С т.з. династических связей "владимирские" (а впоследствии уже "московские") Рюриковичи, имели притязания на Полоцкое княжение через брак Александра Ярославича ("Невского") с полоцкой княжной Александрой Брячиславовны (в некоторых источниках Параскевы), дочерью князя Брячислава Васильковича, князя Витебского и Полоцкого, ни чем не хуже "литовских" династических прав на Полоцкую землю через браки с другими полоцким княжнами-Рюриковнами. Ну и,конечно, династический брак единственной дочери (и единственного выжившего ребенка) великого князя литовского и русского Витовта - Софьи Витовтовны с сыном и наследником Дмитрия Донского - Василия I, которая принесла в династическую линию "московских" Рюриковичей и кровь литовских Гедиминовичей, так что ее родной внук - Иван III "Великий", усмиривший Новгород, покончивший с зависимостью от Орды и начавший "реконкисту" русских земель, находившихся под властью "Литвы", имел на них полное право и как потомок Рюрика и как потомок Гедимина.
Большое спасибо за познавательный и взвешенный рассказ.
Насчет близости и доступности белорусского языка: в настоящий момент подавляющее большинство горожан в повседневной жизни использует русский язык. Основной официальный документооборот ведется на русском языке, многие постоянно ездят в Россию, советское прошлое не забыто. Так что друкарнi, часопiсы и майстэрнi - скорее дань национальному колориту, нежели ежедневно употребляемые слова.
Что до устной речи - то отличить жителя Витебска от жителя Смоленска вообще практически невозможно (утверждаю как человек регулярно пребывающий в обоих городах).
По конституции два государственных языка, в жизни русский у всех. На белорусском (могут говорить, но и русский используют как и все) говорят ещё люди в деревнях и молодёжи 0,5% кто националист. Основной язык русский - на нём все общение, делопроизводство и т.д. Хотя никто не говорит на белорусском особо в быту, но понимают радио, новости, печать все.
Если учесть разные проекты вроде "Мова нанова", которые активно пропихивают в последнее время, процент молодёжи, разговаривающей на белорусском будет неминуемо увеличиваться. Вопрос в том, считать ли этот полупольский конструкт белорусским языком?
> Вопрос в том, считать ли этот полупольский конструкт белорусским языком?
Если будут и дальше оплачивать эти проекты, возможно. Там же в основном те, кто пытаются говорить на «языке предков», и знают они его по школьной программе, поэтому не выучат никогда.
> Так что друкарнi, часопiсы и майстэрнi - скорее дань национальному колориту, нежели ежедневно употребляемые слова.
Как-то приходил змагар, за полтос на вид, и рассказывал, что у нас витрины на "акупантцкай мове". Я спросил, он что, собирается нас заставить, как тоталитарный упырь? Ответа он так и не дал.
Не знаю, как всем, но Скробач мне дико не нравиться: часто перебивает собеседника, вставляет неуместные, а, порой, ошибочные комментарии, которые Жукову приходится исправлять, отвлекаясь от сути повествования, так же Скробач очень нудно рассказывает ( я часто зеваю, слушая его ). И я заметил еще по предыдущему ролику, что Скробач, уж простите, подлизывается к Жукову, часто употребляя такие примерно такие фразы как: " Как ты гениально подметил...", " Я согласен с твоим БЕЗУСЛОВНО мудрым выводом..." и др. и пр. И вообще хотелось бы узнать: Скробач в чем специализируется? Он историк? Публицист? Может автомобилист-путешественник?
Кому: DUM, #14 "Змагары" - вообще очень странная публика. По моему опыту это также дядьки 45-50 лет с комплексами, клиповым мышлением и жуткой обидой на весь мир, которую они пытаются выдать за борьбу с исторической несправедливостью. Иногда создается впечатление, что белорусский "змагар" - это такой аналог сторонника Явлинского (либерал-идеалист) но с националистическим оттенком.
Наверное будет правильным пояснить для камрадов из братских стран, что "змагарами" (дословно змагар = борец, змагацца = бороться) белорусы называют разновидность националистов, нацеленных на борьбу с Россией и русскими, как "главными оккупантами". У нас их действительно мало, они куда менее агрессивны, чем бандеровцы, поэтому и относятся к ним часто скорее как к клоунам, а не как к фашистам.
