Для затравки — старый добрый советский анекдот.
Вызывают нашинских космонавтов в Кремль. Выходит к ним один из наших же главных и говорит:
-Товарищи, партия и правительство оказывает вам большую честь! Вам предстоит на космическом корабле слетать на Солнце!
Космонавты недоуменно переглядываются, перешептываются и говорят:
-Как так — на Солнце?! Мы же там сгорим!!!
Товарищ из Кремля морщится:
-Спокойно, товарищи! В ЦК партии не дураки сидят: ночью полетите!!!
А сегодня вот прознал, что толковые товарищи из ЦК никуда не делись. Теперь они, похоже, окопались в правительстве США. Во всяком случае, именно в этом меня пытались убедить на протяжении полутора часов парни, заснявшие новый подводный блокбастер "Сфера".
Автором сценария выступил человек, чья серьезность у меня никаких сомнений не вызывает: Майкл Крайтон. Первой попавшейся мне его книжкой был дюдик Rising Sun — отличный бук о том, что коварные японцы бесстыдно вытворяют в благословенных Соединительных Штатах. Книжка была интересная и познавательная, прочитал с удовольствием. Говорилось там о вещах человеку неместному не шибко знакомых и из-за бугра не очень-то понятных. Написано грамотно и интересно. То есть несмотря на то, что это был дюдик, всякой разной интересной информации там было много. И писал ее, судя по всему, человек далеко не глупый. Товарищ Крайтон мне понравился.
Чего никак нельзя было сказать о тех, кто снимал по той книге фильм. Ясное дело, все "лишнее" из книги выкинули на фиг — "не надо грузить зрителя, он в кино отдыхать ходит". Героя зачем-то сделали негром, по ходу разбили пару рож, устроили несколько драк, превратив хорошую книгу в дешевый боевичок про американского оперуполномоченного. Я хоть и люблю оперуполномоченных, но то, что сделали с книгой, мне не понравилось категорически.
Потом гляжу — Jurassic Park вышел, тоже по Крайтону. Наученный горьким опытом, я сперва прочитал книгу. Если кто не читал — рекомендую. Она похожа на творение Спилберга только наличием динозавров.
И вот — получаю посылочку, а в ней, стало быть, "Сфера". Гляжу — в главных ролях: Дастин Хоффман, Шэрон Стоун и даже Самуил Джаксон! Ну, думаю, эти не должны подкачать! Джаксона, кстати, что-то после фильма "про акул" все в море тянет.
Проверяю режиссера: Барри Левинзон. На мой взгляд — не самый последний в своем деле гражданин. Хотя, конечно, и не чемпион. Из его давнего смотрел по ящику сериал "Убойный отдел" о работе американских оперуполномоченных. Вот он мне (несмотря на вопиющие ляпы) и вовсе понравился — интересный был. Короче, запихнул я дисочек в свой мега-DVD-проигрыватель и начал просмотр.
-В Тихий океан рухнул неопознанный космический корабль. Опознать его не смогли потому, что рухнул он аж 300 лет назад. И лежал себе на дне, обрастая ракушками и кораллами (что есть бессовестная брехня — они глубже 30 метров расти не любят). Американеры — тут как тут, уже с пассатижами подкрадываются на предмет разбора. На плавучую базу прибывают маститые специалисты по встрече с инопланетным разумом: математик, физик, биолог и психолог. Конечно, все по правилам: тут тебе WASP, еврей, женщина и негр. На сексуальных отклонениях не заострялись, но я надеюсь, что хотя бы парочка гомосеков там была — нельзя же обидеть пацанов невниманием! Могут не понять. Да, и с ними еще, конечно, полудурок-военный — надо же чтобы и полные идиоты в фильме были.
Итак — коллектив интернационалистов готов к работе. Тут началось нечто для меня непонятное: оказывается, именно их, этих кадров, собираются спустить на дно для проникновения на корабль. Мол, вы такие шибко грамотные, что вам все нипочем — даже встреча с инопланетянами. Ступайте уже.
Я открыл рот пошире — это ведь какая мощнейшая задумка! Не боевых пловцов вперед заслать, которым вообще все по барабану — хоть своих резать, хоть чужих душить. А группу особо толковых ботаников! Это ж додуматься надо было! А отважные ботаны уже смело рулят на специальной подводной лодке на подводную базу.
На базе все перекидываются в подводные кишки (кишки — это одежда так называется, кто не знает) и пешком по дну отправляются на разведку. Оказывается, в подводных путешествиях все очень просто — спустился метров на 300, попил пепси, напялил скафандр, и — вперед. Декомпрессия в этом деле ни к чему, и так сойдет. По дну можно смело ходить, не утруждая себя привязыванием веревок к товарищам. Я прослезился.
И вот ботаны подкатывают к кораблю. Там все по уму — шлюз перед люком поставлен и все такое — Америка, короче. Возле люка бессильно бьется бестолковый американский робот — ни фига открыть не может! Тут физик хватает крепкими руками зубило, молоток, и с пары ударов дверь открывает. Я даже подумал — уж не русский ли это парень, так лихо управляющийся с национальным инструментом? Но его быстро убили, и национальную принадлежность установить не удалось.
В общем, залезли внутрь. Декомпрессия, понятно, тоже не нужна — и так все хорошо. А там — следы от башмаков на полу, кто-то из "наших" уже шастал. Я порадовался — военные люди таки первыми забрались! Оказалось — нет. Больше про те следы до конца фильма ни разу так и не вспомнили. А ботаники открыли рты раза в четыре шире, чем я, и принялись бродить по кораблю. Ни тебе связи грамотной, ни даже мелков с собой нет чтобы крестики ставить — побрели как бараны кто куда. Одни вниз ушли, других лифт наверх увез — ничего, все равно в кучу сошлись.
