Фёдор Бондарчук дал интервью журналу Профиль о новом фильме Обитаемый остров.
Цитата:
— Каков идеологический посыл вашего фильма? Куда летит его стрела?
— «Остров» — зашифрованное послание в сторону некой большой державы, придумавшей себе систему координат, которая включает, во-первых, тоталитарную слежку, во-вторых — тотальный обман. Якобы есть некий враг, который может в любую секунду напасть, и поэтому надо туже завязать пояса и работать во благо цивилизованной страны. Третий пункт системы — всеохватывающая фантастическая пропаганда.
— То есть фильм «Обитаемый остров» можно рассматривать как вашу личную маленькую войну с государственной машиной?
— Это моя личная война с тоталитарным режимом. И мой ответ террору. Если ты имеешь власть и силу, кто дал тебе право их применять? Кто дал право ими распоряжаться? Существует ли вообще право — имея силу, использовать ее? Об этом мой фильм — и о любви, конечно.
...— Вы считаете себя прогрессором?
— Прогрессором? Думаю, что да.
— Какой прогресс нужен этой стране в политическом и в культурном смысле?
— В политическом нужна сильная воля президента — сильная воля в принятии решений, сильная воля, показанная народу, чтобы тот знал, что у нас сильный президент и сильная власть. В Цхинвале сильная воля проявилась. Никто не говорил о двух тысячах погибших, все говорили об агрессии России в сторону Грузии. Это не так, это неверно. Просто перестали убивать мирных людей, и за это нам большое спасибо. Это проявление сильной воли и сильного характера. Если говорить о культуре, вот сейчас, в декабре, будет переизбрание председателя Союза кинематографистов: результат непрогнозируемый. Я бы сказал, что принятое раньше распределение денег на 200 картин в год — неправильное. Потому что нет экспертного совета, который решает, кому давать? Почему чиновники решают, кому давать, а кому не давать. Нужен экспертный совет из людей, зарекомендовавших себя в той области, которой они занимаются, которые не сделают плохо. Сельянов не сделает плохо. Не сможет. Толстунов не сделает плохо, потому что не сможет. Тодоровский не сделает плохо, потому что не сможет. Этим людям надо доверять, этим людям надо давать возможность в большей степени помогать государству. А остальные пусть подтягиваются.
С одной стороны Фёдор Бондарчук борется с тоталитарным режимом, который околел в 1991 году. Задача, безусловно, на редкость актуальная. И это прекрасно, что серьёзный творец ставит перед собой такие ответственные задачи. Про нищих пенсионеров, рост коммунальных платежей, стоимость жратвы, инфляцию, преступность, геноцид в Чечне — любой дурак наснимать может, да и кому это интересно? То ли дело сойтись в смертельной схватке с жутким чудовищем, с тоталитаризмом! Да ещё в зашифрованной, конечно, форме! Да плюс сам весь в стразах! Что с того, что тоталитаризм подох? Да с протухшим трупом бороться ещё опаснее!
Одной рукой умело забарывая тухлый тоталитаризм, другой рукой Фёдор Бондарчук решительно поддерживает сильную волю президента. Оказывается, народу важно знать, что у нас сильный президент и сильная власть. Не всенародно избранный парламент радует Бондарчука богатым спектром мнений, а лично президент, железной рукой наводящий порядок. Это в книжке Стругацких — Неизвестные Отцы, а у нас отец известный, в том числе и борющемуся с тоталитаризмом Фёдору Бондарчуку. При этом своему президенту Фёдор отчего-то не задаёт вопрос, кто дал ему право применять власть и силу? Кто ему дал право ими распоряжаться?
Кстати, в финале произведения Стругацких "Обитаемый остров" случается война. При этом авторы недвусмысленно указывают на то, что война эта выдуманная, затеянная Неизвестными Отцами для своих собственных гнусных целей. Фёдор Бондарчук, безусловно, против такого паскудства — именно об этом, как теперь понятно, он и снял фильм "Обитаемый остров". А в интервью Фёдор решительно одобряет войну с Грузией, безусловно нужную и полезную.
Ну и, конечно, не оставлена без внимания ситуация в отечественном кинематографе. Главный вопрос на повестке дня: как поделить государственные деньги? Обратите внимание — не как бы нам уменьшить расходы и увеличить сборы, не как бы нам подтянуть бизнес. Вопрос всегда один и тот же: как поделить государственные деньги? Ведь кто у нас даёт (именно даёт, не получая ничего взамен) деньги на кино? Понятно, государство. Ну, это, демократическое и свободное. И личный вклад кинематографистов в борьбу с тоталитаризмом — это принять участие в дележе этих денег. По ходу можно ещё и кино снять, в котором каждый творец может умело и в полную силу на это самое государство испражниться — примерам несть числа.
> Форма гвардейцев — самая настоящая, военная. Мой костюм идеален со всех точек зрения. Он немыслимой красоты, там есть шлейф, расшитый стразами. Посмотрите на него, и вы все поймете про качество.
>
> Про стразы - это пять.
Хотелось бы узнать, как часто Бондарчук видит прокуроров в стразах.
> не кажется ли вам что большая держава с тоталитарной слежкой, тотальным обманом и фантастической пропогандой из ныне существующих - только одна?
> И зовется США.
Нет, не кажется.
США - это главная демократическая держава на планете Земля, для справки.
> Так что может Федор еще не совсем пропал для Родины?
> что является по-Вашему главной причиной изменения всех этих "творцов" от кинематографа: ведь многие из "интеллигентов" делали в прошлом отличные вещи, на которых люди росли, не верится, что им диктовали, что писать и снимать постоянно, чего больше - они просто на "свободу" вырвались, или просто приспособленцы существующего режима по большей части?
Свобода действий.
Есть свобода - и говно из головы льётся рекой.
Есть контроль - и льётся только то, что надо.
А кто именно контролирует, ЦК КПСС или другой какой продюсер - неважно.