Судьба генерала

16.10.10 01:55 | Redakteur | 603 комментария » »

Победа!

15 октября 1941 года стало самым страшным днём в жизни генерал-лейтенанта Михаила Фёдоровича Лукина, командарма-19 и командующего группой окружённых под Вязьмой армий. Он очнулся — впервые за много дней — в заправленной чистым бельём койке, в какой-то школе, наскоро переоборудованной в госпиталь. Вот только сквозь пронизывающую всё тело боль вокруг слышна только немецкая речь...

К очнувшемуся генералу немедленно явился оберст из генерального штаба и попытался сходу допросить его, для убедительности бросив в печку его партбилет. Допрос не сложился. После ухода оберста Лукин произвёл что-то вроде самоосмотра, результаты которого были неутешительны: правая нога ампутирована выше колена, правая же рука ничего не чувствует и не двигается, плюс двойной перелом левой ноги и рана в правом боку. Было похоже, что война для него закончилась.

Однако она продолжалась.



В армию крестьянский сын Михаил Лукин был призван в 1913 году. С началом Первой Мировой показал себя грамотным и умелым солдатом, и в 1916 году окончил школу прапорщиков. К Февральской революции поручик Лукин уже командовал ротой 4-го гренадёрского Несвижского полка имени Барклая де Толли.

Октябрьскую революцию он принял сразу и бесповоротно. Красногвардеец с 1917 года, в 1918 он становится красноармейцем, и в том же году заканчивает курсы разведчиков при Полевом штабе РККА. В 1919 году его принимают в ВКП(б). Во время Гражданской войны Михаил Лукин был последовательно помощником начальника штаба дивизии, командиром полка и бригады, начальником штаба дивизии. Воевал умело — заслужил два ордена Красного Знамени.


Командир 23-й с.д. Лукин, 1929 г.


После окончания Гражданской войны Михаил Лукин решает навсегда связать свою жизнь с армией. В 1926 году он выпускается с курсов усовершенствования начсостава при Военной академии имени Фрунзе. С 1929 года Лукин командует Харьковской ордена Ленина стрелковой дивизией. 1935 год принёс ему воинское звание «комдив» и новое назначение — военный комендант города Москвы.

В июле 1937 года выяснилось, что среди знакомых и сослуживцев коменданта Москвы комдива Лукина слишком много врагов народа. Его сняли с должности, вывели в распоряжение Наркома обороны. Однако личная репутация Лукина оказалась настолько крепкой, что дело кончилось строгим выговором с занесением в учётную карточку «за притупление классовой бдительности и личную связь с врагами народа». Тем не менее в декабре 1937 года Лукина направляют в Новосибирск заместителем начальника штаба СибВО. Вскоре он станет начальником штаба, а затем и заместителем командующего. В конце 1939 года ему присваивают очередное звание «комкор». В июне 1940 Лукину присваивают по новой системе звание генерал-лейтенанта и назначают его командующим 16-й армией в Забайкальский военный округ.


Похороны погибших при катастрофе самолёта «Максим Горький». Военный комендант Москвы М.Ф. Лукин, командующий войсками МВО командарм I ранга И.П.Белов, председатель Моссовета Н.А.Булганин, 1-й секретарь МК и МГК ВКП(б) Н.С.Хрущёв, 1935 г.


В наше непростое время знают об этом не все, но Советский Союз к войне с Германией готовился. Именно поэтому в конце мая 1941 года армия Лукина получает приказ перебазироваться на Украину, под Шепетовку.

Начало Великой Отечественной войны всё равно пошло не по нашим планам, и 16-ю армию буквально с колёс перенаправляют под Смоленск. Лукин остаётся под Шепетовкой едва ли не самым старшим военачальником, но без войск. И тем не менее 28 июня формируется то, что войдёт в историю как «оперативная группа Лукина». Из всех подворачивающихся под руку частей и добровольцев он формирует мобильные отряды — батальон пехоты на мобилизованных из народного хозяйства автомобилях, две-три артбатареи, 15—20 танков. Оружия и горючего хватает — под Шепетовкой располагаются склады снабжения Юго-Западного фронта, бывшего Киевского округа. Наши их не эвакуировали, немцы тоже не бомбили, надеясь захватить фронтовые запасы в целости. В результате группа Лукина задерживает рвущихся немцев в стыке между 5-й и 6-й армиями на целую неделю.

