Очень хорошо. За исключением некоторых некритичных нюансов, речь Максима очень понравилась.
Кстати, про расход офицерского корпуса: в академиях говорили, что в случае крупномасштабного военного конфликта по типу ВОВ офицерский кадр выносится за первые два месяца войны.
Так оно и без академиев было всем известно. Обе мировых войны - ярчайшее тому свидетельство. Это если для штатского. А для окончившего военную бурсу - очевидно.
Также очень понравилась красочная аналогия ВОВ с рингом, где Союз - это как боец со связанными руками, а т.н. "мировое сообщество" - навроде зубасто-когтистых зрителей, и все глядят: ну когда же можно будет легитимно навалиться и разорвать выскочку (Союз), ждут только повода. Это ж блин моя аналогия, я её придумал!!!
Добавлю лишь, что когда боец Союз всё-таки начал наотмашь бомбить врага, все зрители тут же на этого врага и навалились, вопя при этом, что "мы его сразу ненавидели!", невольно попёрдывая от вида ярости обречённого всеми Союза. Которому к тому же после боя пришлось всех согнать в кучу и письменно подтвердить вот эту свою изначальную ненависть к поверженному извергу. И публично об этом объявить. Изящная аналогия.
И, кстати, совершенно согласен с озвученным мнением: "Всё они понимают". Т.е. деструктивные метаморфозы в ВС РФ производятся совершенно сознательно, твёрдо и последовательно. Нет смысла подыскивать для этой подрывной херни какие-либо объективные обоснования, навроде "денег нет" и "война другая будет, не такая как всегда". Я окончил ВВА в 98 году, и всё это говно стратегического уровня происходило практически на моих глазах. Ни один из разумных доводов не принимался к сведению - уничтожение ВС велось именно что расчётливо, жёстко и последовательно по всем фронтам - финансовому, идеологическому, социальному, административному. Так что тут не "хотели как лучше, а получилось как всегда", а скорее "эх, не дожали".
Не соглашусь, кстати, с тем, что при Шойгу ВС в целом и система военного образования в частности вернулись в состояние начала 90х. Увы, это не так. Если принять за концепцию развития "движение по спирали", то тут не только не состоялся восходящий виток, что очевидно, но и движения по кругу в исходное состояние не вышло, т.е. резьбу сорвало начисто, и соединение стало нефункциональным, и держится эта конструкция только на... да не знаю, почему до сих пор хоть что-то ещё работает после всех этих всесокрушающих преобразований.
В целом же - Максим озвучил и подтвердил мои собственные соображения по этому вопросу. За что ему "риспект и уважуха", как говорят в этих ваших интернетах.60
В своё время чуть не упал со стула, когда от Табуреткина услышал в телевизоре (он как раз говорил про реформу военного образования): "... вместо всех этих ненужных военных училищ сделаем несколько крупных военных учебных центров, [и у нас, наконец, будет как в Америке]!"
> Проблема элитарности. Проблема элитарности тоже есть. Это начиная от спецшкол, от которых бесятся все ВУЗы. Если появляется в городе Суворовское, все преподаватели туда уходят. Эта элита, она формируется. Которая потом может
Это ж целенаправленно делается.
Это Красная/Советская Армия была народной, т. е. армией, состоящей из простого народа - крестьян и рабочих с самого низа и до самого верха (с некоторыми исключениями) - и защищавшей интересы этого самого простого народа.
Российскую же армию целенаправленно делают (пытаются сделать) "элитной" - чтобы она никогда уже не была готова повторить то, что сделала в 17-ом году: в конфликте "голубой крови" и "восставших хамов" встать на сторону простого народа и повернуть оружие против антинародной зажравшейся и потерявшей всякие края правящей банды.
> Проблема элитарности. Проблема элитарности тоже есть. Это начиная от спецшкол, от которых бесятся все ВУЗы. Если появляется в городе Суворовское, все преподаватели туда уходят. Эта элита, она формируется. Которая потом может
В обычных школах это также давно началось. Созданы и ежегодно набираются всяческие специализированные классы, например военный или таможенный, где школьникам ежедневно шнуруют, что они элита. Форму носят уже не школьную, а аналогичную соответствующему ведомству. И имеют преференции при поступлении в военный вуз или гражданский по выбраному еще в школе направлению, например таможенное дело.
Общался за рюмкой чая с одним офицером, потомственным. Гламурный, как Бузова. Чесались руки. Хотелось обяснить, что служба это не только деньги, но и ответственность. Цитирую: Нафиг твое гавно и пар, мы, люди, интелегентных профессий будем получать привилегии. А если что, на гражданку. Какое БЧ5? Деньги давай. Одно успокаивает, не все такие.
Как лицо, прошедшее за четверть века в военном образовании путь от курсанта до зам. начальника кафедры академии докладываю:
Действительно, ещё в начале 90-х женатики уходили в увольнение после сампо. На старших курсах увольняли почти всех, кроме наряда и залётчиков. Многие снимали комнаты в городе. Классное было время! Было такое, что жёны
Аналога военным академиям у гражданских не было. Разве что с сильной натяжкой приравнять к трёхгодичным курсам повышения квалификации. Поэтому когда стали вписывать военное образование в Болонское оказалось непонятным, как называть слушателей. Притянули их к магистрам. Факультеты в академиях были инженерные и командные. Заочные факультеты уже тогда были профанацией для приблатнённых. Факультеты повышения квалификации были по разным направлениям. Главное в академиях было получить не знания, а знакомства. Кто с кем учился потом в разных местах росли по карьерным лестницам, общались, помогали друг другу. Академия Ген. штаба - тоже, но это подготовка будущих генералов. Там круг общения ещё уже.
Про Советское военное образование перед войной читайте у М.Морозова в "Советское подводное кораблестроение 1922-1945". Взвешенно, объективно. Про подводников, но можно проецировать на всех остальных.
Приезжева, Фральцова и др. намутили изрядно, но, справедливости ради скажу, что сокращение училищ началось задолго до них. Деградация военного образования началась с середины 90-х. В начале и середине 2000х ввиду острой нехватки младших офицеров курсанта было практически не отчислить. Выпускали всех. Даже тех, кого на пушечный выстрел нельзя подпускать к солдатам или технике. Кстати, скоро они будут на руководящих должностях.. При Сердюкове стали отчислять за одну двойку на экзамене. За год отчислили всех дебилов. Оставшиеся срочно схватились за учёбу. Настрой: "чё вы от меня хотите, отстаньте, всё равно выпустите" закончился.
Болонская трёхуровневая система - бакалавриат, специалитет, магистратура, плюс разные курсы повышения квалификации - плохо. Военная трёхуровневая: училище, академия, академия ГШ, плюс курсы повышения квалификации - хорошо. Странно? Дело в том, что военное образование должно быть "вписано" в государственную систему образования, а она - в Болонскую (ну, не будет сейчас по другому). Почему бы военным не вернуться к Советской системе? Четыре года - младший лейтенант, командир взвода, бакалавр. Пять лет - лейтенант-инженер, специалист, после академии - магистр. Набор в ВВУЗы не производился, т.к. много офицерских должностей сократили, существующие офицеры зачастую попадали на сержантские должности. Куда ещё плодить?
Прапорщик - обычно человек со средним специальным образованием. В США такого нет, но есть куча сержантов. Т.е. верхняя прослойка их сержантов - по сути наши прапорщики. Тут уж у кого какие воинские традиции... Кстати, при Сердюкове ввели двухлетнюю (!) подготовку прапорщиков в академиях, к чему последние оказались не готовы. Учить в одних стенах прапорщиков, лейтенантов и майоров-подполковников неправильно.
Система подготовки офицеров в США совсем не такая как у нас. В Вест-Пойнте (Аннаполисе, Колорадо-Спрингсе) курсант четыре года глубоко изучает совершенно разные науки. Зачастую прямо к военному делу не относящиеся. Фундаментальные вещи. Много курсов по выбору. Много военной истории и иностранных языков. Действительно всестороннее академическое образование. За годы учёбы курсант понимает, что ему интересней - быть танкистом, связистом, или военпредом. По окончанию академии второй лейтенант идёт доучиваться в профильный колледж, где его за недели-месяцы доучивают на командира взвода конкретных войск. А потом, с интервалом в несколько лет - переподготовка на вышестоящие должности в колледжах. Кому интересно - на сайтах их академий учебные программы выложены.
Насчёт падения уровня образования - так и есть. Даже там, где современная материальная база. Ситуация не такая, как на старте Сердюковских реформ. Хуже, т.к. за последние годы ушли сотни опытных преподавателей.
Про отсутствие караулов, нарядов по столовой - так и есть. Все стадии жизни солдата курсанту надо пройти. Это утрачено. Про воспитание - тоже согласен. Про воспитание часто забывают, но без этого никак. Воспитание оно незримо присутствует везде. Либо его отсутствие. До сих пор помню нашего зам. нач. училища. Молодцеватый вид, хорошо поставленный голос, вежливое обращение ко всем... Хотелось брать с него пример.
В целом Максим правильно говорит, всё так и есть.
Записал ответы на вопросы к ролику "О реформе военного образования".
Вопросов было не много, в основном это были комментарии и дополнения.
Большое спасибо!
Большое спасибо, уже который ролик слушаю и давно пора поблагодарить.
Спасибо за логику повествования, за приоткрытие завесы над неизвестными мне военными буднями, за важные освещённые темы, многое обсуждал с друзьями и родными, изнутри выглядит несколько по-другому.
Ежели не дай тнб случится страшное, хотелось бы служить под началом вот такого отца-командира, не примите (все, не только Максим) за подхалимаж.
Есть такое чувство, что в гражданском инженерно-техническом образовании все то же самое. Такая же задница. Разница только в том, что военной сфере жареный петух раньше клюет.