Про ложь первые 10 минут. Далее про популяризацию науки скорее. Жаль. Дмитрий Юрьевич, Вы уже много раз в своих интервью упоминаете про полиграф (детектор лжи). Т.е. тема вроде бы интересна. В Санкт -Петербурге есть много сильных специалистов в этой области, которые смогут рассказать контингенту по поводу данного вопроса. Я диву в Москве, но если пригласите, с удовольствием приеду, привезу прибор, покажу как он работает, расскажу куда продвинулась наука в этой области. Ну и какие еще есть способы инструментальной детекции лжи.
Допрос Жегловым Маньки-Облигации в "Место встречи изменить нельзя".
Манька: - Ты ж меня знаешь, я с роду с мокрушниками дела не имела!
Жеглов: - Было, помню! Но время идет! Может зарезала ты женщину (а женщину застрелили), а браслетик - себе на руку!
Если бы Манька была причастна к убийству, в этот момент вполне могла бы и выказать удивление - мол, как, зарезали? Стреляная же. И фиг бы потом отвертелась.
Странное впечатление товарищ произвел.
Научная картина мира и стремление её распространить - это похвально, но целая куча мелочей, которые портили впечатление.
Начиная с очень умных детей(видимо именно для сильно поумневших детей год от года нормативы ЕГЭ снижают) до частоты упоминания гомосексуализма в контексте беседы.
> Ситуацию с образованием в стране ярко иллюстрирует знание учёным таблицы умножения.
Магистр наук - не ученый. Это сейчас просто выпускник ВУЗа, если я правильно понимаю.
Сходил по ссылкам на Проект "Зануда" - к сожалению там только анонсы живых выступлений, видеоматериал мероприятий не выкладывается. Поэтому воспользоваться смогут только жители Санкт-Петербурга. Печалька...
> Магистр наук - не ученый. Это сейчас просто выпускник ВУЗа, если я правильно понимаю.
Простой выпускник - это бакалавр, 4 года обучения. Магистр - это бакалавр, который отучился ещё 2 года. Забавно то, что специальности бакалавратуры и магистратуры не должны быть одинаковыми.
Что парня потихоньку некоторые начинают в комментариях прессовать - не понимаю.
Вот такая у нас молодая поросль. Пришёл, рассказал о себе. Чем плохо?
Мне было интересно посмотреть на человека, послушать с чем пришёл.
Опытные рабочие, не издевайтесь над молодыми. Молодого рабочего — обучим и поднимем! (с)
> Кому: Rulchik, #3 >
> > Ситуацию с образованием в стране ярко иллюстрирует знание учёным таблицы умножения.
>
> Магистр наук - не ученый. Это сейчас просто выпускник ВУЗа, если я правильно понимаю.
Безо всякого - в нынешний век Гугла знание фактажа давно перестало быть необходимостью. Надо будет точное значение - в справочнике посмотрю. Сейчас гораздо важнее дисциплина мышления.
Опытный старший оперуполномоченный задал ключевой вопрос в самом начале - и... Виталий призадумался, отвёл взгляд, выпалил "Гэбэшник" - и как-то вообще по итогам беседы сложилось впечатление, что недоговорил "ГосДепа".
Как-то вот незначительные на первый взгляд детали: из космонавтов лишь Гагарин упомянут; а-ля Сорос-фонд, разумеется, желающий нашей стране только добра - и вот, молодого парня со студенческой скамьи сразу под своё крыло.
Мимика просто запредельная: достаточно посмотреть первые минут 15 замечательного фильма "Le Guignolo", сиречь "Игра в четыре руки", 1980 г.в. Ну, кроме Жан-Поля, тут Джим Керри только, настолько ловко!
Интересная беседа, кто бы что ни говорил. Спасибо, Дмитрий Юрьевич за интересного и эмоционально живого человека.
