Жаль Николай Николаевич не привёл цитаты другого известного сидельца и авторитетного для сидящих Варлама Шаламова:
> Деятельность Солженицына — это деятельность дельца, направленная узко на личные успехи со всеми провокационными аксессуарами подобной деятельности. Солженицын — писатель масштаба Писаржевского, уровень направления таланта примерно один.
> В одно из своих чтений в заключение Солженицын коснулся и моих рассказов: «Колымские рассказы… Да, читал. Шаламов считает меня лакировщиком. А я думаю, что правда на половине дороги между мной и Шаламовым». Я считаю Солженицына не лакировщиком, а человеком, который не достоин прикоснуться к такому вопросу, как Колыма.
Уважение Губенко, надеюсь его выступление не "глас вопиющего в пустыне".
Выступление достойной. А памятник, скорее всего, поставят. После табличек отдельным талантливым адмираламЪ и успешным финским руководителям удивляться не приходится.
Другое дело, сколько данный монумент простоит в не потресканном виде.
В Москве установили памятник Михаилу Калашникову.
Немедленно из-под каждого обоссанного куста вылезли либеральные гниды и начали улюлюкать и заывавть о том, что такого памятника "в нормальной стране" никогда бы не поставили. Полный набор штампов прилагается.
А теперь, когда хотят памятник негодяю и мерзавцу поставить - ничего, не взыгрывает у "прогрессивной общественности".
А у нас (Владивосток) стоит памятник Льву Натановичу. И еще есть парк памяти жертвам политических репрессий. При строительстве дома нашли братское кладбище, выяснилось что это, скорее всего, жертвы американцев времен интервенции, но разве можно на приличных людей наговаривать. А боролся за этот парк депутат гордумы от КПРФ, который потом в ЕР перебежал
> Немедленно из-под каждого обоссанного куста вылезли либеральные гниды и начали улюлюкать и заывавть о том, что такого памятника "в нормальной стране" никогда бы не поставили.
Памятник Сэмюэлу Кольту глядит на них с печалью и недоумением.
> И еще есть парк памяти жертвам политических репрессий.
В родном Тамбове на территории военного госпиталя (и не только там, насколько мне известно) устанювлен бюст Сталина И.В. Единственное, чем плох этот бюст - зачем-то покрашен золотой краской.
Так вот, когда шла речь о его установке, местные либералы чуть на говно не изошли, чтобы этого не допустить.
Талант Солженицына так высок, что при прочтении любого его произведения от корки до корки приходится переклеивать обои. Это не говоря уже о том, что эта мразь на полном серьезе и перед весьма влиятельными людьми предлагала на мою Родину сотню атомных бомб сбросить. И этой суке - памятник?! Да пошел он нахер, земля стекловатой, пусть, мразота, вертится.
Николаю Николаевичу Губенко моё глубокое уважение за твёрдую жизненную позицию, за выступление.
Цитата из "Коммерсанта" (сайт): "Памятник будет установлен в 2018 году — к столетию со дня рождения писателя – в Таганском районе на улице Солженицына, бывшей Большой Коммунистической."
Полагаю, что имеет место быть попытка некой изощрённой театральности. Символизма решили добавить? Не только переименованием Большой коммунистической улицы в улицу Солженицына подчёркивают мнимую "сокрушительную победу", но решили ещё и памятником место застолбить...
Ну, ну.
Предлагаю проявить коллективную инициативу после воздвижения памятника гр-ну Солженицыну впритирку с ним или в непосредственной близи поставить монумент в виде обелиска с надписью "Позорный столб" ))) Для равновесия, так сказать.
Для кого то он символ разгрома и расчленения страны, а для кого то символ борьбы с коммунизмом, то есть контр-революции и реставрации капитализма. 70 лет своей истории надо вымарать, а заслуженным деятелям поставить памятники - ничего удивительного.
А я думаю, отчего лицо знакомое. Николай Губенко - лейтенант из "Они сражались за Родину". Отрадно видеть актера - не предателя. Мало их осталось: не убитых, и не покалеченных антисоветчиной.
> у нас (Владивосток) стоит памятник Льву Натановичу. И еще есть парк памяти жертвам политических репрессий. При строительстве дома нашли братское кладбище, выяснилось что это, скорее всего, жертвы американцев времен интервенции, но разве можно на приличных людей наговаривать.
Опередил, только хотел написать про то, что во Владике уже давно стоит. Если не путаю, за чей-то счет поставлен. Но и стелла на месте захоронения жертв - цитата - "разбойничьего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолет ИЛ-12 27 июля 1953 года" никуда не делась, так что можно.
Я познакомился с этим "писателем" во время прибывания в "алкашке". Находясь под интересными препаратами(которые восстанавливают организм, после запоя), открыл томик "Архипелаг ГУЛАГ". Даже слабый организм и неокрепший мозг по сути больного человека, не смог выдержать этого испытания, после пыток, и описания судебных процессов(на которых оказывается с побоями не судили, но приговор был уже известен, и подсудимого отправляли на больничку, как пишет автор, чтобы еще больше поиздеваться), я отдал данное "чтиво" обратно в библиотеку, на вопрос молодой библиотекарши: "Ну как?", пришлось ответить: "Что крыша автора протекает похлеще, чем у пациентов данного заведения". Больше, я к подобному не притрагивался, более того, когда речь заходила о "светоче" осведомлял товарищей о "величии" подобного "творчества". Все дружно ржали, особенно после выбивания подписи...
Маэстро, браво! А памятник Исаичу, если уже сделали, отправить в парк к "отставным" памятникам советской эпохе, пусть объединяют они вместе любителей монументальной скульптуры.
> Предлагаю проявить коллективную инициативу после воздвижения памятника гр-ну Солженицыну
Это какому такому гражданину Солженицыну? Гражданину какой страны? Насколько я знаю (или пусть меня поправят) эта лживая мразь была (последовательно, а то и одновременно) гражданином Советского Союза, США и РФ. Какому гражданину памятник-то ставить будем?
> впритирку с ним или в непосредственной близи поставить монумент в виде обелиска с надписью "Позорный столб"
Не надо херней страдать, правильная гражданская позиция была четко обозначена в отношении памятной доски ублюдку Колчаку (военному и политическому деятелю, учёному-океанографу, полярному исследователю и флотоводцу) в славном городе Санкт-Петербурге.
> В Москве установили памятник Михаилу Калашникову.
> Немедленно из-под каждого обоссанного куста вылезли либеральные гниды и начали улюлюкать и заывавть о том, что такого памятника "в нормальной стране" никогда бы не поставили. Полный набор штампов прилагается.
Сперва думал, что критики спорят с художественным решением. Оказалось, это свирепствующие миролюбы набежали, один из фейсбук-активистов заявил, что автомат-то украден у импортированных бывших служителей Рейха, запись сия сразу же набрала кучу лайков. Та же реакция про военные учения с Белоруссией: совок, милитаризм и т.д. Тьфу.
> Что-то мне подсказывает, что повторится ситуация как с доской Маннергейму
Во Владивостоке поставили памятник СолженицЫну (в рост, на набережной). На вопрос -- а спросил хоть население кто? Прозвучал ответ -- «А это сделали частные предприниматели! Опроса не нужно было тогда проводить!». Когда паренёк в том же 2015-м через три дня после «открытия» на него повесил под видеозапись табличку «Иуда» -- завели административку (ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ -- мелкое хулиганство). Которое, правда, суд отклонил.
Не спросят тебя, гражданин, если протолкнут этот чмудацкий проект! А только будут дела накручивать, но уже по более жёсткой статье -- за осквернение памятника, например.
> А памятник Исаичу, если уже сделали, отправить в парк к "отставным" памятникам советской эпохе
Это там, где сейчас демонтированные памятники Сталину? Это ты так хитро хочешь сказать, что ты дурак? С какого хера предатель Солженицын должен быть "в компании" Сталина, Молотова, Калинина? Если уж этот говнопамятник сделали, то на ближайшую, блять, мусорную свалку. Пусть помойные коты на него ссут, хоть какая-то от гада и предателя польза.
> Та же реакция про военные учения с Белоруссией: совок, милитаризм и т.д.
Осень, неясные шумы в межушном ганглии отдельных граждан усилились. Наружу это вышло вот в таких формах.
А с художественной составляющей на мой пролетарский вкус там полный порядок.
У него и режиссёрские работы отличные - "Пришёл солдат с фронта", "Подранки", "Из жизни отдыхающих", "И жизнь, и слёзы, и любовь".
А как актёра впервые отметил в роли Зворыкина в фильме "Директор".
У меня мама, после прочтения "Архипелаг "Гулаг"" сказала, что Лженицин точно стукачем был. Сама она год отсидела по 58.10, дали пять, вышла по амнистии Лаврентия Павловича. Получила эту статью благодаря своей младшей сестре, которая попалась на уголовщине и на следствии заявила, что у нее влиятельные родственники и они за нее отомстят. Вместе с мамой и дядя тоже по 58.10 сел.
Кому: Муромец, #16 Ничего против памятника Калашников не имею, однако, если сравнивать художественную состовляющую- то старина Кольт это верх скульптурной мысли. Тут мы сталкиваемся с неоспоримой данностью, что- художник так видит. И становится грустно. Добавляет в эту бочку дёгтя- деготь и то, что наши депутаты в массе своей "далеки от народа". Вот жжжаль (с)
С тезисом о бездарности Солженицына не могу согласиться, камрады. При всей моей антипатии к личности Александра Исаевича и его творчеству, лично я не могу не признать, что с литературной точки зрения он был человеком если не выдающиеся, то весьма и весьма талантливым. Что никак не мешало ему быть безусловным и последовательным врагом своей страны. Не знаю как кому, а мне очень жаль, что талантливый и неглупый писатель потратил долгую и насыщенную жизнь на поливание своей страны дерьмом, в то время как мог занять достойное место рядом с, ну например, Шолоховым или Шукшиным.
> Но и стелла на месте захоронения жертв - цитата - "разбойничьего нападения американских воздушных пиратов на советский пассажирский самолет ИЛ-12 27 июля 1953 года"
А еще на центральной площади стоит памятник борцам за власть советов на котором революционный партизан топчет сапогом двуглавого орла. Один активист от ЕР в заксобрании предлагал убрать, но его отдернули.
И памятная доска Колчаку на морвокзале.
> У меня мама, после прочтения "Архипелаг "Гулаг"" сказала, что Лженицин точно стукачем был
Ну, он сам пишет, что подписывал бумажку о сотрудничестве. А потом эдак смущенно, ну подписал, а стучать не стучал. Всячески саботировал. А потом уехал отдыхать в шарашку. За отчаянное мужество и красивые глаза наверное уехал.
интересно, а когда страна выздоровеет(а я на это очень надеюсь)-тоже будут кричать:"не надо воевать с памятниками"? или все-таки уберут весь этот либеристический "мусор"?
> У нас ещё грядёт памятник "Жертвам политических репрессий", как раз в год революции. 30 октября планируют торжественно открыть.
Каждый день мимо хожу. На работе назвали сие "Стеной предателей".
Что то, мне подсказывает, что будет в Москве памятник этой гниде. Ибо есть там улица его имени, его вдова неоднократно удостаивалась бесед с гарантом Конституции, в школьной программе по русской литературе есть его "его бессмертные творения", по предложению России ЮНЕСКО следующий год объявил годом Солженицина. И вновь "лимоновцы" будут обливать краской сие монументальное творение. Увы, но это процентов на девяносто восемь будет так.
> интересно, а когда страна выздоровеет(а я на это очень надеюсь)-тоже будут кричать:"не надо воевать с памятниками"? или все-таки уберут весь этот либеристический "мусор"?
> ДЕЛОВОЙ ПОДХОД
>
> Одни жевали сопли,
> другие - суетились,
> транслипрвали вопли -
> лия слезу ручьём! -
> и своего добились:
> Солж виноват во всём,
> мы, Леди - не при чьём...
Никто не говорит, что только Солж виноват во всем. Говорят, что он паскуда и мразь, поэтому памятники ему ставить не следует. Обоссут.
> Есть мнение, что был достаточно косноязычен как писатель. И все его книги периода эмиграции - плод обработки сами знаете кем.
Думаю, это преувеличение. Хотя то что работу Солженицына курировали и редактировали заинтересованные люди или структуры, весьма вероятно. Но чтобы радикально обработать его опусы и сделать из них литературные произведения высокого уровня, в любом случае нужен был талантливый и образованный писатель. Причём русскоязычный. Скорее всего, из эмигрантской среды. Если такой человек на западе был, почему бы ему было не издать эти книги под своим именем? Да и кто это мог быть? Бунина, Набокова и т. д. к тому времени уже не было в живых.
> В Москве установили памятник Михаилу Калашникову.
На нём увековечили, кроме всего, "взрыв-схему" Штурмгевер-44, такие вот "девочки-дизайнеры". Точнее, не на самом памятнике, а рядом, где разместили кучу автоматов конструкции Михаила Тимофеевича.
> На нём увековечили, кроме всего, "взрыв-схему" Штурмгевер-44, такие вот "девочки-дизайнеры". Т
В рамках поздравления ветеранов с победой изображениями войск вермахта, складывается устойчивое впечатление, что это делается намеренно. Эту, сцука взрыв-схему еще ж найти надо!!
Для кого то развал сверх державы, а кому то "мать родная". Вот они своим героям центры и памятники строят. Ведь если Солженицын действительно столко наворотил как ему приписывают то в истории он должен быть отмечен рядом с иудой, Брутом, Мальчишом плохишом.... Просто табличку правильную к памятнику прибить.
А ещё он пробовался на роль сэра Генри в "Собаке" нашей "Баскервилей". Мощный такой ковбой бы в 80-х, по мне, так не хуже (лучше?) бы Никиты изобразил.
Один-в-один, как писал когда-то Главный - и про Зиновьева, который переосмыслил всё, в чём заблуждался и не забоялся себе в этом признаться, и про Солженицына.
Я, с подачи ДЮ, читал Архипелаг Гулаг, осилил половину где-то, настолько он косноязычен, вот эти "мысли-слухи", читать тошно. Но вот основный вопрос - почему он это делал, догнать таки не смог. Ради наживы? Дык с девяностых годов, когда сердцем выбирали пьяного киборга, стало столько пустых не просто домов, а деревень - выбирай домик, приберись, пройдись монтажной пеной, подними огород и с голоду не помрёшь. Почему этот неопрятный гражданин так ненавидел свою Родину? Вроде не больной (по Новодворской психиатрия плакала, конечно), кто-нибудь мне объяснить может зачем он это делал? Жажда славы? Не могу понять. Памятник ему, ага.
А я вот хочу за помощью обратиться к комрадам: подскажите корректное доказательство того, что Солженицын призывал нанести удар по СССР. Найденные в интернете ссылки, в том числе на американский фильм 1978 года с цитатой о "мировом зле" и "нужно ли ждать", увы, не достаточно корректны.
> А я вот хочу за помощью обратиться к комрадам: подскажите корректное доказательство того, что Солженицын призывал нанести удар по СССР. Найденные в интернете ссылки, в том числе на американский фильм 1978 года с цитатой о "мировом зле" и "нужно ли ждать", увы, не достаточно корректны.
Пётр Лидов-Петровский
При всём уважении к Губенко, в Гарвардской речи Солженицын не призывает бомбить СССР. Наоборот, он критикует западное общество и говорит о том, что оно с его недостатками не может быть идеалом для будущей посткоммунистической России. Разочарован он так называемой «демократией». За это его в США критиковали и даже советовали убираться назад.
Фрагменты критики:
«Нейшнл ревю» от 21 июля:
«…Солженицын хочет выразить то, что почти не укладывается в наше сознание, а именно, что Гитлер отнюдь не был самым опасным из всех политических зол, что есть зло, куда более страшное: …"западная демократия"».
«Нью-Йорк таймс»
«И это сказано человеком, который сумел изобразить неподдающиеся никакому описанию муки советских тюрем и психиатрических лечебниц? И это тоже несомненный факт, черт возьми!».
«Солженицын, как автор «Архипелага…» - это выдающаяся личность, а автор Гарвардской речи – человек, чей разум утратил целостность, потерявшись в бессвязных разглагольствованиях».
Я рад возможности приветствовать 327-й выпуск старейшего Гарвардского университета и сердечно поздравляю всех выпускников!
Девиз вашего университета— «Veritas». И некоторые из вас уже знают, а другие узнают на протяжении жизни, что Истина мгновенно ускользает, как только ослабится напряжённость нашего взора, — и при этом оставляет нас в иллюзии, что мы продолжаем ей следовать. От этого вспыхивают многие разногласия. И ещё: истина редко бывает сладкой, а почти всегда горькой. Этой горечи не избежать и в сегодняшней речи, — но я приношу её не как противник, но как друг.
Три года назад в Соединённых Штатах мне тоже пришлось говорить такое, от чего отталкивались, не хотели принять, — а сейчас согласились многие.
Раскол сегодняшнего мира доступен даже поспешному взгляду. Любой наш современник легко различает две мировые силы, каждая из которых уже способна нацело уничтожить другую. Но понимание раскола часто и ограничивается этим политическим представлением: иллюзией, что опасность может быть устранена удачными дипломатическими переговорами или равновесием вооружённых сил. На самом деле мир расколот и глубже, и отчуждённей, и большим числом трещин, чем это видно первому взгляду, — и этот многообразный глубокий раскол грозит всем нам разнообразной же гибелью. По той древней истине, что не может стоять царство — вот, наша Земля, — разделившееся в себе.
Есть понятие «третий мир», и, значит, уже три мира. Но их несомненно больше, мы не доглядываем издали. Всякая древняя устоявшаяся самостоятельная культура, да ещё широкая по земной поверхности, уже составляет самостоятельный мир, полный загадок и неожиданностей для западного мышления. Таковы по меньшему счёту Китай, Индия, Мусульманский мир и Африка, если два последние можно с приближением рассматривать собранно. Такова была тысячу лет Россия, — хотя западное мышление с систематической ошибкой отказывало ей в самостоятельности и потому никогда не понимало, как не понимает и сегодня в её коммунистическом плену. И если Япония в последние десятилетия всё более стала «дальним Западом», всё тесней примкнула к Западу (судить не берусь), то, например, Израиль я бы не отнёс к западному миру хотя бы по тому решающему обстоятельству, что его государственный строй принципиально связан с религией.
Как ещё сравнительно недавно маленький новоевропейский мирок легко захватывал колонии во всём мире, не только не предвидя серьёзного сопротивления, но обычно презирая какие-либо возможные ценности в мироощущении тех народов! Успех казался ошеломляющим, не знал географических границ. Западное общество развёртывалось как торжество человеческой независимости и могущества. И вдруг в XX веке так ясно обнаружилось, что оно хрупко и обрывчато. И теперь мы видим, каким коротким, шатким оказалось это завоевание (очевидно свидетельствуя и о пороках того западного миросознания, которое на эти завоевания вело). Сейчас соотношение с бывшим колониальным миром обратилось в свою противоположность, и западный мир нередко переходит к крайностям угодливости, — однако трудно прогнозировать, как ещё велик будет счёт этих бывших колониальных стран к Западу и хватит ли ему откупиться, отдав не только последние колониальные земли, но даже всё своё достояние.
Всё же длящееся ослепление превосходства поддерживает представление, что всем обширным областям на нашей планете следует развиваться и доразвиться до нынешних западных систем, теоретически наивысших, практически наиболее привлекательных; что все те миры только временно удерживаются — злыми правителями, или тяжёлыми расстройствами, или варварством и непониманием — от того, чтоб устремиться по пути западной многопартийной демократии и перенять западный образ жизни. И страны оцениваются по тому, насколько они успели продвинуться этим путём. Но такое представление выросло, напротив, на западном непонимании сущности остальных миров, на том, что все они ошибочно измеряются западным измерительным прибором. Картина развития планеты мало похожа на это.
Тоска расколотого мира вызвала к жизни и теорию конвергенции между ведущим Западом и Советским Союзом — ласкательную теорию, пренебрегающую, что эти миры друг во друга нисколько не развиваются, и даже непревратимы друг во друга без насилия. А кроме того конвергенция неизбежно включает в себя принятие также и пороков противоположной стороны, что вряд ли кого устраивает.
Если бы сегодняшнюю речь я произносил в своей стране, я, в этой общей схеме раскола мира, сосредоточился бы на бедствиях Востока. Но поскольку я уже четыре года вынужденно нахожусь здесь и аудитория передо мною западная, — думаю, будет содержательней сосредоточиться на некоторых чертах современного Запада, как я их вижу.
Падение мужества — может быть самое разительное, что видно в сегодняшнем Западе постороннему взгляду. Западный мир потерял общественное мужество и весь в целом и даже отдельно по каждой стране, каждому правительству, каждой партии, и уж конечно — в Организации Объединённых Наций. Этот упадок мужества особенно сказывается в прослойках правящей и интеллектуально-ведущей, отчего и создаётся ощущение, что мужество потеряло целиком всё общество. Конечно, сохраняется множество индивидуально-мужественных людей, но не им доводится направлять жизнь общества. Политические и интеллектуальные функционеры выявляют этот упадок, безволие, потерянность в своих действиях, выступлениях и ещё более — в услужливых теоретических обоснованиях, почему такой образ действий, кладущий трусость и заискивание в основу государственной политики, — прагматичен, разумен и оправдан на любой интеллектуальной и даже нравственной высоте. Этот упадок мужества, местами доходящий как бы до полного отсутствия мужеского начала, ещё особо-иронически оттеняется при внезапных взрывах храбрости и непримиримости этих самых функционеров — против слабых правительств, или никем не поддержанных слабых стран, осуждённых течений, заведомо не могущих дать отпор. Но коснеет язык и парализуются руки против правительств могущественных, сил угрожающих, против агрессоров и против Интернационала Террора.
Напоминать ли, что падение мужества издревле считалось первым признаком конца?
Когда создавались современные западные государства, то провозглашался принцип: правительство должно служить человеку, а человек живёт на земле для того, чтоб иметь свободу и стремиться к счастью (смотри, например, американскую декларацию независимости). И вот наконец в последние десятилетия технический и социальный прогрессы дали осуществить ожидаемое: государство всеобщего благосостояния. Каждый гражданин получил желанную свободу и такое количество и качество физических благ, которые по теории должны были бы обеспечить его счастье — в том сниженном понимании, как в эти же десятилетия создалось. (Упущена лишь психологическая подробность: постоянное желание иметь ещё больше и лучше и напряжённая борьба за это запечатлеваются на многих западных лицах озабоченностью и даже угнетением, хотя выражения эти принято тщательно скрывать. Это активное напряжённое соревнование захватывает все мысли человека и вовсе не открывает свободного духовного развития.) Обеспечена независимость человека от многих видов государственного давления, обеспечен большинству комфорт, которого не могли представить отцы и деды, появилась возможность воспитывать в этих идеалах и молодёжь, звать и готовить её к физическому процветанию, счастью, владенью вещами, деньгами, досугом, почти к неограниченной свободе наслаждений, — и кто же бы теперь, зачем, почему должен был бы ото всего этого оторваться и рисковать драгоценной своей жизнью в защите блага общего и особенно в том туманном случае, когда безопасность собственного народа надо защищать в далёкой пока стране? Даже биология знает, что привычка к высокоблагополучной жизни не является преимуществом для живого существа. Сегодня и в жизни западного общества благополучие стало приоткрывать свою губящую маску.
Соответственно своим целям западное общество избрало и наиболее удобную для себя форму существования, которую я назвал бы юридической. Границы прав и правоты человека (очень широкие) определяются системою законов. В этом юридическом стоянии, движении и лавировании западные люди приобрели большой навык и стойкость. (Впрочем, законы так сложны, что простой человек беспомощен действовать в них без специалиста.) Любой конфликт решается юридически — и это есть высшая форма решения. Если человек прав юридически, — ничего выше не требуется. После этого никто не может указать ему на неполную правоту и склонять к самоограничению, к отказу от своих прав, просить о какой-либо жертве, бескорыстном риске — это выглядело бы просто нелепо. Добровольного самоограничения почти не встретишь: все стремятся к экспансии, доколе уже хрустят юридические рамки. (Юридически безупречны нефтяные компании, покупая изобретение нового вида энергии, чтобы ему не действовать. Юридически безупречны отравители продуктов, удолжая их сохранность: публике остаётся свобода их не покупать.)
Всю жизнь проведя под коммунизмом, я скажу: ужасно то общество, в котором вовсе нет беспристрастных юридических весов. Но общество, в котором нет других весов, кроме юридических, тоже мало достойно человека. (Аплодисменты.) Общество, ставшее на почву закона, но не выше, — слабо использует высоту человеческих возможностей. Право слишком холодно и формально, чтобы влиять на общество благодетельно. Когда вся жизнь пронизана отношениями юридическими, — создаётся атмосфера душевной посредственности, омертвляющая лучшие взлёты человека. (Апл.)
Перед испытаниями же грозящего века удержаться одними юридическими подпорками будет просто невозможно.
В сегодняшнем западном обществе открылось неравновесие между свободой для добрых дел и свободой для дел худых. И государственный деятель, который хочет для своей страны провести крупное созидательное дело, вынужден двигаться осмотрительными, даже робкими шагами, он всё время облеплен тысячами поспешливых (и безответственных) критиков, его всё время одёргивает пресса и парламент. Ему нужно доказать высокую безупречность и оправданность каждого шага. По сути, человек выдающийся, великий, с необычными неожиданными мерами, проявиться вообще не может — ему в самом начале подставят десять подножек. Так под видом демократического ограничения торжествует посредственность.
Подрыв административной власти повсюду доступен и свободен, и все власти западных стран резко ослабли. Защита прав личности доведена до той крайности, что уже становится беззащитным само общество (апл.)... от иных личностей, — и на Западе приспела пора отстаивать уже не столько права людей, сколько их обязанности. (Апл.)
Напротив, свобода разрушительная, свобода безответственная получила самые широкие просторы. Общество оказалось слабо защищено от бездн человеческого падения, например от злоупотребления свободой для морального насилия над юношеством, вроде фильмов с порнографией, преступностью или бесовщиной (апл.): все они попали в область свободы и теоретически уравновешиваются свободой юношества их не воспринимать. Так юридическая жизнь оказалась не способна защитить себя от разъедающего зла.
Что же говорить о тёмных просторах прямой преступности? Широта юридических рамок (особенно американских) поощряет не только свободу личности, но и некоторые преступления её, даёт преступнику возможность остаться безнаказанным или получить незаслуженное снисхождение — при поддержке тысячи общественных защитников. Если где власти берутся строго искоренять терроризм, то общественность тут же обвиняет их, что они нарушили гражданские права бандитов. (Апл.) Немало подобных примеров.
Весь этот переклон свободы в сторону зла создавался постепенно, но первичная основа ему, очевидно, была положена гуманистическим человеколюбивым представлением, что человек, хозяин этого мира, не несёт в себе внутреннего зла, все пороки жизни происходят лишь от неверных социальных систем, которые и должны быть исправлены. Странно, вот на Западе достигнуты наилучшие социальные условия, — а преступность несомненно велика и значительно больше, чем в нищем и беззаконном советском обществе. (Под именем уголовных у нас там сидит в лагерях огромное множество людей, но подавляющее их большинство — не преступники, а те, кто против беззаконного государства отстаивали себя неюридическими способами.)
Широчайшей свободой естественно пользуется и пресса (я употребляю дальше это слово, включая всю media). Но — как?
Опять: лишь бы не перешагнуть юридические рамки, но безо всякой подлинной нравственной ответственности за искажение, за смещение пропорций. Какая у журналиста и газеты ответственность перед читающей публикой или перед историей? Если они неверной информацией или неверными заключениями повели общественное мнение по неверному пути, даже способствовали государственным ошибкам, — известны ли случаи публичного потом раскаяния этого журналиста или этой газеты? Нет, это подорвало бы продажу. На подобном случае может потерять государство, но журналист всегда выходит сух. Скорее всего он будет теперь с новым апломбом писать противоположное прежнему.
Необходимость дать мгновенную авторитетную информацию заставляет заполнять пустоты догадками, собирая слухи и предположения, которые потом никогда не опровергнутся, но осядут в памяти масс. Сколько поспешных, опрометчивых, незрелых, заблудительных суждений высказывается ежедневно, заморочивает мозги читателей — и так застывает! (Апл.) Пресса имеет возможность и симулировать общественное мнение и воспитать его извращённо. То создаётся геростратова слава террористам, то раскрываются даже оборонные тайны своей страны, то беззастенчиво вмешиваются в личную жизнь известных лиц под лозунгом: «все имеют право всё знать». (Апл.) (Ложный лозунг ложного века: много выше утерянное право людей не знать, не забивать своей божественной души — сплетнями, суесловием, праздной чепухой. (Апл.) Люди истинного труда и содержательной жизни совсем не нуждаются в этом избыточном отягощающем потоке информации.)
Поверхностность и поспешность — психическая болезнь XX века — более всего и выражена в прессе. Прессе противопоказано войти в глубину проблемы, это не в природе её, она лишь выхватывает сенсационные формулировки.
И при всех этих качествах пресса стала первейшей силой западных государств, превосходя силу исполнительной власти, законодательной и судебной. А между тем: по какому избирательному закону она избрана и перед кем отчитывается? Если на коммунистическом Востоке журналист откровенно назначается как государственный чиновник, то кто выбирал западных журналистов в их состояние власти? на какой срок и с какими полномочиями?
И ещё одна неожиданность для человека, пришедшего с тоталитарного Востока, с его строгой унификацией прессы: у западной прессы в целом тоже обнаруживается общее направление симпатий (ветер века), общепризнанные допустимые границы суждений, а может быть и общекорпоративные интересы, и всё это вместе действует не соревновательно, а унифицированно. Безудержная свобода существует для самой прессы, но не для читателей (апл.): достаточно выпукло и звучно газеты передают только те мнения, которые не слишком противоречат их собственным и этому общему направлению.
Безо всякой цензуры на Западе осуществляется придирчивый отбор мыслей модных от мыслей немодных — и последние, хотя никем не запрещены, не имеют реального пути ни в периодической прессе, ни через книги, ни с университетских кафедр. (Апл.) Дух ваших исследователей свободен юридически — но обставлен идолами сегодняшней моды. Не прямым насилием, как на Востоке, но этим отбором моды, необходимостью угождать массовым стандартам устраняются от вклада в общественную жизнь наиболее самостоятельно думающие личности, появляются опасные черты стадности, закрывающей эффективное развитие. В Америке мне приходилось получать письма замечательно умных людей, какого-нибудь профессора дальнего провинциального колледжа, который много способствовал бы освежению и спасению своей страны, — но страна не может его услышать: его не подхватит media. Так создаются сильные массовые предубеждения, слепота, опасная в наш динамичный век. Например, иллюзорное понимание современного мирового положения — такой окаменелый панцырь вокруг голов, что через него уже не проникает ничей человеческий голос из 17 стран Восточной Европы и Восточной Азии, — а только проломит его неизбежный лом событий.
Я перечислил несколько черт западной жизни, которые поражают человека, пришедшего в этот мир понову. Размеры и задачи этой речи не позволяют продолжить обзор: как эти особенности западного общества отражаются на таких важных сторонах национального существования, как образование начальное, образование высшее гуманитарное и искусство.
Почти все признают, что Запад указывает всему миру выгодный экономический путь развития, последнее время сбиваемый, правда, хаотической инфляцией. Но и многие живущие на Западе недовольны своим обществом, презирают его или упрекают, что оно уже не соответствует уровню, к которому созрело человечество. И многих это заставляет колебнуться в сторону ложного и опасного течения социализма.
Я надеюсь, никто из присутствующих не заподозрит, что я провёл эту частную критику западной системы для того, чтобы выдвинуть взамен идею социализма. (Апл.) Нет, с опытом страны осуществлённого социализма я во всяком случае не предложу социалистическую альтернативу. Что социализм всякий вообще и во всех оттенках ведёт ко всеобщему уничтожению духовной сущности человека и нивелированию человечества в смерть, — глубоким историческим анализом показал математик академик Шафаревич в своей блестяще аргументированной книге «Социализм»; скоро два года, как она опубликована во Франции, — но ещё никто не нашёлся ответить на неё. В близком времени она будет опубликована и в Америке.
Но если меня спросят, напротив: хочу ли я предложить своей стране в качестве образца сегодняшний Запад, как он есть, я должен буду откровенно ответить: нет, ваше общество я не мог бы рекомендовать как идеал для преобразования нашего. Для того богатого душевного развития, которое уже выстрадано нашею страною в этом веке, — западная система в её нынешнем, духовно-истощённом виде не представляется заманчивой. Даже перечисленные особенности вашей жизни приводят в крайнее огорчение.
Несомненный факт: расслабление человеческих характеров на Западе и укрепление их на Востоке. За шесть десятилетий наш народ, за три десятилетия — народы Восточной Европы прошли душевную школу, намного опережающую западный опыт. Сложно и смертно давящая жизнь выработала характеры более сильные, более глубокие и интересные, чем благополучная регламентированная жизнь Запада. Поэтому для нашего общества обращение в ваше означало бы в чём повышение, а в чём и понижение, — и в очень дорогом. Да, невозможно оставаться обществу в такой бездне беззакония, как у нас, но и ничтожно ему оставаться на такой бездушевной юридической гладкости, как у вас. Душа человека, исстрадавшаяся под десятилетиями насилия, тянется к чему-то более высокому, более тёплому, более чистому, чем может предложить нам сегодняшнее западное массовое существование, как визитной карточкой предпосылаемое отвратным напором реклам, одурением телевидения и непереносимой музыкой. (Апл.)
И это всё видно глазам многих наблюдателей, изо всех миров нашей планеты. Западный образ существования всё менее имеет перспективу стать ведущим образцом.
Бывают симптоматичные предупреждения, которые посылает история угрожаемому или гибнущему обществу: например, падение искусств или отсутствие великих государственных деятелей. Иногда предупреждения бывают и совсем ощутимыми, вполне прямыми: центр вашей демократии и культуры на несколько часов остаётся без электричества — всего-то, — и сразу целые толпы американских граждан бросаются грабить и насиловать. Такова толщина плёнки! Такова непрочность общественного строя и отсутствие внутреннего здоровья в нём.
Не когда-то наступит, а уже идёт — физическая, духовная, космическая! — борьба за нашу планету. В своё решающее наступление уже идёт и давит мировое Зло, — а ваши экраны и печатные издания наполнены обязательными улыбками и поднятыми бокалами. В радость — чему?
Ваши весьма видные деятели, как Джордж Кеннан, говорят: вступая в область большой политики, мы уже не можем пользоваться моральными указателями. Вот так, смешением добра и зла, правоты и неправоты, лучше всего и подготовляется почва для абсолютного торжества абсолютного Зла в мире. Против мировой, хорошо продуманной стратегии коммунизма Западу только и могут помочь нравственные указатели, — а других нет (апл.)... а соображения любой конъюнктуры всегда рухнут перед стратегией. Юридическое мышление с какого-то уровня проблем каменит: оно не даёт видеть ни размера, ни смысла событий.
Несмотря на множественность информации — или отчасти именно благодаря ей, — западный мир весьма слабо ориентируется в происходящей действительности. Таковы, например, были анекдотические предсказания некоторых американских экспертов, что Советский Союз найдёт себе в Анголе свой Вьетнам или что наглые африканские экспедиции Кубы лучше всего умерятся ухаживанием за ней Соединённых Штатов. (Апл.) Таковы ж и советы Кеннана своей стране — приступить к одностороннему разоружению. О, знали бы вы, как хохочут над вашими политическими мудрецами самые молоденькие референты Старой Площади![1] (Апл.) А уж Фидель Кастро откровенно считает Соединённые Штаты ничтожеством, если, находясь тут рядом, осмеливается бросать свои войска на дальние авантюры.
Но самый жестокий промах произошёл с непониманием вьетнамской войны. Одни искренне хотели, чтоб только скорей прекратилась всякая война, другие мнили, что надо дать простор национальному или коммунистическому самоопределению Вьетнама (или, как особенно наглядно видно сегодня, — Камбоджи). А на самом деле участники американского антивоенного движения оказались соучастниками предательства дальневосточных народов — того геноцида и страданий, которые сегодня там сотрясают 30 миллионов человек. Но эти стоны — слышат ли теперь принципиальные пацифисты? (апл.),.. сознают ли сегодня свою ответственность? или предпочитают не слышать? У американского образованного общества сдали нервы, — а в результате угроза сильно приблизилась к самим Соединённым Штатам. Но это не сознаётся. Ваш недальновидный политик, подписавший поспешную вьетнамскую капитуляцию, дал Америке вытянуться как будто в беззаботную передышку, — но вот уже усотерённый Вьетнам вырастает перед вами. Маленький Вьетнам был послан вам предупреждением и поводом мобилизовать своё мужество. Но если полновесная Америка потерпела полноценное поражение даже от маленькой коммунистической полу-страны, — то на какое устояние Запад может рассчитывать в будущем?
Мне пришлось уже говорить, что в XX веке западная демократия самостоятельно не выиграла ни одной большой войны: каждый раз она загораживалась сильным сухопутным союзником, не придираясь к его мировоззрению. Так во Второй мировой войне против Гитлера, вместо того чтобы выиграть войну собственными силами, которых было, конечно, достаточно, — вырастили себе горшего и сильнейшего врага, ибо никогда Гитлер не имел ни столько ресурсов, ни столько людей, ни пробивных идей, ни столько своих сторонников в западном мире, пятую колонну, как Советский Союз. А ныне на Западе уже раздаются голоса: как бы ещё в одном мировом конфликте заслониться против силы — чужою силой, загородиться теперь — Китаем. Однако никому в мире не пожелаю такого исхода: не говоря, что это — опять роковой союз со Злом, это дало бы Америке лишь некоторую оттяжку, но затем, когда миллиардный Китай обернулся бы с американским оружием, — сама Америка была бы отдана нынешнему камбоджийскому геноциду.
Но и никакое величайшее вооружение не поможет Западу, пока он не преодолеет потерянности своей воли. При такой душевной расслабленности самое это вооружение становится отягощением капитулянту. Для обороны нужна и готовность умереть, а её мало в обществе, воспитанном на культе земного благополучия. (Апл.) И тогда остаются только уступки, оттяжки и предательства. В позорном Белграде свободные западные дипломаты в слабости уступили тот рубеж, на котором подгнётные члены хельсинкской группы отдают свои жизни.
Западное мышление стало консервативным: только бы сохранялось мировое положение, как оно есть, только бы ничто не менялось. Расслабляющая мечта о статус-кво — признак общества, закончившего своё развитие. Но надо быть слепым, чтобы не видеть, как перестали принадлежать Западу океаны и всё стягивается под ним территория земной суши. Две так называемых мировых — а совсем ещё не мировых — войны состояли в том, что маленький прогрессивный Запад внутри себя уничтожал сам себя и тем подготовил свой конец. Следующая война — не обязательно атомная, я в неё не верю, — может похоронить западную цивилизацию окончательно.
И перед лицом этой опасности — как же, с такими историческими ценностями за спиной, с таким уровнем достигнутой свободы и как будто преданности ей, — настолько потерять волю к защите?!
Как сложилось нынешнее невыгодное соотношение? От своего триумфального шествия — каким образом западный мир впал в такую немощь? Были в его развитии губительные переломы, потеря взятого курса? Да как будто нет. Запад только прогрессировал и прогрессировал в объявленном направлении, об руку с блистательным техническим Прогрессом. И вдруг оказался в нынешней слабости.
И тогда остаётся искать ошибку в самом корне, в основе мышления Нового Времени. Я имею в виду то господствующее на Западе миросознание, которое родилось в Возрождение, а в политические формы отлилось с эпохи Просвещения, легло в основу всех государственных и общественных наук и может быть названо рационалистическим гуманизмом либо гуманистической автономностью — провозглашённой и проводимой автономностью человека от всякой высшей над ним силы. Либо, иначе, антропоцентризмом — представлением о человеке как о центре существующего.
Сам по себе поворот Возрождения был, очевидно, исторически неизбежен: Средние Века исчерпали себя, стали невыносимы деспотическим подавлением физической природы человека в пользу духовной. Но и мы отринулись из Духа в Материю — несоразмерно, непомерно. Гуманистическое сознание, заявившее себя нашим руководителем, не признало в человеке внутреннего зла, не признало за человеком иных задач выше земного счастья и положило в основу современной западной цивилизации опасный уклон преклонения перед человеком и его материальными потребностями. За пределами физического благополучия и накопления материальных благ все другие, более тонкие и высокие, особенности и потребности человека остались вне внимания государственных устройств и социальных систем, как если бы человек не имел более высокого смысла жизни. Так и оставлены были сквозняки для зла, которые сегодня и продувают свободно. Сама по себе обнажённая свобода никак не решает всех проблем человеческого существования, а во множестве ставит новые.
Но всё же в ранних демократиях, также и в американской при её рождении, все права признавались за личностью лишь как за Божьим творением, то есть свобода вручалась личности условно, в предположении её постоянной религиозной ответственности, — таково было наследие предыдущего тысячелетия. Ещё 200 лет назад в Америке, да даже и 50 лет назад, казалось невозможным, чтобы человек получил необузданную свободу — просто так, для своих страстей. Однако с тех пор во всех западных странах это ограничение выветрилось, произошло окончательное освобождение от морального наследства христианских веков с их большими запасами то милости, то жертвы, и государственные системы принимали всё более законченный материалистический вид. Запад наконец отстоял права человека, и даже с избытком, — но совсем поблекло сознание ответственности человека перед Богом и обществом. В самые последние десятилетия этот юридический эгоизм западного мироощущения окончательно достигнут — и мир оказался в жестоком духовном кризисе и политическом тупике. И все технические достижения прославленного Прогресса, вместе и с Космосом, не искупили той моральной нищеты, в которую впал XX век и которую нельзя было предположить, глядя даже из XIX-го.
Чем более гуманизм в своём развитии материализовался, тем больше давал он оснований спекулировать собою — социализму, а затем и коммунизму. Так что Карл Маркс мог выразиться (1844): «коммунизм есть натурализованный гуманизм».
И это оказалось не совсем лишено смысла: в основаниях выветренного гуманизма и всякого социализма можно разглядеть общие камни: бескрайний материализм; свободу от религии и религиозной ответственности (при коммунизме доводимую до антирелигиозной диктатуры); сосредоточенность на социальном построении и наукообразность в этом (Просвещение XVIII века и марксизм). Не случайно все словесные клятвы коммунизма — вокруг человека с большой буквы и его земного счастья. Как будто уродливое сопоставление — общие черты в миросознании и строе жизни нынешнего Запада и нынешнего Востока! — но такова логика развития материализма.
Причём в этом соотношении родства закон таков, что всегда оказывается сильней, привлекательней и победоносней то течение материализма, которое левей и, значит, последовательней. И гуманизм, вполне утерявший христианское наследие, не способен выстоять в этом соревновании. Так в течение минувших веков и особенно последних десятилетий, когда процесс обострился, в мировом соотношении сил: либерализм неизбежно теснился радикализмом, тот был вынужден уступать социализму, а социализм не устаивал против коммунизма. Именно потому коммунистический строй мог так устоять и укрепиться на Востоке, что его рьяно поддерживали (ощущая с ним родство!) буквально массы западной интеллигенции, не замечали его злодейств, а уж когда нельзя было не заметить — оправдывали их. Так и сегодня: у нас на Востоке коммунизм идеологически потерял всё, он упал уже до ноля, и ниже ноля, западная же интеллигенция в значительной степени чувствительна к нему, сохраняет симпатию, — и это-то делает для Запада такой безмерно трудной задачу устояния против Востока.
Я не разбираю случая всемирной военной катастрофы из тех изменений общества, которые она бы вызвала. Но, пока мы ежедневно пробуждаемся под спокойным солнцем, мы обязаны вести и ежедневную жизнь. А есть катастрофа, которая наступила уже изрядно: это — катастрофа гуманистического автономного безрелигиозного сознания.
Мерою всех вещей на Земле оно поставило человека — несовершенного человека, никогда не свободного от самолюбия, корыстолюбия, зависти, тщеславия и десятков других пороков. И вот ошибки, не оцененные в начале пути, теперь мстят за себя. Путь, пройденный от Возрождения, обогатил нас опытом, но мы утеряли то Целое, Высшее, когда-то полагавшее предел нашим страстям и безответственности. Слишком много надежд мы отдали политико-социальным преобразованиям, — а оказалось, что у нас отбирают самое драгоценное, что у нас есть: нашу внутреннюю жизнь. На Востоке её вытаптывает партийный базар, на Западе коммерческий. (Апл.) Вот каков кризис: не то даже страшно, что мир расколот, но что у главных расколотых частей его — сходная болезнь.