Интересно, что до Ягайло литовцы были язычниками. У них был даже свой языческий Папа - крива кривайтис. Потом Ягайло перекрестился в православие (а затем и в католичество). Собственно интересно для нас то, что литовские жрецы окормляли часть славянского населения Полоцкой и Псковской земель тоже тайно оправлявших языческие культы.
Старичку Ягайло предлагали даже корону Чехии, где заправляли гуситы (считай, первые протестанты). Не срослось, а то бы удивительная у него религиозная карьера получилась бы...
> У нас их действительно мало, они куда менее агрессивны, чем бандеровцы, поэтому и относятся к ним часто скорее как к клоунам, а не как к фашистам.
Не строй иллюзий. Наши прекрасно катаются по заграницам на всякие встречи с европолитиками, ведут активную деятельность, открывают сайты, насаждают тарашкевицу, ведут пропаганду своих среди молодежи и не только. У них хорошее финансирование, было по-крайней мере, и вполне фашистские взгляды.
Александр, Клим, здравствуйте!
Александр, планируются ли передачи о воздушной войне в Великую Отечественную?
Клим, а у вас по морским сражениям ничего не предвидится?
От души - спасибо за ролики!
> Не знаю, как всем, но Скробач мне дико не нравиться: часто перебивает собеседника, вставляет неуместные, а, порой, ошибочные комментарии
На вкус и цвет все фломастеры разные (с). Александр как раз задает глупые вопросы, которые чуть позже появятся на той же тытрубе, чем как раз делает из лекции живой диалог.
Ну и не часто он перебивает, лично для меня (лично для меня).
> У нас тоже скорее на трасянке разговаривают, нежели на чистом белорусском. Особенно в глубинке.
Живой язык, тем более язык в общем диалектном континууме (см. близость сразу к двум группам говоров двух - из трех - наречий русского языка; т.е. северным псковским и южным курско-щигровским) и под влиянием еще одного литературного.
> У нас их действительно мало, они куда менее агрессивны, чем бандеровцы, поэтому и относятся к ним часто скорее как к клоунам, а не как к фашистам.
Это им просто развернуться не дают. Правосеков на Украине до майдана тоже считали клоунами. Появись у них хоть крупица власти и иллюзия безнаказанности - и страну зальют кровью.
К слову стоит заметить, что в последние пару-тройку лет они немного поумнели и вместо традиционного огребания от омона на митингах переключились на интернет-травлю и писание кляуз против симпатизирующих России граждан (выбирают, как правило, тех, кто сдачи дать не может - учительниц, пенсионеров...), а каждую свою "победу" пиарят как триумф национального возрождения.
> И я заметил еще по предыдущему ролику, что Скробач, уж простите, подлизывается к Жукову,...
Не стоит идти в атаку. Это не недостаток человека, это форма построения телебеседы телеведущим. Делает диалог живым и не монотонным. Нам же не лекцию транслируют по теме, а ведут разговор в эфире. Он ни к кому не подлизывается, просто использует в речи свои, привычные словесные конструкции для создания непринужденной атмосферы. Это своего рода сарказм такой. У всех людей в речи можно найти подобное.
> У нас их действительно мало, они куда менее агрессивны, чем бандеровцы, поэтому и относятся к ним часто скорее как к клоунам, а не как к фашистам.
Мало? У нас этих свидомитов хватает, почитай комменты под новостями на наших белорусских сайтах, например, про Сирию. Плюс ещё куча неопределившихся дурачков, которых они активно окучивают через интернеты. Да и в западной Беларуси по панам сильно скучают; говорят, при панах порядка больше.
> "Змагары" - вообще очень странная публика. По моему опыту это также дядьки 45-50 лет с комплексами, клиповым мышлением и жуткой обидой на весь мир, которую они пытаются выдать за борьбу с исторической несправедливостью. Иногда создается впечатление, что белорусский "змагар" - это такой аналог сторонника Явлинского (либерал-идеалист) но с националистическим оттенком.
Похоже на украинское "свидомый", типа интеллектуальная элита.
