Чудовищная участь ждала
тех, кого жуаньжуаны оставляли у себя в рабстве. Они уничтожали память раба
страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь
постигала молодых парней, захваченных в боях. Сначала им начисто обривали
головы, тщательно выскабливали каждую волосинку под корень. К тому времени,
когда заканчивалось бритье головы, опытные убойщики-жуаньжуаны забивали
поблизости матерого верблюда. Освежевывая верблюжью шкуру, первым долгом
отделяли ее наиболее тяжелую, плотную выйную часть. Поделив выю на куски, ее
тут же в парном виде напяливали на обритые головы пленных вмиг прилипающими
пластырями — наподобие современных плавательных шапочек. Это и означало
надеть шири. Тот, кто подвергался такой процедуре, либо умирал, не выдержав
пытки, либо лишался на всю жизнь памяти, превращался в манкурта — раба, не
помнящего своего прошлого. Выйной шкуры одного верблюда хватало на
пять-шесть шири. После надевания шири каждого обреченного заковывали
деревянной шейной колодой, чтобы испытуемый не мог прикоснуться головой к
земле. В этом виде их отвозили подальше от людных мест, чтобы не доносились
понапрасну их душераздирающие крики, и бросали там в открытом поле, со
связанными руками и ногами, на солнцепеке, без воды и без пищи. Пытка
длилась несколько суток. Лишь усиленные дозоры стерегли в определенных
местах подходы на тот случай, если соплеменники плененных попытались бы
выручить их, пока они живы. Но такие попытки предпринимались крайне редко,
ибо в открытой степи всегда заметны любые передвижения. И если впоследствии
доходил слух, что такой-то превращен жуаньжуанами в манкурта, то даже самые
близкие люди не стремились спасти или выкупить его, ибо это значило вернуть
себе чучело прежнего человека. И лишь одна мать найманская, оставшаяся в
предании под именем Найман-Ана, не примирилась с подобной участью сына. Об
этом рассказывает сарозекская легенда. И отсюда название кладбища Ана-Бейит
- Материнский упокой.
Брошенные в поле на мучительную пытку в большинстве своем погибали под
сарозекским солнцем. В живых оставались один или два манкурта из пяти-шести.
Погибали они не от голода и даже не от жажды, а от невыносимых,
нечеловеческих мук, причиняемых усыхающей, сжимающейся на голове сыромятной
верблюжьей кожей. Неумолимо сокращаясь под лучами палящего солнца, шири
стискивало, сжимало бритую голову раба подобно железному обручу. Уже на
вторые сутки начинали прорастать обритые волосы мучеников. Жесткие и прямые
азиатские волосы иной раз врастали в сыромятную кожу, в большинстве случаев,
не находя выхода, волосы загибались и снова уходили концами в кожу головы,
причиняя еще большие страдания. Последние испытания сопрово-ждались полным
помутнением рассудка. Лишь на пятые сутки жуаньжуаны приходили проверить,
выжил ли кто из пленных. Если заставали в живых хотя бы одного из
замученных, то считалось, что цель достигнута. Такого поили водой,
освобождали от оков и со временем возвращали ему силу, поднимали на ноги.
Это и был раб-манкурт, насильно лишенный памяти и потому весьма ценный,
стоивший десяти здоровых невольников. Существовало даже правило — в случае
убийства раба-манкурта в междоусобных столкновениях выкуп за такой ущерб
устанавливался в три раза выше, чем за жизнь свободного соплеменника.
Манкурт не знал, кто он, откуда родом-племенем, не ведал своего имени,
не помнил детства, отца и матери — одним словом, манкурт не осознавал себя
человеческим существом. Лишенный понимания собственного "я", манкурт с
хозяйственной точки зрения обладал целым рядом преимуществ. Он был
равнозначен бессловесной твари и потому абсолютно покорен и безопасен. Он
никогда не помышлял о бегстве. Для любого рабовладельца самое страшное -
восстание раба. Каждый раб потенциально мятежник. Манкурт был единственным в
своем роде исключением — ему в корне чужды были побуждения к бунту,
неповиновению. Он не ведал таких страстей. И поэтому не было необходимости
стеречь его, держать охрану и тем более подозревать в тайных замыслах.
Манкурт, как собака, признавал только своих хозяев. С другими он не вступал
в общение. Все его помыслы сводились к утолению чрева. Других забот он не
знал. Зато порученное дело исполнял слепо, усердно, неуклонно. Манкуртов
обычно заставляли делать наиболее грязную, тяжкую работу или же приставляли
их к самым нудным, тягостным занятиям, требующим тупого терпения. Только
манкурт мог выдерживать в одиночестве бесконечную глушь и безлюдье
сарозеков, находясь неотлучно при отгонном верблюжьем стаде. Он один на
таком удалении заменял множество работников. Надо было всего-то снабжать его
пищей — и тогда он бессменно пребывал при деле зимой и летом, не тяготясь
одичанием и не сетуя на лишения. Повеление хозяина для манкурта было превыше
всего. Для себя же, кроме еды и обносков, чтобы только не замерзнуть в
степи, он ничего не требовал...
Куда легче снять пленному голову или причинить любой другой вред для
устрашения духа, нежели отбить человеку память, разрушить в нем разум,
вырвать корни того, что пребывает с челове-ком до последнего вздоха,
оставаясь его единственным обретением, уходящим вместе с ним и недоступ-ным
для других. Но кочевые жуаньжуаны, вынесшие из своей кромешной истории самый
жестокий вид варварства, посягнули и на эту сокровенную суть человека. Они
нашли способ отнимать у рабов их живую память, нанося тем самым человеческой
натуре самое тяжкое из всех мыслимых и немыслимых злодеяний. Не случайно
ведь, причитая по сыну, превращенному в манкурта, Найман-Ана сказала в
исступленном горе и отчаянии:
"Когда память твою отторгли, когда голову твою, дитя мое, ужимали, как
орех клещами, стягивая череп медленным воротом усыхающей кожи верблюжьей,
когда обруч невидимый на голову насадили так, что глаза твои из глазниц
выпирали, налитые сукровицей страха, когда на бездымном костре сарозеков
предсмертная жажда тебя истязала и не было капли, чтобы с неба на губы
упала,- стало ли солнце, всем дарующее жизнь, для тебя ненавистным, ослепшим
светилом, самым черным среди всех светил в мире?
Когда, раздираемый болью, твой вопль истошно стоял средь пустыни, когда
ты орал и метался, взывая к богу днями, ночами, когда ты помощи ждал от
напрасного неба, когда, задыхаясь в блевотине, исторгаемой муками плоти, и
корчась в мерзком дерьме, истекавшем из тела, перекручен-ного в судорогах,
когда угасал ты в зловонии том, теряя рассудок, съедаемый тучей
мушиной,проклял ли ты из последних сил бога, что сотворил всех нас в
покинутом им самим мире?
знаю одного чеченца, ярого русофоба. Так он его братья-мусульмане манкуртами называют представителей мусульманских народов, живущих на территории РФ, ассимилировавшихся в той или иной степени с русскими.
У казахов, кстати, до сих пор частенько "манкуртами" обзывают (в переносном смысле, понятно) тех из своих, кто, скажем, не знает казахского, своей истории, и т.п.
> Так он его братья-мусульмане манкуртами называют представителей мусульманских народов, живущих на территории РФ, ассимилировавшихся в той или иной степени с русскими.
Смысл вкладывается именно такой, да - если человек забыл историю своего народа, и сам про это не знает, не понимает этого.
Он не человек, он "манкурт".
А древняя ли эта легенда? Не услышал ли ее Ч. Айтматов непосредственно в период перестройки? И совсем не от казахских аксакалов, а от людей, живущих много северо-западнее, за Большой Водой? Никаких подколов, просто интересуюсь.
"-Как знать, Цезарь, может придет день, когда люди перестанут считать себя рабами, а значит, обретут свободу...
Император покачал головой:
- В твоей работе ты имеешь дело с идеальными элементами, и отсюда твой политичесий идеализм. Рабы будут всегда, хотя называть их, возможно, будут иначе. Что такое рабство, как не подчинение слабого сильным? Не в твоей воле упразднить неравенство. Ведь не настолько же ты глуп, что-бы верить, что все мы рождаемся равными?..."
У.Голдинг, Чрезвычайный посол.
> Смысл вкладывается именно такой, да - если человек забыл историю своего народа, и сам про это не знает, не понимает этого.
> Он не человек, он "манкурт".
ассимилирование малого народа с бОльшим, живущим рядом- это обыкновенное явление. И количественная сторона этого- всего лишь вопрос времени.
Не проходят его сейчас в школе.
А ввести его просто необходимо. С другой стороны, из 100 нынешних учеников 30 на него просто забьют, 30 не прочитает, но найдет в интернете короткий пересказ, 30 прочитает и тупо перескажет для получения оценки, и лишь 10 вникнет в суть и вынесет для себя какой-то урок.
Как-то так
> Отдельные мудаки казахские националисты, кстати Чингиза Айтматова очень не уважают за то, что писал он на русском языке.
>
> Мол, если бы он был настоящий патриот, то писал бы строго на казахском!
Националистам наверное невдомёк, что если бы Айтматов писал на казахском, прочли бы его в 10 раз меньше людей.
Альтернативные зомби -добрые и пушистые, уважающие хозяина и не желающие съесть его мозги. Демократия в своих лабораториях пошла не тем путем,надо было у тюрков спросить "как?" Хотя тоже самое и имеем без бритья голов и камельских шкур.
помню со школы, класса со второго эту историю, нам рассказывали
это пиздец блять, у азиатов самые извращенные пытки всегда были
это к вопросу о расизме как раз
Да, произведение мощное, Айтматовым восхищаюсь!
Когда читал, пробирало досконально.
Этот рассказ занимает в книге особое место. Особенно сильно когда мать свою убил по приказу хозяина...
Только фишка в том, что русским никто на бошки не натягивает верблюжатину. Мы сами своё прошлое с удовольствием не только забываем, но и ходим на него по-большому. При этом, заметьте, добровольно.
Дмитрий Юрьевич, давно хотел спросить. Смотрел ли ты докумнтальный фильм "Секрет" и что думаешь по е него? И как вообще относишься к идеям о материальности мыслей? Регулярно встречаю в различной литературе "для развития личности" рассказы об этом.
> И как вообще относишься к идеям о материальности мыслей?
Вот так единым махом граждане отменяют второй по важности вопрос философии. Если мысль материальна, то вопрос по первичность бытия или сознания не имеет смысла. Молодцы!!!
> Только фишка в том, что русским никто на бошки не натягивает верблюжатину. Мы сами своё прошлое с удовольствием не только забываем, но и ходим на него по-большому. При этом, заметьте, добровольно.
Это оттого что в демекратической России ты можешь смело смотреть/не смотерть или слушать/не слушать СМИ.
> Не знаю, как где, но у нас не проходили. Выпуск 2005-го.
Проходили, выпуск 1995.
Мне ещё очень запомнилось в этом произведении что-то из серии "хер вам в рыло" - так бросивших тяжёлую работу провожали в дальний путь. Для меня, как школьника, было необычно. Само произведение поразило живым языком и понятностью описываемо (супротив, например, "Героя нашего времени" или "Отцы и дети")- по сравнению с авторами 18-19 веков.
Оба на!!! :)
Привет из Рудного!!!
Половина босоного-сопливого детства пронеслась в энтих замечательных краях! В перестройку, родня подумывала о том чтоб перебраться целиком и полностью! :)
> это пиздец блять, у азиатов самые извращенные пытки всегда были
> это к вопросу о расизме как раз
Пытки в разных культурах и в разное время были не менее извращенными. К тому же делить их на "ужасно жестокие" и "гуманные" группы неправильно. Пытки придумывают для достижения определенных целей в определенных ситуациях, никакими морально-этическими нормами никто не руководствуются. Не сломаешь же ты волю человека, если начнешь ему пятки щекотать.
Я тоже заинтересовался этим вопросом. Снимать кожу больно, ведь волосы то вросли в нее, наверно. Но с другой стороны, если не снять, то это вредно для здоровья манкурта. Наверно, все-таки снимали.
> Привет из Рудного!!!
> Половина босоного-сопливого детства пронеслась в энтих замечательных краях! В перестройку, родня подумывала о том чтоб перебраться целиком и полностью! :)
Детские воспоминания это здорово :)
Соберёшься в гости вдруг, не разочаруйся - очень многое поменялось.
> Сейчас, надеюсь, не убрали его из школьной программы;
нету его там! (а если и есть - то факультативно и только в особо законспирированных спецклассах часа два не больше) там много -много солженицына, а это не есть гут.
> Только фишка в том, что русским никто на бошки не натягивает верблюжатину. Мы сами своё прошлое с удовольствием не только забываем, но и ходим на него по-большому. При этом, заметьте, добровольно.
А сложно с ним разобраться. Многие и не пытаются. Вот "Иного Сталина" читаю, что-то чуть понятней стало. Но на это всю жизнь потратить надо, чтобы хоть немного разобраться в истории.
> Я тоже заинтересовался этим вопросом. Снимать кожу больно, ведь волосы то вросли в нее, наверно. Но с другой стороны, если не снять, то это вредно для здоровья манкурта. Наверно, все-таки снимали.
> Это оттого что в демекратической России ты можешь смело смотреть/не смотерть или слушать/не слушать СМИ.
Согласен на все 100. Свобода полная. Хочу, Путина лохом обзову. И никакого ГУЛАГА мне за это не будет. Хочу, напишу Хайль Гитлер! - всем пофигу. Все говорят и пишут то, что хотят. Хочу - смотрю Дом-2, не хочу - не смотрю его. И дело вовсе не в СМИ. Хотя, СМИ, конечно же, немалая труба канализационного коллектора, вправленная в мозг общества, но всё же это и не верблюжатина на бошке.
Верблюжатина - это мы, родители. Позволяющие культивировать говно в формирующихся мозгах детей, даже просто своим безразличием к этому. Взрослые папы с мамами адово крушат на форумах систему, и вздыхают о погибщем Союзе, а тем самым временем их чадам учителя и воспитатели с молодых ногтей вливают в головы литры говна, называемого "утверждённой образовательной программой". Как хотите, но лично я в школе пропускал мимо ушей факты истории, не совпадавшие с тем, что мне рассказывали родители. Родители были для меня наипервейшими авторитетами (ну, даже десятилетний школяр сечёт, кто говорит правду - дедушка-ветеран, дошедший до Берлина, или двадцатипятилетняя историчка-пигалица, работающая по программе!) И для большинства детей, родители - это корень истины. А сейчас большинство родителей слишком занято (или не образовано, или безразлично), чтобы воспитывать детей, и рассказывать им о том, о чём рассказывали ИХ родители, и о том, что они сами видели и что сами пережили, дабы говно учителей не превращало молодую порость в быдло.
> Смотрел ли ты документальный фильм "Секрет" и что думаешь про него? И как вообще относишься к идеям о материальности мыслей?
В журнале "Психология" есть неплохая статья, в которой разбирается книга и фильм "Секрет", и в двух словах объясняются принципы позитивного мышления.
>"...А ведь концепция позитивного мышления не имеет ничего общего с псевдонаучными фокусами. «Позитивные мысли действительно приносят пользу нам и нашему здоровью, но не отменяют необходимости трудиться, учиться, прилагать усилия», – объясняет доктор психологических наук Михаил Гинзбург. Между (действительно) позитивным мышлением и принципом «хотеть – значит иметь» есть существенная разница. И она, прежде всего, в том, что мы не можем признать за нашей мыслью власть над внешним миром («над всей Вселенной», как пишет Ронда Берн)."
Немного в тему про пытки.
В тех же азиях у пленных отрезали пятки, затем накладывали свежую шкуру животного. Жертва после этого остаток жизни ползала на четвереньках.
Знакомое явление: наиболее отмороженные нацики из удмуртов, коми, марийцев финляндей гордятся - финно-угорская группа, фигли, - считай родственники.
А самые хитрые ездят в командировки за госсчет в суоми и венгрию - культурные связи, стало быть, налаживают.
Что любопытно: "манкуртов" очень любят вспоминать и либералы, а также им сочуствующие, но при этом под "памятью народа" и "историческом опыте", национальной гордости они понимают совершенно другое.
> Камрад, я из соседнего Челябинска, для меня написание "Костанай" выглядит, мягко говоря, непривычно.
Я в Челябинске 6 лет учился и работал, с 2001 по 2007 :)
Пиши Кустанай, в чём проблема-то, раз привычнее.
Я тебя уверяю, очень маловероятно, что кто-то обидится и вспылит.
Местные жители употребляют вслух оба варианта. В официальных бумагах, понятно, пишут "как положено".
> по моему это из современных бунтарей а не из рабов.
И этих бунтарей ловко используют в своих целях разные находчивые люди. Да так, что бунтари ни о чем и не подозревают. Причем люди эти зачастую не титульной национальности.