Если бы, как декларировал гуманизм, человек был рождён только для счастья, — он не был бы рождён и для смерти. Но оттого, что он телесно обречён смерти, его земная задача, очевидно, духовней: не захлёб повседневностью, не наилучшие способы добывания благ, а потом весёлого проживания их, но несение постоянного и трудного долга, так что весь жизненный путь становится опытом главным образом нравственного возвышения (апл.): покинуть жизнь существом более высоким, чем начинал её. Неизбежно пересмотреть шкалу распространённых человеческих ценностей и изумиться неправильности её сегодня. Невозможно, чтоб оценка деятельности президента сводилась бы к тому, какова твоя заработная плата и не ограничен ли в продаже бензин. (Апл.) Только добровольное воспитание в самих себе светлого самоограничения возвышает людей над материальным потоком мира. Держаться сегодня за окостеневшие формулы эпохи Просвещения — ретроградство. Эта социальная догматика оставляет нас беспомощными в испытаниях нынешнего века.
Если и минет нас военная гибель, то неизбежно наша жизнь не останется теперешней, чтоб не погибнуть сама по себе. Нам не избежать пересмотреть фундаментальные определения человеческой жизни и человеческого общества: действительно ли превыше всего человек и нет над ним Высшего Духа? верно ли, что жизнь человека и деятельность общества должны более всего определяться материальной экспансией? допустимо ли развивать её в ущерб нашей целостной внутренней жизни?
Если не к гибели, то мир подошёл сейчас к повороту истории, по значению равному повороту от Средних Веков к Возрождению, — и потребует от нас духовной вспышки, подъёма на новую высоту обзора, на новый уровень жизни, где не будет, как в Средние Века, предана проклятью наша физическая природа, но и тем более не будет, как в Новейшее время, растоптана наша духовная.(Апл.)
Этот подъём подобен восхождению на следующую антропологическую ступень. И ни у кого на Земле не осталось другого выхода, как — вверх. (Аплодисменты.)
> А я вот хочу за помощью обратиться к комрадам: подскажите корректное доказательство того, что Солженицын призывал нанести удар по СССР. Найденные в интернете ссылки, в том числе на американский фильм 1978 года с цитатой о "мировом зле" и "нужно ли ждать", увы, не достаточно корректны.
Почитай Архипелаг Гулаг. Потом отпишешься. Только честно вычитай - до конца.
> с таким слогом что невозможно читать. Может его написали на английском а потом перевели?
Камрады, это несерьёзно. Мне тоже было бы приятнее, если бы Александр Исаевич был профнепригодным бездарем, но это объективно не так. Как известно, талант, как прыщ, может выскочить у кого угодно, вне зависимости от моральных качеств или политических взглядов. Солженицын был безусловно талантливым человеком, как и многие писатели-эмигранты, начиная с Бунина, заканчивая Довлатовым. Говорю это без малейший симпатии ко всей этой публике.
Ну не знаю, меня от его творчества всегда перекашивало, даже когда не задумывался на тему, что он враг народа. Если вы о нобелевке, то она 100% политическая.
> У нас ещё грядёт памятник "Жертвам политических репрессий", как раз в год революции. 30 октября планируют торжественно открыть.
А у нас на 24 сентября запланирован детский Крестный ход (!) на Ганину Яму (!) в в ознаменования начала нового учебного года (!) Вот это как вообще? И еще Ипатьевский дом хотят восстановить. Но не на историческом месте, потому что там храмЪ, а рядом.
Считаю памятник ему должен быть!
Из обычного железа, без краски, чтобы ржавел!
Речь Николая Губенко выбить красными буквами!
Разрешить бросать в памятник кирпичи, бутылки и прочее говно!
Да почему не так?
С языка Солженицына голова кружиться начинает. Если уж говорить о писателях, взявших за основу простонародный, крестьянский язык, то Шукшин, Распутин, Липатов и Астафьев (тоже, кстати, изрядный п...ас) выше Солжа на десять голов.
Сюжеты? Персонажи? Что в них гениального? Кто из них запоминается? Кто не является картонкой?
Ещё более-менее у Солжа получилась Матрёна из "Матрёниного двора". Но это редкий проблеск.
Типичная Мэри Сью - Костоглотов из "Ракового корпуса".
"Архипелаг..." - это просто катастрофа во всех смыслах.
> И если Япония в последние десятилетия всё более стала «дальним Западом», всё тесней примкнула к Западу (судить не берусь),
Откуда он всё высасывает? Та же Япония, микросхемы пятидесятых которой служили признаком брака, в шестидесятых-семидесятых начала поставлять в Цитадель Демократии дешёвые и качественные машины, которые вытеснили чудовищные восьмилитровые американские "чемоданы" - что сейчас с Детройтом? "Тесней примнкула" - да они просто их поимели на своём же поле! Судить не берусь, конечно.
> С языка Солженицына голова кружиться начинает. Если уж говорить о писателях, взявших за основу простонародный, крестьянский язык, то Шукшин, Распутин, Липатов и Астафьев (тоже, кстати, изрядный п...ас) выше Солжа на десять голов.
А ещё Анатолий Иванов, написавший термоядерную по силе книгу "Тени исчезают в полдень". В фильме хорошо подобраны актёры, но текст фильм не может передать всецело - нужно читать. Многое и очень тяжёлое не захвачено.
А Солженицын - Василия Макаровича даже не надо сравнивать. Он уже умер, ответить не может, но перечитываем, писал очень жёстко. Можно даже сказать - жестоко, как в жизни.
> А ещё Анатолий Иванов, написавший термоядерную по силе книгу "Тени исчезают в полдень".
Иванов - глыба. А его "Вечный зов" - величественный монумент Советскому Союзу.
Сказал бы, что в школе такое изучать надо, но вот сомневаюсь: не рановато ли - слишком уж глубинные смысловые слои там содержатся, юным людям пока, скорее всего, недоступные.
> Сказал бы, что в школе такое изучать надо, но вот сомневаюсь: не рановато ли - слишком уж глубинные смысловые слои там содержатся, юным людям пока, скорее всего, недоступные.
Никак нет - это тебе не невозможная школярам Война и Мир - оно просто впитывается. Это очень крутая книга про жизнь.