохим художником Лермонтов никак не мог их назвать "голубыми мундирами".
Хоть голова дырявая и не все помню (хотя только 4 курс универа)но в школе этого "стишка" не проходил, и в учебниках и сборниках произведений которые брал в школьной библиотеке его не было
Мне было 17, и я тоже орал "долой хунту" . Уже в 93 у меня было другое мнение
Тогда многие были одурманены, камрад. Сомневаюсь, что Иванов был из кукловодов.ъ
А еще Иванов, помнится, в "Литературной газете" 16-ю страницу вел, я по молодости лет, только ее и читал!!!
>Александра Иванова, такого же космополита, русофоба, того самого, который визжал, что он в войну поддержал бы фашистов, потому что при "фашизме была частная собственность."
"У него было размягчение мозга. И он знал это."(с)Александр Иванов.
Как-то раз, смотрел "Горе от ума" в погоревшем нашем ТЮЗе в исполнении гастролирующего ростовского театра. После заветных слов про поездку к тете, зал пару минут аплодировал. Было смешно.
> Сразу вспомнил "Вокруг смеха". А мне нравилось когда-то. Порвали очередной шаблон.
Кстати, при чем тут к теме статьи вообще пародист Иванов?
К примеру, про его утверждения якобы о том, что "при фашизме была частная собственность" нигде не читал.
Может он где такое и говорил, возможно.
Передача была отменной, на тогдашнем ТВ пургу не гнали, а что он там кому на кухне под водку говорил -- то такое.
Если говорил -- мудак, значит.
По теме статьи -- нас-то в тоталитарной советской школе учили, что в стихотворении отбывающего в ссылку на Кавказ Лермонтова речь идет о [царской] России, поэтому слова "прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ" вполне объяснимы.
Куда там современные хипстеры это пытаются проецировать на современность -- это их проблемы.
> Если так подходить, то практически вся школьная программа, касающаяся 19-го века, руссофобская. "Горе от ума", "Кому на Руси жить хорошо", "Ревизор" и т.д. А уж "История одного города", так вообще диверсия.
Такие ссылки браузер самостоятельно не понимает, если не установлен тот софт, который ответственнен за обработку данного протокола (magnet, ed2k и т.д.)
> Где бы взять советские школьные учебники 30-50 годов? Сравнить с учебниками, например, 80-х.
Недавно видел советский учебник немецкого языка для третьего класса, 1951 года издания. Я торговал учебной литературой, и перевидал ее очень много, но такой качественной книги пожалуй и не видел. Качественной и в смысле полиграфии и в подаче материала.
А мне кажется, автор статьи перегибает палку, связывая размещение стиха в учебниках именно с русофобией. Ведь ясно же, что в советское время в учебники заставляли все те произведения, в которых авторы так или иначе высказывались против царизма, стало быть, отдавали душу идеям революции. Вспомните, ведь на уроках литературы все творчество разбиралось сквозь призму освобождения от гнета. Лермонтов ли написал данный стих или нет, но в общий концепт он стопроцентно вкладывается.
> Как-то раз, смотрел "Горе от ума" в погоревшем нашем ТЮЗе в исполнении гастролирующего ростовского театра. После заветных слов про поездку к тете, зал пару минут аплодировал. Было смешно.
> Черт. Меня всегда, еще со школы, удивляло, как Лермонтов мог написать такое стихотворение? Ведь в остальном его творчестве нет ничего похожего. А тут рраз! И высрал. Хорошо, если это не он.
И меня!!! И меня, камрад, жутко удивляло и огорчало!!! [лезет обниматься]
> Акцент делался на то, что речь идет о царской России
нам тоже учительница это говорила, но... Все равно как-то гадко казалось. Ведь если "прощай!", значит, лирический герой благополучно помашет платочком, плюнет за борт и поедет себе в куршевели-лондОны?
Ведь не каждый учитель сделает акцент на том, что Лермонтов уезжал именно в ссылку. А если и сделает, то не каждый двоечник это запомнит. А в голове у кого-то отложится только "Сам Лермонтов сказал "поравалить".
Я учил в школе этот стишок в начале 90х годов. Учебники были старые, так что, уверен, и в 80х этот стишок изучали. Мне он запомнился больше других - очевидно, по причине его резкости и эмоциональной насыщенности.
А вообще получается, что ошибка коммунистов была в том, что они отказались от преемственности царской России. Они отреклись от ее наследия, тем самым лишив себя опоры на прошлое. Хотя, с другой стороны, подобное часто происходит в мировой истории. Вот Германия сейчас, например, полностью отмежевалась от гитлеровской Германии. Правда, этот период истории был короткий по сравнению с теми пластами предыдущей истории Германии, от которых не отказываются. Как бы невелика потеря.