Однако непонятно, что Виталий имеет в виду под "наукой", он про неё всё время говорит, особенно в первые 20 минут беседы. Если речь идёт про практическую психологию, то это, скорее, ремесло, когда знания передаются от учителя к ученику при непосредственной совместной работе. Под это ремесло пытаются подвести теоретические обоснования, пишут познавательные и интересные книги, но только лишь по книгам его не освоить. Так что - ремесло!:)
Прикол, с Виталием этим лично как то общался на проекте Science Slam в Самаре, занимаемся популяризацией науки профессионально. Мягко сказать, не впечатлил он меня, но почему то все вокруг говорили что вот он прямо очень интересный человек. Желаю творческих успехов Виталию, проект Зануда может быть когда нибудь действительно стрельнет
> Ученый не знающий таблицу умножения? Я конечно понимаю что гуманитарии немного другие, но не на столько же :))
как бы для поступления на факультет психологии сдают профильный уровень ЕГЭ по математике.
он явно волнуется и на автомате научный метод называет "на ушным", и много еще разных оговорок, которые он тут же не исправил, интересно почему.
лично мне понравилось: "дети понимают, что преподаватели сильно из прошлого века" (46.26). тут и не поспоришь. преподаватели действительно, вымирающий вид.
Может тем, что информативности ноль, одна вода? Психология со статистикой работает, а тут, извините, я гуманитарий, таблицу умножения не знаю. О какой науке тогда речь?
Вот я занимаюсь физической океанографией. Что для меня важнее - знать точные фазовые скорости приливных составляющих М2 и S2, или знать принципы их взаимодействия?
> Простой выпускник - это бакалавр, 4 года обучения. Магистр - это бакалавр, который отучился ещё 2 года. Забавно то, что специальности бакалавратуры и магистратуры не должны быть одинаковыми.
Скорее бакалавр это урезанный выпускник, а магистр - как раз обычный :) 5.5 лет все же к 6 гораздо ближе, чем к 4. И уж в любом случае не ученая степень.
Вспомнил старую моряцкую байку про моряка и его жену.
Приходит моряк домой после контракта пол года и спрашивает жену сурово глядя в глаза:
- Ты мне изменяла?!
- Что ты, НЕТ!!!
- Щас выясним.
Достаёт батарейку с лампочкой от спас жилета и говорит:
- Вот, новый прибор купил в Японии, если врёшь - лампочка загорится. Ссы в ведро!
Бросает в ведро "прибор" - лампочка (естественно) загорается.
Вскакивает и тыча пальцем в лампочку радостно орёт"
-Ага!!!
Спасибо.
Мдя, "Знание — настолько ценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника." (с)
А уж если этот источник - тупичок гоблина, то это просто мега подарок!
Позитивный молодой человек, ратующий за научный подход познания мира. Именно такие и популяризируют науку. Если сразу подходить академически, только отпугнёшь. Так что парень на своём месте. Остальное всё придёт с возрастом.
А меня улыбнул подход для дарований. Мол, не нраицца нонче формат лекции, вот стендап другое дело.
Тут же вспомнил рэп-таблицу умножения на ютюб от дядьки в годах.
Молодой человек из той породы специалистов, которые зарабатывают не тем, что знают и умеют, а тем, что УЧАТ других, тому, что якобы знают и умеют. Молодая самоуверенность, не вполне грамотная речь и кубометры псевдонаучной воды - вот секрет успеха.
> Именно такие и популяризируют науку. Если сразу подходить академически, только отпугнёшь.
Вот был тут разведопрос с сотрудником Пулковской обсерватории. Молодой парень, отличная связанная речь, рассказывал интересное. А это какой-то стартаповский магистр-мерчендайзер на фрилансе мимо проходил.
- "Доктор Курпатов вернулся!" Надо же - Неуловимый Джо нашёлся. Ещё бы доктор Кашпировский вернулся, с докторами Грабовым и Асахарой.
На семинаре по проведению переговоров рекомендовали просматривать "Split Or Steal"
Перед тем, как участники открют шары - поставить на паузу и подумать над тем, кто врёт.
Я только текст бегло проглядел, как-то не для меня тема, я все равно никогда не вру, ты о чем? О семью восемь пятьдесят четыре? Ну это и оговориться немудрено, вполне возможно. Такая лажа частенько встречается.
Главное не годы, вообще трудно так напрямую сказать, кто там что да как: важно ж, чем люди все эти годы занимались. У советских вузов был большой минус - слабая ориентация на практику. Нередко практика выходила чисто формальной. Бывало, конечно, и не так - но зачастую наибольшие практические навыки у выпускника были - это "наша степень - дергай в поле репень!". Другое дело, что сейчас у хороших студентов как раз вместо учебы - практическая работа и обычно отнюдь не по официальной специальности, а по той, за которую деньги платят.
