Про остановку времени

08.04.11 05:59 | Мракор | 29 комментариев » »

Фотография

Бывает, надо или просто хочется снять какую-то динамику. Воду, ветер, движение и т.д. При работе с постоянным светом всё интуитивно понятно. Длиннее выдержка — длиннее след. Соответственно, нужно заморозить — выдержку покороче; размазать — наоборот.



Намного интереснее ситуация выглядит, если добавить в уравнение импульсный свет.
Тогда уже следует учитывать длину и «манеру отдачи» импульса конкретного оборудования в зависимости от конкретного режима, «сотрудничество» постоянного света с импульсным и т.д.

Здесь я, для простоты, буду говорить о работе в тепличных условиях «светим только импульсным светом в ч0рной комнате» при работе с наиболее наглядным объектом — водой. Возьмём типичную картину при работе в мокрых студиях с импульсным светом — так называемую «капли, летящие вверх». Или, более точно, «назад». =)



Причина этого явления достаточно проста.
Двумя основными факторами являются сила импульса и манера его отдачи.

Первое.
Чем больше требуемая сила импульса, тем этот импульс длиннее. И, соответственно, более размазано движение. Независимо от того, какая стоит в данный момент выдержка (при работе только с импульсным светом в рамках скорости синхронизации камеры). Т.е., при определённом импульсе движение будет одинаково заморожено как на 1/250, так и на 1/2 (если, конечно, в помещении достаточно темно). И выдержка тут, в отличие от силы импульса, абсолютно не влияет на степень заморозки.

Как практический пример можно привести такой вариант:
Снимаем модель, обливаемую водой.
Кадр, снятый на f/2,8 по движению гораздо резче так же экспонированного кадра на f/11, так как вспышкам гораздо легче освещать сцену.
С вариациями, зависящими от оборудования, конечно.
Например, топовый бронколоровский scoro имеет диапазон длительности импульса от 1/85 до 1/8000 с в зависимости от мощности.
Проведя серию опытов, можно найти необходимую для желаемой скорости разрядки мощность.

Итак, мы прояснили силу или длину «смаза». Вот пара простых примеров.

Для большей наглядности, все снимки сделаны на одинаковой экспопаре выдержка/диафрагма. Менялись только чувствительность и сила импульса.
Итак, две вспышки бьют в рассеиватель, перед которым поставлен чёрный флаг, заодно работающий фоном.
Кадр первый, мощности 1/1 и 1/2.



Все характерные признаки «хвостатых» капель на месте.

Кадр второй, 1/4 и 1/8.



Гораздо чётче.

Во многих случаях этого достаточно, но идем ещё дальше. Кадр третий, 1/16 и 1/8.



Капли совершенно остановились.
Ч. и т.д. =)

Теперь второе, о его форме.
Фактор — манера отдачи импульса.
Подавляющее большинство импульсных источников света отдают энергию примерно таким образом:



Т.е., большая часть импульса отдаётся в начале работы, а длинный хвост уже добивает свет и цветовую температуру.
Именно этот фактор заставляет капли на снимках выглядеть неестественно летящими в обратном направлении. И другие, не такие явные, артефакты и неравномерности в снятой динамике в основном возникают по этой причине.

Как можно с этим бороться?
1. Уменьшать силу импульса, что, из-за описанного выше, снижает влияние этого фактора на результат.
2. Искать оборудование, которое отдаёт энергию приблизительно следующим образом:



Если, конечно, финансы позволяют. =)
Тут движение будет, понятно, размазано по времени импульса, но гораздо более равномерно. Плюс, бронколоровцы в целом обещают более короткие импульсы по сравнению с конкурентами.
(И, нет, к сожалению я на них не работаю. =) )

А вот если хочется именно совсем равномерно «размазанного» длинного хвоста? Для этого можно либо использовать источники постоянного света, либо пользоваться портативными вспышками. =)



В режиме высокоскоростной синхронизации они равномерно отдают энергию на протяжении всей экспозиции. Между прочим, этот режим (в кэноновских вспышках по крайней мере) не отключается при перехода порога в 1/200, что оставляет свободу манёвра для эксперементов.
Конечно, приходится мириться с маленькой мощностью.

Один из очевидных вариантов избежания проблемы мощности (который точно так же работает со студийными вспышками) — если мы хотим такого же по длине импульса, только в два раза мощнее, просто ставим рядом две вспышки. =)
И так, пока есть что ставить рядом.

