Наткнулся на ролик в ютубе, где кореянка (Yeon Joon Park), живущая сейчас в Южной Корее, отвечает на вопросы. Она 1995 года рождения (это важно!)
Вопрос: "Почему ты так хорошо говоришь по-русски?" Ответ: "Я родилась и жила в Узбекистане."
Русский это уже давно больше, чем просто нация или вообще что-то другое: образ мышления, способность думать о других в глобальном масштабе (помощь другим странам и народам).
"Мы пскопские!" - фраза из советского кинофильма «Мы из Кронштадта» (1936 г.), снятого режиссером Ефимом Дзиганом по сценарию писателя В.В. Вишневского.
Эти слова произносит солдат бывшей царской армии, который, видя атакующих революционных матросов, в испуге повторяет эти слова, давая понять, что он свой, русский (псковский).
Пример к вопросу о самоидентификации в начале прошлого века.
Про книги на разных языках, мой папа в 80-х собирал библиотеку и скупал в Одессе на раскладках различные книги, в основном классику мировой литературы, часть из них была на украинском языке, причем некоторые были на каком-то чудовищном западно украинском диалекте, читать их было непривычно, хотя мову изучали в школе и с литературным украинским никаких проблем нет.
Ролик только начал смотреть, но давно придерживаюсь точки зрения, что как по-настоящему единое сообщество многонациональное население нашей страны оформилось только благодаря СССР и курсу его первых руководителей.
В связи тем, что сказано о двух различных почти-нациях, крестьянской и барской, мне вспоминается Суворов, Александр наш Васильевич, который принципиально отучал рекрутов вести себя по-крестьянски. Шапки не ломать, голову держать гордо, своё дело знать, отвечать лично за себя, без всякого этого "как все, так и я", "люди так решили". И он же любил восклицания в духе: "Мы русские, какой восторг!"
Чем-то это похоже на прививание национального сознания с сопутствующей переделкой культурных стереотипов.
> Чем-то это похоже на прививание национального сознания с сопутствующей переделкой культурных стереотипов.
Это похоже на воспитание неполноценных членов воинской корпорации. С одной стороны армии стали массовыми и одними дворянами было уже не обойтись, с другой - никто ни на минуту не забывал - кто есть кто. Суворов-крепостник в то же время со своими крестьянами обходился сильно иначе.
> В связи тем, что сказано о двух различных почти-нациях, крестьянской и барской, мне вспоминается Суворов, Александр наш Васильевич, который принципиально отучал рекрутов вести себя по-крестьянски. Шапки не ломать, голову держать гордо, своё дело знать, отвечать лично за себя, без всякого этого "как все, так и я", "люди так решили". И он же любил восклицания в духе: "Мы русские, какой восторг!"
>
> Чем-то это похоже на прививание национального сознания с сопутствующей переделкой культурных стереотипов.
>
Национальное сознание в плане самоидентификации (мы - русские) прививалось, это правда. Но естественно, при этом сохранялось сословное, социальное превосходство дворянства.
Осталось тогда объяснить лозунг на излете Империи: немец до Урала не дойдёт. Если нация была, то не понятно, почему одновременно люди мыслили не категориями страны, а категориями малых родин. Это больше похоже на то, о чем рассказывал гость ДЮ из Бразилии.
> Осталось тогда объяснить лозунг на излете Империи: немец до Урала не дойдёт. Если нация была, то не понятно, почему одновременно люди мыслили не категориями страны, а категориями малых родин.
Я вопрос не понял. Я как раз про это в ролике и говорю (про малые родины и нескладывание нации до 1917 года). А предыдущее замечание касалось конкретно Суворова. Он, другие отдельные командиры могли оперировать национальными категориями при общении с солдатами. Но системы в этом не было, да и затрагивало это немногих в масштабе империи.
Ну, т. е. тогда, в случае с Суворовым, это получается не последовательно политика, а чудачества экстравагантного полководца, который так-то, под настроение и петухом кукарекать мог. Вы, как мне показалось, говорили о какой-то последовательной политике прививания, чего не было. Что до после 1917, непонятно, почему следует ту нацию, о которой речь, называть русской, а не советской. Ведь культурная её доминанта была существенно изменена советским проектом. С этой точки зрения можно скорее говорить о формировании русской нации сейчас, после гибели советского проекта.
> > Ну, т. е. тогда, в случае с Суворовым, это получается не последовательно политика, а чудачества экстравагантного полководца, который так-то, под настроение и петухом кукарекать мог. Вы, как мне показалось, говорили о какой-то последовательной политике прививания, чего не было.
Да, это замечание было сделано в ответ на предыдущий комментарий о Суворове. Последовательной политики прививания не было. Она в принципе возможна только на базе всеобщего образования, введением которого РИ не озаботилась. Но в армии такое бывало, у отдельных командиров и в отдельных частях, например гвардейских. Как я уже сказал выше, это было несистемно.
> Что до после 1917, непонятно, почему следует ту нацию, о которой речь, называть русской, а не советской.
Русская нация и советский народ после 1917 года - это разные вещи. Собственно, в ролике поясняется, почему это так и показывается, как это видел Сталин. Первый этап строительства социализма не отменяет нации, а наоборот, дает толчок развития угнетенных и недоформированных наций. Появляется массовая самоидентификация на национальном уровне (я - русский, украинец, белорус, грузин). Но при этом есть и более высокий, наднациональный уровень самоидентификации - советский, он относится в первую очередь к государству, к социально-политическому строю.
> Ведь культурная её доминанта была существенно изменена советским проектом.
Естественно, что культура стала социалистической, но при этом не перестала быть русской. Более того, подчеркивалось, что эта социалистическая культура появилась не вдруг; она имеет в том числе и русские национальные корни, русских национальных предшественников и провозвестников. Как писал Сталин Демьяну Бедному, "руководители революционных рабочих всех стран с жадностью изучают поучительнейшую историю рабочего класса России, его прошлое, прошлое России, зная, что кроме России реакционной существовала ещё Россия революционная, Россия Радищевых и Чернышевских, Желябовых и Ульяновых, Халтуриных и Алексеевых. Всё это вселяет (не может не вселять!) в сердца русских рабочих чувство революционной НАЦИОНАЛЬНОЙ гордости, способное двигать горами, способное творить чудеса. А Вы? Вместо того, чтобы осмыслить этот величайший в истории революции процесс и подняться на высоту задач певца передового пролетариата, ушли куда-то в лощину и, запутавшись между скучнейшими цитатами из сочинений Карамзина и не менее скучными изречениями из "Домостроя", стали возглашать на весь мир, что Россия в прошлом представляла сосуд мерзости и запустения, что нынешняя Россия представляет сплошную "Перерву", что "лень" и стремление "сидеть на печке" является чуть ли не национальной чертой русских вообще, а значит и - русских рабочих, которые, проделав Октябрьскую революцию, конечно, НЕ ПЕРЕСТАЛИ БЫТЬ РУССКИМИ".
> С этой точки зрения можно скорее говорить о формировании русской нации сейчас, после гибели советского проекта.
Сейчас идет процесс утверждения буржуазной русской нации. В СССР существовала и действовала русская нация социалистического характера. Различия буквально на пальцах объяснены в статье Сталина "Национальный вопрос и ленинизм", которую я цитирую в ролике.