Про Японию

27.08.11 04:06 | Nidhaegg | 155 комментариев »

Путешествия

В марте 2011 года по делам компании отправился в наш центральный офис в Токио, Япония. Поездка на острова предстояла мне в первый раз, и ждал ее я с некоторой тревогой, ожидая разрыва шаблонов и представлений, которые неизбежно уже сложились к тому моменту.



Boeing 767, 7778 км, 9 ч 10 м. Очень подмывает сказать что-то вроде: «Ну здравствуй, Япония!», но это будет пошлость и безвкусица.


Полет Аэрофлотом прошел нормально. С задержкой на полчаса вылета, так как авиакомпания снимала с рейса двух пассажиров, в ожидании нарезавшихся в такой хлам, что не могли лететь. Моим соседом оказался Лорен, француз из Лиона, который ехал по недельному контракту в Токийские ночные клубы. Он делает свето-звуковые шоу. Я так понял — нечто вроде DJ, но в более навороченном исполнении.

Контингент самолета на 80% состоял из японцев, из которых 2/3 были компанией подростков, возвращающихся из города Парижа (транзитный полет). Девицы все через одну в шортах, сапогах и кофтах. Вы представляете себе компанию русских подростков, которые друг друга знают и заперты в транспорте на 9 часов? Я вот – да, однажды ехал в плацкарте, где 6 или 7 купе были оккупированы первокурскниками института. Так посреди ночи мне пришлось спрыгнуть с койки и предупредить о предстоящих массовых убийствах и прочих членовредительствах, если они не угомонятся.

Но японские товарищи сидели мирно: парни что-то учили или слушали музыку, девушки приглушенно ворковали и негромко хихикали над шутками юношей. По проходам никто не носился, в туалетах не курил. Ночью малорослые японочки спали, свернувшись на кошачий манер клубком на сидениях. Выглядело достаточно забавно. По посадке все ждали пока погаснет табло «Пристегнуть ремни» — за багажом никто не вскакивал, к выходу из самолета очередь не занимал. Первый раз такое видел. Решительно, японцы – лучшие попутчики.

Итак, высадили нас в аэропорту Нарита, после чего пришлось долго блуждать по пустым коридорам. Первые сотрудники аэропорта встретились только за спецконтурами с надписью «медицинский контроль» ( видно, дистанционно меряют температуру на предмет всяких лихорадок) и за ковриками «дезинфекция», по которым надо пройти. Биологическую безопасность островитяне блюдут строго. Сотрудница пограничной службы толково разрулила прибывших по стойкам, все спокойно, шустро, но без суеты. И исключительно вежливо. Пограничники электронным способом снимают отпечатки указательных пальцев с обеих рук и фотографируют. Везде развешаны плакаты на куче языков (в половине случаев и на русском): «Добро пожаловать в Японию». Хотел было заснять на память, но тут же с трех сторон с запретительно-извиняющимися криками подлетели люди в форме. Дискутировать с ними по понятным причинам не стал.

При выдаче багажа на конвейер сначала пустили два демонстрационных чемодана с надписями, призывающими проверять, ваш ли это багаж или нет. Самая большая надпись? Правильно, на русском языке. Таможенники выборочно шмонали пассажиров, причем, как соотечественников, так и иностранцев, у меня же только сверили — мой ли чемодан или нет. Проблем с коммуникацией на английском в аэропорту не возникло, к моему японскому относились с пониманием и доброжелательно. В валютном обменнике сложная система: нужно заполнить бумагу, сколько и чего меняешь, указать имя, отель, где будешь жить, показать паспорт. И, по слухам, это самый лучший вариант, менять деньги в банке в городе – это процедура, что может длиться до пары часов (у меня коллега так попал). Дядечка пересчитывает деньги и отдает бригадиру, который их пересчитывает еще раз и прячет куда-то под стойку. Все служащие в банке, магазинах, кассах и т.д. сдачу и чеки с поклонами подносят на спец подносиках. Меня за полчаса в аэропорту обозвали господином и сказали «спасибо», «пожалуйста», «приходите еще» больше, чем за месяц в подобных заведениях в Москве.

Курильщики – обломитесь, в Токио на улице натурально нельзя курить – нужно искать или спец будки, или другие отведенные для этого места.

Изначально планировал ехать до центра Токио на лимузинном автобусе, но служащий объяснил, что идет подготовка к национальному марафону, в связи с чем есть некоторые проблемы с трафиком. Поэтому поехал на поезде JR. Что я могу сказать… Это лучший из поездов, который я только видел. Суперкомфортные сидения, супервежливый персонал, все чистенькое и не покоцанное. По проходу катает тележку с газетами, закусками, напитками миловидная японка, которую и не видно, и не слышно, если на нее не смотреть. Бутылка отменного чая зеленого с рисом (мой любимый сорт) 150 йен. Ах да, сам билет от аэропорта до центра Токио стоит 2 940 йен. На 27 февраля курс 1USD = 78 йен, дальше по тексту сами высчитывайте, кому интересно). В конце вагона есть полки для крупногабаритного багажа, оборудованные для спокойствия параноиков кодовыми замками, чтобы чемодан мог забрать только владелец. Время в пути примерно час против часа-полутора на автобусе.

Токийский вокзал — ошеломляет. Я насчитал 5 уровней, площадь колоссальная. От платформы поезда до выхода я шел ровно 40 минут. На платформе была куча девочек с именными табличками в руках и в униформе гостиниц. Я сначала, когда их увидел, не понял, но уже через 20 минут своих блужданий по вокзалу резко осознал всю полезность подобного сервиса. Вообще иностранцев больше, чем я ожидал, если честно. Но все вновь прибывшие с чемоданами в руках бродили с квадратными глазами. Ибо да — Токио производит неизгладимое впечатление на неподготовленную европейскую психику.

Отель небольшой, но зато в одном из самых козырных мест, 10 минут от вокзала, 30 секунд от метро и 10 минут до генштаба нашей компании. Номер оборудован всем необходимым для жизни простого человека: большой кроватью, электрочайником (как я понял с функцией рисоварки), прессом для отглаживания брюк, телевизором с кучей каналов, тапками и халатом в японском стиле (который мне очень сильно не достает даже до колен) и электронным туалетом.

В наличии проводной, бесплатный и мега-скоростной интернет. Окна, как и полагается, смотрят в соседний небоскреб через переулок, снабжены и жалюзи, и классическими бумажными на деревянных рейках седзи.


Рядом с кроватью прилеплен съемный фонарик, очевидно для эвакуации в условиях отключения здания от электропитания. Фонарик автоматически включается, стоит его только снять с крепления. Мелочь, но ведь как полезно в условиях экстремальной ситуации.


В общем, полное добро пожаловать, сплошной позитив.


Надпись на плакате "Добро пожаловать в Японию"

О сервисе и немного о еде

Японцы, несмотря на свое пресловутое трудолюбие, в сфере развлечения не сильно перерабатывают. В воскресение вечером, уже часов с 19:00-20:00, закрываются магазины, клубы, частично рестораны. Конечно, найти поесть не проблема совершенно. Вообще в Японии какой-то культ еды. Куча каналов, в том числе и в прайм-тайм, показывают передачи о том как растят еду, делают еду, как ее едят. На улицах просто тысячи небольших кафешек и забегаловок. Все исключительно вкусно, чисто и вежливо. Едят японцы как не в себя. Например, за 280 йен мне подали большую такую миску полную мяса, риса и лапши, что я ее еле осилил. Это называлось «средняя порция». Чай бесплатно. Я в витрине другого кафе увидел большую порцию, ну что сказать. Съесть можно, но нужно долго и вдумчиво сидеть.

Знакомые почитай уже, хотя бы по наслышке, каждому суси и сасими (предупреждая потенциальные холиворы – японский соответствующий звук промежуточен русским «с» и «ш». В токийском диалекте четко слышится «суши», но в русской традиции укоренилась традиция писать через «с». Точно так же как и «Митцубиси», «Сикоку» и т.д.) – далеко не основа японского рациона. Фундамент – суп мисо, рис, лапша и овощи. Лучшие сувениры из других мест — это еда, свойственная определенному региону (называется о-мияге). Кухня может довольно сильно различаться от префектуры к префектуре. Сев в поезд, тут же раскладывают свертки, коробки и умиротворенно все уплетают. А есть еще такое понятие как сезон какой-то еды, например, сейчас в Хиросиме сезон устриц, поэтому съездить в Хиросиму и не поесть устриц – не комильфо.

Есть антропологическая теория о том, что в развитом обществе освободившиеся людские ресурсы направляются из сферы производства в сферу обслуживания. Есть промышленная теория о том, что более развитое общество потребляет большее количество нержавеющих сталей. Япония с легкостью выполняет требования обеих теорий с легкостью и такими результатами, что становится ясно, они не развитое, а сверхразвитое общество.

В кафе, магазинах, где у нас справляется один человек, в Японии стоит 3-4. Дорожные работы в Японии — это вообще незабываемое зрелище: 2-3 человека ремонтируют дорожное полотно, и еще десяток стоит с регулировочными жезлами, предупреждающими табличками и, кланяясь, извиняется перед водителями за доставленное неудобство. Количество зазывал, еще непонятно кого, но явно занятых какой-то «высокоинтеллектуальной деятельностью», зашкаливает за все пределы. И есть в этом некий государственно-социальный заказ, ведь учебу в Токийском или ином крупном университете может позволить себе совсем не каждый, а работать-то надо.