Такой метод, например, можем видеть на этом видео примерно с 1:42


Три головы бьют в рассеивающую панель над фотографом.
Конечно, стоит помнить, что один стоп — это в два раза больше света. А два стопа — в четыре.
Т.е. для достижения того же уровня освещенности на f/8, как был на f/2,8, надо будет 8 аналогичных источников света, что, по моему мнению, многовато.
Так что здесь уже начинаются танцы компромиссов мощностей, чувствительности и диафрагмы.
Плюс, само собой, метод проб и ошибок.
Дополнительно хочется заметить, что иногда заморозка динамики посредством правильно подобранного импульсного света гораздо эффективней заморозки выдержкой.
Как на этом искусственном примере:



Слева на картинке выдержка 1/8000 и вентилятор в режиме low, справа 1/200 и вентилятор в режиме high.
Слева вспышка в режиме высокоскоростной синхронизации (считай, достаточно мощный постоянный свет), справа просто на минимальном импульсе.
Слева ещё видим слегка смазанное движение, справа замерли даже реактивные мелкие брызги. =)
Этим способом пользовался, например, Edward Horsford при съёмке своих взрывающихся шариков (много по ссылке):



В тёмной комнате с камерой на штативе вспышки синхронизировались по высокоскоростному триггеру, активизирующемуся при определённом звуковом пороге.
Суть в том, что для конкретных никоновских вспышек, используемых в его случае, при 1/64 мощности импульс длится 1/25 000.

На этом пока всё. =)

Комментарии приветствуются!

Ну и, бонусом в тему, статья в трёх страницах о мощном японском фотографе Сатоси Кобаяси с вдохновляющими снимками.




Камрад Мракор приглашает интересующихся в свой фотоблог.

Смотри ролики Гоблина на канале Rutube

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 всего: 29, Goblin: 1

Goblin
отправлено 08.04.11 07:48 # 1


Ну, на вентилятор-то надо было кое-что другое бросать.


Redakteur
отправлено 08.04.11 08:10 # 2


Кому: Goblin, #1

> Ну, на вентилятор-то надо было кое-что другое бросать.

Тогда бы реактивных капель бы не было!

Да и такие опыты, как известно, уже произведены!!!

http://www.youtube.com/watch?v=xCB1U5yZIAY


mironich
отправлено 08.04.11 09:09 # 3


Кому: Redakteur,

Камрад, большое человеческое спасибо, такое абы где не найдешь!


mironich
отправлено 08.04.11 09:09 # 4


Упс, извиняюсь! Камрад Мракор, все вышенаписаное тебе! :) Но и Редактору за просветительскую деятельность все равно спасибо.


Ринсвинд
отправлено 08.04.11 09:52 # 5


[убегает за вентилятором и вспышкой]


dimdya
отправлено 08.04.11 11:29 # 6


познавательно, вот только пока увы чисто теоретически [любовно прижЫмает к сердцу свой простенький Canon], но кто знает


Tasuja
отправлено 08.04.11 11:31 # 7


В случае с бронколором.. А разве нельзя вместо какого-то навороченного оборудования просто подобрать выдержку таким образом, чтоб она обрубала этот хвост?

Из всей статьи опознал только девушку в мокрой майке и вентилятор, поэтому вопрос может быть совсем глупый, да..


Мракор
отправлено 08.04.11 11:39 # 8


Кому: Tasuja, #7

> подобрать выдержку таким образом, чтоб она обрубала этот хвост?

Минимальная выдержка синхронизации у нас нынче обычно колеблется в предела 1/160 - 1/250 секунды.
Этого совершенно не достаточно, чтобы что-то быстрое заморозить.

Из-за принципе работы обычного затвора при выдержках короче мы "отрубим" и часть картинки.

Дальше.
Редко даже самая плохая китайская студийная техника на полной мощности имеет импульс длиннее 1/160.

Плюс, обрубая хвост выдержкой мы уменьшаем количество энергии. Не проще ли сразу сделать импульс послабее?

Как-то так.


dimdya
отправлено 08.04.11 11:45 # 9


Кому: Tasuja, #7

> просто подобрать выдержку


так на
http://static.oper.ru/data/site/frozen.small.jpg
по моему все очень внятно показано


drdem
отправлено 08.04.11 11:49 # 10


Кому: Redakteur, #2

Камрад, скажи будет ли продолжение "Про фотограбли"?


sergant128
отправлено 08.04.11 12:04 # 11


Кому: Goblin, #1

Апередил! :)


Саша из Москвы
отправлено 08.04.11 14:26 # 12


Не понятно, а где схемы для очумелых ручек, как спаять себе супер-вспышку? Где чертежик платы, где советы на что заменить отсутствующие в продаже фотоконденсаторы? :)

Может я конечно голодранец, но покупать топовый свет топовой конторы-производителя, только чтобы поэкспериментировать у меня денег нет, а как на этом еще и заработать я совсем не представляю :(


Мракор
отправлено 08.04.11 14:30 # 13


Кому: Саша из Москвы, #12

> Может я конечно голодранец, но покупать топовый свет топовой конторы-производителя, только чтобы поэкспериментировать у меня денег нет, а как на этом еще и заработать я совсем не представляю :(
>

Дык, выше исо, шире диафрагму, меньше мощность.


