> Святой водой-то, поди, не окропили, молебен торжественный не провели. Так что не считается.
>
А ты там был? Вдруг окажется, что крестили железку, хех.
>On May 22, 2021, Virgin Galactic's VSS Unity spaceship completed the first-ever human spaceflight from Spaceport America, New Mexico, with two pilots reaching apogee at 55.45 miles above ground.
Полетели таки да, но не совсем в космос. Почти суборбитальный полет, почти космический. А так молодцы. В отличие от Маска они все сами, а не сидят на госбюджете и допиливают старые разработки NASA, при этом устраивая пиар, что это мол частный космос. И разбивают при этом меньше - это второй корабль из серии.
> The flight is a meaningful step toward the opening of commercial space travel.
Так-то уже турыстов катали и до того. Причем на станцию. Но для этого надо иметь соответствующее здоровье и денег так, небольшую гору.
Вот когда будут большие и надежные машинки, с надёжностью обычного пассажирского лайнера, вот тогда да. Особенно когда прокатиться можно будет за килобакс и менее.
А когда будут одноступенчатые многоразовые космические самолёты, способные долететь до орбитальной станции, а то и до Луны - тогда уже будет серьёзный коммерческий космос, и не только про спутники и фотографии Земли в иллюминатор.
Но до такого по супероптимистичным прогнозам лет 30, по реалистичным - еще сотня.
Посмотрел скорость достигнутую "космопланом": "VSS Unity набрал скорость в 3 Маха (3675,13 км/ч)". Это 1000 м/с, или 1/8 первой космической. А по энергии 1/64, от необходимой для выхода на орбиту. Т.е. горючки надо раз в 300 больше.
К сожалению, всего лишь аттракцион без всякого шанса принести практическую пользу (
Когда говорят про частный пилотируемый полёт и частную пилотируемую космонавтику вот это она и есть. Это её уровень на данный момент. Но журналисты как попугаи трындят про корабль Маска как первый частный, ага.
У Маска космонавтика есть. Да, на госдотациях, разработках НАСА и НАСАвском же аутсорсе. Есть рискОвая, но как-то работающая ставка на массовое совершенство его РН за счёт литий-алюминиевых сплавов (кстати, многоразовость растёт именно оттуда - недопустимо терять ступени из супердорогих сплавов).
Но Virgin Galactic - просто шапито без всяких перспектив.
> Сдаётся мне не будет. Вот вам китайский телефон с очками 3D и чипом в башку - летайте!!!
Китайцы ещё не изобрели ускоритель света, а поэтому даже марсианскими роверами управлять тяжело - ИИ реально слабый, сигнал идёт долго, визуальная информация даёт представление о положении дел лишь частично. Вот и имеем что имеем - средняя скорость движения измеряется несколькими километрами В ГОД!
Это даже для исследований печально. А если зайдёт речь о строительстве?
Возможно, не стоит сажать (сейчас) на планеты живых людей, но возить операторов на орбиты придётся.
Кому: Korsar, #9 > Когда говорят про частный пилотируемый полёт и частную пилотируемую космонавтику вот это она и есть.
Кому: Thunderbringer, #6 > Полетели таки да, но не совсем в космос. Почти суборбитальный полет, почти космический. А так молодцы. В отличие от Маска они все сами, а не сидят на госбюджете и допиливают старые разработки NASA
" Компания VOX Space получила разрешение на запуск полезных нагрузок на орбиту с острова Гуама, о чем компания объявила 7 мая, а ее первый запуск позволит разместить на орбите экспериментальные кубсаты для различных правительственных учреждений.
Дочерняя компания Virgin Orbit заявила, что подписала соглашение с Департаментом военно-воздушных сил, которое позволяет ей проводить миссии по запуску с помощью своей системы LauncherOne с базы ВВС Андерсена на Гуаме. "
- Как видите очень-очень частная компания, просто Брэнсон - очень умный и удачливый гений, это вам не мерзкий Рогозин на бюджете!!! Никаких связей, никаких откатов!
Ричард Брэнсон - сэлф-мейд мен, поднялся с низов, просто талантливо писал музыкальную критику, просто повезло взять интервью у Роллингов и Битлов, а Его дедушка, достопочтенный сэр Джордж Артур Харвин Брэнсон не был судьёй Высшего суда и Членом тайного совета Её Величества, вобще ни разу!
С интересом жду, когда уже частные спутники начнут случайно таранить наши военные спутники, а частные компании начнут производство термоядерных боеголовок.
