Сегодня с утреца окончательно решил съездить за границу. Для чего оседлал железного коня и сразу помчался на мойку, чтобы поразить заграницу ослепительной чистотой своего болида. Ближайшая мойка — увы, автоматическая, а значит — так себе. Но, тем не менее, авто надраили и я помчался в сторону границы.
На радость мою сегодня оказался выходной. А значит, народу на дорогах с утреца было мало. И я мчался себе и мчался. Что характерно, за городом количество идиотов на дороге как-то резко сокращается. Вот едешь по городу — обязательно какое-нибудь ведро на колёсах яростно будет тебя обгонять, подрезать. И чем страшнее ведро, тем яростнее будет. Ранее таким комплексом страдали водители "запорожцев" — типа ну и что, что у вас машины лучше, зато я мега-водитель, я вас всех сделаю!!! Чего вытворяют — смотреть страшно.
Подкатываешь к светофору в среднем ряду, на красный. Останавливаешься. Тут справа грохоча железом и скрежеща крыльями подлетает ведро. Понятно, тонировка светонепроницаемая — в обе стороны. Понятно, глушак издаёт рёв сатанинский. Ведриста не смущает, что сразу за перекрёстком прямо перед ним стоит автобус, объехать который не получится. Мощно подрабатывая газом, ведрист ждёт желтого сигнала, чтобы уйти в отрыв. Однако всегда получается так, что даже если он стартует на красный, всё равно у автобуса раньше оказывается другой паренёк, объехать которого не получается. Не получается просто потому, что невозможно на старом ведре обогнать автомобиль.
Куда, на чём, зачем, для чего? Нету ответа. Или стоит это ведрист в левом ряду, а за перекрёстком кто-то голосует. Только тронулись, ведрист срывается с места, подрезает просто всех, и вот он уже подбирает пассажира – рублей на пятьдесят, не меньше.
Больные. Но за городом таких пацанов значительно меньше. Потому что там, где надо регулярно выезжать в лоб огромным грузовикам, количество лихачей резко сокращается. Ну и больше ста сорока км/час ведро, понятно, не едет. А потом полил дождь. Полил как следует, читай — как из ведра. За машинами — тучи воды, грязища, ничего не видно — шёл по приборам. В общем, задумка поразить заграницу заросла грязью задолго до.
Дорога на Скандинавию у нас неплохая. В смысле — ровная, дырок немного. Местами даже фонари стоят вдоль. Но сама дорога очень узкая. Как может быть такая нужная стране трасса шириной в две-три полосы — понимать отказываюсь. Как сейчас гоняет народ на грузовиках — даже и не знаю. Только посочувствовать могу.
В непростых думах примчался на развилку: налево пойдёшь — в Хельсинки попадёшь, направо пойдёшь — Лаппеэнранте окажешься! До Лаппеэнранты оказалось в десять раз ближе, и я повернул направо. Через десять минут выскочил на пограничный пост. Плохонький вагончик, шлагбаум, поднимаемый вручную. Посмотрели паспорт, пропустили без вопросов в приграничную зону.
В приграничной зоне все дорожные знаки — заграничные. Типа ты уже за границей. Но мусор в канавах — наш, родной. Ограничение по скорости 60 км/час. Я, понятно, и еду 60 км/час. Тут мимо — вжык!!! Пролетает финн. Вжык!!! Пролетает второй. Эвон, думаю, как у них за границей интересно! Догонять не стал. Благо
дорога живописная.
Приехал на границу. Машин практически нет. Пошёл в будку, заполнил декларацию. Записал мега-фотоаппарат и мега-объектив — чтобы злые финны не отняли на выезде. На всё про всё ушло минут десять. Закончив с бумажками, поехал к финнам. Проехал мимо лабаза duty-free. Два года назад заходил, так и не понял — зачем это. Кроме духов и водки ничего не продают, разница в цене — смехотворная. Но народ ломится. Я проехал мимо.
Процедура пересечения финской границы, как водится, оказалась ещё проще. Белобрысый пограничник спросил: а зачем вам в Лаппеэнранту? Я дерзко ответил: в магазин! Финский страж границы в лёгком удивлении повёл белой бровью. Больше ничего не спрашивал, отдал паспорт. И через три минуты я вырвался на финские просторы.
Дороги у финнов ещё уже, чем у нас. Правда, значительно ровнее. Кругом чистота и порядок, ограничение по скорости 80 км/час. Еду 80, никого не трогаю, осознаю. И тут же меня обогнали три финна подряд на своих финских вёдрах. Наверно, это Микка Хаккинен со своей братвой куда-то торопился. Вот тебе и порядок. Зря, зря мы немцев из Финляндии прогнали — процесс воспитания европейской нации явно незавершён.
В Лаппеэнранту прикатил быстро. Принялся искать, где бы это мне в загранице припарковаться? Места для парковки есть, и я приткнулся возле какой-то мега-башни церковного вида. В мире чистогана возле стоянки стоит какой-то дивайс для оплате стоянки. В атласе написано, что нужны какие-то стояночные часы, которые продаются на любой заправке. Ага, нашли идиота — заправляться ихним бензином по евре за литр.
Приткнул болид, пошёл к автомату. Автомат хочет одну евру сорок центов. Бросил во чрево агрегата одну евру пятьдесят центов. Звякнули монетки, автомат заурчал и выплюнул талончик "можешь час постоять". А десять центов сдачи — зажилил. Приятно, что есть на свете страны, в которых повсеместно царит порядок!
Отринув горечь обмана, решил приобщиться к финской кухне. С национальной финской кухней я знаком. В прошлый раз в Хельсинки на улице меня пытались накормить каким-то страшным говном из риса и рыбы. Говно было такое, что даже я, будучи ветераном вооружённых сил и пенитенциарных учреждений, жрать не смог. Поражён был до глубины души, ибо еды, которую я не мог бы съесть, вообще никогда не встречал. А тут — пожалуйста. Так что на этот раз я отправился знакомиться с финской кухней в Макдоналдс.
Ну что можно сказать про финский Макдоналдс? Неплохо, неплохо. Умеют, если захотят. Сожрав какую-то дрянь (биг-мак или как его там), решил провести внезапную проверку финских туалетов. Огляделся — сортира нету. Походил туда сюда — всё равно нету. Пошёл к прилавку, задал вопрос: где благородный дон может без спешки и с комфортом испражниться? Пацан за прилавком объяснил, что надо спуститься в подвал, и там уже гадить сколько заблагорассудится. И выдал мне специальный круглый жетон — с дыркой посередине. Взял с опаской: если вещь с дыркой — неровён час, запомоиться можно.
Оказалось, что финские сортиры в финском Макдоналдсе открываются только после того, как в механизм, приделанный к дверной ручке, бросаешь специальный жетончик. Дверь открывается, забираешься внутрь и гадишь там всласть. А жетоны дают только тем, кто в заведении хорошо кушает. А если тебе припрёт с улицы зайти — гуляй, Пекко! Не князь, за куст зайдёшь. Собственно сортир оказался чистым и благоухающим, как положено, без обмана. Что характерно, к замку женского сортира жетоны от сортира мужского не подходят. Прикольно.
Утерев сало с морды бесплатными финскими салфетками, выполз на улицу — осмотреться и вообще. Гляжу — вокруг финны ходят. Через одного — в спортивных костюмах. Сперва кажется, что кругом бандиты. Многие на пенсии, в том числе — пожилые бабки. Потом кажется, что все спортсмены. В том числе дедушка в инвалидной коляске. И бабушка с лыжными палками, но без лыж. Потом становится понятно, что спортивные костюмы у них — примерно как фуфайка в деревне у нас. Далее на спортивных финских бандитов внимания не обращал, хотя это и было непросто.
Дабы не вводить в обман финского пограничника, решил посетить магазины. Все, абсолютно все магазины в городе Лаппеэнранта оказались закрыты. Не то выходной, не то наступление Советской Армии празднуют — не понял. Но лабазы закрыты напрочь. Принялся ходить, осматривать достопримечательности.
Городок небольшой, фактически – райцентр. Стоит на берегу озера Сайма (Saimaa). Неподалёку по команде русского царя Александра II был прорыт Сайменский канал – 58 километров, 28 шлюзов. Канал по-фински называется kanava. Слово «канава» порадовало отдельно. Сейчас «канава» укоротилась километров на десять, и шлюзов стало меньше.
Построен город, понятно, шведами. Шведы, если кто не знает, совершили на Финляндию три глобальных набега, в ходе которых всех, кто оказывал сопротивление – убивали, а всех, кто оставался в живых – нагибали. Это называлось крестовый поход. В ходе одного из них знатный потомок викингов Торкель Кнутссон основал исконно русский город Выборг. За что ему в родной Швеции, между прочим, просто и без затей башку отрубили. А в городе Выборге шведскому оккупанту, извергу и живопыре памятник стоит – шлем, меч, сам Торкель – крутой, как обрыв, все дела.
Шведы дали городу название Вилльманстранд, что по-русски значит «Берег дикого человека». И герб придумали, на котором изображён неандерталец в шкуре и с дубиной. Крепость построили на горе. Обозначили поселение столицей Южной Карелии.
Потом город Выборг, который был вторым по размеру городом Финляндии, экономически зарулил Вилльманстранд, и последний за отсутствие старания лишили статуса города. Так что – райцентр, как ни крути.
Потом в ходе Северной войны на шведов напали русские, на которых шведы многократно нападали ранее. Ну а поскольку дорога к Швеции лежит через Финляндию, то так по ней и бегали туда-сюда. Подступили и к Вилльманстранду, где окопалась крупная группировка шведского агрессора. Наши, понятно, предлагали шведам сдаться по-хорошему, и заслали к ним барабанщика с таким интересным предложением. Носители европейской культуры нашего барабанщика застрелили. После чего мы на них напали и райцентр Вилльманстранд был стёрт с лица земли – вместе с шведским гарнизоном. Интересно было бы послушать, что во время сабельно-штыковой атаки шведы говорили тому, кто застрелил барабанщика.
Все жители Вилльманстранда были депортированы в Россию – как пособники кровавого шведского режима. А сам город на 174 года попал в состав Российской Империи. Вместе с Выборгом, понятно.
После этого доблестным финским солдатам и офицерам уже не надо было прислуживать кровавому шведскому режиму. Они начали служить России. И воевали финны в составе российских войск на всех окраинах империи. Например, на Кавказе бились отчаянно, Шамиля ловили. Как и сейчас, ту войну на Кавказе старательно поддерживала Турция, а вместе с ней – цивилизованная Европа. Финны совместно с русскими лихо резали турок и в Севастополе, и на Малаховом кургане, и в Евпатории. Финская гвардия принимала активное участие в подавлении польского мятежа и была награждена Георгиевским знаменем, декорированным Георгиевским крестом. Потом развила успех участием в подавлении восстания в Венгрии. Да и вообще все серьёзные финны из числа руководителей страны – Маннергейм, Валден, Паасикиви, Энкель – все как личности выросли в стройных рядах императорской армии.
В 1812 году в жемчужине Финляндии Вилльманстранд жило 210 человек. Однако после того, как там были обнаружены минеральные воды и в 1824 году построен курорт, а из Питера провели русскую железную дорогу (с шириной колеи как в России) – райцентр превратился в настоящий город. И его даже разрешили называть так, как хотелось финнам. А не так, как придумали шведы. Удивительно, но свободолюбивые финны оставили себе герб с неандертальцем. Видимо, в шведской шутке была только доля шутки.
Потом финны крепко подружились с фашистами, и по такому случаю лишились Южной Карелии – она теперь наша. У них от неё только музей остался. Городу это, однако, не повредило – сейчас в Лаппеэнранте проживает 56 тысяч человек, и сам город – добротный, симпатичный.
Сгонял в крепость, проверить качество работы предков по зачистке. Следов русской ярости обнаружить не удалось – крепости как таковой нет вообще. То есть зачистка проведена на славу. Правда, оборонительные сооружения надстроили по последнему слову техники под руководством А.В. Суворова. Сооружения не перестают радовать глаз и сегодня. Сам полководец, предки которого, по его же личным заверениям, были из Швеции, во время строительства постоянно занимался оперативной работой: переодевался в гражданские шмотки и ходил среди ничего не подозревающих граждан, слушал разговоры и делал выводы.
На месте былой твердыни стоит православная церковь. Маленькая, деревянная. Тут же стоят одноэтажные здания казарм, в которых расположили музеи. Например, музей конной гвардии. Кто не знает, сообщаю: шведская конница в основном состояла из финских бойцов, которые назывались хаккапеллитами, в честь которых теперь называются колёса фирмы Nokian (у меня как раз такие зимние, Hakkapeliitta).
Там же расположился музей Южной Карелии. Ни в один музей попасть не удалось – закрыты все до одного. Только
захваченный финнами в плен Пушкин смотрел на меня из окошка. Под окном ходил финский кот в ошейнике. Рожа – во. На меня даже смотреть не стал. Хотя все коты меня любят. Удивил.
Побродил по городу. Погоды замечательные. Чистота, солнце, лёгкий бриз. Живут не сильно богато – дорогих машин просто на порядки меньше, чем в Питере. Но и нищеты никакой не видать. Благосостояние и добротность – налицо, но финские олигархи явно проживают в других местах. Кладбища благостные, очень мне понравились.
Реклама интересная висит. На одной из улиц велись работы. Всё разрыто, кругом песок, тут же валяется
ковш от экскаватора . Сам экскаватор финские строители, наверно, пропили.
Набродившись досыта и посмотрев всё, что можно, рванул к дому. На финской таможне даже из машины выходить не надо. На нашей – как положено. Ни один светофор не работает, вместо светофора какой-то гражданин палкой работает. Тычет типа «вон ты, заезжай!» Ну и плюс ровно полчаса в очереди к окошку. Потом пришла какая-то жаба, очередей стало две и дело пошло быстрее.
По дороге домой опять зверски лил дождь. Снова почти всю дорогу шёл по приборам. Грязища,
домашняя экзотика . Потому обратно ехал дольше, чем туда. По ходу проголодался и потому не заходя домой метнулся в китайский кабак «Бамбуковый рай», что на улице Рубинштейна.
Вот чем же особо мила китайская кухня? Первое – жратву подтаскивают через десять минут после заказа. Второе – расценки вдвое ниже, чем в любом заведении «европейского» или, боже упаси, экзотического толка.
Так и тут: сожрал говяжий желудок с кунжутным маслом, язык говяжий не помню с чем, свинину с ананасами, пирожков по-шанхайски (три) и чайник чаю с жасмином. Пришёл к неоригинальному выводу, что китайская кухня заруливает финскую в минуса.
На этом, собственно, дежурный визит в заграницу завершил.
Начал готовиться к поездке в Италию.