Ждёшь новых лекций Бориса Юлина? Поддержи проект!
Борис Юлин. Здравствуйте!
Что можно сказать о России, которую мы потеряли. Кроме того, что было уже многократно сказано.
Вот сейчас, например, столкнулся опять с заявлениями, типа того, что революция была не нужна, можно было обойтись без неё. Что никому лучше от революции не стало. Есть в принципе достаточно известные слова лидера КНРФ Зюганова, что страна исчерпала свой лимит на революции.
Я предлагаю просто рассмотреть, что изменилось в нашей стране в результате революции. То есть, как «не стало никому лучше». Просто будет небольшой такой набор изменений.
Для начала попробуем определить, что за люди населяли Российскую империю. У нас основная часть населения, то есть более ¾ населения страны, составляли крестьяне. Был определённый процент рабочих. Промышленных рабочих составляло, по-моему, 3,7% населения вместе с семьями. Менее 2% составляло дворянство. Небольшую часть населения составляло ещё духовенство, которое тоже имело определённые привилегии. Были государственные чиновники, мещане.
То есть, основная масса населения – это всё-таки крестьяне, на втором месте, с сильным отставанием, но всё равно обгоняя все остальные так сказать общественные страты, у нас идут рабочие.
Что у нас изменяется с революцией.
Первое. В результате одного из первых декретов Советской власти – «Декрета о земле», было ликвидировано помещичье землевладение, оставшееся ещё со времён крепостного права, и земля была поделена между крестьянами по числу едоков. То есть у крестьян стало больше земли.
Для помещиков это, разумеется, стало хуже и для крупных кулаков. Для подавляющего большинства крестьян – стало лучше. У них стало больше земли.
Дальше. Рабочий день с 10,5 часов был сокращён до 8 часов. То есть у нас стал самый короткий рабочий день и при этом, восьмичасового рабочего дня почему-то оказалось, что тоже хватает. То есть рабочим в плане загрузки тоже стало лучше.
До революции в Российской Империи была крайне слабая система здравоохранения. На несколько обычно сёл, деревень имелся один медик. Часто даже не врач, а фельдшер. Больниц катастрофически не хватало. С эпидемиями и болезнями боролись крёстными ходами, целованием икон, обращением к бабкам-травницам, а то и колдуньям, и собственно говоря, самолечением. В результате была колоссальная детская смертность, значительная часть детей, очень большой процент, не доживала даже до года. Во времена любых эпидемий люди гибли сотнями тысяч, а то и миллионами. То есть полноценной системы здравоохранения не было.
Сразу после революции стала создаваться система здравоохранения общая для всех, где каждый гражданин Советского Союза имел доступ к лечению, притом, любой сложности, при любых заболеваниях, совершенно бесплатно и это было для всех. На начальном этапе конечно медицина была ещё достаточно слабая, но это было для всех. И государство очень серьезно озаботилось после революции профилактикой заболеваний: регулярный контроль, проверки населения, в дальнейшем появилась флюорография, что позволяет контролировать возможность распространения туберкулёза, и так далее.
Всё это позволило резко снизить смертность, для всех возрастных групп, и поднять до нормального, в принципе среднеевропейского уровня, продолжительность жизни у нас в стране. Хотя до этого она была гораздо ниже, мы шли с большим отставанием от основных европейских стран. То есть, здравоохранение стало лучше.
В Российской Империи несколько раз рассматривалась реформа образования, но в принципе более или менее до ума была доведена только земская реформа при Александре II. Образование охватывало меньшую часть населения. То есть большая часть граждан образования не имела. Довольно значительная часть граждан не умела вообще ни читать, ни писать. То есть речь даже шла не об образовании, а о самой базовой грамотности, о наличии навыков чтения и счёта, даже это умели далеко не все.
Рассматривалась ипатьевская система создания нормального полноценного общего образования, но такие реформы рассматривались периодически, но они не осуществлялись, их никто не делал.
Сразу после революции, вернее, после окончания Гражданской войны, у нас озаботились, во-первых, ликбезом – ликвидация безграмотности – где всех учили читать и считать. И сразу стала создаваться система всеобщего среднего образования. Первоначально была четырёхлетняя школа, потом перешли к семилетке, потом, когда накопили достаточное количество учебных кадров и создали достаточную базу для образования, перешли к десятилетнему образованию. Обязательному для всех. То есть все граждане страны стали получать образование. Чего в Российской Империи не было и в общем-то в ближайшие десятилетия и не ожидалось.
Далее. В Российской Империи было абсолютно неравное положение мужчин и женщин. Например, в среднем, на заводе за одну и ту же работу женщина получала в 2-3 раза меньше, чем мужчина. Просто – одна и та же работа, по сути одна и та же должность, зарплата – меньше. Женщина была ограничена в правах. Она была сильно ограничена в имущественных правах, практически не имела возможности делать карьеру, была не равна с мужчиной перед законом. Тем не менее, многие сейчас пытаются об этом как бы ностальгировать.
Но. После революции было объявлено полное равенство мужчин и женщин. И, собственно говоря, оно и было осуществлено. То есть все права были полностью выровнены. Кроме тех, которые объясняются физиологическими различиями, например, то, что касалось деторождения, это касалось женщин, а не мужчин, это совершенно очевидно.
Это то, что касается прав полов. Но были ещё и различные права между различными сословиями. Делл в том, что Российская Империя была сословным государством. Например, ни дворяне, ни духовенство не платили никаких податей, они имели серьёзные привилегии, касающиеся и государственной службы и образования. А у духовенства, собственно говоря, в обычных взаимоотношениях были довольно серьёзные преимущества.
Вот эти сословные различия были полностью ликвидированы Февральской революцией. До этого эти различия давили на население постоянно.
Кроме того, после революции была введена свобода вероисповедания. До этого у нас было явное преимущество государственной религии – православия и переход из других конфессий, например иудаизма, ислама в православие приветствовался. А попытка перейти из православия в другую конфессию преследовался в уголовном порядке, это и обеспечивало большой процент православных и постоянный рост этого процента. Варианта быть атеистом, безбожником, не предусматривалось вообще.
Собственно говоря, это то, что дала революция людям. Это касается как раз объяснения по той теме, что в результате революции «никому лучше не стало». То есть сокращение рабочего дня, образование, медицина, передел земли, ликвидация сословных привилегий и так далее, это «никому лучше не стало».
Вот интересно, в головах людей, которые так искренне считают, «никому» – это кому именно? То есть население страны, это кто? Только дворяне например? Или только дворяне и духовенство? Или может дворяне, духовенство и купечество? Но если их всех вместе сложить, это пара-тройка процентов населения.
А революция делалась в интересах большинства. И делалась потому что преобразовать страну само правительство было не способно. Оно не имело к этому ни желания, ни возможностей. А если революция не происходит сверху, когда она назрела, тогда она неизбежно происходит снизу. Это просто историческая данность.
На этом – всё.