Наши тем временем презентовали ядерный буксир "Зевс", который собираются запустить в 30х годах, и который за одну ходку пройдет маршрут Луна - Венера - Юпитер. Но что-то не заметно хайпа до небес и пафосных речей про прорыв во славу всего человечества.
> Возможно, не стоит сажать (сейчас) на планеты живых людей, но возить операторов на орбиты придётся.
Все обещалки про Марс пока можно игнорировать. Все чиновники и бизнесмены из нескольких стран делают одно и тоже - обещают пилотируемый полёт через 20-30 лет. Почему такой срок. А потому, что через 30 лет они или на пенсии будут или чем-нибудь другим заниматься.
Необходимо решить три огромных проблемы:
1) Общая надёжность КА - довольно примитивные роботы пока далеко не со стопроцентным шансом долетают, еще меньше - выполняют запланированную программу на 100%.
2) создать инфраструктуру для вывода и сборки на орбите больших модулей
3) Создать очень мощные двигатели, способные дотянуть до Марса и обратно очень большой и тяжелый корабль.
Почему большой и тяжелый - надо решать вопрос защиты экипажа от космического излучения в длительном полёте. Особенно если кораблик попадет в "плевок" от солнышка. Нужно очень много воды, кислорода (частично проблема решаема производством из компактных реагентов), продуктов (год в полёте без снабжения с Земли - это та еще задачка), плюс научное оборудование.
Плюс модуль, способный сесть на Марс, находиться там в качестве базы и взлететь, пристыковаться к орбитальному модулю и все это должно вернуться. С роботами это на порядки проще.
В общем и целом получается так - если вдруг придет умное руководство в США и внезапно сменит курс с неоколониализма на мир, дружба, жвачка и обнимашки с Россией и КНР и каждая страна урежет оборонный бюджет на 3/4 и пустит это дело на совместный проект - понадобится пара десятилетий на осуществление.
Луна - дело несколько другое. Дорого, но таки проще и дешевле на несколько порядков там создать постоянную базу, чем один раз слетать к Марсу с людьми.
> С интересом жду, когда уже частные спутники начнут случайно таранить наши военные спутники
Чем таран частного спутника отличается от тарана спутника государственного?
Чем последствия тарана частного спутника отличаются от последствий тарана спутника государственного?
И, наконец, что такое спутниковый таран?
> Наши тем временем презентовали ядерный буксир "Зевс", который собираются запустить в 30х годах, и который за одну ходку пройдет маршрут Луна - Венера - Юпитер. Но что-то не заметно хайпа до небес и пафосных речей про прорыв во славу всего человечества.
Еще меньше шума про разрабатываемый двигатель для одноступенчатого космического самолёта. Прототипы этого двигателя уже до железа дошли - потому, что не американцы. Те любят пафосные речи. Да еще одни вкладывают 70% в пиар, 30% - в дело, другие - 90% в дело, 10% или меньше - в пиар.
Маск тот же. Ну да, ракеты с господдержкой летают, все нормально. Но вот маскофилы очень обижаются, когда я их спрашиваю, а слабо было Маску вместо дешевого пиара с засиранием околоземного пространства автомобилями, например... ну запустить новый Вояджер. Хоть просто клон старого один в один и так чтобы работал до 2080 года хотя бы? Не говоря уже про аналог Хаббла и уж тем более отправить аппараты к Венере, что было сделано СССР очень давно? А может даже к Меркурию?
Слабо. Потому, что это надо гораздо больше денег, чем на запуск мафынки в космос и кучу инженеров, способных этот проект осуществить.
Еще не любят вопросов про гиперлуп. Ну а его проект подземных транспортных линий для автомобилей? Он вообще план подземных коммуникаций любого города видел? Даже маленького, с населением в 40000. Метро строить тот еще геморрой с нахождением мест под тоннели. А тут их чуть ли не тысячи нужно было бы. Можно было бы промолчать и не давать повод поржать всем инженерам в мире.
> Чем таран частного спутника отличается от тарана спутника государственного?
наверное тем же, чем атака государственного военного корабля отличается от атаки "пиратского" капера.
или тем же, чем атака ЧВК отличается от атаки государственных войск.
Таран - это такое риторическое выражение, под ним подразумеваются различные действия в сфере военного противостояния в космосе - ну там инспектирование, маневры всякие, вплоть то выведения из строя аппаратов противника.
> Так и цена не 20 миллионов долларов а вроде 200К, будет даже меньше, после некоторого времени когда начнут массово окучивать.
Ну вместо двух туристов, будет максимум 3000. В Антарктиду скататься туристом стоит 20000, любителей суровых полярных мест хватает, а вот сотни туристов туда не ломятся. Ломились бы - построили бы станцию-турбазу. 20000 таки дорого, чтобы пингвинами полюбоваться. А тут 200к за то, чтобы на Землю с 80км поглядеть. Открою небольшой секрет. Если подняться почти до потолка на МиГ-31, оно выглядит почти также. Только стоить оно будет на нолик меньше. А за ~300 миллионов баксов можно сгородить пассажирский самолёт, который вполне себе поднимется в верхнюю стратосферу и лететь будет с 200 пассажирами и долго. Причем окупится при стоимости билета в килобакс быстро. Можно даже просто купить Ту-144 и допилить напильником.
Маск обещает через 9 лет 1000 старшипов. Это, конечно, смешно. Если через 20 лет к Марсу уйдёт первый стотонный, пусть и необитаемый, корабль, то будет невероятно круто!
> Создать очень мощные двигатели, способные дотянуть до Марса и обратно очень большой и тяжелый корабль.
Мощные двигатели не нужны. Нужны двигатели постоянной тяги с малым расходом рабочего тела. Да "Зевс", или какой-то аналог. Что на этом направлении - мало кто знает, а кто знает - не скажет.
> надо решать вопрос защиты экипажа от космического излучения
Этого вопроса просто нет. Миф.
> Пуски малых нагрузок (500 кг) легким носителем. Прогнозная цена запуска 12 мегабаксов.
Не вникал в тему, но сходу: 24 к$ за кг. Маск (после поднятия цен) пускает сильно дешевле. Роскосмос тоже дешевле.
Тут, кстати, узнал, что есть возможность дозагрузки малыми аппаратами больших коммерческих пусков, и, цены на триплкьюбсат ВВДВОЕ ниже, чем на лада VESTA. Но это свехмалые.
> наверное тем же, чем атака государственного военного корабля отличается от атаки "пиратского" капера.
Насколько я понимаю, сегодня потеря одного спутника стратегического назначения это полноценный казус белли. Ни в России, ни в Штатах никто не будет гадать, "ой, а может это Нигерия, нечаянно? Или Венесуэла? Или Маск?". Потеря двух спутников подряд - это гарантированная ядерная война. Никто вообще не будет вникать.
> Потеря двух спутников подряд - это гарантированная ядерная война. Никто вообще не будет вникать.
Ну это ты загнул, конечно. Из-за спутников ядерную войну начинать. Напомню, что СССР и США друг другу самолёты сбивали пачками, а войны и не было.
Просто в ответ внезапно погаснет половина спутниковой группировки. Это сделать не просто, а очень просто.
> цены на триплкьюбсат ВВДВОЕ ниже, чем на лада VESTA. Но это свехмалые.
Ну сделать микроспутник на одноплатниках/ардуинах и оплатить запуск может и компания школьников. Получится по 200-500 баксов на брата, как средняя видеокарточка для компа. Ибо там вес в шоколадку-две будет. Кстати уже делали. Причем даже платить не пришлось. До кучи с серьёзными КА серьёзных людей вывели.
Этот вопрос вполне себе есть. Если не повезет и корабль догонит последствие коронального выброса массы, то экипажу может ОЧЕНЬ сильно поплохеть. Лететь до Марса долго, угадать всё не получится. Придумывать защиту от этого таки надо.
А вот нагнетание на тему того, что далеко от Земли людей прямо таки испепелит гамма лучами - вот это уже миф.
Если себе представить, что у корабля стены будут вдвое толще того, что на МКС, то за весь полёт экипаж получит столько же, сколько обычный лётчик ГА за 5 лет работы. Проще говоря - никто не помрёт и вреда для здоровья будет больше от длительного пребывания в невесомости, чем от радиации.
Влияние высокоэнергетических заряженных частиц, проникающих через обшивку космического аппарата за пределами атмосферы, может привести к целому ряду сбоев в функционировании центральной нервной системы человека, причем эти сбои будут сохраняться долгое время после полета. К такому выводу пришла команда исследователей под руководством профессора Чарльза Лимоли из Калифорнийского университета в Ирвине (Charles Limoli, University of California, Irvine).
имеются ввиду частицы, разогнавшиеся до безумных скоростей в результате взрывов звезд и тому подобного. их довольно много, шансы схватить такую - далеко не нулевые.
Они могут и ошибаться насчет длительного влияния, но то, что влиять будут - это факт.