А нафига она ему настолько, чтобы он её наизусть помнил?
Ну или по другому спрошу: как часто он повторяет в уме умножение, чтобы помнить наизусть таблицу умножения.
Я вот в школе пятерки получал по таблице умножения, а счас со скрипом вспоминаю. Если прям срочно надо - достану каркулятор и помножу/поделю, что мне необходимо.
> О семью восемь пятьдесят четыре? Ну это и оговориться немудрено, вполне возможно. Такая лажа частенько встречается.
В том то и прикол, что это не было оговоркой, он настолько неуверен в своем знании таблицы умножения, что следом сказал - что его будут пинать в комментариях за это. Будьте вы прокляты внедрившие ЕГЭ.
> Вот я занимаюсь физической океанографией. Что для меня важнее - знать точные фазовые скорости приливных составляющих М2 и S2, или знать принципы их взаимодействия?
Да хто ж тебя знает-то, камрад? Только другие физики-океанографы! :)
А если серьезно, принцип суть базис, но для грамотного оперирования базисом необходимы знания средств оперирования.
Элементарный и многим (в 2017-м году) понятный пример (намеренно упрощаю): принципиально выводить оформление элементов html-странички можно и непосредственно в html-коде и в отдельном файле css.
Но реализуются эти возможности по-разному. И применимы в разных случаях.
Эрго, для грамотной вёрстки одинаково важно знание не только спектра возможностей, но и непосредственные способы применения :)
А если совсем-совсем серьёзно, то на практике ты глубоко знаешь те моменты, которыми пользуешься постоянно, а те, которыми не пользуешься, легко нагугливаешь... и пользуешься :)
ЗЫ Справедливости ради: разговор начался со знания ТУ. А это "жи-ши" в мире арифметики. Не владение таблицей умножения демонстрирует собеседнику уровень элементарной грамотности.
Как-то так.
> Безо всякого - [в нынешний век Гугла] знание фактажа давно перестало быть необходимостью. Надо будет точное значение - в справочнике посмотрю. Сейчас гораздо важнее дисциплина мышления.
Камрад, разреши не согласиться. Лично меня лет эдак 25 назад именно так и учили, что инженер - это не тот, кто знает ответы на все вопросы, инженер - это тот, кто умеет думать головой и знает где посмотреть ответ на вопрос.
> Я гуманитарий, таблицу умножения не повторяю, а просто знаю. Мне 40 лет.
Прикинь, люди разные, вот так открытие!
А сомневаться в словах в человеке только потому, что он не знает таблицу умножения наизусть - это смешно. Только-бы ты он с ошибками -ться,-тся не писал, а то вообще - пропащий человек!!!
Камрад, как можно не знать ТУ? Какой калькулятор, о чём ты? Я с наукой дела не имею, простой работяга, но для меня, незнание этой самой таблицы, просто запредельный пездец. Очень много говорящий о человеке. Она же каждый день нужна! В магазине, когда у тебя ограничение по сумме, тоже калькулятор используешь?
> А сомневаться в словах в человеке только потому, что он не знает таблицу умножения наизусть
А если не сомневаться, то можно начать жить, руководствуясь расположением звёзд в чужой голове. Сколько сейчас всяких астрологов и соционистов всяких развелось, им тоже на слово верить?
Думается мне, что про русский мат ДЮ сам кому хочешь разъяснит. Только вот зачем? Так ли важна эта тема для всестороннего развития личности? Развития, камрад.
Я понимаю, что ЕГЭ - это плохо-плохо, но какая-такая связь между ЕГЭ и таблицей умножения? Почему это все повторяют как мантру? Таблицу умножения изучают в третьем (насколько помню) классе. ЕГЭ отменил изучение таблицы умножения? Вроде нет, мой ребенок изучал, также, как я в свое время. Пока (в 6-м классе) помнит и постоянно использует. В идеале таблицу умножения надо выучить, чтобы записалась на подкорку. Но память человеческая такая штука, что постоянно не использует, то забывает. Я например в упор не помню, что такое логарифм. Не помню геометрию (вообще всю, кроме Пифагоровых штанов). А ведь учился хорошо, и без всяких ЕГЭ.
