Неплохо было бы сухо в текстовом виде в какой нибудь посте отобразить эти подсчёты. Вот столько и тогда-то по сведениям штаба, а вот столько и столько в итоге прошло через мобилизацию и столько осталось - "где деньги, зин?"
> Неплохо было бы сухо в текстовом виде в какой нибудь посте отобразить эти подсчёты. Вот столько и тогда-то по сведениям штаба, а вот столько и столько в итоге прошло через мобилизацию и столько осталось - "где деньги, зин?"
Генерал Головин после войны написал фундаментальный труд "Военные усилия России в мировой войне", где подробнейшим образом всё рассчитал, в том числе приводятся данные по мобилизованным и по потерям, и не только. Про снабжение тоже много. В общем написано с точки зрения генштабиста и логиста, крайне отрезвляющие чтиво. В отличие от многих своих коллег по эмигрансткому лагерю иллюзий в отношении результативности действий армии в первой мировой не питал и признавал как объективную данность такой феномен, как нежелание широких народных масс продолжать войну.
Вот еще труд генерала Маниковского (начальник Главного Артиллерийского Управления императорской армии и начальник артиллерийского снабжения РККА во время Гражданской), на который Головин много ссылается. Там много информации по состоянию дел со снабжением русской армии во время Первой мировой, в первую очередь артиллерией и снарядами, но не только:
Борис Витальевич, спасибо вам за лекцию. единственное пожелание к камраду Майору - вести себя более, гм, серьёзно.
И ещё несколько вопросов к Борису Витальевичу по содержанию лекции (хотелось бы уточнить некоторые детали).
Насколько я понимаю, военные потери на Восточном фронте первой мировой войны включают в себя потери Российской империи и некоторое количество иностранцев (воевавшие в составе бельгийского автобронеотряда, сформированных из военнопленных чехословацких, сербских и др. частей). А совокупные потери Российской империи включали в себя боевые и небоевые потери...
И вот в связи с этим у меня возникает главный вопрос: как правило, в работах о ПМВ упоминаются потери вооружённых сил Российской империи (иногда с разбивкой на армию и флот). Однако при этом не выделяют потери других силовых структур (пограничной стражи, которая тогда относилась к министерству финансов; полиции; жандармерии; сотрудников таможенной службы...).
Поскольку по закону в военное время пограничники должны были переходить в ведение военного министерства, возникает предположение, что их потери (кроме, возможно, потерь в самые первые часы и дни войны?) включены в потери вооруженных сил. Но есть ли хотя бы примерные оценки потерь по остальным ведомствам?
Второй вопрос появился после того, как я прочитал мемуары русского военного атташе в Париже полковника Игнатьева, который упоминает о том, что некоторое количество офицеров и госслужащих Российской империи летом 1914 года отдыхали или находились в деловых и служебных командировках в странах Европы. После объявления войны находившиеся на территории Германии и Австро-Венгрии были интернированы, хотя кто-то сумел выбраться. Кроме того, были захвачены корабли торгового флота (с ассажирами и т.д.). Есть ли оценки по количеству интернированных летом 1914 года военнослужащих за рубежом? Вряд ли их было много, но тем не менее...
Третий вопрос связан с тем, что некоторое количество потерь Российской империи (РИ) составляют перебежчики и изменники (в частности, лица, согласившиеся служить в составе "национальных легионов"). Насколько правомерно включать в потери РИ, скажем, поступивших на службу в немецкую армию поляков из числа бывших подданных РИ? И не следует ли вычесть их из общих потерь РИ? Просто мне нигде не приходилось встречать конкретных сведений о потерях среди иностранных коллаборационистов Центральных держав за время ПМВ.
Вопрос о коллаборационистах во время ПМВ - вообще очень мутный. С одной стороны нет никаких конкретных данных, а с другой есть текст листовки (?) инструктирующей о том как быть с предателями. Неплохо бы осветить эту тему подробнее.