По улице Скуфа от Колонаки (района зажиточных буржуа) пешком попадаешь в Экзархию (ударение на а)– район вроде Сохо, только очень политизированный. Здесь расклеены новогреческие переводы «Письма к молодежи» русского террориста Нечаева, а на стенках граффити вроде «Сограждане, вы похожи на древних греков только одним: они тоже были пидорасы». В кафе на площади Экзархии вечные греческие студенты заняты своим любимым делом: планируют акции протеста, которые – независимо от повода – заканчиваются у американского посольства. Или очередную забаву с памятником президенту Трумену (взорвать, или просто покрасить). Убитый пятнадцатилетка оттуда, только этого мало.
Греция сильно отличается от остальной Европы, Греция -- страна не окончившейся гражданской войны. И страна несостоявшегося социализма. Это ее фрейдовский гештальт. Греческая политика – даже сейчас продолжение этой гражданской войны. Греция во второй мировой была на правильной стороне, но единственная из стран союзников не праздновала и до сих пор не празднует день победы – ни 8 мая, ни 9-го. Потому что 8 и 9 мая 45 года в Греции уже вовсю шла гражданская война между левыми и правыми, в которой погибло больше, чем при немецкой оккупации. Греция – восточная Европа наоборот. Польше и Чехии СССР навязал коммунистов, которые репрессировали всех остальных. В Греции честно победило коммунистическое сопротивление, немцы ушли (в 44 им было не до греков).
В уже освобожденную страну приплыли англичане (потом американцы) и навязали грекам правое правительство, которое репрессировало левых (тюрьмы, лагеря, ссылки на необитаемые острова, политэмиграция). Гражданская война продолжалась до 48 года. А когда в 60-е в политике поднялись вполне безобидные лево-центристы под руководством Георгия Папандреу, американцы помогли захватить власть хунте черных полковников. И все повторилось по новой: левых отправляли в глухие деревни (Теодоракиса, как Бродского), на необитаемые острова, в лагеря, или в заграничную эмиграцию. Хунта пала в 74-м – после восстания в Политехническом институте (выходит задним двором в район Экзархия). В 1999-м Клинтон извинился за нее с Акрополя от имени США. Поэтому вся мало-мальски приличная интеллигенция в Греции левая, а лучшие греческие стихи и песни – когда не любви, то о борьбе за светлое социалистическое будущее. Только для греков это не официоз, а вдох и выдох свободы – как для нас когда-то Цой или «Мое поколение».
В Греции две партии – ПАСОК (Всегреческае социалистическое движение Андреаса Папандреу, сына Георгия). Несмотря на европейский лоск для греков – это более-менее потомки гонимых левых. «Новая демократия» -- более-менее потомки тех, кто их репрессировал. С 1980 Новая демократия побеждала всего два раза. Первый – когда рухнул коммунизм, в 1990. Но она не просидела положенных четырех лет: уже в 1993 г. ее по сути свергли профсоюзы – всеобщими забастовками и уличными акциями. Второй раз она победила в 2003 и потом еще раз – в 2007 г.
Для вечно бунтующей Экзархии это не просто полицейские убили мальчика-анархиста, это правое правительство опять убило левака – как при черных полковниках и как в гражданскую войну. Ведь им есть за что мстить: Дора Бакоянни, нынешняя министр иностранных дел – вдова депутата Бакоянниса, которого в 80-е убили левые террористы. В другой стране официальная оппозиция поддержала бы правительство при таком антисистемном бунте, но во главе ПАСОК, оппозиционных с 2003 г. – «Йоргакис» (Жорик) Папандреу: внук свергнутого полковникам Йоргоса Папандреу и сын подпольщика и потом премьер-министра и официального «друга советского народа» Андреаса Папандреу. Поэтому он не сдерживает бунтующих, а требует «правительство в отставку», вместе с профсоюзами.
И всего этого не было бы без особого греческого студенчества. В капиталистической и натовской Греции при А.Папандреу социализма местами было больше, чем в СССР, не говоря об остальной Европе. Выше образование там только государственное – это записано в конституции – и только бесплатное. Поступление только по баллам ЕГ. Учиться можно неограниченное количество лет: поступившего нельзя отчислить ни за какие хвосты – они просто накапливаются. Студенты имеют право на трехразовое бесплатное питание: в разных местах города в «фититика эстиаториа» (студенческих ресторанах) они, по студенческим билетам вузов этого города едят свой греческий салат, куриное бедрышко, чечевичную похлебку пацас и порцию кальмаров. И даже пьют разбавленное вино. Ядро бунтовщиков Экзархии – это такие тридцатилетние студенты, сдающие хвосты пятилетней давности и кормящиеся, если надо, бесплатно. И толпа их юных поклонников. Кроме того полиция (после подавления «полковниками» восстания в политехе) сразу после свержения хунты потеряла право входить на территорию (не только в здания, а вообще за забор) ВУЗов. Когда сейчас полицейские идут с рейдом по кофейням Экзархи, анархисты уходят на территорию политеха и буквально показывают из-за забора язык. Да, и к тому же нынешнее правительство хотело ограничить время учебы максимум семью годам – как не восстать.
Автор умело сравнивает действия хунты чёрных полковников с деятельностью советского суда — респект. Параллель просто напрашивается сама собой, от этого не уйти.
Чисто для справки, если вдруг кто не знает: в СССР была уголовная статья за тунеядство. То есть граждане коммунистического общества пользовались различными благами общества — бесплатным образованием, бесплатной медициной, бесплатным отдыхом — но при этом были обязаны трудиться. Неважно кем и где — профессором или сантехником, просто надо было трудоустроиться и платить налоги. Гражданин, отказывавшийся работать, выпадал из стройной системы мироздания — он продолжал пользоваться благами, предоставляемыми обществом, но свою долю труда вносить отказывался. За это, повторяю, была уголовная статья — за тунеядство.
Сидели по ней в основном разнообразные уроды, которых сегодня можно видеть лежащих пьяными на улицах мегаполисов и смердящих говном в московском метро. Никогда и ни у кого посадка данного рода публики не вызывала ни малейшего протеста или сожаления — место таковых было под нарами, и это было очевидно всем и каждому. То, что поэт Бродский решил присоединиться к ним — это лично его, Бродского, сознательный выбор. "Боролся" он там с чем-то, хотел икспириенсу набраться по лагерям, устал от мира — уже никто не расскажет. Кстати, в кровавом СССР можно было сесть ещё и за гомосексуализм, и многие с этим тоже отчаянно боролись — яростно запихивая друг другу половые органы в жопы.
Что же до заметки, то крайне показательно сугубое внимание к Бродскому (без рассказов о том, что и как перенёс Микис Теодоракис) и полное отсутствие внимания к действиям известных демократических держав — Британии и США. Это ерунда, что США установили в Греции марионеточный режим хунты чёрных полковников — дело-то житейское, с кем не бывает. Это ерунда, что в стране учинили гражданскую войну и убили народу больше, чем страна потеряла во второй мировой. Главное, Клинтон за это извинился. А значит, ничего и не было.
Главное не спрячешь, оно всегда вылезет — поэт Бродский страшно пострадал, вот в чём дело.
> Ибо все ключевые и хорошо оплачиваемые места занимаются по родовому признаку (ну например заведовать складами я возьму мужа сестры а в бухгалтерию возьму машку из школы, дура дурой, но сосёт хорошо).
Родовой - это когда сват, брат, кум, дядя, тётя.
А если сосёт хорошо - это по уровню профессиональной подготовки.
> честно говоря, при прочтении заметки вобще не обратил внимание на бродского,
>
> И неудивительно, в заметке поэт Бродский упомянут единожды, в сравнении с композитором Теодоракисом. А в главном комментарии - аж четыре!
> Логика ведь ровно та же, что и в плеерах: перемотка назад-вперёд.
>
> Вот на плеерах и переставляй кнопки сколько влезет.
> А тут все сделано как надо.