> Насколько велика вероятность полного исчезновения культурных различий между людьми? Все-таки глобализация и все такое.
>
У всех разные мозги, все склонны к разному. Это как предпочтения к музыке. Если только не влезать в мозги или устраивать жесткую диктатуру, то никогда.
Плюс вечное жаление выделиться, выпендриться и организовать свой кружок "не таких как все".
Честно говоря,я не очень понял. Мне казалось, что в понятие православной культуры входят, к примеру, памятники старинной архитектуры, и у нас это в очень значительной части церкви, да взять хоть район Кремля. А Юлин почему-то говорит о праздновании нового года, об иконопоклонении. Так это не насчет православной культуры, а насчет самого православия. Смысл доказывать то, что у нас воцерковленных кот наплакал? С этим вроде и не спорит никто
Ну, чисто формально православной культурой можно назвать такую культуру, структура которой обладает, наряду с другими свойствами, свойством (возможно, неконцептуальным) православности присущей этой культуре религии.
Православие, таким образом, есть что-то типа цвета кожи: можно ли делить людей по цвету кожи? - Вполне. Является ли это свойство концептуальным? - Далеко не факт.
> Насколько велика вероятность полного исчезновения культурных различий между людьми? Все-таки глобализация и все такое.
Раньше с появление интернета были такие надежды, но потом пришёл гугл и придумал релевантную выдачу, что вкупе с автоматическими переводчиками напрочь убило все порывы к взаимопроникновению культур.
[забил на все, прочитал текст] Т.е. получается, если один попрыгал голышом под мухоморами, поорал матом и получил положительный результат - это колдунство, его на костер, а если другой в красивых одеждах пропел положенный канон и получил такой же результат, то это божья милость и певца повысят по службе?
Вызывает глухое бешенство бесполезность для общества траты денег церковью. Стоимость предметов культа зашкаливает. Стоимость всей пропаганды СССР с плакатами и памятниками была сильно дешевле. А тут - золото, парча и т.д., как олигархи какие!
> Мозги, в целом, абсолютно одинаковые - в смысле процессы в них происходящие. Условия их существования - разные.
>
Профессор Савельев говорит, что разные.
Но я имел в виду различия вкусов, предпочтений в искусстве, музыке и т.д., отличий характера и темперамента, все что формирует поведение, стремления и культуру в целом. Т.е. мы слишком разные что бы вписаться в одну культуру.
Если позволите поделиться вот каким соображением насчет того на чем паразитируют религии. В части формы, т.е. во внешнем выражении - безусловно на культуре. А вот в части содержания, на идейном уровне - паразитирует на идее двустороннего взаимодействия с властью. Для пущего эффекта, с властью как можно более высшей и абсолютной. Сделал ты божеству приятно, и божество ответную приятность сделало тебе. Заслуженно и выгодно с обеих сторон, а значит - справедливо. И разветвленная сеть общественных приемных - намного удобней чем у какого-нибудь губернатора.
Санта Клаус, он же Святой Николай, он же Николай Угодник - это да, архиепископ Николай Мирликийский.
А разве наш Дед Мороз - это Санта Клаус, а не языческий Морозко, он же Карачун, он же Дед Трескун, он же Студенец, он же Зимник?
Да и живёт-то Дед Мороз со Снегурочкой из сказки ,а Санта Клаус с оленями.
После фразы Бориса Витальевича о зажравшихся жрецах Шивы,
немедленно вспомнилось у Владимира Семёновича:
"Чем славится индийская культура? - Вот, скажем, Шива: многорук, клыкаст" (с)
И фраза сразу заиграла новыми смыслами.
Спасибо Дмитрию Юрьевичу, Борису Витальевичу и Климу Александровичу
за всё что Вы делаете на тупичке.
Во Вьетнаме экскурсовод рассказывал, что, когда людей спрашивают, верующие они или нет, то очень многие отвечают, что нет - объяснял это тем, что страна коммунистическая. Однако при этом, говорит, все вьетнамцы поклоняются духам предков - и действительно, везде стоят небольшие алтари.
Да, кстати, - власть(или власти) предержащая (или предержащие). Главное слово ВЛАСТЬ. А вот власть имущие другое дело, главное слово ИМУЩИЕ. Так что Клим Саныч мал-мал ошибка пускал. Надо бы: для властей предержащих, али власть имущих.
Это обычно ключевое, каждый имеет своё понимание этого термина.
> в понятие православной культуры входят, к примеру, памятники старинной архитектуры, и у нас это в очень значительной части церкви, да взять хоть район Кремля.
Православий по миру много, как и христианств и архитектура тоже разная. О чём собственно и говорят весь ролик.
У меня тогда такой вопрос, а на что религия всё-таки оказывает влияние, кроме политики? Ну вот мы православные, те католики, там мусульмане, с этими мы дружим с этими не дружим, на этой принцессе можно женится она нашей религии, на этой нет. Это понятно. Есть ли какое-то влияние религии помимо идеологически-контролирующей функции, может ли она быть не культурой, но частью культуры? Ну вот у нас там иконы в избах, церкви как историческое наследие и т. п., ну даже куличи и нательные крестики?
Иконы действительно визуализация.
Разница с язычниками принципиальная. Зевса никто никогда не видел. Мифический персонаж. А на иконах изображены абсолютно реальные люди, которые были в действительности.
> Власти Москвы в 2017 году потратят на праздничные мероприятия более 500 млн рублей. В 2015 году департамент торговли и услуг Москвы потратил на проведение фестивалей «Пасхальный дар» и «Московская весна» 170 млн р.
https://russian.rt.com/russia/news/378749-pashailyi-dar-ohrana-stoimost
> Насколько велика вероятность полного исчезновения культурных различий между людьми?
"Пролетарская по своему содержанию, национальная по форме, - такова та общечеловеческая культура, к которой идет социализм. Пролетарская культура не отменяет национальной культуры, а дает ей содержание. И наоборот, национальная культура не отменяет пролетарской культуры, а дает ей форму. "
Борис Витальевич, не уесть для, а уточнения ради.
"Не сотвори себе кумира..." и прочее из списка - это ветхо-заветные заповеди, общие для иудеев и христиан.
А чисто христианские - это из Нагорной проповеди, там "заповеди блаженства" и другие, а основные - "Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: Возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки".
Что характерно - сколько общаюсь, на запрос про христианские заповеди все православные начинают про список, данный Моисею. Про, собственно, Христа приходится напоминать.
ИМХО, на двух факторах.
Первый -- это конфликт инстинктов и сознания; чаще всего это инстинкт самосохранения и осознание неизбежности смерти. В принципе разум способен инстинкты подавлять, но, как нас тут учил проф. Савельев, люди разумом пользуются крайне неохотно. А тут такая подсказка: есть вариант умирать не насовсем, если вести себя правильно. А как правильно, мы тебе сейчас расскажем.
Второй -- религия на определенном этапе развития предоставляет обществу (властям предержащим) эффективный инструмент управления сознанием индивидуумов. Тех, которые на первый фактор купились.
По моему верующий человек должен написать примерно следующее:
"Нападки то на самом деле вменяемые. Поидее у христиан как должно быть - что не от бога, то от лукавого, смотря на реалии нашей жизни, трудно спорить. Многие называют себя христианами, а по законам христа не живут, что священники, что остальные люди. Порой смотришь на попа, и видишь черта в церковном одеянии."
Насчет названий кораблей. Вот, к примеру, флагманское судно флотилии Христофора Колумба (нао; согласно другим мнениям, каракка) именовалось "Санта-Мария". Здесь понятно, божественное название.
Но два других корабля поменьше - каравеллы Нинья (в переводе - "крошка, детка") и Пинта (с испанского - "кружка"). Некоторые исследователи считают, что это были прозвища известных в то конкретное время конкретных портовых, как бы помягче сказать, девушек. Очень занятное сочетание.
ролик интересный! спасибо! только не совсем мне понятно, как оценивали участвующие это феномен "православная культура"? было высказано много о личном отношении к религии и сопутствующему, что мешало воспринимать научную часть ролика.
Про поминки на 9 дней, 40 дней не упомянули, оно же тоже православное обрядовое, или откуда?
Вспомнил тут же, как один особо продвинутый суннит-неофит из наших утверждал, что российские-советские мусульмане, которые поминают усопших на 9-й и 40-й день взяли это у православных, а в настоящем исламе такого нет и быть не может.
> Иконы действительно визуализация.
> Разница с язычниками принципиальная. Зевса никто никогда не видел. Мифический персонаж. А на иконах изображены абсолютно реальные люди, которые были в действительности.
От того одних и тех же персонажей бывает изображают по разному.
А вдруг кто-то лично видел Зевса?
Понимание коммунизма в СССР, Болгарии, Румынии, Польше разве не было разным? При этом в советское время это были братские народы. "Курица не птица, Болгария - не заграница" и все такое. У нас даже в республиках не все одинаково было - Прибалтика, РСФСР и Армения например совершенно с разными культурами были и уровнем жизни. Любая идея, претендующая на глобальность будет трансформироваться в той или иной степени. Возможно я не правильно понял - вот говорится о формуле "антисоветчик - всегда русофоб". А когда Борис говорит о том что, врагов православия-ислама-индуизма называют врагами русских-афганцев-индусов - это не похожие вещи. Антисоветчик не может быть татарофобом? Он только русофоб?
Она есть только со слов самих священников, которые непонятное приписывают язычникам.
> Зевса никто никогда не видел.
Как собственно и любого другого бога, христианского в том числе.
> Мифический персонаж.
Как и любой другой бог.
> А на иконах изображены абсолютно реальные люди, которые были в действительности.
Только надо дополнить, что на иконах, в том числе, помимо мифических персонажей, рисуют и действительно существовавших людей. Многие из них вообще не известно как выглядели ибо прижизненных портретов нет.
> Эти примеры не являются чисто православными и даже не чисто христианские.
Это я понял. То есть религия, кроме идеологии и политики ни на что не влияет и был бы у нас, например не христианство, а ислам как государственная религия, было бы примерно тоже самое? Просто перерабатывая и вбирая в себя что-то всё равно же религия оставляет какой-то след в культуре страны? Или не так?
> ролик интересный! спасибо! только не совсем мне понятно, как оценивали участвующие это феномен "православная культура"? было высказано много о личном отношении к религии и сопутствующему, что мешало воспринимать научную часть ролика.
Сдаётся мне что это сугубо твоё личное отношение к предмету обсуждения, помешало тебе понять научную часть ролика.
Можешь прочитать текстовую версию.
> "Скажи, что не веришь в Бога, а то не налью!"
> (с) Фельдкурат Отто Кац
Пардон! Выпейте! Вам уже лучше?.. А может быть, у вас более прогрессивный взгляд на пекло, может быть, вы идете в ногу с духом времени и с реформистами? Иначе говоря, вы признаете, что в аду вместо простых котлов с серой для несчастных грешников используются папиновы котлы, то есть котлы высокого давления? Считаете ли вы, что грешников поджаривают на маргарине, а вертела вращаются при помощи электрических двигателей? Что в течение миллионов лет их, несчастных, мнут паровыми трамбовками для шоссейных дорог; скрежет зубовный дантисты вызывают при помощи особых машин, вопли грешников записываются на граммофонных пластинках, а затем эти пластинки отсылаются наверх, в рай, для увеселения праведников? А в раю действуют распылители одеколона и симфонические оркестры играют Брамса так долго, что скорее предпочтешь ад и чистилище? У ангелочков в задницах по пропеллеру, чтобы не натрудили себе крылышки?.. Пейте, коллега!
> То есть религия, кроме идеологии и политики ни на что не влияет
Это не так. И про это тоже в ролике говорилось.
> и был бы у нас, например не христианство, а ислам как государственная религия, было бы примерно тоже самое?
Да, примерно тоже самое и было-бы.
> Просто перерабатывая и вбирая в себя что-то всё равно же религия оставляет какой-то след в культуре страны?
Христианских избушек и колёс нету, как собственно и языческих. Следы сугубо сказательные или поведенческие. Сказки полны язычества и по ныне, до сих пор трижды плюют через плечо и прочие приметы.
Ну или в виде религиозных символах на предметах, но сами предметы никак не являются присущими только этой религии.
> Расскажи как оно на самом деле и в чём они ошиблись?
Ну, например, меня Иоан Дамаскин убедил в том, что иконопочитание не противоречит христианским догматам. Для меня основным аргументом является даже не то, что "честь воздаваемая образу, восходит к первообразу, и поклоняющийся иконе поклоняется ипостаси изображенного на ней",о чем говорил Клим Александрович, а то что икона является отражением возможности совмещения божественного и материального (тварного), как в человеке сочетается тварное (тело) и божественное душа (божественное), как Иисус имеет двуединую природу (человек и бог), так и на материальном носсителе могут быть изображены божественные сюжеты. Таким образом борясь с иконопочитанием мы боремся с догматом о двуединой природе Христа, который является одним из центральных догматов христианства (за исключением некоторых ересей).
С другой стороны, как справедливо отмечалось, иконопочитание открывает большие возможности для злоупотреблений и все в итоге скатывается в язычество со стороны паствы и обрядовость со стороны служителей культа (особенно в современной РПЦ).
Сразу интересно... Если Борис Витальевич говорить о функции религии как о космогоническом базисе и вытекающем из него месте человека в мироздании, то получается совсем интересно - наука совершенно точно заступила на место религии. Говорит о космогонии? Да. Определяет место человека во Вселенной? Да. Имеет жреческую прослойку, лучше других понимающую науку? Да. Поглощает деньги меценатов и налогоплательщиков? Да. Используется ли в примитивной форме для достижения сиюминутных целей без глубокого проникновения в её суть? Да.
Все признаки религии по Юлину - налицо. Наука - это инвариант религии, по крайней мере в социальном и психологическом аспекте.
> Ну, например, меня Иоан Дамаскин убедил в том, что иконопочитание не противоречит христианским догматам.
Прекрасно. Тебя убедил кто-то а ошибаются они.
> С другой стороны, как справедливо отмечалось, иконопочитание открывает большие возможности для злоупотреблений и все в итоге скатывается в язычество со стороны паствы и обрядовость со стороны служителей культа (особенно в современной РПЦ).
Да оно со всех сторон и идёт в язычество ибо от туда и пришло в христианство. Как и разные праздники и даже имена святых.