Удивилась, прочитав в Литературной критике Владимира Соловьёва, что он считает Лермонтова предшественником Ницше. Сразу захотелось доучить немецкий язык, чтобы быть в состоянии читать первоисточники.
Изучал где-то 60-70-х; уже не помню точно, в каком классе, но точно, было. Запомнилось тем, как литераторша настойчиво разъясняла, что автор страну любил, а не любил грязь и тех, кто ее разводит. Так, если вкратце. Полагаю, что такова и общая установка была; она вообще по жизни установкам строго следовала.
> ошибка коммунистов была в том, что они отказались от преемственности царской России. Они отреклись от ее наследия, тем самым лишив себя опоры на прошлое.
[конспектирует] Профессор, а можно вопрос?
От какого наследия царской России отреклись большевики? Что конкретно вы, профессор, имеете в виду?
Сибирь чтоль Англии подарили?
Царских полководцев да ученых изничтожили?
Москву да Петербург сожгли?
Мережковский, говоря о Лермонтове: "Потомок шотландского чернокнижника Фомы Лермонта и предок немецкого антихриста Ницше не мог иметь иного конца".
Не помню, чтобы учила про немытое. Нам на выбор давали, поэтому учила из Мцыри.
Ко мне он кинулся на грудь:
Но в горло я успел воткнуть
И там два раза повернуть
Мое оружье... Он завыл,
Рванулся из последних сил,
И мы, сплетясь, как пара змей,
Обнявшись крепче двух друзей,
Упали разом, и во мгле
Бой продолжался на земле.
> Кстати, при чем тут к теме статьи вообще пародист Иванов?
Автор внезапно про него вспомнил! В результате в коряво написанном абзаце непонятно, о ком идет речь - то ли о Минаеве, то ли об Иванове, то ли они оба сотрудничали с Бартеневым.
> Э... Так это ж было про царскую Россию. Потому и вставили в советские учебники. Мол, ка страшно было при царе, и как хорошо при советской власти. Если так подходить, то практически вся школьная программа, касающаяся 19-го века, руссофобская. "Горе от ума", "Кому на Руси жить хорошо", "Ревизор" и т.д. А уж "История одного города", так вообще диверсия.
Угу. Только вот во всех этих произведениях критиковали кого угодно: от царских чиновников, до государя императора, но никогда Россию как таковую.
Тем более Лермонтов хоть и был человеком прямым и резким, но родину искренне любил, стихи ей посвящал. И этот стих в контекст его произведений вписывается примерно так, как вписывалась бы статья Ленина "О пользе и необходимости царской власти" в его собрание сочинений.))
> Мундиры корпуса жандармов имели цвет синий (ближе к темно-синему). Бывший неплохим художником Лермонтов никак не мог их назвать "голубыми мундирами".
> Ко мне он кинулся на грудь:
> Но в горло я успел воткнуть
> И там два раза повернуть
> Мое оружье... Он завыл,
> Рванулся из последних сил,
И снова бросился на грудь!
Но я опять сумел воткнуть
И там раз десять провернуть
Мое ружье. Он не выл,
Не бился из последних сил,
Но снова бросился на грудь!
И мне опять пришлось воткнуть
И там раз тридцать провернуть...
Примерно такой же миф что великий русский композитор Чайковский из этих. Из нетрадиционных. А единственный источник этого мифа записи одной дворянки обезьяны. Они с сестрой хотели Мусоргского с Чайковским склеить а те их лесом послали.
Странное дело, нам в школе такой стишок не давали, что для ЛР начала-середины 90-х не характерно, ибо высраться на бывшую метрополию и подчеркнуть своё "культурное превосходство" было в порядке вещей.
Лермонтов, к слову, у меня один из любимейших поэтов. К сожалению его действительно мощные вещи в школах не преподают и абсолютное большинство граждан кроме "Бородина" у него ничего не знают. А ведь есть у Лермонтова стихи до сих пор не утратившие актуальности и злободневности. Но к такому школьников не допустят:
***
На берегу ее кипучих вод
Недавно новый изгнанный народ
Аул построил свой — и ждал мгновенье,
Когда свершить придуманное мщенье.
Черкес готовил дерзостный набег,
Союзники сбирались потаенно,
И умный князь, лукавый Росламбек,
Склонялся перед русскими смиренно,
А между тем с отважною толпой
Станицы разорял во тьме ночной,
И, возвратясь в аул, на пир кровавый
Он пленников дрожащих приводил,
И уверял их в дружбе, и шутил,
И головы рубил им для забавы.
***
Легко народом править, если он
Одною общей страстью увлечен,
Не должно только слишком завлекаться,
Пред ним гордиться или с ним равняться,
Не должно мыслей открывать своих
Иль спрашивать у подданных совета
И забывать, что лучше гор златых
Иному ласка и слова привета!
