Что это там летит через космос, махая щупальцами, аки робот-кальмар из "Матрицы"? А это космический корабль Максима. Ладно, допустим. Он же бионический, как мы помним. Пусть машет.
А вот сидит Максим и лыбится, разговаривая с бабушкой. Зачем ты лыбишься, парень? Зачем ты спер дедушкины часы? Почему соврал бабушке "Не брал!" и расплылся счастливой улыбкой мелкого пакостника? Эти часы — не просто часы? Они по сюжету нам важны, да? Они еще "выстрелят"? Нет, не выстрелили. Нигде и никак. И во второй серии не выстрелят, а если выстрелят — то, значит, нас держат за идиотов, которые думают, что инопланетные часы, продукт небывалых для Саракша технологий, могут сохраниться после ареста, допросов, каторги... А если не выстрелили — зачем вы на них акцентировали внимание? Показать, что Максим — мелкий жулик, у деда часы спер?..
А вот наш пепелац, бодро махая щупальцами влетает в метеоритное облако. Дорогой режиссер, любимые мои сценаристы! Вы снимаете не "Большое космическое путешествие", где такие страсти были хоть как-то оправданы (и то, там было защитное поле). Если ваш кальмарообразный пепелац разваливается от столконовения с метеоритом (трижды ха-ха), то я не верю, что он прилетел с другой звезды.
Чем вам не угодила старая добрая ракетная атака в стратосфере? Не сумели из картона выпилить самоходную ракетную установку? Не смогли нарисовать шахту, из которой вылетает ракета? Это было бы не сложнее метеоритного облака и даже более красочно. Зачем переделывать то, что переделывать не нужно? А? Нет ответа...
Тут, кстати, непонятное. Борису Стругацкому фильм понравился, а любителям Стругацких — почему-то нет.
Отзыв Влада Шурыгина:
Представьте себе нечто размером с микроавтобус, с кукольной башенкой и микроскопической пушчёнкой, которой в конце 19 века разгоняли зулусов в саванне, выкрашенное к тому же в РОЗОВЫЙ (!!!) цвет – это и есть легендарный атомный танк, автономное чудовище десятки лет колесившей по мёртвой зоне.
Его в пять секунд укрощает неутомимый землянин.
Крупным планом опускающийся «тяжёлый броневой люк» почему-то прикрученный к фанерной «броне» обычной дверной петлёй на саморезах.
Вот на этом розовом гламурном самокатике гламурный блондинчик Вася Степанов – он же Мак Сим в обнимку с Петей Фёдоровым – Гай Гаал и укатывают по розовой дороге во вторую серию. Ей богу, продолжение этого убожества лучше было бы доверить Роману Григорьевичу Виктюку – получилось бы талантливее…
Фёдора Бондарчука, наверное, надо выделить отдельно, настолько успешно он изображает пародию на самого себя с помощью специфических интонаций, ужимок и маслянистых взглядов. Какой у Бондарчука получился прокурор? Ну, во-первых, он красивый. Это важно, потому что всё должно быть красиво. Во-вторых, вокруг него всё тоже красиво. Это тоже важно, потому что у красивого прокурора всё должно быть красиво. Как руководитель и начальник герой Бондарчука – полный нуль и тряпка, каковыми, очевидно, и являются в представлении Бондарчука тоталитарные руководители и начальники. Очевидно, он и сам такой, раз вот так это видит.
Естественно, в наличии любимцы публики Гоша Куценко и Сергей Гармаш. Выступают в роли Зефа и Вепря, изображая узников инопланетного ГУЛАГа, но выглядят при этом как два клоуна – типа умный и типа тупой. Гоша, как нетрудно догадаться, тупой, а Гармаш – понятно, умный. Куда дели третьего любимца публики — Михаила Ефремова, не ясно. Видимо, покажут во второй части. Как обычно, истерично визжащим и бухим.
Отлично выступил только Алексей Серебряков, исполнивший роль единственного вменяемого персонажа – оперуполномоченного космического НКВД под псевдонимом Странник. Плюс пытается что-то играть из предложенного Максим Суханов в роли Папы. Но это, увы, ложка варенья в бочке известной субстанции.
> В основе книги "Обитаемый остров" лежит постулат, что Максим это предельно чистый человек. Честный, верящий, доброжелательный - и от того наивный, неспособный видеть зло. Честный и чистый, да. А никак не гламурный мудак, которого представил нам российский кинематограф.
В основе Обитаемого острова лежит постулат "высосанная из пальца хуйня" - то подросток что-то знает про историю (в школе проходил), то подросток ничего не знает вообще (он предельно чистый).
То подросток убивает людей - вместо того, чтобы надавать подзатыльников, то он страшно переживает по поводу убийства других.
Раздвоение сознания и бред на каждой странице.
И то, что он гламурный мудак в кино, никак не меняет того, что он обыкновенный мудак в книге.
> Всё остальное, все эти розовые танки и мятые диалоги - это всё неважно.
Само собой.
Важно только то, что считает важным автор заметки.
> Актёр играет лицом, иначе это не актёр, а гавно. И вот что данный актёр сыграл, то и получилось.
А Бондарчук, бедолага, и не знает.
И Балабанов не знает.
И все остальные, кто на озвучку одних актёров нанимают других - не знают.
Знает только автор заметки, эксперт по кино.
> Сюжет о попадании гламурного педика в мир тоталитарного садо-мазо это, конечно, очень современно - но не надо ссылаться на АБС.
> Главный, я вот читал что туалетную петлю на двери танка заметил чуть ли не весь зал, рассматривающий это великое творение в кинотеатре. Выразилось это в одновременном вздохе зала, на этом эпизоде. Вот как нужно подходить к своей работе режиссеру, чтобы не заметить такой очевидный ляп?
Я так понимаю, он этого просто не видел.
По его словам, все предметы для фильма прошли через его руки.
Не может быть, чтобы он вот такое пропустил - при таком подходе.
> на мегакритике дофига рецензий ОО.
> Рецензию Гоблина оценили как 20/100 балов (не качество рецензии, а примерную оценку самого фильма исходя из текста рецензии)
> Понял, учту. Я ранее интересовался, чем означенный товарищ насолил Главному, ответ получил только сегодня. В дальнейшем ошибок не повторю. Извините за беспокойство.
> Поясню. Для тех, кто знает отношение Лукьяненко к творчеству АБС, эта "мягкая" рецензия выглядит куда страшнее и язвительней, чем рецензия нашего уважаемого Дим Юрьича.
Съемки «Обитаемого острова» потребовали самый большой из используемых в 2007 году в мире комплект съемочной техники ARRI.
На площадке одновременно работали от четырех до шести камер, два мощнейших генератора, цифровой плейбэк, с помощью которого можно было посмотреть без перемотки любой снятый материал.
Несколько сцен в фильме — такой постановочной сложности, что их необходимо было снять с одного единственного дубля. Это стало возможным благодаря комплекту операторской техники, включавшему технокран с гиростабилизированной головкой и кран с двадцати двухметровой стрелой — один из самых больших кранов подобной конструкции.
Во время съемок длинных проходов или больших панорамных пролетов в картине задействовали так называемые «канатные дороги» — изобретение знаменитого оператора Сергея Астахова.
В павильонных съемках использовался, в частности, «боди маунт» — металлическая конструкция, закрепляющаяся на актере и позволяющая камере в точности повторять движения его тела. Во время павильонных съемок были так же использованы «хэндкрэнг» — система ручного управления кинокамерой, позволявшая оператору самостоятельно регулировать покадровую скорость, «скейтер», а также «тирекс» — объектив, с помощью которого можно получать перископическое изображение.
Работа по цветокоррекции началась прямо на площадке: в фильме использованы принципиально разные цветовые решения для передачи разных линий сюжета и действия, и уже на площадке оператор и режиссер знали, как должна выглядеть та или иная сцена.
Чтобы добиться особого визуального эффекта в эпизодах видений главного героя, в США по специальной технологии заливали пленку.
Почти 90% изображения будет обработано при помощи компьютера.
Мир «Обитаемого острова» населен не только людьми. Здесь живут и мутанты, и диковинная раса голованов — самые разнообразные особи, возникшие на Саракше после грандиозной ядерной катастрофы.
Создание этих персонажей потребовало особой технологии грима и использования аниматорики — в реализации данной задачи российской группе помогали специалисты из известной американской компании «Quantum Creation FX», работавшей, в частности, на проекте «Человек-паук».
Для работы с лицом и руками артистов, а также для нанесения завершающих штрихов на «состаренные» костюмы, гримерами и костюмерами использовалась специальная кинематографическая грязь — «L.S. Dirt». Свое название она получила благодаря картине Мела Брукса «Life Stinks», где была использована впервые.
Многочисленные трюки в фильме выполняют не только российские и зарубежные каскадеры, но и главные герои, которые прошли серьезную физическую подготовку.
«Кинематографический мир Саракша создан нами, — говорит режиссер Федор Бондарчук. — Вместе с концепт-дизайнером картины Кириллом Мурзиным мы придумали, нарисовали и материализовали целый новый мир: не только башни, интерьеры, костюмы и реквизит, но и пуговицы и знаки различия». Автомобили и боевые машины, агитация, указатели, вывески, Саракшский алфавит, книги, пишущие машинки — все, даже самые мелкие детали.
2 больших города: имперская столица и город мутантов — 6-ярусный город, основа которого была построена в декорациях. Целый парк футуристической техники. Всего 63 полностью сочиненных и построенных объекта, и это только в Крыму.
«Многие объекты были построены прямо на съемочной площадке, — рассказывает Федор Бондарчук. — И поскольку фильм заканчивается катастрофой — в финале происходит гигантский взрыв, то нам практически всё пришлось сжечь в кадре. Созданный нами мир уничтожен. Теперь он существует только в кино».
> Дим Юрьич, извини за оффтоп, ты из-за каких-то политических соображений вдали от "ХАМАС несёт потери в новостях" держишься? А то там второй день битва идёт, и твоё мнение по данному вопросу меня лично очень интересует.
Ислам - цель номер два после коммунизма.
Объединённые западные силы уничтожают его в Палестине.
> Кстати, какой идиот (это риторический вопрос) пригласил для написания сценария супругов Дьяченко? Граждане Дьяченко пишут неплохие вещи на темы самокопания и прочих психологических заморочек. У них нет НИ ОДНОГО бодрого произведения, где бегают и стреляют. ЗАЧЕМ?
Камрад, а где в Обитаемом острове бегают и стреляют?
> Главный, вот тут еще рецензия. Очень подробный разбор и много картинок машин, танков и прочего из фильма.
> http://tancist.livejournal.com/170829.html#cutid1 > Может тоже стоит прицепить её к новости?
Десять раз уже цеплял, камрад.
Кстати, данному гражданину фильм вроде как понравился.
> Во время съемок длинных проходов или больших панорамных пролетов в картине задействовали так называемые «канатные дороги» — изобретение знаменитого оператора Сергея Астахова.
>
> А что это такое? Не могу понять. Камера по канату двигается? Тогда же в кадр будет веревка попадать.
Ну, так Ван Хельсинга, к примеру, снимали - задолго до.
Стоят мачты, типа подъёмные краны, между ними всякие разные тросы.
Про тросам ездит камера со скоростью до 130км/час.
> Нет. Не надо подставлять вывод на место исходного тезиса. Исходный тезис - "фильм тупой". И это суровая медицинская правда. Анализ причин может быть разным, это уже дело вкуса.
Вопросы про "а как тебе [вписать название]?" немыслимы без уточнения про возраст.
Если вопрошающему пацану 20 лет, ему следует помнить о том, что он задаёт вопросы дяденьке, который старше его папы.
Если про это не помнить, "картина мира" слегка исказиться.
> ДимЮрич, только что закончил просмотр "Большого Лебовски" в правильном переводе.
>
> До этого трижды видел фильм в т.н. дицензионном переводе. А сегодня-как будто в первый раз смотрел. Я даже и не подозревал, что он такой смешной.
Точно такая же херня.
Когда смотрел лицензионный - недоумевал, чего с него так прутся.
> Правильный перевод изменил моё мнение о фильме в лучшую сторону. Большое тебе спасибо!
> Дмитрий Юрьевич!
> Считаю, к новостям арабо-израильского конфликта и конфликта российско-украинского конфликта остро не хватает пары тем: про фотоаппарат Никон и про Windows.
> Дмитрий Юрьевич, скажи, пожалуйста, когда (в каком возрасте примерно) ты посмотрел (если, конечно, смотрел) сей фильм (шедевр по мнению многих) и какое у тебя сложилось впечатление?
Когда он вышел, тогда и смотрел - перед армией, вроде.
Фильмами Торковского в СССР задрали, на Невском они шли специальными "неделями" - так сильно автора зажимали и так ничего не показывали.
Впечатление о фильме Сталкер у меня сложись как редкостном, особо тупорылом говне.
Каковым, собственно, данный фильм и является.
Когда узнал, что сценарий к этой блевотине написали лично братья Стругацкие, отношение моё к ним резко поменялось - многое стало понятнее.
> Дим, не первый раз вижу упоминание про техники съемки, факты про съемки всякие интересные неизвестные лично мне, очень интересно, скажи откуда черпаешь инфу?
[смотрит настороженно]
Камрад, я двд покупаю в США, при этом покупаю режиссёрские/дополненные версии.
Там практически всегда есть доп. материалы, где достаточно подробно показано, как снимали кино.
Если кино к0чать из сети - понятно, этого нет, никому это на хер не надо.
> "Далёкое коммунистическое будущее, в котором коммунистическое общество посылает своих горячих подростков в экспедицию на планету, на которой живут потомки людей давно улетевших с земли. Люди там выжили, но комунистиеское общество построить не смогли. Вообщем там тоже капитализм и тоталитаризм - практически фашистский режим."
> Я про интересное выпровождение. Я из чисто практических побуждений.
> Из пневматики расстрелять, в качестве подставки поиспользовать, ну и естественно на помойку выкинуть, а еще есть применения?
> Дмитрий Юрич а читали ли вы творение Вильяма нашего Похлебкина - "Великий псевдоним"?
Нет, не попадалось.
> Как и в другом своем серьезном произведении об исконно русских напитках, автор ставит точку.Как в польском первенстве на русский бренд, так и в измышлениях, что Коба был тупым уголовником.
Категория граждан, определяющая Сталина в стиле "семинарист-недоучка" - суть тупорылые долбоёбы.
Для того, чтобы это знать/понимать, не надо читать диссертаций - так думаю.
> В нем еще упоминается творение венгров вроде, как наиболее адекватное, по биографии данного государственного деятеля. Не читали? стоит ли?
>Книга — не про то, что страшную диктатуру надо свергать. Книга — про то, что даже страшную диктатуру не стоит свергать методом «до основанья мы разрушим, а затем…». Свержением проблемы не заканчиваются, а начинаются. Блять, эти люди живут в стране, пережившей революцию, смотрят по CNN прямые трансляции о том, как США причиняют добро и демократию в Ираке, и не видят у Стругацких ничего, кроме башен ПБЗ. Тьфу.
Стругацкие - точно такие же мудаки.
Революции - они не по злой воле, а потому что по-другому никак.
