Был когда-то такой советский мультик, назывался «Как ослик счастье искал». Добрый такой, со смешной мелодией. С тех пор лично у меня процесс поиска счастья крепко ассоциируется с ослами. Ну и, соответственно, граждане, его ищущие, с ними же. Жизнь показывает, что не зря.
Очередной фильм Алексея Балабанова «Я тоже хочу» рассказывает о том, как коллектив разнообразных персонажей отправляется искать счастье. Как положено у Балабанова, никаких ищущих счастье ослов в фильме нет. Возглавляет поиск счастья матёрый бандит. По работе бандит убивает коллег по опасному бизнесу (плюс, конечно, пидоров и ментов), а в свободную минуту ходит в церковь, общается со священником и регулярно моется в бане. В бане бандит под пиво и воблу общается с музыкантом.
Музыкант в фильме настоящий, фамилия Гаркуша, фронтмен группы «АукцЫон». Гаркуша уже изрядно пожил, выглядит печально и прекрасно вписывается в мрачный фильм. Бандит рассказывает музыканту о том, что где-то есть населённый пункт, в котором произошла катастрофа, после чего там наступила ядерная зима. И там же стоит некая Колокольня счастья, которая одних забирает (надо понимать, в счастье), а других нет. Но назад не возвращается никто.
Ясное дело, бандит намерен ехать к колокольне. Битый жизнью музыкант говорит: я тоже хочу. После чего то же самое говорят сильно пьющий друг бандита, пожилой папа друга и проститутка с философским образованием. Все вместе они грузятся в «лэндкрузер» и отправляются в сторону колокольни, которая расположена «между Питером и Угличем, от Питера налево».
Происходящее напоминает известное произведение братьев Стругацких «Пикник на обочине», написанный в те времена, когда братья ещё не скурвились и были способны мыслить. В тамошнюю демократическую западную зону никого не пускала полиция, а пролезших через кордоны расстреливали из пулемётов. А в тоталитарную русскую зону военные на кордонах пускают всех, потому что патриарх разрешил. Правда, говорят, обратно никто не выходит, но русских людей это волнует мало – все идут и едут дальше.
Собственно, жизнь и быт в кино показаны так, что даже немного странно — почему так мало жаждущих бежать без оглядки неведомо куда, лишь бы бежать. Нет в жизни счастья. И люди готовы идти за ним куда угодно, лишь бы подальше от того, что есть.
Герой «Пикника» (кстати, тоже уголовник и бандит) шёл на встречу с Золотым шаром, который исполняет желания. Чтобы исполнить свои желания, уголовник отправил на смерть невинного человека. А когда подошёл – осознал, что будучи уголовной мразью, сам не знает, чего хочет. И только повторял слова посланного на смерть парня: счастья для всех, и пусть никто не уйдёт обиженным. Хорошая была книжка. Жизненная.
У слабых рассудком, само собой, возникнут аллюзии на фильм Тарковского «Сталкер», поставленный по книге Стругацких. Никакие аллюзии в данном случае неуместны, ибо фильм «Сталкер» — он про группу душевно-больных, по которым плачет общая палата в дурдоме. А у Балабанова кино про нормальных людей.
При всей внешней схожести у Балабанова всё совсем не так. Подходы к Колокольне счастья усыпаны трупами – Колокольня принимает не всех. Непринятые тупо умирают. Обратно, повторюсь, не выходит никто. Однако русских людей это не останавливает, и коллектив искателей счастья движется к цели невзирая ни на что. И это правильно: ибо ты либо идёшь к своему счастью, либо подыхаешь на дороге к нему. И только так.
Сам режиссёр Балабанов сидит у Колокольни на приступочке. Ходит по разломанной церкви бандит. Берут, очевидно, только тех, кто чист душой. Но в чём заключается чистота и как этой чистоты добиться – ответа нет. Да и не должно, в общем-то, быть. И быть не может. Ибо много вас таких, хитрожопых. А решать не вам.
Выглядит кино, мягко говоря, странновато. Если в «Кочегаре» много ходили под бодрую музыку Дидюли, то в «Я тоже хочу» под унылую музыку «АукцЫона» ходят очень много. И ездят. А так же сидят, стоят, говорят, пьют водку и бегают голые, тряся сиськами. Профессиональных актёров в фильме нет. Сплошь характерные личности. Диалоги добросовестно заучены, отчего местами звучат странновато. Любимый приём – озвучить не актёров голосами актёров – на этот раз почему-то не применён.
Подозреваю, нестойкий зритель покинет зал минут через двадцать. До конца досидят единицы. Но досидевшим может и понравиться.
Мне, например, понравилось.