Старайся первым быть везде, всегда,
Не забывайся, будь в пирах умерен,
Не трогай суеверий никогда
И сам с толпой умей быть суеверен.
Страшись сначала много успевать,
Страшись народ к победам приучать,
Чтоб в слабости своей он признавался,
Чтоб каждый миг в спасителе нуждался,
Чтоб он тебя не сравнивал ни с кем
И почитал нуждою — принужденья.
Умей отважно пользоваться всем
И не проси никак вознагражденья!
> По теме статьи -- нас-то в тоталитарной советской школе учили, что в стихотворении отбывающего в ссылку на Кавказ Лермонтова речь идет о [царской] России, поэтому слова "прощай, немытая Россия, страна рабов, страна господ" вполне объяснимы.
В стихе не идет речь - прощай немытая царская Россия. Там прямым текстом написано, именно про Россию вообще. Здесь получилось как с некоторыми недоумками, которые целились в коммунизм а попали в Россию, а тогда целились в царизм, а попали опять таки в Россию. И в данном контексте уже не важно по дурости ли это произошло, или согласно теории заговора, результат на лицо, и этот говеный стих мне не раз различные русофобы/западнофилы, в лицо тыкали. Теперь хоть есть чем ответить.
> Учебник логики у меня есть. Где бы взять учебники начальной и средней школы по русскому языку, литературе, математике, физике и пр.
> Не в последнюю очередь потому, что дочке скоро в школу, а нынешние учебники, особенно для начальной школы, — ад и содомия мозга.
В конце 80-х годов я пользовался учебником и хрестоматией по русской литературе за 10-й класс. Запомнилось только то, что там не было Достоевского.
> Лермонтов, к слову, у меня один из любимейших поэтов
Целиком разделяю, камрад!
Клянусь я первым днем творенья,
Клянусь его последним днем,
Клянусь позором преступленья
И вечной правды торжеством.
Клянусь паденья горькой мукой,
Победы краткою мечтой;
Клянусь свиданием с тобой,
И вновь грозящею разлукой;
Клянуся сонмищами духов,
Судьбою братьев мне подвластных,
Мечами ангелов бесстрастных,
Моих недремлющих врагов;
Клянуся небом я и адом,
Земной святыней и тобой;
Клянусь твоим последним взглядом,
Твоею первою слезой,
Незлобных уст твоих дыханьем,
Волною шелковых кудрей;
Клянусь блаженством и страданьем,
Клянусь любовию моей...
И все же не понял, "Прощай, немытая Россия" - считать хорошим стихотворением, или плохим???
Я о Лермонтове в первый раз услышал ещё до соответствующей школьной программы - из передач Андроникова. Пошёл читать - первое, что прочитал, было "Выхожу один я на дорогу". Уровень, конечно, со стихотворением о "немытой России" сильно разный. Ну, как "Лука Мудищев" с "Письмом Татьяны" примерно.
Спасибо, улыбнулся и удивился.
Много лет назад слышал эту пародию, но что-то подзабыв был уверен, что это пародия на Улицкую. Оказывается на какую-то Уварову. Правда такое впечатление, что это один и тот же человек. Улицкая и по сегодняшний день с тем же придыханием о болячках пишет.
> И все же не понял, "Прощай, немытая Россия" - считать хорошим стихотворением, или плохим???
Гнилые стишки, которые явно не Лермонтовым писаны. Нам в школе о маловероятном участии Лермонтова в их написании на уроках литературы рассказывали. Учительница у нас была фанаткой декабристов и Лермонтова )), сама мини музей в аудитории организовала, материалы собирала. Много интересного рассказывала. Соответственно Лермонтова мы учили не по школьной программе. Я, помнится, "Песнь про купца с калашниковым" учил наизусть))
> Помню, 25 октября 1991 года шёл выпуск "Поля чудес", где участвовали известные артисты.
Начал смотреть выпуск - ад! Вопрос Листьева Макаревичу: "Во сколько тысяч слов вы оцениваете свой словарный запас?". Макаревич: "Ну, тысяч тридцать, наверное". Хули, куда там Пушкину!
> Я, помнится, "Песнь про купца с калашниковым" учил наизусть))
Кстати, зацените концовку:
И казнили Степана Калашникова
Смертью лютою, позорною;
И головушка бесталанная
Во крови на плаху покатилася.
Схоронили его за Москва-рекой
На чистом поле Промеж трех дорог:
Промеж Тульской, Рязанской, Владимирской,
И бугор земли сырой тут насыпали,
И кленовый крест тут поставили,
И гуляют-шумят ветры буйные
Над его безымянной могилкою,
И проходят мимо люди добрые:
Пройдет стар человек — перекрестится,
Пройдет молодец — приосанится;
Пройдет девица — пригорюнится,
А пройдут гусляры — споют песенку.