> Уважаемый Дмитрий! На Вашем сайте в одной из Ваших заметок прочитал в выдержке из интервью Бондарчука, о том, что данный фильм имеет в качестве целевой аудитории подростков 14-ти лет.
Там наверняка написано о том, кто ходит в кино.
> После чего понял, что мне, 30-ти летнему, делать на просмотре не чего. А что заставило вас посмотреть подростковое кино?
На данном жизненном этапе это моё хобби - смотреть всякое говно и писать про него заметки.
Таким образом я приобщаюсь к Искусству демократической, свободной России.
> поразили съёмки взрыва под ядерный -> красиво, масштабно, как в результате можно было такое Г смонтировать.
>
> Минуту, ты уже вторую часть достать успел?
Что могу сказать по первому впечатлению:
(Извините, если до подробного разбора и дойдет, то только когда на руках будет ДВД или хотя бы авишка пристойного качества).
1) Это настолько НЕ Стругацкие, насколько вообще можно себе представить. Не будь я уверен, что "Обитаемый остров" - роман Стругацких, решил бы, что это экранизация третьесортной книжечки, написаной новомодными "литераторами" - братьями Тютькиными.
2) Это абсолютно безобразная актерская игра. И при этом, местами, чудовищный кастинг.
В частности, совершенно убоги Михаил Евланов (ротмистр Чачу); Сергей Гармаш (Зеф); Гоша Куценко (Вепрь (усс...я от такого "Вепря" можно!)).
В принципе, никакие Мерзликин, Серебряков, Суханов - хотя и старались, но им совершенно нечего было играть.
Про оксюмороны, типа Михалкова-актриса даже не буду говорить.
Неожиданно хорошо получилось абсолютно эпизодически-проходное сборище "выродков" (Михалкову не включаем).
Старались играть Степанов и Федоров, но и у них задач не было. Посему тотальное ощущение преферанса с "болванчиками".
Отдельно стоило бы сказать об Умнике. Я понимаю, что Бондарчук играл гомосексуалиста, но, к сведению, гомосексуалисты вовсе не стремятся продемонстрировать ВСЕМУ окружающему миру свою гомосексуальность. Хотите увидеть как выглядят Прокуроры Страны? Посмотрите на В.Чайку!
3) Это ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ режиссуры! Ощущение, что режиссера просто на площадке не было. Второй режиссер (разводящий кадр) хоть что-то делал, первого не было совсем! Актеры откровенно не знают, что им играть и поэтому либо орут, либо говорят как дебилы, упускающие мысль еще в середине предложения.
4) Это ужасющий, рваный, рушащий даже зачатки положительных впечатлений монтаж.
5) Это откровенно УБОГИЙ сценарий. Меняя что-то в истории сценарист ОБЯЗАН отслеживать дальнейшие изменения, вызываемые изменением первым.
У Стругацких Максим все время улыбается и разговариает как идиот потому, что не знает языка и учит его едва ли не до середины романа. Он вообще не понимает, что происходит вокруг него.
Здесь Максим, с самого начала понимающий саракшцев - откровенный дебил. Потому, что ТАК разговаривать, понимая язык и то, что происходит вокруг, может только полный м...к.
Единственный (!!!) нормальный диалог в фильме - разговор Странника с Умником. Все. Больше нет НИ ОДНОГО осмысленного диалога!
6) Это полное отсутствие целей и задач у героев! Т.е. в книге они какие-никакие, а есть. Отсюда возникает и идея романа. В фильме их НЕТ. Просто нет.
7) Это полное отсутствие у создателей представления о мире, в котором действуют герои.
Этого не представляли авторы, соответственно, не представляла и команда, создающая мир. Дизайнеры, художники - все мимо кассы.
Как неоднократно говорилось, дизайн техники был бы смешон, если бы не был столь чудовищен.
8) Операторская работа. Максим Роальдович Осадчий, Вы же прекрасный оператор, что с Вами случилось на "Обитаемом острове"?
Зачем столько супер-крупных планов этих ноздреватых физиономий, причем вставляемых к месту и не к месту?
Боёвки настолько невнятны и убоги... Какой "Эквилибриум", о чем вы? По сравнению с боёвками "Эквилибриума" тут - детский сад на прогулке.
9) Про кошмарные спец- и видеоэффекты сказано уже предостаточно. Ребята, это - "Москва-Кассиопея" и "Отроки во вселенной". Т.е. уровень советских фантатстических фильмов середины 70-ых. Единственное, что сделано более-менее прилично - панорамы города. Остальные SFX и VFX не тянут даже на "двойку"!
Вывод:
1/10) Бондарчук - НЕ режиссер. Фильм - полное г...о. Именно оно. Без всяких скидок и сюсюканья. Моя личная оценка - 1/10.
ЗЫ. Специально для Ф. Бондарчука хочу напомнить отличную фразу Ф.Раневской: "Деньги проедены, а позор остался".
Братцы, разбирать технологические ляпы «Обитаемого острова» не стану. В общих чертах они все описаны в предыдущем посте. Мне кажется, того, что сказано вполне достаточно, чтобы составить впечатление о визуальном ряде.
.
Для начала, определимся с основной идеей фильма.
Я лично понимаю ее так: «Влезая в чужой монастырь со своим уставом, пусть даже с самыми благими намерениями, легко наворотить такого, что все предыдущие беды покажутся детским садом, по сравнению с тем, что натворил ты». Проще говоря: «Выбирая из двух зол, не забывай, что ты, тем не менее, выбираешь зло».
Задачи героя:
- Промежуточная: Покинуть Саракш.
- Сквозная: Понять, что же происходит на планете и установить на нем «царство справедливости», свергнув тоталитарный режим Неизвестных отцов.
Тема первого фильма: «Молодой и наивный землянин, прилетев на Саракш, сталкивается с насквозь тоталитарной системой. Осознав, что строй, навязанный стране Неведомыми Отцами – зло, землянин пытается вырваться из-под контроля Системы».
(Если я в чем-то не прав, поправьте, буду благодарен).
Согласно законам драматики, любые законченные эпизоды, сцены, фрагменты, работают на основную идею произведения и способствуют разрешению задач, возникающих перед Главным Героем.
Итак, начнем от печки.
Первый акт, представление героя, введение его в историю, возникновение основного конфликта.
00:02:00 – 00:06:40 Максим на некоем странном «спрутообразном» звездолете летит в сторону Саракша, беседуя по ходу дела с бабушкой. По ходу разговора Максим легко врет бабушке, что не брал дедушкины часы. При этом он широко и довольно улыбается. Звездолет попадает в астероидное поле, теряет «щупальца» (при этом отсек почему-то открывается, а не наоборот, что с точки зрения сохранения живучести корабля – полный бред) и благополучно падает на Саракш.
После катастрофы Максим не пытается выяснить, что же сломалось в звездолете, не пытается предотвратить взрыв, не пытается даже послать сигнал бедствия (контрольная панель после падения работает). ОН вылезает из звездолета и идет на гору. За его спиной звездолет взрывается. Максим спокойно отворачивается и изумленно смотрит на открывшийся «крымский» пейзаж. На лице такое незамутненное изумление, что сразу ясно - Максим вообще никогда не видел ни гор, ни речек, ни травки с песочком. Т.е., герой не беспокоится, а значит и зритель, вместе с ним. Рефракция на общем плане не видна, посему абсолютно непонятно, что же там такого «изумительного» увидел главный герой.
Все. На этом первый акт заканчивается. Герой на Саракше и покинуть его не имеет возможности. Шесть с небольшим минут.
Казалось бы, отлично. Но. Что же мы узнали о главном герое за эти шесть минут? Помимо того, что он – вор, лжец и откровенно плюет на родню, учебу и влюбленных в него девушек? (Не самые лестные характеристики для ГГ, верно?) Так что же? Да ничего. Ровным счетом. Ни что за жизнь была у Максима раньше, ни кто его родители, ни чем он живет-дышит, ни чего добивается в жизни, ни каковы его моральные принципы и правила, ни что он любит, ни чего боится и за что переживает! НИ-ЧЕ-ГО! Нет никакого Максима Камеррера. Есть абсолютно бестолковая двухметровая ходульная кукла, белобрысая, с идиотской улыбкой ни к месту.
Зачем вообще был нужен эпизод с полетом-падением? Смысловой нагрузки от него – никакой. В нем нет ничего, что нельзя было бы представить иным образом. Вполне достаточно было бы начала фильма «а’ля «Лост». Типа, очнулся – гипс. Упущено целых шесть минут экранного времени, которые можно было бы выделить на более внятное введение зрителя в мир Саракша, через путешествие по лесу и общение с Зефом (в книге, кстати, это самое путешествие раскрывает Максима куда лучше любых описаний)!
Хотели создать напряг у зрителя? Так зритель-то еще эмоционально не дорос до этого напряга! Не успел. Посему и напряг не срабатывает. Впечатление же от первых 10 минут фильма однозначное: главный герой – врун и безответственный дурачок, не знающий элементарных вещей, которые знает на Земле любой ребенок. В частности, что не стоит уходить от того места, где ты потерялся! Максим в фильме не нашел следов разумной цивилизации к моменту ухода от корабля! В отличие от книги!
Далее начинается второй акт. Т.е., собственно, кино.
00:07:04 – Максим находит обрывок танковой гусеницы. Это первый этап на пути к достижению сквозной задачи! То есть, Максим обнаружил следы разумных существ, обладающих какой-никакой, а техникой! Важнейший момент. Но! Эмоции Максима не фиксируются. Он держится так, словно доподлинно знает, что люди тут есть, знает все об их образе жизни, порядках, уровне технического оснащения и всем таком прочем.
Камера на гусенице не акцентируется тоже, посему эпизод не отрабатывает совсем.
00:07:40 – Максим в лесу находит котелок и костер, а затем видит «голована». Голован рычит/урчит, выслушивает книжное Максимовское «Мак-Сим», а затем, при появлении Зефа, убегает. Плюс, здесь же Максим вставляет себе в ухо «капсулу», благодаря которой начинает понимать речь саракшцев и (!) прекрасно говорить по-саракшски!
Абсолютно «раздерганный» эпизод. Зачем здесь «голован»? Какой смысл в его появлении? Объяснить, что в лесу существует аж два вида разумной жизни? Так нигде дальше по истории этот факт не работает. (- Ты не прав, Зеф! Они живут не только в крепости! Они выбираются в лес! – Так вот оно что! Вековая загадка цивилизации голованов решена! Они – главенствующая раса на планете и помогут тебе покинуть Саракш!) Нету этого! Для напряга? Не получилось напряга. Да, собственно, и не нужен он здесь. Минута экранного времени, потраченная НИЗАЧЕМ!
Да, у Стругацких есть про «пробежавшее через дорогу, согнутое темное нечто». Но у них так же есть и про танк и про прочее. Невозможно экранизировать книгу дословно. Из истории нужно вычленять главное. Так что же тут главное? Я так понимаю, - первый контакт. Т.е. костер и котелок. Но Максим реагирует на него примерно так же, как и на обрывок танковой гусеницы. Т.е. никак.
Далее, арест Максима Зефом. Зеф невозмутимо расстреливает пояс Максима, хотя после ведет Максима сдавать Гвардии.
Зачем? Ценная находка? Тогда почему Зеф не пытался узнать кто такой Максим? Почему не захватил с собой пояс Максима? Почему даже не взглянул, что в нем? Почему не поинтересовался хотя бы диковинными «дедовскими» часами? Абсолютно непонятно.
Но, что хуже, Максим и не подумал поинтересоваться у Зефа, что это за планета, что тут за люди, что за техника, можно ли отсюда как-то улететь? Т.е. Главный герой, изо всех сил не хочет решать промежуточную задачу. А когда ему подсовывают под нос подсказку, отворачивается, досадливо морщась. Типа, фи, нам же еще три с половиной часа по экрану скакать!
В книге Максим не знал языка, но, тем не менее, всеми силами пытался объясниться и установить контакт. В фильме Максим понимает язык и может говорить! И тем не менее, ни одного – жизненно важного, заметим, для него, - вопроса не задает! Это что, врожденный кретинизм звездолетчиков 22 века?
00:09:47 – база Гвардии в каньоне.
Бог с ней, с тактикой, хотя справедливости ради надо заметить, что худшее расположение базы трудно себе представить. Зеф и Максим подошли к базе беспрепятственно. Ни постов, ни караулов, ни патрулей. База внизу – как на ладони. А ведь это Южная граница, за которой враг!
Гвардейцы в черном – худший штамп из всех, которые можно было придумать. «А сейчас мы вам покажем злодеев доктора Геббельса»!
00:10:34 - Зеф, сдающий Максима за брикет мяса - при том, что в лесу явно есть что пожрать, хотя бы те же «голованы» – сразу становится мелок. Это не бывший профессор, а мелкий гэбэшный стукач. Мальчиш-плохиш!
Всей этой байды с мнемо-допросом на базе в книге нет тоже. Есть обычный допрос, на котором Максим рисует планетную систему, Вселенную, земную фауну, свой звездолет (и Зеф тут же сообщает, что именно такую штуковину они и подорвали на рассвете!), пытается объяснить кто он и как попал на Саракш. Т.е. он пытается выполнять промежуточную задачу – найти способ покинуть планету! Но, ИМЕННО БЛАГОДАРЯ ЭТИМ РИСУНКАМ его и отправляют в город, а не обратно в лес. Это же нормальная логика лагерного охранника – раз парень в лесу (в зоне), он уже осужден и сослан, значит, в городе он на хрен никому не нужен. Кому надо о нем уже знают и все, что надо выяснили!
Для того, чтобы отправить «дикаря» обратно в город должна быть очень веская причина, а вовсе не единственная картинка с тахоргом на мнемо-мониторе!
Плюс, эпизод с излучением. Это первый «крючок» выводящий Главного героя от промежуточной задачи к сквозной!
В фильме, увидев упавшего и забившегося в судорогах Зефа, конвойный орет: «Выродок!» Эффектно. Но за что же, простите, Зефа сослали на лесные работы? На бензоколонке бензин ослиной мочой разбавлял? По книге-то как раз за то, что он - «выродок». И если «излучение» уже подействовало на Гая и всех остальных в помещении, а так же и на Зефа на улице, то почему оно не подействовало на остальных солдат? Они собрались скопом и принялись избивать Зефа. Видимо, до этого момента солдаты думали, что осужденный Зеф – Иисус Христос во плоти.
В книге этот момент – первый раз, когда Максим понимает, что что-то не так. И происходит это потому, что «симпатичный парень» Гай, брызгая слюной в восторженной истерике, избивает в кровь и без того корчащегося от боли Зефа. Именно это идет вразрез с миропониманием Максима, а вовсе не то, что Гай, вытянувшись по стойке «смирно» сквозь зубы, читает какой-то там речетатив.
Вывод – эпизод не работает ни на промежуточную задачу, ни на сквозную! Эпизод – «пустышка».
00:12:54 Дальше – военный автопоезд. На передней машине пулеметчик. Кто в военный конвой столько «гражданского отребья» посадил, откуда оно взялось в таком количестве на «зековско-пограничном» объекте непонятно. (А если он не военный, то на фига пулеметчик?)
Максим видит в окно ужасающую нищету и при этом улыбается идиотской улыбкой.
В книге эпизод в поезде – иллюстрация поведения людей под воздействием «излучателей» и все большего недоумения Максима.
В фильме – способ показать набор «охренных спецэффектов» – взрыв и падение башни-«излучателя», протыкание автопоезда острым основанием башни (хотя на общем плане видно, что башня, как ни падай, до автопоезда и близко не долетит!), а так же и спасения Гая Максимом.
«Это выродки! Выродки!» - кричит Гай. И что? Зритель успеет о них забыть за 45 минут экранного времени, поскольку дальше «выродки» возникнут без малого через час! Гай-то это кричать может, но не надо забывать, что зритель должен понимать о чем идет речь! Иначе ему становится скучно!
Зачем бы нужен этот эпизод? Чтобы заявить: «На планете, помимо голованов, есть еще и «выродки», взрывающие башни противобалистической обороны»? А на фига?
Что изменилось бы, если бы этого эпизода не было? Да ничего. Ровным счетом. История осталась бы прежней. Только Максим не получил бы почвы для кучи вопросов, на которые, по идее, он должен пытаться найти ответы. Должен, НО НЕ ИЩЕТ, на протяжение еще 90 минут!
И ведь логическая цепочка простая даже для пятиклассника, не то что для астронавта – раз есть ПБО (противобаллистическая оборона), значит есть баллистические ракеты и, как минимум, реактивные двигатели, системы наведения, в идеале - спутники, а значит должны быть и корабли-носители, выводящие их на орбиту, телескопы и все такое.
По промежуточной задаче, Максим должен был бы начать расспрашивать Гая об этом, а не отворачиваться с дебильной улыбочкой .
А по сквозной, как чистый, слегка наивный, но искренний и справедливый человек, задать и ряд других вопросов, например: кто такие выродки? Почему они взрывают башни? Чего добиваются? И т.д. Словом, по логике далее следует три тонны вопросов, на которые наш Главный герой просто забил огромный ржавый болт.
Плюс, что вовсе немаловажно, - это уже третий «напряжный» момент за ПЕРВЫЕ 15 минут экранного времени! Ребята, нельзя так часто давать напряги! Они не работают. Зритель просто не успевает эмоционально к ним подготовиться! Вместо того, чтобы спокойно ввести зрителя в историю, настроить его на то, что же увидит дальше, кому станет сопереживать, начинаете с места в карьер с напрягов и «взрывных» спецэффектов. Подобный темп плох даже для середины фильмва, а уж для начала просто губителен! Выдавая на гора подобную кучу напряженных моментов, вы снижаете значимость и накал каждого из них в отдельности! А это первый признак плохого, малобюджетного кино. %((
00:16:55 – Гай и Максим забираются на гору и видят город. Красиво. (Тут странно, что снаружи город один, а изнутри - другой). Но… это город, уцелевший после ядерной войны? Ребята, НИ ОДНОГО разрушенного дома. При том, что башни там – на Земле таких не бывает! Этажей в сто с гаком, если не в двести! От ядерного взрыва, шарахнувшего за сто километров, половина зданий по законам физики просто попадала бы!
У Стругацких город «жался к земле». Он в трех красках – коричневой, серой, черной. Полон дождя и тумана. Здесь – высотные (немеряно высотные, скажем прямо) здания и полный, кромешный бардак на улицах. При тоталитаризме не бывает такого бардака! Тоталитаризм – если и не порядок, то внешнее ему соответствие! Представьте себе такой вот разгул проституток, торгашей и различных уродов на улицах при Сталине! У меня лично возник диссонанс в восприятии.
00:17:53 – Разговор Странника и Фалка.
Ни хрена не понял. И дело даже не в том, что непонятно ни кто такой Фалк, ни кто такой Странник. Это Бог с ним, заявляются второстепенные персонажи. Плюс, по жетону понимаем, что Странник – "сидит как полный ВВП» или, по крайней мере, как Жириновский.
Но при этом абсолютно непонятно откуда Странник знает про Максима! В город-то о нем никто ничего не сообщал! Или Странник смотрит по телевизору идиотические передачи (типа наших «мыльных опер») и признал иноземного тахорга? Представляете себе ВВП, который в свободную минуту наслаждается «Камеди клабом»? Или ему с Земли передали? «Так, мол, и так, рухнул к вам тут один… , ошивается где-то, так уж вы будьте добры, отловите, да и пендалем, на орбиту, а тут уж мы подберем»? Словом, ерунда и невнятица.
00:19:30 – Максим на телецентре.
В книге Максим, полагая, что идет сбор материала для местной комиссии по контакту, выдавал информацию. Т.е., опять таки, пытался выполнять промежуточную задачу! А тут он что делает? Плещется в аквариуме в свое удовольствие? На фига? Максим понимает язык и может разговаривать. Значит, может, в принципе, понять, что происходит. Вместо того, чтобы искать возможность улететь с планеты или выйти с кем-то на контакт, сидит и выдает «воспоминания». Зачем? Непонятно. (Честно говоря, я бы вообще весь фрагмент с Бегемотом, телестудией и т.д. выкинул бы. В книге они воспринимаются нормально. В фильме - лишние.)
00:21:15 - Разговор Умника с помощником. «– Странник забрал дикаря? А зачем ему дикарь? – Ну, это же очевидно!»
Как хотите, но в отсутствие внятного начала истории ( с рисунками Максима, с информацией, которую он выдал, с его странным поведением), мне лично НИ ФИГА НЕ ОЧЕВИДНО! Ну, забрал и забрал Странник какого-то ублюдка, которого отловила на Южной границе. И что? Мало ли кого Странник забирал?
Опять же, откуда Помощник узнал о Максиме? Фанк с Максимом только-только из телецентра вышли! Сообщили из Останкино? Так надо быстрее действовать – перехватить под любым предлогом (даром, что Умник – Прокурор, возможности есть) и на допрос. А там: «Извини, Странник, мои идиоты схватили парня по ошибке, приняли за выродка, ну и того… помер, сволочь, по дороге. Прости, так уж получилось. Мертвых не воскресишь» или «А теперь, Странник, ответь-ка мне, дружок, на вопрос, пока не отправился в подвалы Лубянки или не получил пулю в затылок, в зале сборищ Святых... пардон, Неизвестных Отцов …»
Верховные Прокуроры потому и занимают свое место, что думают быстро, решают резко и действуют мгновенно.
Дальше, разговор Максима с Фанком. «А я думал, обо мне забыли! Много у вас тут людей сверху? Некогда со всеми разбираться, да?»
Что это за бред? Это астронавт говорит? Представляете к нам бы попал Кину Ривз в виде пришельца. Долго бы он скалился и идиотские вопросы задавал? «Контакт, да? Ну, наконец. А-то сижу, понимаешь, посередь Централ-парка, жду. У вас тут инопланетян, наверное, до фига ошивается, не до меня, поди? » Ау, создатели! Вам самим-то не смешно от таких диалогов, «бережно перенесенных из книги»?
Далее, (00:23:25) если Фанк понимал, что удар «излучателя» настигнет его в пути (напомню, он проводится дважды в сутки, ровно в десять), то почему не остановился и не переждал его где-нибудь на обочине, в тихом местечке? В книге-то Фанка внезапно накрыло, причем не общим излучателем, а мобильным, установленным в патрульной машине. Да и расписания никакого не было в книге, если мне память не изменяет! «Излучатели» шарашили внезапно и в этом, кстати, был железный смысл! А тут что?
(Вот, в качестве предложения, лежащего на поверхности - Капрал с базы Гвардейцев сообщает о Максиме Стражнику, а писарь-стукач, чуть позже, - Умнику. И тот и другой отправляют за Максимом своих людей. Фанк успевает первым. Но уже на въезде в город машину Фанка перехыватывает кордон с мобильным излучателем (Умник-то знает, что вся верхушка и приближенные - "выродки"). Фанка, корчащегося от боли, хватают, но Максиму удается бежать. И на фиг телевидение и всю эту "спецэффектную бодягу" с башней).
(00:23:38) - Эпизод с приступом у Фанка и толпой – вообще караул. «Человеку плохо»! И толпа: «Распни его!» (в смысле, «Убей выродка!»)
Понятно, эпизод нужен для того, чтобы зритель ужаснулся кошмарам тоталитарного общества (в бондарчуковской интерпретации) и стал бы сочувствовать Максиму на его пути к выполнению Сквозной задачи. Но ребята, эпизод-то грубый и глупый!
В книге Максима вежливо отвели в сторону, - никто слова не сказал, не то что орать «Убей его!», - а Фанка аккуратно погрузили в машину и увезли.
Нет в книге никакой злобной толпы, жаждущей смерти! Нету. У Гая подобные позывы есть, и то далеко не всегда, а у толпы – нет. И это понятно и оправданно, в плане подачи истории. Ибо, после того, что произошло в фильме, любой нормальный человек должен был бы понять, что на этой «милой» планете что-то очень и очень не так. В частности и с «выродками» этими. Ни фига себе номера - мгновенно озверевшая толпа, горящая жаждой убийства, самого швыряющая мордой на капот. Гвардейцы тащат умирающего Фанка, как куклу, по лужам и грязи.
Даже не знающий языка все понял бы, а уж слышащий и понимающий – тем более! Зритель в зале это понимает – отдай не греши! А Главный герой? Фигушки. Продолжает улыбаться.
Вывод: наш Главный герой – дебил. И с этого самого момента, хоть убейте, дальше начинается сплошное вранье! Я в жизни не поверю, что человек, обладающий соображалкой чуть более развитой, чем у годовалого младенца, пошел бы в Гвардию, защищать вот этих, орущих «Убей выродка!» людей. Т.е. освободить их от «гнета излучателей» - да. Но в Гвардию, защищающую этот режим, этих людей – нет.
(Братцы, подустал. Если кому все это словоблудие интересно, продолжу завтра-послезавтра. Ну а, ежели нет, то и фиг с ним, ибо там несуразнойстей - на "Войну и мир Максима Кемеррера" набирается. %))) ).
> Хочу поинтересоваться у уважаемого Дмитрия Юрьевича...
Не лицемерь.
> В истории Советского, а за тем и Российского кинематографа было не мало экранизаций, возможно вы выделите какие нибудь фильмы? Просто интересно... =)
Я бы выделил Обитаемый остров.
На мой взгляд, это лучшая экранизация произведения братьев Стругацких.