15 августа 1990 года погиб в автокатастрофе Виктор Цой.
Он, кстати, учился в одном известном заведении вместе с Дементием.
Лет нам было примерно одинаково, я 1961 года, он 1962.
Фанатом творчества никогда не был, скорее наоборот — вообще не слушал.
Потому что лет тогда уже было много, жизнь страшна и не до этого.
Но Цой — единственный, чьи песни не бесили дуростью тогда и не бесят теперь.
Цой был настоящим поэтом, а не конъюнктурщиком.
А за строчки "война — дело молодых, лекарство против морщин" — можно смело поставить памятник.
Земля пухом.
> Он, кстати, учился в одном известном заведении вместе с Дементием.
Мой бригадир, когда я в связи работал, тоже учился там же параллельно. Бугор прикалывался, мол, заходит Цой к ним в комнату в общаге и ноет: "Ребята, ну научите на гитаре играть!". Но они не пересекались, шутил так просто.
Как-то двояко все-таки.
С одной стороны, конечно, грустно, когда уходят таланты, Высоцкий, Шукшин, Цой.
С другой стороны, не знаешь, может это и к лучшему, а то начнут перековываться по типу Бориса Стругацкого, одно расстройство.
> Как-то двояко все-таки.
> С одной стороны, конечно, грустно, когда уходят таланты, Высоцкий, Шукшин, Цой.
> С другой стороны, не знаешь, может это и к лучшему, а то начнут перековываться по типу Бориса Стругацкого, одно расстройство.
Константин Семин считает Цоя опосредованным инструментом запада, который в какой-то мере повлиял на распад союза. Дмитрий Юрьевич, что про такое думаете?
Когда был маленький - нравились его детские песни...
...а еще весь двор учился на гитаре играть по Звезде и Восьмикласснице.
...а потом на три гитары играли Группу крови и девочки нас целовали..
Когда стал его ровесником - начал понимать его взрослые...
"Дом стоит свет горит, из окна видна даль, так откуда взялась печаль?"
Жаль многое не написал и многое не сделал.
Ho я верю, что ты снова скажешь эти несколько слов.
И тогда я готов оставить след на этом снегу.
И я знаю, что мне не долго осталось ждать
Чтобы снова увидеть сoсны на морском берегу.
...Красная, красная кровь
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава...
От героев былых времён
Не осталось порой имён,
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землёй и травой...
Может у этого поэтического образа ещё более глубокие исходники имеются - я не в курсе, но данная лежащая на поверхности реминисценция на грани плагиата слегка коробила ещё когда тогда. "Глаза молодых солдат", которые "с фотографий увядших глядят" в ту же кассу, хоть и не так явно.
Да и вообще, именно эту песню я как-то не очень.
Хорошо помню тот день и Алма-Ату тогдашнюю. Как цветы и фотки его в подземный переход фанаты несли. Был шок для нас молодых. Аналог 11 сентября, этот день тоже практически все помнят. Земля пухом...
А я как раз рос одновременно с творчеством Цоя. По крайней мере, так казалось. Казалось, что его альбомы взрослели с каждым годом, как и мы. Помню, каждый альбом который выходил мы заслушивали до дыр, знали все слова. Слова простые и аккорды простые, но смыслы вложены для подростка-мальчишки очень важные: любовь, истина, война, смерть, перемены. И если я слышу его музыку даже сейчас то она мне не кажется устаревшей - и это, лично для меня, признак классики.
"Я люблю ночь за то, что в ней меньше машин"
Всегда нравится ехать на машине ночью под музыку группы "Кино". Особенно под песни из альбома "Ночь".
Земля пухом.
Музыка - очень мелодичная. Стихи - очень поэтичные. "Спокойная ночь" - любимое. Очень легко было играть и петь его песни вечером под гитару, у костра где-нибудь, хором
Когда Цой погиб,был в учебке (служил срочную), не верилось до последнего,казалось ошибка, не может такого быть и т.д. и т. п.
Удалось побывать один единственный раз на его концерте в СКК им.Ленина ,Кино выступало ещё с кем-то, удивили зрители : подростки и чуть постарше,в основном они были у сцены,свистели,кричали - это понятно, но когда стали кидать бенгальские огни на сцену ,при чём целились попасть, а он играл на гитаре и пел, уворачиваясь от летящих огней. Но когда попали басисту в гриф гитары, спокойно в микрофон попросил не делать так больше. Толпа немного успокоилась.
И ещё, смотрел его интервью, он отвечал на вопросы,среди которых был этот : " А вот за границу не хотите ли съездить, в Америку например, и там попеть? ".
В то время какой-то психоз был ,все, ну или почти все, заграницей бредили, мол там збс,там всё пучком, а здесь -совок.
На что Цой ответил, точно не скажу, но смысл такой :" За границей, что бы тебя слушали, надо петь на английском и родиться там и поэтому группа Кино вряд ли будет интересна местному слушателю."
Он всё понимал уже тогда!
" Ну а так вот просто съездить поглазеть на тамошнюю жизнь?" - не унималась корреспондентша.
" на что смотреть? на шмотки? машины? магазины? только ВРЕМЯ тратить !"- ответил Виктор Цой.
Видимо у него предчувствие было.
А это -к 50 летию Цоя концерт был, может кто не видел, дирижёр : Фабио Мастранжело ,итальянец, живёт и работает у нас.
Третьего дня читал книгу гражданина К. Семина, "Агитпроп. Идеология Победы." Кстати, был сильно удивлен, когда увидел ее на полке магазина в наших краях - у нас обычно всё завалено высерами сванидзе и познера. Но не об этом.
Так вот, в этой книге Семин по Цою очень так жестко проехался, как по диссиденту и противнику советского строя, с разбором некоторых его текстов.
А "питерский рок-клуб" назвал "инкубатором буйных дегенератов".
Как вот дальше жить, кому верить?! Как к Цою всё-таки относиться, как к диссиденту или нормальному советскому человеку? Объясните поподробнее, интересно. Сам в то время был совсем молодым, потому всё прошло мимо меня.
Кому: Goblin, #14 > Как-то двояко все-таки.
> > С одной стороны, конечно, грустно, когда уходят таланты, Высоцкий, Шукшин, Цой.
> > С другой стороны, не знаешь, может это и к лучшему, а то начнут перековываться по типу Бориса Стругацкого, одно расстройство.
>
> Цой был нормальный советский человек
В своё время интересовался, читал биографии, книжки, интервью близких друзей и знакомых. Ох, не знаю, не знаю. Лучше не предполагать.
> Константин Семин считает Цоя опосредованным инструментом запада, который в какой-то мере повлиял на распад союза. Дмитрий Юрьевич, что про такое думаете?
Я не Д.Ю., но думаю, в разведопросе услышим и про это.
> На что Цой ответил, точно не скажу, но смысл такой :" За границей, что бы тебя слушали, надо петь на английском и родиться там и поэтому группа Кино вряд ли будет интересна местному слушателю."
Как уже написал Главный - Витя был нормальным советским человеком.
> Так вот, в этой книге Семин по Цою очень так жестко проехался, как по диссиденту и противнику советского строя, с разбором некоторых его текстов.
> А "питерский рок-клуб" назвал "инкубатором буйных дегенератов".
Сёмин умный мужик и часто дело говорит, но в случае с его мнением по советской рок-музыке он не прав в принципе. Он подаёт всё, что делалось в 1970-80 годы в русскоязычной рок-музыке, как целенаправленную антикоммунистическую акцию, разработанную в США. Только на том основании, что среди рокеров были популярны антисоветские идеи.
Системная ошибка - выдавать подростковый социальный протест и нон-конформизм за происки врагов.
Я узнал, что Цой погиб, в новостях на первом канале. После всяких трудовых свершений и происков империализма - диктор сообщила голосом, каким обычно говорилось о смерти членов правительства и известных деятелей искусства, что Виктор Цой погиб. Прекрасно помню этот голос - в начале фразы мелькнула мысль, что умер кто-то из популярных киноактёров, и тут - Виктор Цой...
Следующей мыслью была "красиво ушёл". Как ни крути, а Виктор Цой был трагическим, готичным персонажем, и он не должен был стать "старым кораблём"
А третья мысль была - в начале-середине 1990-х росло и ширилось мнение, что "Цой всё", исписался. Новые песни уже не те и всё такое... Сейчас же слушаю посмертный альбом - а в нём песни взрослее, чем предыдушие.
Поехали с другом в Москву в конце августа, к "стене Цоя"... У меня осталась целая плёнка с кадрами "перестроечного" Арбата - и пара фотографий этой стены.
А потом - были замечательные "Кинопробы" и "цифровой Цой" Рикошета.
А сейчас - "Кукушка", перепетая для хорошего фильма о войне.
Удивлением для меня было то что и сейчас в армии в качестве строевой песни иногда поют "Звезду По Имени Солнце", очень непередаваемые ощущения когда идет батальон на вечерней поверке и поет "Белый снег. Серый лёд" :) - аж мурашки по коже. Не каждый автор удостаивается подобной чести.
Витю я знал лично. Не сказать, что я знал его очень хорошо. Но достаточно. Нас случайно познакомили общие друзья. Дали послушать диск какого-то КИНО.
Я тогда в Крым собирался. Запаивал экспедиционные рационы по пакетикам.
Мы сидели на углу Некрасова и Литейного, в тогдашнем помещении Ленинградской Спелео Секции ЛКТ.
Шел мокрый снег. Шел уже третий час новых суток. И тогда я вспомнил о кассете...
От этих текстов, что полились из динамиков Электроники 302, под скрип
растянутого "пасика", било током и драло морозом по коже.
Я потом долго пытался связать воедино эти песни и чувака, с внешностью корейца или казаха, который странно улыбался, и довольно скромно себя вел в кампании.
Недавно, в мастерскую заезжала Марина Смирнова (Дина из к/ф Игла).
Она совсем не изменилась. И все так же, с большой теплотой и любовью вспоминает Витю.
Нам сложно забыть.
После армейки приехав домой услышал группу крови, согласен с главным, жизнь и так тогда была активная, особого впечатления не произвел, ранние песни так вообще, но потом особенно после этой песни проникся. В 90- ехал через Хабаровск к себе домой, заночевал у парней в общаге и эта новость. Собрались быстро, кто на гитаре, кто просто подпевал, до утра хорошо посидели.
Часто куривший на лестничной площадке сосед, плотник и обычный русский мужик. Из его квартиры часто доносились песни Цоя, так и я узнал об его творчестве, увы уже после гибели исполнителя.
Что сказать, в современном обществе, где на эстраде мальчики поют песни для девочек, а девочки изображают из себя нимфеток для мальчиков очень не хватает кого-то как Виктор Цой.
Не хватает всеобъединяющего, живого и сердечно простого.
Музыки, которая вторила "всё не так уж плохо, проживём и завтра".
http://coub.com/view/jbsjo5c В каком-то из интервью Цоя спросили:
- Какая ваша самая любимая игрушка в детстве?
- Пластилин.
- А что ты из него получалось?
- Всё.
> на войне не состаришься и не повзрослеешь, убьют
Буквально на днях слушали песню и я обратил внимание своего четырнадцатилетнего сына на эту фразу. Пришлось объяснять примерно теми же словами, хотя для него морщины ассоциируются со старостью, а не с взрослой жизнью.
Было приятно, что он задумался и даже как-то загрустил.
В конце 80-х, начале 90-х слушал всех этих повылезших "неформалов". А чем дольше живу, тем всё больше растёт неприятие к всему этому фольклору из тех времён, и вообще всему этому блядству, что тогда творилось. Ну кроме "Сектора Газа". Эти хоть весело про жизнь пели. А Цой грустный какой-то был. Видать чувствовал, что старуха с косой за спиной стоит. А "Группа крови" хорошая песня. Особенно на фоне войны в Афгане, которая тогда шла.
> Я конечно извиняюсь, но даже если человек перековался по типу Бориса Стругацкого, он все равно не заслуживает смерти
Тут всё же про другое. Как у Володи Высоцкого:
Кто кончил жизнь трагически, — тот истинный поэт! А если в точный срок — так в полной мере!
На цифре 26 один шагнул под пистолет, другой же — в петлю слазил в «Англетере».
А в 33 — Христу (он был поэт, он говорил: «Да! Не убий!» Убьёшь — везде найду, мол!)...
Но — гвозди ему в руки, чтоб чего не сотворил, И гвозди в лоб, чтоб ни о чём не думал.
С меня при слове «37» в момент слетает хмель. Вот и сейчас вдруг холодом подуло —
Под этот год и Пушкин подгадал себе дуэль, и Маяковский лёг виском на дуло...
Цоем т.н. "русский рок" начался, им он и закончился.
Насчет того, что Цой был антисоветчиком. Некоторые песни отдают антисоветчиной, как и любое перестроечное творчество, но похоже он просто передавал в них настроения людей того смутного времени.
Лично для меня, наиболее сильные с точки зрения смысла строчки из Кукушки:
"Солнце моё, взгляни на меня.
Моя ладонь превратилась в кулак."
Это сугубо мужское ощущение настоящего взросления, обретения взгяда на мир без иллюзий, ощущение близкой и неминуемой драки: за себя, родных, будущее, идею. Помню, как эти слова поразили меня к 25-ти годам, потому как Цой словно описал исключительно мои переживания.
Эх, а ведь раньше вся стенка плакатами "Кино" и портретами Цоя была увешана. Пластинка с "Чёрным альбомом", запиленная до дыр...
Помню, как-то приехал с друзьями на Богословское цветочки положить, посмотрел на "паломничество", которое устроили там поклонники-панки на день смерти (пьяные пацаны на чужих могилах сидят, всё вытоптано) и решил больше не приезжать, чтобы не видеть этого безобразия больше. Но запомнился один момент, когда к могиле подошёл такой крепкий здоровый панк (с цветным ирокезом, всё как положено), достал шкалик водки из рукава, постоял минутку, раскрутил, влил в себя, как через воронку залпом, постоял ещё немного... потом убрал пустой шкалик обратно в рукав и ушёл восвояси.
> Как вот дальше жить, кому верить?! Как к Цою всё-таки относиться, как к диссиденту или нормальному советскому человеку? Объясните поподробнее, интересно. Сам в то время был совсем молодым, потому всё прошло мимо меня.
А где противоречие? Союз разваливался. Горбачёв, Прожектор перестройки, возможность поехать за границу... Молодёжи свойственно бунтовать против системы и пробовать себя на прочность. Цой был индивидуалистом, но особого конфликта его с государством не наблюдалось. Не припомню такого в его интервью, в отличие от некоторых коллег по цеху. Он пел "Перемен", потому что это витало в воздухе. Нельзя быть огурцом в банке с рассолом и не просолиться.
> Как вот дальше жить, кому верить?! Как к Цою всё-таки относиться, как к диссиденту или нормальному советскому человеку? Объясните поподробнее, интересно. Сам в то время был совсем молодым, потому всё прошло мимо меня.
Может у Семена професиональная деформация, он тоже уже везде врагов ищет, как укро-сми?
Думать лучше своей головой.
> И ещё, смотрел его интервью, он отвечал на вопросы,среди которых был этот : " А вот за границу не хотите ли съездить, в Америку например, и там попеть?".
> Как вот дальше жить, кому верить?! Как к Цою всё-таки относиться, как к диссиденту или нормальному советскому человеку? Объясните поподробнее, интересно. Сам в то время был совсем молодым, потому всё прошло мимо меня.
>
Подробно не объясню. Скажу только, что Виктор был обычным советским человеком. Нормальным. По тогдашним меркам таких было большинство советских граждан.
Довольно просто одевался. Кутежей и угаров, хулиганских выходок, антисоветских агитаций не устраивал.
Правда от армии он откосил ). В дурке. Но тогда это было какое-то моровое поветрие. Косили, пытались, или собирались косить, почти все. Я, тогда комсомолец, пытался в том числе, не взирая на серьезные разговоры с отцом, военным моряком-подводником. Молодым был, глупым дураком. Это было модно, и соответствовало тогдашним идеям пацифизма и молодежным настроениям. Кто-то боялся попасть в Афганистан. Мы тогда много всякой идиотии наделали.
Была обстановка некой духоты. Мы хотели свежего. Развития. Мы хотели проявить себя. А нас ставили на рельсы. И эти рельсы были ржавые и кривые. И мы разочаровывались во всех этих красивых социальных идеях раз за разом, слушая болтовню наших уважаемых членов политбюро, заблудившихся в прошлом. Мир менялся, новое поколение набирало силу, но не могло найти точки приложения этим силам. Многие слетали с катушек. Но мы не продавали никому свою Родину, тем более за колбасу, шмотки, и западные ценности. И Виктор не продавал. Мы вообще не знали про эти самые "западные ценности". А потом нашей страны не стало. И старшее поколение стало обвинять нас в том, что это мы "своими джинсами" и рок-музыкой способствовали развалу СССР.
Но в наших тогдашних песнях никакой антисоветчины нет. Как бы нас тогда не пытались винтить после концертов и квартирников, мы не кричали "пора валить из рашки". Это все возникло гораздо позже. И диссидентами мы не были. Просто было очень душно, и хотелось перемен к лучшему. А то, что некий гражданин Семин, 1980 года рождения, пишет в своей книжке - это его личное мнение непричастного. Не помню такого чувака в наших кампаниях. Проще говоря - хуйню он пишет.
Цой человек своего времени, на волне того времени, не больше и не меньше, хороший поэт, хотя его не слушал можно сказать, в самом начале 90-х только в старших классах кассету у кого-то переписал, понравилось, особенно некоторые песни, слушал в основном тогда западный рок и метал и из наших некоторые (Мономах, Арию, Мастер, Коррозию, Август... ещё какие-то, не густо было).
>>> Как вот дальше жить, кому верить?! Как к Цою всё-таки относиться, как к диссиденту или нормальному советскому человеку? Объясните поподробнее, интересно. Сам в то время был совсем молодым, потому всё прошло мимо меня.
Хочешь ли ты изменить этот мир? Сможешь ли ты принять как есть?
Встать и выйти из ряда вон - сесть на электрический стул или трон.
У Цоя достаточно фраз в текстах, которые при желании можно интерпретировать как призыв к бунту против уклада СССР. Но на самом деле ему была близка тема героики и фактически все его песни исполненые в таком духе это просто тема героического эпоса, как и у Высоцкого к примеру. Цой просто был поэтом. Очень талантливым.
У меня в этот день мотоцикл спиздили из гаража. Иж-п5, хороший был. Наркоманы видимо за спелой анашой в ханкайскую долину на ём уехали. Вот такое двойное горе случилось.
Как-то с отцом обсуждали, как бы восприняли современную действительность не дожившие до неё Высоцкий, Цой. Почему-то не захотелось верить, что перекрасились, но об этом мы никогда не узнаем.
Я как раз в армии был когда пришло известие о смерти Виктора Цоя. Наш сержант предложил почтить его память минутой молчания. До сих пор помню этот момент.
По песням Цоя учился играть на гитаре. В частности по "Звезда по имени Солнце" - луший альбом. Аккорды простые, песни красивые, лирические, со смыслом, играть хочется.
> Как к Цою всё-таки относиться, как к диссиденту или нормальному советскому человеку? Объясните поподробнее, интересно. Сам в то время был совсем молодым, потому всё прошло мимо меня.
там все примерно одинаковых взглядов были в той тусовке. Примерно одни книги читали, одну музыку слушали. Я для себя в своё время эту дилемму решил простым способом - нравится музыка, песни - слушай. не важно какие у него там взгляды, не за это ведь нравится. Другое дело, что многие дети ассоциируют с кумиром всё самое правильное в жизни. Кумир не может ошибаться и т.п.
Кому: Scald, #63 Наверно "Группа крови" не о том камрад, тем более не привязана к той войне. По мне как раз это был протест неформалов против той власти. Поэтому хоть и будучи молодым человеком не особо "заценил". Я в то время да и сейчас остаюсь убежденным сторонником "совка".
Переслушал почти все песни, но после 30. До этого знал, что есть такой певец, знал его самые популярные произведения, но особо не вдавался в подробности. Сейчас частенько что-либо прослушиваю. Из любимого "Апрель" и "Кукушка".
> Как уже написал Главный - Витя был нормальным советским человеком.
В том числе и со всеми его ошибками и ложными надеждами. Сначала требовал "перемен", потом "я не люблю когда мне врут". Всё как и у большинства других.
> Константин Семин считает Цоя опосредованным инструментом запада, который в какой-то мере повлиял на распад союза.
Учитывая, что отмотавший в тюрьме 18 лет Айзеншпис и работавший после отсидки с музыкальными коллективами по линии комсомола стал продюсером группы Кино, то вполне возможно, что Цоя начало вести КГБ, туда куда ему надо было, т.е. на распад Союза.
Уж не знаю как лично Виктор, но всё его окружение было - сплошные борцы с режимом и "проклятым совком". Едва ли гражданин Цой сильно отличался от сотоварищей, а то бы нашел себе других друзей и музыкантов.
Ссылка - огонь! Огромное спасибо тебе, друг! С удовольствием слушал. Обожаю такие добрые музыкальные "хулиганства". =)
Виктор Робертович был очень искренний. И, конечно, бунтарь. Та же песня "Перемен" лично мною всегда воспринималась как бунт. И думаю, что я не одинок. (Это к слову о развале СССР.)
А как-то раз я слушал (только не смейтесь, пожалуйста) по Детскому Радио какую-то музыкальную программу с Маргулисом в качестве ведущего. И там Евгений рассказывал по-моему об альбоме "Звезда по имени Солнце" (или про альбом "Группа крови"). Приводил как пример полновесного и законченного альбома. И один из его комментариев мне очень понравился: "Песни группы Кино - это музыка на все времена. Я слушал их давным давно сам и замечаю, что нынешняя молодежь тоже любит эти произведения." Что-то в этом есть. Его песни и правда чем-то цепляют.
Сам я в юности и студенчестве искал кассеты с песнями "Кино" и стал обладателем следующих альбомов: 45, 46, Звезда по имени Солнце, Ночь, Группа крови, Черный альбом. Сейчас мне, пожалуй, больше всех нравится альбом "Ночь": он не такой мрачный и является чем-то средним между ранним творчеством с одинокой гитарой и более поздним с хорошим студийным качеством и крутыми инструментами. Песни Виктора Робертовича не забыты и это замечательно. =)
Мне аранжировки у Цоя нравились. Вроде бы простые., но как-то на настроение ложились.
А песню "Алюминиевые огурцы" сейчас мало кто вспоминает. А ведь это первый хит его был в свое время!
Начинается новый день и машины туда-сюда...
Раз уж солнцу вставать не лень, и для нас, значит, ерунда.
Муравейник живет, кто-то лапку сломал - не в счет,
А до свадьбы заживет, а помрет - так помрет...
Я не люблю, когда мне врут, но от правды я тоже устал,
Я пытался найти приют, говорят, что плохо искал.
И я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час,
Но, если верить глазам и ушам - больше в несколько раз...
На бардовский фестивалях в Ставрополье и в Архызе у каждого костра можно услышать песни Цоя. Его творчество актуально было и тогда и сейчас.
Цой жив пока мы его помним!
> Насчет того, что Цой был антисоветчиком. Некоторые песни отдают антисоветчиной, как и любое перестроечное творчество
Не было там ничего антисоветского, даже и близко.
"Удачная песня запросто может начать жить своей жизнью, неподвластной воле автора. Она обрастает легендами, трактуется на все лады, а порой становится гимном какой-нибудь группы единомышленников или целого поколения. Интересно, что создатель, даже если он не рад происходящему, ничего уже изменить не может, сколько бы ни пытался объяснить, какой смысл он вкладывал в слова или при каких обстоятельствах написал композицию.
Такой стала история песни «Перемен» («Хочу перемен!») рок-группы «Кино». Виктор Цой сочинил ее в начале 1985 года и впервые исполнил на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба."
...
"В одном из интервью Виктор Цой выразил надежду, что когда-нибудь люди разберутся с истинным значением песни, и «все станет на свои места». Но все произошло как раз наоборот. «Перемен», как и раньше, продолжают использовать политические партии, общественные организации, народные движения и участники акций протеста. Рассказывать о них нет смысла, да и неинтересно."
Для меня - лучшая группа детства. Слушаю по сей день.
Виктор Робертович, земля пухом.
П.С. Фильм игла в свое время очень впечатлил.
"Спартак люди в мире разделяются на две категории, одни сидят на трубах, а другим нужны деньги... На трубе сидишь ты" (с) Цой
Несколько дней как, слушал Цоя, а тут дата, так совпало. Песни нравятся не все, но достаточно и всё написанное в новости поддерживаю. Считаю да, памятник нужен, хороший памятник. Не от "борцов с режимом".