А корабль, между прочим, оказывается не инопланетный, а самый что ни на есть американский. Только из будущего. Там кругом по-английски все написано было. И еще пара скелетонов сидела (никогда не видел, чтобы скелетон мог сидеть — особенно через 300 лет). А внизу, в здоровенном ангаре, висела какая-то непонятная сфера (скриншот прилагается).
И по ходу выясняется, что это какой-то там жуткий инопланетный разум, который засасывает в себя людишек, потом их срыгивает и тут же начинает материализовывать человеческие сны, страхи и кошмары.
В этом месте из сюжета "Сферы" стремительно высунулись огромные уши Блокбастера-Всех-Времен-И-Народов — "Соляриса". Я не про кино Тарковского, а про книгу Станислава Лема. "Солярис", на мой взгляд, есть квинтэссенция фантастики. Недостижимый образец для огромной орды лохов, для которых фантастика — это просто способ перетащить ковбоев из салунов на звездолеты. "Солярис" — это сила. Пересказывать смысла не вижу, скажу только одно: "Сфера", несмотря на конкретный, бесстыдный плагиат, даже на бледную копию не тянет. Да и Крайтон, как ни крути — не Лем.
Ну, а дальше понеслась: сфера принялась с ними разговаривать, зафлудив все мониторы тучами циферок. Но ботаны были не промах и резко врубили двоичный код. Стало лучше. Потом сообразили, что что-то тут не так и, спроецировав клаву на поверхность сферы (?!) и отладили декодер. Видимо, именно так сферы себе клавы представляют — на себя натянутыми и по спирали (по часовой стрелке) прочитанными, я так понимаю.
Разобравшись с клавой, сфера принялась с ними переписываться, строча мессаги явно одним пальцем — так быстро у нее получалось. А декодер знай декодирует: буквы мигают, цифры бегают, все жужжит — компьютер работает, блин! Помню, я с точно такой же скоростью секретные записки вручную колол, как у них декодер работал. А вот у меня в Outlook'е вообще почему-то всё мгновенно декодирует. Ничего не жужжит и даже не мигает. Вывод: у меня, ясен пончик, мега-комп! Не то что на нищих американских подводных базах! Потом у ихнего компа, как обычно, взрывались клавиатуры и мониторы, поражая наиболее тяжелыми кусками разлетающихся конструкций наиболее ценных членов экипажа. Американская вычислительная техника, если судить по фильмам, смертельно опасный дивайс!
А в программе оказался баг — она проставляла J вместо H и E вместо A. Таким образом, сама себя сфера называла Jerry вместо Harry, потому что вышеупомянутые буквы перекодирывались неправильно. А вот слово Hello почему-то написала правильно — ишь, какая умная была, смекнула!
Дальше все развивается как положено: замкнутое пространство, все рехнулись, вокруг монстры кишмя кишат и все такое. Несмотря на то, что актеры приглашены серьезные, ничего интересного сыграно не было. Пыльный Хоффман был неплох, но не более того. Мадам Стоун изрядно отожралась, толстая такая. Старательно отрабатывала роль психотички, но по неясным причинам даже в душе не помылась и ни разу не поразила нас своими прелестями. Самуил Джаксон сильно облысел, по каковой причине был обрит наголо. Вот он, Самуил, зачем-то помылся в душе, хотя уж на него-то, на лысого, смотреть вообще никакого интереса не было. И тоже ничем не поразил. Остальные — не заслуживают даже упоминания.
Книгу Крайтона "Сфера" я не читал. Говорят, что "Сфера" — одна из его лучших книг. Верю. Видимо, она от фильма отличается точно так же, как фильм "Парк Юрского периода" от своего праотца. Очередная адаптация для идиотов.
Фильм "Сфера" — отстойный. Хотя они его изо всех сил старались сделать "как книгу" — даже на главы поделили. Не проперло. Тех, кому кажется, что книги Крайтона можно вот так экранизировать — надо срочно лечиться.
Особенно поразила концовка. Осталось стойкое чувство, что автор просто не знал, как бы ему половчее эту "Сферу" кончить. Да и деньги на спецэффекты под конец, видимо, закончились. В итоге получилась одна из отстойнейших кончин.
Да, и еще у них там очень крутая спасательная лодка была. Они ее держали в сотне метров от базы, и ходить к ней надо было строго по дну пешком. Отличная задумка, уважаю. Надо было еще подходы к ней на всякий пожарный заминировать — это добавило бы остроты.
Есть такой старый анекдот про онаниста: "Вчера впервые вступил в половую связь. Впечатления: жалкое подобие моей правой!!!"
Так вот, "Сфера" — это даже не жалкое подобие "Соляриса".
Так, бестолковый триллер "про море".
100 миллионов баксов — коту под хвост.
Да, еще и субтитры там были не для глухих, а "просто субтитры". Я этого не люблю.
Конечно, в фильме есть всякие спецэффекты — как положено. Ну и, соответственно, присутствует 14-минутный фильм про то, как их делали. Меня ни сами эффекты, ни то как их делали не прикололо. Как обычно — деревянную подводную лодку метр длинной всемером таскают на палке, а потом "вдруг" оказывается, что это шикарная субмарина.
Неплохие закадровые комментарии выдает Джаксон (Самуил). Забавный парень, хотя до образца самого себя в Pulp Fiction и не дотягивает.
Техническое качество DVD — что по изображению, что по звуку — замечательное. Никаких претензий.
А фильм как таковой — рвотный порошок.
Купить фильм "Сфера" на OZON.ru