Подумалось мне: Фоменко, вероятно, отлично знает ТУ, и даже таблицу квадратов до 30, что не помешало ему напакостить в области где он полный дилетант.
Это очень сложный вопрос, какие знания жизненно необходимы, а какие нет. Если ты знаешь ТУ, но не умеешь ей пользоваться, то такое знание не очень нужно, как мне кажется, зато ты гениально играешь на фортепиано. Другое дело - знание "как застегнуть ремень, чтобы штаны не свалились".
Тех, кто ожидал от данного короткого разведопроса детальной пошаговой инструкции, как распознавать ложь, могу огорчить. За один час никакой самый супер-пупер специалист не научит ничему, разве что даст список литературы для самостоятельного изучения дома и покажет направление, куда нужно копать.
Придётся самому(!) читать литературу, самому практиковаться (лучше под руководством знающих и умеющих камрадов, которые смогут указать на ошибки), посещать лекции, критически осмысливать полученные знания, отбрасывать шелуху и т.п. Короче, это умение достигается годами. Мастер-классы тоже лишь придают импульс и задают направление самостоятельного развития.
> Придётся самому(!) читать литературу, самому практиковаться (лучше под руководством знающих и умеющих камрадов, которые смогут указать на ошибки), посещать лекции, критически осмысливать полученные знания, отбрасывать шелуху и т.п.
А самое главное, надо определиться, какова цель таких тренировок. Как это конкретно тебе поможет в профессиональном развитии, в личной жизни, чтобы тратить на это время?
Дмитрий Юрьевич,
Ваш гость упоминал книжку Pitfalls of deception. Вроде бы второе издание вышло в 2008.
Однако, даже амазон книжки именно с таким названием не знает.
Нельзя ли уточнить у вашего гостя, не эта ли книжка имелась ввиду: http://eu.wiley.com/WileyCDA/WileyTitle/productCd-0470516240.html Спасибо.
Чего все к таблице умножения прицепились? Дмитрий Юрьевич же прямым текстом сказал в этом же самом интервью (специально для аудитории), что мастерству и умению не зазорно учиться ни у алкоголика, [ни у не знающего таблицу умножения].
С другой стороны, вот бывают дебилы, и все понимают, что социализированы в жизни они гораздо хуже нормальных людей. Дебилы легко управляемы, ими легко манипулировать, потому что они обладают повышенной внушаемостью и часто не имеют своего мнения. Так вот среди данной категории встречаются уникумы, которые, несмотря на свой дебилизм, легко перемножают в уме пятизначные числа. Делает ли их это умение умнее окружающих нормальных людей? Очевидно, нет. А теперь подумайте, легко ли вам будет манипулировать Виталием?
Виталию могу пожелать продолжать самообразование, проштудировать учебник логики, а также, кроме книжек по социологии, изучать классиков психиатрии - оченно полезно.
Раньше была такая детская книжка "всё обо всём". А тут парнишка рассказывает "всё ни о чём". Если у него такие же лекции, мне парней, которым он их читает, жалко.
Особенно порадовало то, что дети стали умнее, потому что есть альтернативные источники знаний. Ну да, можно выбирать, есть у воды "память" или нет. Зато вот ежедневно сталкиваюсь с тем, что методички по лабам, которые студенты 10 лет назад понимали, сейчас пониманию доступны в двух случаях:
1. Ты сам рассказываешь, устно, что и как делать для выполнения работы (быстрый и 100% способ. Минус - сделали, вышли, забыли);
2. Ты заставляешь читать абзац методички до полного просветления вслух (долгий способ, и доходит все равно не до всех).
Умнее, …, они стали.
И про ТУ, присоединюсь, не знать ее какбэ странно. Хотя, по тем же студентам сужу, по умным - калькулятор рулит, а устно пусть лохи считают. На крайняк, погуглить можно!
А вот про освоение космоса все еще мрачнее. Ну слетали, по слухам, американцы на Луну. И что, какая от этого польза, кроме статуса перволунцев? Ну, зашлют сейчас людей на Марс, и обратно - что это изменит? Участники - герои, само собой. Но пользы для 99.99…% населения Земли от этого - как от рекорда в Книге Гиннеса, за сколько секунд обжора съест пять кило пирожков. То бишь, нихрена.