Redakteur
отправлено 08.04.11 14:33 # 14


Кому: drdem, #10

> Камрад, скажи будет ли продолжение "Про фотограбли"?

[всё отрицает, ничего не помнит, требует ссылок]


Redakteur
отправлено 08.04.11 14:36 # 15


Кому: mironich, #4

> Упс, извиняюсь!

Это вот ты к кому обратился???

> все равно спасибо.

Кое-кого ты всё-таки забыл. А это неправильно.


dimdya
отправлено 08.04.11 14:46 # 16


Кому: Саша из Москвы, #12

> а где схемы для очумелых ручек


все есть - гугль в помощь


Мракор
отправлено 08.04.11 15:27 # 17


Кому: Goblin, #1

Заметка-то как?!!


kotka
отправлено 08.04.11 15:56 # 18


Обалдеть!

Кому: Саша из Москвы, #12

> Может я конечно голодранец, но покупать топовый свет топовой конторы-производителя, только чтобы поэкспериментировать у меня денег нет, а как на этом еще и заработать я совсем не представляю :(

Бедный фотограф - не фотограф! (с)ДЮ


drdem
отправлено 08.04.11 16:58 # 19


Кому: Redakteur, #14

> Кому: drdem, #10
>
> > Камрад, скажи будет ли продолжение "Про фотограбли"?
>
> [всё отрицает, ничего не помнит, требует ссылок]

О, как!


Redakteur
отправлено 08.04.11 17:48 # 20


Кому: drdem, #19

> О, как!

Ты не какай, ты пальцем покажи, чего хочешь!!!


DictAtoR
отправлено 08.04.11 19:44 # 21


Не знаю, как насчет динамики,извиняюсь не спец, но сиськи прекрасны!!!!


koshimin
отправлено 08.04.11 20:37 # 22


Как всегда познавательно и очень полезно. Огромное спасибо!

Кому: Redakteur, #20

> ты пальцем покажи, чего хочешь

Пользуясь случаем, нагло влезаю в разговор. Вот хотелось бы поинтересоваться опытом съемки спортивных мероприятий. Исходные данные примерно таковы - имеется хоккейная площадка в комплекте (сама площадка, лед, две команды хоккеистов, шайба, судья), освещение искусственное (спортивный комплекс). Из личного маленького опыта выяснил - стеклянное ограждение площадки сильно мешает творческим порывам, защитный фильтр на объективе тоже, вспышка мешает самим игрокам, объектив с параметрами 70-200/ F4 показался слабоват. ISO задирается до 1000 -1250 и основная борьба при обработке снимка разворачивается за подавление шума. Вобщем скромно интересуюсь, не планируется осветить опыт съемок на спортивном мероприятии? Опять же вот например мордобойцев как снимать?
Заранее благодарен.


Xan
отправлено 08.04.11 22:03 # 23


> 2. Искать оборудование, которое отдаёт энергию приблизительно следующим образом:

Странно.
В далёком детстве мы делали совершенно прямоугольный импульс (для накачки лазера). При этом при заданной энергии он получался максимально коротким по сравнению с другими формами. И лампа расходовалась меньше.


Мракор
отправлено 08.04.11 22:06 # 24


Кому: Xan, #23

А мощности там какие были?
Тут этак 3200 w/s.


Redakteur
отправлено 08.04.11 22:37 # 25


Кому: koshimin, #22

> 1000 -1250

Это в принципе неправильно. 800-1600-3200. Дробные значения -- они от лукавого :)

> Опять же вот например мордобойцев как снимать?

Осторожно и с расстояния, ясное дело!!!

Как только появится интересный и познавательный текст на соответствующую тему -- опубликуем.


koshimin
отправлено 08.04.11 22:44 # 26


Кому: Redakteur, #25

> Осторожно и с расстояния

Ну это понятно, аппарат могут попортить, они такие.



> опубликуем


Спасибо! Ждем!



> 800-1600-3200

Уяснил. Запомнил.


Мракор
отправлено 08.04.11 22:46 # 27


Кому: koshimin, #22

> вспышка мешает самим игрокам

Это очень странно.


koshimin
отправлено 08.04.11 23:03 # 28


Кому: Мракор, #27

> Это очень странно.

Следует понимать что опыт в спортивной съемке у меня отсутствует. Ориентировался на отзывы самих игроков.


Мракор
отправлено 08.04.11 23:05 # 29


НКому: koshimin, #28

> Следует понимать что опыт в спортивной съемке у меня отсутствует. Ориентировался на отзывы самих игроков.

Ну трансляцию посмотреть спортивную какую, вспышками там фигачат не переставая.
Очень странно на такое реагировать особо.



cтраницы: 1 всего: 29



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк