Джонатан Свифт в замечательной книге
Путешествия Гулливера излагал:
Йэху ненавидят друг друга больше, чем животных других видов; причину этого явления обыкновенно усматривают в их внешнем безобразии, которое они видят у
других представителей своей породы, но не замечают у себя самих. Поэтому он
склонен считать не таким уж неразумным наш обычай покрывать тело и при
помощи этого изобретения прятать друг от друга телесные недостатки, которые
иначе были бы невыносимы. Но теперь он находит, что им была допущена ошибка
и что причины раздоров среди этих скотов здесь, у него на родине, те же
самые, что и описанные мной причины раздоров среди моих соплеменников. В
самом деле (сказал он), если вы даете пятерым йэху корму, которого хватило бы
для пятидесяти, то они, вместо того чтобы спокойно приступить к еде,
затевают драку, и каждый старается захватить все для себя. Поэтому, когда
йэху кормят вне дома, то к ним обыкновенно приставляют слугу; дома же их
держат на привязи на некотором расстоянии друг от друга. Если падает корова
от старости или от болезни и гуигнгнм не успеет вовремя взять ее труп для
своих йэху, то к ней стадами сбегаются окрестные йэху и набрасываются на
добычу; тут между ними завязываются целые сражения, вроде описанных мной;
они наносят когтями страшные раны друг другу, но убивать противника им
удается редко, потому что у них нет изобретенных нами смертоносных орудий.
Иногда подобные сражения между йэху соседних местностей начинаются без всякой
видимой причины; йэху одной местности всячески стараются напасть на соседей
врасплох, прежде чем те успели приготовиться. Но если они терпят почему-либо
неудачу, то возвращаются домой и, за отсутствием неприятеля, завязывают
между собой то, что я назвал гражданской войной.
Йэху Москвы — с праздником.