Интересно бы было услышать про происхождение названия самой страны и топонима Белая Русь. Учитывая то, что Гродно, Волковыск,Слоним и Новогрудок (первая известная столица тех самых литовских князей), а так же прилегающие к ним земли соответственно именовались Чёрной Русью, а не Белой (Полцк, Витебск, Минск)возникает закономерный вопрос: как так вышло, что страна стала называться именно Беларусью, а не Чернорусью, к примеру? Кстати говоря, была же и Червоная Русь, но это уже касается больше Украины.
Неоднократно слышал такую версию, что западная территория Руси стала именоваться Белой по причине того, что данные территории избежали покорения монголов. Нахожу данную трактовку безосновательной, т к монголы все-равно неоднократно к нам приходили, а дань все-равно выплачивалась. Литовские князья получали ярлыки от хана так же как и русские князья. Было бы замечательно услышать когда именно (первые задокументированные упоминания) произошло разделение Руси по цветам и почему?
P.S.1: Будучи белорусом не обижаюсь на название Белоруссия и даже считаю данный вариант топонима более верным, однако, пишу\говорю Беларусь так, потому что привык со школы (издержки образования РБ).
P.S.2: Услышать то, что население Черниговщины говорит по-белорусски для меня было удивлением. Это при том, что многие белорусы население белорусского Полесья (в народе просто "полешуки") считают фактически украинским.
P.S.3: Раз зашла речь о белорусском языке. Стоит сказать, что фактически существует на сегодняшний момент 2 белорусских языка: "трасянка" (живой народный белорусский язык среди сельского населения страны, в котором преобладает больше русских слов нежели полонизмов) и "мова" (mowa с польского значит "диалект"), которая преподается в школах и ВУЗах, а так же пропагандируется националистическими движениями. Последний язык является литературным (хотя его все-равно никто толком не знает, тем более националисты) и заслуженно считается искусственным. Кстати говоря, мои знакомые украинцы в том числе из Черниговщины (по сути дела у них аналогичная ситуация) народный язык называют "суржиком".
Я и не строю иллюзий: нацики у нас есть, это факт. Просто сколько их относительно населения? Процент, полпроцента? Нет, конечно, меньше намного, несмотря на все вопли и весь шум. В чем выражается их деятельность? В воплях на редких малолюдных митингах да в комментариях в интернете. Пока что ни одна мразь не посмела ни на ветеранов рот раскрыть, ни флаги фашистские достать, ни над памятниками надругаться. Не говоря об открытых нападениях. Так что агрессивность на порядок ниже, чем у бандеровцев. И относятся к ним не как к фашистам: над ними посмеиваются, а иногда стоило бы и бить. Конечно, я во многом сужу по своему родному Витебску, который всегда был и остается прорусским городом, и где деревня говорит на русском.
Но работа ими ведется, ты прав. И работа, в первую очередь, стратегическая, с молодежью и на перспективу. Я и говорю о разных проектах вроде "мова нанова". И вот на эту работу государство смотрит сквозь пальцы.
Очень спорный вопрос, насколько не дают националистам развернуться в Беларуси. Ведь где-где, а у нас при желании все проекты по продвижению тарашкевицы и развитию самостийности могли бы прикрыть наглухо. Как и финансирование всех этих групп, как и раздачу "карт поляка". Но ведь не закрывают, а еще и на центральном ТВ это пролазит. И да, действительно большая часть "змагарства" ушла бороться в идейную сферу.
Может быть, это действительно попытка увести их с улиц в "мирное, интеллектуальное русло", может недосмотр. Но как бы действительно не повторить украинский сценарий лет через десять.
Да мало. Иначе они бы не сидели по домам, строча комменты, а шли бы на улицы под "хорста весселя" (или что там теперь у них модно).
Ну и то, что они сидят в интернете, указывает на их преимущественно юный возраст. А вот это уже очень тревожный знак - пока нацики ведут свою пропаганду среди молодежи, предлагают разные интерактивные проекты и поездки по обмену опытом, из патриотических мероприятий у школьников лишь колонны на 9 мая и вырождающийся БРСМ. Все шансы повторить украинский сценарий лет через 10-15.