Кстати, нужно отдать должное японской молодежи – видя перед собой иностранца, почти все, мужественно предпринимают попытки напрячься и говорить по-английски, и у некоторых вполне прилично получается. Правда речь идет все же о Токио. При этом сервис нельзя назвать навязчивым, он местами практически незаметный и ощущается чуть ли не на уровне подсознания. Так я купил обенто (коробку с едой на вынос) в поезд, пока отчитывал 5 монет, его подогрели, красиво упаковали и, когда я поднял глаза и протянул деньги, продавец уже, почтительно согнувшись, протягивал мне покупку. И чувствуется, что никого это не напрягает. Служащие барабанят формулы вежливости на автомате, точные, спокойные, но уверенно-быстрые движения — покупаешь воду из холодильника – тебе тут же оботрут от конденсата бутылку, покупаешь горячий напиток – моментально навернут на него салфетку, чтоб не обжегся, что-то купил с собой, пока моргнул – красиво упакуют в фирменную бумагу.

О, упаковки — это еще один культ в Японии, граничащий с религиозным. Упаковка не просто должна быть, она должна быть … идеальной. Я считаю, что московские упаковщики должны посмотреть на японских коллег и совершить массовое самоубийство, так как тратят в десятки раз больше времени, применяют кучу клейкой ленты и результат, мягко говоря, «ну… ладно, сойдет».

Побродил по Акихабаре – островке жизни в 8 часов воскресного вечера, обычные улицы фактически пусты. Заглянул в пресловутые Maid Café. Суть заведения такая: делаешь небольшой взнос, за это получаешь напиток и сидишь пока вокруг тебя прыгают кукольного вида девушки, наряженные в разные модификации горничных. Все из себя такие няшные и кавайные. Обращаются к тебе «о, мой господин». Вообще в таких кафе официантки это скорее как тамада на свадьбе – скачут, развлекая благородную публику, организуют какое-то подобие конкурсов. Публика ведет себя довольно инфантильно – когда взрослые парни начинают складывать из пальцев сердечки и някать – начинаешь задумываться, куда ушел дух брутальных самураев и вернется ли он. Вообще довольное странное место, хотя и интересное с этнографической точки зрения. К счастью, на следующий день ребята в офисе успокоили, сказав, что Maid Café и им кажутся странными. А узнав, что я был на Акихабаре один и она взорвала мне мозг — понимающе загомонили. Да, так что все нормально – культурный шок и должен быть. Надо было бы беспокоиться, если бы его не было.

Везде и все готовы прийти на помощь, подсказать дорогу, постараться помочь с выбором. Если совсем не знают дороги, то не поленятся подойти с тобой к карте или же включить ее на своем телефоне, несколько минут ее изучать и, если не могут сами внятно объяснить, то пройдут с тобой полквартала, чтобы рукой указать нужное направление. В одном магазине спросил, где в городе найти нужный мне товар, так продавец выудил из под прилавка свой ноутбук, порылся в интернете и выдал детальные инструкции.

В гостинице тебе даже ручку поставить подпись подают на подносике с поклоном, а еще передо мной извинились, что погода испортилась к моему приезду и премировали зонтом-тростью с прозрачным пластиковым куполом. К счастью без всяких подписей. С такими же половина народу на улицах ходит. А прозрачный купол – он, я вам доложу, резко снижает количество столкновений на улицах, ибо обзору дороги не мешает совершенно.

В поезде и контроллеры, и девушки, развозящие еду, кланяются на входе в вагон, потом когда обилечивают или же что-то покупаешь, а потом на выходе из вагона оборачиваются и снова кланяются. Мне знакомые японцы рассказывали, что детей физически с самого раннего возраста приучают, так что поклон у них сродни условного рефлекса. Даже разговаривая по телефону, большинство японцев инстинктивно кланяется. Не стоит воспринимать японские поклоны в свете европейского менталитета, у них поклон все же ритуал и не несет унизительной нагрузки. Просто акт вежливости.

Девочка из офиса оказалась настоящей девочкой и на две ночи взяла с собой чемодан в половину своего роста. А когда я решил поиграть в джентельмена и помог ей его волочь, жутко смутилась и долго распространялась, что японские мужчины — они в целом хорошие и даже в кафе почти всегда платят чуть больше, чем девушки, но как жалко, что среди них нет традиции помогать женщинам, а это так мило и здорово, когда перед тобой дверь придержат, или там подадут что-нибудь. Я ей в ответ рассказал про диких западных феминисток, готовых по поводу и без засудить мужчину за мужественность, чем ее поразил и расстроил. Она искренне не поняла такого настроя пласта западных женщин и сказала, что это глупо.

Заезд в Хиросиму

Туда и обратно ехал на Синкансене – современном и мегаскоростном поезде, но о нем, как и об остальном транспорте, ниже будет отдельно. Ехали часа 4,с 7-8 остановками. Отель находится в соседнем здании с вокзалом, а точнее он в него встроен. Вот вообще удивительно, вокзалы у японцев – это (опять очень подмывает вставить слово «супер») не просто здоровенные транспортные узлы, но и универсальные комплексы, с ресторанами, отелями, развлекательными центрами, бутиками и вообще всем, что в голову может прийти. Ни о каком подобии привокзальной территории Казанского, Ленинградского или Киевского — речь просто не идет. Все настолько чисто, аккуратно и опрятно, что русскому, да что греха таить, вообще европейцу и в голову не придет, что он на вокзале, если бы не вид перронов.


На этот раз я был не один, поэтому с чистой совестью свалил все, от коммуникаций с окружающим миром до активации билетов на поезд, на свою спутницу. А на следующий день обратно один возвращался, так она меня посадила в поезд и махала ручкой. В Токио я вернулся в 22:00, там меня там ждало несколько человек, чтобы за ужином практиковать со мной английский и вообще меня всячески развлекать. Я им предварительно звонил и по-дружески объяснял, что я не люблю обязаловок, что шли б они домой – но в ответ получил клятвенные заверения, что ужин со мной является пределом их мечтаний на обозримое будущее и если я их прогоню, то буквально станцую джигу на их счастье. Ну и ладно, мое дело – предложить.

Закинув вещи в номер, побежали на ужин с ребятами из регионального отделения. Местный офис является чемпионом по снижению числа переработок, чем очень гордится. То есть времени начало девятого вечера, в офисе половина народа на местах, а они чемпионы по снижению переработок. Много еще осталось желающих жить и работать в Японии? У меня лично в основном только желание жить, работать тут я соглашусь или максимум на годовой контракт, или если мне предложат контракт на условиях ТК РФ, ну или после лоботомии.


Пока я в Синкансене мирно смотрел сладкие сны, сопровождающая всю дорогу стрекотала, печатая на ноутбуке. В ресторане на ланче, быстренько зачистив тарелки, не сговариваясь, все вытащили ноуты и снова за работу.

Но возвращаясь к хронологии событий – посовещались в офисе. Заодно выяснили, что все присутствующие видят живого русского в первый раз. Потом пара отличников японского труда отправилась с нами на ужин. В традиционный японский ресторан, с низеньким столиком, татами и прочими прелестями. Где я в очередной раз подивился находчивости японцев. Под столом оказалась большая яма, куда полагается опускать ноги, если ты не хочешь выламывать себе колени в традиционной позе, или девушка в короткой юбке, или ну что там еще. И все счастливы – и традиции вроде как соблюдены и никакого неудобства. Ели много и вкусно. Половину названий я даже пытаться воспроизвести не буду, отмечу только окономияки – блин с лапшой и еще много чем – блюдо, которым славится Хиросима, а так же что японцы европейскими предрассудками не страдают – едят в вперемешку рыбу сырую, мясо, птицу, рыбу жареную, всяких прочих морских гадов.


В полночь, когда в животы уже ничего не лезло, а душа требовала продолжения банкета (у японцев принято не сидеть в одном месте, а курсировать по заведениям, особенно когда речь идет о выпивке), отправились к Uncle Kuzo – дядюшке Кузо, где оказался натуральный дядюшка Кузо – высокий крепкий старик, в брюках с подтяжками, рубашкой, галстуком и туфлями – все привет из 20-х годов 20 века. Сам кабачок оформлен в неподражаемой манере, отсылающей к США времен сухого закона. Этакий подпольный бутлегер. Дядюшка виртуозно владел английским – много лет прожил в США. Будете в Хиросиме – зайдите всенепременнейше! Как и многие японские частные заведения – максимум на дюжину-полторы посадочных мест. Дядюшка активно вступал в беседу, учил английским идиомам, периодически наливал «за счет заведения», и вел себя как со старыми приятелями. Потом, правда выяснилось, что он мне в коктейли мешал двойные порции, так как «ну он же русский же все-таки».

Обсудили за тот вечер многое: и вопрос Северных территорий, и американцев на Окинаве, и вопрос взаимоотношения полов и прочего. По результатам встречи все (включая бармена) признались, что меня вначале боялись, так как искренне считали (информация о России, как ни смешно, в основном поступает из американских источников), что русские через одного ненавидят японцев, что мы все такие из себя злобные и мрачные типы, которые сначала выпивают бутылку водки, потом достают автомат Калашникова и начинают мстить. За что? Да неважно, было бы кому! Так что, мол, если русские похожи на меня, то все оказывается неожиданно здорово. Были искренне удивлены популярности Японии в разных ее проявлениях в России.


В итоге в номер я ввалился в 04:00. Японские камрады утром вызывали ненависть своим счастливым и свежим видом. Но потом оказалось, что они так же меня воспринимали.


