Про услады зимней фотосъёмки

05.11.09 15:31 | Onepamop | 208 комментариев »

Фотография

Нам, жителям средней полосы России, да и не только нам, считаю, очень повезло. Любой, извините, дурак может несколько раз в год совершенно бесплатно наслаждаться довольно ярким зрелищем вполне естественного происхождения — сменой сезонов. Но, надо честно заметить, наш самый долгоиграющий и наиболее любимый сезон все же зимний. С одной стороны — со своими недостатками и особенностями, а с другой — грешно ими всеми не воспользоваться с выгодой для себя лично. И, главное, в процессе зимовки — не забыть умело зафиксировать развочивающиеся вокруг величественные картины природы. Речь, понятно, идёт об увлекательном процессе фотосъемки на морозце.

Про остановку первого вагона © onepamop Про первый снег © onepamop Про зиму в Бородино © onepamop
Не сделаю великого открытия, сообщив, что фотосъемка в зимний период в своей художественной части мало чем отличается от всякой другой съемки. Увидел или создал рукотворный сюжет, оценил хозяйским глазом условия, прикинул экспотройку и ловко снял. А вот в технической части появляются две совершенно новых, широких и волнующих темы: сбережение себя любимого и сбережение своей фототехники. Вот их-то и рассмотрим.


Эксплуататору про эксплуатацию

Открыв инструкцию, прилагавшуюся к твоей фотокмере, загляни в раздел, описывающий ее эксплуатационные свойства. Там же найдешь и рабочие температуры. Скорее всего, они будут указаны в промежутке от 0 градусов по Цельсию до примерно +50 градусов. Давай подумаем — как же так получилось? Выпал снег и снимать уже нельзя, даже в инструкции на это прямо указано?

Формально производитель фотооборудования, указавший столь строгие температурный границы, очень даже прав. Это так называемая встроенная «защита от дурака». Зачем она? Ну чтобы дурака не расстраивать лишний раз и не выслушивать его многочасовые жалобы на «внезапно севший аккумулятор» или чудовищные истории про примёрзший к объективу палец. Потому и пишут в инструкции прямо – в мороз снимать не нужно, есть шанс и технику испортить и здоровье подорвать. Но, как выясняется, снимать зимой все же можно. Есть такая возможность. А вот ее реализация потребует некоторой фантазии и выполнения несложных правил. Если кто о них позабыл – напомним и разберем некоторые типовые ситуации.

Зимняя фотосъемка цифровой камерой обязательно будет омрачена провалом, если ты не позаботишься о дополнительных аккумуляторах для твоей камеры. Аккумуляторы нужно разместить где-то во внутренних карманах твоей одежды, в тех самых местах, где ты сможешь согреть их теплом своего тела. То же касается и основного аккумулятора — не вынимай его из теплого кармана до момента первого применения камеры на морозе. Дело в том, что физические законы неумолимо требуют от камерного аккумулятора очень скорого разряда при минусовых температурах. Потому не надо удивляться, когда вместо тысячи кадров сделаешь всего сотню или того меньше. Береги энергию, она пригодится.


Зимние «чудеса» и методы противодействия им

Широко распространенная зимняя фотопрактика — размещение фотокамеры, висящей на нашейном ремне, в недрах куртки-шубы-зипуна-ватника, где она, будучи сначала сильно охлажденной снаружи, немедленно покрывается испариной. И, разумеется, быстро конденсирует на себе испаряемую жаркой тушкой фотографа влагу.

Заметив сие, фотограф для начала удивляется неожиданно наступившему на горло песне резкости густому софт-фокусу, проявившемуся во всей красе на передней линзе объектива. И беспощадно уничтожает его варежкой, оставляя после себя грязные разводы и шерсть. Потом, пока лезет по карманам за «ленспеном», чистит стекло и убирает все обратно — на морозе «схватывается» смазка объектива и отказывает автофокус. На этом этапе наиболее сметливые просто переходят в режим ручной фокусировки, а наименее сметливые сдают свой аппарат в сервисный ремонт да мажут кремами обмороженные руки и лица. Метод не наш.

Но бывает, понятно, всякое. И если уж линза у тебя запотела — не стоит ее тереть, дышать на нее или интенсивно размахивать с целью скорейшего проветривания. Лучше в качестве расплаты за собственную недальнозоркость потерпеть несколько минут и дать влаге испариться естественным путем. В большинстве случаев после испарения протирать будет вовсе нечего, никаких следов на стекле не останется. А если и придется что-то «промокать» «ленспеном» — в выигрыше опять же останутся предусмотрительные фотографы, не поленившиеся навернуть на объектив защитный фильтр.

Другая распространенная зимняя фотонапасть — это, в общем, ожидаемое и предсказуемое загустевание смазки в недрах объектива при заметном параллельном замедлении реакции электронного экранчика на происходящее. Эффект становится отчетливо заметен на рубеже ниже -15 градусов по Цельсию. Рецепт выхода из сложившейся ситуации опять же бесхитростен: экран отключить, пользоваться неавтофокусной оптикой или отключить автофокус и заменить его ручной фокусировкой. При этом стоит помнить — объектив с загустевшей смазкой тоже требует бережного отношения, не надо его выкручивать во все стороны силой, поломается!

Помимо указанного, есть смысл потренироваться в выдыхании в сторону от фототехники. Твое дыхание, осаживающееся инеем на корпусе фотоаппарата, долголетия ему точно не прибавит. Но дело-то, в общем, не в железках, железки многое стерпят. А попробуй вот без подсказок ответить на вопрос: «Какую деталь фотоаппарата считать самой важной?»


Главная деталь фотоаппарата

Все правильно, главный элемент в фотоаппарате – фотограф. К нему и присмотримся, потому как одна из важнейших составляющих успешной зимней съемки — экипирование и сбережение собственно фотографа. В зимний период особенно хорошо видно, насколько граждане, хоть и с фототехникой в руках, себя не любят или маются от персональной недоразвитости мозга. Фотограф в кедах, штурмующий зимнюю полянку и его худенькая подруга в «мини» и на каблуках востроносых сапожек, встреченные случайно в парке, вызвали ряд внутренних вопросов: неужели какие-нибудь простатит и менингит — адекватная плата за возможность сделать несколько снимков? Неужели сложно подумать лично о себе, отправляясь зимой, на несколько часов в лес? Ну да ладно, дураки, считаю, вымерзнут без нашего участия, добровольно и самостоятельно. Не о них речь.


Готовясь провести несколько часов на улице зимой, было бы отлично распланировать всю личную ответственность за происходящее. Начать планирование будет разумно с графика съемок. Это проще пареной репы — выясняешь (с помощью GPS-приемника или интернета) время восхода и захода солнца в твоей местности, сокращаешь его примерно на полчаса с той и другой стороны и получаешь довольно точные рамки светового дня. Для особо продвинутых — высокотехнологичный интернет-определитель времени рассвета-заката.

Зимой день недолог, а если погода не солнечная, то и откровенно короток. Запросто может уложиться всего в 4-5 часов, но и эти часы тебе предстоит провести на морозе. Возможно на морозе, совмещенном с ветром. Так что экипироваться стоит самым серьезным образом. Подумать надо ещё и о наличии термоса с чаем-какао-кофе, ножичка, бумажных салфеток, медицинского геля-антисептика на спирту и фонарика. Но это уже по желанию и для пущего комфорта.


Зипун, лапти и ермолка

Начинай подготовку к выходу вовне с обуви. Обувь желательна зимняя и дополненная термоносочками. Конкретно в моем случае это ботинки Merrell из ткани PolarTec с толстой пластиковой подошвой и термоноски, вернее термогольфы, заканчивающиеся уже около колена. Можно дополнить гольфы нарядными кальсончиками. Не помешают на морозце и брючки. Хороши брючки двухслойные: внешний слой из ткани-виндстоппера (непродуваемый материал), а внутренняя часть — некое особо технологичное волокно, задерживающее тепло внутри себя. Закупаются такие в спортивных магазинах, мои называются Outventure.

В брючки бывает заправлена верхняя часть комплекта термобелья — рубаха. Термобелья я перепробовал разного немало, в основном, правда, оно годится, чтобы не замерзнуть в помещении.

Правильное же бельишко удалось найти в магазине Баск. Оно и греет как надо и влагу выводит, но и стоит кусаче. Как раз его и заправим в штаны. Дальше подпоясываемся ремнём, преграждая доступ холода к «ленинским местам». Поверх термобелья одеваем тонкий шерстяной свитер, на него сверху так называемый «морской шарф», всю конструкцию покрываем курткой-«аляской» с капюшоном и венчаем шапкой.
«Морской шарф» — очень полезное изобретение для всего человечества в целом, но особенно он радует именно фотографа. Продается это вязаное чудо научной мысли примерно за 5 долларов и представляет собой толстый свитер с высоким горлом, но только безжалостно отрезанный в районе плеч. Шарф отлично защищает от холода затылок, шею, грудь и плечи. При нужде шарф снимается с хозяина и надевается удобным чехлом на хозяйскую «зеркалку», защищая от непроливных осадков камеру и объектив. А если надо – согревает озябшие руки, оставляя возможность для удобной съёмки. Сразу приобрел два таких себе и не меньше двадцати подарил разным знакомым и друзьям.

Толковую шапку, как оказалось, найти тоже сложно. Самое лучшее, с чем я сталкивался, продавалось в магазине northface.ru и было удобно по нескольким причинам: шапка не съезжает на глаза, голова в ней не потеет, внутри шапки незаметный слой микроперфорированной фольги, с одной стороны непродуваемой, а с другой дающей возможность испарять избытки мудрых мыслей в атмосферу. Да и как защита от лучей не повредит.


Рукастым и головастым

И напоследок поговорим о варежках-перчатках. О фотосъемке в варежках пришлось забыть сразу — неудобно. Фотосъемка в теплых горнолыжных перчатках оказалась немного более удобна, но тоже не годится. Тонкие шерстяные перчатки дают куда более широкие возможности маневра, но в них мерзнут руки. Опытным путем установил: тонкие черные шерстяные перчатки на руках и сверху большие меховые рукавицы, при необходимости снимаемые — какой-никакой, а выход. Тем более, что и те и другие удалось купить очень недорого в магазине для интеллектуальных голодранцев «Спецодежда». Когда будешь выбирать там себе такие, закупай сразу две пары варежек — на искусственном меху и на натуральном. Левая рука в натуральном меху греется — правая в искусственном. Иначе неудобно, правая рука сильно потеет и стало быть — скоро замерзает без варежки.

Дальнейшие поиски привели к пробам стрелковых армейских рукавиц, где для указательного пальца, как и для большого, тоже есть отдельное местечко. По факту — неудобно. Рыболовецкие шерстяные перчатки с обрезанными пальцами и возможностью пристегивания «полуварежки» на пальцы — хороши. Но опять же — не идеальны, при морозе в -10 градусов уже не спасают. Странное дело, но за деньги купить просто нечего! Пришлось выдумывать все самостоятельно.


Идея родилась такая: правая рука, ответственная за фотосъемку и кнопку «шедевр» одета в вязаную шерстяную двухслойную перчатку с подкладкой, у которой отрезаны наполовину ячейки для трех пальцев, в то время как для большого пальца сохранена двухслойная полноценная ячейка, а для указательного — только однослойная, тонкой вязки. С внешней стороны к перчатке пришита полуварежка, закрепленная с непришитой стороны обыкновенной "липучкой". Эта самая «недоварежка» может быть двумя движениями натянута на три или четыре пальца, обогревая и защищая их. При этом всегда есть возможность высвободить указательный палец и неустанно жать им куда попало.