3 июля Лукина отзывают к своей армии в Смоленск. Там оказалось, что от 16-й армии осталось всего две стрелковые дивизии. Местный смоленский гарнизон состоял из двух батальонов местных бойцов и командиров запаса, сводного батальона курсантов школы милиции, сводного отряда НКВД и милиции и нескольких формирующихся невооружённых батальонов ополченцев. 10 июля немцы прорывают оборону Западного фронта под Витебском; немецкие танки выходят на дорогу к Смоленску. Используя опыт Шепетовки, Лукин снова создаёт мобильные отряды. В ночь на 13 июля первый из них вступает в бой, в результате которого был захвачен штабной автомобиль с документами, в числе которых был приказ Гитлера о взятии Москвы к 15 августа.

Вечером 15 июля в Смоленск вошли немцы. Чтобы не допустить захвата города с ходу, в течение ночи комендант полковник Малышев взорвал мосты через Днепр. 16 июля немцы прорвались на правый берег Днепра; чтобы не допустить захвата, сапёры взорвали местную нефтебазу. Бои в городе шли две недели.

22 июля Лукин рассказывал об обороне Смоленска большим гостям — на фронт прибыла группа писателей: Шолохов, Фадеев и Евгений Петров.

3 августа у переправы через Днепр во время немецкого авианалёта грузовик с обезумевшим от страха водителем сбил командарма Лукина, сломав ему левую ступню. Войска были выведены за Днепр, крупномасштабного окружения удалось избежать. За оборону Смоленска Лукина наградили третьим орденом Красного Знамени — и назначили его командующим 20-й армией; командармом-16 стал Рокоссовский. Однако вскоре следует следующая рокировка: Лукина назначают командовать 19-й армией Конева, который стал командующим Западным фронтом, а 20-ю армию принимает генерал Ершаков.

Ранним утром 2 октября 1941 года начался «Тайфун». 9 октября рейхспресс-атташе Дитрих заявил журналистам о разгроме советского фронта. И хотя это было далеко не так, большая группа наших войск оказалась в окружении: это были 19, 20, 24 и 32-я армии и группа генерала Болдина. Командование фронта подчинило все окружённые войска Лукину. 8 октября получена радиограмма за подписью Сталина: «Из-за неприхода окружённых войск к Москве Москву защищать некем и нечем. Повторяю, некем и нечем».

Но окружённые под Вязьмой армии воевали и делали своё дело. 10 октября в ответ на недовольство немецкого командования медленным продвижением генерал Функ, командир 7-й танковой дивизии, огрызается, что командующий русской 19-й армией тоже рвётся к Москве, и у немцев едва хватает сил сдерживать прорыв.

11 и 12 октября прорваться не удаётся. Артиллерия осталась без снарядов, кончилось горючее и продовольствие, управлять войсками централизованно стало невозможно. 13 октября окружённые разделились на две группы, одну возглавил Лукин, другую Болдин. 14 октября группа Лукина пошла в последний прорыв.

Осколком мины генералу перебило правую руку, затем несколько осколков вошли в правую ногу. К ночи на группу, в которой был Лукин, наткнулись прочёсывающие местность немецкие автоматчики. Он ещё запомнил, как ему пулей раздробило правое колено, но потеря сознания избавила его от официальной процедуры сдачи в плен.

Из Вяземского госпиталя немцы перевезли Лукина в Смоленский. Госпиталь для пленных раненых бойцов и командиров РККА — это не то, что вы думаете. Это место, где раненых собрали вместе, препоручив их пленным же врачам. Вот только медикаменты они добывали сами, на местах базирования бывших советских медсанбатов. Во время одной из перевязок Лукин стал свидетелем того, как хирург ампутировал голень полковнику Евгению Мягкову — не просто без наркоза; полковник сам ассистировал хирургу и держал свою ногу.

В конце ноября госпиталь подвергся инспекции Международного Красного креста. Представлявший данную почтенную организацию швед посмотрел руку Лукина и сказал, что спасти её ещё можно, если срочно провести нейрохирургическую операцию и сшить разорванные нервы. Вот только операцию немцы не сделают, ответил швед, потому что им, во-первых, не до раненных русских, а во-вторых Советский Союз не присоединился к Гаагской конвенции 1907 года о содержании военнопленных.

В декабре с генералом Лукиным начали работать. Первым присланным «работником» оказался бывший оперуполномоченный особого отдела его же, 19-й армии Ивакин. Затем — офицеры абвера. В феврале 1942 года окрепшего Лукина перевозят в лагерь Луккенвальде, под Берлин. Здесь ему удаётся сделать операцию на раненой руке — аккурат в день 50-летия, 19 ноября, но врач, военнопленный хирург-француз, оказался бессилен: время было упущено. Тем не менее в конце месяца ему сделали простой деревянный протез и дали костыли, так что в новом лагере Вустрау под Циттенхорстом он уже мог передвигаться самостоятельно.

Здесь его попробовал прощупать бывший преподаватель академии Фрунзе генерал Трухин, кстати вспомнивший о своём дворянском происхождении. Затем пожаловал Власов, сходу предложивший Лукину занять пост командующего РОА. Вслед за генералами Снеговым, Понеделиным и Карбышевым Лукин отказался от предложенной чести. В ноябре 1943 года к Лукину являлся и ещё один знакомый и бывший сослуживец — начальник штаба 19-й армии комбриг Малышкин. Комбригом он был потому, что после освобождения из лагерей военнослужащие восстанавливались в прежнем звании; а для присвоения нового должен был установленным порядком выйти приказ Наркома. Обиженный на Советскую власть комбриг, наверное, так и не узнал, что приказ о присвоении ему звания генерал-майора был подписан в октябре 1941 года, и именно под этим званием он числится в наших списках предателей. Однако от РОА настолько плохо пахло, что даже глава императорского дома Романовых Кирилл Владимирович, к которому власовцы пробовали обратиться за «монаршей поддержкой», заявил, что с изменниками России дел иметь не желает.

В 1943 году не имевшую никаких сведений о муже жену Лукина Надежду Мефодиевну вызвали в Главное управление кадров РККА, где официально объявили, что Лукин находится в плену, но ведёт себя достойно. Она работала экономистом в Наркомате обороны.

Зимой 1944 года Лукина привезли в лагерь под Нюрнбергом, оттуда перевели в крепость Вюльцбург. Там он сидел вместе с моряками советских торговых судов, захваченных немцами 22 июня 1941 года в портах Штеттин и Данциг. Интересным собеседником был В.Ф.Булгаков, бывший секретарь Льва Толстого.

В ноябре 1944 года у немцев случилось очередное обострение. В Праге создаётся «Комитет освобождения народов России» (КОНР); председатель КОНР Власов был назначен и командующим войсками РОА. Однако и теперь группа пленных генералов, в которой был Лукин, отказалась усилить кадровый состав борцов за свободу в немецкой форме.

В Вюльцбурге Лукин впервые увидел советские погоны: пленного полковника-лётчика Героя Советского Союза Николая Ивановича Власова привезли в лагерь в полной форме и даже с наградами. После неудачной попытки побега Власов сумел передать Лукину свою звезду Героя (№756), которую Лукин передал впоследствии в Управление кадров НКО СССР. Сам же Власов позднее был расстрелян в Маутхаузене.

С приближением союзников пленных из Вюльцбурга повезли в Мосбург, но, пока их довезли, оказалось, что лагерные власти как раз сдают контингент новым комендантам, американскому и английскому. Вечером 8 мая 1945 года им, впервые за долгое время, удалось, помыться, нормально поесть и переодеться в чистое бельё и предоставленное союзниками обмундирование. Из Мосбурга русские были отправлены в советское репатриационное консульство в Париж.

В июне бывших пленных генералов доставили в Москву для проведения спецпроверки. Лукин прошёл её первым, о чём ему сообщил лично Абакумов. На деле Лукина, как потом выяснилось, Сталин поставил резолюцию: «Преданный человек. В звании восстановить, если желает, направить на учёбу. По службе не ущемлять».

Вот только после утраты партбилета Лукин считался механически выбывшим из партии — сейчас не каждый способен понять, что это значило. Лукина вызвал Министр обороны Булганин и сделал ему несколько предложений по дальнейшей службе; но быть беспартийным начальником курсов «Выстрел» или Главного управления военно-учебных заведений он посчитал для себя неприемлемым. И вышел в отставку. В партии его восстановили только через 10 лет.


Михаил Шолохов и Михаил Лукин на Ростовском вокзале, 1964 г.


В 1966 году Маршалы Тимошенко, Жуков, Конев и Еременко вместе с генералом армии Курочкиным обратились к Брежневу с ходатайством о присвоении Лукину звания Героя Советского Союза. Оно не было поддержано; в СССР не было практики присваивать это звание военачальникам за операции, не завершившиеся победой, а Лукин всё время командовал обороняющимися армиями.

В 1967 году по сценарию Симонова вышел документальный фильм про оборону Москвы «Если дорог тебе твой дом»; в нём участвовали Маршалы Жуков, Конев и Рокоссовский — и генерал Лукин. Жалел ли он о том, что из-за плена не стал Маршалом, как его товарищи-командармы Конев и Рокоссовский? Не думаю. Не в его это было характере. В большой войне у каждого был свой путь, и он прошёл свой достойно.


На съёмках фильма «Если дорог тебе твой дом»: Жуков, Лукин, Рокоссовский, Конев, 1966 г.


6 мая 1970 года в статье в Литературной газете Жуков писал о Лукине: «... я испытывал и испытываю чувство восхищения его стойкостью и мужеством... Он остался таким, каким был — скромным, немногословным, истинным героем Отечественной войны и нашей Победы». А 25 мая генерал Лукин умер. Его похоронили со всеми почестями на Новодевичьем кладбище.

Биографическая справка: Михаил Фёдорович Лукин (6 (18) ноября 1892 — 25 мая 1970 ), генерал-лейтенант. Родился в деревне Полухтино, ныне Зубцовского района Тверской области в крестьянской семье, русский. В армии с 1913 года. Участник Первой мировой войны. В 1916 году окончил школу прапорщиков, затем командовал ротой 4-го гренадёрского Несвижского полка имени Барклая де Толли в звании поручика. В Красной Гвардии с 1917 года, в Красной Армии с 1918 года. В 1918 году окончил курсы разведчиков при Полевом штабе РККА. Член ВКП(б) с 1919 года. Во время Гражданской войны — помощник начальника штаба дивизии, командир полка и бригады, начальник штаба дивизии. В 1926 году окончил курсы усовершенствования начальствующего состава при Военной академии имени М. В. Фрунзе. В дальнейшем занимал различные командные должности, в 1935-1937 годах был военным комендантом Москвы. С началом Великой Отечественной войны командовал 16, 20 и 19-й армиями. Руководил обороной Смоленска в июле 1941. В октябре командовал группой армий, окружённых в районе Вязьмы. Тяжело раненным взят в плен, где и находился до освобождения союзниками в конце войны. После прохождения спецпроверки уволился в запас. Вёл большую общественную работу, был вице-президентом общества СССР-Нидерланды, председателем секции инвалидов Советского комитета ветеранов войны. Инициировал производство малолитражного автомобиля «Запорожец», в том числе и с ручным управлением для выдачи инвалидам войны.
Награждён орденом Ленина (1946), пятью орденами Красного Знамени (1921, 1925, 1941, 1946, 1947), орденом Красной Звезды (1967), орденом Трудового Красного Знамени (1932), медалью «XX лет РККА». До революции награждён орденами св. Владимира 4-й степени, св. Анны 4-й степени, св. Станислава 3-й степени.
1 октября 1993 года присвоено звание Героя Российской Федерации посмертно.


POST SCRIPTUM

Не уверен, что Михаил Фёдорович сказал бы спасибо Борису Николаевичу за Героя; разве что удивился бы про себя, что наш Президент вообще нашёл время для такого акта в те довольно горячие дни. И ещё. В Интернете распространён русскоязычный документ под названием «ПРОТОКОЛ ДОПРОСА ВОЕННОПЛЕННОГО ГЕНЕРАЛ-ЛЕЙТЕНАНТА КРАСНОЙ АРМИИ М.Ф. Лукина 14 декабря 1941 г.», якобы отправленный в своё время для ознакомления в Берлин Гитлеру. Из принимающих его на веру оригинала никто не видел (впрочем, на то она и вера). Выскажу лишь два соображения. Во-первых, в НКВД спецпроверку проводили не дураки. Для некоторых впоследствии реабилитированных генералов она затянулась на пять лет и кончилась расстрелом. А во-вторых, очень трудно представить, чтобы тяжело раненный (но не в голову!) генерал крестьянских кровей произнёс допрашивающим фразу:
...если будет все-таки создано альтернативное русское правительство, многие россияне задумаются о следующем: во-первых, появится антисталинское правительство, которое будет выступать за Россию, во-вторых, они могут поверить в то, что немцы действительно воюют только против большевистской системы, а не против России, и в-третьих, они увидят, что на Вашей стороне тоже есть россияне, которые выступают не против России, а за Россию.

Не было в его лексиконе политкорректного словечка «россияне».

Вступай в нашу группу ВКонтакте

Комментарии
Goblin рекомендует заказать лендинг в megagroup.ru


cтраницы: 1 все комментарии

Redakteur
отправлено 16.10.10 16:08 # 90


Кому: UG, #86

> Не этим комментарием к новости "Обыкновенные «сволочи»" заметка навеяна?
>
> http://kino.oper.ru/news/read.php?t=1051607005&page=2#246

Не без этого.

Не думаю, что Лукин мог бы намочить галифе от щелчка затвора, будь он наш или немецкий.


Redakteur
отправлено 16.10.10 16:13 # 91


Кому: johndk, #82

> маразм

Это не маразм, это дисциплина. Партийная дисциплина. Кстати, к партбилету ещё имелась учётная карточка, обычно хранившаяся в местном комитете партии. Её утрата была практически равна потере билета.

Другое дело, что особо ретивые исполнители способны довести до абсурда или трагедии любое начинание.

Так, в 1937 году Лукину мотали нервы по доносу одного харьковского деятеля, вспомнившего, что два года назад местные враги народа общались со служившим тогда в Харькове Лукиным, и решившего от греха подальше перебдеть. Проверка шла примерно пять месяцев.


Redakteur
отправлено 16.10.10 16:16 # 93


Кому: Abrikosov, #71

> Странно предполагать, что инвалид без руки и ноги мог в первой половине 42-го года командовать корпусом предателей.

Притом будучи вывезенным в Германию.


Redakteur
отправлено 16.10.10 16:26 # 96


Кому: Котовод, #20

> А вот пример Власова не запомоившего себя.

В войсках Лукина под Смоленском артиллерией отлично командовал генерал-майор Власов, Тимофей Лукич. Был тогда же, в июле, смертельно ранен осколком при немецком артобстреле.


Redakteur
отправлено 16.10.10 16:54 # 103


Кому: ) Kenny (, #58

> Я с раздражением посмотрел на командарма и стал себя клясть, что выполнил его приказ.

Ты вообще понимаешь смысл процитированного?

Гражданин рассказывает, как в боевой обстановке пытался заработать себе расстрел. Возможно, на месте.


Redakteur
отправлено 16.10.10 18:53 # 129


Кому: Ю. Мухин, #49

> каких генералов мы держим на своей шее сегодня.

Как всегда, разных.


Redakteur
отправлено 16.10.10 19:15 # 131


Кому: ) Kenny (, #126

> 4 армии (армии! это даже не дивизии)

Сколько кого и чего в них было на 1, 5, 9, 10, 11, 12 октября?

> Чем объяснить такое поведение командарма Лукина?

Довольно нелепо предъявлять претензии мёртвым на основе мемуарной литературы. Да и вообще делать какие-либо однозначные выводы.

Факты же -- из ничего организованная оборона под Шепетовкой, две недели тяжелейших оборонительных боёв в Смоленске (а в области и того больше), небезуспешная попытка сделать максимум возможного в Вяземском котле.
Лукин продемонстрировал умение создавать комплексную оборону с привлечение гражданских ресурсов, принимать на себя ответственность по обстановке, фактически до самоуправства (склады ЮЗФ, "аннексия" мобилизованного автотранспорта, переподчинение частей, определение времени взрыва стратегических мостов через Днепр в Смоленске).


Redakteur
отправлено 16.10.10 21:01 # 157


Кому: Ю. Мухин, #142

> С чего вы взяли, что генералы сдаются в плен, чтобы достойно себя вести? Почему воете о них?

Уважаемый Юрий; подмена тезиса + раздражение оппонента дают нам эклектику.

Хорошо ли всё это? Уместно ли это здесь?


> А мужества застрелиться у них не было?

А Вы уверены, что застрелиться -- это всегда мужество?


Redakteur
отправлено 16.10.10 21:07 # 159


Кому: Нархозовец, #153

> Там Мухин ставит крайне серьезно вопрос о неподобающем поведениии почти всех советских генералов

Уважаемый гражданин и патриот Юрий Мухин ставит самые разные острые вопросы из самых разных сфер и областей.

Лично я названную работу читал.

Но я [очень] много разного читаю.


Redakteur
отправлено 17.10.10 01:38 # 202


Кому: undying, #168

> Т.е. высказаться по поводу приведенных Мухиным фактов ты не хочешь?

Факты и утверждения суть разные вещи.

> Тебе гораздо интереснее обсуждать следующие из фактов эмоциональные оценки?

Нет; о чём я и написал.


> Что же тогда странного в том, что Мухин дает весьма жесткие эмоциональные оценки?

Когда они базируются на спорных выводах из небесспорных посылок -- патетический накал звучит странно.

> В чем смысл требовать отказаться от эмоциональных оценок до того как факты опровергнуты?

Факты - успешное прохождение Лукиным спецпроверки органами, награждение его в 1946-47 годах двумя орденами Красного Знамени и орденом Ленина.


Redakteur
отправлено 17.10.10 01:43 # 207


Кому: Ю. Мухин, #171

> Когда вместо темы разговора начинают умствовать про эклектику, это и есть подмена тезиса.

Не Ваши ли это слова:

> С чего вы взяли, что генералы сдаются в плен, чтобы достойно себя вести? Почему воете о них?

Этот тезис Вы приписали оппоненту, а затем начали его умело громить.

> В их случае - случае генералов, бросивших всоих солдат без управления, то есть, не давших своим солдатам действовать совместно (чем и сильна армия) - мужеством было бы повеситься на осине. А застрелиться - естественно.