В качестве культурной программы было выбрано посещение хэйва коэн – парка мира, посвященный атомной бомбардировке Хиросимы. На фотографии выше — единственное уцелевшее в районе ядерного взрыва здание. Вообще место очень спокойное и умиротворенное. Но множество памятников: погибшим школьникам, студентам, девочке, что до последнего вздоха складывала оригами журавлей, в надежде на исцеление, наводит сильнейшую депрессию. Да, эмпатам, знающим историю, может быть тяжело. Но отличная компания быстро привела меня обратно в расположение духа.


Побегал по вокзалу в поисках несъедобных сувениров, но их выбор оказался весьма небогат. Взял себе пару обенто в дорогу (осилил лишь один) и поехал назад, в столицу.


В поезде неожиданно осмыслил, что же меня смущает уже вторые сутки в японских городах, а точнее в том, что я видел. Похоже, что японцы не слышали о термине «типовая застройка», а если и слышали, то применяют его я не знаю где. Есть кое-где здания, похожие друг на друга, но одинаковых я не видел. Что вносит определенное разнообразие, и головой на улицах вертеть не перестаешь.

Транспорт в Токио

Во время своего недельного пребывания в Японии успел попользоваться практически всеми основными видами транспорта. Везде остановки объявляются два раза и указывается сторона выхода ("станция Омотесандо, Омотесандо. Выход на левую сторону"). Почти всегда объявления остановок дублировалось и на английском.


От аэропорта до города ехал на JR экспрессе, о котором уже делился впечатлениями ранее. Расстояние между краем сидения и спинкой предыдущего — ну никак не меньше метра. От Нариты до Токийского вокзала ехал около часа. По поезду курсирует нарядная девочка, торгующая газетами, закусками и напитками. Чемодан можно пристегнуть на кодовый замок в предтамбурном пространстве. Исключительно положительное впечатление от поезда.


На дальние расстояния весьма удобно использовать Синкансен — высокоскоростной поезд с крейсерской скоростью за 200 км/ч. Бывают разного класса и разной стоимостью. Моя поездка Токио-Хиросима-Токио стоила чуть меньше 35 тыс.йен. На платформе стоят таблички, объясняющие соответствие длины поезда, номеру вагона и отметок на платформе.


Можно заранее занять точную позицию для погрузки в вагон. Что характерно, поезд останавливается едва не с сантиметровым допуском.


В Синкансене хитрых креплений для багажа не видел, но люди могли оставить телефон, компьютер и едва не кошелек, отправившись с другой вагон покурить — самая безопасная страна в мире. Но я бы все-таки не рисковал.

Поездка в поезде — не поездка без перекуса. Даже во время поездки в соседний город (минут 10) люди доставали коробки с едой. Еду можно было, как купить в поезде, так и на вокзале, где есть специальные магазины с наборами еды для поезда.


Ну а подкрепившись, можно поспать или занять себя электроникой, благо, розетки подведены к сидениям в непосредственную близость.


От Токио до Хиросимы поезд делал порядка 7 остановок. Во время движения несколько раз проходил контролер, но билеты проверял только у вновь зашедших — то ли запоминал у кого проверил, то ли записывал. Молча открывается дверь, и на пороге в вагон возникает контролер в форме и фуражке. Отвешивает почтительный поклон и тихонько проверяет билеты. На выходе из вагона поворачивается к людям лицом и вновь почтительный поклон, после чего переходит в другой вагон. Точно так же проходит и девушка с тележкой еды/напитков: открывается дверь, почтительный поклон, вкатывается тележка, потом тележка выкатывается в тамбур, а девушка снова кланяется пассажирам.

Поезд некурящий, но на весь состав имеется пара "курительных отсеков" на 4-х курильщиков каждое.


В туалетах все сделано для того, чтобы поменьше хвататься за что-то руками — начиная от подачи воды в умывальнике и слива, до инфракрасного датчика открытия дверей.

Хорошие и удобные поезда — Синкансены.

По улицам города среди обычных малолитражек рассекают каравеллами здоровенные машины — такси. Разных компаний — они бывают разного цвета, но опознаются безошибочно (правда раз я все-таки перепутал и попытался сесть в полицейскую машину, чем привел стража порядка в легкое изумление). Водители в белых перчатках — через раз. Садиться нужно на заднее сидение, так как передняя панель вся увешана терминалами, дисплеями и прочими полезными в таксистких буднях девайсами. Оплата наличными или по карте — строго по счетчику. Чеки выдаются без напоминаний. Внутри салона сидения задрапированы белоснежными кружевными полотнищами. Такси очень, очень много. Ездят разве что не колоннами. Я такое раньше только в кино, когда показывают Манхеттен, видел. Таксисты понимают наш жест — взмах рукой.

Велосипедов много, но на порядок меньше, чем в Берлине, хотя погодные условия были примерно одинаковые, но при этом на несколько порядков больше, чем в Москве. Разнообразием моделей и наличием спец дорожек Токио также уступает Берлину. Безумных мотороллеров на манер сеульских — не видел вообще.



Разными линиями метро владеют разные компании, поэтому и стоимость перемещений и общий стиль могут на разных линиях несколько различаться. Так на одной из линий проехать 8 станций стоит 160 йен, а на другой за три остановки содрали 210 йен. Поезда снабжены множеством ручек-держалок, под разный рост; есть полки для сумок и плакаты, призывающие сумки на эти полки ставить, дабы не мешать другим пассажирам. Сидения мягкие, велюровые. Вагоны сплошь оклеены рекламой, но при этом везде чисто и ничего не изрисовано, не исписано.


В утренние часы некоторые вагоны резервируют специально для женщин. Во избежание, так сказать, "тикан" – хватаний женщин за разные места мужчинами.


Табло, как в московском метро, показывающего, сколько минут назад уехал предыдущий поезд, нет, да оно и не нужно, потому что везде есть таблицы с поминутным указанием того, во сколько должен быть поезд. В совсем ранние и поздние часы поезда ходят нечасто, гораздо реже, чем в Москве. В дневное время почти так же, как и в московском метрополитене.


Зачастую рельсы расположены между платформ, или же (как на Китай-городе, Москва), одна сторона платформы — одна линия метро, а другая — совсем иная. Нужно внимательно смотреть куда идти.

Стоимость поездки варьируется от линии метро и расстояния. Предварительно сверившись со спецсхемой, закидываете необходимое количество монет и получаете билетик, который сохраняется до конца поездки (аборигены используют бесконтактные карточки). Тут же можно взять специальный картонный кармашек, чтобы билет не помялся. А на выходе автомат съедает билет и, если все нормально, выпускает на волю, или же указывает необходимую сумму к доплате, если вы вдруг проехали больше, чем оплатили. Разницу можно погасить в рядом стоящем терминале. Бить, штрафовать и тащить в полицию никто не будет.


Спускаясь с улицы в метро, особенно там, где соединяются несколько станций, нужно быть готовым к тому, что до искомого входа в само метро придется идти несколько сот метров. Переходы широченные, светлые и отлично вентилируемые и это учитывая, что в них толково размещены магазины, кафе и прочие полезные вещи.


При этом верно и обратное — разные выходы разнесены друг от друга на сотни метров, но они предусмотрительно пронумерованы и подписаны. И указывая адрес, очень часто конкретизируют номер выхода.

В кабинке машиниста последнего вагона сидит специально обученный человек, который, убедившись, что все зашли-вышли, подает машинисту сигнал к отправлению. В самые часы пик я не попадал, поэтому подтвердить/опровергнуть городские легенды о сотрудниках метро, в белых перчатках, впихивающих людскую массу в вагон — не могу.

Как и в Берлине, в Японии есть сеть городских электричек, которые достаточно плотно связаны с линией метро, но при этом являются независимой составляющей, на которой можно легко уехать сильно за пределы города. Отличаются конструкцией вагона, большей дистанцией между остановками, и зачастую их маршрут проложен не под землей.


Лифты и эскалаторы чуть более, чем почти все заботливо тренькают, разговаривают голосом, выдавая всякие полезные для незрячих людей сообщения, предупреждения и инструкции. Лифты даже предупреждают об открытии/закрытии дверей.

На обычных автобусах не ездил, но использовал лимузин-автобус-экспресс от Токийского вокзала до аэропорта Нарита. Стоимость 3000 йен. Служащий компании заботливо укладывает чемодан в багажный отсек. Водитель в белых перчатках выясняет, какой авиакомпанией летите, чтобы высадить у нужного входа в терминал. В дождь дорога заняла 1 час 10 минут.

Тоже весьма комфортно, хотя мне немного больше понравился JR-экспресс. Но на автобусе получилась неплохая обзорная экскурсия по городу, только без гида.

У одного коллеги увидел хитрую систему — в спецприемник автомобиля заряжается кредитная карточка, с помощью которой можно совершать различные оплаты: парковок, платных автодорог и т.д., лишь снизив скорость до 20 км/ч, то есть буквально на ходу. И никаких высовываний из окна машины по пояс, чтоб скормить автомату денег. Кажется, таким образом без лишних телодвижений даже топливо оплачивать можно. Я о таком даже не слышал, но судя по тому, как сильно удивило японцев мое удивление — дело для них давно привычное и обыденное.

Есть разветвленная система "речных трамвайчиков", очень удобных как и для обзорных экскурсий системы "вид с воды" так и чтобы добраться до какого-нибудь из островов в Токийском заливе. Но я их оставил на следующий раз.

Несмотря на шокирующее и, быть может, пугающее первое впечатление Токийская транспортная система при всей своей колоссальности весьма продумана и обладает своей логикой. Даже не владея японским или английским языком, но умея прочитать латинские буквы на английский манер и вслушиваясь/вчитываясь — можно использовать без особых проблем. Служащие, если их попросить, активно сотрудничают и помогают. И хотя изъездил Токио за пару дней вдоль и поперек — ни разу не заблудился и не испытал никаких затруднений.

Асакуса и Каппабаши, Токио


Субботним утром посетил район Асакуса, где расположен крупный и старый храмовый комплекс. Вообще он буддисткий, но с изрядной примесью синтоизма. А синтоисткие храмы имеют буддисткие черты. К религии в целом японцы относятся с почтением, но без бурного фанатизма.

За решетками по сторонам от ворот сидят духи/божки призванные всех впускать, никого не выпускать не допускать входа людей с недобрыми мыслями. На меня даже не покосились. Да, многие персонажи изображаются в Японии с зверскими лицами. Определить кто хороший, а кто плохой парень на первый взгляд сложно, а иногда просто невозможно. Но есть хитрость – хорошие парни красные, а в синий цвет раскрашены негодяи.


За первыми воротами оказалась улочка, забитая народом, по обеим сторонам которой теснились магазинчики сувениров, лавки с едой и еще какой-то мелочью, которые по приближению к храму сменялись на лавочки, торгующие предметами культа и защитными амулетами.


То тут, то там виднелись то ли храмовые постройки, то ли другие храмы чином поменьше.


Уже после лестницы, перед самим входом в храм толпилась куча людей и слышался звон монет. Я уж грешным делом подумал, что за вход берут деньги, но оказалось, что там стоит здоровенная бетонная емкость, в которую верные прихожане кидают мелочь и молятся. Обойти их и тихонько пройти без монетарных взносов не возбраняется. В храме шла служба/месса/обряд (?), вместо колокольного перезвона был барабанный перестук, священник замер лицом к символам, спиной к народу. Фотографировать никто не мешал, бдительные буддисткие старушки за руки не хватали и змеями не шипели.



И потом я пошел в сторону Каппабаши — моста Капп. Каппы вроде как считались крутыми поварами, может это послужило тому, что район полностью отдан под магазины, торгующие всем, что только может понадобиться для кафе/ресторанов, от папочек для счетов до украшений и профессиональных инструментов. Где я и приобрел себе три классных ножа из нержавеющей стали от Камата. Друзья мои, я лучше ножей в руках не держал. Денег стоят немало, но стоят до последней йены. Здесь нет попсовых готовых ножевых наборов для ленивых хозяев. Здесь много серьезного инструментария. Также сюда стоит направить стопы, если есть желание накупить настоящей посуды и прочей кухонной утвари, а не поделок для туристов.


Собственно сам Каппа. На ленте лозунг, посвященный месячнику противопожарной обороны. Каппы с ума с ходят по огурцам, потому в меню даже московских ресторанов можно легко найти каппа-маки — роллы с огурцом.


Ясукуни, Токио


Храмовый комплекс Ясукуни, сердце и оплот японского милитаризма. Когда кто-то из высших должностных лиц его посещает — это вызывает истерику у соседних стран: "Японская военщина поднимает голову!".


Япония, хотя и воевала много и со вкусом, проиграла всего одну войну за всю свою историю — Вторую мировую. И при этом самураи периодически занимались активным внешним туризмом, да так, что иных азиатов до сих пор передергивает.


Многие ошибочно полагают сакурой символом Японии. На самом деле символом является хризантема — цветок Императорского Дома.

Памятник камикадзе — священному ветру, из-за которого храм часто называют храмом камикадзей, на самом деле это храм всех японцев, умерших за Японию и Императора.


Основное орудие "труда" камикадзей — самолет Митцубиси Зеро. К нему прикручивали бомбы, пилот пел гимн, выпивал сакэ — от и за славу Императора и летел топить американские корабли. Акты самопожертвования с целью отправить побольше врагов в страну вечной охоты были многочисленными и разными.



На территории комплекса находится музей за отдельные деньги со всяческой военной техникой и не только. А также чудесный магазин для приобщения детишек к гордости предками — детские катаны, игрушечные корабли Ямато, униформа, сласти-такие-же-как-ели-солдаты-на-Иводзиме, картинки с прекрасными видами Японии и прочие сувениры с военной символикой или как минимум с императорской хризантемой.

Не смотря на мой совсем неяпонский вид, служащие столь чудесного места демонстрировали откровенное дружелюбие. Единственный раз только меня с точки напротив центрального входа в сам храм согнал полицейский, когда я там с фотоаппаратом пристроился, позже я узнал — что центральная ось всего комплекса — это дорога богов. Люди даже через центр ворот не должны проходить.


Акихабара, Токио


Представьте себе легендарную "Горбушку", только умноженную в 100-500 раз. Представили? А теперь кучу игровых клубов, тысячи их — Сега, пачинко (вроде наших заведений с игровыми автоматами). Добавьте магазины для отаку — фанатов аниме. Ну и еще по мелочи всякое: сотни кафе, клубов и прочего. Вот примерно это и есть Акихабара. Город в городе, с собственной субкультурой, которая не всегда понятна даже остальным жителям Токио.


Среди иностранцев Акихабара пользуется известностью в первую очередь своими магазинами электроники, здесь можно с серьезными скидками купить топовые модели или подержанные. Но не только: одежда. косметика, всяческая утварь — все нашло свой прилавок.


Здесь же расположено множество мейд-кафе. С девочками, наряженными в форму горничных и относящимися к Вам, словно вы наследный принц Императорского дома. Кэйго — почтительная речь — льется потоком, подача коктейля превращается в маленькое шоу под пение гимнов про вашу честь. На неподготовленную иностранную психику может оказать мощное воздействие даже без знания языка. Конечно, весь кайф можно словить, лишь зная японский_ иначе все хвалебные эпитеты для вас будут звучать как "ня-ня-ня, кудасай" — а это не айс. Но для общего развития можно и даже нужно зайти разок.


В магазинах Duty Free можно купить технику в экспортном варианте и с английской инструкцией. Покупая в обычном магазине, рискуете купить аппарат только под 100 вольт и бегайте потом, трансформаторы ищите. Кстати, я себе приобрел тут агрегат со страшным названием суиханки — на деле же рисоварку с функцией готовки на пару, выпекания и еще чего-то. Вещь! Простая в управлении как кусок арматуры, но творит истинные чудеса. Рисоварку нужно везти из Японии в обязательно порядке!

Ну и сразу — хозяйке на заметку: российский рис, максимально приближенный к японскому — "Кубанский". Днем район оживленный, но это меркнет перед реками людей, что заливают его с наступлением темноты. Отовсюду раздается музыка, крики зазывал, звон пачинко — залов игровых автоматов, вопли персонажей аниме — вообщем полный хаос, но по-японски организованный хаос, подчиненный своей логике, пусть и не всегда заметной на первый взгляд.


Возникают сцены, где выступают юные дарования, собирающие приличные толпы. Да-да, у этих девушек за спинами висят катаны – вот такой вот у них сценический образ.


Акихабару нужно непременно посетить, причем 2 раза: днем — для шоппинга и ночью — для души.

Онсен на Одайбо, Токио


На Одайбо — острове в Токийском заливе — есть совершенно изумительное место — онсен (горячие источники). Ну вообще-то в Токио своих горячих источников нет, так что этот онсен по сути своей симуляция.

Здоровенный комплекс, выполненный в духе старинного квартала развлечений. На входе сразу встречает предупреждающая табличка:


При всей своей любезности, к этому правилу японцы относятся крайне серьезно. Так что так. Японцы считают татуировки членовредительством и уделом умалишенных или же якудзы — мафии. И тем и другим не место в приличных местах.

На входе снимаешь обувь и прячешь ее в ящичек под ключ. Заносишь деньги в кассу, получаешь юката — легкое хлопковое кимоно и пояс (и то и другое на выбор из трех расцветок для мужчин, женщин и детей). В раздевалке прячешь мирскую одежду, облачаешься в юката и все — можно наслаждаться жизнью с 11 утра до 09 утра следующего дня. По слухам, на ночь можно получить и матрас, чем многие служащие, задержавшиеся допоздна в офисе и пользуются, так как стоит онсен на порядок дешевле самого дешевого капсульного отеля.

Центральное пространство – а-ля уличная площадь, по периметру которой располагаются кафе-рестораны, всяческие развлечения. В центре помосты для актеров и певиц — все в национальном стиле. Есть косметические и массажные процедуры. Все дополнительные оплаты производятся по штрих-коду на ключе от шкафчика с одеждой. Потом на выходе при сдаче ключа производится окончательный расчет.


Желающие же приступить водным процедурам проходят в еще одну раздевалку, где получают пару полотенец, убирают юката в еще один шкафчик под ключ и проходят, собственно, в само сердце заведения. Душевые в онсенах как правило сидячего типа. После гигиенических процедур можно наконец опуститься в бассейн с горячей водой, коих тут с полдюжины штук: разных по температуре и, кажется, по хим. составу. Есть еще отдельный бассейн под открытым воздухом в маленьком садике. Представьте: ночное небо, вокруг в нежной подсветке карликовые сосны, слива и прочая японская флора, ветер доносит легкий шум моря и его запах, а вы нежитесь в бассейне с горячей водой под тихие звуки национальной музыки — красота неописуемая. Для желающих есть отдельный массажный кабинет и сауна.


Я пробыл там всего 4 часа, как мгновение. В следующий раз планирую просидеть весь день. Сауна, бассейны, вкусная еда, массажи и кругом стайки японок в национальной одежде. Отдыхаешь и душой и телом.

Улицы Токио

Много фоток, мало текста. Улицам Токио посвящается.

Вид с 17 этажа, здание в районе Яэсу. Башня — самое высокое в мире сооружение, более 600 метров. кажется.



Иногда расстояние между домами — символическое.



Улицы делового района практически безлюдны в выходные.



На улицах курить нельзя! (зато во всех кафе-ресторанах можно)



Ну... почти нигде нельзя. Исключительно очень редко встречаются вот такие вот места для курения на улице.



И даже канализационные люки украшены цветочками.



Если не обманули, то в том домике с башней располагался то ли генштаб, то ли вроде того.



Как и везде, спортивные центры приспосабливают для концертов.



Административный центр — район Синдзюку, здесь здания мэрии: 2 штуки, этажей по 50 где-то (не на фото).



Вид на Токио с высоты 35 этажа здания мэрии.


Телефонные будки обеспечивают доступ людей с ограниченными возможностями и позволяют им и детям использовать аппарат без дополнительных гимнастических упражнений.



Традиционное фото — кошмарный сон электрика. Так почти везде в Ю-В Азии.



По центру: довольно-таки типичный типаж девушек, слава Будде, не доминирующий. Обратите внимание на вывернутые коленки.



Бонус-трек: современная агитация, Токио


В здании мэрии висит плакат, призывающий нелегалов, в том числе и просто людей с просроченными визами, сдаться властям и покаяться. Мол, даже штрафовать не будут, только депортируют и на год забанят от въезда в Японию.

Подписывайся на наш канал в Telegram

Комментарии
Goblin рекомендует создать сайт в megagroup.ru


cтраницы: 1 | 2 всего: 155

_matt_
отправлено 27.08.11 05:17 # 1


Знатный, интересный отчет. Пока осилил только четверть, глаза слипаются - завтра дочитаю.


abc
отправлено 27.08.11 05:17 # 2


Отличный мануал! А где язык учил, если не секрет?


SaintManiac
отправлено 27.08.11 05:17 # 3


Класс. "Непутёвые заметки" отдыхают.


Astar
отправлено 27.08.11 05:31 # 4


Отличное описание. С удовольствием почитал и посмотрел фотки.
Сам имею желание съездить в Японию в качестве туриста, правда, жаба поддавливает - уж больно там все дорого.


tsoka
отправлено 27.08.11 06:28 # 5


Здорово! Спасибо, прочёл с интересом!


Vader
отправлено 27.08.11 08:15 # 6


> русские через одного ненавидят японцев, что мы все такие из себя злобные и мрачные >типы, которые сначала выпивают бутылку водки, потом достают автомат Калашникова и >начинают мстить. За что? Да неважно, было бы кому!

Да, я такой!!!


holodilnik
отправлено 27.08.11 08:36 # 7


Камрад, очень интересно! Спасибо большое.


Аблакат
отправлено 27.08.11 08:41 # 8


Отличная заметка. Сам регулярно планирую сгонять в качестве туриста, и каждый раз что-то срывается.


Serg_dm
отправлено 27.08.11 08:47 # 9


Очень обстоятельно и интересно. Спасибо!


Akson
отправлено 27.08.11 09:11 # 10


Очень интересно, спасибо!


G-git
отправлено 27.08.11 09:29 # 11


С удовольствием почитал, спасибо. Особо отметил отсутствие несмешных заходов Nikolaitch-style. Толково и по существу, как в Японии побывал.


Honim
отправлено 27.08.11 09:39 # 12


Эээх!
[бьет ушанкой оземь]
Где тут ближайший рейс в Японию?


ненаркот
отправлено 27.08.11 09:53 # 13


Все верно. Сам был, подтверждаю. Тока, от себя хочу добавить, всех красивых и самое главное с прямыми ногами японок нам уже показали впорнофильмах. В природе данные экземпляры не встречаются!


PARADOX2904
отправлено 27.08.11 09:53 # 14


Потрясающее повествование! Огромное спасибо!


Navyrat
отправлено 27.08.11 09:53 # 15


Интересно и познавательно.Молодец!Особенно мой любимый кулинарный раздел)


!Rk Spitfire
отправлено 27.08.11 09:53 # 16


> русские через одного ненавидят японцев, что мы все такие из себя злобные и мрачные >типы, которые сначала выпивают бутылку водки, потом достают автомат Калашникова и >начинают мстить. За что? Да неважно, было бы кому!

Надо полагать, русские чего-то там требуют у японцев? Охуели бля уже в конец.


Доктор Локк
отправлено 27.08.11 09:53 # 17


Спасибо, познавательно. После того как начал читать в твиттере @japanreports, очень интересно узнавать про японскую культуру и быт. Многое как на другой планете.


pberest
отправлено 27.08.11 09:53 # 18


был в Японии 5-6 раз,впечатления строго положительные,причем не меняется это впечатление не взирая на время. первый раз был в 95м,последний в прошлом году. Чудная страна,почему-то именно там,чувствуешь себя человеком..подтверждаю все сказанное Дмитрием))


Nidhaegg
отправлено 27.08.11 09:53 # 19


Кому: Honim, #12

Лучше лететь JAL (Японские авиалинии), если из Москвы. Цены ниже (не всегда, но часто случается), кормят вкуснее, сервис лучше - в сравнении с отечественным перевозчиком на букву "А."


i7pu3pak
отправлено 27.08.11 09:55 # 20


Интересно, спасибо.


Nidhaegg
отправлено 27.08.11 09:55 # 21


Всем спасибо за отзывы!


Nidhaegg
отправлено 27.08.11 09:55 # 22


Кому: abc, #2

Совсем не секрет. У японца уже лет 11 живущего в Москве.
Интересует изучение японского?


Nidhaegg
отправлено 27.08.11 09:55 # 23


Кому: Astar, #4

Если знать "что, где и как", то можно существенно сократить расходы. Турфирмам дешевые варианты не интересны. А индивидуально - самая большая проблема с оформлением визы. Японцы требуют, едва не по часа расписанной программы посещения.


Nidhaegg
отправлено 27.08.11 09:55 # 24


Кому: SaintManiac, #3

Не ставил себе задачи кого-то переплюнуть, но спасибо большое!


Nidhaegg
отправлено 27.08.11 09:55 # 25


Всем поблагодарившим:
спасибо за отзывы, рад, что понравилось.


Nidhaegg
отправлено 27.08.11 09:55 # 26


Кому: Vader, #6

Ненавидишь японцев или любишь по пьяни пострелять? (смайл)


Sealer
отправлено 27.08.11 10:16 # 27


Кому: Nidhaegg

Очень круто, спасибо.
А не осталось ли фоток оттуда в портретном стиле?


Ummon
отправлено 27.08.11 10:16 # 28


Спасибо, интересно.


Vandal
отправлено 27.08.11 10:16 # 29


Спасибо! Очень, очень понравилось!


AdvKSI
отправлено 27.08.11 10:16 # 30


Спасибо, очень интересно! Жена мечтает слетать в Японию, так что однажды и мы отправимся) Интересно как оно там сейчас, после цунами то...


Erehjr
отправлено 27.08.11 10:25 # 31


А я чего-то слышал, что в Японии популярен русский язык и активно интересуются нашей же культурой.
Врут, или имелись ввиду только "планы потенциального противника"?


Mister M
отправлено 27.08.11 10:26 # 32


Отличный отчёт.Надо учить Язык и копить бабло.



Ути/Пути
отправлено 27.08.11 10:41 # 33


Кому: Nidhaegg

>Япония с легкостью выполняет требования обеих теорий с легкостью и такими результатами

Два раза "с легкостью", камрад.


EFR
отправлено 27.08.11 10:51 # 34


Хорошая заметка. С удовольствием прочитал. Спасибо.


Astar
отправлено 27.08.11 11:03 # 35


Кому: Nidhaegg, #23

> Если знать "что, где и как", то можно существенно сократить расходы

Если навскидку, сколько нужно брать с собой в Японию на "карманные расходы"? (т.е. не считая гостиницы и перелета)

Кому: Mister M, #32

> Надо учить Язык

Учить японский - палево)) Неужели английского не хватит?


Zx7R
отправлено 27.08.11 11:25 # 36


Понравилось. Японцы - инопланетяне!


Dr Stain
отправлено 27.08.11 11:25 # 37


оригато. Вот в Японии ЦИВИЛИЗАЦИЯ. Современные технологии всюду.


Игорь Сибирский
отправлено 27.08.11 11:33 # 38


Кому: Nidhaegg

Прочитал с интересом. Мне понравилось. Спасибо!


Игорь Сибирский
отправлено 27.08.11 11:35 # 39


Кому: G-git, #11

> Особо отметил отсутствие несмешных заходов Nikolaitch-style.

А я вот особо заступлюсь за Николаича.
Если они несмешные конкретно для тебя, это не значит что они несмешные для других.


Лакандон
отправлено 27.08.11 11:39 # 40


Добросовестно прочел. Сначала хотел вручить автору почетный диплом целователя хризантем и как-нибудь отобрать обратный билет в РФ, потом передумал.
Интересуют вопросы:
1. Каково с японцами в бизнесе?
2. Почему нет школьниц в матросках?
3. Что японцы говорят за Фукусиму?


Charon
отправлено 27.08.11 12:17 # 41


Спасибо, камрад, очень любопытно!


DA118
отправлено 27.08.11 12:45 # 42


Очень хорошая заметка. Спасибо, камрад!


СанычЪ
отправлено 27.08.11 12:59 # 43


Спасибо, познавательно. Фотки здоровские.


sherl
отправлено 27.08.11 13:03 # 44


Спасибо, очень интересно!


СанычЪ
отправлено 27.08.11 13:10 # 45


"...Японцы считают татуировки членовредительством и уделом умалишенных или же якудзы..." Вот здесь не все понятно. Как японцы могут так считать, после того, как они же сделали огромадный вклад в искусство той же татуировки? Если ничего не путаю, существует даже отдельный стиль- японский. [ чешет репу, шевелит бровями ]


Doom
отправлено 27.08.11 13:13 # 46


Очень интересно, отч0т - мега, спасибо!

Два вопроса, и оба про еду :)

> миску полную мяса, риса и лапши

Насчёт скуса - как оно, вкусно? Ни разу не видел рис и лапшу в одном флаконе :)

http://static.oper.ru/data/site/tokyo16.jpg

Что в бутылочке с надписью "Бурбон"?


Doom
отправлено 27.08.11 13:16 # 47


Кому: Игорь Сибирский, #39

> А я вот особо заступлюсь за Николаича.
> Если они несмешные конкретно для тебя, это не значит что они несмешные для других.

Согласен, Николаич отлично пишет. Если все будут писать одинаково, херня какая-то получится унылая.


Mumitroll
отправлено 27.08.11 13:34 # 48


с ностальгией прочитал, хехе. впечатления как у меня самого тогда, 11 лет назад. с тех пор лоск чуток пообветрился - туристом на недолгое время всетаки получаешь наилучшее возможное впечатление о Японии, в реальной жизни оно все более сурово - но тем не менее, при каждой возможности все еще рвусь обратно. при прочтении отчетов про Акибу (Акихабару) вообще хочется сразу идти покупать билет на самолет, так мне ее тут не хватает :/

нормальной изакаи или кайтензуши тут тоже нихрена нет... да и сервис злобный и невежливый... не, ну ее нафиг эту Швейцарию /идет покупать билет на самолет в Токио где-нибудь на ноябрь

еще, если кто не намылил, сильно рекомендую в компании неженатых мужчин-японцев прошвырнуться вечерком по Кабуки-чо (это восточная часть Шинджуку, недалеко от муниципального здания где ты уже был) или по Гиону в Киото. впечатления будут - на всю жизнь :)


Mumitroll
отправлено 27.08.11 13:59 # 49


Кому: Лакандон, #40

> 1. Каково с японцами в бизнесе?

в целом - хорошо. народ пунктуальный, обязательный, и делает скорее больше чем обещал. хотя зацикленность на мелких деталях может иногда доставать, но это думаю скорее когда ты что-то делаешь для них а не они для тебя, у меня-то наоборот было в основном.


> 2. Почему нет школьниц в матросках?

да есть они, есть. море их. он их просто наверно не фотографировал из вежливости :)
но сразу предупреждаю - в реале ето не аниме. реальная среднестатистическая японская школьница - темноволосая, темноглазая, маленькая, с кривыми ножками, и (обязательное) сейфуку на ней висит как мешок. девушки лет 20-25 одеваются обычно намного интереснее и более вычурно.



> 3. Что японцы говорят за Фукусиму?

"taihen desu ne" в массе своей :) т.е., ай-яй-яй как все нехорошо. а так, у конкретных граждан мнения разные, но большинство очень недовольно правительством и руководством Tepco - почему собсно Кан только что ушел в отставку.


Mumitroll
отправлено 27.08.11 13:59 # 50


> Насчёт скуса - как оно, вкусно? Ни разу не видел рис и лапшу в одном флаконе :)

вкусно, вкусно. нихонская кухня вообще рулит - такое разнообразие и масса всего, что перепробовать на пару недель даже по одному разу нереально.


> Что в бутылочке с надписью "Бурбон"?

повернуто стороной поэтому не видно всю надпись - спереди написано "по-настоящему вкусное горячее.. " а с полу-повернутой стороны по-моему "какао" :) но может быть и чай. таких бутылочек 100500 миллионов и продается в них все что угодно.


Doom
отправлено 27.08.11 14:15 # 51


Кому: Mumitroll, #50

> вкусно, вкусно. нихонская кухня вообще рулит - такое разнообразие и масса всего, что перепробовать на пару недель даже по одному разу нереально.

[с ненавистью смотрит на холодильник, забитый дошираком]

> повернуто стороной поэтому не видно всю надпись - спереди написано "по-настоящему вкусное горячее.. " а с полу-повернутой стороны по-моему "какао" :) но может быть и чай. таких бутылочек 100500 миллионов и продается в них все что угодно.

Ага, понял, спасибо.


СбитыйНадБалтикой
отправлено 27.08.11 14:33 # 52


Толково, заинтрегован.


Talan
отправлено 27.08.11 14:35 # 53


Кому: Nidhaegg, #0

> Решительно, японцы – лучшие попутчики.

Но ведь тогда полет проходит совершенно в безжизненной атмосфере!!! Эх, тварец Гришковец не подал бы тебе руки!

ЗЫ. Заметка отличная!


XpoM
отправлено 27.08.11 14:37 # 54


Фотографии - отличные, заметка - отменная. Спасибо


Kroky
отправлено 27.08.11 15:02 # 55


Спасибо за заметку: очень познавательно :)


[SMeK]
отправлено 27.08.11 15:02 # 56


> В Токио я вернулся в 22:00, [там] меня [там] ждало...

Один "там" нужно убрать.


Boroda_OCX
отправлено 27.08.11 15:02 # 57


И всё же они претендуют на Курилы...


Copain
отправлено 27.08.11 15:13 # 58


Кому: СанычЪ, #45

> "...Японцы считают татуировки членовредительством и уделом умалишенных или же якудзы..." Вот здесь не все понятно. Как японцы могут так считать, после того, как они же сделали огромадный вклад в искусство той же татуировки?

Как я понимаю, татуировки вообще мало где считаются уделом приличных людей.
Например, в Таиланде и Камбодже если у женщины есть тату - это практически однозначно говорит о том, что она проститутка. Или бывшая проститутка.
Приличные мужики из порядочных семей тоже никогда не будут делать себе тату.
Все так же: тату - это удел психов или мафии. Ну или тупых подростков, которые косят под мафию.

Но при этом тату-индустрия тут развита мама не горюй. Есть специальные монастыри, специализирующиеся на тату, есть фестивали тату, есть миллиона тату-салонов...
Видимо, умалишенных, тупых подростков и еще более тупых туристов предостаточно.


Lars
отправлено 27.08.11 15:39 # 59


Обязательно надо будет посетить. Очень уж интересная страна.


[SMeK]
отправлено 27.08.11 15:39 # 60


Дочитал, кайф. Спасибо :)


hitman77
отправлено 27.08.11 15:40 # 61


Отличная заметка!


Copain
отправлено 27.08.11 16:04 # 62


Автору заметки - респектище!
Отлично!


HOHOL
отправлено 27.08.11 17:01 # 63


Получил огромное удовольствие от прочтения. Спасибо!


Vers
отправлено 27.08.11 17:19 # 64


Охуенно, чо.


jamall
отправлено 27.08.11 17:51 # 65


Кому: Nidhaegg

Камрад, а можешь прокомментировать феномен японской рекламы, откуда весь этот пиздец берется?


Лурье
отправлено 27.08.11 17:59 # 66


Отличная заметка! Хотим исчо!!!
:)


Snusmymrik
отправлено 27.08.11 19:44 # 67


Заметка понравилась. И фотографии интересные, только мало. :)


PeSiKoT
отправлено 27.08.11 21:19 # 68


Отлично!

А визу сложно получать?


ChuKee
отправлено 27.08.11 22:08 # 69


отличный отчот.
дочка всё туда хочет съездить.
но всё таки епонцы - такие епонцы ))


vygodskiy
отправлено 27.08.11 22:22 # 70


> Традиционное фото — кошмарный сон электрика.

Это из-за сейсмоопасности региона. Под землю - это опасно зарывать.

> Ну... почти нигде нельзя. Исключительно очень редко встречаются вот такие вот места для курения > на улице.

Сам курю, поэтому в Японии приходилось изворачиваться, в основном в Токио. В других городах проще.
Первые три дня думал, что Япония заборола курение. Искал вот такие места специальные. Потом начал вникать в ситуацию и разобрался что и как.
У большинства мест массового скопления, например, крупных станций, магазинов есть закоулки для курения, которые никак не обозначены. Там и курят.
Когда я впервые попал в такое место, я испытал шок от количества народа. Причем там дуют начиная от стариков и заканчивая мамами с грудничками на руках. Натурально, сидит молодая японка с грудничком, а вокруг туман из табачного дыма. Ротация в таких местах огромная, но плотность постоянно приличная.
Ну и когда, я отстоял очередь в токийском Диснейленде в зону курения и покурил там в полном мраке, то возникла мысль, что забороли курение как-то не так.


Numanser
отправлено 27.08.11 22:22 # 71


> Если не обманули, то в том домике с башней располагался то ли генштаб, то ли вроде того.

Задавал вопросы типа - имя, звание, где ваш штаб?


Numanser
отправлено 27.08.11 22:22 # 72


> Традиционное фото — кошмарный сон электрика.

Воистину кошмар =)


ВКП(б)
отправлено 27.08.11 22:22 # 73


Кому: Dr Stain, #37

> Вот в Японии ЦИВИЛИЗАЦИЯ.

Это есть то чем наши либерасты будут постоянно козырять при любом удобном случае, мол в Японии (Франции, Швейцарии) капитализом, и всё в шоколаде, а у нас наследие самизнаетекого и поэтому полная ж.. Так давайте же отринем ненавистное прошлое и заживём как цЫвилизованные люди. Э-эх,ну почему нельзя чтобы их модерн совместить с социализмом советского образца.

А по теме вопрос к камраду Nidhaegg: как у них там с синематографом, какие фильмы предпочитают, местного производства али богопротивную голивудщину. И удалось ли завербовать в камрады кого нибудь из местных изучающих русский язык .


vaeltaja
отправлено 27.08.11 22:34 # 74


необходимо срочно отдать Курилы и ввести в школе обязательные поклоны, минимум на 5 учебных часов в неделю!


PARADOX2904
отправлено 27.08.11 22:44 # 75


Кому: Mumitroll, #48

> еще, если кто не намылил, сильно рекомендую в компании неженатых мужчин-японцев прошвырнуться вечерком по Кабуки-чо (это восточная часть Шинджуку, недалеко от муниципального здания где ты уже был) или по Гиону в Киото. впечатления будут - на всю жизнь :)

А можно развернуть? :)


gornostai
отправлено 27.08.11 22:44 # 76


Давно хочу в Японию съездить! Денег накоплю, обязательно поеду.


Добрый Фей
отправлено 27.08.11 22:46 # 77


Кому: Nidhaegg

На предпоследней фотке япошка идет по улице в респираторе. Там что, мода такая ?


Кровавый Инк
отправлено 28.08.11 02:00 # 78


Кому: Добрый Фей, #77

> На предпоследней фотке япошка идет по улице в респираторе. Там что, мода такая ?

Чтобы не заразиться. Или не заразить. В Москве, в метро в частности, в период активных буйств разных сезонных заболеваний тоже множество людей в респираторах ходят. По тем же причинам.


Добрый Фей
отправлено 28.08.11 02:21 # 79


Кому: Кровавый Инк, #78

- Будьте любезны, наденьте дыхательные аппараты.

- Зачем? У вас хороший воздух.

- Именно поэтому.
(с)


Parkanoid
отправлено 28.08.11 02:28 # 80


Отличный отчет. Спасибо


ALEX_61
отправлено 28.08.11 02:39 # 81


Отличный рассказ, прочитал с удовольствием.


Piter
отправлено 28.08.11 02:44 # 82


пока не очень разобрался-где и как на сайте увидеть сразу полный список заметок о поездках?каждый раз приходится совершать хитрые и многочисленные клики мышкой по разделам!
Дмитрий Юрьевич,непорядок...


Dolphinchik
отправлено 28.08.11 03:51 # 83


Я обажаю Японию, уважаю японцев и всегда мечтала там побывать, увидеть как цветет Сакура и посмотреть на Фудзияму. Я сама с Камчатки, знаю что такое землятрясения, вулканы, эта природа и .. работая в японской компании программистом, очень многое для себя подчеркнула. Всегда мечтала побывать в Токио и именно для того чтобы увидеть как сочетаются высокие технологии с вековыми традициями. Да, в Питере можно бесконечно ходить по музеям, паркам, дворцам. А в Японии я именно хотела увидеть их быт.. умные, мужественные, с богатой культурой, ценящие каждый сантиметр земли на которой живут. Я их просто безгранично уважаю!!!

За статью большущее спасибо!


Ageres
отправлено 28.08.11 08:06 # 84


Отличная статья!
Интересующимся современной Японией могу рекомендовать хорошую книгу Александра Прасола "Япония. Лики времени". Прочитал на одном дыхании.


stepnick
отправлено 28.08.11 08:41 # 85


Очень интересно! И написано отлично. Спасибо!


Copain
отправлено 28.08.11 09:47 # 86


Кому: vygodskiy, #70

> Это из-за сейсмоопасности региона. Под землю - это опасно зарывать.

Это ты сейчас мегаатомно пошутил.
В Таиланде и Камбодже никакой сейсмоопасности даже близко нет, однако провода вешают так же, и даже хуже.
Это у них от лени природной азиатской.
Ежели какой-то провод выходит из строя, то не ищут, где именно это произошло, чтобы починить. А просто вешают новый. Вот и возникают пучки проводов такой толщины, что по ним свободно гуляют взрослые люди.


Zverь
отправлено 28.08.11 09:58 # 87


Прекрасный отчёт. Спасибо!


anti-gop
отправлено 28.08.11 10:36 # 88


Было очень интересно почитать. Аригато!


CompCon
отправлено 28.08.11 11:23 # 89


> Так я купил обенто (коробку с едой на вынос) в поезд, пока отчитывал 5 монет, его подогрели, красиво упаковали и, когда я поднял глаза и протянул деньги, продавец уже, почтительно согнувшись, протягивал мне покупку. И чувствуется, что никого это не напрягает. Служащие барабанят формулы вежливости на автомате, точные, спокойные, но уверенно-быстрые движения — покупаешь воду из холодильника – тебе тут же оботрут от конденсата бутылку, покупаешь горячий напиток – моментально навернут на него салфетку, чтоб не обжегся, что-то купил с собой, пока моргнул – красиво упакуют в фирменную бумагу.

Но ведь это все как-то не искренне, механически, пластмассово по-американски. Или в силу ЯВЯ никакое "аригато" от "пшел нах, багуей (или как они там в Японии величают бледнолицых и тех же айнов)" не отличить?


Olnis
отправлено 28.08.11 11:26 # 90


Отчет хорош! Спасибо автору.


dimdya
отправлено 28.08.11 11:46 # 91


Огромное спасибо с поклоном за подробнейший отчет!


Ageres
отправлено 28.08.11 11:49 # 92


Кому: CompCon, #89

> Но ведь это все как-то не искренне, механически, пластмассово по-американски.

Кстати, работа в сфере обслуживания в Японии - большой стресс. Клиент может оскорблять продавца, а тот имеет право только смиренно кланяться.


Nidhaegg
отправлено 28.08.11 12:16 # 93


Ввиду ограничения на 7 комментов в час - отвечаю пакетным методом (смайл)

Кому: ненаркот, #13

Встречаются, еще как встречаются! Но вот выявил общую проблему у японок - слишком многие не ходят а натуральным образом - шкандыбают. Никаких "походка от бедра". Стоит - вроде нормальная девчонка, но только сделает пару шагов - аж передергивает - чисто триллер


Кому: Sealer, #27

В портретном стиле - вертикального расположения? Или с портретами аборигенов?


Кому: AdvKSI, #30

После цунами там все хорошо, если не лезть в район АЭС. В Токио - полный порядок, Хиросима и прочие - вообще отлично!

Кому: Erehjr, #31

В целом не врут только у нас в центральном офисе - десятка два японцев великолепно владеющих русским языком. И это при том, что РФ - далеко не самый важный торговый регион для нашей компании.
Больше ради торговли учат. Но если порыться в Живом Журнале можно нарыть не мало журналов японцев пишущих на русском языке. Просто им нравится наша страна.

Кому: Ути/Пути, #33

Недоглядел. Спасибо.

Кому: Astar, #35

Ну трудно сказать. Смотря какие запросы, камрад. Перекусить можно за 700 йен, неплохо перекусить за 1000, плотно перекусить за 1500 йен. А можно и попить кофе на 5000 йен. Нужно составить примерную программу и уже плясать от печки Я имел ввиду что на Акихабаре не самые низкие цены и если потратить 200 йен на метро и уехать подальше то можно здорово сэкономить.

Английского не хватит, так как на нем практически никто не говорит. Как минимум нужно потратить неделю времени на запоминание фраз типа: где находится? сколько стоит? дорого-дешево! я требую российского консула и адвоката!


Nidhaegg
отправлено 28.08.11 12:23 # 94


Кому: Лакандон, #40

не надо у меня ничего отнимать. Сам работаю в японской компании, а это, смею уверить, отличная вакцина от болезни "розовых очков". Ну знаю я про многие их проблемы, но Вам интересно про это читать будет?

> 1. Каково с японцами в бизнесе?
Очень сильно зависит от:
- покупатель вы или продавец
- насколько сильно они в вас заинтересованы
- отрасли сотрудничества
- истории японской компании
Но вообще и в целом с ними спокойно и надежно. Почти никогда не "кидают", выдерживают сроки, платят вовремя. Но предварительно вынесут весь мозг своей мелочной придирчивостью к деталям. То есть сначала придется потратить уйму времени на согласование всех аспектов.

> 2. Почему нет школьниц в матросках?
Потому что по будням, когда ходят школьницы, работал. А в выходные не попадались особо. Плюс, японцы достаточно болезненно относятся к вторжению в личную жизнь и просто так фоткать людей крупным планом - было бы откровенным хамством. Посмотри, камрад, в любом японском журнале: фотка какого-нибудь прохожего и снизу непременно подпись "Журнал такой-то благодарит г-на Такада за любезное согласие сфотографироваться для нашей статьи". Навряд ли бы меня сдали в полицию, но предпочитаю в чужой монастырь со своим уставом не ходить (смайл).

> 3. Что японцы говорят за Фукусиму?
Говорят, что "все, конечно, плохо но не так плохо как могло бы оказаться". Нельзя частным компаниям давать атом в жадные капиталистические руки. Скорее всего сделают вокруг Фукусимы зону отчуждения.




Кому: СанычЪ, #43

Спасибо большое, равно как и всем похвалившим фотки, но я, право слово, удивлен. Половина сделана на телефон HTC Desire HD, другая на старую мыльницу Canon + фильтры "кривые руки" и "заваленный горизонт" (смайл). Поэтому фотки в тексте предназначены не для удовлетворения художественных потребностей, но для наглядности предмета разговора.



Кому: СанычЪ, #45

Ничего не путаешь, все верно. Но "ничто не вечно под луной" и то что было нормально лет двести назад - сейчас не найдет понимания. Еще до войны и сразу после - нормальным были общие для мужчин и женщин бани. А сейчас уже девушки знают, что им положено стесняться.

Вообще японцы очень сильно изменились за последние лет 20 и не всегда на взгляд иностранца в лучшую сторону.

Кому: Doom, #46

Рис - основа рациона японцев, как и лапша. С соусами и всякими добавками - отлично!

В бутылочке - какао "вкусно горячим", но не плохо и холодным идет.


Налётчик
отправлено 28.08.11 12:23 # 95


> русские через одного ненавидят японцев, что мы все такие из себя злобные и мрачные типы, которые сначала выпивают бутылку водки, потом достают автомат Калашникова и начинают мстить.

Ну ещё бы, нас ведь в Империи Зла не кормили мясом и овощами, а только хлебом, картошкой, сахаром и маслом, поэтому мы толстые и злобные. А ещё мы умеем выбирать выгодную стратегию, во время WW2 не вступали в битву до самого конца,наблюдая издалека за ситуацией, пока на Хиросиму не сбросили бомбу. Но ничего, МВФ нас спасёт. За нашу и вашу свободу!!!

http://aridmoors.livejournal.com/298369.html


Nidhaegg
отправлено 28.08.11 12:32 # 96


Кому: Mumitroll, #48

Подтверждаю, во многие злачные места, коими славятся Гион (Киото) и Синдзюку (Токио), иностранцев без сопровождающих японцев могут просто не пустить. Причина: не зная тонкостей иностранцы в раз набирают услуг на сотни долларов США, а потом дико скандалят и кричат, что их надувают, отказываются платить и т.д. Заведениям проще не связываться с такими. В особые места иностранцев не пустят вообще никак. Вот такой вот бытовой расизм.

Кстати, в Кабуки-чо (район театра Кабуки)никаких театров нет. Название историческое

Кому: Mumitroll, #49

Кому: Mumitroll, #50

Камрад, ты как я вижу целиком "в теме". Согласен с твоими комментариями.
Как ты догадался и я уже написал - в бутылке какао


Валькирия
отправлено 28.08.11 13:31 # 97


Очень интересно и познавательно, автору б путеводители писать или статьи в журналы типа "Гео".
А вот эта вся обслуживающая и развлекательная индустрия - она в первую очередь на иностранцев направлена? Ведь если японцы так работают, что в полдесятого еще на работе, то когда ж им развлекаться? Кстати, там как проклятые только белые воротнички пашут? Или у японского полицейского (врача скорой помощи, рабочего на заводе) смена тоже на несколько часов длиннее, чем у наших?


Nidhaegg
отправлено 28.08.11 13:37 # 98


Кому: Dolphinchik, #83

Фильм есть такой, про девушку бельгийку, которая устроилась работать в Токио, в японскую компанию. Вроде как по реальным событиям снят. Повествование начинается с описания взгляда на японцев сквозь розовые очки, а заканчивается все гораздо суровее. Вспомни название - напишу. Если не секрет - давно работаете в японской фирме? Начальник русский или японец?



Кому: CompCon, #89

Японцы сами, а через это и их язык, очень формализованы. Не нужно мерить это со своей колокольни. В японской языке есть целые конструкции, когда нужно говорить именно так и никак иначе. И никакой самодеятельности. Другой язык, другая культура, другой менталитет. Это данность. Например, японец в жизни говорит "я люблю тебя" раз-два. И то после первого раза как правило уже нужно идти жениться. Им кажется верхом идиотизма разбрасываться такими словами направо и налево. Под влиянием западной культуры молодежь начала говорить "ай рабу ю" - искаженное от I love you, но по скольку эта фраза иностранная она не несет того глубокого смысла как японский аналог.


Nidhaegg
отправлено 28.08.11 14:12 # 99


Кому: Boroda_OCX, #57

Им банально негде жить. Посмотри на карту Японии, а теперь смело вычти из ее площади половину - не пригодные для жизни территории. И вспомни, что их там 120 млн. человек.

Вопрос Курил (Северных территорий, как они сами его называют) для них чрезвычайно болезнен и иного просто не может быть. Лично для себя я нашел отличную отговорку - сообщал, что вопрос Северных территорий может быть решен только когда Япония перестанет быть военным сателлитом США и избавится от американских же военных баз на своей территории. Моих собеседников такой ответ полностью удовлетворял.



Кому: jamall, #65

не все сами японцы могут объяснить. Мое личное мнение слишком у них высока конкуренция и потому, чтобы быть замеченным каждый изгаляется как может, что вкупе с чуждым нам менталитетом рождает такие вот "шедевры". Интересующимся сюда http://www.wtfjapanseriously.com/ тут много и сумасшедшего и прикольного.

Кому: PeSiKoT, #68

в индивидуальном порядке - практически невозможно. Через турфирму, взяв тур, никаких проблем.



Кому: Numanser, #71

Примерно так. Но на самом деле знакомый японец сообщил, когда смотрел фотки.



Кому: Dr Stain, #37

В Японии нет центрального отопления, там одинарные стекла в окнах, зимой все поголовно спят под электроодеялами или с грелками. Зимой из-за снега некоторые районы страны оказываются без связи с внешним миром. Выделяют целые вагоны для женщин, которых иначе засчупают потными ручонками японские извращенцы. Самый высокий в мире процент самоубийств Самый высокий процент в мире смертей от переутомления на рабочем месте. У всего есть своя цена, камрад.



Кому: ВКП(б), #73

Ну от Голливуда нигде не скрыться. Но более популярные скорее фильмы местного региона: японские, корейские. У японцев вообще сейчас период медийной дружбы с Ю.Кореей - большой любовью пользуются корейские певцы-певицы, кино, сериалы и т.д. Снимают много совместного кина.


Кому: vaeltaja, #74

За чем же? И не нужно цепляться к их поклонам. По факту для них это не самоунижение - а акт вежливости, причем рефлекторный. А вот руки жать всем подряд они считают крайне негигиеничным.


Кому: PARADOX2904, #75

Районы злачных мест. Японцы большие буквоеды. И нашли множество лазеек в законодательстве, чтобы устроить отдых любителям самых разных ощущений вполне легальным образом. Но стоит это довольно дорого. И иностранцев в подобные заведения обычно не пускают без сопровождающих лиц японской национальности.

Кому: Добрый Фей, #77

Могу разве что добавить к написанному Кровавым Инком (#78)
> Чтобы не заразиться. Или не заразить.
Маски активно носят аллергики, коих в японском обществе великое множество.


Mumitroll
отправлено 28.08.11 14:52 # 100


Кому: PARADOX2904, #75

> А можно развернуть? :)

уже сделал вот здесь: http://travel.oper.ru/news/read.php?t=1051607335#89


Кому: CompCon, #89

> Но ведь это все как-то не искренне, механически, пластмассово по-американски.

да - всякие irasshaimase, chodo o azukarimashita, arigatogozaimashita - дежурные и произносятся абсолютно на автомате. но так как это делают в общем абсолютно все и с детства, то, во-первых, от тебя как продавца никакого особенного переламывания себя не требуется - например, дежурная американская улыбка здесь не нужна. и, во-вторых, как продавец в одном месте ты можешь рассчитывать на ровно такой же вежливый сервис в любом другом месте. почему эта система в общем ИМХО и лучшая в мире. ну для туриста-то точно. это, я не знаю, как вежливость, которой обучают всех и фактически поголовно.

хотя конечно продавцом в Японии работать тем не менее несладко, но по другим причинам - как и везде, работают долго и много, перерывов особо нет, стоять надо все время, плюс кланяться весь день - с непривычки наверно шея устанет :)


> Клиент может оскорблять продавца, а тот имеет право только смиренно кланяться.

только какой клиент это будет делать. не забываем, что это не Россия, и хамов там вообще на порядки меньше. я за долгое время в Японии насколько я помню ни разу не видел чтобы кто-то был открыто невежлив к продавцу. просто (почти) все понимают что человек тоже на своем месте, делает нужную работу, и на его месте мог бы быть и ты.

игнорировать - да, часто игнорируют. но это тоже норма и продавцов оно не волнует.



> Причина: не зная тонкостей иностранцы в раз набирают услуг на сотни долларов
> США, а потом дико скандалят и кричат, что их надувают, отказываются платить и т.д.

и это бывает, но на самом деле основная причина имхо другая, а именно что априори предполагается, что не говорящие по-японски иностранцы не понимают "систему" - а оно понятие емкое и включает в себя как и почасовую оплату упомянутую тобой выше, так, например, и что можно делать, а что нельзя. например во многих girls clubs нельзя трогать девушек ниже пояса - это им гарантируется при найме туда. а как это обьяснишь подвыпившему увальню-гайджину? да и общение с девушками без знания японского обычно фактически невозможно. поэтому например вездесущих амерских военных в дорогих клубах нет - они бы там были как слон в порцеллановом магазине.

но в принципе иностранец культурного вида и с беглым японским может и в одиночку, без японской компании, попасть в хороший клуб. как, я описал в треде выше.


> Камрад, ты как я вижу целиком "в теме".

ну дак - я в Нихонии был полгода студентом, потом еще несколько раз ездил уже как турист. обьездил всю страну, от Окинавы до Кунашира. любитель аниме и Акибы, само собой :)

вот, если интересно, фотоальбом моего последнего путешествия по Хоншю-Хоккайдо в октябре 2010 года: http://upl.co/gallery/wide/b0Cb2Aw0U?page=12



cтраницы: 1 | 2 всего: 155



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк