С нетерпением жду, когда 12я серия "известно чего известно где" появится. А то начали смотреть с женой, когда было уже 11 готово, в надежде, что успеем к 12й. Но вот уже обзор на 11ю вышел, а "известно что" до сих пор без изменения...
Добрый день уважаемый Клим Александрович! К сожалению, вы ошиблись, вместе с Дмитрием Юрьевичем, заявив в ролике на счет отсутствия дошедших до нас "солдатских писем" римских времен. В нашем распоряжении существует целый архив, происходящий из находок на месте римской крепости-лагеря Виндоланада, что на севере современной Англии, известный как "Таблички из Виндоланды" (Vindolanda tablets), представляющий собой различные письма римских солдат и их родни, написанные угольными чернилами на очень тонких (толщина менее 3 мм) деревянных дощечках (такой себе "аналог" наших берестяных грамот), таблички из Виндоланды содержат как официальную или полуофициальную военную документацию разного уровня (переписку римских командиров, отчёты, списки поступающей в гарнизон провизии, различных вещей), так и частную переписку. Наиболее известно письмо Клавдии Северы, жены Элия Брокха, командира соседнего форта (вероятно, называвшегося Брига). На 2010 г. было обнаружено более 750 подобных табличек-писем I-II вв. н.э., есть аналогичные находки из североанглийского же г. Карлайл (римск. Лугувалл). Другим известным архивом уцелевших римских "солдатских писем" является переписка из египетского города Каранис (на территории Фаюмского Оазиса), представляющая собой письма на папирусах, которые писали домой из Италии, местные уроженцы призванные на службу военными моряками на Мизенский флот. Также с территории Фаюмского оазиса, из местечка Тебтюнис, происходит письмо Аврелия Поллиона, служившего во II-м Вспомогательном легионе в Нижней Паннонии (соврем.Венгрия). Его письмо домой (тоже на папирусе), обращённое к брату, сестре и матери, «торговке хлебом», выглядит как послание человека, который отчаянно пытается связаться со своей семьёй и уже отправил им 6 писем, оставшихся без ответа.
Клим Саныч, теплый привет из Минска. Есть пара вопросов. 1.Как в Древнем Риме обстояло дело с едой и сельским хозяйством? Какого качества была еда (особенно хлеб) и какой был ассортимент неживотных продуктов питания?
2. Почему у различного вида пик/копий/дротиков наконечник имеет вид стрелки? Мои скромные познания в физике наталкивают на мысль что плечи наконечника при вхождении в броню/тушку создают нежелательное сопротивление и уменьшают глубину пенетрации. Не вариант ли был сделать наконечник aka гвоздь? Миллиметры бронепробития увеличатся, а урон уменьшится не так значительно (в самом деле, какая разница чем тебя проткнули?), особенно если этот самый наконечник от души старательно смазать говной.
Слушал видео вслепую, долго не мог понять что за посторонние звуки в правильных местах. Грешным делом поначалу на собеседников подумал. Потом все таки решил удостоверится что не спятил. Обнаружил источник мерзкого хрюканья - гениальная идея, как и закадровый смех! Возможно, новый тренд. Дает, например, некий политик интервью и внезапно "выставилось свиное рыло и хрюкнуло так, что мороз подрал по коже".
Интересует такой вопрос по римским легионам.
- Как они формировались, был ли определенный ритуал при их формировании?
- Отличались ли ветераны "на пенсии" из разных легионов привилегиями?
- Отражалось ли на ветеранах, которые закончили службу тот факт, что легион, где они служили, расформировывался?
Про ораторское искусство вспомнилось - я в техническом универе учился, ну и там история, философия, прочие гуманитарные науки на ранних курсах и, понятно, семинары - выступаешь ты такой перед коллективом, ничего сложного вроде, но подавляющее большинство распечатки с википедии унылым голосом читали. Без малейших попыток глаголом зажечь, вот вообще. Три человека из всей группы что-то там изображать пытались, включая меня. Исключительно полезная практика - хотя бы перед десятком человек для начала выступить, чтоб голос не дрожал, чтоб тебя искренне слушали - не, большинству не интересно было.
Касательно гностицизма и происхождения христианства. Говорить то, что христиане позаимствовали что-то у гностиков будет не совсем корректно, т к синтез иудейской мистики и греческой философии был уже совершен до появления христианства. К примеру, Филон Александрийский (считать его кумранитом оснований недостаточно, точно так же как и одним из первых приверженцев христианства) еще до христиан отождествил греческий Логос и Яхве\Элогим (возможно, что и до него это кто-то сделал, но авторство утрачено), а значит и христианского Бога. Христиане получили данный синтез уже в наследство из древнееврейской религиозной философии, собственно говоря, как и многое другое, касательно представлении о спасении, о творении, о человеке и так далее. В свою очередь первобытное христианство само неплохо влияло на множественные тогдашние иудеохристианские\языческие секты и культы: манихеи, каиниты, докеты. Кстати говоря, ислам в общем целом тоже появился как иудеохристианская секта, только значительно позже.
Существует огромное количество апокрифических текстов, в том числе датируемые первым веком, а канон Нового Завета был составлен только в 4 веке (Лаодикийский собор 364 г.), что очень поздно. За 300 с лишним лет, ясное дело, была написана уйма книг, в том числе людьми, мягко говоря, не совсем с христианскими взглядами аля Рон Хаббард или Джозеф Смит - очевидно, тогда таких умников тоже было достаточно. В свою очередь тот факт, что подавляющее большинство книг не вошли в канон Нового Завета говорит о том, что выборка (проведенная не просто группой единомышленников, а всеми лидерами христианских общин тогдашней экумены - всеобщее решение) была достаточно строгой, что с точки зрения теперешних христиан должно вызывать доверие к истинности канона. Вошло всего-лишь 26 книг, а их было аж под сотню; за исключением Откровения Иоанна Богослова, которое было включено после.
Если же говорить об Нагорной Проповеди, факт того, что она не упоминается в посланиях (стоит сказать, как и очень многие другие события), то это не основание для утверждения, что ее не было. Стоит сказать, что послания по своим структурам очень лаконичные, как и евангелия. Данное может свидетельствовать, что для автора\адресата данных посланий такие события как Нагорная Проповедь были само собой очевидными и\или не значащими в контексте посланий. В общем целом даже психологический портрет Иисуса Христа и апостолов, а так же других персоналий невозможно составить, т к очень мало информации.
Раз зашла тема о христианстве. Вопрос касательно Понтия Пилата, насколько солидным была его должность (не совсем понятно был он префектом или прокуратором) и насколько был такой чиновник влиятелен в самом Риме? Мог ли такой гос.служащий, выпади случай, занять скромную должность императора? Ведь Понтию Пилату приписывается такой эпитет как "друг императора", что это данное значит?
Дмитрий Юрьевич, если будет такая возможность, может быть сделать совместный ролик с Климом по Ивану Ефремову? Поскольку у вас с Климом чёрный пояс. Рассмотреть его книги, идеи, сюжетные линии, его позицию с точки зрения социализма и коммунизма и т. д. Ефремов достаточно популярен, было бы интересно.
> Существует огромное количество апокрифических текстов, в том числе датируемые первым веком, а канон Нового Завета был составлен только в 4 веке (Лаодикийский собор 364 г.)
Не составлен, а утверждён. Составлен он был во 2-4в.в. из текстов средины - второй половины 1в..
Есть ли какие-либо археологические данные, которые указывают на то, что предметы (мечи, каски, лорики, предметы роскоши и быта)произведенные непосредственно в римской культуре (в пределах империи)докочевали до таких отдаленных уголков как центральная Африка, Индия, Китай, территория будущей Руси (исключая Причерноморье вместе с Крымом), Великие степи, Скандинавия и т. д?