Не то, чтобы оно прямо ставило крест на полётах человека дальше Луны, но от радиации защищаться дополнительно надо. Это просто меньшая из всех проблем, которые надо решать.
Грубо говоря, если провести параллели с развитием электроники - эта проблема из области создания смартфона образца 2021 года, тогда как сейчас космонавтика находится на том уровне, на котором находилась электроника в 1960ом году. А развивается она медленно. По сути дела пока еще не сделали ничего, что не было бы возможно в 1980ом году. Просто сейчас некоторые вещи сделать чуть легче. Например летать по короткой траектории и стыковаться к станции автоматически.Но вот, например, разрабатываемые сейчас полумногоразовые корабли в виде увеличенного варианта на тему "Союза" таки сильно проще шаттлов из 80ых. Особенно если учесть, что "Буран" пока еще держит рекорд самого большого беспилотника в мире, да еще и слетавшего в космос. Проще, правда еще и означает "надёжнее и дешевле". Но мечты из 70ых про одноступенчатые космические самолёты к 1990ому году так мечтой пока и остались.
Остапа понесло. Все страны мира, которые обладают космическими технологиями за такой срок не осиливают запустить даже половину от этого числа в виде *любых* КА средних размеров.
> Влияние высокоэнергетических заряженных частиц
Они не "отбиваются" ни атмосферой, ни магнитным полем Земли, следовательно, их влияние, что в космосе, что на Шарике идентично.
" Толщина атмосферы на уровне моря эквивалентна 1030 г/см2, т. е. соответствует примерно 15 ядерным пробегам для протонов. Отсюда следует, что вероятность достичь поверхности Земли, не испытав столкновений, для первичной частицы ничтожно мала. Поэтому на поверхности Земли космические лучи обнаруживаются лишь по слабым эффектам ионизации, создаваемой вторичными частицами. "
Даже космонавты на орбите находятся ниже радиационных поясов и защищены магнитосферой.
> Насколько я понимаю, сегодня потеря одного спутника стратегического назначения это полноценный казус белли. Ни в России, ни в Штатах никто не будет гадать, "ой, а может это Нигерия, нечаянно? Или Венесуэла? Или Маск?".
Вот прям недавно 19го мая Рогозин в своем Телеграмме написал:
Около 04:00 мск аппараты «Канопус-В» № 5 и японский ASNARO сблизились на расстояние около 200 метров, после чего траектории их полёта снова разошлись.
Проведя очередные замеры параметров сходящихся орбит, мы решили двигатель на нашем спутнике для его уклонения от столкновения не включать и беречь его ресурс. Разминулись.
Но чем больше будет выводиться аппаратов в рамках строительства многоспутниковых группировок, тем чаще придется уворачиваться. Это уже новая реальность в ближнем космосе.
> Маск обещает через 9 лет 1000 старшипов.
>
> Остапа понесло. Все страны мира, которые обладают космическими технологиями за такой срок не осиливают запустить даже половину от этого числа в виде *любых* КА средних размеров.
> Около 04:00 мск аппараты «Канопус-В» № 5 и японский ASNARO
Верно понимаю, что какой-то из них является военным спутником стратегического назначения? Предупреждает, к примеру, о пусках баллистических ракет, или входит в систему ретрансляторов связи, используемых нашей ядерной триадой? Если нет, то для чего ты выбросил слово "стратегический" из моего тезиса?
> Верно понимаю, что какой-то из них является военным спутником стратегического назначения?
Я думаю, что сейчас многие системы маскируются под "мирные трактора", как тот же старлинк, например. Мирная картография и геолокация, мирная метеоразведка, мирная радиолокация, мирная система управления цифровым полем боя.
> Если нет, то для чего ты выбросил слово "стратегический" из моего тезиса?
Ты добавил слово "стратегический" к моему тезису, я выкинул слово стратегический из твоего тезиса.
честно говоря цепляться к словам у меня особого интереса нет.
> вот здесь
> https://bigenc.ru/physics/text/4420856 > пишут другое:
Почитал материал и кое-что ещё. Да, признаю, в целом, твою правоту относительно роли атмосферы в защите от жёсткого космического излучения.
> Я думаю, что сейчас многие системы маскируются под "мирные трактора"
Давно есть такой подход, но спутник системы ОКО (ныне устаревшей и почти несуществующей) никак под гражданку не замаскируешь. Как не замаскируешь авианосец под танкер, и, повторюсь, уничтожение авианосца и авария танкера геополитически будут иметь совсем разные последствия.