> А самое главное, надо определиться, какова цель таких тренировок.
Несомненно. Тем, кто работает с бумагами и документацией, это важно в меньшей степени, чем тем, кто работает с людьми (полиция, врачи, сотрудники банка и др.) или в большом коллективе, в котором приходится взаимодействовать со многими сотрудниками (а то и руководить ими). Опыт распознавания лжецов и воров нарабатывается в процессе работы:). Тут дополнительные академические знания могут пригодиться.
Скажу сразу,- факультет психологии выпуск 2012 спбгуки, юридический факультет выпуск 2015 ГПУ им. Герцена.
опыт работы- фссп по спб.
Ближе к сути... Включил ролик,- 3 секунды... выключил только от тембра голоса, интонаций и внешности-с мыслью что это возможно вкусовщина -включил еще раз. Вызывает доверие? Уж точно нет. Курсы для банка без опыта работы во время учебы,- да у нас тоже практика с 3 курса была. ГБШНИК !?!?! Дмитрий Юрьевич,- гостю говорить конечно надо давать,но не такую дичь же... В целом все это можно назвать коктейлем из lie to me, книг Карнеги, и пары тренингов. Парень возможно в какой-то момент хапанул звезду, но никакого отличия от тренингов для мамашек как миллионера воспитать, по сути нет,- набор инфы из интернета объединенных говорящей головой с амбициями.
> в нынешний век Гугла знание фактажа давно перестало быть необходимостью. Надо будет точное значение - в справочнике посмотрю.
Справочники - это прошлый век, в век гугла надо смотреть википедию. Только так можно стать настоящим британским ученым.
Тем, кто считает, что в эпоху калькуляторов умение считать в уме никому не нужно, хотелось бы сказать вот что. Когда человек набирает на калькуляторе числа, он легко может ошибиться и например набрать лишний нолик или не там поставить точку. И результат вычислений получится в десять раз больше или меньше истинного. Умеющий считать в уме примерно представляет, какое число должен выдать калькулятор, и сразу такую ошибку увидит. А не умеющий ничего не заметит.
Кому: stary_dobry, #78
> Но докопались-то не до идей, а до таблицы умножения
Ну а как ещё понять уровень собеседника? Вот с тем же Савельевым, я не специалист по морфологии мозга и не знаю, разумные он вещи говорит или нет. Зато когда речь заходит о других вещах, где я что-то понимаю, он такое выдаёт, что хоть стой, хоть падай. И появляются серьёзные основания не доверять вообще всем его высказываниям.
Или человек, который пишет с ошибками - это неграмотный человек. Можно ли его считать знающим специалистом например в астрономии или в медицине? Наверное есть и такие. Но мне пока не встречались.
> Зато когда речь заходит о других вещах, где я что-то понимаю, он такое выдаёт, что хоть стой, хоть падай. И появляются серьёзные основания не доверять вообще всем его высказываниям.
Активный молодой человек, но странные особенности (типа, таблицы умножения) портят впечатление. Кажется, что молодецкий задор превалирует над собственно научным мышлением.
> Скорее бакалавр это урезанный выпускник, а магистр - как раз обычный :) 5.5 лет все же к 6 гораздо ближе, чем к 4. И уж в любом случае не ученая степень.
Смотря что понимать под "обычным". Могу предположить, что "обычный" — это инженер. Магистерское образование несколько отличается от инженера в сторону некоторой академичности. Для получения диплома магистра нужно написать "диссертацию", а не дипломную работу и упор там не в практическую ценность, а в теоретический вклад.
В целом, попытка пристыковать наше образование к европейскому/американскому не удалась. И уровень мышления советского инженера потеряли и нужного статуса не приобрели.
В технических дисциплинах проблем не вижу - сами задания достаточно сложные и для их "честного" прохождения нужно знать программу в приличном объеме.
С гуманитарными, безусловно, есть сложности. Особенно это касается литературы.
Хотя русский (родной) язык сдавать по тестам — вполне себе годная вещь.
Отдельно стоит вопрос организации приема экзаменов.
В Башкирии, например, уровень учеников в деревнях часто оказывается выше уровня городов. Нетрудно догадаться — почему.
> Тем, кто считает, что в эпоху калькуляторов умение считать в уме никому не нужно, хотелось бы сказать вот что. Когда человек набирает на калькуляторе числа, он легко может ошибиться и например набрать лишний нолик или не там поставить точку. И результат вычислений получится в десять раз больше или меньше истинного. Умеющий считать в уме примерно представляет, какое число должен выдать калькулятор, и сразу такую ошибку увидит. А не умеющий ничего не заметит.
Знаю реальных случай, когда четверо школьников делили на своих калькуляторах 12 на 4, и у каждого получился свой ответ, между прочим, отличный от правильного.
У меня отец (дай бог ему здоровья) в своё время разработал методику вычисления мелких воришек в рабочих коллективах. (Бывают такие случаи, когда у сотрудников в офисе или в рабочем кабинете начинают пропадать из кошельков мелкие суммы денег, духи из тумбочек, прочая мелочь, и всем ясно, что среди своих завёлся воришка. Но как его найти?) Мне точно известно о двух триумфальных применениях данной методики, когда воришки были пойманы. Отец утверждает, что она срабатывает всегда:).
> и мы будем исходить из самого простого: мы, как сломанный компьютер, просто сгниём в земле, отдадим атомы обратно в землю, в космос...
Очень хорошая аналогия с компьютером.
Компьютер сам по себе - тупая "бездушная" железяка. А как только мы его подключили к розетке, то "вдруг" простые синусоидальные колебания электромагнитного поля проходя через проводниковые и полупроводниковые структуры компа "превращаются" в "жизнь": развлечения (игры, музыка,видео..), работу(бухгалтерия, конвеер...). А как только копм выключили или он сломался, то электромагнитное поле никуда не делось, а продолжило себе дальше "жить" не используя этот комп. Как оно "жило" до компа и в компе и после компа.
Ну и вопрос к размышлению: можно ли узнать (изучить) электромагнитное поле если не "засовывать" его в какую-нибудь материальную конструкцию?
>При этом учёные настолько далеко зашли в этих поисках истины и в понимании, что такое наука, что всё равно соглашаются все с тем, что нету конечного ответа, что какую модель бы мы ни создали, она будет не идеальной, мы чуть-чуть её описываем.
Хорошо, что он это понимает, не строит замков из песка.
Чтобы что то отключить, для начала нужно включить. А тут проблема. Офигенное исследование что из 4 карт вероятность отгадки 25%. Не поверите - из 10 карт аж 10%. Про ТУ просто снимаю шляпу. Для индивида все школьники будут одаренные. А мат. классы просто гении.
> . И что, какая от этого польза, кроме статуса перволунцев? Ну, зашлют сейчас людей на Марс, и обратно - что это изменит? Участники - герои, само собой. Но пользы для 99.99…% населения Земли от этого - как от рекорда в Книге Гиннеса,
Можешь оценить количество инженерных задач, которые будут решены при организации полета на Марс? Результаты решения нам совсем-совсем не будут нужны? Не из рогатки же их будут запускать.
> А нафига она ему настолько, чтобы он её наизусть помнил?
> Ну или по другому спрошу: как часто он повторяет в уме умножение, чтобы помнить наизусть таблицу умножения.
Ну, допустим, в лабазе удобно: у тебя в кармане, скажем, тонна, а надо сыр в нарезке плюс виолу - и, главное, 8 пива. Можно достать аппарат, чего-то там подсчитать у каждой полки - а зачем, если можно прикинуть в уме?
Сложение+умножение+округление - и ты по вероятности "почти наверное" понимаешь, что, к примеру, венец творения виола прекрасна, а вот сыр в нарезке свободен, пусть лучше пива будет 10!!!
Понятно, что надо-таки зарабатывать так, как ДЮ, - ну, чтобы средств достаточно было всегда. Увы - не у всех так ловко получается, и здесь оперировать числами в уме - полезно уметь.
Он несколько раз себя назвал, ни много ни мало, ученым. Данный статус сразу вызывает вопросы - где он публиковался, какая у него степень, где он работает.