Ликбез по языкам в Беларуси.
Беларуская мова - официальный язык, еще с советских времен, преподается в школе. Язык государственных и нейтральных СМИ, госаппарата, используется в разговорной речи, но редко.
Русский язык - официальный язык, наиболее часто использующийся в СМИ и разговорной речи.
Тарашкевица - любимый язык оппозиционеров, корнями уходит в 1918 год (год создания БНР). Сильный уклон в сторону польского языка. Используется радикальными оппозиционными СМИ и особо упоротыми оппозиционерами.
Трасянка - язык пограничных областей, жуткая смесь всего вышеприведенного с языками соседей.
Если сверху спустят, то может быть и станет власть антирусской (не скоро), ну это скорее от России будет зависить, кого и когда они поддержат. А Молодёжь к средним годам отойдёт от этого, сужу по своим друзьям и окружению.
> Ведь где-где, а у нас при желании все проекты по продвижению тарашкевицы и развитию самостийности могли бы прикрыть наглухо. Как и финансирование всех этих групп, как и раздачу "карт поляка".
То есть наглухо разосраться сначала с Польшей, а через нее - и со всем ЕС. Для страны это будет нокаут, а Россия (как показывает новейшая история) обязательно воспользуется этим чтобы добить упавшего. При этом наглухо не получится - все равно будет ползучий саботаж и фиги за спиной, я еще помню как во время моей учебы в БГУ отдельные преподы учили и принимали зачеты только на тарашкевице. Боюсь только одного: как только исчезнет давление сверху (Лукашенко не вечен и кто придет после неизвестно)- вся это биомасса попрет во все стороны, пожирая сначала несогласных, потом непримкнувших, а потом и друг друга. Надежда только на то, что украинские события большинство отрезвили.
Небольшое уточнение - Ольгердовичи, погибшие на Ворскле, это Андрей и Дмитрий, а не Владимир.
Белорусские змагары это родные братья украинских свидомитов и российских либералов. И если белорусы ещё не отказываются от русскости и советскости, то это не потому, что националисты у нас "толковые", а потому, что им воли пока не дают, хотя они надежды не теряют и молодежи мозги понемногу промывают.
Пусть националистически настроенных граждан и не так много, но они не стоят на месте, а ведут свою пропаганду. Причем ведут её достаточно давно и весьма упорно. Ситуация с которой я столкнулся лично произошла в 2012 году, не было еще украинских майданов. Скучая во время отпуска приобрел себе и супруге билеты на экскурсию по историческим достопримечательностям по берегам озера Нарочь. В итоге это была экскурсия по каталитическим костелам различных времен постройки. Все время поездки антирусская риторика экскурсовода нарастала, прощупывая контингент. Я не придавал этому значения и отвлеченно смотрел в окошко и открывающиеся пейзажи. Но когда на очередной остановке всю группу со словами: а вот за этим Костелом находится кладбище "героев первой мировой войны" побывали нас освободить да не вышло.... Я увидел немецкие захоронения по всем правилам....как сын Советского офицера не смог не задать вопрос: А какого органа эти герои в этой земле закопались? Обратно вся экскурсия ехала молча.
Вот вы рассказали про Украину и про Белоруссию. А как насчет Волги? Из отрывочных сведений доходящих по интернету знаем, что северных людей там было много, например, Тимирёво, русы, которых видел ибн Фадлан в Булгаре, и торговля там была больше, чем на Днепре. Что же мы про все эти края знаем? Летописи ведь все происходят из других мест и записаны в 11 веке или позже. Хотелось бы подробный рассказ с обзором новейших открытий.
Не затронут фундаментальный постулат нашей историографии. Строится он на следующей цепи рассуждений.
Понятно, что границы средневекового государства это нечто условное, но вот где находилась та самая Литва, наводившая шороху и ставшая объединяющим центром, неизвестно. Да, литовцы ее вписывают на свою нынешнюю территорию, но так и мы можем. У нас вон топонимы со словом Литва, и столица этой Литвы была же изначально а Новогрудке, это в 1323 перенесена в Вильно. Да, Литва - балтское слово, но и Москва тоже балтское, славяне же балтов подвинули, а названия остались. Зато вон обе столицы носят славянские названия. Да, князья явно язычники и явно балты, но и Русью варяги правили, это ничего не значит.