Лукин сохранял управление войсками ещё и 12 октября, когда был вынужден разделиться с Болдиным.


Redakteur
отправлено 17.10.10 03:29 # 216


Кому: ) Kenny (, #184

> Вот Лукин дает приказ, делайте что хотите я удар организовывать не буду - бросайте технику и разбегайтесь по лесам.

Не даёт.

> Но он тем не менее остается командиром ВСЕХ соединений, подразделений и объединений вплоть до последнего повара во всех 4-х армиях.

Как-то из вашего прекрасного далёко странно видится обстановка под Вязьмой. Когда Лукина почему-то назначили командующим окружённой группировкой (хотя Болдин был старше по должности, будучи зам.ком.фронта).

На момент приказа фронта о подчинении окружённых войск Лукину 7 октября все армии находились 5 дней в тяжёлых оборонительных боях, причём с 20 и 24 армиями связи у Лукина не было. К 8 октября погибли НША-20 генерал Корнеев и командарм-24 генерал Ракутин.

Тем не менее первая попытка прорыва из окружения войсками, управление которыми имел Лукин, была предпринята 11 октября в 16:00. Однако 2-я с.д. и части 91 с.д. пробитое место прорыва не удержали и ушли из него вперёд, оставив Лукина внутри.

Утром 12 октября Жуков предлагает окружённым новое место прорыва, но несколько попыток в разных направлениях оказываются безрезультатными. И только тогда вечером 12 октября Лукин докладывает фронту последнее решение: в ночь на 13 прорываться с оставшимися войсками в расположение Ершакова, в случае неудачи сжечь машины, взорвать артиллерию и выходить группами.


Redakteur
отправлено 17.10.10 03:44 # 217


Кому: Chaldon, #198

> Перед лицом окружения двух командиров дивизий предает суду; это не замаскировать переводом или передвижением, и значит, бойцы знают.

Лукин снял командира 45-й к.д. Дреера 2 октября совершенно за дело -- за невыполнение приказа и пьянство, назначив командиром п./п-ка Стученко.


Redakteur
отправлено 17.10.10 03:50 # 218


Кому: Skwiz, #194

> почему Карбышева казнили, а Лукин выжил до конца войны, есть мнения на этот счет?
>

Не у всего есть рациональные объяснения.

В последний переход из крепости Вюльцбург в Мосбург по болезни не вышли генералы Сотинский и Пономарев -- и были расстреляны эсэсовцами вместе с другими оставшимися пленными, фактически за неделю до конца войны.


Redakteur
отправлено 18.10.10 11:33 # 332


Кому: Nord, #327

> Штрик-Штрикфельдт, рассказывает про Лукина:

Немцы, как известно, вообще были честными, правдивыми и всегда боролись за гласность. Вон, к примеру, херр Гиммлер в апреле 1943 целого Сикорского в Катынь пригласить хотел, даже гарантии безопасности готов был дать.


Redakteur
отправлено 18.10.10 15:33 # 348


Кому: Сергей 28, #338

> А проверять адекватность его действий на посту командующего группой войск в задачу проверяющих не входило.

Это, как бы сказать помягче, не совсем так. Поскольку генералы оказывались в плену чаще всего в результате неудачных боевых действий вверенных им соединений -- разбиралось всё.


Redakteur
отправлено 18.10.10 15:49 # 350


Кому: Сергей 28, #344

> А если человек чего-то не знает в какой-то области, то наверное это не смертельно. Гораздо важнее способен он делать самостоятельные выводы или только повторять прочитанные где-то.

Академик Фоменко, например, обладает неземной силы способностью к осуществлению самостоятельных выводов.


Redakteur
отправлено 18.10.10 19:19 # 371


Кому: Ю. Мухин, #364

> Ну, а если соплями от восхищения Лукиным и доблестными офицерами не захлебываться?

Разве можно стереть эти сопли ядовитой слюной ненависти?

> Говно вы, а не офицеры!

Звучит, как обращение к контингенту.

Осмелюсь повторить: эклектика -- даже если за правду -- остаётся некорректным способом ведения спора.


Redakteur
отправлено 18.10.10 22:40 # 376


Кому: yuri535, #372

> эклектика -- даже если за правду -- остаётся некорректным способом ведения спора.
>
> Потому что так хочется?

Я не знаю, что хочется тебе, камрад. Может быть, открыть для себя полезную науку логику?

С моей точки зрения дискуссия продуктивнее и полезнее полемики; эклектика же не способствует установлению истины, особенно если участник спора в запале то и дело сваливается в софистику.


Redakteur
отправлено 18.10.10 22:44 # 377


Кому: Нагаево, #375

> Смоленск немцы как раз взяли сходу.

Это что за ревизионизм такой? Откуда дровишки? Вошли и взяли -- две огромные разницы.

Двухнедельные уличные бои -- это сходу?

За оборону Смоленска, кстати, Лукина третьим орденом Красного Знамени наградили.


Redakteur
отправлено 18.10.10 23:44 # 384


Кому: Нагаево, #380

> «Военно-экспертная комиссия по вопросу оставления Смоленска нашими войсками 15-16 июля 1941 г.»

Ну да, ещё коменданта Малышева за взрыв мостов хотели наказать по законам военного времени.

Что факта двухнедельной войны в городе не отменяет.


Redakteur
отправлено 19.10.10 11:56 # 396


Кому: Сергей 28, #392

> Имелось ввиду отличить как героя.

В биографической справке указаны годы награждения советскими орденами.

> Это была прерагатива комиссии партийного контроля,

Партийная дисциплина -- вещь отдельная и самостоятельная.

> Их так в детстве учили на примере Лукина.

Никто никого в детстве на примере Лукина ничему не учил. У страны было достаточно героев без пятна на репутации, которым считался плен.

В системе пропаганды было место для погибших в плену героев -- того же Карбышева, к примеру, Мусы Джалиля и других.

Ставшие впоследствии генералами лётчики Лавриненков и Дольников прославлялись именно как лётчики; факт их пребывания в плену не скрывался, но и не подчёркивался.

Тема плена -- она вообще тяжёлая. Нередкой была точка зрения "мы тут воевали, пока вы там в плену прохлаждались-отсиживались".

> Я так понял, что советская власть сама себя изжила. Так может как раз и благадаря таким как Лукин.

Лихо вскрываешь связи явлений.


Redakteur
отправлено 19.10.10 11:58 # 397


Кому: undying, #393

> Не потому ли что при Хрущеве и Брежневе подлецов стали называть героями?

Кого именно, если не секрет?


Redakteur
отправлено 19.10.10 16:32 # 410


Кому: undying, #408

> Вот в данной дискуссии есть две позиции: 1) мухинская, который говорит, что давайте попробуйте разобраться сами опираясь на факты и 2) redakteur'овская, которая говорит давайте будем верить мнению компетентных товарищей, а самим разбираться смысла нет, т.к. нас не тому учили.
>
> Как думаете на каком народе мрази легче паразитировать? На том, который придерживается мухинской позиции, или на том, который придерживается redakteur'овской позиции?
>

Мощно, но мимо.


Redakteur
отправлено 19.10.10 17:54 # 417


Кому: ) Kenny (, #413

> Речь о том что Ставка неоднократно советовала Лукину контратаковать.

Нарком обороны вообще 22 июня распорядился обрушиться всей мощью, разгромить и уничтожить и т.д. И?

> Что значит контраатаковать - понять направление удара противника и ударить ему во фланг и тыл, срезав основание и окружив противника.
> - Для этого надо выждать момент, например когда основная масса войск прошла и ударить по снабженцам и частям прикрывающим прорыв.
> - Для этого надо тщательно вымерить удар, чтобы хватило сил.
> - Для этого надо точно рассчитать направление
>
> Это - целое искусство, и если ты им не владеешь - ты проиграл.

Уровень онлайн-экспертизы великолепен. Дело за малым: слетать в 1941 год, обеспечить Лукину поступление разведданных о противнике, хотя бы на уровне авиаразведки, уговорить немцев куда-то пройти, подставив Лукину тылы (а то они, не зная о том, как надо себя вести, сгоряча энергично занялись уничтожением окружённой группировки), заодно подогнать ему боеприпасов с горючим и, чтобы всё было совсем правильно, и о чём тут многие забывают, вывезти от него несколько десятков тысяч раненых.

И если это у тебя не получится -- ты проиграл.


Redakteur
отправлено 19.10.10 17:56 # 418


Кому: ) Kenny (, #414

> 6-я армия (одна армия, а не 4-е) Паулюса продержалась с 19 ноября 1942 года по 2 февраля 1943 года (71 день) с момента окружения. (20 дивизий)
> 4 армии под Вязьмой 5 дней.
>
> Чем не доказательство?

Ничем не доказательство. Попытка сравнить северное побережье Чёрного с южным -- Белого.


Redakteur
отправлено 19.10.10 18:35 # 423


Кому: yug_spb, #421

> если на каждую дивизию можно ставить комдива уровня Рокоссовского

Только тому комдиву нужны ещё внизу командиры полков грамотные, и чтобы сверху командарм/комфронта грамотно командовал, и чтобы из Ставки распоряжения грамотные шли, а иначе будь тот комдив хоть трижды Рокоссовским -- пиздец дивизии.


Redakteur
отправлено 19.10.10 19:05 # 426


Кому: ) Kenny (, #425

> Лукин не искал способа нанести максимальный урон наступающему противнику и окружить его, он искал способ "не допустить окружения", а потом - "пробиться к своим".

Дошли, что называется. Теперь он оказывается виноват в том, что всё-таки исполнял или стремился исполнить приказы?

> Если ты можешь доказать что Лукин использовал все возможности какие у него были (танки, артиллерию, снабжение боеприпасами и топливом частей(в рамках окруженной группировки)),
> а не "с мощным ура" бросал людей на пулеметы в одном и том же месте несколько раз,
> а не отдал приказ разойтись по лесам и пробиваться группами.

Тебе лично никто ничего доказывать не собирается, это, похоже, бесполезно, да тебе и не надо.


Redakteur
отправлено 19.10.10 19:08 # 427


Кому: ) Kenny (, #425

> Почему кав.дивизия Студченко смогла пробиться из мешка,

Дивизия Стученко -- единственный полноценный резерв, который был у Лукина -- из мешка не вышла. Сам Стученко вышел с группой примерно 50 бойцов.

Выйти она могла -- одна (и сам Стученко об этом пишет -- готов, мол, был "сохранить дивизию для обороны Москвы") -- но Лукин держал её в своём резерве, пока сохранялась надежда пробиться организованно.


Redakteur
отправлено 19.10.10 20:17 # 436


Кому: ) Kenny (, #434

> Дополнительный показатель того что Лукин воспользовался кавалерией неправильно.

Камрад, ты, конечно, извини, но -- ты какую военную академию заканчивал?

Или же

Кому: ) Kenny (, #435

> Чтобы понять что яичница подгорела, не надо быть курицей.

а чтобы вывести Лукина на чистую воду -- не нужно быть специалистом в военном деле?


Redakteur
отправлено 19.10.10 21:01 # 440


Кому: ) Kenny (, #437

> Пограничники в ДОТах на границе по 5 по 7 человек

В ДОТах воевали бойцы ОПАБов.

Срок жизни ДОТа зависит от того, что происходит в предполье и других ДОТах укрепрайона. От предполья -- в первую очередь.


Redakteur
отправлено 19.10.10 21:14 # 441


Кому: ) Kenny (, #439

> Можно ли сделать вывод об уровне их мастерства?

Никакого. Ты пытаешься сравнить, используя современные аналогии, заместителя генерального директора с начальником отдела (одного из множества).

> большую часть войны Жуков провел на должности "представитель Ставки"

Понятен ли "функциональный набор" этой должности и её ответственность?


Redakteur
отправлено 28.10.10 14:37 # 583


Кому: Сергей 28, #581

> Так что не мне тодному не жалко Лукина,

Как думаешь, есть ли хоть какое-то дело Лукину до твоей и/или не только твоей жалости?

> а ещё и люди лучше меня его знавшие его бросили.

Например, начальник штаба армии комбриг (ген.-майор) Малышкин.

> Девушки не бросили

Встречались и просто честные люди, да.

> (зачем ему пистолет был нужен застрелиться, или девушек застрелить , что в плен дали спокойно сдаться ??? просто вопрос теоретический ни чего личного)

Отчего-то твой теоретический вопрос вполне натуральной какашечкой по шву-с отдаёт.

> а если бы девушки понимали, кто виноват, может и они бы бросили.

Виноват-то, ясное дело, Сталин во всём, да только как его бросишь? Разве что как Малышкин, Трухин, Власов, по-другому никак.


Redakteur
отправлено 16.11.10 14:51 # 599


Кому: EastWind, #598

> Не существует ни одной уважительной причины утраты партбилета.

Товарищ Мехлис?


Redakteur
отправлено 16.11.10 19:04 # 601


Кому: EastWind, #600

> Да, да, тот самый кровавый упырь, кто же еще?

Виноват, не узнал в гриме.

> Устав Партии то прочитать не так сложно, как мусолить темы, надеюсь.
> Так что не надо гнать на позднее восстановление в Партии Лукина и Гаврилова.

Не в мой ли адрес ты обращаешься?


Redakteur
отправлено 16.11.10 23:27 # 603


Кому: EastWind, #602

> Нет, не по твою кровушку.

[утирает холодный пот, снова радуется жизни]

> Есть тут камрады

Критика должна быть адресной. Не сдерживай себя, руби без экивоков.



cтраницы: 1 все комментарии



Goblin EnterTorMent © | заслать письмо | цурюк