На левой руке конструкция похожая, за исключением того, что указательный палец там тоже отрезан. Итого: когда надо — руки согреты и готовы к работе с удобствами. Два слоя и подкладка греют и оберегают всю кисть, съемная полуварежка дает пространство для маневра. Очень удобно получилось. Но вязать придется самостоятельно или посредством специально обученных людей, например, в лице бабушки. А лично мою модель умело связала одна добрая девушка.


Любителям неукоснительного выполнения полезных правил

За часок-другой до предполагаемого выхода на морозный воздух, подготовленную к съемке камеру БЕЗ АККУМУЛЯТОРА, но в кофре можно вынести на балкон или положить у открытого окна. Этим широким жестом можно будет добиться плавной смены температур. Но выход на морозную улицу с камерой из теплого помещения не столь опасен, как ситуация обратная. Внос промороженной фототехники в теплое помещение — вот эксперимент для сильных духом!

Промороженный фотоаппарат еще на улице стоит аккуратно уложить в кофр или фоторюкзак, все застежки-молнии или кнопки аккуратно застегнуть, вспомнить о наличии в аппарате забытой флеш-карты, все снова расстегнуть-уложить-застегнуть и только после всех указанных итераций можно вносить кофр домой.

Внесенный в палаты фотосундучок не стоит открывать пару-тройку часов, этим нехитрым бездействием ты убережешь свой фотоаппарат и оптику от образования на них конденсата. Конденсат — это такое научное слово, обозначающее влагу на электронной начинке твоей техники. Один-два раза могут сойти тебе с рук без особенного ущерба, но что будет дальше — малопредсказуемо, ведь влага и электроника между собой, мягко говоря, не товарищи!

Именно для искоренения перечисленных выше влажного толка ситуаций, можно добавить в свой кофр несколько пакетиков так называемого «силикагеля». Добывается этот чудо-продукт из обувных коробок, из упаковок с компьютерным железом или рознично закупается у отечественного производителя. Назначение этих небольших пакетиков — осушение окружающего воздуха, защита от коррозии, нейтрализация запахов и прочее, нам же важен именно момент с устранением влаги и сырости. Нелишний элемент.


А компот?

А как же! Куда ж без него? Список рекомендаций, полагаю, был бы неполон, если бы не этот абзац. В нем, если быть кратким, рекомендуется снимать как можно больше и как можно лучше.
Сам так и поступаю.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует создать интернет магазин в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 18:09 # 8


Кому: Svart, #7

> интернетно определить время восхода-захода можно здесь:

О! СПСБ. Сейчас добавлю.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 18:19 # 9


Кому: Yuri E., #6

> Но чтобы птиц-зверей снимать терпение и наблюдательность нужна. (Кстати. Как удалось мыша снять?)

Мыша нашли на насте. Он мороженый. Как парни запасливые - взяли с собой. Вот и пригодился.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 19:05 # 11


Кому: Svart, #10

А накручивал всякие фильтры.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 19:15 # 14


Кому: taroBAR, #12

> А что за штурм зимней крепости в строительных касках? :)

В феврале в Подмосковье устраивается каждый год. Небезопасная для штурмующих затея. Без каски там голову разобью комьями снега и льда.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 19:24 # 18


Кому: Sapsan, #16

Кросс-процессинговый. Софтверный.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 19:31 # 20


Кому: taroBAR, #19

> Да, на фотке видно. Чисто штурм Минас Тирита!!!

Четвёртый ярус таки влез наверх. А там уже бухАли от безысходности!


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 19:54 # 22


Кому: Blader, #21

> Не, ну блин, почему без фотоулик?
>
> Со стрелочками и пояснениями!!!

А вот барышня в таких перчатках сереньких как раз. Только на правой руке указательный палец связан целиком и в один слой.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 20:15 # 36


Кому: Sapsan, #15

> Да что там снимать - этот обормот даже погладить себя позволял 8)

Запокежь фотки!


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 20:17 # 38


Кому: GlumShadow, #23

> что делать, когда после съемки на морозе, сразу же надо идти и снимать в помещении ?

Только обождать. Минут 20 хотя бы технику в кофре надо подержать. Или, если уж совсем позарез - нужно объектив сменный в помещении иметь.


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 20:18 # 39


Кому: Sun!, #25

> Или, если возможно, поделитесь, пожалуйста, ссылкой, уж очень меня это действо заинтересовало)

Запросто: http://www.rozhdestvenka.ru/maslo/


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 20:21 # 40


Кому: Blader, #37

Чем помочь-то? Варежки сфоткать?


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 21:21 # 47


Кому: D.E.V., #46

[помечает красненьким]

СПСБ!


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 22:07 # 50


Кому: Zx7R, #49

> На улице +28

[тихонько ненавидит]


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 23:01 # 55


Кому: Lee, #54

Грузовик - атас просто!


Onepamop
матёрый
отправлено 05.11.09 23:54 # 63


Кому: mihailp, #61

> А еще при низких температурах начинает адски шуметь матрица. Как-то фотал мостик в Царицыно при -20 примерно -- это пиздец :-(((

А это точно от температуры?


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 00:08 # 66


Кому: кум Тыква, #65

> А гамаши, гамаши забыли( они же бахилы, они же "фонарики")!

Хотел закупить, н окк-то не складывалось всё. Высказаться не могу, опыта не имею соответствующего!


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 13:33 # 107


Кому: Руссо-Массажисто, #105

Надо понимать для чего и в каком состоянии. Я таким новым недолго пользовался - хороший.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 14:03 # 108


Кому: Blader, #41

Варежки так надёжно прибрал налето - аж сам найти не могу!


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 15:03 # 113


Кому: rezcho, #111

Толково не поясню, не сталкивался стакой засадой. У меня механика среднеформатная ни разу не замерзала.

С другой стороны - "зениту" конденсат не страшен :). Ну если там кругом механика. Или менее страшен, чем цифре.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 21:58 # 134


Кому: bonch87, #124

> Каким шарпом лучше пользоваться? Тем, что имеется в Camera RAW во вкладке Detail - Sharpening или тем, который находится в самом Фотошопе - Unsharp Mask ?

Вообще говоря, это большая и очень важная тема, надо надавить по-товарищески на камрада Gene, он, думаю, разразится научным трудом по теме. А так, на скорую руку: сам конвертерным шарпом не пользуюсь, контурную резкость делаю уже в графическом редакторе в три прохода при уменьшении картинки и, если требуется, локально.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 21:59 # 135


Кому: Маленький Мук, #128

> о как хорошо! Камраду M. (и остальным) поучиццо! ;)

На него временно порчу какую-то навели! А так рн нам ещё даст просраться!

Извините.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 22:00 # 136


Кому: Кремень, #129

> А от внутреннего конденсата можно избавиться если, не мудрствуя лукаво, плотно завернуть фотоаппарат в полуэтилен?

Целиком - маловероятно. Камера ж не с вакуумом внутри.


Onepamop
матёрый
отправлено 06.11.09 22:01 # 137


Кому: Кремень, #133

> Хочется сделать быстрее, т.е. просто достать и сфотографировать!

Ну с тепла в холод - не так страшно, как наоборот.


Onepamop
матёрый
отправлено 07.11.09 12:22 # 145


Кому: zloy_da4nik, #143

Надо и то и другое обязательно подержат в руках. Что-то понравится больше. Его и брать.

А качество снимков (технически) будет примерно одинаковым.


Onepamop
матёрый
отправлено 07.11.09 18:43 # 149


Кому: bonch87, #148

> Эта тема случайно не по просьбе Дмитрия Юрьевича была написана?

Не случайно.

> Если это все таки так, то я еще упоминал плохую дождливую погоду.

Денег засылал уже?


Onepamop
матёрый
отправлено 07.11.09 19:18 # 151


Кому: taroBAR, #150

> Быстрее пиши про дождь, человек недоволен!!!

[наяривает]


Onepamop
матёрый
отправлено 07.11.09 21:29 # 153


Кому: pell, #152

> Это был интересный опыт.

"Один против штатива"

Эпическая сага!


Onepamop
матёрый
отправлено 07.11.09 23:32 # 157


Кому: zloy_da4nik, #156

> Может, имеет смысл тогда брать тушку, а объектив отдельно и более адекватный?

Это лучший вариант, если точно знаешь, что будешь технически расти и развиваться теоретически.

Ну и который в руке приятней - тот и твой. Натурально, без смеха, знаком с человеком, закупившим для себя "по совету друзей" дорогую зеркалку, которой он не пользуется. Говорит - в руки брать неохота :).


Onepamop
матёрый
отправлено 08.11.09 02:29 # 162


Кому: zloy_da4nik, #161

> Кстати, вот такой вопрос - в продаже есть объективы со стабилизатором (стандартный китовский вроде без него). Он действительно работает? :)

Да, работает. Но его мощь не стоит переоценивать. Штатив эффективнее :).


Onepamop
матёрый
отправлено 08.11.09 14:09 # 168


Кому: Бретшнейдер, #167

> А сунешь такой разряженный аккумулятор в карман на пару минут, он и оживает.

Да, особенно хорошо оживает аккумулятор с чипом. Ну и про пару минут - тоже враки.


Onepamop
матёрый
отправлено 08.11.09 14:11 # 169


Кому: mapetom, #166

> Говорят там влажность 100%. Подскажите как уберечь технику от такой нещадной погоды??

Да никак не уберечь, если говорить про абсолют сбережения.

Буферизация разницы температур (всё то же самое) и выбор герметизированных про-камер - некоторый выход. Можно ещё вакуумный контейнер применять.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.11.09 01:29 # 172


Кому: antst, #170

> Девушка - хороша! Да еще и вяжет! Считаю, надо немедленно жениться!!!

Это три разных девушки. Одна хороша, одна вяжет, а ещё на одной, конечно, женюсь.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.11.09 11:46 # 178


Кому: Бретшнейдер, #176

>>Да, особенно хорошо оживает аккумулятор с чипом. Ну и про пару минут - тоже враки.
> Нормально, иной раз для того чтобы запарковать фотик достаточно дыхнуть на аккумулятор.

Ещё раз, для слабовидящих: никакого иного раза на аккумуляторе с чипом не бывает. У меня аккумулятор как раз такой.

> Насчет врак, я бы не бросался, прочитай инструкцию альпинистов как оживить радиостанцию. Может ещё пригодится.
> И в школьную программу по химии освежить не помешало бы.

Я бы тоже не бросался, говорю как есть - пара минут в кармане не помогут аккумулятору ожить, проверял. Стало быть - враки.

> Я не читал правила.

Зря, правила надо читать.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.11.09 13:37 # 182


Кому: kastet, #179

Пока не было таких планов.


Onepamop
матёрый
отправлено 09.11.09 14:53 # 184


Кому: DSS, #183

> Про защиту рук: использовал много раз тонкие флисовые перчатки с натянутыми поверх резиновыми. Если только флисовые - продуваются. А с резиновыми поверх - очень даже хорошо. Дополнительный бонус - при падении в снег перчатки не мокнут.

Надо испробовать!

А руки не потеют внутри?


Onepamop
матёрый
отправлено 10.11.09 22:00 # 193


Кому: Fonck, #192

> может, как нибудь поделитесь заметкой о ночной съёмки?

Поделимся, куда ж деваться.


Onepamop
матёрый
отправлено 11.11.09 21:48 # 199


Кому: acidi, #198

Не, не моя.


Onepamop
матёрый
отправлено 15.11.09 17:36 # 207


Кому: Sorokin, #204

> Оператор, выскажи пожалуйста мнение о технике Hasselblad

Очень дорогая!!!

Я её, кстати, не разу не пользовался, так что мнение моё даже не совещательное.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк