Обожаю Чехова. Раз уж у нас тут изобретательская тема - "Летающие острова" замечательны.
Вообще же даже в самом простом рассказе у него заложена куча всего. Некоторые (типа Толстого и Тонкого) надо разбирать со специалистами - многие вещи, очевидные его современникам, мы уже так напрямую не понимаем. Хочу ещё "В аптеке" с врачами разобрать. Чехов сам был врачом и, похоже, аптекарей крепко недолюбливал.
Для тех, кто занимается самообразованием и хочет вникнуть в тему
жизненных стратегий выдающихся Личностей подробнее, с разрешения Дмитрия Юревича Пучкова,
публикую для Вас подборку ссылок.
Игорь Леонардович, вопрос не в тему, но все же, посоветуйте книги или статьи на тему воспитания детей.
Детей с женой планируем года через два, так что есть время подготовиться.
Игорь Леонардович, можете подробнее объяснить про формирование своего стиля? Нужно прочитать 2-3 страницы Чехова и по памяти их записать? Или выразить прочитанное своими словами, а потом сравнить с оригиналом?
Читал месяца два назад первую из восьми книг полного творчества Чехова - самые ранние малюсенькие рассказики, в основном юмористические, написанные ещё под псевдонимом Антоша Чехонте. Это божественно, действительно смешно и удивительно, что писательский язык навострён до такой степени, что понимаешь отсутствие каких-бы то ни было изменений в отечественном человеке императорского времени с нашим-сегодняшним гражданином.
Шаг-2: Закрываем книгу и честно пишем для точной передачи образов / действий.
Шаг-3: Сравниваем текст А.П. Чехова и свой:
В чём разница 2-х текстов?
Почему А.П. Чехов использовал это слово, а не другое?
Что получится если переставить слова?
Если выкинуть слово из фразы А.П. Чехова – что меняется?
Спасибо, что напомнили про гениальное чтение из Моруа. На эту тему есть уморительный роман Юрия Полякова "Козленок в молоке". Но вот бы Дмитрий Юрьевич обратил внимание на рассказ Чехова "Сирена" и возродил свои литературные чтения...
Шаг-1: Найдите поблизости с Вами объединения (множ. число) молодых родителей / молодых мам.
Объединения бывают бестолковые, бывают качественные.
Посетите их мероприятия...
Шаг-2: Посмотрите внимательно Видео о соцподготовке – оно не по малышам, а о школьниках, но для Вас важно понимание освоения маленьким человеком XXI века различных моделей (а не одной!): https://www.youtube.com/watch?v=xy0aiPC6TGA
Шаг-3: Не спеша, почитайте материалы (их несколько сотен). Не факт, что нужно читать материалы о педагогике средневековья – сразу идите в XX-й век:
Шаг-4: Увы, обычно силы родителей к моменту поступления их ребёнка в школу заканчиваются, поэтому Вам целесообразно ЗАРАНЕЕ знать: хорошие школы, правильных учителей, кружки, реальные проблемы и т.п. – см. Шаг-1.
Да, теперь будем делать альбом слайдов для всех выпусков - там много полезной информации - вот 9 слайдов по стратегиям А.П. Чехова, для тех, кто проскочил эту ссылку выше: https://vk.com/album-48443067_237840093
К сожалению, наиболее качественные материалы итальянцы дают на платных семинарах.
Увы, я не владею итальянским - возможно там есть более качественные материалы, чем пересказы неквалифицированных педагогов методики Марии Монтессо́ри: http://vikent.ru/author/54/
- Гляди-ка, - вдруг сказал он, - у тебя это бывает? Когда чайник закипит, страшно хочется пальцем заткнуть это дело. Я как-то раз не выдержал. Чуть без пальца не остался...
(с) сд
> Шаг-1: Найдите поблизости с Вами объединения (множ. число) молодых родителей / молодых мам.
Скажите, пожалуйста, как отличить толковые объединения от бестолковых?
Есть, конечно, простые признаки - типа собрались друг на друга посмотреть и поговорить ни о чём - их сразу видно. Но есть неочевидный порожняк, который сразу не разглядишь, и на который не стоит время тратить. Есть какие-либо критерии, по которым их разглядеть можно не погружаясь?
И ещё вопрос - подскажите, пожалуйста, где такие толковые объединения поискать можно?
У меня сходу только кружок робототехники местный перед глазами есть. Но там дети уже постарше, а моему только 3 года исполнилось.
Т..е. получается, чем труднее и сложнее, тем ярче проявляется талант.
Как писал М.М. Жванецкий (вне отношения к нему): "ПисАть, как и пИсать, надо когда уже не можешь!".
Вопрос. Я так понимаю, что гонораров все-таки хватало для обеспечения себя и семьи? И Антон Палыч разрывался между двумя ипостасями. Или сочетал?
Был по роду деятельности (детский педагог) в одном детском саду (с 3 до 6 лет) в Штутгарте, работающему, по методике Монтессори. Конечно, совсем другой мир создаётся ребёнку во время пребывания в этом детском саду, по сравнению с другими садами. Обычных игрушек нет, только разные развивающие игры и материалы, разделение по зонам (язык, математика, моторика, работа руками) Весьма интересно, даже захотелось там поработать, но, надо для начала квалифицироваться. Всё очень структурировано, это как бы их основная фишка.
Бывают приличные домашние детские сады в исполнении толковых мам.
Бывает своя «сеть» в микрорайоне, где есть новые многоэтажные дома.
Хорошие сообщества должны «доставать» отдел образования в районе, куда Вы имеете право позвонить и/или написать письмо + настаивать на письменном ответе.
Учитывая, что после моих Мастер-классов: http://vikent.ru/master9/ написано более 40 книг (это только те, кто счёл нужным подарить), то да.
Все книги для специалистов.
Если говорить о книгах-2017, то прогрессивен подход, который уже используется в кинопроизводстве, а именно: 1-й человек предлагает ТЕМУ (идея, проблему, основной ход), а 2-й человек пишет.
Или: печально, но при создании «книг для специалистов» масса личностей способны написать кондиционный текст, но не способны придумать ТЕМУ.
Спасибо! Литература (биографии писателей) были моей болью в школе (конец 70х). Запоминание, запоминание... А вот лекции Игоря Леонардовича доставляют огромное удовлетворение.
Здравствуйте. Вопрос Игорю Леонардовичу, связанный с тематикой таланта. Этот же вопрос хочется задать и Савельеву, но пока нет возможности.
По определению, грубо говоря, талант - это способности и труд. Способности, упрощенно, - это задатки и опять же правильный труд. Выходит, если задатков нет изначально, то никаким трудом не развить в себе талант. Я правильно это понимаю? (это был первый вопрос, и он сходится, как я понял, с представлениями Савельева).
Далее, в отношении желания. Желание - это отчасти ощущение потребности и отчасти осмысленное решение. Если с осмысленным решением все понятно, то вот в ощущении потребности - туман. Как я понимаю, потребность может возникать в связи с наличием физического субстрата мозга в определенной области: скажем, если у человека огромные области, отвечающие за зрительные, координационные и т.д. функции, то кровь, пробегая по ним, будет их стимулировать, тем самым создавая ту самую потребность, к примеру, рисовать (это тоже по Савельвеу, вроде). Второй момент отчасти нейропсихологический, отчасти психологический и потому спорный. Есть такое понятие, как импринтинг, то есть если в определенном возрасте ребенка как-то простимулировать, то это может зафиксироваться на всю жизнь и влиять на формирование его личности. Импринтинг на местность формирует любовь ребенка к местности (родине), и места, в которых он вырос, в будущем всегда будут вызывать в нем определенные чувства, на которых спекулирует национализм. Так же есть психотравмы - это уже область психологии, и так как она не является наукой, а всего лишь дисциплиной, то не имеет универсального языка и наполнена разносторонними гипотезами. Но предположим, что психотравмы существуют и тоже формируют личность и влияют на нее. В итоге может сформироваться человек, испытывающий потребность в чем-то. Эта потребность жестко зафиксирована и продиктована не увеличенным участком, скажем, зрительной области, а именно психотравмой или/и импринтингами.
Исходя из вышенаписанного, возможна комбинация в человеке двух моментов: отсутствие задатков к какому-то делу (то есть невозможность развить талант даже сильным трудом) и в то же время сильная потребность в своей реализации в этом деле. Ведь это безвыходное положение получается, человек не сможет быть счастливым: если откажется от реализации потребности и будет работать всю жизнь на ненавистной работе - то не будет получать удовольствия от жизни; если же будет посвящать всего себя реализации - то будет встречать лишь разочарования и все большую уверенность в своей бездарности. Второй вопрос заключается в следующем: правильно ли я все описал и понял, и если да, то как быть такому человеку? Ибо лично я не вижу возможности в его счастливом существовании, стало быть, и в смысле существования его вообще.
> Учитывая, что после моих Мастер-классов написано более 40 книг, то да.
Тогда буду благодарен (безо всяких шуток, буду), если вы изложите модель добычи денег автором (или несколько моделей, если таковых несколько). Как же ему зарабатывать на пропитание литературным трудом, когда средние тиражи художки в России за последние 10 лет упали до 2000 экземпляров, а средние гонорары до 20-30 тысяч рублей?
> более 40 книг
Кстати, а список тех книг у вас где-нибудь есть?
> Все книги для специалистов.
В смысле, учебники и техническая литература? Или я вас неправильно понял?
P.S. Интерес не праздный: в своё время мы проводили литературные конкурсы (насколько известно, наш последний литконкурс был одним из самых крупных в стране), так что тема русских литераторов нам очень близка. И, может статься, мы сможем вам чем-то помочь, если вы нам объясните, как предполагается привлекать авторов и что они получат по итогу.
P.P.S. Кстати, после второго конкурса мы сделали коллекцию стандартных ошибок наших участников (http://ru-2061.livejournal.com/106381.html). Мы сделали её ещё до того, как начали смотреть ваши ролики, честно-честно.
^__^
Спасибо большое, Игорь Леонардович. Ещё бы очень хотелось услышать разбор о Высоцком. Столько уже книг про него прочитано и воспоминаний просмотрено, но хочется вот так как о Чехове: главное, что сделало его творчество таким, почему его стихи вызывают слёзы, почему его так любят... Конечно, есть и своё мнение обо всем этом, но так хочется узнать ответы от таких людей как Дмитрий Юрьевич и Игорь Леонардович. Вдруг будет такая возможность.
Игорь Леонардович, спасибо за Вашу информацию. Понимаю, что не вполне Ваша тема, но имеется следующий вопрос - не сталкивались ли Вы со статистикой или другой подобной информацией о детях воспитанных приемными родителями (или о приемных детях)? И, если возможно, Ваше отношение к усыновлению/удочерению?
Мой ответ: масса людей, занимающихся написанием стихов и худ. литературы, увы, не имеют Идей не начальных уровней.
Это обидно, но это так.
Сужу по многочисленным Слушателям, приходящим на мои Мастер-классы.
Пояснение: вот качественные уровни изобретений, но они явно имеют аналоги в литературе: http://vikent.ru/enc/396/ Или: занятие написание подражательных худ. произведений в XXI веке = увы, типовая стратегическая ошибка умных и славных людей.
Поэтому мой совет думать в направлении:
- преступая своё «Я», создавать свой (!) жанр + новую тему и т.п.
- преступая своё «Я», обратить внимание на интеллектуальные продукты для Специалистов.
Ниже будет несколько тезисов, на которые прошу всех реагировать НЕЭМОЦИОНАЛЬНО, ибо и сами запутаетесь и товарищей запутаете...
«Главный тезис доверчивости»: то, что касается определений таланта, творчества, мотивации = это, увы, НЕДОРЕШЁННЫЕ научным сообщество задачи, что СКРЫВАЕТСЯ и выдаются за решённые на лекциях, в энциклопедиях и т.п. уже пару веков.
За последние 38 лет, мною обнаружено не 1 (прописью одна), а более 500 стратегий творческих личностей (пока БД не выложена). См. интервью 500 стратегий инженера И.Л. Викентьева: http://www.treko.ru/show_article_2432
Прошу Вас перечитать предыдущий абзац ещё раз.
Помимо гипотезы Сергея Вячеславовича Савельева: http://vikent.ru/author/120/ , которому желаю всяческих успехов, мне известны ещё 238 гипотез гениальности иных Авторов.
Пожелаем успехов и им – в их успехе все мы заинтересованы...
+++++++++++++++++++++
Цитирую Вас:
«... возможна комбинация в человеке двух моментов: отсутствие задатков к какому-то делу (то есть невозможность развить талант даже сильным трудом) и в то же время сильная потребность в своей реализации в этом деле».
Да, есть сильные ограничения, скажем, в высших спортивных достижениях. Например, если нет определенных волокон в мышцах – на чемпионат Европы / мира человеку в 2016 году не выйти. Но трудолюбивый человек вполне может иметь спортивные разряды и заниматься физкультурой «для здоровья».
Для многих выдающихся достижений НЕ ФАКТ, что нужно иметь некие «гены, задатки и т.п.». Более того - этим наукообразные люди спекулируют уже пару веков.
Когда профессия молода, важно, кто получил первые достижения – см. братьев Райт:
http://vikent.ru/author/488/ Вам известны сверхособые задатки братьев, кроме новой Идеи + воли?
Да, на ранних стадиях профессии могут сыграть природные механизмы, но по мере развития профессии, прихода многих личностей, появляются неприродные методики. Или: интуиция, природные способности надстраиваются с помощью неприродных / внегенетических / контринстинктивных инструментов.
Уважаемый Игорь Леонардович, большое спасибо за это передачу. материал восхитительный!
если не секрет, могли бы анонсировать темы следующих передач? кто из Великих соотечественников на очереди?
Офиздипипельно!Сам к литературе отношения не имею никакого (40 лет, 11 лет служба ВС и далее по гражданке производственно-техническая сфера деятельности), однако-ж тяга имеется. Сей разведопрос пересмотрел три раза. Раз гулял в Кузьминках, присел на лавку, а там книжка лежит, открыл и всё, дальше, как у Тургенева - "смеркалось"! Пока не прочитал полностью с лавки не встал.
Потом не к столу сказано отошёл в клозед (в гостях), а там лежала книжка с пьесой Островского "Волки и Овцы". Ну думаю дай гляну. Вышел оттуда, когда за меня уже начали беспокоиться (книжку эту мне задарили с собой). В общем к отечественной, литературной классике имею нездоровую тягу, посему вопрос: - Про кого будет следующее дознание и когда?!
Спасибо за ответ. Побывать в субботу не смогу - я из другой страны. Подробно изучу все ссылки.
Но, как я понял, спортсмену, у которого нет задатков, никогда не стать чемпионом, так? (Вероятно, и в других профессиях тоже есть такие моменты). Он может заниматься спортом для здоровья. А что если у человека этого сильная потребность быть чемпионом именно в этом виде спорта? Что делать такому человеку? Вы согласны, что у него остается выбор только между: жить несчастную жизнь или не жить вообще? Третьего выбора - прожить реализованную счастливую жизнь - нет.
Игорь Леонардович, подскажите пожалуйста, есть ли материалы по использованию методики Монтессори применительно к взрослым людям? Очень интересным показался факт из Вашего рассказа о том, что взрослые люди не могли удержаться и крутили колесо с ручкой. Можно ли человеку в возрасте 20+ "проработать" элементы из данной методики и имеет ли это смысл? В поисковиках, к сожалению, ничего конкретного о применении к взрослому человеку не смог найти.
Цитирую Вас: «А что если у человека этого сильная потребность быть чемпионом именно в этом виде спорта? Что делать такому человеку? Вы согласны, что у него остается выбор только между: жить несчастную жизнь или не жить вообще? Третьего выбора - прожить реализованную счастливую жизнь – нет».
Отвечаю Вам:
1) В данном виде спорта ещё есть:
- тренеры по разным направлениям;
- исследователи;
- спортивные журналисты;
- организаторы спорт-мероприятий и т.п.
То есть, есть из чего выбирать.
2) Если настаивать – можно получить классический экспериментальный невроз по И.П. Павлову:
http://vikent.ru/enc/1169/
А это - западня.
3) И главное: когда начинает получаться в соседней или дальней области, обычно забывают про «хочу только это!»
Но это не ответ на мой вопрос. В моем случае человек не хочет быть тренером, к примеру, по прыжкам в высоту. Он конкретно хочет быть чемпионом по прыжкам в высоту. Он испытывает потребность быть чемпионом. Если проводить аналогию: человек не хочет учить других, как соблазнять девушек, человеку самому хочется соблазнять девушек. Предположим, человек начал работать тренером, у него начало получаться, но деятельность тренера ему все равно омерзительна, она не приносит ему счастье.
Вот если коротко, я ведь прав, что у этого человека при таком раскладе (высокая потребность в конкретной реализации и отсутствие таланта в этой области) нет возможности быть счастливым?
Я извиняюсь за навязчивость, но все же хотел бы получить ответ по конкретному случаю.
> Мой ответ: масса людей, занимающихся написанием стихов и худ. литературы, увы, не имеют Идей не начальных уровней.
О, если вы про художественную литературу, то таки да, с оригинальностью у русских авторов — просто швах. И да, большинство авторов генерит сугубо вторичный контент (а то и третичный :)
Есть мнение, что для того, чтобы создавать оригинальный контент, автору надо плясать от её величества Реальности. А для этого — надо где-то брать материал. А чтобы собирать материал, надо уметь работать с носителями информации, в смысле — [говорить с людьми.] Нужно уметь подойти и разговорить любого человека, от Ивана Петровича, зам.генерального в строительной конторе на 3000 человек с гаком — и до Фарика-таджика, который у них подрабатывал на отделке в прошлом году. Да так, чтобы они сами были рады всё интересное рассказать, да ещё и добрых советов надавать.
По моим наблюдениям, большинство русских авторов таких навыков не имеют никак, от слова совсем. И мест, где эти навыки ставят с нуля, мне не известно ни одного.
Игорь Леонардович, большой спасибо за материал, очень интересно!
У меня к Вам небольшая просьба: есть у Вас такая особенность - повторять подряд одно и то же слово по 3-5 раз, можно этого не делать? Понимаю материала это никак не помогает, на мой взгляд.
Спасибо!
Со всем возможным уважением.
"обычно забывают первоначальное "хочу только это!" - ключевое слово "обычно", то есть будут те, которые не забудут. И в моем примере выше именно о таком случае я говорил. Я могу на своем примере сказать: я бывало работал на работах, которые ненавидел всей душой. И при этом я был лучшим работником. Такой расклад мне не то, что не прибавлял любви к работе, а наоборот стимулировал к скорейшему разрыву с ней. Что может быть хуже, когда ненавидишь работу и видишь, что укрепляются связи в ней в виде "ты лучший работник - у тебя есть здесь перспективы"? Опять же, если аналогию привести с женщинами: по вашей логике, если женщина благосклонна к мужчине, то у мужчины должно автоматически включаться чувство любви к ней. Но это далеко не всегда так. Не спорю, вероятно для какой-то выборки людей такой расклад работает. Мой же вопрос касался другой части людей. Поэтому после очередного уточнения еще раз повторю вопрос: при таком раскладе (высокая потребность в конкретной реализации и отсутствие таланта в этой области) нет возможности быть счастливым?
Игорь Леонардович, методика "работает" исключительно на текстах Чехова или, например, Платонов тоже хорошая рекомендация для этого случая? Есть какая-то изюминка в выборе автора текстов или мы сильно не ошибемся, избрав пример для подражания самостоятельно?
По поводу литературных колоний: Максим Волошин и его "Летняя станция для творческих людей в Коктебеле", который он завещал Союзу Писателей мне кажется близкой идеей. Конечно это позже революции, но направление то же - и от Ялты два часа на машине.
Игорь Леонардович! Добрый день.
Правильно ли я понимаю, что методика постановки стиля заключается в прочтении двух страниц текста, а затем самостоятельном изложении на бумаге с последующем сравнением с оригиналом.