Вот примерно такое обоснование концепции ВКЛ - белорусское государство.
У меня нет статистики. Но пропаганда их стала заметно эффективнее.
> В чем выражается их деятельность?
Пропаганда посредством акций, через сайты, через продажу символики. Магазин символбай, акция пазначсябебеларусам тебе о чем-то говорят? Наклейки погонни на авто, майки и пр. Продукция активно распространяется.
> Ведь где-где, а у нас при желании все проекты по продвижению тарашкевицы и развитию самостийности могли бы прикрыть наглухо.
Для этого даже запретов никаких не надо. Просто опубликовать таблицу изменений советской реформы. А также данные по истории с Бронькой Тарашкевичем, как он объявил носителями самого чистого языка крестьян западных областей. Что само по себе сомнительно. И ненаучно. Вот Станкевич считал, что принципы устройства языка надо выводить не из устной речи необразованных крестьян какой либо области, а из документов, памятников письменности.
> Но ведь не закрывают
Вся свидомая пропаганда у нас родом из Польши. Для патриота 39 год - праздник воссоединения западной и восточной Белоруссии, а для свядомита траур - нападение СССР на Польшу.
> Но ведь не закрывают, а еще и на центральном ТВ это пролазит.
Они и не сидят. Пролазят в различные структуры, преподаватели, экскурсоводы (в западной части страны экскурсоводы открыто гнут польскую линию, все церкви — бывшие костёлы, но москали подгадили), католическая церковь тупо рекрутирует молодёжь на обучение в Польше (надо ли упоминать, что после такого обучения возвращается польский зомби-нацист?), и сайты, куча сайтов, в 2014 штук пять создано. Реклама — отдельная тема, как тебе панский бургер в макдональдс?
> Беларуская мова - официальный язык, еще с советских времен, преподается в школе.
На нём, плюс ко всему, практически вся белорусская литература. Так что он ещё и литературный. Что добавляет забавности: свидомиты одновременно и Колоса-Купалу-Короткевича любят, и язык, на котором их произведения написаны ненавидят.
Вам повезло больше чем мне. На одной из передач .К.А.Жуков и оппонент договорились до того ,что оказывается есть сибирская национальность . Я не расист ,но я и не бурят ,и не якут ,и не хакас ,и не тувинец ,и не шорец с телеутом . Я русский славянин и различаемся мы с ними крайне резко.Нет у нас психологического осознания единства о котором вы говорили ,как признаки нации и не будет .
> Я русский славянин и различаемся мы с ними крайне резко.Нет у нас психологического осознания единства о котором вы говорили ,как признаки нации и не будет .
То, что люди отличаются, это не ново, а выводы то из этого какие делаете?
камрад, изучи матчасть, если уж так интересно. В одной белорусской историографии куча литературы по одному только вопросу про понятия "Литва летописная" или "Литва Миндовга". У литовцев тоже немало. Каждый гнет свою линию, но имеющий глаза да увидит. Про русскую историографию не скажу - не в курсе.
В смысле? В 49 комменте я разве недостаточно четко указал, что пишу не свои мысли, а существующую цепь утверждений, которыми обосновывается концепция белорусского государства ВкЛ?
И, эта, очень вероятно, что я тем самым хочу сказать, что мне было бы интересно как про это расскажет Клим Александрович. Как думаешь?
> Понятно, что границы средневекового государства это нечто условное, но вот где находилась та самая Литва, наводившая шороху и ставшая объединяющим центром, неизвестно. Да, литовцы ее вписывают на свою нынешнюю территорию, но так и мы можем.
Её вписывают туда литовцы, русские, немцы и поляки.
Спасибо за ролик, очень познавательно. Живу четвертый год в Белоруссии, впечатления положительные. Народ в большинстве своем ретранслирует СМИ и интернеты, поэтому встречаются, как и нацики так антиподы. Но даже самые упоротые легко приходят в себя после пары тройки доводов. Поэтому ведем агитработу и приводим в чувство комрадов.