"И русалка - вот дала! - честь недолго берегла,
И однажды, как смогла, родила,
Тридцать три же мужика не желают знать сынка,
Пусть считается пока сын полка!" (с)
Хвост у русалки появился только под влиянием запада. В славянской мифологии - ноги. Вполне антропоморфный облик.
Кстати, в англоязычной литературе, их тоже разделяют: "rusalka" и "mermaid". Вот у mermaid, таки хвост рыбий.
Насчет верующих, я бы все же уточнил, что автор излагает воззрения людей темных и необразованных - крестьян из глубинки. Позиция церкви, как нашей, так и католической, по поводу веры в колдовство и нечистую силу в основном резко негативная - это считается или глупым суеверием или напрямую ересью. Мракобесием. Что как раз позволяло, особенно к 18-19 векам изучать суеверия отстраненно, так сказать энтомологически. Закладывая базу этнографической науки. И автор, как русский христианин 19-го века, с одной стороны сам идеалист и он свысока так подходит - мол посмотрите раньше-то водяные человеков в жертву требовали, а теперь молоком "довольствуются". Понятно что ничем они не довольствуются, автор иронизирует, потому как наша правильная и православная Христианская Вера - она про великое, про душу бессмертную, а тут вот суеверия глупые. С другой стороны это очень крутой сборник, записанный "на местах", тогда, когда крестьянство в массе мало отличалось от первобытного состояния и сохраняло сюжеты и архетипы ещё какого-то очень древнего, индоевропейского культурного горизонта, идущие по сути из неолита. И да, греческие русалки с хвостами это всё-таки другие водные духи, это примерное такое соотнесение наших водяных-женщин и ихних всяких мёрмэйдов, у наших судя по всем изложенным сказкам, ноги есть))
Хочу поделиться своим наблюдением по поводу хвоста русалок. Везде их изображают с горизонтальным расположением плавников на хвосте. Для рыб же характерен вертикальный хвостовой плавник. А горизонтальный у китообразных и некоторых других водных млекопитающих. В общем хвост у русалок (если он есть) не рыбий (а зверий), либо его не правильно изображают, причём все.
Теорию Дарвина давно опровергли путём отвергания — всем известно, что русалок создал бог по образу и подобию персонажа из диснеевского мультика. Как нарисовано у Диснея, так и было на самом деле. Русалка не могла произойти от рыбов, устерсов и тому подобных морских гадов (см. так не бывает), поэтому характерный для них плавник ей ни к чему. Вместо того, чтобы придираться к недостаткам русаличьей внешности, лучше (и рациональней) было бы присмотреться к её очевидным достоинствам. Русалка может петь весёлые песни, способна дружить с крабами и открыта для романтических чувств. В случае необходимости её можно отправить на Евровидение по морю, своим ходом.
> Понятно что ничем они не довольствуются, автор иронизирует, потому как наша правильная и православная Христианская Вера - она про великое, про душу бессмертную,
🤨
> а тут вот суеверия глупые.
🙄
Только я тут вижу отсутствие логики? Душа есть а чертей нет? Ты ещё скажи и бога нет???
В центре вселенной находится плоская земля, вокруг которой вальсирует солнце. Отсталые русалки-неандертальцы плещутся в прибрежных водах, тогда как продвинутые русалки-кроманьонцы уже отбросили хвосты и уверенно карабкаются на деревья в надежде разглядеть с верхних веток херувимом, серафимов и других небожителей. Черти, конечно, тоже есть, но только в местах не столь отдалённых.
Кому: Zx7R, #13 > Только я тут вижу отсутствие логики? - нет конечно. Мы - атеисты все тут видим отсутствие логики. Ну реально, раз есть одно сверхъестественное, может быть и другое. Но для верующих оно по-другому выглядит, они на самом деле очень разборчивы в вопросе, во что конкретно верить)) Для крестьян - да, ещё с языческих времен всякие духи типа русалок и водяных - это реальность, как и Бог, святые, ангелы и т.п. Причем чертями, нечистыми духами они "стали" при христианстве, а до того это нормальные духи-хозяева или мелкие божества, которым приносили жертвы (зачастую человеческие), почитали их. Раннее христианство, что у нас, что в Европе не отрицало полностью существование всяких берегинь, русалок и тп, но настаивало, что это - черти, они от Сатаны, поклоняться им нельзя. Допустимые средства магической борьбы - крестное знаменье, молитва, святая вода. Никакого задабривания, никаких жертв. Ну это попы вещали, а люди-то себе на уме, до самого 19-20 века сохранили и веру во всякую нечисть и свои непростые с ней отношения - с кем-то враждебные, как с водяным, а с кем-то и дружеские как с домовыми. Потому что духи (в отсутствии науки и образования) это единственное что помогает как-то объяснить необъяснимое. Почему на Петровича дерево в лесу упало? Ясно дело - посмотрел на молодой месяц через левое плечо, а леший этого не любит... Попы, тем временем, монахи в особенности, со средних веков как раз имели полный доступ к наукам и образованию, так как тексты собственно у них накапливались. И они как-то все больше склонялись к тому, что Сатана-то тоньше работает, искушает всячески, его, так сказать битва с Богом за конкретную душу - она в этой душе и происходит ну и все такое прочее. Поэтому верить в Бога и при этом высмеивать веру в духов - это для просвещённого христианина 18-19 вв норма, у них логических дыр не возникало.
> У камбалы хвостовой плавник горизонтальный, вывод, русалка-камбала.
Я ожидал этого очевидного возражения. И оно несостоятельно потому, что:
1. камбала - это рыба, которая плавает на боку анатомически.
2. камбала - донная рыба, русалка - нет.
3. и вообще, как говорят, камбала такая после ночи с китом.