За один просмотр я и половины не понял.
Даёшь Дмитрия Юрьевича министром образования (умеет организовать), а Викентьева и Соколова в его замы. (знают что организовать, и чему учить)
Чтобы молодежь росла не такой как я...
В современном мире образование стоит приличных денег и это сразу отсекает большинство населения от обучения.
Вот, к примеру, учитель музыки моих детей требует, что бы его ученики занимались 2 часа в день каждый день, иначе он просто не будет тратить на них своë время. Понятно, что его учении лауреаты конкурсов и известные прфессионалы в своëм кругу. Но этот наставник за 3 часа занятий денег берëт больше, чем я за день зарабатываю.
Мне показалось, что ребята не хотят кому-то помочь, а Продают лайфхаки
Чудес не бывает, никакие лайфхаки не заменят упорного труда. Даже если у человека есть ярко выраженные задатки к какому-либо виду деятельности, без способности заниматься он талантом не станет. Талант характеризуется исключительно результатом, а результата хаками не добыть.
Для тех, кто занимается самообразованием и хочет вникнуть в тему подробнее, с разрешения Дмитрия Юревича Пучкова, публикую подборку ссылок.
1) Вот альбом всех слайдов ВКОНТАКТЕ, включая вопросы к уважаемым Зрителям о Наставниках Светланы Юрьевны Гавриловой: https://vk.com/photo-48443067_443976743
2) На основе изучения статистики выдающихся личностей:
Игоря Леонардовича очень интересно слушать, человек - голова (поумней меня во всяком случае), но при этом порой очень не просто, в силу специфических речевых особенностей (извините!).
Приятно слышать, что от разведопроса к разведопросу эта деталь сходит на нет.
Скажите, а как и куда высылать ответы на вопросы по теме "Наставник-Ученик". В комментариях явно не поместятся. Или вы предлагаете ответить на один из вопросов? И спасибо: блестящая передача, важнейшая тема!
Диалог очень интересный, но мне не совсем понятна часть про целеполагание. Вот Альтшуллер заявляет: "глобальная задача - стать лучшим в какой-то там отрасли на каком-то там уровне". Я, конечно, ни хрена не Альтшуллер, но думаю, что такая постановка задачи не совсем корректна. "Стать лучшим" в нынешних реалиях - в большей степени вопрос признания чем профессионализма, а решение задачи с общественным признанием должно быть сопутствующим следствием какой-то более конкретной и более широкой цели, например: "найти ответы на перечень вполне конкретных научных вопросов" или "освоить определенный перечень профессий, получив вполне конкретные навыки". Когда "эти ответы будут найдены" и/или "навыки будут получены" окружающие сами начнут тянуться к этому человеку. Вопрос в том, как самому себе объяснить: "зачем я занимаюсь тем, чем хочу заниматься? На что я рассчитываю в будущем, располагая теми знаниями и умениями, которые получу? Каким будет дальнейший вектор моего развития после этого этапа?". Как говорит мой личный педагогический опыт, для современных парней и девчонок (старших школьников и младших студентов) подобные приемы долгосрочного планирования и самомотивации вызывают самые большие сложности. Но это даже не самое "страшное". Часто бывает так, что проходя по определенному пути и решая казалось бы второстепенные задачи "линия судьбы" (хотя, мне как прагматику очень не нравится этот термин) рисует совершенно не те перспективы, на которые рассчитывал до этого. Стив Джобс, конечно, уже "притча во языцех" но в его выступлениями перед выпускниками университета есть отличная часть, где он рассуждает "о соединении точек". Поэтому цели, которые предлагает ставить Альтшуллер, во многом абстракция. Математически более реалистичная модель - это теория хаоса: сначала события, происходящие вокруг тебя кажутся случайными... и только по прошествии времени в них начинаешь видеть закономерность.
Судя по формату опроса тут не стоит вопрос об обучении. Нас просто заинтересовали темой.Если нравится будешь искать информацию дальше сам.
Вы со своими волосами задолбали уже. Человек не обязан быть на вас похожим. У него свой стиль и свои "фишки". Хотя Игорь Леонардович весь из фишек состоит.
Вы замечательный + просьба желательно излагать / цитировать точно, а не давать свои интерпретации –
см. разницу между бытовым и научным мышлением – это одна из самых посещаемых страниц портала:
http://vikent.ru/faq/11/
Каждый раз после разведопроса с Игорем Леонардовичем хочется принять лекарства от кручины - в картонки записывал свой распорядок дня - 7-8 часов в день впустую.
На пользу пошло Бальмонту, что его за первый сборник стихов " уделали ". Похвалили бы- и была бы у него судьба как у школьного "золотого медалиста".
Когда я был абитуриентом, медалисты сдавали только один экзамен из четырёх. Один из таких на нём завалился и не стал студентом. Поступившие медалисты на нашем курсе тоже не блистали, в отличии от их медалей. Всё почему?
Я понял это, когда некоторое время работал в школе учителем. Девочка идёт на медаль! Определили ея в медалистки класса с шестого и носились с ней как с писаной торбой. Причём она сама это знала. Хотя, честно сказать, по моему предмету, знания её были довольно посредственны. Но не дай тебе бог поставить её четвёрку. Тут же прибегали её классная, завуч, иногда даже директрисса школы за неё впрягалась. Девочка идёт на медаль! " Золотые медали " - ведь они же не из настоящего золота?
Проводил уборку в комнате и попутно вспоминал сказанное в ролике о том, что для достижения большой цели ум не обязателен. Вот тут встает следующий вопрос, а если он не обязателен для достижения большой цели, то в каких случаях наличие ума строго обязательно?
ответы на вопросы ради пирога для Дмитрия Юрьевича:
1)посмотреть результаты ученика в школе, вузе, гимназии - если оценки хорошие значит способен прилагать усилия и волю на длительной дистанции, а значит и далее сможет работать. Перебрав два три десятка учеников появится навык.
2)Наставник гоняет ученика, а он все делает в пределах профессиональной деятельности (плюс мелочь какая-нибудь по хозяйству наставника).
3)-
4)Если между наставником и учеником возникли какие-нибудь эмоции личного характера.
5)В спорах и обсуждениях ученик чаще побеждает наставника или наставнику не удается убедить ученика хотя раньше это удавалось.
> Нобелевского лауреата по физике Ричарда Фейнмана
Интересный факт о Фейнмане для историков и для более полной картины мира.
1918 года рождения. Еврей. Атеист. Поступил в Массачусетский Технологический Институт, потому что не смог поступить в Колумбийский университет. Почему? А потому что в США существовала квота на поступление евреев.
Универсального ответа на Ваш вопрос нет, но явно должны быть:
- исправление ошибок (один из индикаторов нездоровости коллектива/семьи - когда проблемы не обсуждаются, а «заметаются под ковёр» - потом подковёрное количество переходит в качество и бабахает...);
- приближения к намеченному рубежу.
Советую начать с материла с зарифмованным заголовком - он,строго говоря, о командах, но если Вы стартуете Большой проект, то ежечасно вкалываете на себя-завтрашнего - т.е. у Вас коллектив, распределённый не в пространстве (что привычно), а во времени...
I) Цитирую Вас и поясняю: «... вспоминал сказанное в ролике о том, что для достижения большой цели ум не обязателен.
Вот тут встает следующий вопрос, а если он не обязателен для достижения большой цели, то в каких случаях наличие ума строго обязательно?»
II) Более точно - на статистике выдающихся Личности Г.С. Альтшулер выделил 6 качеств, а именно:
1) Достойная цель: http://vikent.ru/enc/418/ и http://vikent.ru/enc/451/ 2) Пакет планов;
3) Работоспособность;
4) Метод (например, ТРИЗ для решения классов технических задач);
5) Умение «держать удар»;
6) Результат.
III) «Ум» - привычное со школы и одномерное (!) описание (модель) сложнейших явлений (множ. число).
Аналоги: масса людей НЕ понимают, что слова «Лень», «Мотивация» также обозначают сеть явлений.
Делая эту ошибку, следующим ходом они обычно хотят найти непременно 1 (Один) простой способ это преодолеть,
подобно тому, как некоторые достают 1 горошину перца из супа..
Ибо достать 1 горошину просто, а распутывать клубок ошибок – сложно.
IV) Прошу Вас внимательно прочитать:
«В процессе эволюции наш мозг научился находить приближенные решения простых задач. Но эволюция не выработала механизмов для медленного и точного решения сложных задач. Если бы мы с величайшей точностью знали все, что происходит в голове хорошего изобретателя, это не приблизило бы нас к созданию тактики, соответствующей четвёртому уровню ( http://vikent.ru/enc/396/ ). Мы бы просто обнаружили, что при решении задачи четвёртого уровня изобретатель применяет ту же тактику, что и на первом уровне.
Эвристические механизмы высших порядков не могут быть о т к р ы т ы - их нет.
Но они могут и должны быть созданы».
Альтшуллер Г.С., Алгоритм изобретения, М., «Московский рабочий», 1973 г., с. 45-46.
Скажу сразу, что опыта в преподавании немного и основан он скорее на негативном опыте школьного, университетского, профессионального образования.
Тем не менее, в ходе всего этого унылого пути понял, что обучение помощников-ассистентов требует довольно хорошо поставленного процесса, который без педагогики практически бесполезен, так как главная, на мой взгляд, задача педагогики - выработка у обучаемого самостоятельности, которая бы не скатывалась до самодеятельности. Иначе детский сад побороть не получится.
Собственно, это довольно легко доказывает рынок труда, где все ищут готовых специалистов. Даже в областях, где этих "мастеров" объективно еще нет. Обучение же большинству работодателей-руководителей не по плечу, так как большинству хочется считать деньги, а учить тех, кто эти деньги будет зарабатывать, пугает до потери пульса, так как у значительного числа "профессионалов" (особенно в гуманитарно-офисных дисциплинах) самих нет выработанных навыков. А без трудного пройденного пути к их получению обучить кого-то чему-то практически невозможно.
1. Длительная работа, как представляется, возможна, когда человек уже сам какое-то время этим занимается, то есть уже интегрировал в свою повседневную жизнь некоторые аспекты и его «ощущение самореализации» напрямую зависит от того, достигает ли он стабильного результата, интересно ли ему идти дальше и искать новые формы. Это самоочевидно, и если бы хотя бы 10% процентов обучающихся были такими, то большинства сложностей бы не было, как и педагогики впрочем.
Тем не менее, самостоятельность приобретенных навыков – ключевой фактор последующего развития. Если человек готов что-то делать в одиночку (гусары, молчать), без привязки к обстоятельствам, времени года и точке зрения окружающих, то это значит, что он будет поглощать знания также страстно, как одинокая женщина пирожные.
Обучение в современном обществе – такой же обыденный ритуал, как и рукопожатие (которое настолько забывается, что многие ручкаются по многу раз на дню), поэтому определить насколько человек готов что-то делать длительное время, можно, только поняв, насколько он может отбросить сиюминутные удовольствия и мобилизоваться. При этом мобилизация не должна выглядеть как напряжение, собственно, именно ощущение экзистенциального напряжения и является тем самым барьером, который показывает, что вот-вот случится прозрение: «это не моё», «я этим заниматься не хочу, верните деньги».
Наиболее простой индикатор готовности учиться – желание ученика побороть праздность. Если неофит готов напрячь мозг, решая простенькую задачку, значит, он может сделать пару шагов. Если он не обламывается искать ответы самостоятельно, без пирога с курагой, он сможет пойти еще чуть дальше. Особенно хорошо, если это происходит механистически, без эмоциональности: тогда больше шансов, что человек не закончится на фазе «медные трубы». Если пройдя по дороге самообразования, его начинают раздражать проблемы в познаваемой области и он, чувствуя дискомфорт, начнет нащупывать решение – вот то самое, что с прошествием времени может сделать из ленивого подмастерья вполне квалифицированного специалиста.
2. Принципы взаимодействия?
Большинству нужны только ответы на зудящие вопросы, дальше вся история заканчивается. С немногими из тех, кто не погасает сразу, как с героями «Волшебника из изумрудного города» всё всегда индивидуально.
Главный принцип – не надо «включать дурака», всё происходящее должно ощущаться достаточно серьезно и более-менее откровенно. Если человек хочет что-то узнать и это для него это важно и имеет ценностное значение, то крайне неправильно самоустраняться или шутить. То же самое наоборот: если угрюмый хмырь хочет чему-то вас научить, и вы внезапно почувствовали уверенность, что он не всегда загоняет фуфло, а даже иногда может что-то прокартавить по делу, нужно уметь выслушать, проанализировать, поискать близкие, понятные для себя вещи, чтобы зацепиться за мыслю. Даже если сегодня не самый подходящий день: всё уныло, ничего не происходит и хочется домой, а, может, перенести всё на завтра, - ведь всегда есть Завтра?..
3. Истощение – довольно простая категория. Наставник только тогда наставник, когда видит проблемы на пути ученика (или думает, что видит) и готов подталкивать к их решению. Само собой, наиболее мощный заряд обучения – это подкинуть чего-то нового, чего человек никогда не видел, слышал, о чем нифига не думал. Если наставник начинает общаться формально, превращает процесс обучения в «ритуал», который предсказуем как сюжет боевика со Стивеном Сигалом, то это значит, что пора брать веревку, мыло и… винтить к новым вершинам. Обучение может быть каким угодно - даже скучным, но не может быть предсказуемым. В этой ситуации мозг ученика не просыпается, а время потрачено зря.
Направить к «другому наставнику» – это, скорее, не можно, а нужно. А нужно это всегда, когда аколит теряет концентрацию и никак не может сделать следующий шаг. Что-то ему мешает, а что – тут должна была быть остроумная игра слов, но, увы, вы получите только мешок запятых (,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,).
Как расстаться, решает, каждый сам, главное, не затрагивать эмоции. Само собой, говорить, что уехал в командировку на Килиманджаро, где нашли остатки инопланетной цивилизации роботов-проституток – уже не вариант, тему запалили на тв. Нужно без особых формальностей сообщить, что мир – он не посередине четырех стен и чтобы развиваться, нужно фокусировать внимание не на одной вершине, а сравнивать опыт разных людей, так как именно там, где обнаруживаются различия в понимании, загорается спор, именно там есть те точки роста, ниши, которые позволяют найти себя и самоорганизоваться.
4. Превзойти – это слишком пафосно. Ну, вы сами прекрасно понимаете, что в значительном числе сфер деятельности это даже не очень возможно в том смысле, что каждый более-менее творческий человек реализует свой набор уникальных качеств. Творчество – оно в создании и реализации неповторимых решений, а одно «уникальное» другое «УнИкАлЬноЕ» не перебивает, ну, только если по несвязанным параметрам, например, презренным деньгам. Можно только говорить о повышении самостоятельности ученика до такого уровня, когда он практически не нуждается в опыте наставника, сам оброс учениками (да и ученицами, иначе для чего все эти курсы и семинары), ну и сюрприз-сюрприз находит решение СВОИХ проблем с меньшим затратой сил и времени, чем это сделали бы Вы. В такой ситуации крайне важно сохранить человеческие отношения, ибо профессиональные неотвратимо превращаются в историю.
Если бы вы предложили не стимулировать жратвой, а физически наказывать Д.Ю., Дементия или собаку-убийцу, то количество ответов за полчаса перевалило бы за 1000. А так даже как-то нефотогенично. Нет, ну хоть напильник положите в пирог, так хоть как-то взбодрятся десна аудитории!
Кому: Андрей Долгов, #1 Всегда слушаю его лекции - мужик-голова! Но постричь надо;)
Ага, Джигурда вон, бороду сбрил! )) Тихий ужас, стал похож на сморщеную курицу. А ведь был Самсон целый.. )))
Кстати, подумалось про момент, когда ученик должен расстаться с наставником. По личному опыту думаю, что это момент, когда на основе полученного ученик готов или творить сам, или хочет двигаться в обучении дальше, а наставник не может дать дальнейшее или по каким-то причинам тормозит творческую инициативу ученика.
Дополню: есть ещё малоприглядные варианте, когда ученики (с малой буквы) по своему мнению (с малой буквы), что-то получили от Наставника, что уже достаточно для заработка, но не достаточно для развития, для Мастерства.
Благодарю за Ваше продуманное сообщение и уточняю.
Цитирую: Вас «...в значительном числе сфер деятельности это даже не очень возможно в том смысле, что каждый более-менее творческий человек реализует свой набор уникальных качеств».
Увы, нет, хотя хорошо звучит.
Когда изучаешь на 1, а массив решений – в этом очень нагляден патентный фонд – видно, что есть «ядро основных решений» и всё остальное. Например, уже к началу XX века число патентов по велосипедам измерялось десятками тысяч, а основных конструкций – единичное количество.
Кроме этого:
1) Основное общение с Учениками – точно не курсы и семинары.
У меня даже простейшие работы Ученика переделываются от 3 до 8 раз.
Кстати, это критерий отбора Ученика из учеников - способность ПЕРЕделывать.
2) В общении Наставник – Ученик ещё важны надиндивидуальные инструменты, например, Конференции,
сделанные чистыми руками и по определённым правилам: http://vikent.ru/enc/6593/
Цитирую: «Если бы вы предложили не стимулировать жратвой, а физически наказывать Д.Ю., Дементия или собаку-убийцу, то количество ответов за полчаса перевалило бы за 1000. А так даже как-то нефотогенично. Нет, ну хоть напильник положите в пирог, так хоть как-то взбодрятся десна аудитории!».
1) У нас несколько другие отношения...
2) Даже если так шутковать - что часто встречается при обсуждении сложных проблем - то подобное это ведёт к груде слабых ответов, увы...
Ученик Александр Борисович Соколов хорошо написал об этом здесь:
13 формул слабых комментариев к научным и научно-популярным публикациям в Internet:
http://vikent.ru/enc/6345/
3) В ещё плохо изученной проблеме ученики - Наставник - Ученики, явно нужна не массовость, а КАЧЕСТВО ответов.
Спасибо за интересные замечания и довольно злободневные ссылки. Перечень замечаний А.Б. Соколова можно было бы увеличивать до бесконечности, ибо энтропия общения или же шаблонные беседы - это большая часть того, что происходит в нашем мире, который по большей части театр.
> > У меня даже простейшие работы Ученика переделываются от 3 до 8 раз.
Как мне это близко. Главное в таких переделках - чтобы каждое такое действие имело целью устранить принципиальный недостаток, а не бесконечно совершенствовать форму. В противном случае подсознание всеми силами борется с рутинным переделыванием и получается еще хуже, а навык не приобретается и не закрепляется. В этом плане технарям гораздо проще. Это как раз один из самых сложных моментов на этапе трудового роста, именуемого "наращивание профессиональных мышц" - уметь объяснить почему нужно двигаться дальше в той ситуации, когда недостатки не совсем понятны, а их значимость очевидна только вам.
Увы, тут сложно что-то сделать, ибо шутки - это единственный качественный барьер серьезности.
Удачи Вам и Светлане Юрьевне Гавриловой в формулировании наиболее эффективных методик повышения качества профессионального общения.
Игорь Леонардович, ответы на вопросы Светланы Юрьевны давно известны:
1 вопрос) Все знают, что, если у человека основным ориентиром в деятельности являются конкретные результаты труда (материальные или моральные), следовательно, такой человек будет стремиться к более выгодной работе, к ожиданию «настоящей» жизни после достижения результатов. В результате, он всегда может бросить и переметнуться. И наоборот если человек ориентируется на сам процесс труда, творчества, учебы или игры, у него есть желание внести какой-то творческий вклад, самосовершенствоваться, при этом материальные интересы у него на втором плане, то такой человек способен к достижению Результатов на длительных дистанциях. Об этом написано в книгах по психологии.
Кроме того, вы же уже говорили, что легко можете определить качественные и количественные характеристики человека. Вот и расскажите как вы делаете об этом Светлане Юрьевне.
2 вопрос) В этом ролике вы сами рассказали об этике взаимоотношений.
3 вопрос) Ну какие признаки истощения результативности ещё могут быть, как отсутствие этих самых результатов.
4 вопрос) Когда ученик начинает решать либо ранее не нерешаемые Наставником-1 вопросы, либо задачи более высокого уровня относительно уровня Наставника-1, т.е. превзойдёт Наставника-1.
5 вопрос) Ответ на него тоже давно известен: экзамены, контрольные работы, дипломные проекты. Т.е. без контроля Наставника (или при минимальном контроле) может быть выполнен самостоятельно серьёзный проект.
Конечно, по вашему мнению, я не прав и на них требуется очень большой, научный и серьёзный ответ, но на вопросы помогает так отвечать мой иногда с кровью добытый опыт.
И ещё относительно новых профессий. Почему обязательно нужно изобретать новые профессии? Ведь далеко не каждый человек обладает таким высоким уровнем интеллекта. Почему не совершенствовать какое-либо отдельное качество в своей профессии. Например, повара. У нас в городе много шашлычных, но стараются ехать все к «Григоричу» потому, что у него самый лучший шашлык. Или рядом с моим домом находится кулинария, где раньше делали торт «Сказка» и печенье «Улитки», такие вкусные… Вся округа об этом знала, и я минимум раз в неделю туда заходил. И вот три года назад кондитер перешел в другое место, сейчас кулинария превратилась в обыкновенную закусочную, я захожу туда раз в месяц (за тестом). И это не только моё мнение (про кулинарию).
Или допустим об инициативе, не сверх инициативе, где можно «наворотить» дел, а об обыкновенной инициативе. Вам прекрасно известно, что современный информационный психологический фон (общедоступные информационные каналы и т.д.) направлен сами знаете на что, и сейчас практически сложно встретить людей, не боящихся брать на себя ответственность. И вот получается, что сейчас, оказывается это ценится. Серьёзно. Это мой опыт. Да может и влететь от начальства, но в итоге всё равно дополнительные премии. И тому подобные вещи.
Вы, конечно можете сказать, что всё это ерунда, но заработанный моими потом и кровью (и ещё в небольшом объёме изученной логикой и психологией) опыт (причём, когда я начал заниматься этими вещами, которые отличны от общественного мнения, мне было страшновато, но чёрт возьми, это действует) показал, что можно решать вопросы.
А насчёт наставников, это очень интересно. Как говорит Клим Жуков «когда наши у власти наконец окажутся» это понадобится.
Здоровым коллективам важнее решения, а не КТО решил и ЧТО за это получил и т.п. и т.д.
+++++++++++++++++
Цитирую-1 Вас: «Почему обязательно нужно изобретать новые профессии? Ведь далеко не каждый человек обладает таким высоким уровнем интеллекта».
А не факт, что для новой профессии нужен непременно высочайший интеллект.
Но новые технологии - скорее всего, да.
Вспомните лётчиков, танкистов, подводников и т.п.
++++++++++++++++
Цитирую-2 Вас: «Почему не совершенствовать какое-либо отдельное качество в своей профессии».
Новые профессии не отменяют необходимость качественно работать в традиционных профессиях.
Но!
Новые профессии не гарантируют, но дают новый шанс компании / городу / стране стать более конкурентоспособными - см. 2-х минутное видео об уровнях: https://www.youtube.com/watch?v=eSdYRLLvOiM
Здравствуйте.
Попробую ответь на вопросы.
1. На мой взгляд первоначальный отсев можно провести, если дать задание с минимальным количеством инструкций, кинуть в омут и смотреть как поплывет. Если много жалоб, криков о помощи, паника – кандидат не подходит. Если взял и потащил - можно брать.
2. В первую очередь, как мне кажется, этику, т.е. правила общения внутри создаваемого коллектива, вырабатывает Наставник, как носитель знаний, на основе своего личного опыта. Задача Ученика в данном случае состоит в соблюдении правил, любым возможным способом.
3. Признаком истощения результативных отношений, систематическое нарушение п.2, т.е. правил одним из участников.
4. Передать Ученика стоит тогда, когда у следующего Наставника возможности для быстрого роста и реализации ученика шире. Если переход позволит Ученику сделать качественный рывок.
5. Ученик выполняет всю работу Наставника.
Андрей Лонгинов
Не ради пирогов, а вдруг на что сгодиться...
1. Как определить на"входе" Ученика-стайера: по глубине проработки этапов достижения выбранной Учеником Цели. Значимости Цели. Чем подробнее план, тем кропотливее мысль и больше склонность к "многоходовке" , а значит и осознание того, что быстро задачу не решить.
2. Этика "Наставник-Ученик": Ученик имеет своё видение и представление о развитии процесса, но ограничен в знаниях. Наставнику нет необходимости плодить подобие себя и жестко подчинять Ученика тем правилам по которым учился сам. Наставник исходя из своего опыта может корректировать явные тупиковые направления и предлагать применение неявных методов. В определенных этапах концентрировать полученный разрозненный опыт в лаконичную и завершенную формулировку. Ученик ощущая помощь и поддержку будет стремить работать на результат с благодарностью.
3. Истощение отношений: тупиковые ветки заслоняют вариативность решений, отсутствие прогресса на длительном периоде. Психологическая усталость от совместной работы. Нет желания проводить совместные мероприятия и встречи, ограничиваясь формальным общением. Ученик перестаёт работать на результат и переходит в "спящий" режим, работая без прогрессивного роста - "для галочки". Появляются "важные" внешние факторы, забирающие время для работы.
4. Перенаправление к другому Наставнику: исчерпание доступных известных Наставнику-1 методов для решения поставленной задачи. Ученик имеет своё видение дальнейшего развития, отличающееся от того чем владеет Наставник-1. Другое не значит неверное.
5. Превзойдён: скорость принятия решения Учеником выше скорости осознания решения Наставником. "Скорость" как пример, на лицо явное не понимание процесса или методологии принятия решения. Наставник становиться "узким" местом системы.
Спасибо за возможность задуматься.
Внимательно слежу за вашими роликами. Очень интересно(и огромное спасибо Дмитрию за то, что он вас приглашает на "разведдопросы")!
Заметил, что вы не один раз, пусть очень вскользь, касались темы взаимодействия женщина-мужчина в паре.
Не так давно наткнулся на замечательную статью, как раз касающуюся ложных иллюзий и надежд мужчины в семейной жизни. Возможно, вам тоже будет интересно её прочесть.
Ответы для случая, когда Учеником является сформировавшаяся личность.
Сформировавшаяся личность – человек с закреплённым набором поведенческих реакций, часть из которых рассматривается, как психотравмы.
Психотравма – поведенческая реакция, блокирующая или затрудняющая получение определённого рода информации из социума, окружающей среды, в то же время позволяющая замечать другое.
1)Как Наставнику «на входе» определить способность Ученика к достижению Результатов на длительных дистанциях?
a) Иметь представление о настоящей, а не заявляемой цели Ученика. Можно ли сказать, что настоящая цель раскроется во время первых «уроков»? Критерий оценки: получаемые знания будут рассматриваться Учеником в контексте крупной или малой цели.
b) Узнать чем ещё занимается Ученик, что его интересует помимо этой деятельности. Попросить проранжировать интересы.
c) Работал ли Ученик до этого самостоятельно (любая цель). Сколько времени было вложено, была ли достигнута цель и в каком виде, если нет то, что послужило причиной остановки.
d) Работал ли Ученик до этого с другими наставниками? Была ли достигнута цель, кто инициировал расставание, по какой причине.
e) Само предупреждение Ученика о длительности дистанции может дать стимул.
2)Этика взаимодействия Наставника и Ученика?
Для чего нужны этические нормы? Для формализации процесса? Для того чтобы каждый заранее знал о последствиях своих действий?
Что важно для Ученика - возможность и скорость приближения к цели?
Что важно для Наставника - помощь другому человеку, саморазвитие?
В большинстве случаев этические нормы Ученик <-> Наставник создаются для личного удобства Наставника (мало времени, много учеников).
В оптимальном случае формирование этических норм Ученик <-> Наставник - задача двух сторон и представляет собой синтез их интересов (форма же относительна).
Могу выделить лишь то, что эти нормы не должны приводить к отказу Ученика от достижения цели, а всячески подталкивать его. Например, если Ученик знает или имеет смутное представление о своих психотравмах, то формирование системы общения через постепенное их искоренение может послужить плодотворной или губительной основой.
3)Каковы признаки истощения результативных отношений Наставника и Ученика?
a) Ученик перестаёт ожидать нового от Наставника.
b) Сфера интересов Ученика перерастает Наставника либо отклоняется; наставник становится тормозящим фактором.
c) Наставник перестаёт получать как оригинальные, так и ожидаемые решения поставленных задач.
d) Утрата этических принципов взаимодействия.
4)В каких случаях Наставнику стоит перенаправить своего Ученика другому Наставнику? Помимо случая истощения в отношениях.
a) Неспособность Наставника уменьшить влияние/справиться с психотравмами Ученика.
b) Предположение Наставника о бОльших способностях Ученика в другой сфере, которой Наставник не владеет.
c) В случае изменения целей ученика.
d) Как «психологический» приём, для проверки Ученика на желание достигнуть поставленной цели (смена обстановки, этических принципов, изменение угла рассмотрения задачи и т.д.).
5)Как понять, что Наставник превзойдён, и ученику пора уйти, чтобы начать своё дело?
a) Является ли это вопрос синонимичным вопросу «Истощения в отношениях»? Если нет, и отношения по-прежнему результативны, то не приходим ли мы к ситуации, в которой Наставник начинает паразитировать на Ученике? Может ли Наставник не заметить, что Ученик начал показывать результаты выше собственного уровня Наставника?
b) Может ли Ученик не заметить, что получил/создал совместно с Наставником инструмент для достижения своей «Большой и Достойной цели»? Ведь ради этого он изначально и шёл к Наставнику.
c) Ученик может прийти к выводу, что для достижения цели ему необходимо привлечь и обучить новых людей, что за время его жизни цель, скорее всего, не будет достигнута.
Я бы сказал, что тема статьи гораздо более обширна и касается не столько творчества, сколько гораздо более системных проблем, напрямую связанных с оптимизацией "человеческого ресурса".
При этом, я бы сказал, что статья будет скорее понятна человеку зрелому, уже избавившемуся от части иллюзий, нежели, чем молодому мужчине.
Акцентирую важный аспект: как правило, даже хороший Ученик, должен получить на старте хороший Метод (Инструмент), который разрабатывается Наставником годами/десятилетиями.
Не факт, что даже с подсказкой, Ученик дойдёт до Метода (типа ТРИЗ) сам...
Игорь Леонардович, как я понял стандартный прием № 14 это пример про отказ от возможностей академика Крылова.
Другие психологи называют это по-другому.
И в продолжение. Название приёма красивое, но реальная жизнь, как я считаю, всё-таки чуть-чуть отличается от теории.
Один из серьёзных вопросов для человека - это стать личностью, развить существующие задатки, причём деньги должны быть категорически исключены из целей. Деньги - это побочный продукт правильно организованной трудовой деятельности. (не я это сказал, но мне это нравиться)
Хорошо известно, чтобы человек чего-либо достиг, он должен что-то делать. Просто сидеть и мечтать о новой профессии, это тоже не дело. Нужна какая-то база, наработки. Наконец основа, т.е. что-то «пощупать». А где он их может получить? Это хорошо, когда есть Наставник. А если девизом родителей было, как бы чего не вышло, или - все кинутся в колодец, и ты тоже что-ли кинешься, а у ребенка очень серьёзные задатки к какой-либо творческой работе, т.е. он способен придумать или изобрести, что-то до этого неизвестное. Метод «научного тыка» - это невыход, или например, современные СМРАД, как говорит Вассерман, «пиарят» Эдисона, который изобрел лампочку проведя 2000 опытов, но повезло ему на 2000, а если нет? Вы прекрасно знаете, как человека окрыляют успехи, как человек преображается, начинает самосовершенствоваться. Но как подвести его к этому или заставить его творить?
Вы знаете множество примеров, когда из простых вещей получались выдающиеся открытия. Хотя бы яблоко Ньютона, после которого открылось новое направление в физике. Но перед этим Ньютон всё-таки чем-то занимался, т.е. его мысли имели нужное направление.
Ещё один жизненный пример. Как-то лет пятнадцать назад идём с братом по городу, и вот проходя мимо мусорки, брат увидел бомжа, узнал его, подошёл, немного поговорил, бомж заплакал и убежал (им было тогда около 40). Потом он мне рассказал. Это оказался его одногруппник, который учился без четверок, как он говорит талантливейший человек. И как брат раньше знал он занимал должность заместителя главного конструктора на одном из крупнейших предприятий города. Но 90-е годы поделили людей, соответственно конструкторский отдел оказался не нужен, подобные ему люди, которые могут сделать серьёзнейшее творческие предложение, по жизни оказываются неумехи. Сами знаете почему. Неприспособленность к современным «рыночным отношениям», отсутствие дохода, горе, залитое водкой, жена выгоняет из дому и всё.
Но это-же гениальный человек и потеря его, это серьёзный удар не только для его семьи. Или вы отсекаете круг подобных людей, предполагая работать с уже подготовленными для того, чтобы создать новую профессию?
И ещё пара моментов, но это сугубо личное мнение, и так кое-что из психологии и опыта.
Сужая требования только до предложения обязательно новой профессии, ещё раз повторюсь это личное мнение, вы ограничиваете круг потенциальных, даже не клиентов или учеников, а поставщиков нужной информации. Мой опыт, даже «серая мышка» изо дня в день сидящая в углу и выполняющая однообразную работу и не проявляющая какого-либо творчества может раз в год или раз в два года, или вообще раз в жизни выдать такое предложение, о котором окружающие могут вспоминать всю последующую жизнь. Я считаю это расточительностью, особенно в нынешнее рыночно-потребительское время.
Насчет нерешённых задач, приведённых вами. Конечно поставить такие вопросы для решения, это просто круто. Но в силу воспитания, сложившегося общественного мнения, а также льющихся из СМРАД потоков помоев, люди не понимают самых простых методов человеческого взаимодействия или решения каких-либо жизненных вопросов (типа: меня мать порола, и я детей порю, так было и всегда будет) вера в элиты, добрых царей, свободный рынок, а также всяких лжепророков, обещающих быстрое обогащение и счастье. Причём, как пишут психологи, таких подавляющее большинство. И могут ли люди, не имеющие хотя-бы первичной психологической подготовки браться за решение сложнейших задач, если они не знают азбуки? Как они, существующие в таких условиях, будут стремиться к чему-либо светлому? Если это здоровый коллектив, то значит между членами должно быть сотрудничество, направленное на совместное решение подобных вопросов. Соответственно у здорового коллектива должны быть здоровые члены. Вспомним Сталина, который предлагал сокращать рабочий день, чтобы высвободившееся время тратить на саморазвитие. А если общество больно? И у большей части все силы направлены не на решение подобных задач, а на элементарное выживание, повторюсь под сильнейшим воздействием СМРАД. Не оттолкнет ли людей такая ваша деятельность?
И ещё личное. У меня последний год, как говорят «творческий застой» или «стабильное гниение», а тут набрел на «тупичок» почитал вас, посмотрел ролики, и слушайте, опять стал зарождаться какой-то интерес к «жизни».
Вот ещё, прочитал ссылку, которую вы рекомендовали d34, и у меня возникли вопросы.
1 пример) Всем известно, что у инвалида (если он выживет в детстве) установлена очень высокая степень защиты от окружающего мира и соответственно, все личностные качественные и количественные характеристики выше, чем у среднестатистического человека. И вопросы. Что тогда нужно становиться инвалидом, чтобы добиться преимуществ? Или искать свои недостатки, чтобы превратить их в преимущество? Подходит ли это для среднестатистического человека, который считает, что у него всё в порядке и все проблемы от других?
2 пример) Почему вы считаете, что такой очень частный случай можно использовать в широкой практике?
Пример из жизни. Вам прекрасно известно, что ребенок, воспитанный в раннем детстве определенным образом, в случае перемены места жительства или места учебы, переносит все свои недостатки, вплоть до того, что на новом месте даются точно такие же клички, которые были ранее, при чем, вновь появившееся окружение не общалось с предыдущим. Вспомните, как «заботливые» мамаши перетаскивают детей, без изменения главных личностных проблем. Или опять это относиться только к подготовленным людям с идеальным окружением?
Это на будущее, чтобы понимать, как задавать вопросы.
На счёт примеров, приведённых вами в видео и расположенных на сайте Vikent.
Вы не упомянули, что у Фейнмана была младшая сестра Джоан Фейнман (разница в возрасте 9 лет), на вашем портале информация о ней также отсутствует. В детстве на неё оказывал влияние не только отец, но и старший брат, хотя мать была против того, чтобы девочка занималась точными науками. Впоследствии она стала гео- и астрофизиком (первая женщина, избранная членом Американского геофизического союза).
Неплохая статья с перечнем её достижений есть на русской википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Фейнман,_Джоан
Этот пример отчасти повторяет «наставничество», которое получал сам Ричард Фейнман. Но если он стал Великим физиком, то она лишь значительным.
На счёт Маргарет Тэтчер. Я не совсем понимаю, является ли её пример – примером Творческой Личности? Что нового она привнесла, кроме того, что была первой женщиной, ставшей премьер-министром европейского государства?
Или же пример её воспитания как раз характеризует методику «наставничества» и ничего более? Спрашиваю я это потому, что Маргарет Тэтчер также не была единственным ребёнком в семье. Старшую сестру звали Мьюриэл (4 года разницы) и отец воспитывал их в одинаковых условиях. Но Мьюриэл предпочла осёдлый образ жизни, игнорировала публичную жизнь и поэтому о ней почти ничего не известно.
В статьях, которые я нашёл на dailymail, independent, telegraph упоминается лишь то, что Мьюриэл больше ориентировалась на мать, в то время как Маргарет на отца.
Будет ли Вам полезно или интересно, если я систематизирую и изложу свой жизненный опыт по данному вопросу "Роль кризисов в формировании моделей поведения личности"? (Просто не охота тратить много времени, если это никому не пригодиться, с этим надо будет пожить дня два пока облачится в текстовую форму)
А то в видео нет главного и не крепко. Проблема и её решение куда обширней и серьёзней.
Кому: Игорь Леонардович Викентьев,
Скажите пожалуйста, откуда вы узнали о наказании Пушкина за стихотворение про землетрясение? Ни такого факта ни самого стихотворения никогда не слышал.
Также интересно почитать про приведённый вами пример о проблемах приматов в сексуальном поведении при изъятии из семьи. Вы сказали, что у них не получится потомства и сослались на Тамару Георгиевну Кузнецову. Но я ни в её выступлениях ни в публикациях такого не видел. А читал наоборот про инстинктивное поведение, которому не нужно учиться у "наставников".
Если можно, дайте ссылки на источники, спасибо.
Цитата: «... откуда вы узнали о наказании Пушкина за стихотворение про землетрясение?»
Ответ: Землетрясение отдельно, стих - отдельно.
Землетрясение удивило Сашу Пушкина.
За стих (не о землетрясении) – его наказали.
«Также интересно почитать про приведённый вами пример о проблемах приматов в сексуальном поведении при изъятии из семьи. Вы сказали, что у них не получится потомства и сослались на Тамару Георгиевну Кузнецову».
Ответ: Для этого надо было ездить в антропоидник в Колтуши, когда там ещё были шимпанзе...
Кому: Игорь Леонардович Викентьев, # 66
Спасибо, что ткнули носом. Сначала небольшое отступление.
Я в начале разобиделся, разозлился, написал целую работу по имеющимся противоречиям в ваших публикациях и уже хотел отослать её вам. Но потом пришла мысль – вы же заставили меня опять думать, я занялся своими заброшенными делами и т.д.
Я интересуюсь психологией управления (для профессиональной деятельности) и занимаюсь воспитанием сына (это личное). Соответственно меня интересует материалы, связанные с подобными вопросами. И ваше направления по Наставничеству меня заинтересовала.
И теперь вопросы:
1. Как поднимает в своих роликах Борис Юлин тему о справедливости, так и мне хочется спросить, вы много говорите о правах Наставников, но предусмотрены ли в вашей теории права учеников и какие?
2. Существует ли вашей теории о Наставничестве механизм защиты от, назовём это мошенничества, как со стороны Наставника, так и со стороны ученика? Понимаете, чтобы оба были заинтересованы в совместной качественной работе.
3. Будет ли доступна теория о Наставничестве для среднестатистического человека или нужна специальная подготовка и какая?
Есть давно отработанный и НАДиндивидуальный механизм, имеющий название – конференция, где люди обмениваются опытом, достижениями, предупреждают Коллег об ошибках.
Но!
К сожалению, львиная часть мероприятий, имеющие названия «конференции» - откровенно халтурны:
http://vikent.ru/enc/6592/
Если стремиться оценивать и Наставника и Учеников, подобные мероприятия проводится по проверенным правилам, например, таким: http://vikent.ru/enc/6593/
Часть принципов, наработанных физиками, явно переносима и на другие профессии.
И я – за свой счёт – провожу такие мероприятия минимум 2 раза в год:
http://vikent.ru/konf/
По Вашим вопросам: каких-то особых прав, кроме общегражданских и регулярного публичного предъявления Результатов Наставникам и Учениками не нужно.
Критический параметр для Учеников – не суперспособности, а систематическая / ежедневная работа. У меня еженедельно кандидаты наук НЕ справляются с заданиями, которые делали трудолюбивые старшеклассники...
+++++
А эмоции нужно отсекать – в науко- и интеллектуальноёмких профессиях они скорее мешают:
http://vikent.ru/faq/11/
Кому: Игорь Леонардович Викентьев, #69 На вопросы вы так и не ответили.
Я ни разу не слышал, что бы Пушкина ругали за стихи. Вроде как, его наоборот поощряли.
Я спросил про источники, но вы ушли от ответа.
Особенно забавно слышать про ваше личное посещение антропоидника и на основании своих впечатлений построение целой теории о неспособности репродукции у приматов без наставника. Я надеялся на ваше критическое мышление.
«На вопросы вы так и не ответили. Я ни разу не слышал, что бы Пушкина ругали за стихи.
Вроде как, его наоборот поощряли. Я спросил про источники, но вы ушли от ответа».
Ответ-1:
«Я ни разу не слышал» - это не довод.
Вот:
Мельников А.С., «Друзья! Вам сердце оставляю...»: Хроника жизни и творчества А.С. Пушкина, М., «Олма-пресс», 1999 г., с. 24.
Ответ-2:
«Особенно забавно слышать про ваше личное посещение антропоидника и на основании своих впечатлений построение целой теории о неспособности репродукции у приматов без наставника».
О подобном поведении шимпанзе неоднократно рассказывала руководитель антропоидника Тамара Георгиевна Кузнецова.
Ответ-3:
«Я надеялся на ваше критическое мышление».
«Критическое мышление» - термин для идей некого модного направления.
Новых идей там нет.
+ Подробные ответы на вопросы в Internet – вечером 15 января 2016:
http://vikent.ru/w0/